→ Темы статей по плаванию студентов. Влияние плавания как спортивно оздоровительного процесса на уровень здоровья студента. Список использованной литературы

Темы статей по плаванию студентов. Влияние плавания как спортивно оздоровительного процесса на уровень здоровья студента. Список использованной литературы

Шокина Софья

Работа направлена на формирование у учащихся положительного отношения к плаванию.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция

«Твои первые шаги в науку»

Тема

«Плавание – мой любимый вид спорта»

Работу выполнила

Ученица 3 «В» класса

МОУ «Национальная (татарская) гимназия»

Шокина Софья

Научный руководитель

Тугушева Р.Р.

Саратов, 2014

1. Введение

2.Основная часть

а)История возникновения плавания

б)Плавание как олимпийский вид спорта

в)Основные правила,стили,польза плавания

Г) Интересные факты

е) Мои исследования (анкетирование)

3.Заключение

4.Список литературы

5. Приложения

Введение

Я решила выбрать эту тему, так как она мне очень близка и интересна. В моей семье несколько спортсменов: дедушка – лыжник, папа мастер спорта по фехтованию. Поэтому и я решила продолжить спортивную семейную традицию - занялась плаванием. Плавать я научилась в 7 лет на Черном море. В 8 лет я пришла в бассейн и твердо решила стать спортсменкой. В своей работе я хочу рассказать о пользе, истории, стилях, интересных фактах этого вида спорта. И тем самым заинтересовать, привлечь учащихся к плаванию.

Плавание-вид спорта, заключающийся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций.

Занятия плаванием очень важны для человека. Они улучшают обмен веществ и кровообращение, укрепляют сердце, сосуды и легкие, развивают мышцы, избавляют от многих болезней, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, делают человека стройнее и красивее, помогают нам всегда быть активными, работоспособными, сохранять интерес к жизни до конца своих дней.

Цели исследования :

Исследовать и изучить один из самых популярных видов спорта – плавание. С формировать у учащихся положительного отношения к плаванию, приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде.

Задачи проекта:

  1. в ходе исследования собрать максимальное количество информации по данной теме, сформировать представления об образовании и возникновении плавания.
  2. подготовить и провести анкетирование
  1. на основе проведённого мною анкетирования сделать выводы, показать и рассказать, как плавание и спорт в целом влияют на воспитание и развитие подрастающего поколения.

Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач:

  1. Выработать у учащихся мотивацию на качественное выполнение требований программы.
  2. Укреплять здоровье учащихся, развивать и совершенствовать физические качества на протяжении всех лет обучения в школе.
  3. Обучить учащихся технике двух-трех способов спортивного плавания, совершенствовать разнообразные плавательные умения.
  4. Развивать у учащихся координационные и кондиционные (главным образом, выносливость) способности.
  5. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.

Гипотеза исследования:

Плавание – это не только удовольствие, но и образ жизни человека.

Основная часть

История возникновения плавания .

Со времени своего появления на Земле человек всегда был связан с водой. Именно в долинах больших рек - Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхе и Янцзы, Инда и Ганга - зародилась человеческая цивилизация. Вода имела огромное значение в жизни первобытных людей, что послужило причиной обожествления этой стихии, внушавшей слабому еще в борьбе с природой человеку чувство преклонения и страха. Культ воды существовал практически у всех народов с самых древних времен. Одним из главных олимпийских богов, владыкой морей у древних греков был Посейдон. Много позднее (III в. До н.э.), у древних римлян он стал отождествляться с Нептуном.

О том, что древние греки придавали большое значение умению плавать, свидетельствует и известное изречение Платона: "Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого, плавать и читать не умеют, вверить службу?" В Афинах человека, не умеющего плавать, считали ущербным. Крайнюю степень человеческого бескультурья выражала поговорка "Он не умеет ни плавать, ни читать»

Первые соревнования по плаванию носили ярко выраженный прикладной характер. Примером могут служить массовые соревнования древних славян на реке Почайне, притоке Днепра, где собирались лучшие пловцы-ныряльщики. Все они одновременно прыгали в реку и должны были в течение определенного времени ловить рыб руками. Тот, кому удавалось поймать самых крупных рыб, объявлялся победителем и получал в подарок шелковую рыбацкую сеть.

1890 г. впервые проходит первенство Европы по плаванию, в 1896 г. его включают в программу первых современных Олимпийских игр.

В 1889г. в Будапеште состоялись первые международные соревнования по плаванию с участием пловцов Венгрии, Австрии, Германии и Швеции. В 1896 г. плавание было включено в программу первых современных Олимпийских игр, которые оказали большое влияние на дальнейшее его развитие.

Плавание как олимпийский вид спорта

П лавание известно человеку с древнейших времен. Занимаясь охотой и рыбной ловлей, спасаясь от врагов, первобытный человек вплавь преодолевал водные преграды.

В конце XIX в., когда началось строительство искусственных бассейнов, спортивное плавание приобрело широкую популярность в различных странах мира. Отражением этого стало включение соревнований по плаванию в программу первых Олимпийских игр современности, состоявшихсяв 1896 году в Афинах и с тех пор этот вид спорта неизменно входит в программу всех Игр Олимпиад. Женщины стали принимать участие в олимпийских соревнованиях по плаванию с 1912 года.

Участники первых олимпийских соревнований плыли преимущественно способом брасс и способом на боку без выноса рук из воды. В начале XX века появился новый стиль плавания, оказавшийся самым совершенным и быстрым из известных человеку способов плавания. Он внешне напоминал движения ползущего человека и потому получивший название "кроль" . Это слово в переводе с английского означает "ползти". Впервые такой стиль плавания продемонстрировал Ален Викхем, родившийся на Соломоновых островах в Тихом океане и научившийся так плавать у местных жителей. В дальнейшем первоначальная техника плавания кролем, вольным стилем - так называемый двухударный кроль, при котором на гребок каждой руки приходится одно движение ноги, - неоднократно совершенствовалась.

В настоящее время на олимпийских играх используются так же следующие стили:

Плавание на спине

Баттерфляй

Длина бассейна на Олимпийских играх 50 м, глубина на всей площади - 3 м. Все дорожки обозначены линиями и пронумерованы от 1 до 8. Температура воды при проведении соревнований должна быть от 25 °С до 27 °С.

Основные правила

Существуют несколько основных правил плавания:

1.Плавать следует с пустым желудком. Вода оказывает сильное давление на всю брюшную полость. Во избежание проблем, за 2 часа до занятий лучше не есть. Через час после тренировки можно слегка перекусить (фрукты, йогурт). Лучшее время для нагрузки период между 16 -19 часами.

2. Плавать следует в купальном костюме, плотно прилегающим к телу.

3. Резиновая шапочка на голове надевается для защиты корней волос от расшатывания потоками воды. Поэтому волосы нужно тщательно прятать.

4 .В бассейне может подстерегать такая неприятность, как грибок. Поэтому ни в коем случае не следует ходить босиком по бассейну, душевой, сауне. Специалисты советуют смазывать стопы ног противогрибковым кремом.

5 .Прежде чем нырять в бассейн, нужно принять теплый душ. Он заменит легкую разминку перед плаванием, под кожей, на которую начинает воздействовать горячая вода из душа, активизирует кровообращение, мышцы разогреваются. Если сразу прыгнуть в воду без разминки, существует великая вероятность того что могут сводить мышцы голени, это не только больно, но и опасно.

6. Для похудения и укрепления мышц, тренироваться следует регулярно, не менее 3 раз в неделю. Плавать нужно без остановки 40 минут.

Каждый стиль плавания дает хорошую нагрузку на мышцы. Чемпионом по энергозатратам - кроль. Брасс немного отстает, зато отлично тренирует дыхательную систему. Есть секрет: ПЛАВАНИЕ ПРИНЕСЕТ БОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ, ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ НЕГО. Регулярно плавающий человек защищает себя от всех болезней

Стили плавания

Кроль

Кроль на груди характеризуется попеременными и симметричными движениями рук и ног. Это самый быстрый спортивный способ плавания и самый популярный. Заплывы мастеров-кролистов, особенно на короткие дистанции, всегда смотрятся с большим интересом. Популярность кроля на груди объясняется еще и тем, что он преимущественно используется при игре в водное поло, фигурном плавании и при плавании в водоемах.

Брасс

Этот способ плавания был известен еще в глубокой древности. В некоторых наставлениях прошлого века этот способ назывался «плавание по- лягушачьи». Брассом легче, чем другими способами, плыть в одежде, транспортировать по поверхности воды какие- либо предметы, ориентироваться в направлении движения. Он экономичен и большинством людей легче осваивается.

Баттерфляй
Баттерфляй (англ. Butterfly – бабочка) – самый утомительный и технически сложный стиль плавания, второй по скорости после кроля.

Баттерфляй характеризуется одновременными симметричными движениями рук и ног, а также волнообразными движениями туловища, которые помогают движениям рук и усиливают работу ног. Отдельные элементы техники этого способа плавания (движение руки и ноги) мало чем отличаются от техники кроля на груди.
На Олимпийских играх с 1935 по 1953 год брассисты и сторонники баттерфляя соревновались вместе. Первым его продемонстрировал Джимми Хиггинс. В 1953 году баттерфляй стал самостоятельным стилем плавания, одновременно (вместо поочередного) было разрешено синхронное движение ногами вверх-вниз. Так появилась скоростная разновидность баттерфляя – «дельфин», при которой спортсмен совершает волнообразное движение всем телом .
По скорости плавания баттерфляй занимает второе место (после кроля на груди).

Польза плавания

Лечебное воздействие плавания на организм отмечается многими специалистами. Оно благотворно влияет на основные показатели физического развития человека:

Рост, вес
- является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия
- укрепления сердечно-сосудистой и нервной системы


Подписи к слайдам:

Работу выполнила Ученица 3 «в» класса МОУ «Национальная (татарская) гимназия» Шокина С.В. Научный руководитель Тугушева Р.Р. Плавание-мой любимый вид спорта

Цели исследования: Исследовать и изучить один из самых популярных видов спорта – плавание. Сформировать у учащихся положительное отношение к плаванию, приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде.

Гипотеза исследования: Плавание – это не только удовольствие, но и образ жизни человека

введение Плавание-вид спорта, заключающийся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций.

История возникновения плавания Древние бассейны

В 1889г. в Будапеште состоялись первые международные соревнования по плаванию с участием пловцов Венгрии, Австрии, Германии и Швеции.

Плавание как олимпийский вид спорта Соревнования по плаванию включили в программу первых Олимпийских игр в Афинах в 1896 году.

Участники первых олимпийских соревнований плыли преимущественно способом «брасс» . В настоящее время в играх используются так же следующие стили: «Плавание на спине» «Баттерфляй» Длина бассейна на Олимпийских играх 50 м, глубина на всей площади - 3 м.

Основные правила 1.Плавать следует с пустым желудком. 2. Плавать следует в купальном костюме, плотно прилегающим к телу. 3. Резиновая шапочка на голове надевается для защиты корней волос от расшатывания потоками воды. Поэтому волосы нужно тщательно прятать. 4. В бассейне может подстерегать такая неприятность, как грибок 5.Прежде чем нырять в бассейн,нужно принять теплый душ 6.Для похудения и укрепления мышц, тренироваться следует регулярно, не менее 3 раз в неделю. Плавать нужно без остановки 40 минут.

Стили плавания КРОЛЬ Это самый быстрый спортивный способ плавания и самый популярный.

Брасс Так же этот способ называется « плавание по-лягушачьи ».

Баттерфляй Баттерфляй (англ. Butterfly – бабочка) – самый утомительный и технически сложный стиль плавания. По скорости плавания баттерфляй занимает второе место (после кроля на груди).

Польза плавания -исправление нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия - укрепление сердечно-сосудистой и нервной системы - развитие дыхательного аппарата и мышечной системы

Интересные факты В воде человек ощущает себя на 90% легче. Новорожденного можно обучать плаванию уже на третьей неделе. Плавание – второй после бега на лыжах вид спорта, который тренирует все основные группы мышц. Даже если минуту постоять в воде температурой +20 градусов, в крови повышается уровень гемоглобина. .

Виды спорта

Заключение В заключении хочу сказать, что плавание- это не только удовольствие и огромная польза, но и образ жизни человека. Рекомендую всем: занимайтесь плаванием!

Спасибо за внимание!

3 Угланов Ж.Ш. 3 Сармалаев А.С. 3 Ложкин А.А. 3 Маденов Н.Н. 3

1 Казахская академия спорта и туризма

2 Южно-Казахстанский Гуманитарный университет им. М.Сапарбаев

3 Казахский Национальный Медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова

В процессе исследования осуществлялся дифференцированный подбор комплексов упражнений с учетом типичных ошибок характерных для спортсменов, специализирующихся в разных видах спорта, таких как циклические, спортивные игры и единоборства. В эксперименте студенты контрольной группы занимались по традиционной методике обучения плаванию, экспериментальная группа по разработанной нами программе практических занятий. Результаты исследования показывают, что разработанные комплексы упражнений и применение технических, вспомогательных средств в работе над техникой, в зависимости от исходного уровня подготовленности, позволили студентам овладеть техникой плавания в более короткие сроки. Эффективность обучения способам плавания во многом определяется: подбором методов и средств обучения с учетом специфики видов спорта каким занимается студент, особенностями телосложения и специальной подготовленностью студентов разных спортивных специализаций. Использования разработанных комплексов упражнений и технологий применения этих программ показало, что предложенные модификации в технике плавания качественно изменили характер выполнения техники движений.

обучение

физическая культура

плавание

1. Алексеева О. И., Григорьев В. И. Теоретико-методические основы подготовки пловца в вузе: учебное пособие // Теория и практика физической культуры. – 2003.

2. Булгакова Н. Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 2001.

3. Водные виды спорта / под ред. Н. Ж. Булгаковой. – М.: Академия, 2003.

4. Кашкин Д. А. Плавание: примерные программы спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2004.

5. Мухтарова Т. Л. Техника спортивного плавания. – М.: УГТУ, 2004.

6. Плавание / под ред. В. Н. Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000.

7. Тарасевич Г. А. Специализированные восприятия у пловцов кролистов на этапе базовой подготовки: дис. … канд. мед. наук /Г. А. Тарасевич. – Омск, 2010. – 169 с.

8. Mooney R., Corley A., Quinlan L. R., OLaighin G. Inertial Technology for Elite Swimming Performance Analysis: A Systematic Review. Sensors 2016, P. 16–18.

9. Magalhaes F. A., Vannozzi G., Gatta G., Fantozzi S. Wearable inertial sensors in swimming motion analysis: A Systematic review. Et al Sports Sci. 2015; 33(7):732-45.

Актуальность. Эффективность организации процесса образования в вузе связана с соответствием качества образования, требованиям высшей школы и производства, которое предполагает разработку и внедрение инновационных педагогических технологий, обеспечивающих постоянное совершенствование в системе управления качества образования. Изучение курса плавания студентами всех спортивных специализаций по специальности «Физическая культура и спорт» предполагает обучение бакалавра спортивным способам плавания. Как показали наши педагогические наблюдения, исходный уровень плавательной подготовки студентов различен, что вызывает существенные трудности в овладении способами плавания и удлиняет процесс обучения . Учитывая, что курс обучения студентов ограничен количеством отводимых часов на плавательную подготовку, то это требует от преподавателя разработки новых технологий для ускорения процесса обучения разным способам плавания .

Сущность и содержание индивидуализации педагогического процесса в научно-педагогической литературе, касающейся вопросов обучения плаванию, показал, что на современном этапе ее развитие характеризуется исследованием результативных показателей двигательной деятельности обучаемых и практически не учитывает индивидуальные текущие составляющие . На практике это выражается в том, что целью педагогического процесса ставится достижения конкретного результата, характеризующегося количественными и качественными показателями, именуемыми нормативами.

В спорте - это стремление к наивысшему результату, рекорду как высочайшему нормативу, в профессиональном обучении - ориентированность на уровень показателей, определяющих успех в профессиональной деятельности . При построении учебного процесса педагог рассматривает начальный уровень подготовленности обучаемых, образно выражаясь, в качестве чистого листа, на который в процессе обучения заносится учебный материал в виде сформированных двигательных навыков, необходимых для усвоения обучаемых.

Целью исследования явилось повысить эффективность и время обучения способам плавания студентов различных спортивных специализаций путем разработки комплекса физических упражнений.

Объем и методы исследования. Основной задачей нашего эксперимента было быстрее и качественнее обучить плаванию студентов разных спортивных специализаций и проверить эффективность разработанных программ прохождения практического материала.

В процессе исследования осуществлялся дифференцированный подбор комплексов упражнений с учетом типичных ошибок, характерных для спортсменов, специализирующихся в разных видах спорта, таких как циклические, спортивные игры и единоборства. В эксперименте студенты контрольной группы занимались по традиционной методике обучения плаванию, экспериментальная группа по разработанной нами программе практических занятий.

Отличительными чертами программы и комплексов упражнений были такие особенности, как: использование ласт, «сачка», вспомогательные пояса, помощь партнера на занятиях по освоению техники плавания; увеличение объема плавания за счет использования ласт; применение упражнений для ног и рук с учетом специфических ошибок, характерных для групп циклических, спортивных игр и единоборств; соблюдение высокой плотности уроков с оптимальными паузами для отдыха; для каждой группы свой план прохождения учебного материала; отличия в объемах и интенсивности упражнений, интервалов отдыха, количества повтора упражнений.

Результаты и обсуждения. Результаты исследования показывают, что разработанные комплексы упражнений и применение технических, вспомогательных средств в работе над техникой, в зависимости от исходного уровня подготовленности, позволили студентам овладеть техникой плавания в более короткие сроки. Это указывает на то, что экспериментальное обучение было более эффективным, по сравнению с традиционным. По результатам исследования были внесены дополнения в типовую программу по дисциплине «Плавание с методикой преподавания». В ходе эксперимента доказана эффективность использования разработанных комплексов упражнений и вспомогательных средств для оптимизации учебного процесса по плаванию с учетом индивидуальных и групповых морфо-функциональных особенностей и физической подготовленности студентов, специализирующихся в разных видах спорта.

Для экспериментальной группы циклических видов спорта в содержание занятий были включены упражнения, направленные на развитие гибкости и подвижности верхнего плечевого пояса и упражнения аэробного характера. При изучении техники способа кроль на груди больше времени отводилось на изучение техники движений рук с подвижной опорой в ногах и упражнения, направленные на совершенствование техники гребка. В комплекс упражнений для изучения техники кроль на спине были включены упражнения исходного положения: руки вверху, одновременная работа руками; упражнения одной рукой, с фиксацией второй вверху. Студенты этой группы имеют лучшие показатели в выносливости, и в содержание их занятий были включены задания с более длительным, равномерным проплыванием отрезков дистанций. Во время освоения техники способа брасс больше использовались упражнения для работы ног, это связано с тем, что в циклических видах спорта ноги выполняют поочередные движения, сочетая сокращения с расслаблением мышц, и выполняют захлестывающее движение, а при способе брасс ноги находятся в напряженном состоянии и стопы развернуты в сторону. Кроме того, выполнялись упражнения на согласованность движений рук и ног с дыханием. Комплекс специально-подготовительных упражнений, разработанный для обучения студентов циклических видов спорта технике способов плавания, представлены в следующем порядке: упражнение на суше - выкруты прямыми руками вперед, назад; упражнение с резинкой: из стойки в наклоне вперед поочередные махи руками, круговые движения руками вперед-назад; на воде - упражнения для изучения техники кроль на груди и на спине: плавание с помощью движений одними руками; то же, но без поплавка, ноги расслаблены и вытянуты у поверхности воды; то же, но с «лопаточками» на руках; плавание кролем с поднятой головой; плавание кролем на «сцепление», одна рука вытянута вперед, другая у бедра, ноги выполняют непрерывные движения кролем. В методической рекомендации указано, что руки в локтевом суставе не сгибать; использование поплавка помогает приподнять таз и бедра, и это спортсмену позволяет подключить к рабочим движениям рук все крупные мышцы спины. Контролировать движения рук в воздухе, вход в воду и начало гребка; важное звено правильное выполнение вдоха; положить руки друг на друга, стараться лежать в вытянутом состоянии; обратить внимание на разворот стопы. Непрерывные и неширокие движения ногами; пронос руки прямыми.

Упражнения для единоборств направлены на развитие и совершенствование цикличности движений и постановки правильного дыхания. В этой группе был больший процент студентов, не умеющих плавать, поэтому в содержание занятий были включены упражнения с использованием сачка, помощи партнера, ласт, плавательных досок. Во время выполнения подготовительных упражнений акцент делался на дыхательные упражнения и на расслабление мышц. Из-за быстрой утомляемости слабо плавающих студентов упражнения выполнялись в коротких отрезках. При изучении способов кроль на груди и на спине применялись упражнения, направленные на удлинение «шага» и длины гребка. При обучении способа кроль на спине большое внимание уделялось горизонтальному положению тела в воде. Паузы между упражнениями заполнялись дыхательными упражнениями.

В спортивных играх использовались упражнения на скольжение. У спортсменов этой группы за счет ростовых показателей выше расположен центр давления воды и больше удельный вес нижних конечностей. Учитывая эти особенности, подбирались упражнения для ног с фиксацией их плавательной доской между голенью обеих нижних конечностей. Одной из отличительных черт программы практических занятий было применение для не умеющих и плохо плавающих студентов сачка, поддерживающего пояса и помощи партнера. Эти средства позволяют снять страх у студентов, боязнь воды, обеспечивают страховку, что способствует быстрому преодолению психологического барьера и ускоряют процесс овладения навыком плавания.

В экспериментальных программах, по мере освоения техники плавания использовались короткие отрезки (12 м, 25 м, 30 м, 50 м) с проплыванием на скорость, что позволяло подготовить студентов к сдаче контрольных нормативов.

Примечание: един - единоборства, спорт - спортивные игры, цикл - циклические виды спорта,

конт - контрольная, экспер - экспериментальная, исх - исходная оценка, итог - итоговая оценка.

Сравнительный анализ исходных и итоговых оценок контрольных и экспериментальных групп

Для студентов со слабой плавательной подготовленностью в программу было включено плавание в ластах, что позволяло быстрее плавать и увеличивать объем нагрузки. Кроме того, ласты обеспечивают крепкую опору в воде, и у спортсмена появляется уверенность: он плывет свободно, где создаются условия сосредоточения на элементах техники. Чередование плавания в ластах и без ласт создают предпосылки для ускорения обучения и повышения скорости плавания. В процессе обучения успешно применялись эстафеты с элементами техники плавания и нырянием.

В экспериментальной программе, в отличие от традиционной, акцент был сделан на овладение техникой способом кроль на груди, на спине и брасс, и на последних занятиях ознакомление с техникой баттерфляй. Отличия программ обучения заключались в разных поурочных планах обучения. В зависимости от вида специализаций, подход к объему нагрузки и выполнение отдельных упражнений в процентном отношении были разными. Для контроля интенсивности нагрузки проводили подсчет ЧСС, основная работа выполнялась в режиме 150-170 уд/мин. Для восстановления дыхания широко применялись дыхательные упражнения в воде. В конце педагогического эксперимента провели повторную оценку плавательной подготовленности студентов: оценка обтекаемости тела в воде, умение проплывать дистанцию, оценка техники 3-х способов плавания.

Анализ полученных данных показал, что результаты оценок за длину скольжения во всех группах улучшились. В циклических видах спорта оценки возросли в контрольной группе на 53 %; в экспериментальной группе - на 68 % (P<0,05). Результаты в экспериментальной группе выше на 11 %, чем в контрольной группе. В единоборствах - средние оценки в контрольной группе выросли на 56 %, в экспериментальной группе на 73 %, различия между группами составили - 10 %. В спортивных играх - разница между группами была 8,7 %, это объясняется тем, что исходные оценки в контрольной были высокими - 3,09 (S=1,54), экспериментальной - 3 (S=1,59), и по итогам оценок показатели многих студентов были выше 5 баллов.

Итоговые оценки в контрольной группе составили - 4,6 (S=0,53), в экспериментальной - 5 баллов. Оценка за проплывание дистанции показала, что в циклических видах спорта различия между экспериментальной и контрольной группами составили - 23 % (Р< 0,05). В спортивных играх разница в оценках за проплывание дистанции составила - 17,7 % (P<0,05). Если сравнить оценки с исходными данными в циклических видах спорта, то можно отметить, что в контрольной группе улучшение составило - 37 %, а в экспериментальной группе - 71 %, в спортивных играх - соответственно 47,3 % и 79,3 %, в единоборствах это отличие составило - 52,6 % и 76,6 %.

Диаграмма сравнительного анализа исходных и итоговых оценок контрольных и экспериментальных групп на примере проплывания дистанций представлена на рисунке. Средние оценки за технику выполнения способа кроль на груди у студентов экспериментальной группы циклических видов спорта составили 4,45 (S=0,43) балла с приростом 60 %, в контрольной группе - 3,92 (S=0,52) с приростом 37,5 %. В единоборствах, за счет введения дифференцированного подхода в учебный процесс, значительно повысилась оценка в экспериментальной группе до 4,40 (S=0,43), прирост 66 %, а в контрольной группе - 3,81 (S=0,60), прирост 43,2 %.

У студентов группы спортивных игр при первичных величинах 2,69 (S=0,80), в контрольной - 2,75 (S=0,79), в экспериментальной группе эти показатели повысились до 3,94 (S=0,47), прирост 46,4 %, 4,45 (S=0,46) прирост 61,8 %, соответственно (P<0,01).

Результаты оценки способов кроль на спине и брасс также улучшились. Следует отметить, что оценки за технику кроль на спине и брасс в результате подбора упражнений и учета особенностей специализации в экспериментальных группах стал выше, значит, они успешнее освоили технику спортивных способов, чем контрольные группы. Так, в циклических видах спорта средние оценки за выполнение способа кроль на спине составили: в экспериментальной группе - 4,43 балла, прирост достиг 63,4 %, а в контрольной группе - 3,89 балла, прирост 39,9 %. При способе брасс улучшение в экспериментальной группе составило - 67,4 % при оценке 4,32 (S=0,36) балла, в контрольной - 42,5 % при оценке 3,75 (S=0,56) балла.

Студенты экспериментальной группы из единоборств получили за технику способа брасс оценки 4,24 (S=0,43) балла, прирост составил 68,2 %, в контрольной группе оценка 3,71 (S=0,64) балла, достиг 44,9 %.

За технику способа кроль на спине получена оценка 4,34 (S=0,43) балла, прирост достиг 66,9 %. В контрольной группе средняя оценка возрастала на 44,6 % (3,79 (S=0,61) балла). Студенты этой группы лучше осваивали способ брасс, так как ими легче выполнялись одновременные движения. Студенты из экспериментальной группы спортивных игр улучшили свои показатели и получили по средним данным оценки за технику способа брасс - 4,28 (S=0,29) балла, прирост результатов достиг - 63,9 %, а студенты контрольной группы получили в среднем 3,89 (S=0,44) балла, где процент прироста составил - 50,7 %. За технику выполнения способа кроль на спине средняя оценка в экспериментальной группе возросла на 68,4 % (4,53 (S=0,38) балла), в контрольной прирост был ниже на 52,4 % (4,01 (S=0,45) балла. Студенты данной специализации с большими трудностями осваивали этот способ плавания. Длинные конечности, погружаясь под воду, создают повышенное сопротивление, тем самым увеличивая угол атаки.

Эффективность обучения способам плавания во многом определяется: подбором методов и средств обучения с учетом специфики видов спорта, какими занимается студент, особенностями телосложения и специальной подготовленностью студентов разных спортивных специализаций.

Учет групповых и индивидуальных особенностей студентов, в процессе обучения, были получены положительные сдвиги в динамике оценок за плавательные способности. Введение индивидуального подхода в учебный процесс содействовало значительному повышению уровня плавательных способностей студентов.

Использования разработанных комплексов упражнений и технологий применения этих программ показало, что предложенные модификации в технике плавания качественно изменили характер выполнения техники движений, что привело к успешной сдаче контрольных нормативов.

Библиографическая ссылка

Нурмуханбетова Д.К., Алдабергенов Н.А., Кабулбекова И.К., Зауренбеков Б.З., Тастанов А.Т., Жунисбек Д.Ж., Лесбекова Р.Б., Мусаев А.Т., Исмайлов Д.И., Колбекова А.А., Ермаханова А.Б., Ералиева Л.Т., Алмабаев Ы.А., Жангелова М.Б., Кожахметова А.Н., Угланов Ж.Ш., Сармалаев А.С., Ложкин А.А., Маденов Н.Н. ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПОСОБАМ ПЛАВАНИЯ ПУТЕМ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ СПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24226 (дата обращения: 15.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
  • Воронина Кристина Сергеевна , студент
  • Шаймарданова Люция Шарифзяновна , старший преподаватель
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • ЗДОРОВЬЕ
  • СТУДЕНТ
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  • ПЛАВАНИЕ

Занятия плаванием оказывают положительный эффект на уровень здоровья студента, а также на его интеллектуальные способности мозговой деятельности. В организме человека все взаимосвязано между собой. В свою очередь плавание является тем активным процессом, при помощи которого можно достичь полноценного оздоровления организма.

  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • Должна ли физическая культура быть включена в образовательную программу?

Введение

В наше время существует множество различных видов спорта как для укрепления здоровья студентов, так и для повышение физической активности студента. Из различных видов физической деятельности стоит выделить занятия плаванием. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ дошкольных, средних и высших специальных учебных заведений.

Кроме того, для плавания характерны некоторые особенности, прежде всего при занятиях плаванием участвует все тело, то есть движения совершаются и верхними, и нижними конечностями. Поэтому происходит укрепление скелетно-мышечной системы. По мнению многих авторов, занятия плаванием оказывают положительное влияние на показатели объективного здоровья студентов, что проявляется в нормализации деятельности их костной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Стоить отметить, что занятия положительно влияют на субъективное здоровье занимающихся: снижается количество жалоб на вегетативные расстройства и психоэмоциональную усталость, самооценка своего здоровья становится более адекватной. А это в свою очередь положительно отражается на всеобщем укреплении здоровья студента. Так как учебный процесс является весьма напряженным, то соответственно необходимо снятие стресса, и для этого врачи рекомендуют посещать бассейн и заниматься плаванием.

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья молодого поколения, поддержания потребности в здоровом образе жизни, а также здоровом досуге и оно вполне заинтересовано средствами привлечения молодого поколения к спорту. И это является достаточно актуальной проблемой на данный момент. Плавание является уникальным видом физической активности. Кроме того, именно занятия плаванием пользуются популярностью у молодых людей. Исследования различных проблем повышения уровня здоровья и качества жизни при активном занятием плавания представлены в работах таких авторов, как: Кондаков В.Л., Горелов А.А. (2013); Курко Я.В. Федчишин О.Я. (2012); Козина Ж.Л., Ермаков С.С., Базылюк Т.А., Волошина Е.В. (2012); Скирене В.В., Скирюс Э.Р. (2012); Дрогомерецкий В.В., Ганчар А.И. (2012); Баламутова Н.М. (2012); Баламутова Н.М., Сидоренко Г.М. (2011); Химич И.Ю. (2009). Данные авторы показали пути эффективного решения имеющихся проблем и привели практические рекомендации, касающиеся студентов с различным уровнем подготовки. Вместе с тем, многие авторы отмечают заметное снижение уровня здоровья студенческой молодежи. Поэтому не следует упускать возможность способствовать оздоровлению собственного организма с помощью плавания как спортивно оздоровительного процесса.

Целью работы является выделение особенностей воздействия занятии плаванием как спортивно оздоровительного процесса на уровень здоровья студентов.

Задачей работы является анализ значимых исследований в данном виде спорта, для того что бы обозначит положительную динамику занятий плаванием на здоровье студентов как спортивно оздоровительным комплексом.

В работе были использованы теоретические методы, мы основывались на исследованиях, проведенных ранее. А также нами были применены такие методы как эксперимент и наблюдение.

В качестве материалов для анализа были использованы специализированные журналы, которые содержат материалы об исследованиях по вопросам здоровья студентов.

Основная часть

С учетом поставленной цели возникает вопрос каковы педагогические условия развития и модель эффективного процесса, оказывающего положительный эффект от занятий плавания на общее состояние студента? Занятия плаванием и их эффективность во многом зависят от правильной организации учебного процесса, соответствующего технического и кадрового обеспечения. Рекомендации Ганчара А.И. стоит выделить в этом аспекте. Автор отмечает пять основных аспектов в теории и практике формирующих навыков. Каждый из них детально характеризует качественную реализацию учебно-воспитательных, оздоровительно-гигиенических, профессионально-прикладных, лечебно-профилактических и спортивно-педагогических влияний процесса плавания на людей различного возраста с учетом их анатомических, морфологических, функциональных и гендерных отличий.

Особенно автор акцентирует внимание на уровне и степени формирования навыков плавания и считает необходимым корректировку государственных тестов и программ по физическому воспитанию разных групп населения. Вместе с тем, такой подход позволил установить доминирующие аспекты формирования навыков плавания для разных возрастных групп.

Анализируя результаты исследований было отмечено, что плавание как спортивно оздоровительный процесс оказывает благотворное влияние на сердечно сосудистую систему. Регулярные занятия данным видом спорта повышают функциональные возможности сердца и позволяют работать сердечной системе более экономичной. Это достигается благодаря: увеличению силы сердечной мышцы и объема выталкиваемой за один цикл крови, непосредственно при движениях, происходящих в воде; снижению частоты сердечных сокращений (чем реже сокращается сердце в состоянии покоя, тем мощнее сердечная мышца, сердце работает в более экономном режиме - за одно сокращение выбрасывается больший объём крови, а паузы для отдыха увеличиваются, сердце успевает обильно омыться кровью через сеть кровеносных сосудов, следовательно, тратится меньше усилий и сердце напрягается гораздо меньше); повышению выносливости к физическим нагрузкам(сердце учится адекватно реагировать на преодоление тяжелой нагрузки и даже перегрузки, так как оно научилось проталкивать в сосуды необходимое для этого количество крови).

Кроме того, если посещать занятия плавания в качестве физической нагрузки, то однозначно будет оказано положительное влияние на дыхательную систему. Прежде всего тренируется дыхательная мускулатура: повышается сила дыхательных мышц, увеличивается их тонус; совершенствуется дыхательный ритм, вырабатывается более глубокое и редкое дыхание; усиливается вентиляция легких, увеличивается количество альвеол и их эластичность; в работу включаются мало-задействованные ткани легких; увеличивается устойчивость организма к пониженному содержанию кислорода в организме.

Благодаря исследованиям, нам удалость установить, что плавание как спортивно-оздоровительный комплекс способствуют укреплению, а также процессу тренировки опорно-двигательного аппарата. Это особенно полезно для студентов, так как нам известно, что учебный день в ВУЗе составляет около 6–8 ч. А также, затрачивается время на самоподготовку, и оно колеблется в среднем 3–4 ч, в период сессии возрастает до 7–8 ч. Это очень значимая психофизиологическая нагрузка на организм молодых людей, которая в итоге показывает, что учебный процесс является весьма напряженным.

Длительное ограничение двигательной активности приводит к снижению умственной работоспособности, ослаблению скелетной мускулатуры, нарушению осанки. В основном на лекциях студенты принимают сидячее положение. И конечно же после лекционных занятий каждый студент нуждается в снятии напряжения позвоночника. У тех, кто занимается плаванием, имеется прекрасная возможность усовершенствовать осанку, ведь во время плавания: уменьшается статическое напряжение тела, происходит естественная разгрузка позвоночника от давления на него веса тела; укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета; улучшается координация движений; исчезает асимметрия в работе межпозвонковых мышц; восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков; формируется чувство правильной осанки.

Совершая двигательные действия в воде тело плывущего человека находится в горизонтальном положении. Для того, чтобы удержаться на поверхности воды и проплыть определенное расстояние, преодолевая лобовое сопротивление воды, человеку, находящемуся в воде, приходится выполнять специфические движения, характерные только для плавания и не имеющие аналогов в других видах физической деятельности как спортивно оздоровительных комплексов. В плавании задействованы все группы мышц, в том числе и те, укрепить которые на суше довольно таки сложно. Во время плавания чередование напряжения и расслабления разных мышц увеличивает их силу и работоспособность, благодаря этому, плавание не перенапрягает мышечный аппарат и позволяет грамотно дозировать уровень физической нагрузки. А равномерная работа мышц всего тела способствует формированию красивой гармоничной фигуры.

В рамках нашего исследования была организована экспериментальная группа, в число которых входило десять юношей и десять девушек, в возрасте от 18 до 22 лет, в их обязанности входило посещения бассейна после лекционных занятий три раза в неделю, посещать бассейн студенты должны были в течении четырех недели. Результаты увенчались успехом потому как, в следствии проведенного нами опроса, студенты, участвовавшие в эксперименте, изъявили желание продолжить заниматься физической культурой именно в таком темпе, обусловив это тем что, что вода и движения в воде снимают усталость, напряженность и стресс непосредственно от учебных занятий. А некоторым студентам удалось на себе ощутить оздоровительный эффект от занятий плаванием.

Рисунок 1. Результаты опроса студентов

Таким образом, нами было выявлено, что большинство студентов имеют огромное желание заниматься в бассейне, аргументируя это тем, что при занятиях плаванием, они чувствуют, как сам процесс влияет на их уровень здоровья. Со слов студентов из нашей организованной экспериментальной группы, после плавания, становилось гораздо легче дышать; плавание влияло на коррекцию осанки; а также студенты не чувствовали усталости от умственной деятельности в которую вкладывают свои силы студенты непосредственно на занятиях и лекциях в учебных заведениях.

Выводы

Основываясь на результатах многочисленных исследований, нами было выявлено, что общие движения в воде стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают деятельность кишечно-желудочного тракта, совершенствуют терморегуляцию, организм становиться менее восприимчивым к простудным заболеваниям, нормализуется психоэмоциональное состояние. Занятия плаванием развивают и укрепляют костно-мышечную систему, в результате улучшается питание суставов. Занятия плаванием является эффективным профилактическим средством против остеохондроза и суставной патологии. Также хотелось бы отметить, что исследователями было выявлено повышения уровня здоровья студентов на организм в целом при занятиях плавания.

Плавание - это прекрасный процесс физического развития и укрепления здоровья, который необходим студентам для поддержания собственного уровня здоровья. Таким образом, проведение занятий плаванием как спортивно оздоровительным комплексом имеет выраженный оздоровительный эффект, который воздействует на мощность аппарата внешнего дыхания; в развитии органов дыхания, в физической работоспособности, в адаптационных возможностях организма к окружающей среде, то есть происходит активная работа иммунной системы организма, что особенно полезно для физической и умственной активности студентов ВУЗов, колледжей, лицеев и других высших учебных заведений.

Список литературы

  1. Базылюк Т.А., Козина Ж.Л., Безнес Е.Е., Коверя В.Н. Применение аква фитнеса игровой направленности в физическом воспитании студенток // Физическое воспитание студентов. – 2010.– № 6. – С. – 8 – 12
  2. Булгакова Н.Ж. Плавание: учеб. пособие. –М.: Физкультура и спорт, 2001. - 400 с.
  3. Ганчар А.И. Гаркуша С.В. Теоретико-методические аспекты формирования навыков плавания среди разных групп населения в процессе физического воспитания и спорта с учетом гендерных отличий обучающихся // Физическое воспитание студентов. – 2012. – № 3. – С. – 24 – 28.
  4. Ганчар А.И. Динамика показателей плавательной и физической подготовленности курсантов морского профиля в процессе физического воспитания и спорта с учетом гендерных отличий // Физическое воспитание студентов. – 2012. – № 4. – С. – 37 – 41.
  5. Дрогомерецкий В.В., Кондаков В.Л., Горелов А.А. Применение средств оздоровительного плавания с целью коррекции нарушений суставно-связочного аппарата студентов // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 5. – С. 46-54.
  6. Маклауд Йен. Анатомия плавания: иллюстрированное руководство по развитию силы, скорости и выносливости. – М.: ПОПУРРИ, 2010.200 – С.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Описания этапов эволюции плавания как вида спорта, культа тела в Древней Элладе. Характеристика особенностей плавательных видов спорта: прыжков в воду, синхронного плавания и водного поло. Анализ оздоровительного эффекта и прикладного значения плавания.

    презентация , добавлен 10.12.2011

    История плавания. История плавания. Оздоровительное значение плавания. Прикладное значение плавания. Общая характеристика отдельных техник плавания: брасс, кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй. О некоторых принципах обучения плаванию.

    реферат , добавлен 30.04.2004

    Исторический экскурс в историю плавания, его влияние на здоровье человека. Стили плавания (брасс, кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй). Роль плавания в повышении качества физической подготовки сотрудников Министерства внутренних дел России.

    реферат , добавлен 10.07.2016

    Плавание как учебный предмет, область знаний, которая включает гидродинамические и биохимические законы взаимодействия человека с водой, технику плавания и методику обучения. Понятие и разновидности техники плавания. Согласование движений рук и ног.

    реферат , добавлен 27.05.2013

    История плавания, первые Олимпийские игры. Механизм воздействия плавания на органы дыхания. Плавание как эффективное средство закаливания. Основные средства общей физической подготовки. Группы силовых упражнений. Характеристика основных свойств воды.

    доклад , добавлен 11.01.2012

    Кроль и брасс как наиболее популярные и быстрые спортивные способы плавания. Общее представление о технике плавания шестиударным кролем на груди. Положение тела и движение ногами. Движения руками и дыхание. Техника плавания брассом: основные правила.

    презентация , добавлен 19.11.2011

    Плавание как вид спорта, история его зарождения и развития в России. Обучение плаванию в русских войсках при Петре I. Эволюция способов и техники плавания. Развитие других плавательных видов: водного поло, синхронного плавания, подводного спорта.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    Основные принципы организации оздоровительных занятий по плаванию для больных гипертонией. Исследование и оценка уровней показателей физического состояния больных гипертонией на момент первичной диагностики. Комплекс занятий плаванием для оздоровления.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2016



 

 

Это интересно: