→ Спортивная одаренность.doc - Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в процессе физического воспитания в школе. Развитие спортивной одарённости в условиях общеобразовательной школы Исследование спортивной одаренности в настольном теннисе

Спортивная одаренность.doc - Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в процессе физического воспитания в школе. Развитие спортивной одарённости в условиях общеобразовательной школы Исследование спортивной одаренности в настольном теннисе

Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном или физическом развитии либо исключительное развитие специальных возможностей. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

Проблемы ее диагностики и развития волнуют на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень велик, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в достижении высоких результатов на различных соревнованиях. И именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие современного спорта. Проявления физической одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное физическое развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становления любого интеллекта.

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, проходят специальную подготовку. Именно дети с выраженными физическими качествами больше всего нуждаются в «своем » учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение. Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже появились, и те, которые могут проявиться.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Вообще массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование по самой своей природе обязано заботься, в первую очередь, о большинстве учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.

Но детский спорт высоких достижений должен отвечать требованиям и нужно обеспечить выполнение следующих организационных мер:

1. Привести тренировочно - соревновательный процесс в соответствие с особым статусом ребенка, с его склонностями, способностями и условиями развития.

2. Тренер несет ответственность не только за спортивную подготовку вверенных ему детей, но и за их общее воспитание для настоящего и будущего.

3. Необходимо тщательное медицинское обследование детей на пригодность; оно, во-первых, должно гарантировать, что к занятиям на уровне спорта высоких достижений будут допущены только абсолютно здоровые дети, а, во-вторых, должно дать материал для рекомендаций относительно наиболее подходящих данному ребенку видов спорта и допустимых для него тренировочных нагрузок. Необходим также основательный и регулярный медицинский надзор.

4. Следует регулярно информировать родителей о том, каково положение их детей в спорте, об их перспективах и риске, связанном со спортивной деятельностью. Это нужно для того, чтобы родители могли выбрать верную педагогическую позицию и в нужный момент поддержать своих детей.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Список использованной литературы:

1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков:

АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004.

2. Бабаева Ю.Д. «Психология одаренности детей и подростков» М; 2000г.

3. Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного

обучения»-М; 2000г.

4. Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» - М; 1996 г.

За 43 года работы школьным учителем мною накоплен богатый опыт по выявлению, подготовке и дальнейшему сопровождению одаренных к спорту детей, как в легкой атлетике, так и в участии во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре. У учителя физической культуры есть много способов выявления одаренности: 1) На уроках физкультуры по программным разделам, на различных состязательных моментах сразу замечаются учащиеся с основными физическими качествами: быстроты, выносливости, ловкости, силы и координации. Наблюдения веду с начальных классов. И если в первом классе различия в физических качествах не различительны, то в четвертом классе одаренность учащегося заметна. И следовательно, если есть условия, необходимо направлять таких детей в школьную секцию по лёгкой атлетике или в группы начальной подготовки детско - юнешеских спортивных школ. 2) Необходимо замечать детей, которые при всей своей хилости стремятся усердным трудом прибавить к своему результату и делают это от урока к уроку, из года в год. Трудолюбие- родная сестра любой одаренности, любой деятельности, в том числе и в спорте. Есть выражение: « Никогда подкова не принесет тебе счастья и удачу, пока не прибьёшь ее к своему копыту и не начнешь пахать, как лошадь!» 3) Но можно «пахать как лошадь», «но выше головы не прыгнешь», а в спорте необходимо прыгать выше головы. Что делать? Есть в спорте физические пределы возможностей индивидуума, т.е. объективные предпосылки потолка возможностей. Например: определенный показатель креатин-фосфата в крови соответствует определенному абсолютному результату в беге на сто метров, т.е. корректирует с быстротой реакции. Короче, не нужно многолетней тренировкой мучить спортсмена, если у него в крови мало креатин - фосфата. Количество его в крови постоянно от рождения до глубокой старости. Он вступает в обменную реакцию переноса остатка фосфорной кислоты с АТФ, участвует в энергетическом обмене. Поэтому, если находится быстрый ученик, необходимо сделать анализ крови на креатин- фосфат. Выносливость т.е. ее потолок можно определить по объему циркулирующей крови и объему циркулирующих эритроцитов (ОЦЭ), количеству гематокрита. Т.е. объективно тренер (учитель) может увидеть перспективу ученика. Или же можно посоветовать другой вид спорта, чтобы не мучить бесперспективной работой. 4) Лично я исходя из своего опыта делаю отбор одарённых детей по самому простому способу: высота свода стопы. Это своеобразная рессора, которая позволяет добиться выдающихся результатов. Если у моего ученика отличный продольный и поперечный свод стопы, дальше можно ждать успеха. Самый простой метод это визуальный осмотр стопы или метод плантографии. Для любого учителя этот метод доступен и прост. Если у ребёнка плоскостопие, тактично советую заняться плаванием или шахматами. 5) Этот метод я называю методом анамнеза родителей. Мы получаем сведения о ребёнке (травмы, операции, аллергические реакции, наследственность, психологическая составляющая) и т.д. Наследственность является важной частью успеха. А если оба родителя бывшие спортсмены- то это большая удача. 6) Жажда соревноваться. Жажда борьбы. Если этого нет у моего ученика, я с ним расстаюсь без сожаления, какой бы одаренный он не был. Это будет впустую потраченное время.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Одарённые или талантливые дети в спорте….

Общеизвестно, что диагностика спортивной одарённости ещё далека от своего совершенства! В то же время современный этап развития спорта, характеризующийся тенденцией нарастания конкуренции в спортивной борьбе, всё острее ставит перед наукой вопрос о необходимости дальнейшего повышения эффективности отбора спортсменов и методов оценки их подготовленности. Само слово "одарённый" вызывает довольно противоречивое отношение. Воображение подсказывает образ интересного, яркого, талантливого человека и в противовес - обычного, со стандартным развитием и стандартной жизнью.

Когда речь заходит о детях, то просто не хочется вешать на них ярлык "одарённости" или "не одарённости ". Все дети талантливы. У каждого свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет их расти и развиваться. Он активно осваивает окружающий мир, стремится наиболее полно реализовать себя. Эта универсальная способность присуща всем детям вне зависимости от конкретных способностей и уровня развития. Если всё же настаивать на так называемом термине "одарённые дети", то среди них есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те, кто может проявить их довольно поздно в течение жизни, такие способности могут оказаться скрытыми (или незамеченными) в детстве и проявиться гораздо позже.

Способности - это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретной деятельности, виде спорта).

Большинство специалистов подтверждают, что основной характеристикой потенциала человека является не выдающийся интеллект, а внутренний мотив, движущий человеком. Часто люди, не обладающие выдающимися способностями, преодолевая собственные ограничения, целенаправленно решающие важную именно для них задачу, оказываются более продуктивными, чем способные, но менее заинтересованные.

Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде.

Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных задатков, которые отличаются стабильностью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обусловливают успешность будущей спортивной деятельности. Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в четыре этапа.

На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы. На первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.

Способность к конкретному виду спорта можно оценить, используя лишь специфические для него тесты и упражнения. Рост результатов в спорте зависит от методики и тактики спортивной тренировки, прогресса технических средств, своевременной и эффективной реабилитации спортсменов, а также от роста массовости и правильного отбора спортсменов. Выбрать для каждого подростка вид спортивной деятельности - задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригодных, исходя из требований спорта, - задача спортивного отбора, результатов в спорте можно добиться лишь при наличии определенных способностей. Однако, пока мало известно о том, как формируются способности и какими научными критериями можно определить одаренность в той или иной двигательной деятельности.

Представители даже одного типа отличатся множеством индивидуальных черт, но то общее, что их объединяет, является природной основой здоровья, склонностей и задатков. Самые выносливые люди – представители торакального (долихоморфного) типа сложения. Это стайеры, марафонцы. У них больше, чем у других людей лёгкие, а мышцы, небольшие по объёму, состоят из тонких красных волокон. Продольные размеры преобладают над поперечными, мало жира, кости широкие но длинные. Самые сильные люди - представители дигестивного (брахиморфного) типа сложения. Это тяжёлоатлеты – метатели ядра и диска. Широкая грудная клетка, большие внутренние органы, круглые толстые мышцы, мощный скелет. Поперечные размеры преобладают над поперечными. Длинные руки преобладают над ногами Слабо выражен рельеф мускулатуры. Кости широкие, но короткие. Широкие и прямые плечи. Самые быстрые и спортивные люди – представители мышечного телосложения, пропорционально сложенные и двигательно одарённые. Им легче чем другим удаются разнообразные сложные физические упражнения. Атлетический тип. Соблюдены все пропорции, мускулатура развита, рельеф выражен. Подкожный жир в умеренных количествах. Кости широкие, не длинны. Грудная клетка расширяется книзу. Вы можете спросить какой тип лучше? Смотря для чего. Каждый – индивидуальность, свои способности, задатки, но зная это легче их учесть и правильно использовать жизни.

Представить себе двигательные возможности людей 3 типов сложения оказывается можно взглянув на черты лица: ширина лба – быстрота, высота ушей –выносливость, форма лба – скоростно- силовые качества; соотношение высоты и ширины лба – силу; форма подбородка – гибкость. У каждого типа своя гармония Представители торакального тип обладаю большой выносливостью, склонны к продолжительной интенсивной работе. Их мышцы – небольшие и особой силы не достигнут при любо тренировке. Дигестивный тип – силовые упражнения, но прыжки и бег им трудны. А вот мышечники словно созданы для сочетания силы и быстроты. Все эти вещи (не забывайте!) важны при спортивном отборе!

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.

Осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

Спортивная ориентация - система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта. Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности. Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности.

В ходе второго этапа отбора каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена. Основными методами отбора на данном этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования.

Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике выработались определенные представления о морфотипах спортсменов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в баскетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле необходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет существенного значения и т.п.

Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здоровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследование необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.

Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют судить о наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так называемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности спортсмена.

Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной бо рьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора. Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов являются в значительной мере природными свойствами центральной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у спортсменов решительности, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упорство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др. С целью выявления волевых качеств спортсмена целесообразно давать контрольные задания, лучше в соревновательной форме.

На третьем этапе отбора с целью поиска перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с последующим их тестированием в ходе республиканских соревнований для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования. На четвертом этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта проводятся просмотровые учебно-тренировочные сборы. Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не только сегодняшние спортивные результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в течение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уровне результатов мастера спорта международного класса.

Бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности - это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле) и, уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.!!!

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности спортсмена к обучению в том или ином виде деятельности.

Выдающееся спортивное достижение - это результат не только упорных спортивных тренировок, но также и экстраординарных наследственных данных, которыми обладает спортсмен. Поэтому самая большая сложность заключается в умении разглядеть в ребенке то, что ему понадобится для победы!

Выдающееся спортивное достижение - это результат не только упорных спортивных тренировок, но также и экстраординарных наследственных данных, которыми обладает спортсмен. Поэтому самая большая сложность заключается в умении разглядеть в ребенке то, что ему понадобится для победы,

Рассматривая проблему спортивной одаренности и таланта, в первую очередь надо сказать о том, что еще ни один выдающийся спортсмен не достиг своего лучшего результата, самостоятельно занимаясь от начала и до конца. Определить потенциал и правильно его использовать помигают специалисты и тренеры. Чем точнее и своевременнее происходит данное действие (отбор и ориентация), тем выше спортивный результат и стабильнее обуславливающие его характеристики.

Каков же вклад школьного образования в процесс развития талантливой личности? Ведь без стройной системы знаний попытки создать нечто новое бесплодны. Поэтому роль школы в воспитании одарённой личности огромна.

Форма организации процесса физического воспитания учащихся должна обеспечить как можно большие возможности для освоения каждым из них ценностей физической культуры и спорта в соответствии с его задатками, способностями, личностными установками, потребностями и интересами, уровнем физического развития к подготовленности.

Общеобразовательная школа, детский сад – это первые шаги на пути развития маленького человека. Перед школой не стоит цель вырастить Олимпийского чемпиона, хотя ох, как бы хотелось! Прошлый год по методикам В.К. Бальсевича в г. Сургуте деканом СурГПУ С.М. Обуховым и профессором В.А. Вишневским были обследованы учащиеся 5 классов МОУ 44, 43, 32, 29. Точной цифры количества детей сказать не могу, но на генетическом уровне предрасположенность к разным видам спорта был выявлен - 1 человек!!! А 3 человека – к определённым ….И то если учитывать все удачно складывающиеся обстоятельства на их дальнейшем пути! Так что сейчас закрывать все спортивные школы? Конечно, зная двигательные предпочтения ребёнка, лучше предложить подходящие физические упражнения (пойти природе навстречу), но для здоровья не столь важен выбор движений, сколько сама физическая нагрузка как средство укрепления всех физиологических систем организма. Думается задача школы продолжать развить физические качества, привлекать к занятиям с раннего возраста, чтобы была потребность к двигательной активности (а не только компьютер – гиподинамия, ск ал иоз, потеря зрения), и немалую роль в этом должны играть и родители, заниматься здоровьем собственного ребёнка. Даже в среднем звене трудно бывает поднять ребёнка, да что говорить подумайте о себе, легко ли порой расшевелить себя? Занятия должен вести специалист – неправильно сформированный двигательный навык исправить сложно. Следующий пункт, определив талант и способности к определённому виду спорта, наша задача направлять с ДЮСШ для дальнейшего совершенствования навыков и умений.

Только творческий диалог, личностная заинтересованность участников воспитательного процесса создадут благоприятные условия для воспитания творческой личности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Сотрудничество преподавателей и семьи, полноценный диалог ученика и педагога, ребёнка и родителей обеспечат необходимый рост личности, понимание реальности, а следовательно, творческое мышление и физические способности. В.К. Бальсевич


Психомоторика - основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах.

Психомоторные акты человека - это сложно организованные познавательно-регуляторные системы, в которых в единстве представлены как мотивационные, функциональные, так и операционные компоненты, при этом, очевидно, что точность, интенсивность и эффективность управления движениями зависят и существенно определяются уровнем функционирования таких психических процессов, как ощущение и восприятие.

Психомоторные процессы, или психомоторика, представляют собой объективное восприятие человеком всех форм психического отражения, начиная с ощущения и заканчивая сложными формами интеллектуальной активности. Понятие «психомоторика» ввел выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов.

Как отмечает К.К. Платонов (1972), в сфере психомоторики человека в качестве важнейшей ее подструктуры выделяют не только сложнокоординированные и многопланометрические движения, в структуре которых в единстве представлены их пространственные, временные и силовые компоненты, но и многообразные виды сенсомоторных реакций человека. В свою очередь, в класс сенсомоторных реакций входят их многочисленные разновидности: простая сенсомоторная реакция; сложная сенсомоторная реакция; сенсомо-торная координация. В каждой из трех названных реакций необходимо различать три типичных психических момента:
сенсорный момент реакции - процессы обнаружения и восприятия стимула;
центральный момент реакции - более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда с различением, узнаванием, оценкой и выбором тех или иных стимулов;
моторный момент реакции - процессы, определяющие начало движения.

Психомоторные способности обеспечивают двигательные навыки, способность в работе «соединять голову с руками». Знания, опыт, рассуждения здесь необходимы. Именно поэтому мы говорим о психомоторных способностях, а не просто о моторных.

Несмотря на вековую историю исследования, до сих пор нет единого понимания проблемы психомоторных способностей. Отсутствует единое мнение об основах диагностики и специфике формирования психомоторики.

Несколько лучше обстоит дело со структурой группы психомоторных способностей. Уже выявлено, что она включает статическую координацию, динамическую координацию, моторную активность (скорость реакции и движений), соразмерность движений, помогающую ориентироваться в пространстве, ритм, темп и направление движения; одновременные движения конечностями и туловищем, головой; мышечный тонус, силу, энергию движений.

Однако изучение психомоторных способностей осложнено высокой тренируемостью моторики, что осложняет их исследование, затрудняет подбор высоконадежных тестов. Тем не менее, психомоторные способности активно исследовались в 20-30-е гг. прошлого столетия. На контрольных испытаниях испытуемым предлагалось завязывать узлы, обводить одной и обеими руками сложные фигуры, нанизывать бусы, проставлять черточки в специальных бланках и т.п. От них требовалось правильно воспринимать пространственные модели, уметь их сравнивать и различать, собирать технические приспособления из деталей конструкторов. В ходе этих исследований было выявлено, что высоконадежных тестов не существует. Эксперименты выявили быструю тренируемость испытуемых. Поэтому, тот, кто в жизни был связан, допустим, с завязыванием узлом, выполнял тест много быстрее, обнаруживая хорошую подготовленность, но не выявляя свои способности.

Однако и сейчас тесты в разных вариантах пытаются использовать для отбора в различные профессии. И если тестирование проводить не одноразово, а на протяжении длительного времени, в несколько этапов, оно может дать требуемые результаты.

В наше время наиболее популярными для изучения психомоторных способностей являются тесты для исследования координации движений, тремора и способности поддерживать равновесие тела. Для изучения точности усилий используется динамометр В.А. Абалакова. Для изучения двигательных качеств - тесты, предлагаемые группой отечественных специалистов. Изучение психомоторных способностей в последнее десятилетие позволило установить динамику их развития. Наиболее высокие темпы развития психомоторики имеют место в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте наблюдается диспропорция в развитии отдельных сенсомоторных функций, а в юношеском - развитие психомоторики приостанавливается.

Наиболее информативным для прогноза психомоторной одаренности является возраст 9-10 лет. Для более объективной диагностики психомоторных способностей тестирование целесообразно проводить трижды. В периоды спада и подъема личных биоритмов и в общий для всех день обследования. Проводя такое тестирование, надо иметь в виду, что при длительной тяжелой работе показатели моторики и энергетики снижаются, а сенсорики и психомоторики улучшаются.

Анатомо-физиологические особенности и задатки предшествуют становлению тех или иных способностей и присущи индивиду с рождения в виде сложившегося и упрочившегося комплекса психических процессов при новой «природной способности» (С.Л. Рубинштейн), которая подлежит развитию и совершенствованию в зависимости от возрастной сензитивности и соответствующих условий деятельности.

Психомоторные задатки, как и природные предпосылки индивида, представляют собой многоуровневое образование, структура которого еще недостаточно исследована психологами, хотя, по их мнению, задатки задают нижние и верхние пределы развития психомоторных способностей.

Исследуя роль наследственности в развитии психомоторных качеств, В.Г. Шварц обосновывает генетическую обусловленность таких показателей, как: показатели максимального потребления кислорода (МПК), определяющие выносливость в циклических видах спорта; анаэробная работоспособность, оцениваемая по результатам бега на короткие дистанции; устойчивость к гипоксемии (задержка дыхания на вдохе); скорость движения по теппинг-тесту. Автор делает вывод о генетическом лимитировании развития двигательных способностей спортсменов.

Другие авторы указывают, что влияние социальных условий на природные задатки чрезвычайно велико, но, тем не менее, не безгранично (К. Д. Абульханова). Ряд авторов подчеркивают, что задатки оказывают тем меньшее влияние на развитие человека, чем более сложным оказывается соответствующее психическое образование.

Диагностика психомоторных способностей невозможна без качественного и количественного изучения структуры психомоторных способностей и их задатков. Классификация психомоторных способностей и их компонентов должна исходить из психологического и двигательного анализа конкретной двигательной или спортивной деятельности.

Представляет особый интерес изучить психомоторные особенности на модели высокоодаренных в двигательном плане людей - выдающихся спортсменов, мастеров спорта международного класса, и сравнить их структуру способностей со структурой школьников, занимающихся и не занимающихся спортом.

На рисунке 1 изображена схема структуры психомоторных способностей по В.П. Озерову, которая предусматривает пять уровней их строения.

Уровень V схемы выражает универсальное развитие нескольких психомоторных способностей. IV уровень предусматривает общие компоненты, а именно: психический и моторный компоненты. III уровень включает в себя групповые компоненты: психический, сенсорный, моторный и энергетический. На II уровне групповые компоненты расчленяются на специальные компоненты, которые включают, в частности, в психический компонент: мышление, память, внимание и волевое усилие; в сенсорный: различительную чувствительность движений и двигательную память, а также быстроту реагирования и координацию движений. Моторный компонент, в свою очередь, включает быстроту реагирования, координацию движений и работоспособность мышечной системы. Энергетический компонент: работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательной систем. I уровень включает широкий арсенал психофизиологических задатков, каждый из которых может входить в состав разных специальных компонентов.

Для оценки психомоторных способностей В.П. Озеров предлагает следующие психомоторные показатели:
1. Время простой двигательной реакции (ВДР) характеризует природную быстроту реагирования и среднее время реакции испытуемого, точность самооценки (СО) микровремени своих реакций, наиболее удобный предсигнальный (стартовый) интервал (1, 2 или 3 сек).
2. Максимальная сила кисти (МС), дополненная заданием 30-секундного удержания своего максимального усилия и самооценкой (СО) остаточного усилия (ОС), позволяют нам получить показатель психомоторной силовой выносливости (СВ), а также точность самооценки своих мышечных усилий (ЧУ) спортсмена.
3. Максимальный темп (МТ) движений кистью руки в течение 6 сек. говорит нам о природной быстроте движений, а снижение среднего темпа (СТ) движений за 30 секунд, дополненное самооценкой (СО) среднего темпа, говорит об уровне чувства темпа (ЧТ) спортсмена.
4. Волевое усилие (ВУ) определяется временем сопротивления кислородному голоданию, которое может выдержать спортсмен при задержке дыхания на вдохе. В конце выполнения теста спортсмен дает самооценку (СО) длительности (в секундах) своего «волевого усилия».
5. Различительная чувствительность пространства (РЧП) определяется по количеству построенных возрастающих ступенек в дозировании амплитуды движения кисти от 0 до 5 сантиметров, с помощью курвиметра (прибор, измеряющий угол отклонения движения). Зрительный контроль испытуемого исключается, поэтому количество ошибочных движений говорит о надежности данного вида чувствительности у спортсмена.
6. Самооценка самочувствия (Сам) в момент тестирования в пятибалльной шкале (5 - самочувствие лучше, чем всегда; 4 -хорошее самочувствие; 3 - недомогание, усталость; 2 - нездоров; 1 - постельно болен).

Разнообразие двигательных способностей, по мнению многих авторов, занимающихся данной проблемой, никак не укладывается в прокрустово ложе из четырех качеств - силы, быстроты, выносливости и ловкости.

Исследования времени реакции и скорости движения представляют практический интерес и сводятся к следующему:
1. Обычно в одной и той же группе спортсменов показатели времени реакции и скорости движения недостаточно высоко коррелируют между собой. Спортсмен может начинать движение быстро или относительно медленно, однако это ничего нам не говорит о том, насколько быстро он будет двигаться после того, как собственно движение уже начнется.
2. Наиболее важным фактором в двигательных навыках является скорость движения, а не время реакции. Таким образом, основное внимание при обучении двигательным навыкам следует уделять развитию у спортсмена максимально возможной (близкой к соревновательной) скорости движения. Лишь небольшая часть его общего усилия должна быть направлена на быстроту начала движения.

В определенных видах физических упражнений и отдельных действиях спортсменов (старты в спринте, розыгрыши мяча в баскетболе и введение мяча в американском футболе) решающее значение имеет время реакции. Задача тренера - принять все меры для того, чтобы по возможности снизить время реакции.

Достичь этого можно различными путями:
1. Активная тренировка сложного движения может снизить время реакции, предшествующее этому движению.
2. Обучение спортсмена умению ориентироваться и предвидеть различные варианты ситуации до начала движения также способствует снижению времени реакции. В качестве примеров для ориентации спортсмена можно назвать изменение тона голоса полузащитника, подающего сигнал перед началом атакующего рывка, напряженность руки стартера перед выстрелом, проведение тренировочных игр по отработке группового взаимодействия в баскетболе с фиксацией нарушений с помощью свистка и без свистка (в первом случае скорость реагирования игроков на сигнал совершенствуется лучше).
3. Исследования показывают, что у спортсмена, готовящегося к действию, имеется соответствующая установка, от которой зависит скорость начала движения. В зависимости от характера этой установки время реакции может быть выше или ниже. Например, если у спортсмена моторная установка, т.е. он думает о движении, ожидая подачи определенного сигнала (выстрела стартера), то движение обычно начинается быстрее, чем в случае, когда спортсмен ни о чем не думает (трудная задача) или готовится к выполнению движения с сенсорной установкой (ожидание звука или выстрела). Благодаря различию во времени реакции из-за двух различных установок перед стартом может легко определиться победитель в спринте или игрок, получающий преимущество в розыгрыше мяча.
4. Оптимальное напряжение мышц конечностей, участвующих в движении (или во всем теле), существенно снижает время реакции. Умеренное напряжение способствует снижению времени реакции по сравнению с чрезмерным или недостаточным напряжением. Спортсмен должен в серии попыток найти наиболее подходящее для него напряжение.



 

 

Это интересно: