→ Правила безопасности по лёгкой атлетике для школы. Техника безопасности на уроках легкой атлетики. Уроки физкультуры в школе Техника безопасности легкой атлетики

Правила безопасности по лёгкой атлетике для школы. Техника безопасности на уроках легкой атлетики. Уроки физкультуры в школе Техника безопасности легкой атлетики


Уроки по легкой атлетике обычно проводят на школьном стадионе или на пришкольной спортивной площадке, реже - в спортивном зале. На занятия могут действовать факторы, способствующие росту травматизма и заболеваемости учеников:

■ отрицательная температура воздуха;

■ мокрый грунт (пол);

■ сильный ветер;

■ опавшая с деревьев листва;

■ падение на скользком грунте или твердом покрытии;

■ нахождение в зоне броска во время метания малого мяча или гранаты;

■ выполнение упражнений в беге, прыжках и метании без разминки.

Типичные травмы

При выполнении легкоатлетических упражнений возможны:


  • растяжения связок локтевого, плечевого, голеностопного и коленного суставов;

  • растяжения и надрывы двуглавой и четырехглавой мышц бедра;

  • воспаление надкостницы большеберцовой кости;

  • мышечные боли;

  • ослабление свода стопы.
Иногда случается «гравитационный шок» - кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки занимающегося после интенсивного бега, когда замедляется циркуляция крови и, значит, уменьшается приток кислорода к головному мозгу.

Меры по обеспечению безопасности

1. Качественно и всесторонне провести разминку. Она должна включать две части упражнений: общеподготовительную (медленный бег 2-3 мин, комплекс общеразвивающих упражнений 6-8 мин) и специально-подготовительную (беговые и прыжковые упражнения, ускорения).

Выполняя упражнения при разминке, необходимо придерживаться следующих методических правил:

■ последовательно воздействовать на основные группы мышц (потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для мышц туловища и ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление);

■ упражнения по своему характеру и интенсивности должны соответствовать предстоящей основной деятельности на уроке;

■ общеразвивающий комплекс должен включать не менее 6-8 упражнений различной направленности, с повторением каждого 6-8 раз.

Специальные беговые упражнения выполняются для подготовки у занимающихся мышц и связок двигательного аппарата к интенсивной работе. Достаточно 3-5 упражнений на дистанции 30-40 м, по 2-3 повторения.

2. При проведении занятий по бегу:

■ осмотреть и очистить трассу от посторонних предметов;

■ проводить бег только в одном направлении;

■ на коротких дистанциях бежать только по своей дорожке;

■ за финишной линией дорожка должна продолжаться еще не менее чем на 15 м;

■ не делать резко «стопорящую» остановку после бега.

3. При проведении занятий по прыжкам в длину.

■ место приземления должно быть ровным, рыхлым, без посторонних предметов;

■ во время прыжков следует периодически перекапывать песок, чтобы исключить жесткое приземление;

■ подсобный инвентарь (грабли, лопаты) должен находиться не ближе 1 м от прыжковой ямы. Грабли класть на землю зубьями вниз;

■ дорожка для разбега должна быть ровной, твердой и не иметь выбоин, особенно в месте отталкивания;

■ необходимо соблюдать безопасную дистанцию при поточных прыжках;

■ параллельный разбег и прыжки на одной яме возможны лишь при безопасном расстоянии между дорожками разбега.

4. При проведении занятий по прыжкам в высоту:

■ в спортивном зале гимнастические маты на месте приземления необходимо укладывать плотно и ровно;

■ места разбега и отталкивания должны быть ровными и сухими;

■ в случае использования учениками разбега с разных сторон следует усилить внимание к регулированию порядка выполнения прыжков: допускать к прыжкам сначала учеников, разбегающихся с одной стороны (толчковая нога - левая), а затем - с другой (толчковая нога - правая);

■ не допускать поспешности с поднятием планки на предельную высоту;

■ не применять на уроке способы прыжков в высоту, не предусмотренные учебной программой и правилами соревнований.

4. На занятиях по метанию:

■ не проводить встречного метания;

■ строго устанавливать очередность метания снаряда (гранаты, мяча);

■ команда «собирать снаряды» подается только после того, как все учащиеся выполнят метание;

■ перед выполнением упражнений необходимо убедиться, что в секторе метания никого нет;

■ не производить метание без разрешения учителя;

■ не оставлять без присмотра спортивный инвентарь (малые мячи, гранаты);

■ нельзя стоять справа от метающего и находиться в зоне броска;

■ не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя;

■ не передавать снаряд для метания друг другу броском.

Во избежание травм сустава необходимо следить за тем, чтобы во время броска кисть со снарядом (мяч, граната) проносилась над плечом, а не через сторону.


  1. Безопасность на уроках по гимнастике
Выполнение учащимися отдельных упражнений (особенно на гимнастических снарядах и опорных прыжков) связано с определенным риском. При несоблюдении мер предосторожности и неловком движении возможны срывы со снарядов (перекладина, брусья, бревно, гимнастическая лестница и др.) и падения, а в результате - травмы.

Типичные травмы:

■ ссадины, потертости и срывы мозолей;

■ ушибы и растяжения сумочно-связочного аппарата лучезапястного, локтевого, плечевого, коленного и голеностопного суставов;

■ разрывы ахиллова сухожилия и трехглавой мышцы голени;

■ не исключены ушибы головы.

Меры обеспечения безопасности

1. Правильно выбирать места занятий и размещать снаряды в зале, располагать их на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Нельзя ставить снаряды так, чтобы учащиеся выполняли упражнение лицом к яркому свету. Ученики должны хорошо видеть снаряд и место соскока. Снаряды необходимо обложить гимнастическими матами с учетом мест приземления после соскоков и возможных срывов и падений. В местах приземления желательно уложить два слоя матов. Гимнастические маты укладывать так. чтобы между ними не было промежутков, а приземление приходилось на середину одного из них.

2. При подготовке к занятиям на брусьях прежде всего необходимо проверить высоту брусьев. Для этого следует, поддерживая одной рукой жердь (а не вкладыши), а другой, отвернув стопорный винт, надавить пружину защелки. Если делать это вдвоем, то один ученик должен держать жерди и изменять их высоту, а другой - отвертывать и завертывать стопорные винты. Высоту жердей обычно устанавливают одновременно с обоих концов, при этом стоять под ними запрещается.

3. При установке перекладины и брусьев разной высоты особое внимание необходимо обратить на вертикальное положение стоек и равномерное натяжение тросов у грифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. При закреплении к крючкам на полу (лягушкам) необходимо следить за тем, чтобы звено цепи предварительно было освобождено и растяжки были закручены надежно. Для проверки правильности установки снарядов нужно взяться за тросы и сильно потянуть их на себя и от себя: перекладина и брусья должны находиться в строго вертикальном и устойчивом положении. Перед началом урока следует протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой.

4. Не реже одного раза в учебный год необходимо тщательно осматривать подвесные снаряды (канат, шест, кольца) и гимнастические стенки. Особенно часто и внимательно следует проверять надежность крепления снарядов. Канаты, шесты, гимнастические стенки должны быть крепкими, надежно прикреплены к потолку, стене. На канатах не допускаются порывы нитей и завязывания узлов. Шесты и рейки гимнастической стенки должны быть гладкими и не иметь трещин, сколов.

5. В подготовительной части урока, при выполнении общеразвивающих упражнений, особенно с предметами, надо указывать соответствующие дистанции и интервал, чтобы учащиеся не задевали друг друга, что может привести к ушибам. В разминку необходимо включать подготовительные упражнения направленного воздействия.

Для подготовки лучезапястного сустава применяются вращательные движения кисти; подскоки и передвижения на руках в упоре лежа; из положения стоя согнувшись падение вперед в упор лежа.

Подготовка голеностопного сустава осуществляется вращательными движениями стопой; поднимание на носки с пружинистым покачиванием и др.

Для подготовки локтевых и плечевых суставов выполняют: вращательные и рывковые движения; сгибание и разгибание рук. Эффективным является выполнение этих упражнений с использованием гимнастических палок и отягощений, например гантелей.

Подготовка меж позвонковых сочленений включает: прогибания и глубокие наклоны; различные повороты и вращения.

При выполнении упражнений на гибкость необходимо учитывать уровень физической подготовленности занимающихся, так как некоторые упражнения (например, шпагат) могут стать причиной повреждений мышечно-связочного аппарата.

6. В основной части урока важное значение для обеспечения безопасности имеют помощь и страховка. Помощь в гимнастике - это облегчение действий ученика при выполнении упражнений. Она способствует созданию у занимающихся правильного представления об упражнении, овладению техникой его выполнения; применяется при недостаточном развитии у обучаемых мышечной силы, координационных способностей, быстроты.

Различают следующие вилы помощи:

■ проводка - действия учителя физкультуры сопровождают ученика по ходу всего упражнения или отдельной его части, фазы;

■ фиксация - задержка ученика учителем в определенной точке движения;

■ подталкивание - кратковременная помощь при перемещении ученика снизу вверх;

■ поддержка - кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз;

■ подкрутка - кратковременная помощь ученику при выполнении поворотов;

■ комбинированная помощь - использование различных приемов, применяемых одновременно и последовательно.

Помощь, как правило, оказывается на начальной стадии обучения новому упражнению. По мере овладения техникой выполнения упражнения непосредственная помощь заменяется страховкой, которая позволяет решать задачи психологической подготовки занимающихся (преодоление страха), а также избежать травмы.

Страховка - это обеспечение безопасности при выполнении упражнений, осуществляемое учителем физической культуры или учениками класса. В зависимости от сложности упражнения страхует кто-то один или одновременно несколько человек. Нельзя ставить на страховку не подготовленных для этого учеников.

Всех занимающихся следует обучать не только приемам помощи и страховки, но и самостраховки для того, чтобы они умели самостоятельно выходить из опасных положений.

Самостраховка - это заранее разученные приемы обеспечения безопасности, применяемые самим занимающимся для предупреждения травм. Например, предотвратить срыв со снаряда можно своевременным прекращением движения, соскоком со снаряда, выполнением дополнительных движений (сгибания рук, ног, туловища для замедления инерционного движения), изменением упражнения.

Очень важно научиться правильно приземляться во время падения: при падении назад надо присесть, согнуться и выполнить перекат назад; при падении вперед - сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа, упруго сгибая руки.

Стоящий на страховке обязан правильно выбрать место для оказания страховки и, не мешая выполнению упражнения, умело использовать разные приемы страховки. Так, при выполнении упражнений на брусьях нельзя держать руки над жердями на пути движений ученика. На перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страхуют, либо стоя точно под снарядом, либо незначительно перемещаясь по ходу выполнения маха. Особенно необходимо страховать учеников во время выполнения соскока (страхующий должен находиться непосредственно около места приземления). При выполнении опорных прыжков на коне (козле) страхуют, стоя непосредственно у места приземления, поддерживая ученика за руку.


  1. Безопасность при проведении подвижных игр
Подвижные игры, входящие в программу физического воспитания школьников, характеризуются разнообразными двигательными действиями: бегом, остановками, поворотами, прыжками, лазанием, перелезанием, соскоками, перемещением по узкой опоре и др. Поэтому на уроках физкультуры при проведении подвижных игр во избежание получения травмы нужно:

1. Строго соблюдать правила игры.

2. Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.

3. При падении сгруппироваться.

4. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) руководителя.

5. Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде (сигналу) учителя.


  1. Безопасность на уроках по спортивным играм
Баскетбол

Характеризуется разнообразными двигательными действиями на небольшой по размеру спортивной площадке, непрерывным изменением ситуаций и непосредственным контактом с противником.

Причинами травм на уроках баскетбола могут быть:

■ захваты, перехваты и неудачные финты;

■ резкие прыжки и столкновения;

■ падения на мокром, скользком полу (на площадке);

■ недисциплинированное поведение, например, кто-то из учеников после выполнения упражнения не положил мяч в отведенное место и он выкатился на площадку, а другой ученик споткнулся об этот мяч и подвернул ногу.

Типичные травмы - повреждение пальцев рук, голеностопного сустава, боковых крестообразных связок, менисков коленных суставов, позвонков крестцового отдела позвоночника.

1. Занятие по баскетболу должны проводиться на сухой спортивной площадке или в спортзале с чистым сухим полом.

2. Следует заранее проветрить спортивный зал, очистить спортивную площадку от посторонних предметов.

3. Занимающиеся должны быть в спортивной одежде и спортивной обуви (тренировочный костюм, майки, трусы, кроссовки с нескользкой подошвой). Ногти на руках коротко острижены. Очки дополнительно закреплены.

4. Перед занятием необходимо снять все украшения (кольца, браслеты, цепочки, серьги и др.).

5. На занятиях необходимо строго соблюдать дисциплину, выполнять указания учителя физической культуры (судьи, капитана команды).

6. Особую осторожность проявлять при единоборствах игроков вблизи стен или возле какого-нибудь спортивного оборудования, иногда находящегося в зале.

Все острые и выступающие части оборудования предварительно заложить матами или огородить.

Дисциплинированность, хорошая разминка, овладение рациональной техникой, соблюдение правил игры - основа обеспечения безопасности на уроках баскетбола.

Волейбол

Двигательная деятельность учащихся на уроках волейбола осуществляется с помощью игровых приемов - перемещений различными способами (ходьба, бег, прыжки), подач, приема и передач мяча, нападающих ударов и блокирования, а также двухсторонней (учебной) игры.

Травмы во время игры в волейбол можно получить при приеме сильно поданного мяча, падениях, прыжках и блокировании мяча. Неопытность и отсутствие быстрой реакции у одних и сильные удары по мячу других могут стать причиной повреждений кистей рук, лица, головы и туловища.

Типичные травмы: вывихи фаланг пальцев, растяжение связочного аппарата лучезапястного сустава, вывихи в плечевом суставе, ушибы туловища. Следствием плохой разминки могут стать: растяжения и разрывы мышц голени, ахиллова сухожилия, связок голеностопного сустава; повреждение коленных суставов.

Необходимо соблюдать правила, аналогичные при игре в баскетбол. Во время игры рекомендуется пользоваться защитными приспособлениями (наколенниками, налокотниками и др.).

Футбол

Двигательная деятельность учащихся на уроках футбола характеризуется различными передвижениями с быстрым изменением скорости и направления, ускорениями, резкими рывками с мячом и без мяча, прыжками (борьба за летящий мяч), финтами, отбором мяча у противника, ударами по мячу. Для того чтобы завладеть мячом, занимающемуся часто приходится вступать в единоборство, плечом или корпусом оттесняя соперника, сопротивляясь его же действиями.

Причинами травм на уроках футбола являются: подножки, финты, прыжки и столкновения игроков, падения на мокром, скользком полу, умышленные нарушения правил игры, грубости в игре.

Типичные травмы:

■ растяжение связок коленного и голеностопного суставов;

■ повреждение менисков коленного сустава;

■ разрывы и надрывы мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц;

■ сотрясение головного мозга;

■ ушибы тела при столкновении и неудачном падении.

Необходимо соблюдать следующие правила:

1. Обувь у всех должна быть однотипной (кроссовки или бутсы).

2. До занятия проверить состояние футбольного поля, устойчивость ворот.

Занятия по футболу проводятся только на ровном и сухом поле (без ям, канав, луж). Поле должно быть очищено от всего, что может стать причиной травм (камни, жестяные банки, пластиковые бутылки, щепки, ветки деревьев и т.п.).

3. При выполнении прыжков, а также столкновениях и падениях применять приемы самостраховки, например приземление в группировке, кувырки в группировке, перекаты.

4. Во время игры соблюдать игровую дисциплину, не применять грубые и опасные приемы.


  1. Безопасность на уроках по лыжной подготовке
Двигательная деятельность учащихся на уроках лыжной подготовки состоит из разнообразных способов передвижения на лыжах - лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов; проходит при низкой температуре воздуха.

Во время занятий на лыжах возможны:

■ обморожения лица, рук и ног при скорости ветра более 1,5-2,0 м/с и температуре воздуха ниже минус 20°С;

■ травмы при ненадежном креплении лыж к обуви (потертости на ногах при неправильной подгонке лыжных ботинок;

■ ушибы, переломы в результате падения при спуске с горы или при прыжках с лыжного трамплина.

Типичные травмы: ушибы, ссадины, растяжения сумочно-связочного аппарата конечностей. Чаще всего травмы возникают при выполнении учениками непосильных для них заданий или при слишком быстром переходе от легких упражнений к сложным, например к спускам с крутых и неровных склонов, к выполнению поворотов и торможений на высокой скорости и т.п.

Причиной травм может быть:

■ короткая разминка, утомление;

■ недостаточная техническая или физическая подготовленность ученика;

■ несоблюдение определенной дистанции между учащимися на лыжне;

■ наступание на пятки лыж обгоняющего.

К травмам может привести ошибка учителя физической культуры в организации занятия. Так, например, если спуск и подъем на склоне осуществляются в одном и том же месте или если лыжни спусков двух занимающихся групп пересекаются, возможны столкновения и падения учащихся.

Травмирование может произойти: при движении по узким лесным дорогам; на обледенелых склонах; на снегу, покрытом коркой; в местах, где мало снега, где торчат пни, камни и растет кустарник.

Необходимо соблюдать следующие правила:

1. Занятия но лыжной подготовке начинать и заканчивать только в школе или на лыжной базе с обязательной проверкой учащихся по списку.

2. Освобождать от занятий тех, кто жалуется на здоровье, плохо себя чувствует.

3. Допускать к занятиям лишь тех, кто имеет специальную спортивную форму.

4. Заранее определить и подготовить место для занятий: проложить учебный круг и тренировочные круги, с лыжни убрать посторонние предметы (ветки, камни и т.п.), исключить обрывы и сложные для учеников склоны.

Крутизну склона учитель должен выбрать в соответствии с уровнем технической подготовленности учащихся. На склоне не должно быть выступающих или скрытых под снегом камней, корней, пней, поваленных деревьев. Снег на склоне должен быть уплотнен, чтобы лыжи не зарывались в него. На леденистом снегу занятия лучше не проводить, так как возможны падения и травмы. Склон должен иметь достаточно длинный выкат, позволяющий, при необходимости, выполнить торможение.

Переходить с пологих склонов на крутые нужно постепенно. При выполнении учениками спусков, торможений, поворотов, подъемов учитель обычно находится на середине склона, а группа размещается шеренгой наверху. Учащиеся поочередно спускаются по склону, выполняя задание, а возвращаются наверх, проходя сзади учителя. В этом случае не будет встречного движения, столкновений и травм.

При спуске нужно держать палки наконечниками (штырями) назад. Нельзя выставлять их вперед: при потере равновесия и падении есть опасность наткнуться на них лицом или туловищем, что чревато серьезными травмами.

Необходимо соблюдать определенную дистанцию на лыжне и на спусках со склонов. Передвигаясь на лыжах группой в колонне по одному, следует сохранять такую дистанцию от идущего впереди: не менее 3-4 м на ровных участках лыжни и не менее 30 м при спуске со склона.

Спустившись, ученик не должен резко останавливаться, иначе с ним может столкнуться тот, кто спускается за ним. В исключительных случаях, когда препятствие при спуске появляется неожиданно и нет возможности нормально затормозить, необходимо осуществить торможение преднамеренным падением, чтобы не получить серьезную травму.

Необходимо строго соблюдать температурные нормы, при которых разрешены занятия по лыжной подготовке той или иной возрастной группе учащихся:

1-4-й классы - до минус 12°, 5-9-й классы до минус 16°, 10-11 -й классы - до минус 20° при безветренной погоде или слабом ветре.

Чтобы на уроках физической культуры не возникли опасные для жизни и здоровья школьников ситуации, необходимо:

1. Создать хорошую материально-техническую базу.

2. Выполнять санитарно-гигиенические требования.

3. Правильно выбирать место для занятий.

4. Методически грамотно планировать и проводить уроки.

5. Предупреждать учащихся о возможных травмах при нарушении дисциплины, неисполнении указаний, неправильных двигательных действиях.

Физическое воспитание в общеобразовательной школе должно осуществляться по известной формуле безопасности:

■ всегда предвидеть;

■ по возможности избегать;


1. Общие требования безопасности 1. Учащиеся должны Иметь спортивную форму и обувь, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. 2. Учащийся должен бережно относиться к спорт. инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначения. 3. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.








6. Бег Учащийся должен: 1. При групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке. 2. Во время бега смотреть на свою дорожку. 3. Возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки. 4. В беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны. 5. Выполнять разминочный бег по крайней дорожке














13. Метания Учащийся должен: 1. Перед метанием убедиться, что в направление броска никого нет. 2. Осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв. 3. При групповом метании стоять с левой стороны от метающего. 4. В сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд. 5. После броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний.






16. Требования безопасности в аварийных ситуациях: 1. Учащийся должен: При получении или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры. 2. С помощью учителя оказать травмированному первую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «Скорую помощь». 3. При возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, под руководством учителя покинуть место проведения занятий через запасной выход по плану эвакуации.


17. Требования безопасности по окончании занятий:. Учащийся должен: 1. Под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения. Организованно покинуть место проведения занятий. 3. Переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь. 4. Вымыть с мылом руки



В целях безопасности занятия по легкой атлетике следует проводить с соблюдением следующих требований:

Бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки;

В качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток запрещено;

При групповом старте на короткие дистанции бежать следует только по своей дорожке. Дорожка должна выходить не менее чем на 15 м за финишную отметку;

Во избежание столкновений исключить резкие остановки во время бега;

Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки;

Перед выполнением метания посмотреть, нет ли людей в секторе для метания;

Не производить метание без разрешения учителя;

Не оставлять без присмотра снаряды для метания;

Не стоять справа от метающего (при метании левой рукой - слева);

Не находиться в зоне броска;

Не подбирать снаряды для метания без разрешения учителя;

Не подавать друг другу снаряд для метания броском;

Запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метание, футбол и бег).

В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений можно их развить?

Обычно выделяют пять видов физических качеств: быстроту, силу, выносливость, гибкость и ловкость. В процессе биологического созревания организма человека наблюдаются периоды особенно интенсивных качественных и количественных изменений его органов и структур, которые получили название сенситивных или критических (наиболее благоприятных) периодов развития. Эти периоды развития двигательной функции у детей школьного возраста приходятся: в силе на 9-10, 12-13, 14- 15 лет, а в быстроте на 9-10, 11-15 лет.

Чтобы судить о различии между скоростными и силовыми качествами человека, рассмотрим их подробнее.

Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий называется силой. Силовые возможности человека оценивают двумя способами. Первый способ основан на использовании специальных измерительных приборов - динамометров. Второй заключается в выполнении специальных контрольных заданий на силу: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседания со штангой и т. д. Для развития силы надо правильно подбирать величины дополнительного отягощения (сопротивления). Его рассчитывают в зависимости от конкретных задач силовой тренировки. Вначале определяют максимальные силовые возможности, а затем в соответствии с конкретной задачей определяют вес дополнительного отягощения. Величины таких отягощений выражаются в процентах к максимальным показателям силы занимающихся. Выполнение упражнений с индивидуально дозированной нагрузкой позволяет даже самым слабым занимающимся наглядно видеть реальные успехи. На начальном этапе силовой тренировки рекомендуется использовать метод непредельных отягощений. По мере повышения тренированности должен преобладать метод максимальных отягощений.

Способность человека выполнять движения в минимально короткий отрезок времени называется быстротой.

Быстрота проявляется через скоростные способности, которые выражаются в элементарных и комплексных формах. К элементарным формам относятся быстрота двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Комплексные формы проявляются во всех спортивных движениях. Это быстрота бега, движений боксера, волейболиста, фехтовальщика, футболиста и т. д. В процессе занятий необходимо развивать все формы проявления быстроты. Так, для совершенствования времени реакции можно использовать подвижные игры с внезапной остановкой, бег из различных исходных положений по внезапному сигналу. Менять длительность пауз между предварительной и исполнительной командами при выполнении стартов из различных исходных положений. Для поддержания высокого темпа движений большое значение имеет умение быстро сокращать и расслаблять мышцы, для чего используется повторное выполнение движений с возможно большей частотой, без излишнего напряжения. Чтобы выполнить эти движения технически правильно надо предварительно хорошо их разучить. Выполнять упражнения, развивающие быстроту, можно не более 6-10 с. Отдых после выполнения упражнений 20-25 с. Большое количество повторений надо делить на серии. Отдых между сериями должен составлять 2-3 мин.

Упражнения, где сочетаются быстрота и сила, называются скоростно-силовыми.

Раскройте особенности организации и проведения индивидуальных закаливающих процедур (расскажите, как делаете это вы).

С древних времен человек использует естественные факторы природы для закаливания, т. е. для повышения стойкости организма к неблагоприятному влиянию внешней окружающей среды. Закаливание предохраняет организм от гриппа, заболеваний верхних дыхательных путей, ангины, воспаления легких и др. Смысл закаливания заключается в том, что под влиянием солнца, воздуха и воды организм привыкает к этим воздействиям. Основными принципами при закаливании являются систематичность, постепенность, меняющаяся интенсивность и разнообразие средств.

Влияние солнечного света на организм многообразно: улучшается обмен веществ, снижается артериальное давление, углубляется дыхание, усиливается потоотделение, увеличивается количество красных кровяных шариков и гемоглобина, повышается поглощение кислорода и выделение углекислоты. При этом появляется чувство бодрости и увеличивается работоспособность. Все это может произойти при одном обязательном условии - правильном пользовании солнечными лучами. Неумелое и неумеренное использование солнечной энергии приносит вред организму, приводит к тяжелым заболеваниям нервной системы, внутренних органов, ожогам кожи. При солнечных ваннах надо строго соблюдать ряд правил. Принимать солнечные ванны спустя 2-2,5 ч после еды. Вначале продолжительность солнечных ванн не должна превышать 5-6 мин, затем допустимо прибавлять с каждым днем 3-4 мин, доводя длительность процедуры до 30 мин. Принимая солнечные ванны, нужно лежать определенное время на спине, затем на одном боку, на другом и, наконец, на животе. Находиться с непокрытой головой на солнце категорически запрещается. При первых признаках недомогания, выражающихся в плохом самочувствии, головной боли, тошноте, сердцебиении и др., надо немедленно прекратить пребывание на солнце. Наиболее подходящее время для приема солнечных ванн - 9-12 ч утра в южных районах России и 10-13 ч в средней полосе.

Воздушные процедуры основаны на постепенном привыкании организма к температуре окружающего воздуха, его влажности и движению (ветру). Рекомендуется воздушные ванны принимать в движении, например во время утренней гигиенической гимнастики (при температуре воздуха не ниже 16- 18 °С), во время походов или прогулок в лесу, в поле. Эти ванны следует проводить через 1-1,5 ч после еды. При появлении озноба надо быстро согреться с помощью энергичных движений. Принимая ванны, необходимо защищаться от влияния прямых солнечных лучей. Начинать закаливание воздухом следует летом, затем продолжить осенью и зимой, и так круглый год без перерыва. При слишком обильном потоотделении, вызванном высокой температурой воздуха, надо прекратить воздушные ванны.

Вода - прекрасное средство закаливания, дающее быстрый результат. Во время купания в море, приема душа, при обливании оказывает механическое действие. Вода также обладает способностью растворять в себе минеральные соли и газы. Закаливающее влияние воды начинается с кожи. Через нервный аппарат, заложенный в коже, вода оказывает влияние на всю нервную систему, а через нее на организм в целом, воздействуя при этом на различные процессы, совершающиеся в клетках и тканях.

Надо избегать наступления озноба, так как он приводит к появлению чувства усталости, общей разбитости, бессоннице, головным болям. Относительно простой формой водного закаливания является обтирание. Губкой или куском грубой материи обтирают сначала руки, затем шею, грудь, живот, спину, ноги. Направление движений при обтирании должно быть от «периферии» (ног, рук) к «центру» (сердцу). После обтирания необходимо сухим полотенцем досуха вытереть кожу до появления чувства теплоты. Первые обтирания проводят слегка тепловатой водой, а затем постепенно понижают температуру воды до холодной. Процедура обтирания должна занимать не более 5-8 мин. Подготовив свой организм обтираниями, можно приступить ко второму виду закаливания - обливаниям. Для этого надо встать в ванну или таз с водой и из кувшина медленно обливать сначала спину, а затем грудь. После этого необходимо обтереться сухим полотенцем. После обливания и обтирания рекомендуется провести массаж. При обливании температуру воды следует понижать постепенно. Душ вызывает большее возбуждение, чем обливание, поэтому не рекомендуется принимать его сразу после большой физической нагрузки. Продолжительность душа должна быть 2-3 мин в зависимости от температуры воды. К холодному душу привыкать следует постепенно. Сильное закаливающее действие оказывает купание в озерах, реках, морях. Температура воды должна быть такой, чтобы начинающий мог спокойно ее переносить. Продолжительность первого пребывания в воде - до 5 мин. В дальнейшем время купания постепенно увеличивают до 20 мин. Вначале следует купаться один раз в день, а если позволит врач, 2 раза с интервалом между купаниями не менее 4-5ч.

Физическая культура и спорт – одно из средств всестороннего развития личности, подготовка людей к трудовой и общественной деятельности; гармонического развития организма; подготовка к военной службе.

1.Физическая культура и спорт…………3
2.Медицинские требования к
занятиям легкой атлетики……………..5
3.Техника безопасности до
занятий легкой атлетикой…………….6
4.Техника безопасности во
время занятий
4.1 Техника безопасности: бег…………...7
4.2 Техника безопасности: прыжки
и спортивные снаряды……………….8
4.3 Техника безопасности: метание…….9
4.4 Техника безопасности: плавание…..10
5.Техника безопасности при
получении травм……………………....11
6. Техника безопасности по
окончании занятий……………………12
7.Заключение……………………………..13
Список литературы……………………...14

Работа содержит 1 файл

    Реферат по дисциплине:

    «Физическая культура» на тему:

    Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой

    Оценка по выполнению:

1.Физическая культура и спорт…………3

    2.Медицинские требования к

    занятиям легкой атлетики……………..5

    3.Техника безопасности до

    занятий легкой атлетикой…………….6

    4.Техника безопасности во

    время занятий

    4.1 Техника безопасности: бег…………...7

    4.2 Техника безопасности: прыжки

    и спортивные снаряды……………….8

    4.3 Техника безопасности: метание…….9

    4.4 Техника безопасности: плавание…..10

    5.Техника безопасности при

    получении травм……………………....11

    6. Техника безопасности по

    окончании занятий……………………12

    7.Заключение……………………………..13

    Список литературы……………………...14

1.Физическая культура и спорт

Физическая культура и спорт – одно из средств всестороннего развития личности, подготовка людей к трудовой и общественной деятельности; гармонического развития организма; подготовка к военной службе.

Физическая культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, достижений общества, относящихся к сфере физического развития, образования и воспитания. Физическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на человека средствами специальных упражнений и гигиенических мероприятий с использованием естественных природных факторов; целью его является формирование таких знаний, умений, навыков и двигательных качеств, которые способствуют потребностям общества и личным интересам каждого человека.

Спорт – одна из форм физической культуры. Особенности спорта – стремление к высшим достижениям, систематическая тренировка, специализация в отдельных видах физических упражнений. Спорт, также как и оздоровительная физкультура, используется как один из важнейших факторов гармонического развития человека, то есть сочетания умственных, нравственных и физических качеств в той мере, которая обеспечивает возможность успешно учиться, работать и быть готовыми к защите Родины. Занятия спортом укрепляют здоровье, способствуют правильному физическому развитию и совершенствованию жизненно необходимых двигательных качеств – ловкости, силы, быстроты, координации, выносливости. Спорт – это борьба с соперниками. Но правила спортивной этики требуют, чтобы эта борьба была честной. И хотя в спорте применяются обманутые приемы – проявление грубости, причинение вреда противнику не допускаются. Наоборот, считается достойным всеобщего уважения тот участник соревнований, который в сложной ситуации помогает сопернику, дает нужный совет.

Занятия физическими упражнениями – не только непрерывный труд, физические и волевые усилия, напряжение. Это еще и большое удовольствие: удовлетворение потребности в движении, приятная усталость, красота телосложения, уверенность в себе, радость общения. Ежедневный бег, гимнастические упражнения, различного рода прыжки, силовые упражнения, на гибкость, - являются основными видами легкой атлетики.

      2.Медицинские требования к занятиям легкой атлетики

При занятиях легкой атлетикой допускается много ошибок. Чтобы этого не случилось, необходимо соблюдение общих правил техники безопасности при занятиях спортом:

  1. К занятиям легкой атлетикой допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
  2. Опасные факторы:
  • травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;
  • травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;
  • выполнение упражнений без разминки.
  • При занятиях легкой атлетикой должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
  • После окончания занятий легкой атлетикой каждый спортсмен должен принять душ и тщательно вымыть руки с мылом.
      • 3.Техника безопасности до занятий легкой атлетикой

    Перед началом занятий легкоатлет, уверенный в своих силах, в возможность достижения рекордных результатов должен соблюдать правила подготовки к соревнованиям и участия в них:

    1. Перед соревнованием за ранее и подробно необходимо ознакомиться со стадионом, дорожкой, сектором, инвентарем, снарядами. За ранее отрепетируйте разминку на предназначенном месте, пройдите отсюда до места старта тем же путем, что и в день соревнований. Тем самым вы застрахуете себя от опоздания на регистрацию перед стартом и от излишнего волнения;
    2. После разминки разметьте длину разбега, опробуйте снаряд, сделайте пробные попытки и окончательно подготовьтесь к старту;
    3. Разминку делайте в тренировочном костюме и спортивной обуви с не скользкой подошвой. Одежда должна быть теплой, но достаточно пористой, чтобы не было перегревания организма. Обувь должна быть мягкой, мало теплопроводной, хорошо облегать ногу, но в тоже время достаточно просторной.
    4. Между тренировками не должно быть больших перерывов, то есть легкая тренировка лучше пассивного отдыха.

        4.Техника безопасности во время занятий

        4.1 Техника безопасности: бег

    Во время занятий бегом на улице соблюдаются следующие правила техники безопасности:

    1. Студент обязан внимательно следить за командами тренера и четко их выполнять;
    2. Бежать по кругу можно только в одном направлении – против движения часовой стрелки;
    3. При групповом старте на короткие дистанции бежать необходимо только по своей дорожке. Дорожка должна продолжаться не менее, чем на 15 метров за финишную отметку;
    4. Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.

        4.2 Техника безопасности: прыжки и спортивные снаряды

    Во время занятий прыжками на улице и занятий на спортивных снарядах соблюдаются следующие правила техники безопасности:

    1. Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки;
    2. При прыжках в длину, прежде чем начать разбег, следует проследить, чтобы яма приземления была свободна;
    3. При прыжках в высоту нужно соблюдать очередность разбега с правой и с левой стороны;
    4. На снарядах можно делать упражнения только при наличии подложенных матов;
    5. Обнаружив неисправность снаряда, надо немедленно прекратить упражнение.

        4.3 Техника безопасности: метание

    Во время занятий на улице (метания) соблюдаются следующие правила техники безопасности:

    1. Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания;
    2. Не производить метание без разрешения тренера, не оставлять без присмотра спортивный инвентарь;
    3. Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами без разрешения тренера;
    4. Не подавать снаряд для метания друг другу броском;
    5. Метать на встречу друг другу категорически запрещено.

        4.4 Техника безопасности: плавание

    Во время занятий плаванием соблюдаются следующие правила техники безопасности:

    1. Занятия в закрытых плавательных бассейнах проводятся в соответствии с правилами работы этих сооружений;
    2. При организации занятий на естественных водоемах необходимо правильно выбрать и оборудовать место для обучения: найти разрешенную глубину, учитывать скорость течения и температуру воды;
    3. Во время занятий плаванием входить в воду и выходить нужно только по команде тренера или с его разрешения;
    4. Запрещается заплывать за пределы места занятия, создавать ложную тревогу;
    5. На открытом водоеме все упражнения выполняются только в сторону берега или мелкого места.

        5.Техника безопасности при получении травм

    1. При плохом самочувствии, прекратить занятия и сообщить об этом тренеру;
    2. При сильном ушибе наложить смоченную водой ткань, а затем давящую повязку;
    3. Если ушиблен сустав, при перевязке ограничить его подвижность;
    4. При закрытом переломе или подозрении на него обеспечить неподвижность конечности и немедленно отправить пострадавшего к врачу;
    5. При получении травмы следует немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

        6. Техника безопасности по окончании занятий

    По окончании занятии легкой атлетикой выполняются следующие правила техники безопасности:

    1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь;
    2. Снять спортивный костюм и спортивную обувь;
    3. Принять душ или тщательно вымыть руки с мылом.

    7. Заключение

    Легкая атлетика дарит здоровье, радость движений, силу мышцам, выносливость телу, воспитывает трудолюбие, смелость и волю к победе. Легкая атлетика особенно доступна тем, кто с детских лет много бегал, прыгал, целыми днями пропадал в лесу, бросал камни на берегу реки…

    Современный легкоатлет знает свой вид легкой атлетики, отлично разбирается в технике движения и тактике, досконально знает, как надо тренироваться и вести себя на занятиях и соревнованиях, умеет оценивать состояние своего организма и многое другое.

    К тому же спортивная тренировка не терпит догмы. Даже самая лучшая система подготовки должна применяться с учетом индивидуальных особенностей, с постоянным корректированием программы тренировки, соответственно изменяющимся возможностям организма.

    Спортсмен постоянно учится и имеет обширные знания. В первую очередь ему необходимо знать общие положения теории и методики легкой атлетики, которые помогут правильно строить свою тренировку и успешно повышать спортивное мастерство.

    ПРИМЕРНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

    для обучающихся

    по соблюдению мер безопасности на уроках/занятиях

    по легкой атлетике.

    1. Общие требования

    1.1. Возможное воздействие на обучающихся опасных факторах при проведении уроков/занятий по легкой атлетике:

    • использование неисправного спортивного оборудования и инвентаря;
    • падение на скользком полу, грунте или площадке;
    • нахождение посторонних предметов на беговой дорожке и в секторе для прыжков;
    • нахождение в зоне броска во время занятий по метанию.

    1.2. На уроке/занятии по физической культуре соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и плана эвакуации.

    1.3. На уроках/занятиях по легкой атлетике соблюдать правила поведения на спортивных площадках, стадионе и спортивном зале.

    1.4. Соблюдать в процессе уроков/занятий по легкой атлетике порядок выполнения упражнений.

    1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить о случившимся учителю (преподавателю, воспитателю), который сообщает об этом администрации учреждения.

    2. Требования по соблюдению мер безопасности перед началом занятий.

    2.1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

    2.2. Внимательно прослушать инструктаж учителя о порядке, последовательности и мерах безопасности при выполнении физических упражнений.

    3. Требования по соблюдению мер безопасности во время занятий.

    3.1. При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке.

    3.2. Во избежание получения травмы исключить резко «стопорящую» остановку.

    3.3. Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки.

    3.4. Не выполнять прыжки при закрытом прыжковом секторе.

    3.5. Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания.

    3.5. Не производить метания без разрешения учителя, не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.

    3.6. Не стоять справа от метающего, не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя.

    3.7. Не подавать снаряд для метания друг другу броском.

    3.8. Не находиться в зоне проведения занятий по прыжкам, бегу и метаниям.

    3.9. Перед метанием в мокрую погоду вытирать снаряды насухо.

    4. Требования по соблюдению мер безопасности в аварийных ситуациях.

    4.1. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или социального характера немедленно прекратить занятия и точно следовать командам учителя по эвакуации.

    5. Требования по соблюдению мер безопасности по окончании занятий.

    5.1. Сообщить о плохом самочувствие учителю по окончанию урока/занятия по физической культуре.

    5.2. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

    5.3. Соблюдать дисциплину в раздевалке спортивного зала.




     

     

    Это интересно: