→ Характеристика двигательных режимов используемых в реабилитации. Двигательные режимы, включаемые в основные курсы лфк. ЛФК принципы дозирования нагрузки

Характеристика двигательных режимов используемых в реабилитации. Двигательные режимы, включаемые в основные курсы лфк. ЛФК принципы дозирования нагрузки

Эффективность лечебно-восстановительного процесса зависит от рационального построения госпитально-санаторного режима, важнейшей составной частью которого является режим движения, предусматривающий использование и рациональное распределение различных видов двигательной деятельности больного (инвалида) на протяжении курса лечения в определенной последовательности по отношению к другим средствам реабилитации. Правильное назначение и использование соответствующего режима движения способствует всемерной мобилизации и стимуляции защитных и приспособительных механизмов организма больного и его реадаптации к возрастающим физическим и нервно-психическим нагрузкам. Рациональный режим движения должен строиться на следующих принципах:

Стимуляция восстановительных процессов путем активного отдыха и

направленной тренировки функций различных органов и систем;

Содействие перестройке и формированию оптимального динамического стереотипа в центральной нервной системе (ЦНС);

Адекватность физических нагрузок возрасту больного (инвалида), его физической подготовленности, клиническому течению заболевания и функциональным возможностям организма;

Постепенная адаптация организма больного к возрастающей физической нагрузке;

Рациональное сочетание и целесообразная последовательность применения ЛФК с другими лечебными факторами, применяемыми в комплексной терапии больных (инвалидов) с оптимальным их чередованием. При госпитализации больных (инвалидов) в лечебно-профилактические учреждения (больницу, клинику, госпиталь, отделение реабилитации, диспансер) назначаются следующие двигательные режимы:

Первый период ЛФК (щадящий). Используется постельный режим(режим покоя):

Строгий постельный режим – назначается больному для обеспечения полного покоя. Прием пищи, и туалет осуществляются с помощью обслуживающего персонала;

Облегченный постельный режим – больному разрешается поворачиваться и садиться в постели, выполнять движения конечностями, самостоятельно принимать пищу; туалет – с помощью обслуживающего персонала.

Постельный режим преследует задачи:

1. снижение различных раздражителей (физических и психогенных);

2. постепенное совершенствование и активизирование функций экстракардиальных факторов кровообращения и дыхания; подготовка больного (инвалида) к следующей, более активной фазе двигательного режима.

Содержание режима: постоянное пребывание в постели, чаще в положении лежа на спине или полусидя (с опорой спиной о подушку или приподнятый головной конец кровати). При общем удовлетворительном состоянии допускаются: активные, спокойные повороты в пределах постели; кратковременное (2-3 раза в день по 5-30 минут) пребывание в постели в положении сидя; активный прием пищи и самообслуживание. Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) и лечебная гимнастика (ЛГ), в зависимости от показаний.

Второй период ЛФК (функциональный) - используется полупостельный (палатный) режим. Палатный режим преследует задачи: постепенное восстановление адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной систем к легким физическим нагрузкам путем применения осторожной тренировки, преимущественно экстракардиальных факторов кровообращения и органов дыхания; борьба с застойными явлениями; преодоление психологической подавленности больного, отвлечение его от болезненных переживаний и повышение уверенности в своих силах.

Содержание режима: переход в положение сидя в кровати с опущенными ногами или на стуле (2-5 раз в день по 10-30 минут). Через несколько дней – переход в положение стоя и дозированная ходьба в пределах палаты (с достаточным отдыхом в положении сидя). Пребывание в положении сидя до 50% всего времени дня, можно самостоятельно ходить по палате и в туалет. Полное самообслуживание. УГГ и ЛГ разрешаются по показаниям, проводятся индивидуальным способом.

Третий период ЛФК (тренировочный). Используется свободный режим – больной почти все время бодрствования проводит в положениях сидя, стоя, а также в ходьбе. Свободный режим преследует следующие задачи: улучшение коррелятивной деятельности основных систем организма; развитие адаптации сердечно-сосудистой системы (ССС) и всего организма больного (инвалида) к возрастающим физическим нагрузкам в процессе лечения и реабилитации, а также к функциональным требованиям домашней обстановки и профессиональной деятельности.

· Щадящий режим – соответствует свободному режиму в стационаре. Разрешаются прогулки по территории санатория, однако 50% времени бодрствования выздоравливающий должен проводить в положении сидя. Разрешается ходьба до 3 километров с отдыхом через каждые 20-30 минут, игры, плавание.

· Щадяще-тренировочный (тонизирующий) режим – допускает средние физические нагрузки: широко используют ходьбу до 4 километров за 1 час, терренкур, прогулки на лыжах при температуре воздуха не ниже 10-12 градусов цельсия

· Тренировочный (тренирующий) режим – назначаются длительные

прогулки (ближний туризм), а также участие во всех массовых

мероприятиях, проводимых в лечебном учреждении;

Как правило применительно к пациентам с детским церебральным параличем применим «тренировочный режим» однако в случае если пациент длительно был мало подвижен режим смещается в пользу более щадящего. В целом при ДЦП у пациента есть достаточно большой запас физических сил и как правило двигательная активность поощряется если нет других противопоказаний.

Для достижения терапевтического эффекта от занятий ЛФК применительно к ДЦП важно чтоб движение было правильно организованным и уводило пациента от патологического двигательного стереотипа.

Методы ЛФК

Гимнастический метод: имеет наибольшее распространение в ЛФК, составляя основную сущность лечебной гимнастики – одной из разновидностей общей гимнастики. Гимнастический метод характеризуется большим выбором физических упражнений, при помощи которых можно добиваться разностороннего воздействия на организм, совершенствовать двигательную координацию, воспитывать важные психо-физические и морально-волевые качества. Особенностью гимнастического метода является возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы, суставы и четкого дозирования общей и местной нагрузки.

Игровой метод: широко используется в ЛФК. При проведении физических упражнений с детьми этот метод является основным. При проведении занятий с взрослыми – является дополнительным. Игра вносит в занятия эмоции, повышает интерес к ним. Игра (подвижная или спортивная) рассматривается как физическое упражнение с большей или меньшей нагрузкой, которое активирует деятельность всего организма. Игры способствуют развитию прикладных навыков. Положительные эмоции, возникающие в процессе игры, возбуждают функциональную активность организма и создают благоприятные условия для отдыха нервной системы от умственной и физической деятельности. Характерной чертой игрового метода является синтез различных упражнений. При игровом методе осуществления физических упражнений активно вовлекается вся личность больного человека, и его участие в процессе игры обусловливается не только состоянием здоровья, но и типологическими чертами проявления высшей нервной деятельности. Игры по своему характеру подразделяются на подвижные, малоподвижные, и спортивные. Существуют классификации игр по анатомо-физиологическому признаку, учитывающему преимущественное воздействие игр на те или иные функции организма и отдельные мышечные группы. По сравнению с упражнениями гимнастическими физические упражнения в играх труднее поддаются дозировке. Во время игр незаметно может наступить утомление, поэтому на регулирование нагрузки следует обращать больше внимания.

Спортивный метод: в ЛФК применяют с большими ограничениями. Основой спорта являются всякого рода соревнования, которые, как правило, связаны с большими, а нередко и предельными физиологическими нагрузками. Однако в ЛФК элементы спорта допускаются; это главным образом относится к санаторно-курортным учреждениям. Моменты соревнования в рамках разумной дозировки допустимы (простейшие эстафеты, спортивные игры и т.д.) только на определенных этапах выздоровления (или компенсации). В лечебно-

профилактических учреждениях могут с успехом использоваться некоторые спортивные игры: волейбол, городки, теннис, баскетбол (только отдельные элементы этой игры). Из различных видов спорта могут с определенными ограничениями применяться легкая атлетика, плавание, гребля, фехтование, лыжи, коньки и т.д. Использование в ЛФК спортивного метода значительно повышает интерес к занятиям, насыщает их увлекательными спортивными эмоциями, помогает быстрее добиться определенного уровня тренированности

организма. Понятно, такой сильнодействующий метод, как спорт, при использовании его с лечебной целью подлежит самой тщательной дозировке и регулированию.

Тренировка в ЛФК

Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной

тренировки пациента физическими упражнениями. Под тренировкой в ЛФК понимается слаженный процесс постепенного приспособления больного пациента к возрастающим физическим нагрузкам путем систематического и длительного применения физических упражнений. В процессе тренировки воспитываются такие качества, как быстрота реакции, сила, ловкость и выносливость. Одновременно происходит налаживание координационных связей, способствующих совершенствованию двигательных навыков, что имеет

особенно важное значение применительно к пациентам с расстройством функции движения. В отличие от спортивной тренировки, которая предусматривает овладение сложными движениями и функциональную подготовку организма человека к максимальным физическим и психическим напряжениям, тренировка в ЛФК ограничена рамками дозировки. Эти ограничения обусловлены суженными функциональными возможностями организма. В связи с этим процесс лечения и восстановления сил больного (инвалида) характеризуется осторожным и последовательным применением средств активной функциональной терапии, в том числе и ЛФК. Тренировка в ЛФК пронизывает весь период применения физических упражнений с лечебной целью, в то время когда другие методы лечения бессильны обеспечить функциональное восстановление пораженных систем организма. В ЛФК следует различать тренировку общую и тренировку специальную. Общая тренировка преследует цель оздоровления, укрепления и общего развития организма больного, она использует самые разнообразные виды общеукрепляющих и развивающих физических упражнений. Специальная тренировка ставит своей целью развитие функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой. При ней используют виды физических упражнений, оказывающих непосредственное воздействие на область травматического очага или функциональные расстройства той или иной пораженной системы (например, дыхательные упражнения при плевральных сращениях, упражнения для суставов при артрозах и т.п.). Деление тренировки в ЛФК условно, так как общая тренировка оказывает влияние и на поражнные системы, точно так же, как и специальная тренировка оказывает общее воздействие на организм больного.

Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной адекватной тренировки больных (инвалидов). Известно, что развитие тренированности является непрерывным процессом, в котором следы, оставленные предыдущим тренировочным занятием, взаимодействует с последующим. Суммируясь в результате систематических занятий физическими упражнениями, нейрофизиологические следы обуславливают перестройку всех основных функций на более высокий уровень. Принципы и механизмы развития тренированности совершенно одинаковы как в норме, так и при патологии. Можно говорить лишь о количественном выражении, уровне и объеме тренированности: тренировка в спорте ставит задачи максимального повышения функциональных возможностей организма и отдельных его систем и органов, а в ЛФК решаются задачи дозированной тренировки, повышающей функциональное состояние больного (инвалида) до уровня здорового человека.

На основании данных современной физиологии мышечной деятельности сформулированы основные принципы достижения тренированности:

1. Систематичность, под которой понимаются определенные подбор и расстановка физических упражнений, их дозировка и последовательность и т.п. Реализация этого принципа в ЛФК осуществляется частными методиками, отличающимися при различных заболеваниях или повреждениях;

2. Регулярность занятий предполагает ритмичное повторение занятий физическими упражнениями и, соответственно, чередование нагрузок и отдыха. Это обеспечивает постепенное развитие функциональных возможностей организма. Регулярность зависит от состояния больного (инвалида): ежедневно, несколько раз в день, через день;

3. Длительность. Эффект от применения физических упражнений находится в прямой зависимости от длительности занятий. Систематические тренировки обуславливают отчетливое повышение функциональных способностей организма. В ЛФК не могут иметь место какие-либо «курсовые» занятия физическими упражнениями (по аналогии с курсами курортного и физиотерапевтического лечения). Для получения наилучших результатов больной, начав занятия физическими упражнениями под руководством специалистов в условиях лечебно-профилактического учреждения, обязательно должен продолжать эти занятия самостоятельно в домашних условиях;

4. Постепенное повышение нагрузки. В процессе тренировки возрастают функциональные возможности и способностиорганизма – параллельно им должна повышаться и нагрузка на занятиях физическими упражнениями;

5. Индивидуализация. При тренировках необходим учет индивидуальных физиологических и психологических особенностей конкретно каждого занимающегося, а также варианты течения заболевания.

6. Разнообразие средств. В ЛФК рационально сочетаются, дополняя друг друга, гимнастические, спортивные, игровые, прикладные и другие виды упражнений. Этим достигается разнообразное влияние на организм;

7. Всестороннее воздействие с целью совершенствования нейрогуморального механизма регуляции и развития адаптации всего организма больного. Из задач общей и специальной тренировки вытекает необходимость различать упражнения общеукрепляющие и специальные. Как те, так и другие рассматриваются конкретно по отношению к каждому больному(инвалиду) или применительно к группе больных с определенной формой заболевания или травмы. Упражнения общеукрепляющие осуществляют общую тренировку больного. Они оказывают общеоздоровительное и укрепляющее воздействие на организм больного. Общеукрепляющие упражнения вовлекают обычно преимущественно здоровые мышечные группы, не входящие в систему пораженной области. Этот вид упражнений не влияет активно на те функции, которые нарушены болезненным процессом.

Упражнения специальные преимущественно тренируют и развивают те функции, которые нарушены в связи с заболеванием или травмой. При проведении ЛГ упражнения общеукрепляющие и специальные чередуются в своей последовательности, обеспечивая как общее воздействие на организм, так и влияние на развитие функциональных проявлений пораженных систем

Из выше изложенного следует вывод, что при формулировании содержания комплексов ЛФК специальные упражнения индивидуальной направленности будут преобладать над упражнениями спортивными, но не будут исключать их. Уровень нагрузки определяется общим состоянием пациента и на начальных этапах не должен превышать комфортного для пациентов. Исходя из сильно выраженных индивидуальных особенностей заболевания проведение групповых занятий маловероятно.

Следует помнить что основной задачей ЛФК при ДЦП является коррекция движений соответственно общефизическая подготовка вторична по отношению к развитию координации и мышечному контролю.

В системе оздоровительной физической культуры выделяют следующие двигательные режимы:

  • поддержания .

Реабилитационный режим предусматривает использование средств физической культуры с целью восстановления здоровья и физической работоспособности (профессиональной и бытовой), нарушенных в результате заболеваний (в первую очередь сердечно-сосудистой системы), а также после травм или перенесенных оперативных вмешательств.

Реабилитацию проводят в форме групповой или индивидуальной лечебной физической культуры (обычно в комплексе с медикаментозными, физиотерапевтическими и другими методами лечения) на базе кабинетов лечебной физической культуры или специальных реабилитационных центров. Подбор средств физической культуры, их дозировку и принципы проведения занятий устанавливает лечащий врач совместно с врачом по лечебной физической культуре. Они же обеспечивают соответствующий контроль состояния здоровья занимающихся с учетом характера перенесенного заболевания или травмы, их течения и степени клинического выздоровления.

Режим общей физической подготовки направлен на улучшение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, а также физического состояния (нормализация массы тела, повышение жизненной емкости легких и др.). Режим должен способствовать коррекции некоторых нарушений в деятельности организма, связанных с возрастными изменениями или заболеваниями, которые свойственны старшему возрасту (коррекция осанки, улучшение равновесия, нормализация неправильной функции кишечника, обучение навыкам правильного дыхания др.). Регулярное выполнение физических упражнений приводит к восстановлению утраченных двигательных навыков и умений (передвижение на лыжах, плавание и др.) или обучению этим навыкам, а также к повышению общей выносливости.

Тренировочный режим. Основной целью данного режима считают повышение функциональных возможностей организма путем постепенного увеличения тренировочных нагрузок, в основном их объемов. Предусматривают соблюдение основных дидактических принципов тренировки, обоснованное наращивание нагрузок, соблюдение правил общего режима жизни.

Режим поддержания спортивного долголетия направлен на возможно более продолжительное сохранение резервных возможностей организма, сохранение спортивного долголетия ветеранами спорта, начавшими занятия в молодом возрасте и продолжающими систематическую тренировку.

Больных включают - полупостельный режим, щадящий, щадяще-тренирующий, тренирующий.

Полупостельный режим ЛФК

При необходимости значительного ограничения двигательной активности сердечных больных применяется полупостельное содержание. Все упражнения выполняются в кровати.

Щадящий режим ЛФК

Разрешается последовательно: ходьба в пределах лечебного корпуса, а затем - по территории, ходьба по лестнице, индивидуальные занятия ЛФК, дозированная ходьба на расстояние 500- 1000 м.

Тренировка в ходьбе проводится по следующей примерной схеме: ходьба 500 м в медленном темпе с углубленным дыханием в течение 10 минут, отдых 5 минут, обратный путь в том же темпе с последующим 5-минутным отдыхом; постепенное увеличение проходимого расстояния в один конец до 1000 м в мед ленном темпе с углубленным дыханием в течение 20 минут, от дых 5-10 минут, обратный путь в том же темпе с последующим 5-10-минутным отдыхом. Переходным режимов ЛФК есть щадяще-тренирующий.

Тренирующий режим ЛФК

Основные требования. Постепенная тренировка сердечно-сосудистой системы с широким вовлечением вспомогательных механизмов аппарата кровообращения. Постепенное повышение адаптации больных к возрастающим нагрузкам.

В первый период режима: свободная ходьба по территории, утренняя гимнастика, лечебная гимнастика с использованием игр (индивидуально или в небольших группах), дозированное плавание (режим 3-а). При достаточно восстановленной общей выносливости в после дующем свободная ходьба в ближайших от санатория окрестностях, утренняя гимнастика с большей нагрузкой, групповые занятия по гимнастике, спортивно-массовые мероприятия (режим 3-6).

Характеристика физических упражнений

При режиме 3-а утренняя гимнастика со средней нагрузкой с включением подвижных игр. В занятия ЛФК включаются: гимнастические упражнения без отягощений для конечностей с полной амплитудой и участием больших мышечных групп, с умеренным напряжением и с постепенно возрастающим усилием (сопротивлением); все упражнения чередуются с упражнениями на расслабление; упражнения с палками, булавами, волейбольными и небольшого веса набивными мячами; упражнения на гимнастической стенке, буме, скамейке; дыхательные упражнения; подвижные игры с малой и средней нагрузкой; ходьба простая, с движением рук; ритмический недлительный бег в спокойном темпе. Длительность занятий тренировочного режима ЛФК 20-30 минут.

Дозированная ходьба или прогулки по маршрутам, напри мер: 1) ходьба 3 км по ровной местности со скоростью 15 минут 1 км с отдыхом после каждого километра 2-5 минут; 2) ходьба 5 км по ровной местности с одним - двумя короткими (по 100 м) подъемами под углом 5-10 ; скорость-1 км за 15 минут; отдых после 2 и 4 км в течение 2-5 минут.

Плавание в медленном темпе с небольшой интенсивностью движений на расстоянии 25-50 м и общей длительностью не более 3-5 минут, при температуре не ниже 20-22 в утреннее и предвечернее время (только для умеющих плавать). Прогулочная гребля на лодках общей длительностью до 20 минут с малой интенсивностью движений и с остановками для отдыха. Игры: крокет, кегли; длительность - до 45 минут.

При режиме ЛФК 3-б утренняя гимнастика проводится с включением приседаний, бега, поскоков. В занятия ЛФК со средней нагрузкой включаются упражнения без отягощения, упражнения с палками, гантелями небольшого веса, булавами, набивными мячами; упражнения с сопротивлением на простейших гимнастических снарядах; подвижные игры; бег в среднем темпе. Интенсивность движений ЛФК средняя, темп средний и быстрый. Длительность занятий - 30-40 минут.

Дозированная ходьба (прогулки) по маршрутам с возрастающей нагрузкой, например: 1) ходьба на расстояние 6 км по ровной местности с двумя-тремя подъемами под углом 5-10 по м со скоростью 1 км за 15 минут; отдых после каждых 2 км по 3-5 минут; 2) ходьба на расстояние 6 км: 3 км с постепенным подъемом под углом 5-10 со скоростью 1 км за 20 минут; отдых через каждый километр по 3 минуты; обратный путь - 3 км без остановок со скоростью 12-15 минут 1 км.

Прогулки и экскурсии с умеренной нагрузкой и длительностью маршрута до 10-12 км. Плавание при температуре воды не ниже 20, длительность - до 15 минут со средней интенсивностью (для умеющих плавать). Гребля на шлюпках и байдарках средней интенсивности с паузами для отдыха длительностью 25-30 минут. Теннис, волейбол, городки в течение 30- 60 минут с отдыхами. Индивидуально в режим ЛФК допускаются товарищеские соревнования.

Указания по регулированию режимов ЛФК

С момента назначения ЛФК активность больного в рамках назначенного режима, регулируется работниками лечебной физической культуры при постоянной консультации с лечащим . Перевод больного на более расширенный режим ЛФК осуществляется лечащим врачом при наличии соответствующих клинических показаний и достаточной адаптации к текущему режиму.

При применении лечебной физической культуры в условиях стационара у больных с тяжелой сердечной патологией особо строго должно сочетаться постепенное расширение общей двигательной активности с лечебной гимнастикой. Основные элементы общего двигательного режима ЛФК (повороты на бок, подъемы до положения сидя и стоя, ходьба), а также другие движения, необходимые при самообслуживании, должны предварительно осваиваться во время занятий лечебной гимнастикой. При хорошей переносимости их больными, определяемой самочувствием, объективными данными (реакции пульса, дыхания, кровяного давления) и всеми другими клиническими показателями, можно проводить расширение режима ЛФК на протяжении всего дня за счет увеличения времени пребывания больного в положении на боку или в положении сидя, длительности ходьбы. При этом вся двигательная активность больного в течение дня строго регламентируется.

Таким образом, первоначальная адаптация больного к максимальным нагрузкам разрешенного двигательного режима проводится во время занятий лечебной гимнастикой при постоянном медицинском наблюдении. Следовательно, занятия ЛФК, кроме их лечебного воздействия, являются ежедневной функциональной пробой, определяющей приспособляемость организма к физическим нагрузкам.

В условиях стационарного режима ЛФК физические упражнения проводятся в виде индивидуальных и малогрупповых занятий по лечебной гимнастике, индивидуальных заданий с выполнением отдельных упражнений, лечебной ходьбы по ровному месту, ходьбы по лестнице, прогулок.

В каждом занятии по лечебной гимнастике подбор и порядок, чередования упражнений в режиме ЛФК проводятся с расчетом на постепенное возрастание и последующее снижение нагрузки с максимальным подъемом ее, примерно, в середине занятий. В процессе проведения физических упражнений нагрузка распределяется последовательно на различные мышечные группы. Упражнения, применяемые у этих больных, должны быть просты, доступны для выполнения, не предъявлять больших требований к нервной системе. По мере улучшения состояния больных и расширения их режима ЛФК упражнения могут постепенно усложняться.

На протяжении всего курса лечения и в отдельных занятиях ЛФК нагрузка изменяется за счет:

  • исходного положения, из которого проводятся упражнения (лежа, сидя, стоя);
  • подбора движений с охватом вначале небольших, а затем крупных мышечных групп;
  • увеличения амплитуды;
  • возрастания темпа, изменения ритма и числа повторений упражнения;
  • отягощения за счет применения снарядов (палки, гантели, мячи);
  • включения упражнений с усилием;
  • уменьшения количества дыхательных упражнений ЛФК и пауз для отдыха;
  • повышения эмоциональности занятий; общей длительности занятий.

В начальном периоде применения упражнений дозировка изменяется преимущественно за счет исходного положения, локализации и амплитуды движений, длительности проведения каждого упражнения, включения дыхательных упражнений и пауз для отдыха.

Исходное положение лежа в любом режиме ЛФК для больных является оптимальным, оно создает наиболее благоприятные условия для кровообращения. В положении лежа больным легче выполнять движения с полной амплитудой. Из него наиболее целесообразно применять упражнения в диафрагмальном дыхании, при этом имеются наибольшие колебания диафрагмы. Положение лежа применяется не только при постельном, но и при других режимах ЛФК, как положение, обеспечивающее отдых и более лучшие условия для гемодинамики. У больных с затрудненным дыханием или с высоким кровяным давлением используется положение лежа с приподнятым положением корпуса.

Учитывая тесную взаимную связь функций дыхания и кровообращения, воспитанию полноценного дыхания в режимах ЛФК уделяется особое внимание. Большинство больных дышит через рот, поверхностно и часто с укороченным выдохом, в связи с чем ухудшается легочная вентиляция, уменьшается присасывающая способность грудной клетки. Полноценность дыхания достигается воспитанием полного, носового дыхания. У больных с затрудненным дыханием при усиленных физических нагрузках выдох может производиться через рот. Дыхательные упражнения должны проводиться плавно, медленно. Степень углубления дыхания должна соответствовать уровню общей физической нагрузки.

В первые дни используется углубленное дыхание, не сочетанное с движениями, которое выполняется между другими гимнастическими упражнениями. При освоении правильного дыхания включается сочетание его с движениями. Чем состояние больного более тяжелое, тем чаще включаются дыхательные упражнения (через 1-2 гимнастических движения). Углубленное дыхание обычно применяется после упражнений с охватом больших мышечных групп или после упражнений с усилием. В этих случаях оно ускоряет восстановительный период после упражнений. При застойных явлениях в брюшной полости и в нижних отделах легких и при высоком стоянии диафрагмы активизируется диафрагмальное дыхание. Особое внимание должно обращаться на сочетание движений с дыханием во время ходьбы по ровному месту и по лестнице.

Все упражнения ЛФК выполняются ритмично, без рывков, плавно. Для улучшения периферического кровообращения используются движения в мелких составах преимущественно в среднем темпе. Для усиления венозного кровотока применяются свободные и ритмичные движения в крупных суставах с охватом больших мышечных групп, главным образом нижних конечностей, чередующиеся с углубленным дыханием. Широко используются упражнения на расслабление.

Для укрепления сердечной мышцы и тренировки всей сосудистой системы включаются упражнения умеренной интенсивности, повышающие общую выносливость (типа ходьбы и других подобных упражнений). В процессе их выполнения наблюдается согласованная работа органов кровообращения и дыхания, протекающая на более или менее повышенном уровне и на относительно длительном отрезке времени. Эти упражнения обеспечивают чередование сокращения мышц с последующим их расслаблением, ритмичные движения в суставах и благоприятные условия для углубленного дыхания, способствуя тем самым полноценной мобилизации в помощь кровообращению мышечного гемодинамического фактора и присасывающей деятельности грудной клетки. Дозировка упражнений на выносливость достигается изменением общей длительности и темпа движений, а также включением пауз для отдыха.

Упражнения большой интенсивности (скоростного характера), предъявляющие требование быстрой приспособляемости к ним сердечной системы, дыхания и других систем организма, применяются с большой осторожностью и постепенностью. Методически это разрешается включением вначале скоростных элементов с охватом малых, а затем, средних мышечных групп (в условиях лечения больных в стационаре). По мере повышения тренированности сердечно-сосудистой системы упражнения скоростного типа включаются с охватом больших мышечных групп, вплоть до пробежек (в условиях санатория при III режиме ЛФК),

Упражнения с усилием (типа сопротивлений) проводят осторожно, ритмично, с постепенно возрастающей нагрузкой, сочетая фазу усилия с выдохом, во избежание натуживания. Упражнения для сгибателей чередуются с упражнениями для разгибателей с включением в промежутках глубокого дыхания и расслабления активно участвующих в работе мышц.

Все назначения, касающиеся двигательных режимов ЛФК, фиксируются в истории болезни. Обязательно регистрируются также данные, характеризующие приспособляемость организма к физическим нагрузкам двигательного режима.

Для обеспечения правильной постановки лечебной физической культуры необходим тесный контакт между работниками по ЛФК, лечащими врачами и остальным медицинским персоналам. Только при совместной их работе может осуществляться правильная организация лечебной физической культуры, последовательное и плановое расширение двигательной активности больных. Обязательным является соблюдение строгой индивидуализации, постепенности в увеличении нагрузки, систематичности и регулярности.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

Двигательные режимы (режим движений)
В организации лечебного процесса в больницах двигательный режим - один из важных факторов. Пассивный режим (гиподинамия) отрицательно сказывается на выздоровлении больных. Активный режим (при соответствующих медицинских показаниях) способствует развитию положительных эмоций, усилению обменных процессов, регенерации тканей, улучшению функций сердечно-сосудистой системы и др. При назначении активного режима необходимо исходить из особенностей и течения заболевания, возраста, профессии, а также бытовых условий, состояния тренированности и т.д. Режим покоя (щадящий) рассчитан на пациентов истощенных, ослабленных, утомленных, с проявлениями астении, после перенесенных сложных оперативных вмешательств, сердечно-сосудистых заболеваний и др. Назначенная больному ЛГ должна соответствовать клиническому течению заболевания, функциональному состоянию пациента и его приспособляемости к физическим нагрузкам.
Режим I , постельный (режим покоя) подразделяют на две фазы: А - режим постельный строгий, с соблюдением режима покоя; Б - режим постельный облегченный (расширенный), с постепенным расширением двигательной активности больного (повороты, положение сидя и др.).
Содержание режима: пребывание в постели чаще в положении лежа на спине или полусидя. При общем удовлетворительном состоянии допускаются активные и неторопливые повороты в постели, кратковременное (2-3 раза в день по 5-30 мин) пребывание в постели в положении сидя, активный прием пищи и активный туалет. Утренняя гимнастика и ЛГ в постели - в зависимости от медицинских показаний. Обязательное проветривание и влажная уборка палаты несколько раз в день.
Режим II , полупостельный (палатный).
Содержание режима: переход в режим сидя на кровати с опущенными ногами или в кресле (2-4 раза в день по 10-30 мин). Спустя несколько дней - переход в положение стоя и ходьба по палате с последующим отдыхом в положении сидя или лежа. В этом периоде больной самостоятельно осуществляет изменение положения в кровати, кресле, туалет и прием пищи. Чередует ходьбу с отдыхом в кресле (на стуле). Утренняя гимнастика, гигиеническая гимнастика - по индивидуальным показаниям.
Режим III , свободный (тренирующий). Содержание режима: свободная ходьба по отделению. Ходьба по лестнице с 1-го по 3-й этажи с отдыхом. Прогулка на воздухе по 15-30 мин с отдыхом. Утренняя гимнастика и ЛФК применяются по медицинским показаниям.
В условиях санаторно-курортного лечения больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения используют три вида режимов - щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий .
Режим движения необходимо устанавливать строго индивидуально, в зависимости от личности больного, особенностей его характера и заболевания. Режим движений должен включать конкретные мероприятия. Индивидуальный режим движения и покоя определяется лечащим врачом в каждом отдельном случае в зависимости от медицинских показаний, профиля и географического расположения курорта, а также сезона, и предусматривать последовательность применения различных элементов ЛФК на протяжении дня, сочетание с применением всех остальных лечебных факторов данного курорта. Правильно разработанный и точно выполненный режим движений сам по себе является мощным фактором в лечении больных на курортах и в санаториях.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) при реабилитации больных выделяет два периода: больничный и послебольничный .
Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной тренировки . Тренировка в ЛФК пронизывает весь период применения физических упражнений с лечебной целью, в то время как другие методы лечения подчас бессильны обеспечить функциональное восстановление пораженных систем. В лечебной физической культуре различают тренировку общую и специальную .
Общая тренировка преследует цель оздоровления, укрепления и общего развития организма больного, при ее проведении используются самые разнообразные виды общеразвивающих и развивающих физических упражнений.
Специальная тренировка ставит своей целью развитие функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой. При ее проведении используют виды физических упражнений, оказывающих непосредственное воздействие на область травмы или функциональные расстройства той или иной пораженной системы (дыхательные упражнения при легочных заболеваниях, упражнения при травмах и заболеваниях суставов и т.д.).

Двигательные режимы в ЛФК. Их характеристика

При госпитализации больных в лечебно-профилактические учреждения (больницу, клинику, госпиталь, отделение реабилитации, диспансер) назначаются следующие двигательные режимы. Первый период ЛФК (щадящий). Используется строгий постельный режим для обеспечения больному полного покоя. Прием пищи и туалет осуществляются с помощью обслуживающего персонала; облегченный постельный режим. Больному разрешается поворачиваться и садиться в постели, выполнять движения конечностями, самостоятельно принимать пищу; туалет -- с помощью обслуживающего персонала. Второй период ЛФК (функциональный). Используется полупостельный (палатный) режим. Больной 50 % времени бодрствования проводит в положении сидя; самостоятельно ходит по палате и в туалет. Третий период ЛФК (тренировочный). Используется свободный режим. Больной почти все время бодрствования проводит в положениях сидя, стоя, а также в ходьбе. В санаториях, домах отдыха и профилакториях назначаются следующие двигательные режимы: щадящий режим -- соответствует свободному режиму в стационаре. Разрешаются прогулки по территории санатория, однако 50 % времени бодрствования выздоравливающий должен проводить в положении сидя; щадяще-тренировочный (тонизирующий) режим. Выздоравливающим назначаются экскурсии, массовые развлечения, игры, танцы, купания, прогулки по окрестностям; тренировочный режим. Выздоравливающим разрешаются длительные прогулки (ближний туризм), а также участие во всех массовых мероприятиях, проводимых в лечебном учреждении.

Способы дозировки физической нагрузки в ЛФК

Способы дозировки физической нагрузки на занятиях ЛФК Дозировка физической нагрузки в ЛФК установление суммарной дозы (величины) физич. нагрузки при применении как одного физ. упр-я, так и целого комплекса (утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика и др.). В ЛФК дозировка физ. нагрузки осуществляется путем выбора исходных положений тела, подбора физ. упр-й, продолжительности их выполнения, количества упр-й в комплексе и повторений каждого упр-я, темпа и амплитуды движений, степени усилия и сложности движений, соотношения общеразвивающих и дыхательных упр-й, использования эмоционального фактора. Исходное положение тела - важный элемент регулирования нагрузки. В ЛФК выбор исходных положений зависит от двигательного режима, назначенного врачом. Различают три основных исходных положения -- лежа, сидя, стоя. Подбор физических упражнений -осуществляется от простого к сложному, а также особенностей течения болезни и уровня физ. подготовленности больного. Продолжительность выполнения физ. упр-й - определяется фактическим временем, которое затрачивает больной на их выполнение; в первую очередь зависит от степени сложности упр-й. Количество vnp-й в комплексе и количество повторений каждого упр-я - зависит от особенностей течения болезни, характера и вида упр-й, входящих в данный комплекс, продолжительности их выполнения. Темп выполнения движений - может быть медленным, средним и быстрым. Уменьшение или увеличение амплитуды движений - позволяет регулировать физ. нагрузку.



 

 

Это интересно: