→ В чем смысл дуэли. Правила русской дуэли. Дуэль в России - больше чем дуэль! Дуэль на параллельных линиях

В чем смысл дуэли. Правила русской дуэли. Дуэль в России - больше чем дуэль! Дуэль на параллельных линиях

Что такое дуэль? Это поединок между двумя людьми, регламентированный особым кодексом. Его цель - удовлетворить желание одного из дуэлянтов. Подобные поединки проходили, как правило, внутри определенных общественных слоев. Что такое дуэль? Это способ разрешения конфликта, который использовался преимущественно представителями аристократии. Дуэли давно уже запрещены. О том, как они проводились, мы знаем преимущественно из художественной литературы.

Правила

Дворянин оскорблений не терпел. В случае, если была задета его честь или честь его близких, он требовал сатисфакции. Человек, который нанес оскорбление, конечно же, теоретически имел право отказаться. Но такой поступок стал бы позором для него.

Поединок проходил по строго установленным правилам, с которыми был ознакомлен каждый аристократ. Даже тот, кому еще не доводилось стреляться на дуэли. Что такое кодекс? Это свод правил, которым следовали аристократы. Но на протяжении истории дуэлей он менялся. Так, изначально использовали исключительно холодное оружие. Дворяне пребывали в постоянной готовности драться на дуэли. В любой момент они имели при себе саблю, меч, рапиру или шпагу. В XVIII столетии все чаще стали использовать пистолеты.

Вызывать на дуэль принято было в уважительном, спокойном тоне. Как известно из произведений классической литературы, ни один поединок не обходился без секундантов. Довольно часто присутствовал неподалеку врач. Следить за дуэлью могли, конечно, и родственники, но превращать поединок в спектакль считалось дурным тоном.

Оскорбивший и оскорблённый до поединка не встречались друг с другом. Договориться об условиях дуэли им помогали секунданты. Поединок должен был состояться в уединенном месте в раннее время. Вспомним дуэль Онегина. В шестой главе произведения Пушкина герой опаздывает на поединок, кроме того, нарушает несколько правил. Но Онегина делает это намеренно. Он понимает, что на именинах Татьяны вел себя неправильно, и надеется, что ему не доведется стрелять в безобидного Ленского.

Сегодня человек, которому нанесли оскорбление, отправляется в суд. Или пытается простить обидчика. Поединки давно запрещены. Как уже было сказано, о них современный человек знает из исторических источников и художественной литературы, например, романов «Отцы и дети», «Евгений Онегин». Немецкая кинолента «Дуэль братьев» повествует о событиях двадцатых годов минувшего столетия. В названии фильма это слово использовано в переносном значении. Ниже представлена краткая история дуэлей и рассказано о самых знаменитых поединках.

Бои без правил

В старину никаких дуэлей не былο. Между людьми устраивались так называемые судебные пοединки. Такие сражения, конечно, мало общего имели с классическими дуэлями. Допускалось, например, выставлять вместо себя другого человека. Считалось, что всё зависит от божьей воли, а потому и не имеет значения, кто именно дерется. Пο пοнятиям людей, οдерживал пοбеду всегда тοт, на чьей стοрοне правда.

Однако в выигрыше нередко οставался явный злοдей, а честный челοвек терпел пοражение. Всевышний был далеко не всегда объективен. Пοэтοму пοстепеннο такие пοединки сοшли на нет, так как οказались нежизнеспοсοбными.

Средневековье

Рыцарские турниры также мοжнο назвать прарοдителями дуэлей, хοтя несли οни в себе исключительно сοревнοвательные функции. Рыцари демοнстрирοвали свοю силу, лοвкοсть. При этοм стремились не убить сοперника, а сбить егο с лοшади. В рыцарской среде былο οчень сильнο развитο пοнятие чести. Именнο эти мοральные устанοвки и перешли позже к аристократам пятнадцатого столетия.

Дворяне уже не изнуряли себя физическими упражнениями с раннего вοзраста, дабы научиться ловко и резво сражаться в тяжёлых дοспехах. Появились мοщные арбалеты, а затем и мушкеты. Нο пοнятия чести и дοстοинства οстались. Пοэтοму гοспοда, разодетые в пух и прах, встречаясь на узких гοрοдских улицах, не желали уступать друг другу дοрοгу. Пοдοбные кοнфликты решались, как правило, при пοмοщи шпаг. Дерущихся иногда успевала разнять гοрοдская стража. Но чаще сοлдатам не удавалось подоспеть вовремя.

Зарождение дуэльной культуры

Родина поединков между аристократами - Италия. Первые дуэли состоялись в кοнце XIV века. Именнο в этοй сοлнечнοй стране у мοлοдых двοрян вοшлο в οбычай разрешать кοнфликтные ситуации при пοмοщи хοлοднοгο οружия. Οни ухοдили в укрοмнοе местο и там дрались дο первοй крοви или дο смерти οднοгο из прοтивникοв.

Что такое дуэль? Это часть дворянской культуры. Зародившись в Италии, поединки быстро приобрели популярность. Подобные мероприятия в скором времени получили широкое распространение и вο Франции. А вοт в Англии пοединки практикοвались значительно реже. Тο же самοе мοжнο сказать и ο Германии.

Пик популярности

Массοвая дуэльная лихοрадка пришлась на XVI-XVIII века. Двοряне стали гибнуть в οгрοмнοм кοличестве. Этο вынудилο кοрοлей издавать закοны, направленные прοтив крοвавых пοединкοв. Нο пοмοгали οни слабο. Люди прοдοлжали с пοразительным упοрствοм убивать друг друга. Причём пοвοдοм для схватки мοг служить прοстο кοсοй взгляд или неучтивый тοн.

Втοрοе дыхание смертельные пοединки пοлучили в XIX веке, кοгда в οбихοд вοшлο οгнестрельнοе οружие. Здесь уже физические данные прοтивникοв не играли никакοй рοли. Οчень мнοгοе зависелο οт удачи. Ведь стреляли пο οчереди, сοгласнο жребию. Стοяли же прοтивники в двадцати шагах друг οт друга, так чтο прοмахнуться былο слοжнο.

Дуэльный кοдекс

Именнο в XIX веке οкοнчательнο сфοрмирοвался свод правил проведения честного поединка. Их неукοснительнοе выпοлнение считалοсь хοрοшим тοнοм. Οтклοнения же οт нοрм и правил пοрицались. Вызοв на дуэль οсуществлялся либο в устнοй фοрме, либο в письменнοй. Причём οскοрбленный дοлжен был сοοбщить ο желании вступить в пοединοк в течение сутοк.

Самым οпасным считался пοединοк, кοгда прοтивники стреляли οднοвременнο пο кοманде распοрядителя. В этοм случае мοгли пοгибнуть οба. Максимальнοе расстοяние между дуэлянтами οбычнο не превышалο тридцати шагοв. Этο примернο 15-20 метрοв, пοэтοму прοмахнуться былο практически невοзмοжнο. Если же первый стрелявший всё же прοмахивался, тο втοрοй мοг οставить за сοбοй правο выстрела на неοпределённый срοк или, выстрелив в вοздух, разрешить кοнфликт самым благοприятным для всех οбразοм.

В России

Здесь дуэльная лихοрадка началась в кοнце XVIII века, в периοд οкοнчания царствοвания Екатерины II. Императрица умерла в 1796 гοду, а пοединки при ней случались крайне редкο. Этοму в немалοй степени спοсοбствοвал "Указ ο пοединках", изданный в 1787 гοду. Участникам стοль непригляднοгο действия грοзила ссылка в Сибирь. Если же дуэль заканчивалась убийствοм, тο οставшемуся в живых участнику светила катοрга.

Огромное число поединков пришлοсь на годы правления Николая I. Именно в этот период прοшли дуэли с участием таких известных личнοстей, как Пушкин, Лермонтов, Рылеев, Грибоедοв. Стоит сказать, что сам царь подобные мероприятия терпеть не мог. Дуэлянтов незамедлительно οтправляли в действующую армию на Кавказ, в случае же летальнοгο исхοда мοгли даже разжалοвать в рядοвые. Но для аристократов был другой закон - закон чести. Они не боялись ни смерти, ни наказания, и продолжали стреляться с удивительным упοрствοм. Кроме того, участие в пοединках считалοсь хοрοшим тοнοм.

Дуэль Пушкина

Это, пожалуй, самый знаменитый поединок в истории России. Пушкинисты полагают, что великий поэт был участником не менее пятнадцати дуэлей. Причём в большинстве случаев именно он выступал инициатором. Состоялась, правда, всего шесть. Во время дуэли с Дантесом поэт был смертельно ранен, умер спустя два дня. Что послужило причиной конфликта?

Столичные сплетники на протяжении нескольких лет распространяли слухи о романе между Натальей Гончаровой и офицерам кавалергардского полка Жоржем Шарлем Дантесом. Однажды Пушкин вызвал француза на дуэль. Но её пришлось отменить. Дело в том, что как раз в эти дни француз сделал предложение Екатерине Гончаровой и стал родственником поэта, что исключало возможность проведения поединка. Позже они всё-таки стрелялись, и на этот раз инициатором выступил француз.

История эта слишком длинная и запутанная. Пушкинисты до сих поры пытаются найти виновного в смерти поэта. Скорее всего, причиной послужили бесконечные домыслы и слухи о симпатии Натальи к Дантесу. Так или иначе, 8 февраля 1837 года состоялся поединок, в результате которого смертельное ранение получил величайший поэт и писатель XIX столетия.

Спустя четыре года состоялась еще одна громкая дуэль - Лермонтова и Мартынова. К поединку привела ссора, которая состоялась 13 июля в доме Верзилиных. Михаил Лермонтов имел неосторожность грубо пошутить в адрес Николая Мартынова. Причиной вызова на дуэль стал острый язык и язвительный характер поэта.

В XVI веке отмечалась тенденция разрешения конфликтных ситуаций, возникающих между высокопоставленных особ (в том числе коронованных) посредством дуэльных поединков. Известно, что Карл V ( Германии) бросал Франциску I (французскому королю). Сам Наполеон Бонапарт, в свое время, получал приглашение принять участие в со шведским королем Густавом IV. История также хранит сведения и о неблагоприятных исходах подобных противостояний, например, король Франции Генрих II получил смертельное ранение в дуэльном поединке с графом Монгомери. Впрочем, с окончанием воцарилось равенство сословий, повлекшее всеобщее позволение выяснять отношения в столь благородном противоборстве.

Поначалу дуэли протекали торжественно и являли собою публичное действо. Во Франции на проведение дуэли требовалось одобрение короля, который присутствовал на поединке. При желании властитель мог в любой момент остановить происходящее условным жестом. Так, если король ронял скипетр наземь, противостояние немедленно прекращалось.

Дуэльный кодекс

Случай, произошедший в 1578 году, когда помимо самих дуэлянтов, в поединок оказались вовлечены и четверо секундантов, послужил поводом к созданию карающих мер, а также к регламентации дуэльного кодекса.

В дуэльном поединке принимают участие лишь двое: обидчик и тот, кому нанесено оскорбление.

Требовать удовлетворения можно лишь единожды.

Цель поединка – повышение уважения к собственной чести и достоинству.

Если один из дуэлянтов опаздывал на событие более чем на 15 минут – его считали уклонившимся от поединка.

Драться позволялось лишь на саблях, шпагах, да пистолетах.

Право выбора оружия, а также первого выстрела автоматически предоставляется оскорбленному, в противном случае решается жеребьевкой.

Секунданты обязались не только принимать участие в разработке стратегии, но и строго следить за соблюдением правил.

Стреляющий первым не имеет права производить выстрел в воздух.

Выстреливший обязан неподвижно стоять у барьера в ожидании ответного шага.

Кроме того, запрещалось надевать кольчуги, начинать дуэль без сигнала секунданта, отступать и тому подобное.

По окончании боя противники жали друг другу руки, и инцидент считался исчерпанным.

Следует отметить, что к концу XIX века дуэльный кодекс стал в разы гуманнее, нежели тот, что был характерен даже для первой половины того же столетия.

Традиция дуэли в России является привнесенной. Несмотря на то, что с древних времен на Руси существовала традиция как судебных поединков для разрешения споров, так и поединков перед сражениями войск, к ныне известной нам дуэли она отношения не имеет.

В Западной Европе дуэль как способ защиты чести дворянина появилась в Италии в XV веке и стала очень быстро распространяться на другие страны. К началу XVI века дуэль была вполне обычной для дворянского сословия Западной Европы. При этом нижняя граница возраста участников поединка опустилась до 14 лет.

Несмотря на то, что с XVI века дуэли запрещали как монархи, так и церковь, Европа пережила явление, известное как «дуэльная лихорадка».

27 апреля 1578 года в парижском парке Турнель состоялась одна из самых известных дуэлей в истории - «дуэль миньонов». Это был поединок «трое на трое» между приближёнными короля Франции Генриха III (миньонами) и сторонниками герцога де Гиза (гизарами). В результате поединка погибли четверо из шести участников дуэли.

Несмотря на официальный запрет дуэлей, французский монарх не подверг выживших наказанию, а погибших распорядился похоронить в роскошных мавзолеях и поставить им мраморные статуи.

Такое отношение к «дуэли миньонов» привело к всплеску популярности дуэлей и даже к появлению профессиональных дуэлянтов, добывавших себе славу бесконечными поединками. Поводом для дуэли в таком случае могла стать любая мелочь, не понравившийся взгляд или спор по поводу одежды.

Петр Великий: убитых на дуэлях вешать за ноги!

В разгар европейской «дуэльной лихорадки» в России в этом смысле царило полное спокойствие. Первая дуэль здесь произошла лишь в 1666 году. Соперниками стали будущий генерал Петра I Патрик Гордон и еще один офицер-наемник, майор Монтгомери.

В 1682 году царевна Софья подписала указ, разрешавший служилым людям носить личное оружие, сопроводив его запретом на поединки.

В популярном фильме «Арапа Петра Великого» монарх-реформатор выражает готовность принять вызов на дуэль за своего воспитанника. В реальности Петр Великий, несмотря на приверженность к европейской культуре, к дуэлям относился крайне негативно.

Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года за вызов на дуэль предусматривала наказание в виде лишения чинов и частичной конфискации имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертную казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

«Воинский артикул», представлявший собой разъяснение положение Воинского устава подтверждал «наижесточайшее запрещение» вызовов и поединков. Более того, предусматривалось повешение даже для тех, кто … погиб на дуэли. Трупы таковых предписывалось вешать за ноги.

«Узаконенная форма убийства»

Тем не менее, вплоть до второй половины XVIII века дуэли в России не принимали массового характера. Однако при Екатерине II они становятся все более популярным способом выяснения отношений, особенно среди молодежи, воспитанной в европейском духе.

В 1787 году Екатерина Великая, встревоженная происходящим, выпустила «Манифест о поединках». В нем дуэли назывались» чужестранным насаждением»; участникам дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», — пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли назначалось как за совершение аналогичного уголовного преступления.

Но ничего не помогало. Первая половина XIX века стала пиковым периодом для русской дуэли. При этом в Европе, где данная традиция пошла на спад, русскую дуэль называли «варварством» и «узаконенной формой убийства».

Дело в том, что если в Европе период «дуэльной лихорадки» был связан с боями на холодном оружии, то в России предпочтение отдавалось огнестрельному, которое приводило к тяжким исходам в разы чаще.

«Благородная» дуэль лишила жизни Пушкина

В России существовал довольно разнообразный перечень видов дуэлей.

Наиболее распространенной была так называемая «подвижная дуэль с барьерами». На дорожке размечалась «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечались «барьерами», в качестве которых могли применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещались на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинали сходиться — двигаться навстречу друг другу. Идти можно было с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен был остановиться. Порядок выстрелов мог оговариваться, но чаще стреляли по готовности, в произвольном порядке. Согласно русским правилам, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния. Известное выражение «К барьеру!» как раз и означает такое требование.

Дуэль с расстояния 15 шагов считалась «благородной», ибо вариант смертельного исхода в данном случае был не так вероятен. Тем не менее, Александр Сергеевич Пушкин получил смертельное ранение в дуэли с 20 шагов.

Поединок «до смертельного исхода»

В отличие от Европы, в России существовали виды дуэли, наводившие ужас на жителей других стран. Например, дуэль «на шесть шагов»: при этом варианте противники располагались на дистанции, обеспечивающей гарантированное попадание. Поединок такого рода часто завершался смертью обоих участников.

Иногда использовался вариант этой дуэли, при котором заряжался один пистолет, оружие дуэлянты получали по жребию, после чего оба нажимали на спусковой крючок. В таком случае «невезучий» был практически обречен на смерть.

В Европе к началу XIX века не было видов дуэлей, предусматривавших обязательную гибель одного из участников. В России же существовали виды дуэлей «до смертельного исхода». Одним из таких являлся поединок на краю пропасти - раненый в дуэли падал в бездну и погибал.

Градация по степени оскорблений

Поводом для дуэли считался ущерб, нанесенный чести пострадавшего, а также чести его семьи. В определенных обстоятельствах вызов мог произойти и за оскорбление чести третьих лиц, оказывающих покровительство вызывающему.

Поводом к дуэли не могло стать нанесение какого бы то ни было материального ущерба. Кроме того, обращение с жалобой к властям лишало оскорбленного права требовать удовлетворения при помощи поединка.

Существовала целая градация оскорблений, согласно которой оскорбленный получал право требовать тех или иных условий дуэли.

Любопытно, что оскорбление, нанесенное женщине, считалось на ступень более тяжким, нежели аналогичное, но нанесенное мужчине.

Удовлетворения можно было требовать и от оскорбившей дворянина женщины - правда, такое оскорбление оценивалось на две ступени ниже, чем аналогичное, нанесенное мужчиной. В любом случае, ответить на вызов пришлось бы в таком случае родственнику оскорбительницы, а не ей самой.

Схватка со свидетелями, но без зрителей

Оскорблённому рекомендовалось тут же, на месте, в спокойном и уважительном тоне потребовать извинений, либо сразу же заявить обидчику, что к нему будут присланы секунданты. Далее оскорблённый мог либо отправить письменный вызов (картель), либо вызвать обидчика на дуэль устно, через секундантов. Максимальным сроком для вызова в обычных условиях считались сутки. Затягивание с вызовом считалось дурным тоном.

Существовало и еще одно важное правило, гласившее: «Одно оскорбление - один вызов». Если некий наглец наносил оскорбление сразу нескольким лицам одновременно, на дуэль его мог вызвать только один оскорбленный. Предпочтение отдавалось тому, какому досталось самое грубое оскорбление.

Считалось крайне неэтичным превращать дуэль в спектакль. Помимо дуэлянтов, на поединке присутствовали секунданты и врач. Присутствие друзей и родственников участников было возможным, но не приветствовалось.

В заранее условленное время, как правило, утром, противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место.

Допускалось опоздание одной из сторон на 15 минут. Более длительная задержка считалась уклонением от дуэли и означала бесчестье.

Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном.

Из числа секундантов назначался распорядитель дуэли, который руководил всеми действиями.

Тяжко оскорбленный стреляет первым

Распорядитель в последний раз предлагал дуэлянтам примириться. В случае отказа сторон он озвучивал правила дуэли. Секунданты обозначали барьеры и производили заряжание пистолетов (в случае, если дуэль была с применением огнестрельного оружия). Правила дуэли требовали от участников поединка освободить все карманы.

Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя.

Если в ходе поединка на шпагах один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль.

В поединке на пистолетах большое значение имела степень нанесенного оскорбления. Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым, в противном случае право первого выстрела определял жребий.

Право на замену

Правила дуэли допускали замену его участника на лицо, представляющее его интересы. Это было возможно, если речь шла о женщине, несовершеннолетнем, мужчине старше 60 лет, либо имеющим болезнь или увечье, ставящее его в явно неравное положение с противником.

Честь женщины мог защитить либо мужчина из числа ближайших кровных родственников, либо муж, либо спутник (то есть тот, кто сопровождал женщину в то время и в том месте, где было нанесено оскорбление), либо, по изъявлении такого желания, любой мужчина, присутствовавший при оскорблении или позже узнавший о нём и считающий для себя необходимым вступиться за данную женщину.

При этом право на защиту чести могла получить лишь женщина, имеющая безукоризненное поведение с точки зрения общественных норм. Если дама успела прославиться излишне свободным поведением, вызов в ее защиту не считался действительным.

Парный комплект пистолетов в XIX в. хранился во многих дворянских домах на случай дуэли. Фото: Commons.wikimedia.org

Выжившие дуэлянты становились друзьями

Правила дуэли запрещали поединки с близкими родственниками, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Дуэли с двоюродными и троюродными братьями считались делом вполне допустимым.

Если в результате дуэли оба противника в результате оставались живы и в сознании, то им полагалось пожать друг другу руки, обидчику — извиниться (в данном случае извинения уже не задевали его честь, так как она считалась восстановленной поединком, а были данью обычной вежливости). По завершении дуэли честь считалась восстановленной, а любые претензии противников друг к другу по поводу бывшего оскорбления — недействительными.

Считалось, что уцелевшие в бою дуэлянты должны были стать друзьями или, как минимум, поддерживать далее нормальные отношения. Повторный вызов того же лица на поединок был возможен лишь в самых экстраординарных случаях.

Как министр Ванновский устроил ренессанс русской дуэли

Почти в течение всего XIX века русские монархи принимали законы, направленные на запрет поединков. Император Николай I говорил: ««Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал». В то же время он существенно понизил ответственность за дуэли. Утвержденное в 1845 году «Уложение об уголовных наказаниях» полностью освобождало от ответственности секундантов и врачей, а участникам поединка грозило от 6 до 10 лет заключения в крепости с сохранением дворянских прав.

На практике же наказание было еще более мягким - чаще всего виновные даже в смертельной дуэли ограничивались несколькими месяцами заключения и незначительным понижением в чинах.

К концу XIX века популярность дуэлей в России пошла на спад. Однако в 1894 году с подачи военного министра Петра Ванновского, в целях укрепления боевого духа в армии, дуэли были не просто легализованы, а в некоторых случаях стали для офицеров обязательными.

Логичным итогом стало резкое увеличение количества дуэлей. Если в период с 1876 по 1890 годы в России до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях, то в 1894 - 1910 годах состоялось 322 дуэли. При этом свыше 250 из них были проведены по решению судов офицерской чести, которым было дано право назначать поединки. Самовольными же дуэлями, без разрешения начальников, оказались только 19, причем ни один участник не был привлечен к ответственности.

Из 322 дуэлей данного периода 315 состоялись на пистолетах и лишь 7 - на холодном оружии. Большинство поединков 1894 - 1910 годов завершались бескровно или легкими ранениями, и только 30 - гибелью или тяжелыми ранениями дуэлянтов.

Поединки на винтовках: как погибали русские эмигранты

На дуэлях в начале XX века дрались не только военные, но и политики, а также деятели культуры. Заядлым дуэлянтом был лидер «Союза 17 октября» Александр Гучков , известна дуэль между поэтами Серебряного века Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным .

Институт русской дуэли прекратил свое существование после Октябрьской революции 1917 года, вместе с другими атрибутами сословного общества.

В Белой армии, а затем в среде русской эмиграции вплоть до 1930-х годов был популярен еще один оригинальный вид поединка - дуэль на винтовках Мосина. При этом убойная сила данного оружия делала летальный исход практически неизбежным. Для отчаявшихся людей такая дуэль становилась своеобразным «благородным» способом самоубийства.

Человек – иррациональное существо. В животном мире все направлено на сохранение жизни особи и продолжении ею рода. Инстинкт самосохранения – это мощнейшая программа, управляющая поведением любого живого существа. И только человек, несмотря на свое животное происхождение, способен на поступки, иногда прямо противоречащие стратегии выживания. Нередко ради абстрактных целей и весьма туманных идей он готов поставить на кон свое здоровье и саму жизнь. История человечества переполнена примерами такого «нелогичного» поведения.

В XV столетии среди европейского дворянства возник новый обычай – дуэльные поединки, целью которых была защита чести и достоинства одной из сторон. Очень быстро дуэль превратилась в способ решения любого конфликта среди благородного сословия. История дуэлей началась в Италии, но очень быстро распространилась по всей Европе и континент захлестнула настоящая «дуэльная лихорадка», которая свирепствовала несколько столетий и унесла жизни сотен тысяч человек. Только во Франции и только в период правления Генриха IV Бурбона (примерно двадцать лет) на дуэлях погибло от шести до десяти тысяч молодых дворян. Это вполне сопоставимо с потерями в крупном сражении.

Решение конфликтов с помощью физической силы, на самом деле, старо как мир. Нередко бывало, что в ходе подобного поиска консенсуса одна из сторон отправлялась в лучший мир. Однако дуэль отличалась от обычной драки жесткими правилами, которые составляли специальные дуэльные кодексы.

Европейское дворянское сословие, сформировавшееся на основе средневекового рыцарства, имело свои представления о личной чести. Любое посягательство на нее в форме оскорбления словом или действием можно было смыть только кровью обидчика, в противном случае человек считался обесчещенным. Поэтому вызовы на дуэли в старину, как правило, заканчивались смертью или увечьем одного из противников.

В реальности же причина дуэли могла быть какой угодно, поскольку факт нанесения оскорбления и его тяжесть трактовал сам «потерпевший». Да и само понятие «дворянская честь» понималась весьма широко. К вызову могло привести все что угодно: от мести за убитого родственника или друга до неудачной шутки или неловкого жеста.

Со временем поединки вошли в моду. На дуэлях дрались все. Не только дворяне, но и мещане, солдаты, студенты и даже венценосные особы. Император Германии Карл V вызвал на дуэль французского короля Франциска I, а шведский король Густав IV отправил вызов Наполеону Бонапарту. Французский король Генрих II погиб в результате дуэли, а российский император Павел I и вовсе предлагал отменить войны и решать конфликты между государствами путем проведения поединков между их правителями. Однако такая смелая идея отклика не нашла.

Дуэли много раз пытались запрещать, бретерам грозили крупные штрафы, тюрьма и даже отлучение от церкви, но вот толку от этих мер было мало. Поединки продолжались вплоть до начала Первой мировой войны.

У нас в стране к дуэлям счет особый. В XIX столетии их жертвами стали два величайших русских поэта: Александр Пушкин и Михаил Лермонтов.

История дуэлей

Название «дуэль» происходит от латинского слова duellum, которое означало судебный поединок. Хотя, надо отметить, что дуэли как раз были поединками несудебными и незаконными. Место дуэли обычно тщательно скрывалось.

Многие исследователи подчеркивают внешнее сходство дуэлей с судебными поединками Средневековья и рыцарскими турнирами, однако, несмотря на некоторую похожесть, речь все-таки идет о разных вещах. Судебные поединки были составной частью официальной системы правосудия, а турниры можно назвать способом совершенствования навыков профессионального воина.

Судебный поединок называли «судом Божьим», и он ни в коем случае не был кровавой расправой, а, скорее, торжественной церемонией. К нему часто прибегали, когда установить истину другим путем было невозможно. Считалось, что в этом поединке Господь поможет правому и покарает преступника. Причем такие схватки не обязательно заканчивались гибелью одного из участников. Санкцию на проведение судебных поединков нередко давал сам король. Однако уже в позднем Средневековье отношение к таким поединкам стало меняться. В 1358 году некий Жак Легре в присутствии французского короля Карла VI проиграл судебный бой, был признан виновным и повешен. А вскоре нашли настоящего преступника. Получился большой скандал, после чего обычай судебных поединков канул в Лету. Весьма критично к подобной практике относилась и церковь.

Дуэль в том виде, в котором мы ее знаем, это детище не Средневековья, а эпохи Возрождения. Единственно, что, возможно, связывает судебные поединки с дуэлями, это идея «Божьего суда», которая заключалась в том, что Господь поможет правому и защитит справедливость.

Дуэль придумали итальянцы примерно в XIV столетии. В это время они были, что называется «впереди планеты всей». В Италии зародился человек новой эпохи, с другими представлениями о чести и способах ее защиты. Именно у итальянских дворян и горожан появился обычай решать конфликты путем вооруженного поединка. Здесь же появились и первые трактаты с правилами проведения дуэлей, в них даже были описаны степени обиды, за которыми непременно должен следовать вызов.

В это же время на смену тяжелым мечам Средневековья приходит более легкая шпага, а затем и оружие, которое испанцы назвали espada ropera, – «меч для одежды» – предназначенное для постоянного ношения с гражданским костюмом.

Место дуэли обычно выбирали где-нибудь за городом, такие драки велись с минимумом ненужных условностей, максимально жестко, поэтому они часто заканчивались убийством одного из участников. Подобные поединки назывались «боями в кустах» или «схваткой в кустах». Их участники, как правило, использовали то оружие, которое было с собой, и обычно были без доспехов, потому что в повседневной жизни их мало кто носил.

Отличительной чертой поединков этой эпохи было то, что правила дуэлей были весьма условны и нередко их не выполняли вовсе. Иногда к поединку присоединялись и секунданты, в этом случае он превращался в настоящую кровавую баню. В случае общей схватки боец, прикончив своего противника, не стеснялся помочь товарищу. Примером может служить знаменитый поединок между фаворитами французского короля Генриха III и герцога де Гиза, описанный в романе Дюма «Графиня де Монсоро».

Причем место дуэли не регламентировалось, там мог оказаться и булыжник мостовой, и мокрая трава. Поэтому опасность была ничуть не меньше, чем в реальном бою. Обычным оружием дуэли того времени была тяжелая шпага или рапира и кинжал (дага). Им можно было наносить не только колотые, но и резаные раны. Для отражения ударов противника использовались небольшие дуэльные щиты или же просто плащ, намотанный на вторую руку.

Обычно вызывающая сторона выбирала время и место дуэли, оружие дуэли определял тот, кто был вызван. Бывали случаи, когда поединки завязывались мгновенно и проходили вообще без секундантов. В схватке можно было применять любые приемы: отвлекать внимание противника, добивать безоружного, отступившегося или раненого, бить в спину. Использовались и откровенно подлые приемы типа одевание скрытых доспехов под одежду.

Из Италии дуэли очень быстро распространились на другие страны Европы. Особенно популярными они стали во Франции в период религиозных войн и Фронды. Но, если в Италии место дуэли обычно держали в тайне и старались проводить поединки без лишних свидетелей, то французские дворяне пускали друг другу кровь, практически не скрываясь. Простить нанесенное оскорбление и не вызвать своего обидчика на поединок считалось абсолютной «потерей лица», не меньший позор ждал и того, кто отказывался от вызова.

Считается, что в период царствования Франциска I во Франции происходило до 20 тыс. дуэлей ежегодно. Понятно, что счет дворян, убитых на дуэлях, также шел на тысячи. И неудивительно, что такая ситуация абсолютно не устраивала верховную власть европейских государств.

10 июля 1547 года во Франции состоялась последняя официальная дуэль. Генрих II запретил их после того, как на поединке был убит его фаворит. Правда, ситуацию это нисколько не изменило, просто теперь дуэли стали проводить подпольно. Борьбой с ненужным кровопролитием занялись не только светские власти, но и церковные. На Трентском соборе было объявлено, что от лона церкви будут автоматически отлучаться не только участники или секунданты дуэли, но даже и ее зрители. Церковь вообще очень нетерпимо относилась к поединкам и активно боролась с ними вплоть до конца XIX века. Погибших дуэлянтов, как и самоубийц, предписывалось не хоронить на кладбищах.

Генрих IV приравнивал дуэльные поединки к оскорблению Его Величества, Людовик XIV издал 11 эдиктов против дуэлей, активно боролся с этим явлением и знаменитый кардинал Ришелье. Последний в качестве наказания за дуэли ввел смертную казнь или пожизненную ссылку. В Священной Римской империи поединки приравнивались к умышленному убийству со всеми вытекающими последствиями.

Непримиримыми противниками дуэльных поединков были Наполеон Бонапарт и российский самодержец Николай I. Французский император считал, что «…жизнь каждого гражданина принадлежит отечеству; дуэлист - плохой солдат». Николай I же вообще считал дуэль варварством.

Но даже такие драконовские меры не могли полностью прекратить поединки. Дворяне считали дуэль своей законной привилегией, и общественное мнение было целиком на их стороне. Традиция поединков была настолько уважаема, что суды нередко оправдывали бретеров.

Среди молодых дворян существовали «профессиональные дуэлянты», на счету которых были десятки, а то и сотни поединков и целое личное кладбище покойников. Будучи высококлассными фехтовальщиками, они постоянно провоцировали ссоры, считая дуэль единственным способом достижения личной славы. Поводом для драки могло быть что угодно: косой взгляд, случайное столкновение, непонравившаяся шутка. Дуэль из-за покроя плаща, описанная в «Трех мушкетерах», – абсолютно реальная ситуация для того времени.

Изначально для поединков использовалось только холодное оружие, но в XVIII веке появились дуэли на пистолетах. Это был переломный момент. Победитель дуэли на шпагах или рапирах во многом определялся физическими данными противников, иногда исход схватки был предрешен заранее. Использование огнестрельного оружия сильно уравняло шансы сторон.

Уже к середине XVIII века «дуэльная лихорадка» в Европе начала утихать. Дуэли стали редки, а правила их проведения – более упорядочены. Практически все поединки стали проводится с секундантами, с предварительным вызовом. Дуэли на шпагах, как правило, проводились до первого ранения. Все это привело к значительному снижению смертности среди бойцов. В середине XVIII века своего расцвета достигла французская школа фехтования, основным оружием дуэлянтов стала легкая шпага, которой невозможно было наносить колющие или режущие удары.

Развитие юридической системы и все большее просвещение широких масс приводило к тому, что в случае обиды или оскорбления люди шли в суд, а не хватались за оружие. Однако и в XIX веке дуэли были довольно часты, хотя они и утратили былую кровожадность.

В 1836 году в свет вышел первый дуэльный кодекс, его автором был француз граф де Шатовильяр. В 1879 году был издан кодекс графа Верже, он стал более популярным. В этих двух книгах суммировался весь многовековой опыт поединков в Европе. В целом же, в XIX веке на европейском континенте начался закат эпохи дуэлей. Были некоторые «всплески», но в целом они не могли поломать общую тенденцию.

Примерно в середине XIX века началась эпидемия «журналистских» дуэлей. В Европе появилась свободная пресса, и теперь журналистам нередко бросали вызовы герои их публикаций.

Дуэли проводились и в Новом Свете. Они были весьма своеобразны, и это была не та ковбойская дуэль, которую часто показывают в вестернах. Соперники получали оружие и уходили в лес, где начинали охоту друг на друга. Выстрел в спину или засада считались обычными приемами американской дуэли.

Дуэль появилась в России гораздо позже, чем в остальной Европе. Традиции подобных поединков на Руси не существовало вовсе. И в этом нет ничего удивительного, так как до петровских реформ в стране отсутствовало дворянство европейского типа – главный носитель идеи личной чести. Российские дворяне, офицерство и бояре допетровской эпохи не видели ничего зазорного в том, чтобы в ответ на оскорбление подавать жалобы царю или искать справедливости в судах.

В то время, когда в Италии и Франции уже вовсю лютовала «дуэльная лихорадка», в России в отношении поединков все было тихо и спокойно, несмотря на довольно тесные связи с Европой, которые установились уже в правление Алексея Михайловича. Первая задокументированная дуэль в России произошла в 1666 году, ее участниками были два офицера-иностранца, служивших в полку «иноземного» строя. Итоги этого поединка неизвестны.

Император Пётр I первым озаботился дуэльными поединками и издал указ, который запрещал их под страхом смертной казни. Причем за участие в дуэли предписывалось вешать не только победителя, но и проигравшего в ней, даже если на тот момент он уже находился в могиле: «…то их и по смерти за ноги повесить». Крут был Петр Алексеевич, ничего не скажешь.

Однако по-настоящему массовым явлением дуэльные поединки стали в России лишь в период царствования Екатерины II. В 1787 году императрица издала указ, в котором регламентировались наказания участникам дуэлей и их организаторам. Если поединок прошел бескровно, то его участники – включая и секундантов – могли отделаться только крупными денежными штрафами, но зачинщика дуэли ждала Сибирь. За нанесенные увечья или смерть предписывалось такое же наказание, как и за обычные уголовные преступления.

Несмотря на строгость этих мер, они мало останавливали отечественных дуэлянтов, ибо крайне редко выполнялись. Дела по дуэлям редко доходили до суда, а если так и случалось, то виновные, как правило, получали гораздо более мягкие наказания. Как и в Европе, общественное мнение было полностью на стороне дуэлянтов.

В России своеобразный расцвет дуэльной традиции пришелся на конец XVIII – первую половину XIX века. Ситуацию можно назвать несколько парадоксальной: в то время, когда «дуэльная лихорадка» в Европе уже практически сошла на нет, количество дуэлей в России значительно выросло, а их жестокость заметно возросла. Некоторые западные авторы, отмечая особую жестокость русской дуэли, называли ее «узаконенным убийством».

Например, обычно стрельба проводилась с дистанции 15-20 шагов, с которой промазать было крайне трудно (европейцы стрелялись с 25-30 шагов). Существовала практика, согласно которой противник, стреляющий вторым, мог потребовать у своего оппонента подойти вплотную к барьеру. В этом случае он получал возможность расстрелять безоружного человека с минимального расстояния. В России были весьма популярны такие способы дуэлей, при которых поединок неминуемо заканчивался смертью одного из противников («через платок», «дуло в дуло», «американская дуэль»). В Европе того времени промах обеих противников обычно заканчивал дело, считалось, что в этом случае честь участников восстановлена. В России же нередко стрелялись «до результата», то есть до смерти одного из дуэлянтов.

Российские дуэли первой половины XIX века оставили заметный след в отечественной истории. Самыми известными из них, конечно же, являются поединки Пушкина с Дантесом (1837 год) и Лермонтова с Мартыновым (1841 год), в которых были убиты два величайших русских поэта. При этом их убийцы не стали объектами общественного порицания, высший свет встал на их сторону. Весьма мягким было и официальное наказание: Дантеса просто выслали из России, а Мартынов отделался тремя месяцами гауптвахты и церковным покаянием. Эта ситуация очень наглядно показывает отношение российского общества того времени к дуэльным поединкам.

К середине столетия количество дуэлей в России стало заметно уменьшаться. Однако в царствование Александра III поединки были фактически официально разрешены. Более того, в некоторых случаях для офицеров они стали обязательными. Такое решение привело к резкому росту количества дуэлей в армии.

Поединки продолжались вплоть до начала Первой мировой войны, но с началом боевых действий они были официально запрещены. Одной из самых известных дуэлей XX века стал поединок между Гумилевым и Волошиным, который состоялся в 1909 году. Причиной дуэли стала поэтесса Елизавета Дмитриева. Место для схватки было выбрано весьма символичное – неподалеку от Черной речки в Петербурге. Секундантом литераторов стал Алексей Толстой.

К счастью, дуэль закончилась бескровно. Гумилев промахнулся, а пистолет Волошина два раза дал осечку.

Женские дуэли

Как вы представляете себе типичного бретера? Камзол, широкий плащ, лихой закрученный ус и широкополая шляпа? А как бы вы отреагировали на тот факт, что некоторые из дуэлянтов носили пышные юбки и были очень внимательны к укладке волос? Да, речь идет о женских дуэлях, которые, конечно же, случались реже мужских, но отнюдь не были чем-то из ряда вон выходящим.

Одна из самых известных дуэлей между двумя женщинами состоялась в 1892 году в Лихтенштейне между графиней Кильмансегг и принцессой Паулиной Меттерних. Барышни не сошлись во взглядах по чрезвычайно важному вопросу: как лучше украсить зал для музыкального вечера. При этом присутствовала баронесса Любиньска – одна из первых женщин-докторов медицины. Именно она предложила соперницам драться топлес, но не для пущей пикантности (ее и так хватало), а чтобы не занести инфекцию в раны. Можно поспорить, но такое зрелище было куда круче современных женских боев. Правда, мужчин на женские дуэли не допускали, ни в качестве секундантов, ни, тем более, «чтобы посмотреть». А зря.

Вообще же тема полуобнаженной женской дуэли была весьма популярна у европейских художников XIX века, и их можно понять. Подобные сюжеты можно увидеть на картинах француза Жана Беро, а в миланском музее Прадо вы сможете можно полюбоваться полотном Хосе Риберы под названием «Женская дуэль».

Тот поединок в Лихтенштейне закончился двумя легкими обоюдными ранениями: в нос и в ухо. Однако далеко не все женские дуэли заканчивались так безобидно.

Первый задокументированный поединок между представительницами прекрасного пола относится к 1572 году. Дело было так: две очаровательные сеньориты сняли комнату в женском монастыре святой Бенедикты, что около Милана, и закрылись к ней, объяснив монашкам, что им нужно срочно помолиться. Однако, оставшись наедине, дамы достали не молитвенники, а кинжалы. Когда дверь в комнату была взломана, в ней обнаружили страшную картину: одна из женщин была мертва, а вторая умирала, истекая кровью.

Причем поединки между женщинами были крайне жестоки. Если в дуэлях между мужчинами того времени одна смерть приходилась примерно на четыре поединка, то практически каждая женская дуэль приводила к появлению трупа. Характерно, что женщины практически не соблюдали правил во время дуэлей.

Во время женских поединков использовалось стандартное оружие: шпаги, рапиры, кинжалы, даги, реже пистолеты. От европеек не отставали и наши дамы, внося в эту потеху милый отечественный колорит: русские помещицы Заварова и Полесова рубились на саблях. Княгиня Дашкова отправилась в Лондон, где она не сошлась во взглядах в литературном споре с герцогиней Фоксон. Результатом ссоры стало проколотое плечо Дашковой. Ходили слухи, что даже будущая российская императрица Екатерина II в четырнадцатилетнем возрасте выясняла на дуэли отношения со своей троюродной сестрой. Учитывая темперамент Екатерины, данный факт не вызывает большого удивление.

Одной из самых известных дуэлянток, настоящим бретером в юбке, была мадам де Мопен – знаменитая оперная певица, блиставшая на сцене Гранд Опера. Счет жертв этой дамы идет на десятки.

Еще одной знаменитой женской дуэлью является поединок между герцогиней де Полиньяк и маркизой де Несль, который состоялся в Булонском лесу осенью 1624 года. Причиной схватки был мужчина. Барышни выясняли, кто из них милее герцогу Ришелье. Не тому знаменитому кардиналу, а его родственнику, в будущем маршалу Франции, который был весьма падок до женского пола.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

8 февраля (27 января по старому стилю) 1837 года произошла дуэль великого русского поэта и писателя Александра Пушкина с французским подданным Жоржем Дантесом в предместье Петербурга — на Черной речке. От раны, полученной на дуэли, 10 февраля (29 января по старому стилю) поэт скончался.

Поводом к дуэли послужил анонимный пасквиль, оскорбительный для чести жены Пушкина Натальи (урожденной Гончаровой) и его самого.

16 ноября (4 ноября по старому стилю) 1836 года Пушкин получил три экземпляра анонимного послания , заносившего его в "орден рогоносцев" и намекавшего на настойчивые ухаживания за его женой кавалергардского поручика барона Жоржа Дантеса — иностранца, принятого в русскую службу и усыновленного голландским посланником бароном Геккерном.

Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, тот вначале принял вызов, но через барона Геккерна просил отсрочки на 15 дней. В продолжение этого времени Пушкин узнал, что Дантес сделал предложение его свояченице Екатерине Гончаровой, и взял свой вызов назад. Свадьба состоялась 22 января (10 января по старому стилю) 1837 года.

Пушкин очень резко выражал свое презрение Дантесу, который продолжал встречаться с его женой Натальей и оказывать ей знаки внимания, и Геккерну, который усиленно интриговал против него — сплетни не прекращались. Выведенный окончательно из терпения, Пушкин послал Геккерну крайне оскорбительное письмо, на которое тот ответил вызовом от имени Дантеса.

8 февраля (27 января по старому стилю) в пятом часу вечера в предместье Петербурга на Черной речке произошла дуэль. Секундантами были секретарь французского посольства виконт Лоран д"Аршиак со стороны Дантеса и лицейский товарищ Пушкина подполковник Константин Данзас.

По настоянию поэта, были смертельными и не давали никому из противников шанса уцелеть: барьер отделял врагов на десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру.

Дантес выстрелил первым и смертельно ранил Пушкина в правую сторону живота. Поэт упал, но потом приподнялся на руку, подозвал Дантеса к барьеру.

Прицелившись, выстрелил и, увидев, что противник его упал, закричал: "Браво!". Рана Дантеса оказалась не опасной; пуля, направленная в грудь, попала в мякоть руки, которой Дантес прикрыл грудь.

Раненый Пушкин был доставлен к себе на квартиру. Поэт прилагал все усилия, чтобы не обеспокоить жену, скрывал свои страдания. Позже приглашенные доктора определили неизбежность трагической развязки — от Пушкина этого не скрыли.

К поэту был приглашен священник, который исповедовал его и причастил.

Александр Пушкин, стоически перенося в течение двух суток мучения, 10 февраля (29 января по старому стилю) скончался в окружении друзей в своей квартире в Петербурге на набережной реки Мойки.

Два дня гроб с телом поэта находился в квартире, которую в это время посещали толпы людей самых разных сословий. В ночь с 11 на 12 февраля (30 на 31 января по старому стилю) гроб был перенесен в церковь Придворно-Конюшенного ведомства. Утром 13 февраля (1 февраля по старому стилю) состоялось отпевание поэта, вечером его прах отвезли в Святогорский монастырь Псковской губернии, где находилось фамильное кладбище Ганнибалов-Пушкиных.

18 февраля (6 февраля по старому стилю) 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора Святогорского монастыря у алтарной стены собора тело Александра Пушкина было предано земле . Позже на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы поэта.

Смерть Пушкина была воспринята многими как национальная трагедия, это нашло выражение в поэтических откликах Михаила Лермонтова, Федора Тютчева, Алексея Кольцова.

В 1937 году на месте дуэли Пушкина с Дантесом на Черной речке был установлен обелиск работы скульптора Матвея Манизера.

За участие в дуэли с Александром Пушкиным, имевшей смертельный исход, Дантес-Геккерн был приговорен формально к расстрелу , замененному высылкой из России. Поселившись во Франции, Жорж Шарль Дантес-Геккерн (1812-1895) сделал видную карьеру — он был одним из крупных деятелей переворота 2 декабря 1851 года, посредником в тайных переговорах Наполеона III с Николаем I. Впоследствии стал сенатором, мэром Сульца, коммерческим деятелем, был награжден степенью командора ордена Почетного легиона.

Жена Дантеса Екатерина, урожденная Гончарова, скончалась в 1843 году во Франции от послеродовой горячки.

За участие в дуэли поэта Константин Данзас (1800-1870) был предан суду и приговорен к двухмесячному аресту на гауптвахте. Пушкин, умирая, беспокоился о нем и передал на память кольцо с бирюзой. Позднее Данзас служил на Кавказе в Текинском пехотном полку, участвовал в экспедициях против горцев. В 1856 году вышел в отставку в звании генерал-майора. Со слов Данзаса Александром Аммосовым была составлена брошюра "Последние дни жизни и кончина А.С. Пушкина", изданная в 1863 году.

Жена Пушкина Наталья , урожденная Гончарова (1812-1863), не знала о дуэли, ставшей для ее первого мужа роковой. После смерти поэта она через семь лет — в 1846 году вторично вышла замуж за генерала Петра Ланского. Ей были посвящены стихотворения Александра Пушкина "На холмах Грузии", "Чистейшей прелести чистейший образец", "Мадонна" (1830); "Красавице" (1831); "Отрывок", "Нет, не дорожу я" (1832); "Пора мой друг, пора…" (1836).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



 

 

Это интересно: