→ Открытый урок по биологии «Мышцы, их строение, свойства и функции. Урок биологии "мышцы, их строение и функции" Конспект урока основные группы мышц человека

Открытый урок по биологии «Мышцы, их строение, свойства и функции. Урок биологии "мышцы, их строение и функции" Конспект урока основные группы мышц человека

Тема урока: Строение мышц. Обзор мышц человека.

Задачи урока: Повторить материал о типах мышечной ткани и особенностях поперечнополосатой мышечной ткани; познакомиться с морфологией мышц, дать понятие об основных группах мышц человека. Цели урока: а) образовательные 1. повторить материал о типах мышечной ткани; 2. познакомить учащихся с особенностями строения скелетных мышц, классификацией мускулатуры, местоположением мышц и их функциями; б) развивающие 1. продолжить формирование умений работать с микроскопом; 2.развивать у учащихся логическое и аналитическое мышление; 3.продолжить формирование навыков совместной работы; в) воспитательные 1. развивать у ребят познавательный интерес к предмету;

Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Мышечная ткань», таблица «Ткани», диск уроков в 8 классе, интерактивная доска.

Ход урока: I. Проверка знаний. 1. Индивидуальная работа с микроскопами по определению тканей.(3 учащихся) 2. Беседа по вопросам (работа с классом): 1. Какие отделы составляют добавочный скелет? 2. В чём проявляется приспособление верхних конечностей к труду, а нижних конечностей к опоре? 3. 3. В чём сходство и различие в строении предплечья и голени? 4. Какими способами осуществляются неподвижные, полуподвижные и подвижные соединения костей? 5. Какие функции выполняют суставные хрящи, суставная сумка, связки и суставная жидкость? После окончания индивидуальной работы предлагается показать на таблице мышечную ткань. 1.Какая из ни является поперечнополосатой? 2. Какова особенность поперечнополосатой мышцы? Чем она отличается от гладкой? (Состоит из длинных многоядерных волокон, ядра мышечного волокна обычно располагаются под наружной мембраной. Среднюю часть мышечного волокна занимают сократительные нити. Они способны к быстрому сокращению, так и к длительному пребыванию в сокращённом или расслабленном состоянии.)

II. Изучение нового материала. (Демонстрация слайда с высказыванием) С момента рождения и до глубокой старости мы двигаемся. И.М.Сеченов писал: « Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению». Как многообразны и сложны трудовые движения! А вспомните акробатические трюки гимнастов или изящные пируэты танцоров. Но и все наши каждодневные обычные движения не так уж просты. Простое движение - ходьба. Делаем мы всего шаг, а в нём принимают участие десятки мышц, сгибателей и разгибателей. Мышцы позволяют организму изменять своё положение в пространстве. Работа мышц невозможна без опоры на кости. Но и кости без мышц ничто. Вместе они обуславливают характер движений, поз.

Сегодня на уроке мы рассмотрим строение мышц. (Запись в тетради)

Название «мышца» произошло от слова «Мускулис», что значит «мышь».Связано это с тем, что анатомы, наблюдая сокращение скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши. 1. Макроскопическое строение скелетных мышц Демонстрация слайда «Поперечнополосатые мышцы» Скелетные мышцы состоят из пучков поперечнополосатых мышечных волокон. Они содержат сократительные нити, состоящие из различных белков, и потому кажутся поперечно исчерченными. Поперечнополосатая мускулатура не может так сильно удлиняться, как гладкая. Зато скелетные мышцы сокращаются быстрее, чем мышцы внутренних органов. Нетрудно поэтому объяснить, почему улитка или дождевой червь, лишённые поперечнополосатой мускулатуры, медленно двигаются. Стремительные движения пчелы, ящерицы, орла, коня, человека обеспечивается быстротой сокращения поперечнополосатой мускулатуры. Толщина мышечных волокон у разных людей неодинакова. У тех, кто занимается спортом, мышечные волокна развиты хорошо, масса их велика, а значит, и сила сокращения тоже большая. Каждый мышечный пучок покрыт соединительнотканной плёнкой, а всю мышцу в целом, состоящую из множества пучков, общая оболочка - фасция. Демонстрация слайда «Строение поперечнополосатых мышц». 2. Макроскопическое строение мышц. Демонстрация слайда «Общее строение скелетной мышцы». В строении многих мышц различают брюшко и сухожилия. Брюшко состоит из множества пучков поперечнополосатых мышечных волокон, покрытых соединительнотканными оболочками. Сухожилия, с помощью которых мышца прикрепляется к костям, состоят из плотной соединительной ткани. Они тесно срастаются с надкостницей и при напряжении мышцы стимулируют отделение костного вещества. Вот почему у людей физического труда и спортсменов шероховатость и бугристость на костях в местах прикрепления мышц выражены сильнее. То сухожилие, которое прикрепляется к костям, остающимся при движении малоподвижными, называют головками мышцы, а то, что прикрепляется к подвижным костям, -- хвостом. Демонстрация слайдов «Рельеф мышц» и «Иннервация мышц». Скелетная мышца хорошо снабжается кровеносными и лимфатическими сосудами.

Вопрос: Как вы думаете, зачем мышцам кровеносные сосуды? Вопрос: А зачем мышцам нервы? Неправильно думать, что мышца сама по себе может сокращаться. Трудно было бы себе представить хоть одно согласованное движение, если бы мышцы были неуправляемы. «Пускают» мышцу в ход нервные импульсы. В одну мышцу в среднем поступают 20 импульсов в секунду. В каждом шаге, например, принимает участие до 300 мышц и множество импульсов согласует их работу.

3.Движения в суставах. Всего в теле человека 656 скелетных мышц. Почти все мышцы парные. Мышца может подтягивать, но не может отталкивать кости, поэтому противоположные движения выполняют разные мышцы: одни сгибают, другие разгибают, одни приводят руку к туловищу, другие отводят, одни вращают кость по часовой стрелке, другие - против. Мышцы противоположного действия называют антагонистами, мышцы, действующие в одном направлении, -- синергистами. Бывают, что одни и те же группы мышц в одном движении участвуют как антагонисты, а в другом - как синергисты. Демонстрация слайда «Мышцы антагонисты и синергисты». 3. Классификация мышц. Существует несколько классификаций мышц: 1. мышцы отличаются друг от друга по размерам. Их называют длинные, короткие, широкие. К длинным относятся мышцы конечностей. К коротким - мышцы головы. К широким - мышцы туловища. 2. мышцы отличаются друг от друга по форме. Их называют круговые, лентовидные, веретёнообразные. К круговым относятся мышцы рта и глаза. К лентовидным можно отнести мышцы туловища. К веретёнообразным относятся мышцы конечностей. 3. мышцы отличаются друг от друга по расположению. Их называют мышцы головы, мышцы туловища, мышцы конечностей. 4.Общий обзор мышц человека. А сейчас мы познакомимся с общим обзором мышц человеческого тела. Мышц у человека много. Все вы их не запомните, но основные группы мышц вы должны знать. (Работа с рисунками 35, 36 учебника) - круговая мышца глаза - она открывает и закрывает глаз; - круговая мышца рта - открывает и закрывает рот, выпячивает губы вперёд; - жевательные мышцы - осуществляют жевательные движения; - мышцы шеи - при сокращении этих мышц голова совершает наклоны; - большая грудная мышца - сгибает руку в локте; - дельтовидная мышца - отводит руку в сторону; - двуглавая мышца плеча - сгибает предплечье; - трёхглава мышца плеча - разгибает предплечье; - мышцы сгибатели кисти и пальцев; - мышцы брюшного пресса - участвуют в дыхании, наклонах туловища; - зубчатая мышца - участвует в дыхании при вдохе поднимает рёбра; - четырёхглавая мышца бедра - сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном; - двуглавая мышца бедра - разгибает ногу в тазобедренном суставе, сгибает в коленном - трапециевидная мышца спины оттягивает лопатку к позвоночнику; - широчайшая мышца спины - опускает плечо вниз, отводит руки за спину; - ягодичные мышцы - отводят бедро назад; - икроножная (большеберцовая) мышца - поддерживает тело в вертикальном положении, участвует в ходьбе, беге, прыжках.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, какая мышца в теле человека самая сильная? (Ответ: Одной из самых сильных мышц является - икроножная мышца. Каждый здоровый человек может « встать на цыпочки», удерживая при этом не только массу своего тела, но и дополнительный груз. Икроножная мышца может поднимать груз до 130 кг.)

III. Практическая работа « Мышцы человеческого тела». Работа проводится по группам. Работа оформляется в рабочих тетрадях.

IV. Закрепление. Что мы узнали на сегодняшнем уроке? 1. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от клетки гладкой мышечной ткани? 2. Каково строение мышечного волокна? 3. Как функционируют мышцы - антагонисты и мышцы - синергисты?

V.Домашнее задание. Параграф 13. Итоги урока.

УРОК 14. Строение и функции скелетных мышц. Основные группы мышц

Образовательная цель: раскрыть особенности строения и функций мышц, их связь с нервной системой и скелетом; ознакомить с основными группами мышц человеческого тела; сформировать понятие о физиологическом механизм сокращения мышечного волокна.

Основные понятия и термины: посмуговані, гладкие мышцы, сердечная мышца, фасция, міофібрила, актин, миозин, сфинктер, диафрагма, возбудимость, сократимость.

Оборудование: таблицы «Животные ткани», «Мышцы тела человека».

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Проверка домашнего задания. (Тесты).

И вариант

И уровень

1. Выясните, какое вещество содержится в полости трубчатых костей:

а) красный костный мозг;

б) желтый костный мозг;

в) бурый костный мозг.

2. Укажите, какая кость является единственной подвижной костью черепа:

а) носовая;

б) скуловая;

в) затылочная;

г) нижнечелюстная;

д) верхнечелюстная.

3. Укажите, с какого количества позвонков состоит шейный отдел позвоночника:

а) 5;

б) 7;

в) 10;

г) 12;

д) 15.

4. Укажите, какой гормон играет основную роль в стимуляции роста костей в организме человека:

а) соматотропный;

б) адренокортикотропний;

в) лактотропний;

г) лютеинизирующий;

д) гонадотропный.

1. Укажите, какие кости относятся к плоских костей:

а) височная;

б) берцовая;

в) локтевая;

г) тазовая;

д) ключица;

е) лопатка.

2. Назовите кости, из которых состоит предплечья:

а) локтевая;

б) плечевая;

в) малая берцовая;

г) крестец;

д) лучевая;

е) ключица.

1. Разместите отделы позвоночника за порядку, начиная от черепа:

а) поясничный;

б) копчиковый;

в) шейный;

г) грудной;

д) крестцовый.

2. Назовите качественные особенности строения скелета человека, отличающие его от скелета у животных:

а) позвоночник имеет S -образные изгибы;

б) расширенная грудная клетка;

в) суженный таз;

г) преобладание размеров лицевого черепа над мозговым;

д) подвижное соединение костей кисти и пясти;

е) противопоставление большого пальца кисти другим.

1. Какими видами соединительной ткани созданы различные части сустава? Какова их роль в суставе? Как взаимосвязаны строение этих тканей с функциями, которые они выполняют?

II вариант

1. Определите типы соединений костей, к которого принадлежит шовной соединения:

а) неподвижный;

б) подвижной;

в) напіврухомий.

2. Укажите, какую роль в суставе играет суставная жидкость:

а) обеспечивает функциональную единство сустава;

б) облегчает скольжение элементов сустава;

в) формирует единую капсулу вокруг сустава;

г) укрепляет сустав;

д) способствует росту гиалинового хряща.

3. Укажите, какое количество ребер есть в теле человека:

а) 7;

б) 12;

в) 16;

г) 20;

д) 24.

4. Позвоночник человека в норме функционально имеет количество изгибов:

а) два;

б) три;

в) четыре.

1. Укажите, какие кости являются элементами лицевого черепа:

а) верхнечелюстная;

б) теменная;

в) височная;

г) скуловая;

д) носова.

2. Укажите, какие кости образуют плечевой сустав:

а) локтевая;

б) лучевая;

в) лопатка;

г) плечевая;

д) ключица.

1. Разместите отделы свободной верхней конечности по порядку, начиная от пояса верхней конечности:

а) запястье;

б) предплечья;

в) плечо;

г) пясть;

д) фаланги пальцев.

2. Укажите правильную последовательность действий, которую необходимо выполнить, если человек оступился и вывихнула ногу:

а) приложить к поврежденному месту холодный предмет;

б) доставить больного в больницу;

в) обеспечить покой поврежденной конечности;

г) сустав не вправлять;

д) наложить на конечность тоску повязку.

1. Укажите, какие процессы происходят в опорно-двигательном аппарате в детском, подростковом и старшем возрасте.

1. Внешнее и внутреннее строение скелетных мышц. (Рассказ учителя, записи в ученических тетрадях).

Мышцы - пучки мышечных волокон + кровеносные сосуды + нервы + соединительнотканная оболочка (фасция) + сухожилия.

Мышечные волокна (клетки):

Форма - цилиндрическая.

Многоядерные. (Ядра на поверхности волокна).

Размеры: длина = 12 см, диаметр 0,01-0,1 мм.

Наличие мышечных волоконець (миофибрилл).

2. Посмугованість скелетных мышц. Актин и миозин - составные части мышечных волокон. (Объяснение учителя, комментирование рисунка в учебнике).

3. Механизм сокращения мышц. Мышцы-синергисты и мышцы-антагонисты. (Работа учащихся с учебником).

4. Разнообразие мышц, их классификация. (Рассказ с элементами беседы, записи в ученических тетрадях. Составление схем).

5. Основные группы мышц и их функции. (Заполнить в тетрадях таблицу «Основные группы мышц».)

Часть тела

Название мышцы

Функции мышц

IV. Закрепление знаний учащихся.

Вставьте в текст пропущенные слова.

За начало мышцы туловища обычно берут ту его часть, что находится ближе к_____________ . На конечностях началом мышцы считают часть, ближайшую к___________. Среди мышц за форме различают________________ и короткие мышцы. На конечностях преимущественно располагаются _________________ . В области туловища, на груди, животе и спине располагаются _____________________ . По функциям различают______________, ____________, _____________, вращающаяся. Мышцы никогда не сокращаются в одиночку. Мышцы, участвуют в противоположных действиях, называются_____________________ . Установлено, что человек при нормальной средней подвижности в течение дня делает не меньше 25000-30000 шагов, что в среднем составляет 20 км. Подсчитайте, сколько километров человек проходит:

а) в течение года;

б) в течение жизни (70 лет).

1. Изучить соответствующую тему с учебника.

2. Запишите в таблицу все возможные положение руки в зависимости от состояния мышц.

Состояния двуглавой (бицепс) и трехглавого (трицепс) мышц плеча

Нервные центры двуглавой мышцы

Нервные центры трехглавого мышцы

Двуглавая мышца

Трехглавая мышца

Положение руки

Возбужденные

Заторможенные

Сокращается

Расслабляется

Сгибается в локте

Заторможенные

Заторможенные

Заторможенные

Возбужденные


Урок 11. Строение и функции скелетных мышц

Задачи урока:

сформировать у учащихся представления о мышцах как части опорно-двигательной системы;

выявить особенности строения скелетных мышц и их основных групп в зависимости от расположе­ния в организме и выполняемых функций;

продолжить формирование умений практического применения теоретических знаний в ходе работы с учебными иллюстрациями.

Ход урока

Организационный момент, мотивирование уч-ся на работу.

I . Актуализация и проверка знаний

Проверка знаний о строении позвоночника; о фор­мировании естественных изгибов позвоночника у челове­ка; о строении скелета конечностей и их поясов; о зна­чении строения отдельных структурных элементов скеле­та человека для жизнедеятельности его организма.

Выявление и актуализация представлений учащих­ся о строении мышечных тканей организма человека и значении мышц для животных, обитающих в наземно-воздушной среде.

II. Изучение нового материала

Мышцы как часть опорно-двигательной системы (беседа с учащимися).

Строение скелетных мышц (объяснение учителя с демонстрацией таблицы, иллюстрирующей строение скелетной мышцы). Работа с понятиями: брюшко мышцы, фасция, сухожилие.

Группы скелетных мышц (объяснение учителя с де­монстрацией наглядных пособий, иллюстрирующих рас­положение скелетных мышц в организме человека и их функции): мышцы шеи и головы, жевательные мышцы, мимические мышцы, мышцы спины, мышцы груди, межреберные мышцы, мышцы живота, в том числе, брюшной пресс, диафрагма, мышцы плечевого пояса и руки, мышцы тазового пояса и ноги.

III. Проверка понимания изученного

Какую роль скелетные мышц выполняют в ра­боте опорно-двигательной системы и всего организма?

Как устроена скелетная мышца?

Работа с иллюстрацией: учитель показывает мышцу, учащиеся называют, к какой группе она относится.

IV. Закрепление знаний

      Практическая работа №1 «Распознавание на наглядных пособиях органов – опорно- двигательной системы». Учебно- методические средства обучения- рисунок «Скелет человека», «Основные мышцы человека».

      Решение биологических задач

В результате чего мышцы вызывают движение тела человека, отдельных его суставов, внутренних органов? (Сокращения и расслабления попеременно)

Почему при нарушении кровоснабжения мышц нарушается их работа и могут возникнуть болезненные ощущения?

Какие мыщцы обеспечивают сохранение вертикального положения тела? (Мышцы спины)

Почему для совершения движения необходимо участие минимум двух мышц? (

V . Подведение итогов урока

Мышцы (активная часть опорно-двигательной систе­мы) обеспечивают двигательную и защитную функции. Их: структурной основой является поперечно- полосатая мышечная ткань, образующая скелетную мускулатуру, и гладкая мышечная ткань, образующая гладкую мускула­туру.

    Рефлексия деятельности уч-ся. Выводы.

    Домашнее задание

Изучить § 11. Ответить на вопросы и выполнить за­дание в конце параграфа (устно).

Литература

Пасечник В.В. 8 класс. Биология: учебник для общеобразовательных учреждений

Пасечник В.В. Уроки биологии 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений.

Пасечник В.В. Уроки биологии 8 класс: рабочая тетрадь.

Конспект урока по биологии.

На тему: «Мышцы, их строение и функции».

Выполнила Шиловская Юлия Сергеевна

Конспект урока биологии. 8 класс. /data/files/g1477864603.pptx (Презентация биология 8 класс «Мышцы, их строение и функции».)

Тема урока : изучение строения и функций скелетных мышц, а так же основных групп скелетных мышц и их предназначения.

Задачи урока:

I. Образовательные:

1. Повторить понятие скелет (строение костей, типы соединения костей и различия скелета человека и млекопитающих животных).

2. Осуществить контроль знаний по теме: «Скелет».

3. Познакомить учащихся с особенностями строения скелетных мышц; основными группами мышц и их функциями.

II . Воспитательные:

1. Продолжить формирование научной картины мира.

2. Способствовать развитию эстетического восприятия.

III. Развивающие:

1. Продолжить формирование умения логически мыслить и формировать результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

2. Продолжить формирование умения слушать и наблюдать.

Методы урока:

Словесные - беседа и рассказ.

Иллюстративные - презентация и иллюстрации в учебнике.

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала с опорами на знания предыдущих уроков).

Метод обучения: слово учителя, наглядные пособия (презентация), учебники.

Литература для учителя:

1. Сонин Н. И. Сапин М. Р. Биология человека. 8 кл.: Учеб.- М.: Дрофа, 20012.

2. Батуев А. С. Человек: Учеб. для 9 кл.- М.: Просвещение, 1994.

3. Козачек Т. В. поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина и М. Р. Сапина Биология человека. 8 кл. - Волгоград: Учитель, 2012.

4. Программа для общеобразовательных учреждений: Биология 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2012.

Литература для учащихся:

Сонин Н. И. Сапин М. Р. Биология человека. 8 кл.: Учеб.- М.: Дрофа, 2012.

Используемые сокращения:

Учитель - У:

Ответы детей - О:

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Опрос и контроль знаний…………………………………………………..25мин.

3. Изучение нового материала.

3.1.Скелетные мышцы, их строение……………………………………….6 мин.

3.2. Группы мышц, их функции……………………………………………6 мин.

3.Закрепление материала.……………………….……………………..3 мин.

4.Домашнее задание.

1. Организационный момент.

Уч-ль: Приветствие. Проверка присутствующих.

Уч-к: Встают. Дежурный называет отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания.

У: Строение костей? (1 человек).

О: Снаружи все кости покрыты надкостницей (за исключением соединительных поверхностей). Надкостница - тонкая соединительнотканная оболочка, богатая нервами и кровеносными сосудами. Её толщина 0,1-0,8 мм.

Кости (по строению) делятся на два типа. Первый тип круглые трубчатые кости. Такие кости имеют вид трубки полой внутри. В полостях трубчатых костей находится соединительная ткань, богатая жиром - жёлтый костный мозг (не участвует в процессе кроветворения). Концы трубчатых костей утолщены (головки трубчатых костей = эпифизы) и не имеют полости. Головки трубчатых костей (эпифизы) образованы губчатым веществом. Губчатое вещество состоит из костных пластинок, расположенных в направлении наибольшей нагрузки. Промежутки между пластинками заполнены красным костным мозгом (является кроветворным органом). Примером такого типа костей могут послужить, кости конечностей.

Второй тип костей - плоские губчатые. Они состоят из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества, что значительно уменьшает их массу. Плоские губчатые кости представляют собой две пластинки, между которыми губчатое вещество. К этим костям относятся лопатки, тазовые кости, рёбра, кости черепной коробки, позвонки.

В состав костей скелета человека входят неорганические и органические вещества. Неорганические вещества (65-70%) - это соли кальция и фосфора; придают костям твёрдость. Органические вещества (30-35%) обеспечивают костям эластичность и упругость.

У: Типы соединения костей?(1 человек).

О: Первый тип - неподвижное (непрерывное) соединение костей. Между костями черепа (швы черепа); между костями таза; между берцовыми костями голени. Характеризуется образованием по краям костей выемок, которые плотно входят друг в друга.

Второй тип - полуподвижное = хрящевое соединение (полусустав). Кости соединены хрящевыми прокладками. Например, хрящевые прокладки между позвонками позвоночного столба.

Третий тип - подвижное = прерывное соединение (сустав). Части сустава: суставные поверхности костей, покрытые хрящом (головка одной кости и суставная впадина другой); суставная сумка - прикрепляется по краям суставных поверхностей и объединяет кости в сустав; суставная полость - щелевидное пространство, заполненное синовиальной жидкостью (уменьшает трение). Вспомогательные образования суставов: суставные связки - прикрепляются к костям, ограничивают движение в суставе, предохраняют сустав от вывиха; диски и мениски - хрящевые прокладки между поверхностями костей.

У: Отличие скелета человека от скелета млекопитающих животных? (1 человек).

Контроль знаний:

I. Вариант.

1. Строение костей?

О: (смотрите выше).

2. Отличие скелета человека от скелета млекопитающих животных?

О: (смотрите выше).

II. Вариант.

1. Типы соединения костей?

О: (смотрите выше).

2. Значение (функции) опорно-двигательного аппарата?

О: Опорная функция: скелет удерживает в определённом положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела.

Защитная функция: скелет и мышцы ограничивают полости, в которых расположены внутренние органы. Головной мозг расположен в полости черепа, спинной мозг - в позвоночном канале. Сердце и лёгкие защищены грудной клеткой и мышцами груди и спины; органы брюшной полости (желудок, кишечник, почки защищены нижним отделом позвоночника, костями таза, мышцами спины и живота).

Скелет и мышцы - органы движения человека. Скелет является пассивным органом движения, так как к нему прикрепляются мышцы. Мышцы - активный орган движения.

Кроветворная функция. Клетки крови (эритроциты и лейкоциты) и кроветворные пластинки - тромбоциты образуются в красном костном мозге, который находится в головках трубчатых костей в промежутках между костными пластинками.

Участие в обмене минеральных солей.

Костная ткань (разновидность соединительной ткани) является складом минеральных веществ организма. В костях находится весь Са и Р организма и около половины Mg и Na. При необходимости кости способны отдавать вещества данных химических элементов в кровь, поддерживая тем самым постоянство ее состава (гомеостаз).

3. Мотивация учебной деятельности учащихся .

3.1.Скелетные мышцы, их строение.

У: Мышцы - активная часть опорно-двигательного аппарата. Они удерживают тело в вертикальном положении, позволяют принимать различные позы (демонстрация 1 и 2 слайдов). Масса скелетной мускулатуры у взрослого человека составляет 20-35% массы тела.

Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно-полосатых мышечных волокон. Каждый пучок и вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительной оболочкой.

Каждое мышечное волокно так же имеет снаружи тонкую оболочку, а внутри него находятся многочисленные тонкие сократительные нити - миофибриллы и большое количество ядер. Миофибриллы, в свою очередь состоят из тончайших нитей двух типов - тонких и толстых. Они образованы различными видами белка (актином и миозином). Они образуют на поперечном разрезе мышечного волокна чередующиеся тёмные и светлые полосы - это можно увидеть под микроскопом. Поэтому скелетную мышечную ткань и называют полосатой (демонстрация 3 слайда «Строение мышцы»).

Скелетные мышцы у человека и высших животных состоят из волокон двух типов: красных и белых. Они различаются составом и количеством миофибрилл, а главное особенностями сокращения. Белые мышечные волокна быстро сокращаются, но быстро устают; красные волокна сокращаются медленнее, но могут оставаться в сокращённом состоянии долго. Преобладание тех или иных типов волокон зависит от функции мышц.

Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами (снабжение О 2, питательными веществами, вынос продуктов обмена).

Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий, которые срастаются с надкостницей. Обычно крепятся выше, а другим концом ниже сустава.

3.2. Группы мышц, их функции

У: По расположению на теле человека мышцы можно разделить на три основные группы: мышцы головы, мышцы туловища и мышцы конечностей (демонстрация 4 и 5 слайдов «Основные группы мышц» рисунок + таблица).

Мышцы головы делятся (по функциям) в свою очередь на два типа. Жевательные мышцы приводят в движение нижнюю челюсть (благодаря креплению к черепу и нижней челюсти). Мимические мышцы крепятся к коже лица, формируя мимику человека (борозды и складки). Они расположены вокруг ротового, носовых отверстий, глазниц и наружного слухового прохода (демонстрация 6 слайда «Мышцы головы»).

Мышцы шеи удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи, а также процессов глотания и произнесения звуков.

Мышцы туловища (мышцы грудных стенок, живота и спины). Межрёберные мышцы и диафрагма, изменяют объём грудной клетки, играют важную роль в дыхании. Мышцы живота образуют стенки брюшной полости, в которой находятся многие внутренние органы (защита). Сокращаясь, участвуют в сгибании позвоночника, в дыхательных движениях, влияют на работу внутренних органов. В области спины мышцы расположены в несколько слоёв. Большинство из них участвуют в движении позвоночника назад (разгибании) и в стороны (глубоки мышцы спины). Поверхностные мышцы туловища (трапециевидная и широчайшая мышца спины) участвуют в движении головы, верхних конечностей и грудной клетки.

Мышцы пояса верхних конечностей приводят в движение руку в плечевом суставе. Важнейшая среди них дельтовидная - отвод руки до горизонтального положения при сокращении. Двуглавая мышца сгибает руку в локтевом суставе, а трёхглавая - разгибает. Мышцы, сгибающие, разгибающие и поворачивающие бёдра, начинаются на тазовых костях, другим же концом крепятся к бедренной кости. Например, большая ягодичная мышца разгибает бедро в тазобедренном суставе. Портняжная мышца самая длинная (до 50 см) располагается на бедре. Четырёхглавая мышца бедра разгибает голень в коленном суставе и сгибает бедро в тазобедренном суставе (демонстрация 7 слайда «Мышцы туловища и конечностей»).

4. Первичное закрепление .

Фронтальная беседа:

У: Мышцы это...?

О: активная часть опорно-двигательного аппарата.

У: Из чего состоит скелетная мышца?

О: из поперечно-полосатых мышечных волокон.

У: Из чего состоит мышечное волокно?

О: из миофибрилл

У: На какие два типа делятся мышечные волокна?

О: на белые и красные мышечные волокна.

У: Чем они различаются?

О: белые мышечные волокна быстро сокращаются, но быстро устают; красные волокна сокращаются медленнее, но могут оставаться в сокращённом состоянии долго.

У: С помощью чего мышцы крепятся к костям?

О: с помощью нерастяжимых сухожилий

У: На какие три группы делятся мышцы человеческого тела?

О: мышцы головы, туловища и конечностей.

У: На какие группы делятся мышцы головы в зависимости от выполняемых функций?

О: на мимические и жевательные мышцы.

У: Какие функции выполняют мышцы туловища?

О: участвуют в дыхании, сгибании позвоночника, в движении головы и верхних конечностей, а так же выполняют защитную функцию.

У: Какие мышцы сгибают и разгибают руку в локтевом суставе?

О: двухглавая - сгибает, трёхглавая - разгибает.

У: Назовите самую длинную мышцу нашего тела?

О: портняжная

У: Где она располагается?

О: на бедре.

5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению .

У: откройте дневники, запишите домашнее задание: стр. 106-111 (пересказ).

6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

У: что мы сегодня изучали? Что нового вы узнали? Что было интересно, что не очень интересно? Что вызвало у вас затруднения и почему?

Дополнительная информация

У: а вы знаете кто такой Иван Максимович Поддубный

О: нет, расскажите нам.

У: Иван Максимович Поддубный — российский спортсмен (греко-римская борьба), профессиональный борец, атлет, артист цирка, заслуженный артист России (1939), заслуженный мастер спорта(1945). Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1939).

Имя знаменитого борца Ивана Максимовича Поддубного, не исчезавшее с афиш в течение почти полувека, хорошо знают во многих странах мира. Сын хлебороба, простой черноморский грузчик, он со временем стал "королем цирковой арены", боролся на крупнейших манежах Европы, Азии, Африки и Америки. Самые большие залы Лондона и Парижа, Рима и Берлина, Будапешта и Нью-Йорка аплодировали, восторженно приветствуя «Чемпиона чемпионов». Это звание ему присудила народная молва, так называли благодарные ценители его таланта. Много громких имен давали ему его поклонники: "Иван непобедимый", "Гроза чемпионов", "Человек-гора", “Русский богатырь”, “Иван Железный”. На протяжении десятков лет Поддубный одерживал блистательные победы почти над всеми сильнейшими профессиональными борцами мира.

Иван Максимович Поддубный родился 8 октября 1871 года в бедной семье землепашцев, в бывшей Полтавской губернии, в селе Красенивке, неподалеку от Золотоноши, которая в то время была уездным городком (ныне это Чернобаевский район Черкасской области). Его отец, потомственный запорожский казак, Максим Иванович, имел небольшое хозяйство. С детства Ваня (старший сын) был приучен к тяжелой крестьянской работе и с 12 лет батрачил, с ним росли три брата и три сестры. Рос он так же, как и все крестьянские дети. Вместе с отцом и братьями будущий чемпион с мальчишеских лет пахал землю, молотил рожь, метал стога. Простота крестьянского уклада жизни, нелегкий физический труд заложили в характере мальчика необыкновенное упорство, помогли накопить могучую силу, которыми впоследствии прославился русский самородок.

Вес род Поддубных обладал крепким здоровьем и колоссальной физической силой, необычайной выносливостью. Отец Ивана был богатырского роста и обладал геркулесовой силой: один, без всякого напряжения, поднимал пятипудовые мешки с зерном и бросал их на телегу. Да и Ваня уродился весь в отца: в 15 лет не боялся схватиться с ним в борьбе на кушаках, а в 16 лет он легко пригибал к земле корову за рога.

Мама Ивана Поддубного, Анна Даниловна, красиво пела, происходила из старинной казацкой семьи Науменко, их род славился своим долголетием. Говорят, дед Ивана по линии матери, бывший солдат, отслужив в армии 25 лет, дожил до 120. У Вани также был тонкий музыкальный слух. В детстве по воскресеньям и на праздники он пел в церковном хоре.

Когда Ивану исполнилось 22 года, он решил оставить родной дом и уехать на заработки в Крым. Кто-то посоветовал ему поехать на юг страны, где можно неплохо заработать грузчиком в Севастопольском порту. Так Поддубный и сделал: он устроился в грузовую фирму "Ливас". По шестнадцать часов в сутки он проводил на трапах, перетаскивая грузы. Работал легко, быстро, с шутками. Здесь даже самые бывалые из его коллег разевали рты от изумления, когда он взваливал на плечи громадный ящик, что не под силу было и троим, поднимался во весь свой огромный рост и шагал верх по дрожащим сходням. Через полгода работы слава о силе грузчика разнеслась во всех портах Крыма.

В 1895 году грузовая фирма переехала в Феодосию. Вскоре судьба свела Ивана Максимовича с двумя учениками мореходных классов Антоном Преображенским и Василием Васильевым - заядлыми спортсменами, страстными поклонниками тяжелой атлетики. Они стали убеждать его заняться спортом. Сначала Иван скептически относился к этим разговорам, но Преображенский подарил Ивану автобиографию знаменитого атлета Карла Абса. Поддубного в этой книге заинтересовало то, как автору постоянными тренировками удалось увеличить свою природную силу втрое. И в это время он начал увлекаться физическими упражнениями. Прочитав книги по тяжелой атлетике и борьбе, Иван составил для себя программу ежедневных тренировок. Занимался гимнастикой, прыжками, делал упражнения с гирями, гантелями, по утрам, после зарядки, бегал, обливался холодной водой, ставил дыхание. Он отказался от излишеств в еде, установил часы приема пищи и строго их соблюдал. Отказался от курения и спиртных напитков.



 

 

Это интересно: