→ Конспект логопедического занятия «Строим дом. Тренинговое занятие на сплочение Упражнение дом для тренинга

Конспект логопедического занятия «Строим дом. Тренинговое занятие на сплочение Упражнение дом для тренинга

Тренинговые упражнения

Возможности тренинговых упражнений

Используя тренинговые упражнения в своей работе, организаторы имеют возможности:

    проследить и изучить процесс развития коллектива (группы) и отдельной личности в ходе внутригруппового взаимодействия;

    определить уровень взаимопонимания в коллективе;

    сплотить коллектив;

    помочь коллективу в поиске эффективных путей решения различных групповых задач;

    выявить в группе лидеров, определить тип и характер индивидуального лидерства;

    найти наиболее эффективные формы организации работы и деятельности коллектива в зависимости от необходимых результатов.

Тренинговые упражнения, применяемые в системе, являются программой самообучения группы, во время которой ее участники учатся находить и принимать коллективные решения, руководствуясь лишь собственным опытом. Таким образом, происходит развитие группы в процессе преодоления искусственно создаваемых трудностей. В группе отрабатывается механизм принятия оперативного решения в сложной, проблемной ситуации.

В зависимости от стоящих перед группой и (или) организатором целей и задач, в упражнениях могут усиливаться игровые или тренинговые элементы. Часто в упражнениях сталкивается групповой интерес с индивидуальными (личными) интересами каждого из ее участников. При этом нельзя забывать, что упражнения основаны на взаимном уважении личности каждого, на осознании того, что каждый растет лично благодаря накапливаемому опыту группы. Когда же обучение на опыте проходит весело, приятно, интересно, это дает наибольшую отдачу в развитии личности.

Работая с коллективом, организатор всегда должен заботиться о сохранении соответствия между своими целями по воспитанию и задачами развития самой группы.

Тренинговые упражнения имеют особенности, отличающие их от других форм организации группового взаимодействия. Особое внимание следует уделить специфике, связанной с ролью ведущего при проведении упражнений, и анализу упражнений.

Роль и функции ведущего тренинговых упражнений

Ведущим тренинговых упражнений должен быть человек, имеющий опыт организаторской деятельности с детьми и молодежью.

В начале каждого упражнения ведущий зачитывает группе его задание и правила в строго определенной формулировке. Для быстрого и правильного выполнения упражнения имеет значение каждое слово задания и правил. При возникновении у участии ков вопросов, ведущий повторно зачитывает задание и правила без дополнительных пояснений. Это позволяет избежать ситуации, при которой ведущий, объясняющий задание или правила своими словами, неосознанно подсказывает группе пути к правильному варианту выполнения упражнения. При выполнении задания действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено», но участники должны сами догадаться об этом.

Ведущий во время упражнений остается нейтральным, не мешает и не помогает группе. Он должен помнить о том, что группа всего должна добиться сама на собственном опыте. Во время упражнений ведущий поддерживает хорошее настроение в группе, в необходимых случаях осуществляет страховку и организует ее силами самих участников. После выполнения упражнения ведущий организует его анализ.

Анализ тренинговых упражнений

Анализ как способ критического подхода к своему опыту представляет собой существенный момент в процессе развития коллектива.

    Какое было настроение у участников в различные моменты выполнения упражнения?

    Все ли участвовали в обсуждении и выполнении задания?

    Что происходило во время обсуждения?

    Какие варианты предлагались?

    Как участники пришли к общему решению?

    Брал ли кто-то на себя инициативу?

    Какие действия выполняли участники? Почему именно эти действия?

    Что помогало при выполнении задания?

    Помогло ли вам предыдущее обсуждение?

    Какие трудности испытывали при выполнении задания?

    Какой опыт вынесла ваша группа из упражнений?

Обсуждение дает возможность определить каждому произошедшие в коллективе изменения, свою роль в деятельности группы, также позволяет выявить ошибки в групповой работе, проанализировать их, чтобы избежать в любой дальнейшей деятельности.

Общие условия проведения тренинговых упражнений

Местом проведения упражнений лучше всего выбрать просторную комнату или зал, где имеются стулья по числу участников. Летом в теплую погоду упражнения можно проводить на открытом воздухе.

По общему правилу, оптимальное число участников в группе – 12–15 человек. Возраст участников – не менее 12–13 лет. Участники будут комфортнее чувствовать себя при выполнении упражнений, если на них будет одежда спортивного типа.

Время выполнения некоторых упражнений не регламентируется. При этом группа самостоятельно решает: продолжать упражнение или начать выполнять следующее. При желании группа всегда может вернуться к невыполненному упражнению.

Если участники группы не имеют соответствующих навыков межличностного общения, обсуждения и умения активно слушать, навыков работы в коллективе на принципах взаимного уважения и сотрудничества, некоторые упражнения могут показаться им трудными и даже невыполнимыми.

При использовании в своей работе тренинговых упражнений организатору следует учитывать особенности коллектива (уровень развития конкретной группы и ее участников и др.), а также специфику каждого конкретного упражнения (оптимальное число участников, оптимальный возраст участников и т.п.). В зависимости от указанных факторов возможно изменение определенных параметров упражнений (время выполнения задания; расстояние, которое необходимо преодолеть группе и т.п.).

Описание упражнений

Предлагаемые тренинговые упражнения можно разделить в зависимости от некоторых особенностей их проведения на 5 групп.

Первая группа упражнений

В упражнениях данной группы установлено время выполнения задания.

Участникам сначала предоставляется время на обсуждение тактики выполнения задания. Оно может предоставляться как в виде определенного временного промежутка, так и в виде права взять таймаут, во время которого разрешается вести обсуждение. Во время обсуждения участникам нельзя ничего записывать, трогать материалы и непосредственно выполнять задание.

По истечении времени обсуждения, группа приступает к выполнению задания по команде ведущего, при этом задание выполняется молча. За произнесенное любым участником группы слово установлен штраф во времени. Участник, у которого возник вопрос, сигнализирует об этом ведущему поднятием руки. Свой вопрос он может задать лишь с разрешения ведущего. В ином случае это расценивается как нарушение запрета говорить вслух.

Когда участники посчитают, что задание выполнено, они говорят об этом ведущему.

Упражнение «Мой идеальный мир»

Материалы:

    3 листа ватмана;

    9 маркеров разных цветов;

ведущий делит группу на 3 команды, равные по количеству человек. Команды располагаются таким образом, чтобы при обсуждении задания не мешать друг другу.

Задание: каждой команде нарисовать картину «Мой идеальный мир» и представить ее перед другими командами.

Правила:

    У команд есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время обсуждения нельзя ничего записывать и трогать материалы.

    По истечении времени обсуждения, команды одновременно приступают к выполнению задания по команде ведущего: «Время». При этом:

    • задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 2 минуты (время на выполнение задания уменьшается на 2 минуты для всех команд, независимо от того, какая из них нарушила это правило);

    Представление картин проводят 1–2 человека от каждой команды, аргументируя свое видение идеального мира, не более 2 минут.

Примечание для ведущего: в задании можно давать и иные темы картин («Идеальный лидер», «Идеальный коллектив», «Идеальная профессия» и др.).

Упражнение «Фломастеры»

Материалы: фломастеры – по количеству человек в группе (возможна замена фломастеров на трубочки из бумаги).

Место проведения и исходное положение участников: комната делится прямой линией на 2 игровые зоны – «зона обсуждения» и «зона молчания». В «зоне молчания» на полу находятся фломастеры.

Задание: поднять одновременно с пола все предметы, при этом:

    1 человек может касаться только одного предмета,

    в воздухе одновременно может находиться только один предмет.

Правила:

    У группы на выполнение задания есть 20 минут.

    Когда группа готова выполнять задание, она сигнализирует ведущему. Ведущий дает команду: «Время». Группа переходит в «зону молчания» и начинает выполнять задание.

    При нарушении задания ведущий говорит об этом, группа переходит в «зону обсуждения», ведущий приводит в исходное положение материалы (соединенные фломастеры разъединяются).

    Участники группы могут разговаривать, только когда все они находятся в «зоне обсуждения». За нарушение этого правила – штраф во времени 1 минута.

Примечание для ведущего: два и более фломастера, устойчиво соединенных вместе, рассматриваются как один предмет. Участники должны догадаться об этом самостоятельно.

Упражнение «Покрывало»

Материалы:

    2 маркера;

    4 листа (формата A4);

Место проведения и исходное положение участников: две комнаты (смежные), сообщающиеся через дверь. У каждого участника имеется визитка, на которой указано его имя. Ведущий делит группу на две команды, равные по количеству человек. Команды расходятся по комнатам так, что не видят друг друга и не могут общаться. Ведущий стоит в проеме двери таким образом, чтобы видеть обе команды. Участники также должны видеть ведущего.

Задание: оказаться всей группе в одной комнате.

Правила:

    У команд есть 2 минуты на обсуждение тактики выполнения задания.

    Задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 2 минуты (время на выполнение задания уменьшается на 2 минуты для всех команд, независимо от того, какая из них нарушила это правило).

    У каждой команды есть право взять 2 таймаута, во время которых разрешается разговаривать, продолжительностью 1 минута каждый. При этом вторая команда также имеет право на обсуждение, не используя своего таймаута.

    По истечении времени обсуждения, по команде ведущего: «К покрывалу», от каждой команды по одному человеку подходят к двери или стене, прилегающей к двери (на которой висят с каждой стороны по листу бумаги), и пишет имя человека, который, по его мнению, подошел к двери с другой стороны.

    Человек, подошедший к двери с другой стороны, имя которого угадано, переходит в противоположную команду.

    Если угадали участники обеих команд, то команды остаются в прежних составах.

    Если участники обеих команд не угадали, то команды восстанавливают первоначальный состав (все возвращаются обратно в свои команды). При этом сохраняется правило 2.

    Ведущий повторяет команду «К покрывалу», подходят следующие участники и т.д.

    Один и тот же человек не может подходить к двери с одной стороны два раза подряд.

    Участникам команд нельзя смотреть в соседнюю комнату. За нарушение – штраф во времени – 2 минуты.

Упражнение «Летающие яйца»

Материалы:

    яйцо сырое;

    катушка ниток;

    кусок обойной бумаги длиной 1м;

    пластмассовый стаканчик;

    скотч длиной 70–80 см.

Задание: сделать из предложенных материалов конструкцию для яйца так, чтобы оно не разбилось, если его сбросить в этой конструкции с высоты 2,5–3 метра.

Правила:

    У группы есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время которого нельзя трогать материалы.

    По истечении времени обсуждения, ведущий дает команду: «Время», и группа начинает выполнять задание.

    Задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 1 минута.

    На выполнение задания у группы есть 10 минут.

    По истечении 10 минут или когда группа сигнализирует о своей готовности, ведущий бросает яйцо в конструкции с указанной в задании высоты.

    Участники проводят обсуждение упражнения, не разворачивая конструкции.

Обсуждение завершается вопросами:

    Важно ли для вас, разбилось ли яйцо?

    Что для вас важнее: результат или процесс выполнения задания?

Только после обсуждения конструкция разбирается.

Примечание для ведущего: перед началом выполнения группой задания ведущий напоминает участникам об осторожности обращения с яйцом во время изготовления конструкции.

Упражнение «Лабиринт»

Место проведения и исходное положение участников: на полу начерчен квадрат, разделенный на 100 квадратов, со стороной 30 см каждый. Данное поле-сетка представляет собой «лабиринт».

Вся группа находится с одной стороны «лабиринта».

У ведущего имеется уменьшенное изображение «лабиринта», на котором отмечен путь через него (заштрихованы соответствующие квадраты).

Задание: всей группе оказаться на противоположной стороне «лабиринта».

Правила:

  1. У группы есть 2 минуты на обсуждение тактики выполнения задания.

    По истечении времени обсуждения участники становятся в шеренгу и начинают по очереди пробовать найти путь через лабиринт, вступая на один любой квадрат, при этом:

    • задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 1 минута;

      если участник вступил на «правильный» квадрат (заштрихованный у ведущего), то ведущий при этом молчит, и участник получает право выбрать еще один квадрат, вступив на него; в случае неверно выбранного участником квадрата ведущий произносит слово «ку-ку». После этого участник должен вернуться назад по пройденным им квадратам;

      одновременно в «лабиринте» может находиться только один участник;

      обходить «лабиринт» нельзя;

      нельзя использовать никакие вспомогательные материалы;

      в случае, когда часть группы уже перешла на другую сторону «лабиринта», а кто-то из оставшихся участников вступил на неверный квадрат, все возвращаются на исходную сторону.

  2. На выполнение задания у группы есть 20 минут.

Упражнение «Башня»

Материалы:

    обойная бумага длиной 1 метр;

    скрепки (40–50 шт.);

    скотч длиной 1 метр.

Задание: из предложенных материалов построить башню как можно большей высоты.

Правила:

    Участники не должны касаться построенной башни при проверке задания.

    На выполнение задания у группы есть 10 минут.

Примечание для ведущего: построенная башня может опираться на посторонние статические предметы (стена, шкаф, стол и т.п.). Участники должны догадаться об этом самостоятельно.

Упражнение «Мост»

Материалы:

    обойная бумага длиной 1 метр;

    скрепки (40–50 шт.);

    скотч длиной 1 метр.

Задание: из предложенных материалов построить мост над стулом.

Правила:

    Мост не должен касаться стула.

    У группы есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время обсуждения нельзя ничего записывать и трогать материалы.

    По истечении времени обсуждения, группа приступает к выполнению задания по команде ведущего: «Время», при этом задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 2 минуты.

    Участники не должны касаться построенного моста при проверке задания.

    На выполнение задания у группы есть 10 минут.

Упражнение «Скульптура идеального лидера»

Задание: группе из ее участников «слепить» скульптуру идеального лидера и представить ее ведущему.

Правила:

    У группы есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время обсуждения нельзя начинать «лепить» скульптуру.

    По истечении времени обсуждения, группа приступает к выполнению задания по команде ведущего: «Время», при этом задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 2 минуты.

    При «лепке» скульптуры можно использовать только предметы, находящиеся на участниках.

    В скульптуре может быть использовано любое количество участников группы.

    На выполнение задания у группы есть 10 минут.

    Представление скульптуры проводят 1–2 человека от группы, аргументируя свое видение идеального лидера не более 2 минут.

Вторая группа упражнений

Особенностью упражнений данной группы является то, что участникам уже с момента объяснения задания и правил нельзя разговаривать друг с другом. Поэтому ведущий перед началом каждого упражнения предупреждает участников о том, что начинать выполнять задание можно только по его команде. Ведущий говорит о том, что рассчитывает на честность участников.

Группа редко сразу справляется с заданием. Ведущий дает команды в быстром темпе в течение 3–4 минут. Если за это время группа не справляется с заданием, ведущий может предоставить 1 минуту для обсуждения, во время которого разрешается говорить вслух.

Упражнение «Встать со стульев»

участники сидят в кругу на стульях.

Задание: научиться одновременно и синхронно вставать со стульев тому количеству участников, какое число называет ведущий.

Правила:

    Участникам нельзя вставать со стульев без команды ведущего.

    Участники встают, когда ведущий произносит число.

    При неправильном выполнении задания ведущий произносит слово «садитесь». Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.

Примечания для ведущего:

    ведущий начинает называть в произвольном порядке числа (от единицы до числа участников), постепенно увеличивая их;

    ведущий называет числа в быстром темпе;

    ведущий называет числа до момента, когда все участники группы смогут встать одновременно и синхронно.

Упражнение «Выбор»

Исходное положение участников: участники сидят в кругу на стульях. По команде ведущего: «Выбор» каждый участник указывает пальцем вытянутой руки на одного из других участников.

Задание: добиться такого «выбора», в котором группа разбилась бы на пары.

Правила:

    Участникам нельзя разговаривать друг с другом.

    Участникам нельзя вставать со стульев.

    Участники делают свой выбор одновременно по команде ведущего и не могут менять его до новой команды.

    Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.

Примечания для ведущего:

    если в группе нечетное число участников, задание считается выполненным, когда только один участник остался без пары;

    ведущий дает команды в быстром темпе.

Упражнение «Веревка»

Материалы: веревка длиной 2 метра.

Исходное положение участников: участники стоят в кругу, держась за руки. На плечо одному из них ведущий вешает смотанную кольцом веревку.

Задание: необходимо, чтобы веревка обошла весь круг, при этом:

    участникам нельзя разговаривать друг с другом;

    участникам нельзя расцеплять руки;

    участникам нельзя передавать веревку с помощью рук;

    при падении или разматывании веревки упражнение выполняется сначала;

    когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.

Примечания для ведущего: вариант выполнения задания, при котором участники сами обойдут круг, не передавая веревки друг другу, считается правильным. Участники должны догадаться об этом возможном варианте самостоятельно.

Упражнение «Пальцы»

Исходное положение участников: участники сидят на стульях в кругу.

Задание: всем участникам «выбросить» (показать) одно и то же количество пальцев на правой руке.

Правила:

    Участникам нельзя разговаривать друг с другом.

    Каждый участник сжимает правую руку в кулак и выставляет ее вперед.

    По команде ведущего: «Пальцы» каждый участник «выбрасывает» на правой руке любое количество пальцев.

    Участники «выбрасывают» пальцы одновременно по команде ведущего и не меняют количество «выброшенных» пальцев до новой команды.

    Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.

Упражнение «Прыжок»

Исходное положение участников: участники стоят в кругу лицом к центру. Задание: всем участникам повернуться в одну сторону.

Правила:

    Участникам нельзя разговаривать друг с другом.

    По команде ведущего: «Прыжок!» каждый участник совершает одно из действий:

    • подпрыгнуть вверх на месте;

      повернуться в прыжке на 90 градусов влево;

      повернуться в прыжке на 90 градусов вправо;

      повернуться в прыжке на 180 градусов влево;

      повернуться в прыжке на 180 градусов вправо.

    Участники совершают прыжки одновременно по команде ведущего и не меняют свое положение до новой команды.

    После самой первой команды ведущего участникам нельзя подпрыгивать вверх на месте.

    Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.

Упражнение «Четверо стоя»

Исходное положение участников: участники сидят в кругу лицом к центру.

Задание: в группе в течение 1 минуты должны стоять на выпрямленных ногах четыре участника.

Правила:

    Один участник может стоять не более 10 секунд.

    Участникам нельзя разговаривать друг с другом.

    У группы есть право взять 2 таймаута продолжительностью 1 минута каждый, во время которых разрешается разговаривать.

Примечание для ведущего: вариант, при котором одновременно садятся одни участники и встают другие, не является правильным: Правильным вариантом выполнения задания будет лишь такой, при котором минимум четыре участника стоят на выпрямленных ногах. Например:

    встают первые четыре участника;

    по истечение 7–8 секунд встают вторые четыре участника (всего стоят 8 участников);

    на девятой секунде садятся первые четыре участника;

    на пятнадцатой секунде встают другие четыре участника (снова стоят 8 участников);

    на шестнадцатой – садятся вторые четыре участника и т.д.

Упражнение «Слово»

Материалы: полные спичечные коробки по числу участников (вместо спичек можно использовать булавки или скрепки).

Место проведения и исходное положение участников: стулья по числу участников стоят кругом. Участники находятся внутри этого круга, каждый лицом к одному стулу. На каждом стуле лежит открытый полный спичечный коробок.

Задание: из спичек составить группе столько слов, сколько в ней участников, использовав при этом как можно большее количество спичек.

Правила:

    Задание выполняется в течение 50 раундов. Время каждого раунда – 20 секунд. Перерыв между раундами – 10 секунд. Во время перерыва каждый участник переходит по часовой стрелке к следующему стулу. Команды о начале и окончании каждого раунда подает ведущий.

    Задание выполняется молча. За произнесенное слово как во время раундов, так и во время перерывов – штраф во времени 1 минута.

    Во время каждого раунда участник может взять из коробка и использовать для составления только одну спичку, при этом нельзя ломать спички, менять положение уже использованных.

    На выполнение задания у группы есть 20 минут.

Третья группа упражнений

В этих упражнениях в коллективе искусственно создаются внутренние противоречия. Ведущий делит коллектив на 2–4 команды по возможности с равным количеством участников в каждой. Из формулировки задания не ясно, командное это задание или общегрупповое. Ведущий не должен прояснять группе задание. Участники каждой команды самостоятельно должны истолковать формулировку задания.

Данные упражнения позволяют спрогнозировать, как поведет себя группа и ее участники при необходимости выбора между личными и коллективными интересами.

Правильным признается как вариант, при котором вся группа выполнит задание, так и вариант, при котором каждая команда выполнит задание отдельно. Как правило, в дружном, сплоченном коллективе участники будут стремиться к успеху всей группы, искать общее решение.

Упражнение «Неравные ресурсы»

Материалы:

  • 1 лист синей бумаги (формат A4);

    1 лист белой бумаги (формат A4);

    1 лист красной бумаги (формат A4);

    1 лист зеленой бумаги (формат A4).

Исходное положение участников: ведущий делит группу на 3 команды. Команды располагаются так, чтобы не мешать работе друг друга.

Первой команде выдается – 1 лист синей бумаги, ножницы.

Второй команде выдается – 1 лист белой бумаги, 1 лист зеленой бумаги, клей.

Третьей команде выдается – 1 лист красной бумаги, линейка.

Задание: команде составить как можно быстрее – белый квадрат со стороной 2,5 см, синий прямоугольник со сторонами 2 и 4 см, бумажную цепь из четырех разноцветных звеньев (красного, белого, синего, зеленого).

Правила: На выполнение задания – не более 15 минут.

Примечание для ведущего: правильным признается как вариант, при котором вся группа выполнит задание, так и вариант, при котором каждая команда выполнит задание отдельно.

Упражнение «Акулы!»

Материалы: мел.

Место проведения и исходное положение участников: на полу на расстоянии двух метров друг от друга начерчены два квадрата со стороной 1 метр. Квадраты представляют собой игровые «острова». Вся остальная поверхность пола – «море».

Ведущий делит группу на две команды, равные по количеству участников. Каждой команде соответствует один «остров».

Задание каждому участнику: «выжить».

Упражнение включает несколько раундов. Каждый раунд начинается словами ведущего: «Внимание! Акулы!» и заканчивается словами ведущего: «Все в море».

Правила:

    Участники находятся в «море». По команде ведущего «Внимание! Акулы!» каждая команда должна собраться на своем «острове» за 5 секунд. Участники, которые по истечении 5 секунд касаются «моря» любой частью тела, считаются съеденными акулами и выбывают из дальнейшего участия.

    Участник, «спасшийся» не на своем «острове», считается съеденным жителями чужого «острова» и выбывает из дальнейшего участия.

    После каждого раунда ведущий уменьшает сторону «острова» на 15 см.

    Первый перерыв между раундами – 15 секунд. Далее перерыв между раундами каждый раз увеличивается на 15 секунд.

Примечание для ведущего: на примере упражнения можно проследить, как меняется соотношение личных и коллективных интересов при их столкновении, как поведет себя группа и ее участники при необходимости выбора между ними.

Упражнение «Выиграйте как можно больше»

Материалы:

    4 картонные таблички (15x20 см), на каждой из которых написана латинская буква «X»;

    4 картонные таблички (15x20 см), на каждой из которых написана латинская буква «Y»;

  • на листе ватмана таблица 1:

Комбинация

Результат

(в баллах)

Результат 4 раунда

Результат 7 раунда

Результат 10 раунда

все значения умножаются на 2

все значения умножаются на 3

все значения умножаются на 5

каждый «Y»: -1

каждый «X»: +2

каждый «Y»: -2

каждый «X»: +1

на листе ватмана таблица 2:

Исходное положение участников: ведущий делит группу на 4 команды, равные по количеству человек. Команды располагаются таким образом, чтобы не мешать друг другу при обсуждении. Каждой команде выдается одна табличка с буквой «X» и одна табличка с буквой «Y». На стене прикреплены ватманы с таблицами 1 и 2.

Задание: набрать команде как можно больше баллов.

Правила:

    Упражнение состоит из 10 раундов. Перед каждым раундом командам дается 1 минута на обсуждение тактики выполнения задания. Общаться между собой командам нельзя.

    По словам ведущего «Выбор» все команды одновременно поднимают одну из выданных табличек (либо «X», либо «У»).

    Ведущий в соответствии с таблицей 1 заполняет таблицу 2 (записывает, сколько баллов получает в данном раунде каждая из команд).

    Перед четвертым, седьмым и десятым раундами ведущий предоставляет право каждой команде выбрать одного участника для переговоров. Эти участники совещаются в течение 1 минуты вне игрового помещения, после чего возвращаются к своим командам.

    В четвертом раунде значение баллов в таблице 1 увеличивается в 2 раза, в седьмом – в 3 раза, в десятом – в 5 раз. Участникам об этом говорится перед началом соответствующего раунда.

Примечание для ведущего: ведущий не должен пояснять группе задание. Участники каждой команды самостоятельно должны истолковать формулировку задания.

Четвертая группа упражнений

В упражнениях данной группы коллективу не приходится преодолевать испытания. Упражнения носят более легкий характер, позволяют интересным образом поднять и обсудить широкий круг проблем, вызвать участников на определенную откровенность. Они могут использоваться как игровые формы.

Упражнение «Аукцион ценностей»

Материалы:

    лист ватмана с написанными на нем ценностями;

    маркер красного цвета.

Упражнение состоит из двух этапов: аукцион и обсуждение.

Правила аукциона:

    У каждого участника есть 1000 условных единиц.

    Начальная цена каждой ценности – 50 условных единиц.

    Повышать цену можно на сумму условных единиц, кратную 20 (20, 40, 60 и т.д.). Нельзя повышать собственную названную цену.

    Объединять условные единицы участникам нельзя.

    Торги начинаются после оглашения ведущим какой-либо ценности.

    Ценность считается купленной, если предложенную за нее цену ведущий назвал три раза под счет и произнес слово «Продано» (например: 300 – раз, 300 – два, 300 – три, продано!) или если за нее предложено 1000 условных единиц.

    Рядом с ценностью ведущий записывает цену, за которую она продана, и имя ее покупателя.

Вопросы для обсуждения упражнения:

    Почему именно эти ценности набрали наибольшее число единиц?

    Все ли довольны тем, что купили? Хотелось ли купить что-то другое?

    Если бы такой аукцион проходил в реальной жизни, изменился бы ваш выбор?

    Какие проблемы человека и общества связаны с предложенными ценностями? Способна ли молодёжь решить эти проблемы, повлиять на их решение?

Список ценностей:

  • Финансовая независимость.

    Возможность написать книгу, которая повлияла бы на поколения.

    Мир во всем мире.

    Здоровый ребенок.

    Идеальная семья,

    Дом вашей мечты.

    Идеальное здоровье до 95 лет.

    Головокружительная карьера.

    Благополучие родителей.

    Идеальная любовь.

    Поселить всех бездомных.

    Накормить всех голодных.

    Стать президентом России.

    Стать президентом США.

    Слетать в космос.

    Получить «Оскара».

    Мир без наркотиков.

    Бессмертие.

    Идеальный друг.

    Возможность путешествовать во времени.

    Способность летать.

    Изменить внешность.

    Сменить пол.

Упражнение «Аукцион лидерских качеств»

Материалы:

    1 лист ватмана,

Место проведения и исходное положение участников: участники сидят в кругу. На стене повешен плакатный лист, на котором в столбик написаны лидерские качества.

Правила:

    Ведущий зачитывает качество.

    Каждый участник по команде ведущего: «Выбор» указывает пальцем вытянутой руки на того участника, которому зачитанное качество, на его взгляд, наиболее подходит. В таком положении участники замирают.

    Ведущий подсчитывает, сколько человек показало на каждого участника.

    Справа от качества ведущий записывает имя того, на кого указало наибольшее число участников.

    Ведущий зачитывает следующее качество и т.д. Примечания для ведущего:

    • упражнение можно завершить обсуждением результатов;

Упражнение «Круги»

Материалы: мел (или веревки).

Место проведения и исходное положение участников: на полу начерчены (или обозначены веревкой) три окружности с единым центром (одна в другой). Диаметры окружностей соответственно – 1 метр (малая окружность), 2 метра (средняя окружность) и 4 метра (большая окружность).

Участники сидят вокруг большого круга.

Ведущий предлагает желающим участникам по очереди выполнять упражнение.

Правила:

    По желанию любой участник встает в большой круг.

    Начиная медленно идти вдоль окружности большого круга в одну сторону, участник говорит то, что ему хочется сказать обществу, в котором он живет.

    Затем участник переходит в средний круг и движется по его окружности. При этом участник говорит то, что ему хочется сказать своим близким и друзьям.

    Затем участник переходит в малый круг и движется по его окружности. При этом участник говорит то, что ему хочется сказать самому себе. .

    После этого участник выходит из кругов и садится на свое место.

Примечания для ведущего:

    свет в помещении может быть приглушен с целью создания доверительной обстановки;

    ведущий для примера первым проходит упражнение;

    ведущий не активизирует участников, упражнение проходят желающие;

    в конце ведущий благодарит всех за участие в упражнении.

Упражнение «Автопортрет»

Материалы: игровые листки по количеству участников. Игровой листок представляет собой лист формата А4, согнутый пополам. Нижняя половина каждого листа согнута на полоски по количеству участников.

Исходное положение участников:

    участники сидят за столом;

    каждому участнику ведущий выдает игровой листок.

Задание: каждому участнику нарисовать на верхней половине игрового листка (не согнутой на полоски) свой автопортрет, не подписывая его. Время на выполнение – 5 минут.

Правила:

    По истечении времени на выполнение, участники сдают автопортреты ведущему.

    Ведущий перемешивает их и раздает участникам в произвольном порядке.

    Каждый участник пишет на самой нижней полоске под автопортретом, какая, на его взгляд, профессия подходит человеку, нарисованному на портрете. Время – 1 минута.

    После этого участник загибает полоску, на которой писал, на обратную сторону игрового листка и передает его следующему участнику по кругу.

    Участникам нельзя смотреть на предыдущие записи.

    Участник, получивший свой автопортрет, также заполняет полоску.

    Когда портреты «обошли» весь круг, ведущий собирает их. Затем участники разбирают свои автопортреты.

    По желанию каждый участник может высказаться о надписях под своим автопортретом, показать их другим участникам.

Упражнение «Художник»

Материалы:

    1–3 листа ватмана;

Задание: набрать группе как можно больше баллов.

Правила:

    Участники группы по очереди выступают в роли «художника».

    Ведущий говорит «художнику» загаданное слово так, чтобы другие участники не слышали его.

    «Художник» выражает это слово с помощью рисунка на плакатном листе. При этом ему нельзя никаким образом общаться с группой, а в рисунке нельзя использовать буквы.

    Группа обсуждает рисунок и называет слово, которое, по их мнению, хотел изобразить «художник».

    После этого в роли «художника» выступает следующий участник и т.д.

    За каждое угаданное слово группа получает 1 балл, при неправильном ответе – 0 баллов.

Примечания для ведущего:

    в качестве загаданных слов можно использовать слова: различие, воспитание, дискриминация, конфликт, бедность, иностранец, солидарность и т.п.;

    при анализе упражнения можно спросить «художников», почему именно эти образы они использовали, и обсудить роль стереотипов в человеческом общении.

Пятая группа упражнений

В эту группу входят упражнения, которые нельзя отнести ни к одной из групп.

Упражнение «Кочки»

Материалы: листы бумаги (формат А4) или фанерки (20 см х 15 см) по числу участников в группе.

Место проведения и исходное положение участников: на полу разложены «змейкой» листы бумаги или фанерки, представляющие собой «кочки». Расстояние между «кочками» – 80 см. Количество «кочек» – по числу участников в группе.

Каждый участник встает на одну «кочку».

Ведущий сообщает каждому из участников слово из известного стихотворения так, чтобы другие этого не слышали. Слова раздаются в произвольном порядке.

Задание: участникам встать на «кочки» таким образом, чтобы из сообщенных каждому из них слов сложилось стихотворение.

Правила:

    Участникам можно перемещаться, вступая только на «кочки».

    Одновременно перемещаться может только один участник. Участник, стоящий на двух «кочках», признается перемещающимся.

    При нарушении первых двух правил упражнение выполняется сначала (участники встают в исходном порядке на «кочки»).

    На выполнение задания у группы есть 15 минут.

Упражнение «Десять метров»

Материалы: листы бумаги (формат А4) или фанерки (20 см х 15 см) – на один больше, чем число участников в группе.

Место проведения и исходное положение участников: на полу разложены по прямой линии листы бумаги, представляющие собой «кочки». Расстояние между «кочками» – 20 см.

Каждый участник встает на одну «кочку», при этом последняя «кочка» остается свободной.

Задание: группе преодолеть расстояние 10 метров.

Правила:

    Участникам можно перемещаться только по «кочкам».

    Сдвигать с места и передвигать можно только свободную «кочку».

    Участник может стоять на «кочке» только на двух ногах.

    Перемещаться по «кочкам» участники должны одновременно и синхронно.

    При нарушении правил или касании любым участником пола задание выполняется сначала (участники встают в исходном порядке).

Примечание для ведущего: правильным вариантом выполнения задания будет такой, при котором все участники одновременно и синхронно перепрыгивают на «кочку» впередистоящего участника, а затем последнюю «кочку» передают впереди стоящему.

Упражнение «Таких не берут в космонавты»

Материалы:

    повязка на глаза.

Место проведения и исходное положение участников: на полу начерчены две линии («старт» и «финиш»), расстояние между которыми 2 метра. Перпендикулярно им от «старта» к «финишу» начерчены две линии, представляющие собой «тропу». Ширина «тропы» – 15 см.

Участники находятся перед «стартом» и по очереди начинают пробовать пройти по тропе с завязанными глазами.

Задание: всей группе перейти по «тропе» за «финиш».

Правила:

    На «тропе» одновременно может находиться только один участник.

    Участникам можно перемещаться от «старта» к «финишу» только по «тропе».

    Участникам нельзя касаться того участника, который находится на «тропе».

    При нарушении правил, при касании любым участником пола между «стартом» и «финишем», при заступе за линии «тропы» упражнение выполняется сначала.

Упражнение «Поднять взглядом»

Исходное положение участников: участники сидят на стульях полукругом к водящему. Каждый из участников по очереди выполняет роль водящего.

Задание: водящему «поднять взглядом» всех участников группы так, чтобы все они одновременно стояли 1 секунду.

Правила:

    Участники смотрят в лицо водящего.

    Участник, на котором водящий зафиксировал взгляд в течение одной секунды, должен быстро встать и стоять 10 секунд. Каждый участник самостоятельно ведет счет секундам про себя.

    Отсчитав 10 секунд, стоящий участник должен быстро сесть.

    Водящий может смотреть на одного участника сколько угодно раз.

    Упражнение выполняется молча.

Примечания для ведущего:

Оптимальное число участников упражнения – 12-15 человек;

Упражнение «Пролезть в открытку»

Материалы:

    открытка;

Задание: всей группе пролезть в открытку.

На выполнение задания у группы есть 10 минут.

Примечания для ведущего:

    бумага выдается для того, чтобы можно было попробовать выполнить задание на ней. Участники должны догадаться об этом самостоятельно;

    для того чтобы выполнить задание, участникам нужно согнуть открытку пополам (на рисунке линия сгиба обозначена стрелкой). Затем необходимо простричь согнутую открытку по линиям, выделенным на рисунке жирными чертами. После этого открытка разворачивается, и участники по очереди пролезают в получившуюся фигуру.

Упражнение «Над пропастью»

Материалы: мел.

Исходное положение участников: на полу начерчены две параллельные линии, обозначающие «горную тропу». Ширина «тропы» – 40 см. Длина – по количеству участников.

Участники выбирают первого водящего.

Все участники, кроме водящего, встают на «тропу» в одну шеренгу и кладут руки на плечи рядом стоящих.

Задание участникам: построить из себя «живую гору», препятствующую продвижению водящего по «горной тропе».

Правила:

    Каждый участник все время должен касаться пяткой одной ноги края «тропы».

    Участникам нельзя убирать руки с плеч рядом стоящих.

    Участникам нельзя заступать за границы «тропы».

    На постройку «горы» у участников есть 1 минута.

    По истечении времени на постройку, участники замирают и далее не должны менять своего положения.

Задание водящему: пройти по «тропе».

Правила:

    Водящий выбирает, с какой стороны начать проходить «тропу».

    Водящему нельзя менять положение «горы».

    Водящему нельзя заступать за края «тропы».

    При нарушении правил задание выполняется сначала.

    На выполнение задания у водящего есть 10 минут.

Упражнение «Волшебный карандаш»

Материалы:

    карандаш (маркер, ручка или т.п.);

Место проведения и исходное положение участников: участники сидят на стульях полукругом лицом к ведущему. В руке у ведущего – карандаш.

Группа выбирает первого водящего. Водящий выходит в смежное помещение, чтобы не слышать, какую фигуру загадает группа.

Задание: группе «нарисовать» с помощью «волшебного карандаша» какую-либо фигуру так, чтобы ее отгадал водящий.

Правила:

    Группа определяет, какую фигуру она будет рисовать.

    После этого у группы есть 1 минута на обсуждение тактики выполнения задания.

    По истечении времени обсуждения, входит водящий.

    Ведущий держит карандаш на уровне груди в согнутой в локте руке. Карандаш начинает двигаться в воздухе по команде первого участника.

    Участники по очереди дают по одной команде. Можно использовать только команды: влево, вправо, вверх, вниз.

    Задание выполняется молча. Участникам нельзя произносить вслух ничего, кроме команд.

    Участник может говорить команду только в свою очередь.

    Карандаш двигается с одинаковой скоростью и меняет направление движения только по команде того участника, чья очередь давать команду.

    Карандаш прекращает движение, когда группа сообщит ведущему о завершении «рисунка».

    Ведущий предлагает водящему отгадать с одной попытки, какую фигуру «рисовала» группа.

    Группа выбирает следующего водящего и т.д.

Примечания для ведущего:

    понять механизм действия «волшебного карандаша» участникам будет проще, если сначала опробовать его на бумаге;

    во время обсуждения группа может нарисовать загаданную фигуру на бумаге, но чтобы ее не видел водящий;

    несмотря на то, что ведущий знает загаданную фигуру, он не помогает группе, четко следуя лишь поступающим командам.

Упражнение «Мозаика»

Материалы:

  • полоса бумаги длиной 2 метра и шириной 0,5 метра с надписью. Полоса расстрижена на листы произвольной формы по числу участников таким образом, чтобы на каждом листе присутствовала часть надписи.

Ведущий выдает каждому участнику по одному такому листу.

Задание: на выданном листе со стороны надписи каждому участнику нарисовать свой автопортрет-шарж, после чего всей группе склеить надпись. Время на выполнение задания – 10 минут.

Примечание для ведущего: текст надписи может быть тематическим или свободным.

Игра «Стол переговоров»

Участники: число участников – 30 человек. Возраст участников – не менее 13 лет.

Место проведения: помещение, позволяющее свободно перемещаться всем участникам, в котором имеется не менее 10 стульев.

Реквизит: карточки с игровыми целями.

Исходное положение участников: участники разбиты на 10 групп. Группы располагаются так, чтобы не мешать работе друг друга. В центре зала кругом стоят 10 стульев.

Каждой группе выдается карточка с игровой целью.

Проведение: игра проходит в 6 этапов. Первый, третий, пятый этапы – обсуждение тактики переговоров в группах: Второй, четвертый, шестой этапы – «стол переговоров» (по одному участнику от каждой группы садятся в центре зала на стулья).

Время каждого этапа обсуждения – 2 минуты.

Время каждого этапа переговоров – 7 минут. Во время переговоров разговаривать могут только участники, находящиеся за «столом переговоров».

Задание всем группам: по окончании всех этапов игры сформулировать ведущему общее решение. Если решение не будет объявлено ведущему, по установке игры считается, что все участники погибают.

Задание каждой группе (дается каждой группе в тайне от других, одновременно с сообщением ее игровой цели): принять решение, учитывающее игровую цель группы.

Общая игровая установка: вы потерпели кораблекрушение и попали на необитаемый остров. У каждого из вас разные мнения о том, что делать дальше. Вы должны принять совместное решение, цель которого – определить, как вам выжить на острове.

Игровые цели:

    Вы считаете, что необходимо построить корабль.

    Вы считаете, что необходимо построить дом.

    Вы считаете, что необходимо построить несколько лодок и выбираться с острова группами отдельно.

    Вы считаете, что необходимо съедать слабых и умирающих и ждать помощь с суши.

    Вы считаете, что необходимо разжечь по всему острову сигнальные костры.

    Вы считаете, что необходимо остаться на острове, вдали от цивилизации:

    Вы – злой человек. Вы должны сорвать переговоры, не дать всем договориться.

    Вы – миротворец. Вы должны помочь всем прийти к общему решению.

    Вы – религиозный человек. Вы считаете, что все попали на остров за свои грехи, поэтому надо молиться, молиться.

    Вы сошли с ума на острове. Предлагайте бредовые идеи, веселитесь.

Анализ игры: после игры участники каждой группы знакомят других участников со своей игровой целью. Ведущий организует обсуждение игры по следующим вопросам:

    Как проходило обсуждение тактики ведения переговоров в группах?

    Какие аргументы, доводы, варианты предлагались?

    Как проходило обсуждение во время «стола переговоров»?

    Отдела крупной... Упражнение «Ревизия времени»  Упражнение «Ревизия денег»  Упражнение «Мой даошифтинг»  Упражнение «Новые возможности »  Упражнение «Быть цельной личностью»  Упражнение ...

  • 4 глава супружеские конфликты и личностные факторы их возникновения 6

    Документ

    Взаимоотношения в семьи. Гипотеза исследования: Тренинговая программа «Конструктивное решение конфликтов в семейных... – это возможность , а не проблема» 2 часа Упражнение -Приветствие 10 Упражнение «Доверие» 10 Упражнение «Наблюдение» 15 Упражнение ...

  • Методические рекомендации

    И умений. Пространственная и временная организация тренинговой работы: Расположение участников: как правило... награждает их аплодисментами. 6. Упражнение «Аплодисменты» Цель Предоставление участникам возможности почувствовать признание окружающих...

  • Тренинговое занятие для педагогов «Развитие педагогической рефлексии»

    Документ

    ... возможность в активной форме применить эти упражнения на себе «здесь и сейчас». 2. Содержание Тренингового занятия... тренинга сдвигаются к следующему участнику. Упражнение « Автопортрет» Цель упражнения : - формирование умений распознавания незнакомой...

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель: Формирование и развитие навыков группового взаимодействия.

Задачи:

  • Формирование групповой сплоченности
  • Развитие творческих способностей
  • Обучение принятию групповых решений

Время занятия: 1 час 30 минут.

План тренинга

  1. Знакомство участников с целями и задачами тренинга (2 мин)
  2. Групповые нормы (7 мин)
  3. Упражнение “Возьми салфеток” (15 мин)
  4. Упражнение “Узел” (10 мин)
  5. Упражнение “Совместный счет” (10 мин)
  6. Упражнение “Квадрат” (10 мин)
  7. Упражнение “Интуиция” (20 мин)
  8. Упражнение “Путаница” (10 мин)
  9. Упражнение “Ливень” (10 мин)
  10. Рефлексия (5 мин)

Ход занятия

1. Вступительное слово. Ознакомление участников с целями тренинга

2. Принятие групповых норм

  • Правило конфиденциальности: все что говорится и слышится в группе, не выносится за её пределы. После занятия третьим лицам вы можете рассказывать только о своих собственных переживаниях. Вы не должны сообщать ничего о действиях, словах и чувствах других участников.
  • Говорить максимально искренне.
  • Вы должны быть максимально в настоящем, придерживаться принципа “здесь и сейчас”. Быть в настоящем – значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, т.е. быть включенным в групповую работу.
  • В группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним, называя по имени.

3. Упражнение “Возьми салфеток”

Цель: выявление представлений слушателей о себе.

Оборудование: пачка салфеток.

Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: “На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток”.

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

4. Упражнение “Узел”

Оборудование: длинная веревка.

Каждый из группы держится за веревку. Задача – завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).

5. Упражнение “Совместный счет”

Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до десяти(по количеству участников). Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит “один”, кто-то другой - “два” и т.д., договариваться о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. В простейшем варианте упражнение выполняется с закрытыми глазами, в более сложном - с закрытыми. Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до скольки, удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную. Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т.п.), следует похвалить их за находчивость.

6. Упражнение “Квадрат”

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.

7. Упражнение “Интуиция” (20 мин.)

Цель: развитие умения прислушиваться к группе.

Все участники сидят на стульях в кругу. Один участник на некоторое время выводится из помещения. Группа договаривается о каком-то задании, которое должен будет выполнить этот участник (например, снять цепочку с шеи Светы и повесить её Антону), и о звуке, который группа будет использовать для подсказок (мотив песни или просто какой-то звук).

Затем участник снова заходит в помещение, и ему сообщается, что он должен выполнять какое-то задание. Когда участник начинает приближаться к выполнению своего задания, звук группы становится громче.

Обычно это выглядит таким образом. Сначала участник пытается определить “объект” задания – проходит мимо всех участников, когда он доходит до Светы, звук становится совсем громким. “Объект” определен, теперь нужно выяснить, в чем же заключается задание. Участник пробует дальше: касается плеч, часов – тихий звук, цепочки на шее – громкий звук. Участник снимает цепочку и примеряет её на себя – звук становится тише. Идет мимо всех участников и доходит до Антона – звук становится громче, и т.д.

После нескольких кругов задания можно усложнить: поставить свой пустой стул в центр круга и сесть на него, поменяться с кем-то местами, найти и открыть зонтик и прогуляться под ним с кем-нибудь из других участников.

8. Упражнение “Путаница”

Цель: Выявление степени групповой сплоченности. Настрой участников на взаимодействие.

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе “друга по рукопожатию”. Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе “другу по рукопожатию” (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками.

9. Упражнение “Ливень”

Все сидят в кругу. Ведущий просит всех закрыть глаза и сохранять тишину, настраиваясь, таким образом, на восприятие звуков. Через некоторое время ведущий начинает потирать ладони (шум приближающегося дождя), затем к нему присоединяются следующий участник и т.д. против часовой стрелки, пока последний участник (левый сосед ведущего) не подхватит это движение. Затем ведущий запускает следующие движение – щелчки пальцами одной руки (первые крупные капли). Постепенно это движение выполняют все участники. Таким образом, будут запущенны следующие движения:

  • Потирание ладоней (шум приближающегося ливня);
  • Щелчки пальцев одной руки;
  • Щелчки пальцев двух рук;
  • Хлопки в ладоши;
  • Хлопки по груди;
  • Хлопки по одному колену;
  • Хлопки по двум коленям;
  • Не переставая хлопать, сначала топать одной ногой, затем двумя ногами.

Так постепенно создается шум сильного ливня.

Через какое-то время ведущий начинает запускать движения в обратном порядке - дождь постепенно затихает и удаляется. После того как последний участник перестанет потирать ладони, несколько секунд все сидят в тишине, пока ведущий не попросит открыть глаза. Ну как? Вы услышали шум тропического ливня.

  • Начинай выполнять движения только после твоего соседа слева.
  • Продолжай выполнять старое движение, пока не приступишь к новому.

10. Рефлексия

Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.

Литература

  1. Басаргина Д. В., Семенова Т. В. Игры в тренинге. Любимые рецепты успешного тренера – СПБ.: Речь, 2010. – 174 с.
  2. Фоппель К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе)
  3. http://www.trepsy.net/

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель : актуализация навыков сотрудничества.

Задачи:

  • создание позитивного психологического климата в группе;
  • развитие умения работать в паре, в группе;
  • определение условий эффективного взаимодействия.

Используемые материалы:

  • бейджи в форме цветка для каждого из участников занятия (цветы различаются по цвету – желтые и оранжевые – и по форме – колокольчики и ромашки);
  • плакат с названием темы занятия;
  • иллюстрации к сказке «Репка» и басне «Лебедь, рак и щука» (см. Приложение 1 );
  • напечатанные на листе бумаги лабиринты (см. Приложение 2 ), 24 кубика из набора Б.Никитина, карточки – ориентиры по количеству учащихся и пустые поля из клеток 3x4 (размеры клетки соответствует размерам грани кубика);
  • цветные карандаши;
  • скотч, газеты, ножницы, степлер;
  • кружочки, вырезанные из цветной бумаги (желтые, зелёные и красные), два мешочка из ткани.

План занятия:

  1. Приветствие. Упражнение «Плечо к плечу»
  2. Введение в тему. Беседа «Одной рукой узла не завяжешь».
  3. Основное содержание занятия. Упражнение «Лабиринты». Упражнение «Собери узор из кубиков». Упражнение «Строим дом».
  4. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

1. Приветствие.

Ведущий выдает каждому ребёнку бейдж в форме цветка (дети записывают своё имя на бейдже), здоровается с участниками занятия и предлагает поприветствовать друг друга, выполнив следующее упражнение.

Упражнение «Плечо к плечу»

Ведущий: «Ребята, вы сегодня, конечно, уже приветствовали друг друга. Я предлагаю вам поздороваться без слов, прикосновениями. Встаньте, пожалуйста, в круг. Поприветствуйте своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями». После этого, ведущий просит детей «поздороваться» плечами, мизинцами рук, пятками, коленями, кончиками ботинок и т.п.

2. Введение в тему. Беседа «Одной рукой узла не завяжешь».

Ведущий открывает на доске тему занятия: «Тему нашей встречи можно обозначить известной поговоркой: «Одной рукой узла не завяжешь». Как вы думаете, о чём говорит нам эта поговорка, каков ее смысл?» Участники занятия высказывают свое мнение. Ведущий обращает их внимание на то, что сотрудничество людей при выполнении какого-то дела необходимо для достижения общей цели.

Затем ведущий предлагает посмотреть на иллюстрации к сказке «Репка» и к басне А.И.Крылова «Лебедь, рак и щука». Ребята вспоминают содержание сказки и басни. Психолог может попросить кого-либо из детей рассказать сказку, а басню прочитать сам, так как не все ребята её помнят наизусть (см. Приложение 3 ). После этого ведущий спрашивает участников занятия о следующем:

1. герои, какого произведение совместно пробуют достичь поставленной цели (герои и сказки, и басни);

2. почему Лебедь, Рак и Щука не смогли, даже действуя одновременно, сдвинуть воз с поклажей, а герои, сказки, благодаря согласованным друг с другом действиям, добились желаемого;

3. что необходимо было сделать Лебедю, Раку и Щуке, чтобы их действия привели к желаемому итогу.

Ведущий: «Итак, для того, чтобы достичь какого-либо результата в совместной работе, необходимо умение слушать друг друга, уступать другому, договариваться. Давайте попробуем выполнить задание, в котором вы сможете проявить все эти навыки».

Дети объединяются в пары по цвету цветочков. Ведущий предлагает одним парам выполнить упражнение «Лабиринт», а другим - упражнение «Собери узор из кубиков».

3. Основное содержание занятия.

Упражнение «Лабиринты»

Ведущий: «Сейчас мы будем проходить лабиринты. Для этого вы в паре должны определить, кто будет закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». Психолог выдаётизображение лабиринтов .

Упражнение «Собери узор из кубиков».

Одному ребёнку из пары выдаётся рисунок узора, состоящего из 12 кубиков различных цветов, а его партнёру по упражнению – пустое поле из соответствующего количества клеточек. Тот ребёнок, у которого карточка, не показывая её своему товарищу, объясняет последнему узор, описывая лишь местоположение кубиков в узоре (например, «в нижнем левом углу кубик стоит белой стороной»).

После того, как ребята справятся с заданием, ведущий предлагает ответить на вопрос о том, легко или сложно было выполнить упражнение и почему, что помогло ребятам правильно выполнить задание.

Упражнение «Строим дом»

(модификация упражнения «Вавилонская башня» Д.В.Рязановой )

Ребята по просьбе психолога объединяются в две группы по виду цветочков. Каждая группа получает скотч, ножницы, степлер и стопку газет. Ведущий: «Вам необходимо построить дом. Дом должен быть как можно выше. После постройки он должен простоять хотя бы несколько минут. Нельзя использовать столы, стулья, другие предметы и людей». Ребята в группах обсуждают способы выполнения задания, а потом приступают к его выполнению. На выполнение задания даётся 7 минут.

После этого участники обсуждают выполнение последнего упражнения, отвечая на вопросы ведущего: «Как себя чувствовал каждый из них, легко ли им было выполнять задание, как ребятам удалось прийти к единому мнению, чтобы построить башню, какие условия необходимы для успешного сотрудничества людей друг с другом». Ведущий также просит ребята подумать, как они работали: как герои сказки или как герои басни Крылова А.И.?


4. Подведение итогов занятия.

Ведущий протягивает каждому ребёнку по очереди мешочек с кружочками, вырезанными из цветной бумаги, и предлагает выбрать соответствующий кружочек: кружочек зелёного цвета, если занятие понравилось, было интересно, жёлтого – какие-то упражнения были не совсем интересны, а другие понравились, красного – если на занятии было скучно (ребёнок может не показывать остальным, фигуру какого цвета он вытащил).

После того, как каждый ребёнок выбрал кружочек, кружочки опускаются в другой мешочек, а из него высыпаются на стол. Ведущий анализирует результаты «анонимного» голосования и просит ребят высказать своё мнение о том, что удивило, обрадовало, заинтересовало их на занятии.

Использованная литература:

  1. Осипова А.А. и др. Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал. М.: ТЦ Сфера, 2004г.
  2. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М.: Генезис, 2003г., 198с.

Цель упражнения - выявить неформального лидера. И самое интересное, что это 100% работает;)

Что приготовить

1. Какой-нибудь шнур или верёвку и связать ей концы. Верёвка должна быть достаточно длинной, чтобы за неё могли ухватиться все участники и могли участвовать в её деформировании, а не просто держаться.

2 Ещё нужны повязки на глаза для каждого участника.

3. И должен быть спец человек, который сам в процесе не участвует - фасилитатор.

Правила

Построить из верёвки предложенную фигуру, деформируя по всякому верёвку.

Кто-то может даже не участвовать в процессе. И даже можно пользоваться подручными средствами, т.к. они сильно не помогут;)

В конце, вся команда должна держаться за верёвку.

Ход упражнения

Фасилитатор объясняет правила, которые состоят в том, что:

  1. Все участники берутся за верёвку
  2. Им завязываются глаза
  3. Объясняются правила предлагается построить из верёвки некоторую фигуру.
  4. Засекается время (5-10 минут) в ходе которого команда должна справиться с заданием.
  5. Когда время заканчивается, участникам открывают глаза и показывают чего получилось. Объявляется проигрыш или победа.
Упражнение проводится в несколько раундов, между которыми участники деляться впечатлениями =)
  1. Предлагается построить квадрат.
  2. Предлагается построить треугольник.
  3. Ещё чего-нить - всё, что пожелаете;)
Смысл

Смысл в том, что такие фигуры из-за длинны верёвки не построить в одиночку. Поэтому участвовать должно несколько человек, а тут возникают вопросы лидерства, организации и т.д. =)

Во что это обычно выливается

На деле процесс обычно происходит так:

  1. Все думают как построить фигуру.
  2. Кто первый чего-то придумал начинает чего-то говорить.
  3. Говорить начинают несколько человек одновременно, поэтому они борются за власть - чьё решение лучше?
  4. В ходе переговоров выявляется лидер, который руководит.
  5. Если лидер допускает ошибку и не знает что делать дальше, группа может развалиться и начать строиться сначала. Или (в лучше случае) лидер добровольно передаёт полномочия тому, кто предложил более разумное решение, и кому он доверяет =) Потому что времени на проверку решения может и не быть.
Выводы

В общем, игра очень интересная и походу выясняются в очевидной форме многие вопросы лидерства менеджмента =)

Единственно, тут надо быть осторожным и не говорить: "О! Вася руководил, значит он лидер - будет моим замом!". Потому что народ может возмутиться;) Это упражнение скорее даёт вам намёк, как обстоит в команде с лидерством - кто как себя ведёт в критических ситуациях и т.д. Ну и не факт, конечно, что это 100% достоверно - может у человека просто так сегодня обстоятельства и настроение такое?

Лучше вообще не объяснять суть упражнения, потому что это очень эмоциональные аспекты и группа должна быть хорошо "разогрета" перед упражнением в психологическом плане, чтобы принять потом для себя, что кто-то вышел в лидеры. Даже если вы не объясните, группе итак будет весело:) Ну а если решили всё-таки объяснить, то сделайте это после первого раунда =)

Зачем проводить в несколько раундов? Потому что квадрат достаточно просто построить. А вот треугольник или ещё что-нить посложнее и там процесс проходит ещё веселее, т.к. человек может сразу не увидеть, что его решение ошибочно =)

Тайминг упражнения:

от 1 до 1,5 часов

Целевая аудитория:

Это упражнение подходит для любых категорий участников. Для открытых и кор поративных тренингов.

Размер группы:

от 8 до 30 участников

Добавлено на сайт: 21.10.2013

Состав упражнения:

  • Конфигурация упражнения
  • Тайминг упражнения
  • Методика проведения
  • Модификации упражнения
  • Обработка сложных ситуаций
  • Теория к упражнению

  • Аудиозаписи

Стоимость: 690 руб.

Цена действительна
до конца месяца!

Упражнение

Упражнение "Строим дом из веревки"

Типы упражнения: Основное упражнение ,

Основные - это упражнения, в которых непосредственно тренируются те навыки и умения , за которыми участники пришли на тренинг. Это главные упражнения на тренинге. Они обычно построены так, чтобы каждый участник тренинга смог потренироваться . Подробнее о типах упражнений можно почитать .

Упражнение-вызов

Вызовы - сильные и запоминающиеся упражнения, цель которых привлечь внимание группы к определенным темам тренинга, привести группу к важным осознаниям . Они часто достаточно сложные, вызывают активный интерес группы, повышают мотивацию участников . Подробнее о типах упражнений можно прочитать .

Темы тренингов:

  • Лидерство, уверенность, риторика
  • Управление, Менеджмент
  • Командообразование, тимбилдинг
  • Личностный рост
  • Коммуникативные тренинги
Цели упражнения:
  • Развить у участников тренинга умение общаться результативно, умение договариваться, слышать друг друга;
  • Развить лидерские качества участников тренинга;
  • Приобрести умения результативной работы в команде;
  • Ускорить процесс распределения ролей в группе.

Упражнение "Строим дом из веревки" взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н.И.Козлова.

Данное упражнения решает две основные задачи. Первая - развитие лидерских качеств участников тренинга, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и в тренингах для руководителей . В упражнении «Строим дом из веревки» участники поисследуют свой собственный стиль лидерства, увидят свои ключевые особенности и ошибки, смогут потренировать другие модели лидерства. На тренингах для руководителей это упражнение позволит потренировать и навыки лидерства, и навыки эффективной организации процессов, навыки управления.

Вторая задача упражнения - умение слаженно работать в команде . Упражнение «Строим дом из веревки» идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга. Упражнение позволит участникам тренинга наглядно увидеть, насколько они сейчас могут работать общей командой, и что нужно сделать, чтобы работать вместе более слаженно.

Упражнение очень удачно спроектировано, оно состоит из двух этапов. На первом этапе участники тренинга видят все свои ошибки, видят все, что мешает им более успешно выполнить задание, добиться лучшего результата. На этом этапе обычно происходит много осознаний, участники тренинга делают ценные для себя выводы. На втором этапе упражнения участники тренинга делают то же самое задание, но уже с учетом сделанных выводов и подсказок ведущего. И наглядно видят, насколько эффективнее идет работа. Таким образом, участники группы и находят свои «точки роста» , и получают опыт успешной совместной работы .

Благодаря необычным условиям и творческому заданию, упражнение «Строим дом из веревки» проходит бодро и оживленно, все участники активно вовлекаются в процесс , что повышает энергетику группы, уровень доверия и сплоченности в группе. Также упражнение повышает мотивацию участников тренинга на обучение и способствует более быстрому распределению ролей в группе.

В данном упражнении участвует вся группа, оно длится от 1,5 до 2 часов. Упражнение подходит для численности участников от 8 до 30 человек. Чем больше участников - тем сложнее и интереснее будет выполнить задание.

Объем предлагаемой тренерской методички упражнения: 11 страниц.
БОНУСЫ! К методичке прилагаются: 7 аудио-файлов с записью проведения реального упражнения известнейшим тренером и писателем, доктором психологических наук Н.И.Козловым и подробный блок теории к упражнению.

Почему вам стоит приобрести это упражнение на Тренерской.ру:

  1. Это уникальная , детально разработанная тренерская методичка проведения упражнения с возможными вариантами речи тренера, с конкретными вопросами, которые стоит задать на рефлексии, с разбором сложных ситуаций, которые могут произойти на группе.
  2. С нашей методичкой, как с навигатором, вы проведете упражнение намного эффектнее и результативнее.
  3. К методичке прилагается 7 аудио -файлов с записью реального упражнения , проводимого в рамках «Тренинга лидерства и руководства» известнейшим тренером и писателем, доктором психологических наук, профессором Н.И.Козловым .
  4. Чтобы разработать для вас эту методичку сразу несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов ! Вы получаете её по символической цене, которую платите только один раз, а использовать упражнение будете много лет.

Оплатить упражнение для тренинга на портале Trenerskaya . ru просто!



 

 

Это интересно: