→ Так автор называет зимородка и выдру. Зимородок. Среда обитания и образ жизни птицы зимородок. Всё начинается с детства

Так автор называет зимородка и выдру. Зимородок. Среда обитания и образ жизни птицы зимородок. Всё начинается с детства

Компактная голова, длинный, четырехгранный клюв, короткий хвост, а главное яркое оперение, делают зимородка узнаваемым из множества птиц. Его можно принять за птичку, хотя обитает далеко не в тропиках.

По размеру он немного меньше чем , а когда зимородок летит над речкой, зелено-голубая окраска делает его похожим на маленькую летящую искру. Несмотря на экзотический окрас, увидеть в дикой природе его, большая редкость.

Существует много легенд о названии птицы, почему так называется , зимородок . Одна из них гласит, что люди долго не могли найти его гнездо и решили, что птенцы выводятся зимой, вот и назвали так пичугу.

Особенности и среда обитания зимородка

В мире птиц, не так много таких, которые нуждаются сразу в трех стихиях. Зимородок один из них. Водная стихия необходима для пропитания, поскольку питается в основном рыбой. Воздух, естественная и необходимая для птиц стихия обитания. А вот в земле он делает норы, в которых откладывает яйца, воспитывает птенцов и прячется от врагов.

Зимородки делают глубокие норы в земле

Самый распространенный вид этой птицы, зимородок обыкновенный . Относится к семейству зимородковые, отряд ракшеобразные. Имеет эффектную и оригинальную окраску, самец и самка практически одинаковой расцветки.

Селится исключительно возле водоемов с проточной и чистой водой. А поскольку экологически чистой воды становится все меньше, зимородок выбирает глухие места обитания, подальше от соседства с человеком. По причине загрязнения окружающей среды наблюдается вымирание этой птицы.

Зимородок прекрасный рыболов. В Англии его так и называют, рыбный король. Он имеет удивительную способность летать очень низко над водой, при этом не касаться ее крыльев. А еще он способен часами неподвижно сидеть на веточке над водой и выжидать добычу.

И как только мелкая рыбешка покажет свою серебристую спинку, зимородок не зевает. Глядя на птичку не перестаешь удивляться её проворности и ловкости в ловле рыбы.

Характер и образ жизни зимородка

Нору зимородка легко отличить от других норников. Она всегда грязная и от нее исходит зловоние. А все от того, что в норе птица съедает пойманную рыбу и кормит ею свой выводок. Все кости, чешуя, крылья насекомых остаются в гнезде, перемешиваются с экскрементами птенцов. Все это начинает дурно пахнуть, а личинки мух просто кишат в подстилке.

Птица предпочитает селиться подальше от своих сородичей. Расстояние между норами достигает 1 км, а самое близкое 300 м. Человека не боится, но не любит вытоптанные и загаженные скотом водоемы, поэтому зимородок птица , которая предпочитает одиночество.

Зимородка называют норником за расположение гнёзд в земле

До брачного периода самка и самец живут обособленно, только во время спаривания они объединяются. Самец приносит самке рыбешку, она принимает ее в знак согласия. Если же нет, он ищет другую подругу.

Гнездом пользуются несколько лет подряд. А вот молодые пары вынуждены рыть новые норы для своего потомства. Сезон вывода потомства растянут. Можно найти норы с яйцами, птенцами, а некоторые птенцы уже летают и питаются самостоятельно.

На фото гигантский зимородок

Ярким оперением также отличается и лесной зимородок

Питание зимородка

Птица весьма прожорлива. В день она съедает пищи до 20% от веса своего тела. А еще есть птенцы и детеныши на стороне. И всех надо прокормить. Вот и сидит он, неподвижно над водой терпеливо поджидая добычу.

Поймав рыбу, зимородок стрелой несется в свою нору, пока хищники крупнее его не отобрали ее. Проносясь через кустарники и корни, которые прячут нору от посторонних глаз, он умудряется не уронить рыбу. А ведь она бывает тяжелее самого зимородка.

Теперь надо перевернуть ее так, что бы она вошла в рот только головой. После этих манипуляций, зимородок, посидев некоторое время в норе и отдохнув, принимается опять за рыбалку. Так продолжается до заката солнца.

Но не всегда удается ему поймать рыбу, часто он промазывает и добыча уходит на глубину, а охотник занимает свое прежнее место.

Ну а если с рыбалкой приходится туго, зимородок начинает охоту на мелких речных жучков и , не брезгует головастикам и стрекозами. И даже мелкие лягушки попадают в поле зрения птицы.

Пегий зимородок тоже с лёгкостью ловит рыбу

Размножение и продолжительность жизни

Одна из немногих птиц, которые роют норы для насиживания кладки и воспитания там птенцов. Место выбирается над рекой, в обрывистом берегу, недоступном для хищников и людей. Нору роют и самка, и самец, по очереди.

Роют клювом, землю выгребают из норы лапками. В конце тоннеля делают небольшую кругообразную камеру для яиц. Глубина тоннеля варьирует от 50 см до 1 мера.

Нора не чем не выстилается, если же она используется не один год, в ней образуется подстилка из рыбьих костей и . Скорлупа от яиц частично тоже идет на подстилку. В этом мрачном и сыром гнезде зимородок будет высиживать яйца, и растить беспомощных птенцов.

Кладка состоит из 5-8 яиц, которые насиживаются по очереди самцом и самкой. Птенцы появляются через 3 недели, голые и слепые. Они очень прожорливые и питаются исключительно одной рыбой.

Родителям приходится все время проводить на водоеме, выжидая терпеливо добычу. Через месяц птенцы выбираются из норы, учатся летать и ловить мелкую рыбешку.

Кормление происходит в порядки очередности. Родитель точно знает, какого птенца он кормил перед этим. Мелкая рыбешка отправляется в рот отпрыска головой вперед. Иногда рыба бывает размером больше, чем сам птенец и наружу изо рта выглядывает один хвост. По мере переваривания рыбы, она опускается ниже и хвост исчезает.

Кроме своих птенцов, зимородок может иметь еще пару тройку выводков. И всех кормит, как порядочный папаша. Самки и не догадываются о многоженстве самца.

Но если по каким — то причинам нору потревожат во время насиживания или кормления птенцов, он туда уже не вернется. Самка с выводком будет брошена на произвол судьбы.

При благоприятных условиях пара зимородков может сделать еще одну и даже две кладки. Пока папаша докармливает птенцов, самка насиживает новую кладку яиц. Все птенцы к середине августа подрастают и способны на перелеты.

Птица голубой зимородок

Живут зимородки 12-15 лет. Но многие не доживают до такого почтенного возраста. Некоторая часть погибает еще неоперившимися птенцами, если самец бросает гнездо, некоторые становятся добычей крупных хищников.

Большое количество зимородков погибает во время дальних перелетов, не выдержав трудностей дальних расстояний.

Галина ГОРДЕЕВА,
г. Ишим, Тюменская область

Всё начинается с детства

Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлева “Зимородок” в 6-м классе

Цели:

  1. в ходе беседы по содержанию рассказа показать учащимся мужество, волю, смелость, решительность главного героя;
  2. подвиг во имя нашего счастья жив в памяти героев рассказа и нашей памяти;
  3. помочь учащимся услышать нравственное звучание рассказа, его житейские мудрости.

Оборудование:

  1. портрет писателя Юрия Яковлевича Яковлева;
  2. выставка книг писателя;
  3. рисунки учащихся к различным эпизодам рассказа “Зимородок”.

Эпиграфы к уроку:

Когда солдаты уходили на войну, у них были имя и фамилия. Почему же когда они погибали за Родину, то становились неизвестными? Это несправедливо!
(
Ю.Яковлев. “Зимородок”.)

В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека. Но и взрослый человек для меня начинается с детства.
(Ю.Яковлев. “Немного о себе”.)

Индивидуальные и групповые задания до урока:

  1. рисунки к рассказу “Зимородок”;
  2. читая рассказ, найти ответы на вопросы.

Группа № 1

  1. Какое событие послужило толчком для того, чтобы Марат и его друзья начали поиск неизвестного им человека?
  2. Почему Марат обратился в музей?

Группа № 2

  1. Зачем Марат поехал на станцию Рeка и что ему удалось там узнать (глава 6)?
  2. Какими словами заканчивается глава 6 и как вы их понимаете?

Группа № 3

  1. “Ему (Марату) не терпелось отвоевать у забвения ещё частичку жизни Зимородка”. О какой “частичке жизни” Зимородка узнал Марат от следователя Павлова (глава 7)?
  2. Подготовьте чтение по ролям диалога между Маратом и Зимородком. Во что же верил Зимородок?
  3. К какому решению приходит Марат после разговора со следователем Павловым? (“Я должен узнать его имя. Человек, который совершил такое, не может оставаться без имени”.)

Группа № 4

  1. Зачем ребята поехали в деревню Жуковку и что интересного они там узнали?
  2. Кто такой Пётр Ильич Лучин? Какова основная мысль его речи, произнесённой на братской могиле? (“Мы накажем своим детям помнить вас. Вы будете учить наших детей, как надо любить Родину”.)

Группа № 5

  1. Что нового о Зимородке узнали ребята от вдовы Петра Ильича Лучина?
  2. “Когда человек перестаёт учиться, он перестаёт жить. А на войне так хочется жить!” Кому принадлежат эти слова?
  3. Слова: “Человек ко всему привыкает. Но привыкнуть к утрате друзей никогда не сможет” - показались ребятам знакомыми. Почему?

Группа № 6

  1. Как Зимородок попал к доктору Стройло?
  2. Какие поучительные слова о жизни, забвении, человеческой памяти сказал ребятам доктор Стройло?
  3. Как вы понимаете слова, с которыми обращается доктор Стройло к юным следопытам: “Ищите в себе человека”? В связи с чем и почему говорит их доктор?

На доске плакат с изображением художественного пространства рассказа (на фоне вопросительного знака рисунки, изображающие основные моменты рассказа, и цитаты к ним).

По ходу урока учитель обращается к рисункам учащихся и этому плакату.

  1. Групповые задания и индивидуальные даю для того, чтобы:
  2. чтение рассказа учащимися было более целенаправленным;
  3. на уроке можно было работать с наибольшим количеством ребят, задавая уже знакомые им вопросы.

Ход урока

В прошлом году наша страна и весь народ отмечали великую дату. Какую? (55 лет со дня Победы над фашистской Германией.)

Наш урок внеклассного чтения посвящается этой славной дате.

В рассказе Ю.Я. Яковлева “Зимородок” есть такие слова. Послушайте их и скажите, согласны ли вы с ними? (Читаю 1-й эпиграф, ученики высказываются.)

У писателя Ю.Я. Яковлева есть много рассказов для детей: “Мальчик с коньками”, “Реликвия”, “Сын лётчика”, “Рыцарь Вася”, “Багульник” и другие.

Главными героями этих произведений являются дети. (Читаю 2-й эпиграф.) Как вы понимаете эти слова?

Сегодня, перелистывая страницы рассказа “Зимородок”, мы ещё раз поучимся понимать произведение, вчитываясь в него.

Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, которое основано на таких понятиях, как:

  • связь поколений,
  • человеческая память,
  • имя человека,
  • забвение,
  • надежда.

Узнаем, какие житейские мудрости поняли ребята во время поисков имени неизвестного солдата.

– Разговор начнём с этого вопроса.

(Ответы учеников.)

Рассказ построен не совсем обычно. В нём 15 глав. Внутри почти каждой главы мы читаем о жизни современных мальчишек и девчонок и в то же время узнаём о событиях Великой Отечественной войны.

– Почему рассказ называется “Зимородок”? Что означает это слово?

(Это прозвище человека. Так называется бесстрашная птица.)

– Чем герои рассказа похожи на обыкновенных мальчиков и девочек нашего времени?

(Учатся в школе, модно одеваются, шумят на уроках, выполняют задания учителя и т.д.)

– Чем же они выделяются среди своих сверстников?

(Они рассказывают своим одноклассникам, что узнали о своём учителе зоологии (глава 15).

Он воевал в партизанском отряде. Взорвал мост. Сам сказал об этом немцам, чтобы те не расстреляли жителей станции.)

“Сколько солдатских жизней спас Новый мост, задерживающий смерть. Многие и теперь живы...” (глава 7).

Чем же всё-таки закончились поиски ребят? Удалось ли им узнать имя Зимородка? Как это произошло?

(Да. На встрече ветеранов у обелиска, глава 14.)

Чем заканчивается рассказ? (Ответ учащихся.)

Вот так заканчивается рассказ Ю.Яковлева о пытливых и любознательных ребятах-следопытах.

Выводы по уроку

О чём мы узнали, читая рассказ “Зимородок”? Какие поняли житейские мудрости?

(О работе ребят-следопытов. Это неутомимый народ. Они возвращают имена безымянным героям. Следопыты борются с забвением, как борются со злом.)

Дети продолжают дела отцов.

“...Когда человек перестаёт учиться, он перестаёт жить”.

“Всё, что люди сделали на войне, может быльём порасти”. Всё зависит от нас. Надо бороться с забвением. Чтобы жить было интересно, надо искать в себе хорошего, справедливого, интересного человека).

Ученик читает стихотворение В.Орлова “Мальчишки 45-го года”:

Уснули солдаты
Среди тишины,
Но снятся мальчишкам
Отцовские сны.

На братских могилах
Восходит трава,
А в детях отцовская
Память жива.

Уснули солдаты
Среди тишины,
Но снятся мальчишкам
Отцовские сны.

Им снятся атаки,
Знамёна полков.
Отцовские раны
Болят у сынов.

Уснули солдаты
Среди тишины,
Но снятся мальчишкам
Отцовские сны.

Победные трубы
Над ними трубят,
Отцовская слава
Глядит на ребят.

Читательская конференция

Тема : Ю.Яковлев «Зимородок»

Цель: проанализировать повесть Ю.Яковлева «Зимородок» (его тематику, проблематику, художественное своеобразие).

Задачи:

1. Познакомить с жизнью и творчеством писателя Ю.Яковлева.

2. Учить представлять образ героя произведения, опираясь на текст (поступки, внешний вид, отношение к людям).

3. Учить определять главную мысль произведения.

4. Воспитание уважения к ветеранам войны, к мужеству защитников Отечества, способности сочувствовать, сопереживать. ; воспитание исторической памяти у учащихся на основе уважительного отношения к истории государства и памяти защитников Родины;

Оборудование: проектор, интерактивная доска, карточки.

Формы и методы: урок построен по технологии критического мышления (фишбоун, синквейн) групповая, фронтальная;

Ожидаемый результат от урока:

Познавательные УУД:

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3 ) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в группах.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию повести;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1 ) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2 ) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Ход урока.

  1. Вызов.

Задачи:

Актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;

Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

Побудить ученика к активной работе на уроке.

Мы с вами прочитали повесть Юрия Яковлева «Зимородок». Назовите тему произведения, т.е. о чем говорится в книге?

Прочитайте название нашей читательской конференции. Оно вам знакомо?

Забвение – ржавчина памяти.

Кто сказал эти слова? (доктор Стройло)

Как вы понимаете смысл данного высказывания? (корзина идей). Предположения детей записываю на доске.

Что такое забвение? В конце урока мы с вами вернемся к этому слову и к высказыванию.

После работы над содержанием произведения попытаемся раскрыть смысл данного высказывания и понять смысл повести, что хотел нам сказать Юрий Яковлев.

  1. Осмысление.

Ищите в себе человека; если найдете в себе хорошего, справедливого человека - жить будете интересно, с пользой.

(доктор Стройло)

Что значит быть хорошим и справедливым человеком? Кого из повести можете назвать хорошим и справедливым человеком, который прожил жизнь с пользой. (Зимородка)

Что значит прожить жизнь с пользой?

Эту повесть написал замечательный писатель Юрий Яковлевич Яковлев. Он писал и стихи, и рассказы, и сказки.

(биографию рассказывает ученик)

Юрий Яковлевич Яковлев родился в июне 1922 года в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) в семье служащего. В 1941 году, после окончания школы, Юрий Яковлев ушёл на фронт. Сначала он был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты "Тревога". Потерял мать в блокадном Ленинграде.

Лауреат Государственной премии СССР (1985). Умер Юрий Яковлевич Яковлев в Ленинграде в 1996 году.

Сегодня, перелистывая страницы рассказа “Зимородок”, мы ещё раз поучимся понимать произведение, вчитываясь в него.

Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, которое основано на таких понятиях, как:

  • связь поколений,
  • человеческая память,
  • имя человека,
  • забвение,
  • надежда.

Узнаем, какие житейские мудрости поняли ребята во время поисков имени неизвестного солдата.

Охотник, выслеживающий зверя по следам

Тот, кто имеет опыт в распознавании следов

Человек (обычно член ученического коллектива), к-рый собирает материалы о
былых исторических событиях, об исторических лицах.

Повесть построена не совсем обычно. В чем заключается эта необычность?

В ней 15 глав. Внутри почти каждой главы мы читаем о жизни современных мальчишек и девчонок и в то же время узнаём о событиях Великой Отечественной войны.

– Почему рассказ называется “Зимородок”? Что означает это слово?

(Это прозвище человека. Так называется бесстрашная птица.)

- А сейчас будем работать в группах. Первое задание называется « Узнай по описанию героя»

Вам нужно сопоставить описание из текста с героем произведения.

Он был невысокого роста. С массивной головой. Всклокоченные волосы, темные, с частыми белыми нитями, с головы переходили на щеки и сливались с усами и бородой. В этой буйной растительности, закрывшей почти все лицо, поблескивали большие очки с задымленными стеклами. Голос у него был глухой, как бы доносившийся из глубины. (Сергей Иванович Серегин)

Насмешливые карие глаза в упор смотрели на учителя, а широкие скулы - на каждой по щепотке веснушек стали от улыбки еще шире. На мальчике был военный ремень, широкий, с медной пряжкой, и джинсы с изображением ковбоя на заднем кармане. Говорят, эти брюки вечные. Смотря для кого! Две заплатки свидетельствовали, что и вечным приходит срок. (Марат)

Хотя лето только приближалось, этот взрослый был уже обожжен солнцем. Лоб, скулы, впалые щеки были покрыты грубым, замешенным на ветру загаром, делавшим его похожим на краснокожего индейца, а белые волосы еще больше оттеняли загар. (Седой)

Лицо у нее было желтоватое, цвета подсолнечного масла, редкие волосы причесаны на пробор. Платок с поблекшими цветочками сполз с головы на спину и лег вокруг шеи, как пионерский галстук (хозяйка сторожки со станции Река)

На голове не было ни единого волоска. Он был лыс, как глобус. Загорелый, обветренный глобус. (Павлов)

Такая же огромная и грузная, как ее племянница из стрелкового тира (тетка Алевтина)

Живет в Одессе, на пенсии. Болеет. Жена его партизанская учителка - тоже с ним (Петр Ильич Лучин)

Длинный и худой и слегка сутулился, словно все время боялся удариться головой о притолоку. У него были наполовину седые волосы и глаза навыкате. А руки свисали, как опущенные крылья. (доктор Стройло)

Стеклянная, деревянная, оловянная, каменная! (бабка с тира)

Следующее задание для групп: подготовьтесь ответить на вопросы по содержанию рассказа. Для этого вы можете использовать само произведение.

Автор шаг за шагом описывает путь, по которому шёл Марат и его друзья, чтобы узнать о жизни Зимородка, чтобы узнать имя героя, чтобы продлить жизнь ему. И мы попытаемся вспомнить путь, пройденный Зимородком.

Группа № 1

  1. Какое событие послужило толчком для того, чтобы Марат и его друзья начали поиск неизвестного им человека? (глава 3)(в тире, птица не работала – зимородок)
  2. Почему Марат обратился в музей? (глава 4) (чтобы узнать про новый мост)
  3. Зачем Марат поехал на станцию Рeка и что ему удалось там узнать (глава 6)? (о Зимородке там могли знать, он взорвал мост)
  4. Какими словами заканчивается глава 6 и как вы их понимаете? (она оставила мальчику луч надежды)
  5. “Ему (Марату) не терпелось отвоевать у забвения ещё частичку жизни Зимородка”. О какой “частичке жизни” Зимородка узнал Марат от следователя Павлова (глава 7)?(хотели расстрелять людей)
  6. К какому решению приходит Марат после разговора со следователем Павловым?(я должен узнать его имя. Человек, который совершил такое, не может остаться без имени)

Группа № 2

  1. Зачем ребята поехали в деревню Жуковку и что интересного они там узнали? (9 глава) (там они нашли могилы 9 партизан) кого же там нет?
  2. Кто такой Пётр Ильич Лучин? (партизанский командир) Какова основная мысль его речи, произнесённой на братской могиле? (“Мы накажем своим детям помнить вас. Вы будете учить наших детей, как надо любить Родину”.)
  3. Что нового о Зимородке узнали ребята от вдовы Петра Ильича Лучина? (11 глава) (он хотел учиться, и в могиле его нет)
  4. “Когда человек перестаёт учиться, он перестаёт жить. А на войне так хочется жить!” Кому принадлежат эти слова?
  5. Что рассказал о Зимородке доктор Стойло? (13 глава)
  6. Какие поучительные слова о жизни, забвении, человеческой памяти сказал ребятам доктор Стройло? Найдите и прочитайте.

Последнее задание итоговое для групп: проследить маршрут (пути следования) следопытов. Заполняете рыбий скелет. Сверху приклеиваете по порядку название местности, внизу героев, которые помогали в это время в данной местности. Но главное в скелете голова и хвост. Голова – это проблема произведения. Вы должны записать эту проблему. Хвост – это вывод, т.е. решение проблемы.

Чем же всё-таки закончились поиски ребят? Удалось ли им узнать имя Зимородка? Как это произошло?

(Да. На встрече ветеранов у обелиска, глава 14.)

Чем заканчивается рассказ? (Ответ учащихся.)

Вот так заканчивается рассказ Ю.Яковлева о пытливых и любознательных ребятах-следопытах.

3. Рефлексия. На стадии – рефлексия основным является:

Целостное осмысление, обобщение полученной информации;

Присвоение нового знания, новой информации учеником;

Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

О чём мы узнали, читая рассказ “Зимородок”? Какие поняли житейские мудрости?

(О работе ребят-следопытов. Это неутомимый народ. Они возвращают имена безымянным героям. Следопыты борются с забвением, как борются со злом.)

Дети продолжают дела отцов.

“...Когда человек перестаёт учиться, он перестаёт жить”.

“Всё, что люди сделали на войне, может быльём порасти”. Всё зависит от нас. Надо бороться с забвением. Чтобы жить было интересно, надо искать в себе хорошего, справедливого, интересного человека).

Кому принадлежат эти слова?

Чтение диалога (под звуки иволги)

"Человек очень живучее существо, - сказал Зимородок. - В него стреляют - он поднимается снова, а если не может подняться сам, то вместо него встают такие же, как он, только помоложе и посильнее".

"Как это помоложе и посильнее?" - спросил Марат.

"А очень просто: я упаду, ты встанешь на мое место. И опять живет человек, работает, борется. Важно, чтобы ты был похож на меня. Ты вообще-то веришь в чудеса?"

"Не знаю".

"Я в чудеса не верю. Я верю в надежду. Надежда - большая сила. Ты думаешь, человек идет когда-нибудь на верную смерть? Нет! Даже герой. Человек идет в бой с надеждой, что пуля пролетит мимо. Даже когда стреляют в упор, человек надеется. И чем больше у человека надежды, тем больше бесстрашия. Мне всегда помогала надежда. Мне с ней легко жилось и воевалось. Понял?"

"Понял", - прошептал Марат.

А теперь, люди-человечки, займемся повторением…

ЗАБВЕНИЕ – утрата памяти о чем-нибудь.

Забвение – пренебрежение тем, чем нельзя пренебрегать.

Написание синквейна.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Тир

Музей

Станция Река

Деревня Жуковка

Одесса

Заречье

Бабка с тира

Седой

Чернявый человек в очках

Хозяйка сторожки

Павлов

Тетка Алевтина

Петр Ильич Лучин

Доктор Стройло

Предварительный просмотр:

Яковлев Юрий Яковлевич

Юрий Яковлевич Яковлев родился в июне 1922 года в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) в семье служащего. Его личная и творческая судьба характерны для множества советских людей, родившихся после революции и вступивших в самостоятельную жизнь накануне Великой Отечественной войны. В 1941 году, после окончания школы, Юрий Яковлев ушёл на фронт. Сначала он был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты "Тревога". Потерял мать в блокадном Ленинграде.

После войны закончил Ленинградский институт имени Горького.

В прозе с 1960 года (повесть "Станция Мальчики"), в кино с 1961 года. Член редколлегии киножурнала "Фитиль", член художественного совета студии "Союзмультфильм".

Лауреат Государственной премии СССР (1985).

Умер Юрий Яковлевич Яковлев в Ленинграде в 1996 году.

Юрий Яковлев писал и стихи, и рассказы, и сказки.

В своих рассказах Юрий Яковлев открывает детям всю правду жизни как она есть, не прячась от решения проблем за внешней увлекательностью сюжета. Его герои - простые ребята, мальчишки и девчонки. Они умеют прощать, сопереживать чужой беде как своей, совершают добрые, благородные поступки, почти настоящие подвиги, не ради славы и почёта, не ради похвалы, а из чувства сострадания к ближнему.

Основные темы произведений Юрия Яковлева - школьный быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и "штурм небес", сценическое искусство, дружба между человеком и животным, чувство благодарности учителю и вины перед матерью.

Я предлагаю вам прочитать рассказ "Девочки с Васильевского острова" , который познакомит вас с маленькой Таней Савичевой, умершей от голода в блокадном Ленинграде. Рассказ написан на основе реальных событий по сохранившимся записям Тани Савичевой

Писатель Юрий Яковлевич Яковлев прошел всю войну. Фронтовые отзвуки стали темой многих его книг. Повести Юрия Яковлева, кинофильмы, снятые по сценариям писателя, и по сей день любимы и взрослыми, и детьми. Но, пожалуй, самый прочный успех справедливо выпал на долю повести «Зимородок», по которой в 1972 году белорусскими кинематографистами был снят одноименный фильм «Зимородок», получивший в 1973-м приз «Алая гвоздика» как лучший фильм для детей. Дети, сыгравшие в фильме роли пионеров, рядом с актерами Владимиром Самойловым, Глебом Стриженовым, Александром Хвылей разыграли историю, в которой лиризм сочетался с почти детективной интригой, а гражданственность – с юмором и духом свободы, который излучал учитель биологии, умевший хранить в себе тайну Зимородка

Киносценарий

Узнав от бывшего военного летчика Седого о подвиге партизана-подрывника, известного под именем Зимородок, пионеры идут по местам военных подвигов земляка и пока не подозревают о том, что верный путь поиска ведет к любимому учителю…
Бывшая подпольщица Михалина рассказывает, как Зимородок взорвал мост. Капитан милиции Сокольчик, попавший после взрыва в заложники, видел, как Зимородка схватили и расстреляли, но мертвым его никто не видел. От вдовы командира партизанского отряда ребята узнают, что Зимородок был награжден посмертно, но в братской могиле он не похоронен. Ребята уверены, что герой войны жив…

Память войны вела их от двери к двери, чтобы в финале нежданно-негаданно привести к любимому учителю. И школьники после долгих поисков обретают своего героя в этом добродушном, веселом человеке…

Тщательный отбор

– При поиске сценария мой выбор пал на произведение Юрия Яковлева, – вспоминал позже режиссер фильма Вячеслав Никифоров. – Это один из немногих авторов, который умел писать для детей. Самое сложное для детского писателя не описать события, а сохранить романтичность, ощущение чудесности бытия, что так свойственно этому возрасту. И Юрию Яковлеву это удалось.

Любую съемочную группу, какой бы разнородной она ни была, объединяет одна цель – снять хорошее кино. Режиссер фильма «Зимородок» это хорошо понимал. Потому, задумав снять картину, тщательно отбирал съемочную группу и актеров. Сложность в том, что играть в фильме должны дети. Есть расхожее мнение о том, что в кино детей и животных переиграть невозможно. И фильм стал подтверждением этой истины.

Иная роль

Вместе с мальчишками, которых набирали чуть ли не с улицы, снимались известные, маститые актеры: Владимир Самойлов, Глеб Стриженов, Августин Милованов, Анатолий Обухов и многие другие.

Поначалу были сомнения в том, что Владимир Самойлов, блестяще сыгравший главную роль в «Свадьбе в Малиновке», согласится на роль учителя биологии. Но он согласился. Потом рассказывал, что на его решение повлиял один эпизод – когда учитель съезжает с третьего этажа по перилам, сталкиваясь при этом с директором школы…

Отец и сын

Куда сложнее было найти актера, который сыграл бы главного героя в молодости. Совершенно случайно выбор пал на сына Самойлова – Александра. В то время Александр Самойлов не хотел и слышать об актерской профессии, которая фактически отнимала его родителей. Он вообще относился к так называемой хипповой молодежи, носил брюки клеш, длинные волосы и слушал «Битлз». Но именно ему предложили сняться в этом фильме. Для этого его переодели и обрезали роскошные кудри. Александр потом говорил: «У меня душа плакала, когда меня стригли. Я не мог смотреть в зеркало…»

А Августин Милованов – директор школы – потом будет рассказывать, что в этом фильме свел счеты со всеми своими директорами школ. Воспоминания о которых были не самыми лестными.

«Мотор, Шура!»

Еще одна особенность фильм – та, что в нем были заняты и животные. Действие разворачивается в кабинете биологии. Рассказывают, что работать с животными было сложно. Например, по сценарию достаточно много эпизодов должны были снять с участием ворона. Но он наотрез отказался сниматься. Его и не сняли.

Всех удивил попугай – он долго молчал, наблюдая за действиями съемочной группы. И вдруг в один прекрасный день заорал: «Мотор, Шура! Стоп… Мотор, Шура! Стоп!», и молчать он больше не желал.

Обезьянка Яшка один раз сумела снять цепочку и удрала наверх съемочного павильона. Яшку ловили целый день.

А самым лучшим актером оказался удав, которому разрешили ползать где угодно, чем он и воспользовался.

Сердце мальчишки, взлетевшее ввысь

Композитором фильма, который и написал песню «Зимородок», стал Оскар Фельцман. Он потом расскажет, что написал музыку за два часа. Мелодию исполняют в фильме дважды. Один раз главный герой наигрывает ее на гитаре. А второй – она звучит за кадром в исполнении Юрия Визбора.

Кстати, песню «Зимородок» до сих пор поют на бардовских фестивалях.

Зимородок – это вовсе не птица,
Это – сердце мальчишки, взлетевшее ввысь!
И крылатое сердце ничего не боится,
Может врезаться в солнце – держись!

К 50-летию СССР

Картина вышла на экраны в 1972 году – к 50-летию СССР. И несмотря на то, что фильм заявлялся как детский, нашлись противники того, чтобы рекомендовать его к просмотру. Заступилась за картину секретарь ЦК ВЛКСМ, которую пригласили на худсовет.

И вот прошло около 40 лет со дня премьеры фильма «Зимородок». Стали взрослыми не только маленькие актеры, занятые в картине, но и зрители – их ровесники. А фильм до сих пор с удовольствием смотрят.


Тест 1

(1) «А каков он, зимородок?- подумал я, когда приятель уже уехал. – (2) Как я его узнаю?» (3)Я когда-то читал про эту птичку, но описания не запомнил, а живой видеть не приходилось. (4) Расспросить же друга, как она выглядит, не догадался.

(5)Но вскоре она сама объявилась. (6) Я сидел у шалаша. (7)Утренний клёв окончился. (8)Поплавки недвижно белели среди тёмно- зелёных лопухов кувшинок. (9) Наступал знойный полдень- время отдыха и для рыбы, и для рыболовов.

(10) Вдруг над прибрежными зарослями камыша, часто - часто махая крылышками, промелькнула крупная яркая бабочка. (11)В то же мгновение бабочка опустилась на крайнее удилище, неторопливо сложила крылья и оказалась птичкой. (12) Тонкий кончик удилища закачался под ней, подбрасывая птичку вверх и вниз, заставляя её то вздрагивать крылышками, то растопыривать хвостик.

(13) И точно такая же птичка, отражённая в воде, то летела навстречу, то вновь падала в синеву опрокинутого неба.

(14) Я затаился и стал разглядывать незнакомку. (15) Она была удивительно красива. (16) Оливково- оранжевая грудка, тёмные, в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка. (17) Неудивительно, что я принял птичку за диковинную бабочку.

(18) Но пышный наряд не шёл птичке к лицу. (19) В её облике было что-то скорбное, печальное. (20) Вот удочка перестала качаться, и птичка замерла на ней неподвижным комочком: зябко втянула в плечи голову, опустила на грудь длинный клюв. (21) Сколько я не следил за ней, она ни разу не пошевелилась, не издала ни единого звука. (22) Птаха всё смотрела и смотрела вниз на струившиеся, переливающиеся на солнце хрустальные воды реки. (23) Казалось, она уронила что-то на дно и теперь летает, опечаленная, над рекой и разыскивает свою потерю.

(24) И у меня стала складываться сказка про красавицу царевну. (25) О том, как её заколдовала злая баба - яга и превратила в птичку зимородка. (26) Одежда на птичке так и осталась царская: из золотой парчи и голубого атласа. (27) А печальная царевна - птица потому, что баба- яга забросила в реку серебряный ключ, которым отмыкается кованый сундук. (28) В сундуке на самом дне лежит волшебное слово. (29) Овладев этим словом, царевна - птичка снова станет царевной- девушкой. (30) Вот и летает она над рекой, грустная и скорбная, ищет и никак не может отыскать заветный ключик.

(31) Посидела, посидела царевна на удочке, тоненько пискнула, будто всхлипнула, да и полетела вдоль берега, часто махая крылышками.

(32) Очень понравилась мне эта птичка.(33) Обидеть такую рука не поднимется.

(34) Почти каждый день прилетал зимородок. (35) Как-то прилетела моя пичужка на приваду, как и прежде, уселась на удочку и стала думать свою думу горькую. (36) Да как бухнется в воду! (37)Я даже вздрогнул от неожиданности.

(38) А она тут же взлетела, сверкнув чем-то серебряным в клюве. (39) Будто это и был тот самый ключик, который она так долго искала.

(40) Но оказалось, моя сказка на этом не окончилась. (41) Зимородок всё прилетал и прилетал и был всё также молчалив и невесел. (42) Изредка он нырял в воду, но вместо заветного ключика попадались мелкие рыбёшки, которых он уносил в свою глубокую нору- темницу, вырытую в обрыве.

(43) Приближался конец моего отпуска, и я засобирался домой. (44) Под вечер как ни в чём не бывало прилетела моя печальная царевна и доверчиво уселась на хворостину.

(45)- А я вот собираюсь домой!- сказал я вслух. (46)- Поеду в город, на работу. (47) Что ты будешь одна тут делать? (48) Смотри, ястребу не попадайся на глаза! (49) Полетят твои пёрышки голубые над рекой. (50) И никто про них не узнает!

(51) Зимородок, нахохленный, недвижно сидел на лозинке. (52) Казалось, он внимательно слушал мои слова.

(53)- Ну, прощай!- я снял кепку, помахал моей царевне и от всей души пожелал отыскать волшебный ключик.

(По Е.И.Носову)

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, по мнению автора, пышный наряд не шёл птичке к лицу?»

    Приближался конец моего отпуска, и я засобирался домой.

    А печальная царевна- птица потому, что баба- яга забросила в реку серебряный ключ, которым отмыкается кованый сундук.

    В её облике было что-то скорбное, печальное.

3. Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является эпитет.

1) Зимородок, нахохленный, недвижно сидел на лозинке

2) Оливково - оранжевая грудка, тёмные, в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка.

3) Птаха всё смотрела и смотрела вниз на струившиеся, переливающиеся на солнце хрустальные воды реки.

4) Посидела, посидела царевна на удочке, тоненько пискнула, будто всхлипнула, да и полетела вдоль берега, часто махая крылышками.

4 . Из предложений 38-41 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующего согласного звука.

5 . Из предложений 21-23 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что глагол, от которого оно образовано, относится к первому спряжению.

6 . Замените разговорное слово бухнется из предложения 36 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание заросли камыша (предложение 10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8 . Выпишите грамматическую основу предложения 50.

9. Среди предложений 10-13 найдите предложение с обособленным определение

10. вводном слове.

Сколько я не следил за ней, 1 она ни разу не пошевелилась 2 , не издала ни единого звука. Птаха всё смотрела и смотрела вниз на струившиеся 3 , переливающие на солнце хрустальные воды реки. Казалось 4 , она уронила что-то на дно и теперь летает 5 , опечаленная, 6 над рекой и разыскивает свою потерю.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 30.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью

В её облике было что-то скорбное 1 , печальное. Вот удочка перестала качаться 2 ,и птичка замерла на ней неподвижным комочком 3 : зябко втянула в плечи голову 4 , опустила на грудь длинный клюв. Сколько я не следил за ней 5 , она ни разу не пошевелилась 6 , не издала ни единого звука.

13. Среди предложений 24-28 найдите сложноподчинённое предложение

с последовательным подчинением. Напишите номер этого предложения.

14 .Среди предложений 20- 23 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной

Часть 3

15.1. Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания Александра Александровича Зеленецкого «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» два

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А.А. Зеленецкого. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.2. «Но пышный наряд не шёл птичке к лицу. В её облике было что-то скорбное, печальное ». Приведите в сочинении два

15.3. КРАСОТА ? «Что такое красота» один пример- второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Тест 2

(1)Случилось это на стыке зимы и весны, в пору безвластия в природе. (2)За ночь вымерзшее небо поднялось высоко, давая простор солнцу. (3) Лети, отогревай людей от зимней стужи и холодов! (4) Но божье светило поднималось лениво и неуверенно. (5) Смутило солнце людей, поэтому не всякий решился идти пешком от станции до деревни. (6) Здешний человек знает, что в такую пору, отлеживаясь в оврагах, выбирает свой час вьюга, чтобы сбить путника с дороги.(7)Как хитрая волчица набросится, закружит вьюга человека.

(8) А ветер уже поддувает и с одной, и с другой стороны, то вырвется он на дорогу, то манит и не пускает. (9) И непонятно, что он поёт: с зимой ли прощается или весну уже встречает.

(10)Лучше, конечно же, было бы подождать попутных лошадей на станции, когда учительница сошла с утреннего поезда. (11) Однако Елизавета Петровна, свежий тут человек, не научилась ещё разгадывать здешнее солнце, далека была от деревенской мудрости. (12) В погоду она знала дорогу короче, по которой не раз пешком хаживала. (13) По ней и заспешила в лёгких полусапожках. (14) В руках дорожная сумка и корзина с книжными подарками ребятам. (15) Она в саму Москву ездила за ними. (16) Легко и живо зашагалось, без страха и заботы о дороге и погоде.

(17) Словно этого только и не хватало для побудки полевой вьюги. (18) Не успела и размечтаться молодая учительница, как налетел большой ветер, студёный и тяжкий, какой-то нездешний. (19) В одночасье затонуло в бездонном поднебесье солнце. (20) Стылый наст заснеженной равнины виделся теперь небом, опрокинутым на землю. (21)Увильнула тропка из-под ног, разбежались и попрятались вётлы вдали. (22) Эти деревья всегда встречали её, показывая дорогу, провожая дальше. (23) Оторопь взяла учительницу, как только снеговая россыпь согнала вётлы с дороги. (24) И поклониться некому… (25)Побежала, резвее ветра полетела. (26) И Бог весть в какую сторону занесло, если бы не знакомый куст терновника на пути.

(По П. С.Сальникову)

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, по мнению автора, не всякий решился идти пешком от станции до деревни?»

    Стылый наст заснеженной равнины виделся теперь небом, опрокинутым на землю.

    В такую пору, отлеживаясь в оврагах, выбирает свой час вьюга, чтобы, сбить путника с дороги.

    Деревенские жители заметили, что в одночасье затонуло в бездонном поднебесье солнце.

    Увильнула тропка из-под ног, разбежались и попрятались вётлы вдали.

3. сравнение.

    Не успела и размечтаться молодая учительница, как налетел большой ветер, густой и тяжкий, какой-то нездешний.

    Оторопь взяла учительницу, как только снеговая россыпь согнала вётлы с дороги.

    Как хитрая волчица набросится, закружит вьюга человека.

    Случилось это на стыке зимы и весны, в пору безвластия в природе.

4. Из предложений 24-26 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от ударения.

5 . Из предложений 18-20 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных при помощи суффикса –Н- от основы, заканчивающейся на –Н-, пишется -НН-».

6 . Замените разговорное слово СТЫЛЫЙ из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание дорожная сумка (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8 . Выпишите грамматическую основу предложения 17.

9. Среди предложений 20- 22 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10 .В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы),обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Лучше 1 , конечно же 2 , было бы подождать попутных лошадей на станции 3 , когда учительница сошла с утреннего поезда. Однако Елизавета Петровна 4 , свежий тут человек 5 , не научилась ещё разгадывать здешнее солнце 6 , далека была от деревенской мудрости. В погоду она знала дорогу короче 7 , по которой не раз пешком хаживала .

11 . Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Здешний человек знает 1 , что в такую пору 2 , отлеживаясь в оврагах 3 , выбирает свой час вьюга, 4 чтобы сбить путника с дороги. Как хитрая волчица набросится 5 , закружит человека. А ветер уже поддувает и с одной 6 , и с другой стороны 7 , то вырвется он на дорогу, 8 то манит и не пускает.

13. Среди предложений 5-8 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 8- 11 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Владимира Георгиевича Ветвицкого : «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним ». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: « Лучше, конечно же, было бы подождать попутных лошадей на станции, когда учительница сошла с утреннего поезда». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое выбор» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Тест 3

(1) Издалека завиднелся лес. (2) Его тёмная кромка обрисовывалась в белесовато- мутной мгле, и уже ощущался густой, устоявшийся запах дубовой коры. (3) Командир роты Алексей Рюмин пристально всматривался в троих разведчиков, шедших недалеко впереди, готовых каждую секунду натолкнуться на преграду.

(4)Лес выпуклым полукругом обрывался в поле.(5) Северо - западным краем оно уходило в возвышенность, а восточным - сползало в низину, и там стояло несколько хат, а за ними тянулась какая-то рыжая разросшаяся поросль. (6)Дальше ничего не виделось, потому что день застрял на полурассвете: небо начиналось прямо над верхушками деревьев. (7) Рота присела на опушке, а Рюмин заколдованно стал смотреть на хаты и на то, что было позади них. (8) Именно туда им предстояло идти, а раненые всё время просили воды, но Алексей в пути не останавливался ни разу.

(9) Все эти пять или шесть километров, что отделяли роту от места ночного боя, рота прошла по восточной опушке леса, и в темноте он казался нескончаемым, широким и неизведанным, как тайга. (10) Казалось, он, словно подыгрывая противнику, всё время заворачивал к северо - востоку. (11) Мысленно Рюмин не раз уже переходил в лесу с курсантами ту незримую и таинственную линию, за которой сразу исчезало невыносимое окружение и где дерзкой победой кремлёвцев заканчивался прошлый ночной бой. (12) Но к этой окончательной победе роту могла привести только ночь, а не этот серый день.

(13)Рюмин повёл свою роту в глубину леса, который не был уже прежним. (14)Он был значительно гуще, и в нём то и дело попадались аккуратно сложенные кучки валежника, чисто прибранные полянки и просеки. (15) В ветках деревьев, в кустах орешника и терновника испуганно тетенькали синицы.

(16) Командир шёл перед строем, зачем-то высоко и вкрадчиво, как на минной полосе, поднимая ноги. (17) В напряжённом безмолвии курсанты почему-то шумно и учащённо дышали. (18) Рюмин будто впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Родины, - победой или смертью.

2 . В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, по мнению автора, рота Рюмина вынуждена провести весь день в лесу?»

3)Рота находилась в окружении и не могла выйти на открытую местность.

4)Курсанты были измотаны ночным боем, поэтому требовался отдых.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.

1)В ветках деревьев и в кустах орешника испуганно тетенькали синицы.

2)В нём то и дело попадались аккуратно сложенные кучки валежника, чисто прибранные полянки и просеки.

3) Рюмин повёл свою роту в глубину леса, который не был уже прежним

4)Командир шёл перед строем, зачем-то высоко и вкрадчиво, как на минной полосе, поднимая ноги.

4. Из предложений 4-7 выпишите слово, значение приставки в котором «неполнота действия»

5 .Из предложений 16-18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных при помощи суффикса –Н- от основы, заканчивающейся на –Н-, пишется -НН-.

6. Замените разговорное слово тетенькали из предложения 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание опушка леса (предложение 9), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8 . Выпишите грамматическую основу предложения 10.

9. Среди предложений 1- 4 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове.

Все эти пять или шесть километров 1 , что отделяли роту от места ночного боя 2 , рота прошла по восточной опушке леса 3 , и в темноте он казался нескончаемым 4 , широким и неизведанным 5 , как тайга. Казалось 6 , он 7 , словно подыгрывая противнику 8 , всё время заворачивал к северо – востоку.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.

12 .В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Рюмин повёл свою роту в глубину леса 1 , который не был уже прежним. Он был значительно гуще 2 , и в нём то и дело попадались аккуратно сложенные кучки валежника 3 , чисто прибранные полянки и просеки. В ветках деревьев 4 , в кустах орешника и терновника испуганно тетенькали синицы.

13. Среди предложений 11-13 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинение м. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 4- 7 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания филолога Григория Яковлевича Солганика: «Как предложение строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются по определённым правилам» . .Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами В.Г. Ветвицкого. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: « Рюмин будто впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Родины, - победой или смертью». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Тест 4

(1)Огромный стадион казался притихшим. (2)Трибуны постепенно редели…

(3)«Петюшка», – раздался рядом негромкий голос. (4)Пётр оглянулся. (5)От барьера на него смотрел человек в клетчатой рубашке. (6)Пётр кивнул ему, хотел уже пройти мимо, но человек пошёл вдоль барьера, повторяя: «Петюшка, неужели не узнаёшь?»

(7)Петя вгляделся: седые стриженые волосы, худая шея. (8)На вид – лет шестьдесят, не меньше. (9)Пётр бросил устало через плечо: «Не помню, голубчик…»

(10)Ночью он проснулся внезапно, как от удара. (11) Интересно, почему это ночью мысли всегда кажутся ясными, почему так хорошо думать о прошлом?

(12)Жизнь представлялась ему налаженной, прочной. (13)Весной он тренировался на юге, а вчера, когда пробежал десять тысяч метров, вышел на рекорд. (14) Всё, в сущности, было просто отлично, однако что-то мешало ему. (15) Старик в клетчатой рубашке… (16) Пётр вспомнил его: это был дядя Костя. (17) Сложно было узнать в нём того весёлого, крепкого человека, приятеля всех окрестных ребят. (18) Ведь именно он оборудовал на пустыре спортплощадку, раздобыл сетку и волейбольный мяч.

(19)Ранней весной вместе с ребятами дядя Костя посадил вокруг площадки и акацию, и черёмуху, и сирень (20) А в мае ударили морозы – и саженцы погибли. (21)«Ничего, – сказал тогда Дядя Костя, – мы снова посадим и акацию, и яблони, и клёны».

(22)Каждую свободную минуту он проводил с окрестными ребятами.

(23)Однажды дядя Костя повесил на воротах площадки самодельную жестяную вывеску: «Стадион "Роза ветров"». (24) Пётр прибегал на этот стадион после школы, проводил там вечера. (25)Ребята прыгали в длину, и дядя Костя, как бессменный судья, объявлял, кто прыгнул дальше всех.

(26)Пётр продолжал вспоминать: он мысленно представил узкую ограду, за которой раскинулся «Стадион юных пионеров», и себя, маленького, робкого. (27)Его привёл туда дядя Костя… (28)Он разыскал на стадионе какого-то человека и что-то настойчиво ему говорил. (29)Петюшка расслышал: «Вы знаете, до чего он способный! Вы только поглядите!»

(30)И Петюшка стал заниматься лёгкой атлетикой…

(31)Никто не знает, как сложилась бы жизнь Петра, если бы не дядя Костя с его горячим, нестареющим сердцем.

(32)Пётр в волнении прошёлся по комнате и решил: «Разыщу. (33)Только как это сделать, у кого адрес узнать? (34)Дома там все снесены, и потом я его фамилию запамятовал. (35)А всё-таки я узнаю через ребят, ведь они-то наверняка и знают, и подскажут.(36)Он был моим лучшим другом, которому можно было доверить многое».

(37)Но дни, наполненные разными событиями, шли, и Пётр все реже вспоминал о дяде Косте. (38)Иной раз покалывало ставшее глухим воспоминание о старике в клетчатой рубашке.(39)Какое-то время он оглядывал ряды зрителей на стадионе, ища глазами седые, стриженные бобриком волосы, но потом перестал искать, забыл…

(40)Больше Пётр, мастер спорта по лёгкой атлетике, уже никогда не встречал дядю Костю.

(По Л.З. Уваровой)

2 . В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Ночью Петя проснулся внезапно, как от удара?»

1) Иной раз покалывало ставшее глухим воспоминание о старике в клетчатой рубашке.

2) «Петюшка», – раздался рядом негромкий голос.

3) Он разыскал на стадионе какого-то человека и что-то настойчиво ему говорил.

4) Пётр вспомнил его: это был дядя Костя.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.

1) Ребята прыгали в длину, и дядя Костя, как бессменный судья, объявлял, кто прыгнул дальше всех.

2) Пётр прибегал на этот стадион после школы, проводил там вечера.

3) Петя вгляделся: седые стриженые волосы, худая шея.

4) Никто не знает, как сложилась бы жизнь Петра, если бы не дядя Костя с его горячим, нестареющим сердцем.

4. Из предложений 17-19 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующего согласного звука.

5 .Из предложений 24-26 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях образованных от прилагательных, пишется столько –Н-, сколько в прилагательном, от которого оно образовано.

6. Замените просторечное слово запамятовал из предложения 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание жестяную вывеску (предложение 23), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8 . Выпишите грамматическую основу предложения 28.

9. Среди предложений 37- 40 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове.

Жизнь представлялась ему налаженной 1 , прочной. Весной он тренировался на юге 2 , а вчера 3 , пробежав десять тысяч метров 4 , вышел на рекорд. Всё, 5 в сущности 6 , было просто отлично 7 , однако что-то мешало ему.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 31.

12 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Только как это сделать 1 , у кого адрес узнать? (34)Дома там все снесены 2 ,

и потом я его фамилию запамятовал. (35)А всё-таки я узнаю через ребят 3 ,

ведь они-то наверняка и знают 4 , и подскажут.(36)Он был моим лучшим

другом 5 , которому можно было доверить многое.

13. Среди предложений 10-14 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинение м. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 23-26 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания филолога Л.Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» . Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Л.Сухорукова. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: « Но дни, наполненные разными событиями, шли, и Пётр все реже вспоминал о дяде Косте. Иной раз покалывало ставшее глухим воспоминание о старике в клетчатой рубашке ». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ПАМЯТЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое память» взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы

Тест 1

4.взлетела

5.перливающиеся

6.нырнёт или бросится

7.камышовые заросли

8.никто не узнает

Тест 2

5.бездонном

6. холодный

7.сумка для дороги

8.не хватало

Тест 3

4.присела

6.пищали или попискивали

7.лесная опушка

8.он заворачивал

Тест 4

4.раздобыл

5.мысленно

7.вывеску из жести

8.он разыскал, говорил

2. Прочитай текст.

Где вода, там жизнь. Можно жить на суше, а кормиться в воде. Длинноногая цапля так и поступает. Каждый день прилетает на реку ловить лягушек. Уж совсем безногий, но отличный пловец. Зелёные квакушки боятся его, как огня. Зимородок – заядлый рыболов. Ему без воды не прожить. Бурая оляпка – настоящий водолаз. Не плавает, не ныряет, а ходит по речному дну, как по бережку, и собирает мелкую живность. Даже в холодной воде не замерзает . Кипит жизнь на суше и в воде.

(77 слов)
(А. Тихонов)

3. Выбери к тексту наиболее подходящий заголовок.

Как хорошо жить в воде!
V Жизнь в воде и на суше.
Про оляпку и других.

4. Запиши, о каких животных идёт речь в тексте.

О цапле, уже, зелёных квакушках, зимородке, бурой оляпке.

6. Запиши, как называет автор зимородка.

Зимородок – заядлый рыболов.

7. Кто изображён на иллюстрациях? Сделай подписи под иллюстрациями.

8. Опираясь на содержание текста, вставь пропущенные буквы в клетки, чтобы предложения имели смысл.

а) Прилетает на реку

Д Л И Н Н О Н О Г А Я

цапля.

Б) Ходит по речному дну

Б У Р А Я

в) Зелёные квакушки боятся

Б Е З Н О Г О Г О


 

 

Это интересно: