→ Татарская лошадь "бахмат". Международный фонд исследования тенгри Так были безлошадные

Татарская лошадь "бахмат". Международный фонд исследования тенгри Так были безлошадные

30 сентября 2017 близ села Новый Кырлай Арского района Татарстана прошли конноспортивные соревнования на «Международный кубок стран СНГ». В забеге на короткую дистанцию в 2400 м соревновались лошади татарской породы. Порода татарская, но все призовые места завоевали наездники из Башкортостана.

К сожалению, у нас в республике в почете арабские и английские лошади. Их лелеют, ими восхищаются, разводят и пропагандируют. Хотя они и не являются нашей национальной гордостью. В Аравийском полуострове до 7 века тоже не было коней. Арабы пользовались для своих нужд верблюдами. После исламских походов арабам в трофеи достались разные кони. Островитяне стали заниматься скрещиванием, чтобы вывести породу, которая могла бы жить на жарких арабских землях. В течение сотен лет им это удалось. В крови арабской лошади есть ферменты, которые при температуре свыше 30-35 градусов жары разжижают кровь и кони начинают скакать с большой скоростью, но пробегают они не более семи км. В Татарстане температура резко континентальная и такой жары нет. Поэтому у нас арабские кони не показывают хороших результатов на резвость. К тому же содержать арабских коней очень дорого. Им нужны теплые конефермы, питаются они финиками, фруктами, бананами и т.д. Тоже самое можно сказать и про английских коней. В 1750-м году путем скрещивания скандинавской лошади с арабской получили английскую лошадь. И обслуживание данной лошади тоже очень не дешевое. Сегодня английских, арабских коней разводят в большом количестве на конефермах в Англии, Америке, Испании, во многих арабских странах и т.д. Кони очень дорогие, от 300 тысяч и выше. Но после трех лет скачек даже не знают, куда их потом девать.

В августе 2007 года лама Тывы Монгуш Лопсан Дожиевич пригласил меня в гости на народный праздник Республики Тыва «Надым». Как положено по тюркской традиции на празднике проводились скачки коней. Меня эти скачки заинтересовали, ведь тувинцы, хакасы еще до революции назывались минусинскими татарами, а их кони ничем не отличаются от наших. В основном это степные татарские кони. Вернувшись в Казань, я встретился с некоторыми депутатами, которые держат арабских, английских коней. Попробовал убедить начать возрождать своих татарских коней. Но не получилось.

В феврале 2009 года я привез из Башкирии двух шестимесячных жеребят и с тех пор они у меня. Они выросли и дали потомство – двух жеребят. Через два года ко мне приехал в гости Фарид Набиуллин из Бугульминского района. Увидев коней, он загорелся и сказал, что в их районе с древних времен в основном занимались разведением этой породы. И он решил возрождать татарских коней. Не откладывая дела в долгий ящик, он тоже поехал в Башкирию купил там более 50 жеребят татарской породы.

В августе 2011 года в средствах массовой информации прошло сообщение о разрабатываемой в Татарстане программы по развитию коневодства и конного спорта на 2013-2015 гг., на которое должны потратиться 2,5 млрд. рублей. К нашему великому удивлению, в этой программе уделяется внимание английским, арабским, русским и т.д. коням, а татарским — нет. Вот тогда и возникло решение о создании Ассоциации “Татар аргамаклар”. Для возрождения татарских коней в Татарстане их необходимо закупать в Туве, на Алтае, Казахстане и т.д. Здесь они вернут свое историческое название – “татарские кони”. Как в республиках Алтае, Туве, Казахстане, Киргизии, будем проводить в Татарстане конные бега (Байга) на 20, 40, 100 км. Татарские кони должны участвовать на празднике Сабантуй и стать национальным брендом.

Чтобы привлечь правительство к возрождению татарских коней, я предложил в подарок своего коня «Углан» президенту Татарстана Рустаму Минниханову с одним условием, если он сядет на него верхом на него на празднике Сабантуй. Рустам Нургалеевич пока думает.

Я надеюсь, что возрождение татарских коней начнет бурно развиваться. Мы надеемся увидеть на наших праздниках не только бега «байга» татарских коней на длинные дистанции, но джигитовку татарских парней на своих скакунах, национальные игры на конях, которыми богаты татарские традиции. Ведь все эти мероприятия давно проводят в Башкортостане. Поэтому у них и результаты хорошие.

Живу я в Высокогорском районе в деревне Камаево. Продолжаю держать татарских коней. Конь в любом дворе, подворье, усадьбе приносит счастье и их в глубокую старину неслучайно предки называли небесными конями и роняли горькие слезы, когда кони гибли на поле брани. Забывать об этом не стоит.

Археологические экспедиции, проводившиеся во Внутренней Монголии, утверждают, что более II тыс. лет до н. эры на этой территории жили кочевые племена, резко отличавшиеся от культуры Китая. Китайские источники всех кочевников, живших на севере границы Китая, называли хиен-ну, та-та, та-да, датаны, что означает «татары». Местожительство этих древних татар точно определено в «Цзиньшу». Татарская земля на юге соединялась с уделами Янь и Чжао (современные провинции Хэбэй и Шаньси), на севере достигали Шамо, на востоке примыкали к северным, то есть границы распространения древних татар совпадали с современными границами Внутренней Монголии (КНР). Важным достижением татар было освоение степных просторов современной Монголии. Территория Южной Маньчжурии, современной Внутренней Монголии, территория современной Монголии и Южная Сибирь была татарской территорией. Русский ученый В.П.Васильев, долгое время проработавший в Китае, считал, что первые татары появились в Южной Маньчжурии, а затем началось расселение в районе Ордоса – горы Иншань (Внутренняя Монголия) в направлении Татарской степи и Северо-Западной Монголии. Оттуда далее до Джунгарских ворот, Северного Казахстана, Алтая, Южной Сибири, Южного Урала, Нижней и Средней Волги и далее на запад до причерноморских степей, Передней Азии и Скандинавии. Махмуд Кашгари, обширный район между Северным Китаем и Восточным Туркестаном, называл «Татарской степью». В течение многих тысячелетий татары (тюрки) — кочевники из маленького этноса превратились в суперэтнос и расселились по всей терри­тории Великой степи.

Главным занятием древних татар было кочевое скотоводство. Наряду со скотоводством большую роль играла охота. Облавная охота требовала специальной выучки загонщиков и охотников. Это было очень полезным потому, что охота воспитывала воинскую доблесть, учила тактике и стратегии боя.

“Они появлялись на свет божий в седле лошади, умирали и погибали, сидя в седле. Их родиной была спина лошади”. Татарское слово «ир-ат» переводится дословно на русский как «мужчина-конь». Видимо было немыслимо представить татарских мужчин в старину без коня. Такое схожее слово есть только в греческом мифе – кентавр. Постоянно на коне в лютый мороз и в знойную жару — такой обычный повседневный образ жизни превращал кочевника в выносливого воина на войне. Привыкшие к суровым условиям жизни, они способны были выносить всяческие неудобства и лишения и с мужеством переносили все тяготы походной и военной жизни.

2-3 тысячи лет назад, когда между татарами и китайцами шли кровопролитные войны, китайские ученые подробно описали татарских коней. За 2-3 тысячи лет они почти не изменились и распространились по всей Евразии. Как люди во всем мире разные, так и кони бывают разными. Чем же отличаются татарские кони от других коней? Во-первых, своей внешностью. Татарские кони заметно разнились от других пород того времени, прежде всего, необычной мастью. Кобылицы обладали светло-булатной (серебряной) мастью, белой гривой и белым хвостом. Жеребцы обладают темно-буланой мастью, точнее светло-гнедой с золотистыми отливами на туловище. Эти лошади, прежде всего, отличаются высокой плодовитостью. Груди у них широкие, шея толстая, голова большая, а туловище массивное. Несмотря на это, ноги у них короткие и тонкие. Рост у них 135-145 см. По европейским стандартам кони должны быть высотой 160-175 см. Поэтому татарских коней принято называть низкорослыми.

Они очень легко выносят и холод и жару (40-45 градусов), им не нужны теплые конефермы. Татарские кони по природе юргалар (иноходцы), быстроходные и способны на протяжении 7-8 часов находиться в непрерывном движении, поэтому на длинных дистанциях им нет равных соперников. В день могут пробегать до 150-200 км и так на продолжении 10 дней. И еще одна очень важная отличительная их черта — они уже рождаются иноходцами.

Зимой жеребцы разгребают из под снега траву. Когда овцы и кобылы, стоящие в стороне, видят, что жеребец откопал корм, они подбегают и начинают есть. Жеребец переходит на другое место и начинает вновь искать корм. Жеребцы охраняют стадо от волков. Они бесстрашны, бывают случаи, что вступают в схватку даже с медведем.

В те далекие времена конница решала исход любой битвы, поэтому для любой армии нужны были подготовленные для войны кони. Они отличались боевыми качествами, помогая всаднику, кусали и топтали противника. Не напрасно Чингиз-хан в своих походах использовал этих коней. Таких коней требовалось, как правило, до сотен тысяч. Табуны татарских скакунов выпасались издревле на берегах Енисея, предгорий Монгольского Алтая, в лесостепной зоне Маньчжурии, в районе Хинганских гор, в Ордосе – современной территории Внутренней Монголии (КНР) Северном Китае вдоль китайской стены.

Татарское войско формировалось из отрядов конницы. Основным оружием легковооруженного татарского всадника были лук, копье, сабля и щит. Главными особенностями военной стратегии у татар была внезапность проникновения кавалерийских эскадронов в глубокий тыл противника и удар в тыл защитникам границы, а затем, если надо, уйти по возможности без потерь. Основная тактика татар состояла в изматывании противника и неожиданных налетах. Татары стремились атаковать противника кавалерийской лавой, когда тот уже дрогнул, нарушил построение и начинал отступать. Одно из главных достоинств татарского воина – меткость при стрельбе из лука. Наилучшим мастерством конного лучника считалось не только стрелять на ходу, но и повернувшись назад. Это было обычной тактикой татар — заманивать врага в засаду. Враг, предполагая, что татары убегают, пытался догнать их. Татары при отступлении, будто при бегстве, разворачивались на седле и успевали метко поражать стрелами противника, нанося им урон ещё до засады. Воин должен был уметь не только метко стрелять, но и искусно избегать стрел, то привставая на стременах, то притворно падая навзничь. Причем конь также должен был увертываться от стрел, делая прыжки и прочее. Боевого коня обучали врезаться в строй врага и топтать пеших воинов. Не будь таких коней под седлами кочевников Атиллы и Чингисхана вряд ли мы знали что-либо о потрясателях Вселенной.

Белые татары онгуты (китайцы называли татар черными и белыми, но не по цвету кожи, а по их просвещенности, кто и как принимал китайскую культуру), владели несметными табунами и бескрайними пастбищами на территории современного Северного Китая. Жили онгуты на границах с Китайской империей Цзинь. А по сведениям Рашид-ад-дина это “был народ особый, несли охрану границ Цзинь, вдоль Великой китайской стены”. Они всегда были верны тунгусо-маньчжурской династии, а точнее чжурчженским государям. И Чингисхан перед походом решил подружиться с вождем белых татар Ала-Кушем с целью заполучения этих коней. Предложение взять в жены одну из чингизидок, Ала-Куш не отверг. В результате чего он стал Гурганом (зятем Чингисхана) и вошел в ближайшее его окружение. В списках, вошедших в ближайшее окружение, он значился как Алахуш-Дигитхури гурган. Ала-Куш, став зятем Чингисхана, подарил ему десятки тысяч татарских коней. Батый хан в 1236 году сидя на татарских (онгутских) лошадях возглавил Западный поход. Вернувшись из Европы, Батый-хан начал расселять по всему улусу свое войско, мобилизованное специально для похода. 20 тысяч воинов со своими семьями чжурчжени (маньчжуры) и большая часть татар онгутов расселили в Поволжье, Прикамье, Приуралье. Другая часть татар онгутов была переселена в современные оренбургские, северно-казахстанские степи и в Крым. В последствии онгуты и мангыты составили основную часть Ногайской орды. Татары-онгуты и чжурчжени привезли на берега Волги с далекой Великой китайской стены свою родную татарскую музыку пентатонику. Татары-онгуты были союзниками чжурчженей (маньчжу­ров). Именно они составляли большую часть татаро-монгольского войска в за­падном походе. Они переняли у своих союзников маньчжуров их символы. И мань­чжурский дракон на знаменах татар оказался в степях Европы, а затем стал гербом Казани. Вместе с татарами-онгутами в Поволжье и в Западном современном Казахстане поселились в большом количестве и татарские кони.

До революции татарских коней называли еще и ногайскими. И ещё об одном источнике, где говорится следующее: “В Россию лошади приводятся из Татарии Ногайской. Они роста среднего весьма удобны для работы. Овса принимают мало. Ногайцы ежегодно присылают на продажу в Москву до 40000 коней…” Таким образом, можно считать установленным, что в течение сотен лет на конское поголовье России большую роль сыграло коневодство татар, ногайцев и других кочевников. (Книга о лошади, том III. Госиздат сельхозлитература. Москва. 1959 г.). Обычно русские бояре выезжали на поле боя на высоких русских конях. Кони были не выносливые, скакать могли несколько км. Но на высоком коне боярин показывал свое верховенство.

В 30-е годы под предлогом необходимости для колхозов сильных лошадей, татарских коней пустили под нож. В Советский период во все республики, в том числе и в Татарстан, стали завозить разных тяжеловозов, высоких лошадей, в том числе и гибридных. Вот они и представляли в тот период колхозных лошадей, которые сохранились по сегодняшний день.

В период Великой Отечественной войны из Татарстана большое поголовье лошадей забрали на войну. А после войны, мотивируя, что кони в современное время не нужны, перестали заниматься разведением лошадей. К 60-м годам XX века в Татарстане полностью исчезли татарские кони, а заодно исчезло и само это название. Несмотря на все ухищрения, эти лошади сохранились незначительно в Башкирии, на Алтае, в Хакасии, Казахстане, Киргизии, в Туве, которая вошла в состав Советского Союза в 1944 году. А в 60-х годах века местным коням стали давать коды. Так, в Башкирии татарские кони стали башкирскими, в Алтае – алтайскими, в Киргизии – киргизскими и т.д.

Татарские кони

В мае 2011 года я обратился с письмом к президенту РТ Миниханову Р., что хочу подарить ему своего жеребца татарской породы. С условием, чтобы он на нем проехал круг на празднике Сабантуе и чтобы эти кони, как татарский бренд, были представлены на Всемирной Универсиаде в 2013 году. О моем предложение сообщили в газетах „Звезда Поволжья” и др. На основании этого письма ко мне приехали из Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстан. По их запросу в Москве подтвердили, что это действительно лошади татарской породы.

В августе 2011 года в республике в телепередаче было объявлено, что создаётся программа “ Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан на 2012-2015 годы и на период до 2020 года”. На эту программу будет выделено 2,5 млрд. рублей. Меня обеспокоило, что деньги опять пойдут лишь на арабских и английских скакунов. Мои опасения косвенно подтвердились. Поэтому я вынужден был обратиться с письмом правительству Татарстана (в Госсовет и президенту) с предложением включить в программу “Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан на 2012-2015 годы и на период до 2020 года” также и лошадей татарской породы. Общественность Татарстана подержала мою инициативу. Эта тема обсуждалась на многих сайтах в поддержку возрождения татарских коней. Получили ответ из Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстан, что разрабатывается проект программы, в котором одной из задач является восстановление татарской породы лошадей путем подбора и селекции мясомолочного направления. Целый год велась моя переписка с правительством Татарстана и Министерством сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстана, о том, что татарские лошади с точки зрения мясо-молока невыгодны, они малогабаритные. Целесообразно Министерству сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстан возрождать татарских коней на развитие конноспортивного и туристического направления, как важного этнокультурного наследия. Правительство Татарстана (Госсовет и президент), а также Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан отказало мне и общественности в просьбе о развитии татарской породы лошадей и не включили их в программу развития коневодства и конного спорта в Татарстане. Программа “ Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан на 2012-2015 годы и на период до 2020 года”, не отвечает интересам татарского народа, так как она не предусматривает развитие татарских лошадей.

Археологические экспедиции, проводившиеся во Внутренней Монголии, утверждают, что более II тыс. лет до н. э. на этой территории жили кочевые племена, резко отличавшиеся от культуры Китая. Китайские источники всех кочевников, живших на севере на границе Китая, называли хиен-ну, та-та, та-да, датаны , что на нашем языке татары. Местожительство этих древних татар точно определено в «Цзиньшу». Татарская земля на юге соединялась с уделами Янь и Чжао (совремнные провинции Хэбэй и Шаньси), на севере достигали Шамо, на востоке примыкали к северным, то есть, границы распространения древних татар совпадали с современными границами Внутренней Монголии (КНР). Важным достижением татар было освоение степных просторов современной Монголии. Территория Южной Маньчжурии, современной Внутренней Монголии (КНР), территория современной Монголии и Южная Сибирь была татарской территорией. Русский ученый В. П. Васильев, долгое время проработавший в Китае, считал, что первые татары появились в Южной Маньчжурии, а затем началось расселение в районе Ордоса – горы Иншань (Внутренняя Монголия КНР) в направлении Татарской степи и Северо-Западной Монголии. Оттуда далее до Джунгарских ворот, Северного Казахстана, Алтая, Южной Сибири, Южного Урала и Нижней и Средней Волги и далее на запад до причерноморских степей, Передней Азии и Скандинавии. Махмуд Кашгари, обширный район между Северным Китаем и Восточным Туркестаном, называл «Татарской степью». В течение многих тысячелетий татары (тюрки) – кочевники из маленького этноса превратились в суперэтнос и расселились по всей терри­тории Великой степи.

Главным занятием древних татар было кочевое скотоводство. Наряду со скотоводством большую роль играла охота. Облавная охота требовала специальной выучки загонщиков и охотников. Это было очень полезным потому, что охота воспитывала воинскую доблесть, учила тактике и стратегии боя. Татары – кочевники для передвижения использовали лошадь. О них говорилось так “Они появлялись на свет божий в седле лошади и умирали и погибали сидя в седле. Их родиной была спина лошади”. Использование лошади послужило тому, что кочевники могли оторваться от привычной почвы, им открывались дали и свобода передвижения, возможность создавать новую, превосходящую прежнюю боевую технику, к способствовало появлению людей, способных приучить лошадь и подчинить ее своей воле, проявлять личное мужество воину наезднику, оценивать красоту и ум животного. И эти качества были оценены Западом и Востоком. Татарское слово ир-ат – переводится дословно на русский язык как мужчина – конь . Видимо было немыслимо представлять татарских мужчин в старину без коня. Схожий образ есть только в греческой мифологии – кентавр. Постоянный на коне в лютый мороз и знойную жару, дождь и ветер, такой обычный повседневный образ жизни превращал кочевника в выносливого воина на войне. Привыкшие к суровым условиям жизни, кочевники способны были выносить всяческие неудобства и лишения, и мужественно переносили все тяготы походной и военной жизни.

2-3 тысячи лет назад, когда между татарами и китайцами шли кровопролитные войны, китайские ученые подробно описали татарских коней. За 2-3 тысячи лет они почти не изменились и распространились по всей Евразии. Как люди разные во всем мире, так и кони разные. Чем же отличаются татарские кони от других коней? Во – первых своей внешностью. Татарские кони заметно разнились от других пород того времени, прежде всего, необычной мастью. Кобылицы обладали светло-булатной (золотой) мастью, белой гривой и белым хвостом. Жеребцы обладают темно-буланой мастью, точнее светло-гнедой с золотистыми отливами на туловище. Эти лошади, прежде всего, отличаются высокой плодовитостью. Груди у них широкие, шея толстая, голова большая, а туловище массивное. Несмотря на это ноги у них короткие и тонкие. Они схожи с горными баранами. Рост у них 135-145 см. По европейским стандартам кони должны быть высотой 160-175 см. Поэтому татарских коней принято называть низкорослыми. Они очень легко выносят и холод и жару (40-45 градусов), им не нужны теплые конефермы. Татарские кони по природеюргалар (иноходцы), быстроходные и способны на протяжении 7-8 часов находиться в непрерывном движении, поэтому на длинных дистанциях им нет равных соперников. В день могут пробегать до 150-200 км и так на продолжении 10 дней. И еще одна очень важная отличительная их черта – они уже рождаются иноходцами.

Зимой жеребцы как лоси разгребают из под снега траву. Когда овцы и кобылы стоящие в стороне увидять, что жеребец откопал корм, они прибегают и начинают есть. Жеребец с ними поев переходит на другое место и начинает вновь копать снег ищя корм. Жеребцы охраняют стадо от волков. Они бесстрашны, бывают случаи, что вступают в схватку даже с медведем. Татарские кони так неприхотливы в еде, что на них можно проехать, не боясь, через всю Вселенную.

В те далекие времена конница решала исход любой битвы, поэтому для любой армии нужны были подготовленные для войны кони. Они отличались боевыми качествами, помогая всаднику, кусали и топтали противника. Не напрасно Чингиз-хан в своих походах использовал этих коней. Таких коней требовалось, как правило, до сотен тысяч. Табуны татарских скакунов выпасались издревле на берегах Енисея, предгорий Монгольского Алтая, в лесостепной зоне Маньчжурии, в районе Хинганских гор, в Ордосе – современной территории Внутренней Монголии (КНР) Северном Китае вдоль китайской стены.

Татарское войско формировалось из отрядов конницы. Основным оружием легковооруженного татарского всадника были лук, копье, сабля и щит. Главными особенностями военной стратегии у татар была, внезапность проникновения кавалерийских эскадронов в глубокий тыл противника, сеяние паники и хаоса, опустошить вражескую территорию, разрушить все коммуникационные связи и ударить в тыл защитникам границы, а затем, если надо, уйти по возможности без потерь. Основная тактика татар состояла в изматывании противника и в неожиданных налетах. Татары стремились атаковать противника кавалерийской лавой, когда тот уже дрогнул, нарушил построение и начинал отступать. В этот момент можно было решительной атакой ускорить победу, нанести врагу сокрушительное поражение. Татары, если побеждали, то дружно рубили врага, но если противник побеждал их, то они не считали позором отступать рассеявшись. Одно из главных достоинств татарского воина – меткость при стрельбе из лука. Наилучшее мастерство конного лучника считалось не только на скаку стрелять вперед, но и отпустив вожжи повернувшись назад метко стрелять по врагу. Это было обычной, традиционной частью тактики татар заманивать врага в засаду. Враг, предполагая, что татары убегают, пытался добить их и попадал в засаду. Татары при отступлении (будто бы при бегстве) разворачивались на седле и успевали метко поражать стрелами противника, нанося им урон ещё до засады. Воин должен был уметь не только метко стрелять, но и искусно избегать стрел, то привставая на стременах, то притворно падая навзничь. Причем конь также должен был увертываться от стрел, делая прыжки и прочее. Боевого коня обучали врезаться в строй врага и топтать пеших воинов. Не будь таких коней под седлами кочевников Атиллы и Чингисхана, вряд ли мы знали что-либо о “потрясателях Вселенной”.

Белые татары онгуты (китайцы называли татар черными и белыми, но не по цвету кожи, а по их просвещенности, кто принимал китайскую культуру), владели несметными табунами и бескрайними пастбищами на территории современного Северного Китая. Жили онгуты на границах с Китайской империей Цзинь. А по сведениям Рашид-ад-дина это “был народ особый, несли охрану границ Цзинь, вдоль Великой китайской стены”. Они всегда были верны тунгусо-маньчжурской династии, а точнее чжурчженьским государям. И Чингисхан перед походом решил подружиться с вождем белых татар Ала-Кушем с целью заполучения этих коней. Предложение взять в жены одну из чингизидок, Ала-Куш не отверг. В результате чего он стал Гурханом (зятем Чингисхана) и вошел в ближайшее его окружение. В списках, вошедших в ближайшее окружение, он значился как Алахуш-Дигитхури гурган. Ала-Куш, став зятем Чингисхана, подарил ему сотни тысяч татарских коней. Батый хан в 1236 году сидя на татарских (онгутских) лошадях возглавил Западный поход. Вернувшись из Европы, Батый-хан начал расселять по всему улусу свое войско, мобилизованное специально для похода. Два тюменя (20 тысяч воинов со своими семьями) чжурчженей (маньчжуров) и большая часть татар онгутов расселились в Булгарии, Прикамье, Приуралье. Другая часть татар онгутов была переселена в современные оренбургские и северно-казахстанские степи. В последствии, онгуты и мангыты составили основную часть Ногайской орды. Татары-онгуты и чжурчжени привезли на берега Волги с далекой Великой китайской стены свою родную татарскую музыку пентатонику. Татары онгуты были союзниками чжурчженей (маньчжу­ров). Именно они, составляли большую часть татаро-монгольского войска в за­падных степях. Они переняли у своих союзников маньчжуров их символы. И мань­чжурский дракон на знаменах татар оказался в степях Европы, а затем стал гербом Казани. Вместе с татарами онгутами в Поволжье и в Западном современном Казахстане поселились в большом количестве и татарские кони.

Величие и могущество татар было в том, что они были лучниками на коне. Техническое оружие, которое дало им большое преимущество над оседлыми людьми, было невероятно подвижная кавалерия опытных лучников. Китайцы, персы тоже не пренебрегали этим оружием. С третьего века до н. э. китайцы приспособили свою одежду для верховой езды и в войне применяли кавалерию. И Персия со времен парфян знала цену дождя стрел, доставляемого вихрем отступающих конников. Однако китайцы, персы, русские, поляки или венгры никогда не смогли сравняться с татарами и монголами в этой области. Обученный с детства ездить на коне галопом через обширное раздолье степи, привыкший к терпеливому выслеживанию добычи и ко всем уловкам охоты, от которой зависела его пища, то есть его жизнь, он был непобедим. Кочевники старались по возможности не вступать в прямые столкновения даже будучи внезапно атакованными. Они могли исчезнуть, появиться вновь, преследовать врага, не опасаясь быть схваченными самим, гнать противника, утомить его и, наконец, свалить обессиленного, подобно поставленной игре. Уловки этой подвижной и внезапной кавалерии развивали коллективный интеллект, обуславливающее и технологичное превосходство кочевников. Веками продолжавшееся положение вдруг переменилось в 17 веке н. э. Появилась артиллерия. В 1696 году император Шэнь-чжу лично возглавил китайское войско, оснащенное артиллерией запад­ного образца, и в решающем сражении возле г. Урги (Улан-Батор) он разгромил монгольское войско. Впервые и навсегда военная техника изменила лагеря. В течение нескольких часов традиционное превосходство кочевника ушло в прошлое.

Татары были вышиблены из седла после взятия Казани московскими войсками Ивана Грозного в 1552 году. И с того периода татары живут в обозе истории. До революции татарских коней называли еще и ногайскими. В одном источнике говорится следующее: “В Россию лошади приводятся из Татарии Ногайской. Они роста среднего весьма удобны для работы. Овес принимают мало… Ногайцы ежегодно присылают на продажу в Москву до 40000 коней … ”. Таким образом, можно считать установленным, что в течение сотен лет на конское поголовье России большую роль сыграло коневодство татар, ногайцев и других кочевников. (Книга о лошади, том III. Госиздат сельхозлитература. Москва. 1959 г.). Обычно русские бояре выезжали на поле боя на высоких русских конях. Кони были не выносливые, скакать могли только несколько километров. Но на высоком коне, боярин показывал свое верховенство. Дворяне скакали на низкорослых юрких татарских конях.

Русские крестьяне предпочитали покупать татарских коней, так как они потребляли мало корма. В день 1-2 кг овса и несколько кг сена, шерсть у них твердая и поэтому они редко болеют. На татарских конях можно скакать верхом или запрягать в телегу. В малом крестьянском хозяйстве, нет надобности, таскать большие грузы. Высокие лошади в день потребляют 5-6 кг овса и соответственно много сена. Начиная с Петра I в Россию стали завозить высокие европейских лошадей. В государственном масштабе строились конезаводы. Европейских лошадей использовали в основном на рудниках, заводах и фабриках, для были нужны тяги тяжелых грузов. Но крестьяне их редко приобретали, предпочитая иметь татарских коней. До революции общепринято было этих коней называть татарскими конями.

В 30 годы XX века в период коллективизации, под предлогом нужды для колхозов сильных лошадей, татарских коней пустили под нож. В Советский период во все тюркские республики, в том числе и в Татарстан, из русских областей, из Прибалтики, Европы стали завозить разных тяжеловозов, высоких лошадей, в том числе и гибридных. Вот они и представляли в тот период колхозных лошадей, которые сохранились по сегодняшний день.

В период Великой Отечественной войны из Татарстана очень много поголовья лошадей забрали на войну. А после войны, мотивируя тем, что кони в современное время не нужны, в колхозы стали поступать трактора и машины, перестали заниматься разведением лошадей. И что интересно в Татарстане запретили татарам ездить на седлах. К 60 годам в Татарстане полностью исчезли татарские кони, а заодно исчезло и название “татарские кони”. Уничтожение татарских коней видимо было обусловлено не только экономическими расчетами, но и политическими. История татар неразрывно связана с татарскими конями, и если их не будет, то история татар будет ущербной. Но, несмотря на все ухищрения, эти лошади сохранились незначительно в Башкирии, на Алтае, в Хакасии, Казахстане, Киргизии, в Туве, которая вошла в состав Советского Союза в 1944 году. В 60 – годах местным коням стали давать коды. Так в Башкирии татарские кони стали башкирскими, в Алтае – алтайскими, в Киргизии – киргизскими и т. д. Так исчезло название “татарские кони”.

В 2010-2011 годах о татарских конях было написано много статей, которые были опубликованы в газетах Звезда Поволжья, Ватаным Татарстан, и т. д. на сайтах “Татар Уян”, казахском сайте “Алтын Орда” и т. д. Авторами многих статей был журналист, много лет проработавший на киргизском телевидении комментатором по конному спорту Наркас Мулладжанов и другие. На основании этих статей в Башкортостане приняли программу по возрождению башкирских коней, а в Казахстане программу по возрождению адайской (ногайской) породы лошадей.

В августе 2011 году в средствах массовой информации прошло сообщение разрабатываемой в Татарстане Программы по развитию коневодства и конного спорта на 2013-2015гг., на которое должны потратиться 2,5 млрд. рублей. К нашему великому удивлению в этой программе уделяется внимание английским, арабским, французским, американским, русским и т. д. породам коней, а татарским нет. Вот тогда и возникло решение о создании Ассоциации “Татар аргамаклар”. Целью ассоциации была пропаганда татарских коней. Для возрождения татарских коней в Татарстане, необходимо закупать их в Туве, на Алтае, Казахстане и т. д. Здесь они вернут свое историческое название – “Татарские кони”. Как в республике Алтай, Туве, Татарстане, Казахстане, Киргизии проводить конные бега – Байга на 20, 40, 100 км. Татарские кони должны участвовать на празднике Сабантуй, и быть татарским брендом. Татарскому коню надо обязательно поставить памятник. И было бы неплохо, если бы они участвовали на открытии Универсиады в 2013 году.

К сожалению, у нас в республике у правящей верхушки в почете арабские и английские кони. Для них находят и корма. Их лелеют, заботятся, ими восхищаются, разводят и пропагандируют. Хотя они не являются национальной гордостью республики. В Аравийском полуострове до 7 века не было коней. Арабы пользовались для своих нужд верблюдов. После исламских походов арабам в трофеи достались разные кони. Тогда арабы решили заиметь и своих коней. Они стали скрещивать коней, чтобы получить таких, которые могли существовать в жарких арабских землях. В течении сотен лет им удалось вывести такую породу, которую назвали “арабская”. В крови арабской лошади есть ферменты, которые при температуре свыше 30-35 градусов жары разжижают кровь и кони начинают скакать с большой скоростью, но пробегают они не более 1-7 км. В Татарстане температура резко континентальная и такой жары нет. Поэтому в Татарстане арабские кони не показывают хороших результатов на резвость. Содержать арабских коней очень дорого. Им нужны теплые конефермы, питаются они финиками, фруктами, бананами и т. д. Тоже самое можно сказать и про английских коней. В 1750 году путем скрещивания скандинавской лошади с арабской получили английскую лошадь. И обслуживание данной лошади тоже очень дорого. Сегодня английских, арабских коней разводят в большом количестве на конефермах в Англии, Америке, Испании, во многих Арабских странах и т. д. Кони очень дорогие, от 300 тысяч и выше. Сейчас в мире идет перепроизводство этих лошадей. Затруднение происходит в их продаже. Недостатком этих лошадей является, то, что разводчики не знают, куда их девать после 3 лет скачек. В деревне покупатель не находится, так как их нельзя задействовать в работе. Мясо получается дорогое. Для туризма это удовольствие тоже очень дорогое, да и ездить на них могут только профессионалы.

Дело в том, что нас татар сегодня очень многие относят к земледельческой нации. Оседлым народом татары стали пятьсот лет тому назад, но кони у татар всегда были в полной боевой готовности, еще полтысячелетия, а это означает, что в татарах еще был жив дух кочевого мира. Еще во времена Пугачева в каждом татарском дворе держали до 20 коней. В одной из татарских деревень отряд Мехельсона конфисковал у 200 семей 4000 лошадей. Еще в начале XX веков в татарских семьях в деревнях держали в среднем по две лошади. К сожалению из всех тюркских народов только татары сегодня отвернулись от своих коней. Хотя татарские кони сделали историю для татар. Дело дошло до того что татары забыли как делать седла. И Татарстан закупает седла за границей из Финляндии, Франции и т.д. Мне самому пришлось ехать в Башкирию и купить там седло. Хочется верить, что скоро и на наших ипподромах будут испытываться на выносливость и татарские кони.

Живу я в Высокогорском районе в деревне Камаево. У меня есть два татарские коня, подаренных мне в Башкирии. Есть татарские кони и у Фарида Набиулина, который взялся их разводить и живущего в селе Карабаш Бугульминского района Татарстана. Конь в любом дворе, подворье, усадьбе приносит счастье и их в глубокую старину неслучайно предки называли небесными конями и роняли горькие слезы, когда кони гибли на поле брани. Забывать об этом не стоит.

Безертинов Рафаэль. г. Казань. 2012 г.

МЫ НЕ МОГЛИ НАЙТИ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ УМЕЕТ ЗАПРЯГАТЬ ЛОШАДЕЙ

Мурат Сиразин : - Сегодня мы будем говорить в основном про коневодство. И необычное. Еще при первом президенте РТ в республике была создана федерация коневодства, чуть ли не в каждом райцентре строились ипподромы, даже в нашей Шеланге есть свой небольшой ипподром. А вы, Фарид, разводите настоящих татарских лошадей, таких, которые помогли нашим предкам дойти до Адриатического моря. Этим лошадям не нужно заготавливать корм, они и летом, и зимой могут находить корм себе сами. Причем вы, как любой хитрый татарин, не кладет яйца в одну корзину, поэтому у вас еще есть небольшое стадо коров и стадо баранов, а также ослица. У Фарида красавица-жена и четыре красавицы-дочери. А ослиное молоко издавна считается весьма полезным для женской красоты, его пила еще царица Клеопатра.

Фарид Набиуллин : - По поводу ослицы... Да, у меня дети красивые. Для каждого родителя его дети - самые красивые. Но не за счет ослиного молока, а за счет того, что природа им дала. И за счет того, что они живут на свежем воздухе, несомненно, занимаются физическим трудом, хорошо учатся...

- Фарид, вы прочитали в «БИЗНЕС Online » предыдущий диалог двух фермеров, позвонили мне, приехали - и я понял, что беседа с вами наверняка будет интересной для читателей. Как вы стали фермером?

Почему я сам пришел к фермерству? У меня предки были из села и всю жизнь во все времена лошадей держали. Я и сам учился ездить на дедушкиной лошади.

Вот вы проехали всю Европу и Азию, прежде чем стать фермером, изучили зарубежный опыт. Вы согласны с мнением молодого фермера из Лаишевского района Ильнара Гирфанова, с которым я беседовал в прошлый раз и который рассказывал о фермерах Финляндии?

По поводу вашего с Ильнаром диалога, мне было интересно прочитать. Я и сам побывал в Финляндии, был также в Германии, в Голландии, в Польше, посмотрел, как там живут фермеры. Их уклад жизни, ее размеренность, их подход к жизни вообще и к сельской в частности меня заинтересовал. Европейцы смогли построить такую систему, которая работает, и люди из села там не убегают. Они там закрепились, у них на селе остаются дети, потом они передают свою ферму внукам. Земля у них своя, и они держатся на ногах уверенно, потому что живут на своей земле.

Вы говорите, ваш дедушка, ваши предки занимались коневодством. А сегодня я этого не ощущаю в Татарстане. Более того, когда в нашем селе открылся ипподром, мы не могли найти туда человека, который умеет запрягать лошадей. Сам я не местный, жил в Сибири среди татарских казаков, был в Оренбурге среди татарских казаков, мои предки из Пензы... Там оторвать татарина от лошади практически невозможно. Может быть, у нас здесь татары другие живут? Может, вообще не татары, а все тут булгары? Вы, насколько я знаю, местный, из Татарстана, и, составляя свою родословную, дошли до времен Чингизхана, с которым ваш пра-прадедушка пил кумыс. Было такое?

По преданию так и есть, вместе они кумыс пили. Предки наши во все времена, во все века здесь жили. Насчет коневодства так скажу: татарский народ всегда был на конях. Наши предки во время войны 1812 года дошли до Парижа на своих лошадях. Уходили на войну со своей лошадью и приходили с войны со своей лошадью. И во времена Пугачева татары были главной поддерживающей его силой... Можно много говорить об истории, но нас сегодня больше интересует, почему лошади пропали у татар, в частности, в Татарстане? Вот мой дедушка был единоличником, работал сам для себя, у него и коровы были, и лошади были, и земля своя была...

- А сколько лошадей было у него?

Три лошади. И только из-за того, что одну свою лошадь он продал, а вторую отдал своему старшему сыну, когда его женил, деда не посчитали кулаком и не выслали в Сибирь или еще куда подальше. И он остался здесь, на этой земле, и его увлечение передалось нам по крови. Тяга к лошади, она у нас в роду всегда была и сохранилась за счет того, что предки уцелели, здесь остались. Но что интересно? Раньше, до 1917 года, у каждого трудолюбивого человека на селе были одна-две лошади. А потом пришла советская, власть, была продразверстка, и не единожды. И крестьянам сказали: по одной лошадке у вас осталось, и все, хватит (так и называли: однолошадники), будем создавать коллективное хозяйство, колхоз. Тогда мой дедушка собрал семью и сказал: дети мои, эта власть пришла надолго. Деда моего в деревне все знали и уважали, там авторитет просто так не пропадает, и дед стал председателем колхоза, был им и до войны, и во время войны. Вот так круто поменялась у него жизнь. Тогда лошади стали не нужны, их стали заменять тракторами. Хотя у нас раньше были свои татарские лошади, каждый год устраивались скачки, и не только на сабантуях. А тут сказали: такие ваши лошади не нужны, из Европы возьмем тягловых лошадей, тяжеловозов. А у тяжеловозов немного другая психология, и им надо побольше есть. Потом лошадей вообще заменили машинами. А вы знаете, одно, второе поколение - и все, и пропадет традиция разводить лошадей.

НОРМОЙ СЧИТАЛОСЬ 3 ЖЕРЕБЦА, У МНОГИХ БЫЛО И ПО 100, И ПО 200 ЛОШАДЕЙ

Вы про своего деда рассказываете. А вообще, были татары-безлошадники? По-моему, даже в русской деревне быть безлошадником было плохо... Еще интересно, насколько большие стада лошадей были у татар раньше? Вот в вашей деревне, скажем, вы об этом знаете, слышали?

Я очень много знаю про живую историю, потому что у меня бабушка была хорошей рассказчицей. Она всю жизнь прожила в деревне, и хорошо помнила о том, что ей в детстве рассказывали, что было до нее. И все это мне пересказывала. Вот у татар такая поговорка есть, в переводе примерно так звучит: умный человек хвалит всегда свою лошадь, глупый хвалит себя. Еще можно добавить, что дурак хвалит свою жену.

- Так были безлошадные?

Конечно, были. Но по рассказам моей бабушки, это были ленивые люди. Они не хотели работать так же, как сейчас есть тунеядцы, которые не хотят работать. Вот кто такие батраки? Те, кто не знает или как с землей обращаться, или как со скотиной обращаться. И он вынужден, когда тяжелая зимовка, продать сначала лошадь свою, потом землю свою. А когда остался без земли, безлошадным, что остается делать? Он уже идет наниматься.

Но у нас в татарской деревне, что интересно, и до революции была община. Земля была общинной. Отношения были особыми. Один брат мог хорошо содержать семью, хорошо на земле работать, а у другого это не складывалось. Но старший отвечал за младших, и все равно их привлекал к труду. Поэтому у татар никогда не было крепостного права, и резкого расслоения никогда не было.


- А какие все-таки были стада лошадей, большие?

У моего другого прадедушки было три жеребца, а на одного жеребца тогда приходилось по 25 - 30 кобыл. Сто с лишним было стадо. Я по численности табуна своего прадедушку только еще догнал сейчас. А в соседней деревне в 1914 году, до Первой мировой войны, до революции, у одного хозяина было 2 тысячи лошадей.

- Это норма?

Нормой считалось 3 жеребца, у многих было и по 100, и по 200 лошадей.

У НАШИХ ДЕДУШЕК ПОЧТИ НЕ БЫЛО ПРОБЛЕМ, КАК ПРОКОРМИТЬ ЛОШАДЕЙ

Но ведь содержать лошадь не просто. Ей нужен овес, для нее нужно заготавливать сено. Как один крестьянин мог запасти столько сена? Тогда не было ни комбайнов, ни тракторов... Или здесь есть какая-то хитрость?

Есть хитрость, конечно. Вот этим татарская лошадь и хороша была, и зря эту породу почти на нет свели. Эта лошадь даже зимой сама себе находит корм. И ест она не как тяжеловоз, которому в день надо 6 - 7 килограммов овса, ей достаточно килограмма. Вот я своим кобылам, которые к тому же весной хорошо рожают, в день даю по килограмму овса. А так с утра выгоняем, и они и зимой целый день сами пасутся, сами прошлогоднюю траву из-под снега копытами выкапывают. Поэтому они сытые приходят домой. Конечно, мы даем солому, но ее нужно уже не так много. Поэтому у наших дедушек проблем, как прокормить лошадей, было мало. Еще за три года, пока я держу лошадей, я сделал такое интересное наблюдение: лошади пасутся, проходят, а после них идут коровы и овцы и подбирают то, что осталось.

Ну, понятно, Монголия, Киргизия, там горы, там никто ничего не сажает. А ведь у нас вокруг одни поля. Кто-то овес сажает, кто-то ячмень, кто-то пшеницу. У вас табуны лошадей ходят! Я вот знаю, что до сих пор не могут найти могилу Чингизхана. Почему? Потому что, когда его захоронили, провели табун лошадей - и там никаких следов не осталось.

Тысячные стада, да?

Да, воины прошли, и сегодня никто не знает, где могила Чингизхана. К вам есть претензии соседних фермеров из-за ваших лошадей? Из-за того, что лошади ходят зимой по чужим полям, по озимым?

Летом, конечно, приходится смотреть за лошадьми, потому что и наш район, и вообще республика у нас сельскохозяйственная, все поля стараются засевать. Хотя я бы сказал, что даже в нашем Татарстане к сельскому хозяйству надо подходить разносторонне. Вот у нас юго- восток Татарстана, гористая местность. Местами слой чернозема всего в пять сантиметров, местами вообще чернозема нет, просто камни. Какой смысл на такой земле пахать, если ты будешь получать по 10 - 12 центнеров с гектара? А чтобы вспахать, у тебя уйдет в два раза больше денег, чем ты получишь потом доход. Какой смысл? У нас ведь зона рискованного земледелия. Плюс у нас работают нефтяники, они копают траншеи для газопроводов, скважины бурят. Есть же Нурлатский, Алькеевский, Буинский районы, где чернозем по 60 сантиметров, там и урожаи по 45 - 60 центнеров с гектара, вопросов нет! А у нас я за 10 лет один раз взял по 28 центнеров с гектара. То есть все равно, как ты ни крути, ты никогда Кубань не перекроешь!

НА ПОЛЯХ, ГДЕ ЗИМОЙ ПАСУТСЯ ЛОШАДИ, УРОЖАЙ ВЫШЕ

У нас в районе тоже есть фермер-киргиз, у него лошади в радиусе 50 километров ходят по полям, и за это его штрафуют... А по вашим полям ваши лошадки бегают? Вам не обидно, что ваши лошади зимой уничтожают озимые?

Как я уже сказал, летом у нас ребята смотрят за лошадьми. А зимой, наоборот, хорошо, когда лошадь срезает зеленый стебель. У злаковых же есть спящие почки, и поэтому по весне выходит не один колосок, а три-четыре-шесть. Поэтому то, что пасутся лошади на этих полях, хорошо сказывается на урожайности.

- А что, фермеры за это еще и доплачивают? Раз у них урожайность растет благодаря вашим лошадкам?

Красиво сказано! (смеется ) Никто ничего не доплачивает.

- Но и не ругают?

Не ругают особо. Потому что лошадь больше чем в радиусе 20 километров не гуляет, это очень умное животное. Наши лошади место выпаса уже знают, еще с осени начинают там пастись, заранее в голову себе закладывают, где им пастись зимой, где кормовая база хорошая.

- Запоминают?

Запоминают. А чтобы они возвращались домой сами, мы им где-то к пяти-шести вечера засыпаем овес из расчета килограмм на голову, они вот на этот овес и приходят.

Фарид, у вас такая шапка, по-моему, наездника. Но ведь вы не наездник, даже противник этого, насколько знаю. А вы можете лошадь лассо поймать? Или их и ловить не надо - позвал, свистнул, и они прибежали?

Лошадь, она и есть лошадь - как научишь.


- А татарские лошади умнее американских?

Может, татары умнее ковбоев... Ребята у нас, когда время наступает, свистят, - и лошади разворачиваются и идут домой. Что касается шляпы, мне подарили ковбойскую, но я ее не использую. Мне проще...

- ...в тюбетейке ходить?

Летом в тюбетейке, зимой в шапке. В жокейской не поскачешь, нужна нормальная шапка, ее надел, и тепло.

У НАС В ТАТАРСТАНЕ ТАТАРСКАЯ ЛОШАДЬ ДОЛЖНА СТАТЬ БРЕНДОМ

Сегодня мода какая-то есть: богатые татары, помимо «Джипов», самолетов, вертолетов, себе элитных скакунов покупают. А вы почему-то занялись татарскими лошадьми. Может, было бы более выгодно разводить арабских скакунов, буденовскую породу, и на этом зарабатывать?

К этому надо подходить и с точки зрения философии. Мы тюркский народ. А тюрки были всегда с лошадьми, даже далекая холодная Якутия и то, по-моему, на втором месте в Российской Федерации по количеству лошадей. То есть даже у северных тюркских народов есть лошади. И нам нужно от своей лошади не отрываться - той, которая приспособлена к нашим местным условиям. Такие лошади у нас были испокон веков, наши, свои, здешние. Это надо возобновлять. Настанут такие времена, когда тюркские государства будут соревноваться по своим интересным видам спорта. Это те же самые скачки на дальние расстояния на своих лошадях... У нас в Татарстане татарская лошадь должна стать брендом.

Если арабские скакуны, которых сегодня разводят на наших ипподромах, попадут в ваше стадо, они выживут в этих условиях без конюшен, зимой отыскивая корм в снегу?

Конечно нет, не выживут. У меня есть одна только полукровка. Она уже сейчас, когда температура плюс пять, при ветре стоит, дрожит. Это гены! Человек тоже сразу не приспосабливается к новым условиям, нужны поколения... А у арабских скакунов и кожа потоньше, и ноги такие, скажем, более мерзлячие... Этим лошадям без конюшни невозможно, а наши лошади обходятся без конюшни. А что пошла мода на элитных лошадей у новых татар или новых русских... Для того чтобы элитных лошадей содержать, нужны, может, и небольшие деньги, 20 - 30 тысяч в месяц, но еще и наездник нужен. В целом довольно большая сумма получается. А вот результаты они не могут дать выше по сравнению с английскими, которых тренируют круглый год, причем там, где климат лучше. Это как арабские скакуны или алхетинцы в Туркмении - там тоже климат более подходящих для тех именно лошадей. Их сюда привозят, тренируют, а результаты хорошие можно получить только усиленными тренировками, чем наши коневоды и занимаются. Но массово, это мое мнение, нам этим не нужно заниматься. У каждого в крови, в душе тяга просто к лошади, к самой обычной, которая более приспособлена к своим, к местным условиям. Татарские лошади пониже ростом, они любят детей, потому что все их прошлые поколения проводили свою жизнь с семьей кочевника, с его детьми. А тогда детей с малолетства обучали ездить на лошади, ухаживать за ней. Вот моей дочке был только год, она ходить толком не умела, а на лошади уже ездила.


Тогда было такое воспитание. Обычно детей воспитывали матери, потому что отцы или воевали, или пасли скот. А мать до пяти лет должна была воспитывать что мальчиков, что девочек одинаково. Потому что мальчик должен стать воином, а девочка должна воспитать воина. И она тоже должна была уметь скакать на лошади. Так что тогда женщина могла и запрягать лошадей, и на коня на скаку остановить... Вот сегодня женщине дают декретный отпуск на три года, и она все эти три года ухаживает за ребенком. А тогда было проще: посадят дите на лошадь, и лошадь его воспитывала. Вот так мальчишка становился настоящим мужчиной, а девочка настоящей женщиной.

ЧТО ПРОЩЕ И ВЫГОДНЕЕ: ДЕРЖАТЬ СТАДО КОРОВ ИЛИ СТАДО ЛОШАДЕЙ?

Такой вопрос: у вас есть не только лошади. Есть бараны, это для татарина понятно, есть ослица, мы уже поняли, для чего... Но почему есть еще и стадо коров причем мясной породы? Этот материал в «БИЗНЕС Online » наверняка прочитают и руководители агрохолдингов, которые непонятно зачем влезли в производство говядины. И они наверняка сейчас думают: а зачем нам эти коровники, зачем заготовка кормов, сена, соломы... Может, проще поехать к Фариду, перенять опыт и разводить татарских лошадей? Вот скажите честно, что выгоднее в денежном выражении и кого проще содержать: лошадей или коров? Я знаю, что у нас в районе у коневода даже пастухов нет, в стаде главная кобылица сама командует, когда надо, приводит лошадей домой... Тем более что сейчас есть GPS , можно через спутник лошади команду передать: давай, приходи домой, я тебе овса дам... Так что проще и выгоднее: держать стадо коров или стадо лошадей?

Про лошадей действительно так, они не разбредаются, они ходят вместе. У нас летом жеребец пасет стадо, зимой до определенного времени жеребец, потом старшая кобыла. Она лидер и она, в самом деле, ведет стадо куда нужно и следит за тем, чтобы лошади не разбредались.

Насчет агрохолдингов... Наверное, все-таки не зря мы берем опыт европейских стран. В Европе сейчас распространен электропастух. Он может пасти что лошадей, что коров. Если говорить о производстве мяса, на лошадь, конечно, кормов уходит намного меньше, конина по себестоимости дешевле, чем говядина.

- А какое мясо вкуснее?

Надо пробовать! Причем от конины сырого копчения никакой болезни человеку передаться не может, потому что группа крови у лошадей другая.

- Чего нельзя сказать про корову, от нее много болезней может передаться человеку...

Пара общих болезней есть у всех. Но в целом, в массе, у лошадей общих с человеком почти нет, а вот у коров и тем более у свиней болезни общие с человеком. Их, как говорится, пруд пруди! И лейкоз, и чума, и бруцеллез... С другой стороны, нашему организму меньше приходится затрачивать сил на переработку конины. Конский жир плавится при температуре 38 градусов, даже в руке может расплавиться. А чтобы расплавить, скажем, жир овцы, нужна температура 95 градусов. Вот представьте, как человеческому организму приходится работать, чтобы переварить первое и переварить второе.

- Просто баранину надо есть горячую! А холодную не есть. А если куда-то поехал, в дорогу с собой надо брать...

А баранину всегда разогревать. Конечно, раньше были проблемы с этим: надо остановиться, разжечь костер... Поэтому, наверное, татары и ели конину.

Я и сейчас, когда куда-то выезжаю, беру с собой конину. В машину ее положил, она и при 25 градусах вкусная и полезная, немножко съел, сразу прилив энергии чувствуешь. И не мерзнешь, она разогревает тебя. У конины много полезных свойств. Думаю, тут полно работы для научно-исследовательских институтов по изучению, сравнению конины, баранины, говядины, курятины... Море работы, пруд пруди! Создавало бы государство такие фонды, выдавало бы гранты для изучения. Наша молодежь с удовольствием этим бы занималась, увлеклась, проводила бы такие исследования... Может, потом бы и не уезжала за границу, здесь бы оставалась.

ПОЧЕМУ НАМ СЕЙЧАС ОТ ЭТОЙ ЭНЕРГИИ, ОТ ЭТОЙ СИЛЫ ОТКАЗЫВАТЬСЯ?

Фарид, вы много путешествуете по европейским странам. По себе знаю, когда приходишь в ресторан, смотришь в меню, видишь «мясо по-татарски», хочется, наверное, почувствовать себя на родине. Заказываешь. А приносят что-то сырое, в крови. Ты с ужасом спрашиваешь: что это такое?! И тут тебе начинают объяснять: это мясо по-татарски, татары, они такие узкоглазые, кривоногие, они на лошадях скакали, под седло клали это мясо... А вы, насколько я понял, тоже пропагандируете есть сырое мясо...

Да, наши предки в свое время ели такое мясо... Что ж, они так жили и радовались, и сила у них была, и энергия была. Почему нам сейчас от этой энергии, от этой силы отказываться?

- То есть хотите сказать, что вареное мясо лишается многих полезных свойств?

Очень может быть. Для этого и нужны творческие молодые люди, которые сегодня не могут подобные исследования проводить. Потому что на них денег нет, ребят приглашают в другие страны, и они уезжают. И открытия там делают.

- Вы как-то говорили мне об еще одном преимуществе конины. Если индейка переваривается 30 минут, а конина... три или четыре часа, так? Но это разве преимущество? Понятно, человек поел казылык, и весь день сытый ходит. Но ведь вся энергия идет на переваривание пищи. А если он, допустим, депутат или какой-нибудь чиновник, он же весь день вместо того чтобы работать, пользу приносить, будет энергию тратить на переваривание пищи. Может, поэтому у нас нет хороших законов? Может, депутаты конину едят, казылык? (смеется )

Вопрос интересно поставлен (тоже улыбается ). Уточню: для того чтобы переварилась конина, нужно три часа. Это научно обосновано, и ученые не нашей страны, хотя, может быть, и нашей тоже, такие исследования уже провели. Для того чтобы переварилась говядина, нужно 24 часа, баранина - еще больше. Поэтому я бы рекомендовал своим депутатам побольше конины есть!

КАЖДЫЙ ГОД ПО 40 ТЫС. ТАТАРСКИХ ЛОШАДЕЙ ЗАКУПАЛА МОСКВА

Ваш совет, наверное, не для всех. Хотя нашу республику иногда называют мусульманской, и называется она Татарстан, но ведь у нас здесь десятки разных народов живут. Я очень увлекаюсь историей, это мое хобби, и знаю, что русская православная церковь запрещала есть конину. Хотя сейчас, насколько я знаю, разрешила. Откуда растут ноги у таких запретов? У многих русских до сих пор есть предубеждение против конины...

Это предубеждение, видимо, осталось от давних времен. А вообще, русская православная церковь отменила запрет на конину официально в 1867 году. А ввела, что мне тоже было интересно узнать, в 1538 году. С чем это было связано? Копаясь в истории, я наткнулся на такие интересные сведения. Оказывается, на Руси в то время не хватало коней, а люди, что русские, что татары, ели конину. Просто ели, и все были довольны.

- Всех коней съедали и поэтому не могли противостоять ордынским завоевателям? (улыбается )

Выводы делайте сами... Если еще при Иване Грозном, при ногайской орде каждый год по 40 тысяч татарских лошадей закупала Москва.

- А их всех съедали?!

Вот так.

- Надо подсказать академику Рафаэлю Хакимову, чтобы он в учебнике истории про это рассказал.

Если бы этот учебник только наши ученые писали... Надо спокойно к истории подходить, просто по-человечески. В жизни все намного проще.

- Все понятно: Золотая Орда развалилась, появилось Российское государство, русские перестали есть конину, а татары, видимо, начали есть друг друга (оба смеются ). Поэтому и развалилась Золотая Орда... Ладно, истории мы не будем касаться, на это есть Хакимов, мы, наверное, его никогда не переплюнем в этих вопросах.

Окончание следует

Диалог записала
Елена Чернобровкина


Татарская порода лошадей

На сегодняшний день животных данной породы осталось очень мало, можно сказать такие скакуны это уже живая история.

Особенности:

Животные больше табунные, поэтому как в зимнее время, так и в летнее они могут искать и добывать еду себе сами. От обычной лошади татарская порода лошадей отличается своей проходимостью. Данная порода без проблем может преодолеть расстояние в триста километров.

На данный момент лошадей татарской породы в Татарстане можно сосчитать на пальцах рук. Впервые татарскую породу заметили китайцы в Средней Азии и назвали они их небесными конями. Так в исторических хрониках Китая можно встретить татарских скакунов под названием «небесная лошадь». Именно Чин Гиз Хан узнал и первым понял их существенное преимущество перед другими конями. Именно на такой породе он и покорял мир.

В 1930-х годах была коллективизация, поэтому данный подвид был уничтожен. Практически все были пущены на мясо. В Татарстан они же попали из Европы.

Характеристика породы:

Подвид данных животных характеризуется низким ростом, в холке достигают 135см. Внешне татарская лошадь невзрачная, маленькая, на вид со слабым корпусом. Но на самом деле порода очень крепкая, конечности достаточно сильные. Данная лошадь очень выносливая, отлично подходят для хождения под седлом, слушают и подчиняются руке своего наездника, очень любят людей, маленьких деток. Татарские лошади всегда готовы работать.

Если вы завели данное животное следует следить за ее развитием с самого детства или с того момента как она у вас появилась. Обратить внимание следует на правильное формирование и развитие мускулатуры и скелета, это очень важно, потому как с возрастом суставы у лошади будут страдать. Также внимания требуют и копыта коня, они могут воспаляться. Также кожа коней требует надлежащего ухода, потому как лошади подвержены экземам, если следить за ними не должным образом. У данной породы наблюдаются проблемы связанные с сердцем, суставами, возможны даже обмороки.

История татарских коней

Пару тысяч лет назад татары воевали с китайскими войсками, были адские войны и тогда еще китайские ученые очень четко описали лошадей противников. За это время лошадь такой породы практически не изменилась, более того она была распространена по территории всей Евразии.

Отличие татарской от других пород заключается в следующем:

Внешность лошадей заметно отличается от других пород, самое первое что заметно – это масть породы. Кобылы были золотистого окраса, с белым хвостом и гривой, жеребцы же были темно-золотого окраса.
Продуктивность очень отличается от других племен.
Ранее их сравнивали с горными баранами, все из-за их внешних характеристик.
Очень выносливы. Преодолевают сильные морозы и высокую жару, они не нуждаются в теплых фермах.
Лошади отличаются своим быстрым ходом, к тому же они могут постоянно идти на протяжении 8 часов. Ни одна лошадь того времени и теперешнего не может выстоять на такие длинные дистанции. При этом за день они преодолевают около 200км. И так из дня в день.
Еще одно преимущество вида перед другими то, что они рождаются иноходцами.
В зимние времена порода может сама найти себе еду подобно лосям. Они разрывают снег в поисках травы или другого корма. После того как поели, гребутся на другом месте. Также жеребцы породы отличные охранники стада, им не страшны даже волки. Лошади будто не имеют страха и поговаривают, что были случаи, когда татарская лошадь вступала в схватку с медведем. Кони абсолютно не прихотливы к пище, а значит, очень надежны в далекие поездки.

1Раньше на таких конях ходили на битвы и там они себя проявляли как герои. Они помогали наезднику путем топтания противника или кусали врага.

Если не углубляться слишком в историю, а остановится на периоде ближе к нашему времени, то крестьяне очень любили татарских коней и покупали их себе, поскольку они кушали мало корма. Для работы они были как раз самое то.

Во время Великой Отечественной войны татарских коней в большом количестве забрали на войну из Татарстана. После войны данная порода не имела спроса, поскольку появилась техника, машины, а породой перестали заниматься и разводить. К тому же в Татарстане в то время запретили ездить на лошадях. 1960 год потянул за собой полное исчезновение породы из земель Татарстана, также и погибло название «татарская лошадь». К счастью некоторые края сумели сохранить племя в малом количестве, но название их начали переделывать, к примеру, в Алтае – алтайские кони, в Башкирии – башкирские и т.д.

На сегодняшнее время татарских коней пытаются возродить и вернуть их славу и историю. Ведь в татарской истории данные кони отыгрывают огромную роль, без таких лошадей у нации не было бы истории. Возрождения татарам пока дается очень сложно и довольно дорого.

Татарскую породу лошадей разводят в Лениногорском, Алькеевском, Тюлячинском и Сабинском муниципальных районах РТ.

(Казань, 20 декабря, «Татар-информ»). Татарская порода лошадей официально зарегистрирована как отдельная порода. Об этом рассказал заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Назип Хазипов на пресс-конференции, посвященной вопросам развития животноводства в республике.

«Разведением татарской породы лошадей мы начали заниматься в 2005 году. 4 декабря 2018 года получили официальное разрешение заниматься этим видом деятельности», - уточнил заместитель министра.

«Татарская порода лошадей разводится для участия в спортивных мероприятиях и для производства кумыса», - отметил Хазипов. По его словам, лошади этой породы очень выносливы, зимой могут находить корм даже под снегом, преодолевают за день расстояние до 100-120 км.

Сегодня разведением лошадей татарской породы занимаются в Лениногорском, Алькеевском, Тюлячинском, Сабинском муниципальных районах. «В Татарстане всего [насчитывается] около 300 лошадей этой породы», - пояснил замминистра.

В середине ноября (с 13-го по 16-е число) в республике побывала экспертная комиссия по селекционному достижению в области коневодства по татарской породе лошадей. В состав комиссии Минсельхоза РФ входили заведующий кафедрой коневодства Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К. А. Тимирязева Владимир Демин, главный зоотехник ФГБУ «Госсорткомиссия» Виктор Тюриков, заведующий кафедрой крупного животноводства и механизации Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина Сергей Козлов.

Комиссия провела экспертизу на соответствие хозяйственной полезности лошадей татарской породы в хозяйстве индивидуального предпринимателя Фарида Набиуллина из Лениногорского района и в КФХ Фаниса Бакирова из Алькеевского района. В составленном затем акте содержалась рекомендация «допустить лошадей породы татарская к использованию в качестве селекционного достижения».

4 декабря после рассмотрения материалов о методах создания и отличительных признаках татарской породы лошадей экспертная комиссия по испытанию и охране селекционных достижений Минсельхоза РФ утвердила акт оценки хозяйственной полезности лошадей породы Татарская. Она рекомендовала ФГБУ «Госсорткомиссия» включить татарскую породу лошадей в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. Как отмечается на сайте Минсельхоза России, «нахождение породы в Госреестре дает право размножать, ввозить, сертифицировать и реализовывать племенной материал породы на территории Российской Федерации».



 

 

Это интересно: