→ Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей спортивного профиля «сатурн. По дисциплине «Теория и методика волейбола Физкультурно оздоровительная программа для лагеря

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей спортивного профиля «сатурн. По дисциплине «Теория и методика волейбола Физкультурно оздоровительная программа для лагеря

ПРОГРАММА

ЛАГЕРЯ СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ.

Пояснительная записка.

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

Повышением спроса родителей и детей на организованный отдых;

Необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является спортивно - оздоровительной, в то же время объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей через гуманистический принцип уважения национальных особенностей, ценностей культуры.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены.

Основной состав лагеря - это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 6 -14 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, из семей чернобыльцев, из семей, имеющих родителей пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах в среднем по 20 человек.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно - правовых документов:

Конвенцией ООН о правах ребенка;

Конституцией РФ;

Законом РФ «Об образовании»;

Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г.№ 124 -ф3;

Трудовым кодексом Российской Федерации от30.12.2001 г.№197 -ф3;

Федеральным законом « О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях » от 09.01 96 г №2 -ф3;

Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г №2688.

ЦЕЛЬ: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.

ЗАДАЧИ:

1. Способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни;

2. Раскрыть творческий потенциал детей;

3. Организовать систему воспитательных мероприятий, обеспечивающих формирование ценностного отношения у учащихся к этническим и общечеловеческим ценностям;

4. Развить различные формы общения на родном я

Механизм реализации.

1 .Подготовительный этап включает:

Подбор кадров;

Комплектование отрядов,

Разработка документации.

2. Организационный этап включает:

Знакомство;

Выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

Сплочение отрядов;

Формирование законов и условий совместной работы;

Подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

3 . Основной этап включает реализацию основных положений программы

Родители, дети, педагоги, общественные организации -организаторы программы:

Познают, отдыхают, трудятся;

Делают открытия в себе, в окружающем мире;

Помогают в проведении районных мероприятий;

Учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации; развивают способность доверять себе и другим;

Укрепляют здоровье;

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с тематикой направленности лагеря;

4. Заключительный этап.

Психолого - социально педагогический анализ результатов.

Сведения об участниках

(социальный состав воспитанников)

Всего детей-

Из многодетных семей_________

Из социально -незащищенных семей__________

Из семей беженцев__________

Из числа детей - сирот_________

Из числа детей, лишенных опеки родителей_________

Из семей чернобыльцев__________

Из семей одиноких родителей__________

Из семей участников межнациональных конфликтов________

Детей с ограниченными физическими возможностями (инвалиды)_______

Детей из семей, оказавшихся в социально - опасном положении - состоящих на учете в школе__________

Сроки и условия пребывания.

Программа реализуется в течение одной лагерной смены. Финансирование лагеря осуществляется из родительских средств, фонда социального страхования, бюджетного финансирования.

Ожидаемые результаты.

1) Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

2) Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.

3) Укрепление здоровья воспитанников.

4) Развитие творческой активности каждого ребенка, формирование образа школьника, способного сохранять этнические и национальные ценности, язык, нормы и традиции окружающим.

5) Укрепление связей между разновозрастными группами детей.

План подготовки лагеря.

Наименование мероприятия

Ответственный

Проблемный анализ состояния, работы лагеря.

Администрация

Редактирование положения о лагере.

Начальник лагеря

Работа с родителями, детьми.

Начальник лагеря, воспитатели

Составление социального паспорта.

Начальник лагеря

Составление штатного расписания

Начальник лагеря

Знакомство работников лагеря с едиными педагогическими требованиями

Заместитель начальника лагеря

Подготовка документов по технике безопасности для работников лагеря и детей

Начальник лагеря

Разработка программы лагеря

Начальник лагеря, воспитатели

Прохождение медицинской комиссии, подготовка санитарных книжек

Работники лагеря

Осмотр помещений, территории:

Актовый зал, отрядные комнаты, туалеты, раздевалка, спортивная площадка

Начальник лагеря, заместитель директора по АХЧ

Составление приказов об открытии лагеря, назначении ответственных лиц

Директор ОУ

Разработка плана работы лагеря, отрядов

Начальник лагеря, воспитатели

Составление списков отряда

Воспитатели

Приобретение канцтоваров, настольных игр.

Начальник лагеря

Договор столовой ОУ о питании детей

Начальник лагеря

Формирование призового фонда, грамоты, сувениры

Начальник лагеря, воспитатели

Сбор инвентаря, фонотека, спортинвентарь, аппаратура

Воспитатели

Составление графика работы

Начальник лагеря

Оформление фойе, отрядных мест

Воспитатели

Оформление уголка безопасности

Начальник лагеря

Оформление уголка для родителей

Воспитатели

Комплектование аптечки

Начальник лагеря

Оформление путевок

Воспитатели

Приглашение СМИ - газету для освещения работы лагеря

Начальник лагеря

Перспективный план работы летнего лагеря с дневным пребыванием детей .

Характеристика лагеря (паспорт лагеря)

Состав педагогического коллектива .

В течение лагерной смены__по штатному расписанию лагеря работают 7 человек:

1.2. Территория, помещения .

При работе летнего оздоровительного лагеря используются территория школы(ОУ), спортивная площадка, а также:

Актовый зал -1;

Отрядные комнаты -4;

Кабинет психолога -1;

Кабинет медработника -1;

Туалетные комнаты -1

Видеозал - 1

Спортзал - 1

1.3. Оборудование

Для успешной реализации программы используется следующий инвентарь.

Спортинвентарь:

Мячи резиновые и волейбольные___ шт;

Бадминтоны___ шт;

Настольный теннис___шт;

Обручи___шт;

Дартсы____шт;

Игры настольные____шт;

Аппаратура:

Телевизор 1шт;

Видеомагнитофон 1шт;

Музыкальный центр -1шт;

Бытовые предметы: столы, стулья

СОВЕТ ЛАГЕРЯ

Совет или актив лагеря является органом самоуправления.

Совет отряда выбирает командира. Командиры отрядов составляют совет лагеря. В отрядах также выбираются ответственные за различные направления деятельности.

В качестве равноправных членов актива входят взрослые:

в Совет лагеря начальник лагеря;

в Совет отряда воспитатели, командиры отрядов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АКТИВА .

Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

Оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно - массовых мероприятиях и творческих дел;

Создания в лагере условй для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;

Содействие в создании благоприятного психологического климата.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ .

Каждый член актива имеет право:

На участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;

На защиту своих интересов и прав.

Каждый член актива обязан:

Ответственно исполнять порученное дело;

Соблюдать законы общения и культуры поведения.

Цели и задачи оздоровительно - воспитательной работы.

ЦЕЛЬ: - создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их здоровье и творческое развитие.

ЗАДАЧИ:

Организовать систему оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространенных заболеваний у детей;

Способствовать укреплению навыков здорового образа жизни;

Раскрыть творческий потенциал детей;

Развить различные формы общения на родном языке в разновозрастных группах.

Индивидуальная работа с детьми.

Воспитательный процесс проходит на протяжении смены и включает в себя:

Беседы по правилам поведения, культуре общения, соблюдения норм, обычаев.

Беседы по профилактике негативных ситуаций.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЛЕТНЕГО СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ .

1 день. _______День знакомства.

8.30 -9.00 - прием детей. Общий сбор - инструктаж по организации лагерной смены.

9.00 - 10.00 - завтрак.

10.00 - 10.30 -игровая программа «Будем знакомы».

10.30 - 11.30 - подготовка и проведение конкурса «Моя визитка».

11.30 - 12.30 -время творческих дел: выбор названия отряда, девиза, эмблемы, оформление уголков.

12.30 -13.00 - обед.

13.00 -14.30 -сон

15.00 -15.30 -полдник.

2день. _______День лагеря.(подготовка к открытию)

8.30 -8.35 -прием детей.

9.00 - 9.30 - завтрак.

9.30- 10.00- занятия по интересам.

10.00 -10.30 мероприятие «Встреча в стране Бумба».

10.30 -12.00 -время творческих дел: выбор органа самоуправления в отрядах лагеря, оформление уголков.

12.00 -13.00 - обед

13.00 -14.30 -сон

14.30 -15.00 -подведение итогов дня.

15.00 15.30 -полдник.

3день.________ Открытие лагеря

8.30 -8.35 - прием детей.

8.35 -9.00 зарядка, линейка.

9.00 -9.30 -завтрак.

9.30 -12.00 - праздничный концерт, посвященный открытию лагеря.

12.00 -13.00 -обед.

13.00-14.30 -сон.

14.30 -15.00 -подведение итогов дня.

15.00 -15.30 -полдник.

4день. ________ День здоровья.

8.30 -8.35 - прием детей.

9.00- 9.30 - завтрак.

9.30 - 10.00 - занятие педагога- психолога.

10.00-12.00 спортивные мероприятия «Веселые старты».

12.00 -13.00 -обед.

13.00 -14.30 сон.

15.00 -15.30 полдник.

5день._______ Веселые старты.

8.30 - 8.35 -прием детей.

8.35 - 9.00 - зарядка, линейка.

9.00 -9.30 -завтрак.

9.30 -12.00 - спортивная игра «Веселые старты»

12.00 -13.00 -обед.

13.00 - 14.30 - сон

14.30 -15.00 -подведение итогов дня.

6день.____День бегуна.

8.30 -8.35 -прием детей.

8.35 -9.00 -зарядка, линейка.

9.00 -9.30 -завтрак.

9.30 - 11.00 -муз. Спорт программа «Я самый, я самая..»

12.00 -13.00- обед

13.00 -14.30 -сон.

14.30 15.00 -подведение итогов дня.

15.00 15.30 -полдник.

15.30 игры на свежем воздухе. Уход детей домой.

7день.________День индейца

8.30 -8.35 -прием детей.

8.35 -9.00 -зарядка, линейка.

9.00 -9.30 -завтрак.

9.30 -11.00 -конкурс рисунков.

11.00 -12.00 -конкурсная программа «Традиции и обычаи».

12.00 -13.00 -обед.

13.00 -14.30 -сон.

14.30 -15.00 -подведение итогов дня.

15 .00 -15.30 полдник.

15.30 -игры на воздухе. Уход детей домой.

8день.________День книги.

8.30 -8.35 прием детей.

8.35 -9.00 - зарядка, линейка.

9.00 -9.30 - завтрак.

9.30 - 9.35 -ароматерапия.

9.35 -11.00 -посещение сельской библиотеки.

11.00 -12.00 -конкурс «Отгадай загадки».

12.00 -13.00 -обед.

13.00 -14.30 -сон.

14.30 -15.00 -подведение итогов дня.

15.00 -15.30 -полдник.

15.30 -уход детей домой.

9день._______День имениника.

8.30 -8.35 -прием детей.

8.35 -9.00 -зарядка, линейка.

9.00 -9.30 -завтрак.

9.30 - 11.30-поздравительная программа «Примите наше поздравления».

11.30 -12.00 -работа творческих мастерских.

12.00 -13.00 -обед.

13.00 14.30 -сон.

14.30 -15.00 -подведение итогов дня.

15.00 -15.30 -полдник.

15.30 -уход детей домой.

10день._______День самоуправления.

8.30 -8.35 -прием детей.

8.35- 9.00 -зарядка, линейка.

9.00 -9.35 - ароматерапия.

9.35 - 10. 30 -выставка изделий декоративно - прикладного творчества «Наши фантазии».

10.30 -11.30 -праздничное мероприятие «Страна чудес - страна талантов».

11.30 -12.00 -профилактическое мероприятие « хочу быть здоровым».

12.00 13.00 - 0бед.

13.00 -14.30 -сон.

15.00 -15.30 -полдник.

15.30 -уход детей домой.

11день.________День экологии .

8.30 -8.35 -прием детей.

8.35 -9.00 - зарядка, линейка.

9.00- 9.30 -завтрак.

9.30 -11.00 конкурс между отрядами на лучшее изготовление икебан,инсценировку о природе, стихотворения.

11.00 -12.00 -работа творческих мастерских.

12.00 -13.00 -обед.

13.00 -14.30 -сон.

14.30 -15.00 -подведение итогов дня.

15.00 -15.30 -полдник.

15.30 -уход детей домой.

12день.________День дружбы .

8.30 -8.35 -прием детей.

8.35 -9.00 -зарядка, линейка.

9.00 -9.30 -завтрак.

9.30 -9.35 -ароматерапия.

9.35 -11.00 -игровое мероприятие «Мы вместе, мы рядом. Нам хорошо».

11.00 -11.30 -профилактическое мероприятие « Правильное питание».

11.30 -12.00 -занятия по интересам.

12.00 - 13.00 -обед.

13.00 -14.30 -сон.

14.30 -15 00 - подведение итогов дня.

15.00 -15.30 - полдник

15.30 -уход детей домой.

13день.________День Нептуна

8.30 -8.35 -прием детей.

8.35 -9.00 -зарядка, линийка.

9.00 - 9.30 - завтрак

9.30 -9.35 -минутка здоровья. « Как ухаживать за зубами»

9.35 -12.00 игры на свежем воздухе.

12.00 13.00 -обед.

13.00 -14.30 -сон.

14.30 -15.00 подведение итогов дня.

15.00 -15.30 -полдник.

15.30 - уход детей домой.

14день.________День сказочных затей .

8.30 -8.35 -прием детей.

8.35 -9.00 -зарядка, линейка.

9.00 -9.30 -завтрак.

9.30 -9.35 -минутка здоровья. «Гигиена тела».

9.35 -10 30 -конкурсная программа,постановка сказки (конкурс на лучшего воспитателя).

10.30 -12.00 -постановка сказки (конкурс на лучший отряд).

12.00 - 13.00 -обед.

13.00 -14.30 -сон

14.30 -115.00 -подведение итогов дня.

15.00 -15.30 - полдник.

15.30 -уход детей домой.

15день._________День перевертышей.

8.30 -8.35 -прием детей.

8.35 -9.00 -зарядка, линейка.

9.00 -9.30 -завтрак.

9.30 -10.30 -занятия по интересам.

10.30 -12.00 - игра «День юмора».

12.00 13.00 -обед.

13.00 -14.30 -сон.

14.30 -15.00 -подведение итогов дня.

15 .00 -15.30 -полдник.

15.30 -уход детей домой.

16день._______День просмотра мультфильмов .

8.30 -8.35 -прием детей.

8.35 -9.00 -зарядка, линейка.

9.00 -9.30-завтрак.

9.30 -9.35 -минутка здоровья.

9.35 -11.50 -просмотр мультфильмов.

11.50 -12.00 -обсуждение мультфильмов.

12.00 -13.00 -обед.

13.00 14.30 -сон.

14.30 -15.00 подведение итогов дня.

15.00 -15.30 -полдник.

15.30 -уход детей домой.

17день.______День калмыцкого языка

8.30 -8.35 -прием детей.

8.35 -9.00 -зарядка, линейка.

9.00 -9.30 -завтрак.

9.30 -10.30 -беседа о театре.

10.30 -12.00 -конкурс сочинений (конкурс между отрядами и воспитателями).

12.00 -13.00 -обед.

13.00 -14.30 -сон.

14.30 -15.00 -подведение итогов дня.

15.00 -15.30 -полдник.

15.30 -уход детей домой.

18день._______День вежливости.

8.30 -8.35 -прием детей.

8.35 -9.00 -зарядка, линейка.

9.00 -9.30 -завтрак.

9.30 -9.35 -минутка здоровья.

9.35 -10.30 -беседа «Как вести себя в общественном месте».

10.30 -11.30 - беседа «Уважай старших».

11.30 -12.00 игры на знание хороших манер.

12.00 -13.00 -обед.

13.00 -14.30 -сон.

14.30 -15.00 -подведение итогов дня.

15.00 -15.30 -полдник.

15.30 -уход детей домой.

19день.______День игр.

8.30 -8.35 -прием детей.

8.35 -9.00 -зарядка, линейка.

9.00 - 9.30 -завтрак.

9.30 -9.35 -минутка здоровья. Беседа о вреде наркотиков.

9.35.-11.00 -игры на выбор детей.

11.00 12.00 -игры на свежем воздухе.

12.00 -13.00 -обед.

13.00 14.30 -сон

14.30 -15.00 -подведение итогов дня.

15.00 -15.30 -полдник.

15.30 -уход детей домой.

20день._____Мистер и Мисс лагеря.

8.30 - 8.35 -прием детей.

8.35 - 9.00 -зарядка, линейка.

9.00 -9.30 -завтрак.

9.30 -9.35 -минутка здоровья. «Закаливание».

9.35 -12.00 -Конкурс между отрядами.

12.00 -13.00 -обед.

13.00 - 14.30 -сон.

14.30 -15.00 - подведение итогов дня.

15.00 -15.30 -полдник.

15.30 -уход детей домой.

21день.________До свиданья лагерь!

8.30 -8.35 -прием детей.

8.35 -9.00 -зарядка, линейка.

9.00 -9.30 -завтрак.

9.30 -9.35 -минутка здоровья.

9.35 -12.00 -праздник «До свидания лагерь!»

12.00 -13.00 -обед.

13.00 -15.00 -игры на воздухе.

15.00 15.30 -линейка, награждение лучшего отряда и воспитателя.

  • Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
  • Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.

Формы и методы работы

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

Учебно-методическое оснащение программы

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
  2. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
  3. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.- М.: ВАКО, 2008 г.
  4. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
  5. Соколова Н. В. Лето, каникулы - путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
  6. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
  7. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.

4. Механизм реализации

Этапы реализации программы:

1. Подготовительный (май):

Подбор кадров;

Подготовка методических материалов;

Подготовка материально-технической базы.

2. Организационный:

Формирование отрядов;

Знакомство с режимом работы лагеря и правилами;

Оформление уголков отрядов.

3. Основной (21 день):

Образовательная деятельность;

Оздоровительная деятельность;

Культурно-досуговая деятельность;

Методическая работа с воспитателями, вожатыми.

4. Заключительный:

Закрытие смены (последний день смены);

Сбор отчетного материала;

Анализ реализации программы и выработка рекомендаций;

Выпуск видеодневника.

Образовательная деятельность в рамках смены предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей добровольческой деятельности в России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.

Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.

Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.), а также посещение выставок и музея школы.

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

В методических материалах используются следующие термины и определения:

физическая культура - составная часть общей культуры, сфера социально-культурной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, совершенствования его двигательной активности, направленная на укрепление его здоровья и способствующая гармоничному развитию личности;

спорт - социально-культурная деятельность, осуществляемая в форме соревнований и подготовки к участию в соревнованиях;

здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней;

оздоровление процесс, направленный на достижение, сохранение и укрепление здоровья;

спортивные мероприятия - спортивные соревнования и подготовка к ним;

Олимпийские игры - крупнейшие комплексные спортивные соревнования современности, проходящие каждые четыре года;

физическое воспитание - часть образовательного процесса, направленного на развитие физических способностей и приобретение знаний в сфере физической культуры и спорта, формирование двигательных навыков;

физические упражнения - двигательные действия, выполняемые для приобретения и усовершенствования физических качеств (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость), умений и двигательных навыков;

двигательная деятельность - основной фактор воздействия на функциональные свойства организма, обеспечивающий формирование рациональных способов выполнения двигательных, действий, умений и навыков, развитие физических качеств человека;

двигательное умение - способность правильно управлять двигательными действиями при сосредоточении внимания на способах его выполнения;

двигательный навык - двигательные действия, способы выполнения которых осуществляются автоматизировано, то есть не требуют специально направленного на них внимания;

лечебная физическая культура - метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для восстановления здоровья трудоспособности больного, предупреждения осложнений и последствий патологического процесса.

    Пояснительная записка……………………………………………………….………..4

    Актуальность программы………………………………………………………………5

    Методическое сопровождение программы…………………………………………….6

    Цель программы…………………………………………………………………………..7

    Задачи программы………………………………………………………………………...7

    Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены…...8

    Направления и виды деятельности. ……………………………………………………8

    Основные блоки программы…………………………………………………………….8

    Основные этапы реализации программы……………………………………………...8

    Контроль за реализацией программы………………………………….……………….9

    Механизм реализации программы……………………………….…….………………..9

    Этапы реализации программы………………………………………….……………….9

    Ожидаемые результаты………………………………………………………………….10

    Необходимые документы физкультурно-оздоровительной работы в лагере.12

    Ресурсное обеспечение спортивной работы……………………………………………24

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Жизнь измеряется не числом вдохов-выдохов,

а моментами, когда захватывает дух.

Джордж Карлин

Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.

Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, заниматься спортом, творчеством в кружках по интересам, с пользой провести свободное время.

Именно такие возможности для каждого ребенка открывает Детское учреждение оздоровления и отдыха им. К. Бабина (далее – ДУОО им. К. Бабина ).

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная, общественно значимая спортивно-оздоровительная и досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.

Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.

Лагерь призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей.

Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время.

Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, спортивного развития, художественного, технического, социального творчества.

В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям. Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.

Отдых означает переключение активности. Во время каникул можно зарядить ребенка энергией на новый учебный год. Но только в том случае, если он проводит это время деятельно, напрягая тело и разум, развиваясь в игре, физических и психологических упражнениях.

Как правило, активный отдых детей проходит в оздоровительных лагерях и в санаториях.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить.

Программа спортивной деятельности ДУОО им. К. Бабина ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка.

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания, связанного со спортивной жизнью воспитанников в условиях лагеря.

Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия спортивных способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно спортивной деятельности.

Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Принципы организации спортивно - педагогического процесса в рамках программы:

Принцип взаимодействия тренера по физкультуре и спорту с воспитанниками;

Принцип коллективной (отрядной, командной) деятельности;

Принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;

Принцип самостоятельности (индивидуальный подход к каждому ребёнку).

При создании программы ДУОО им. К. Бабина на 2017 - 2021 год педагогический коллектив руководствовался следующими нормативно- правовыми документами:

    Конвенцией прав ребенка.

Национальной Доктриной развития образования.

Законом Украины "Об общем среднем образовании".

Законом Украины "О внешкольном образовании".

Указом Президента Украины от 27.04.1999 № 456/99 "О мерах по развитию духовности, защиты морали и формирования здорового образа жизни граждан".

Указом Президента Украины от 28.01.2000 № 113/2000 "О дополнительных мерах по предотвращению детской безнадзорности".

Концепцией воспитания детей и молодежи в национальной системе образования.

Концепцией гражданского воспитания личности в условиях развития украинской государственности.

    Конституцией Украины.

    Уставом ДУОО им. К. Бабина.

Актуальность программы.

Актуальность программы заключается в том, что она предусматривает сочетание тренировочных занятий (под руководством квалифицированных тренеров по физкультуре и спорту) и различных игровых, развлекательных и познавательных программ, в содержание которых включаются упражнения из профилирующих и других видов спорта, знания из различных областей науки.

Тренировочные занятия проводятся один раз в день в соответствии с планом работы опытных тренеров-преподавателей.

Особое место отведено циклу мероприятий, посвященных формированию у воспитанников негативного отношения к вредным привычкам.

Программа рассчитана на детей от 7 до 18 лет.

В созвездии дней школьного года летние каникулы – самое яркое по эмоциональной окраске время. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности обязательно должен прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений. Каникулы, в своем роде, - клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки. И вместе с тем, каникулы – всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил, продолжение освоения мира, его познание, богатейшее время воспитания и самовоспитания. Наконец, каникулы – это время человеческой фантазии.

Сколько интересного можно придумать для себя, для своих друзей – ребят, для малышей, для людей!

Программа позволит создать благоприятные возможности для роста каждой отдельной личности, формирования стойкого положительного отношения к семье и семейным ценностям.

Программа направлена на воспитание и формирование у детей и подростков таких качеств, как товарищеская взаимопомощь, физическое развитие, осознание ответственности перед коллективом за свои поступки и поведение, сочетание личных интересов с общественными.

«Делу – время, потехе - час», - гласит мудрая народная поговорка.

Ребята привыкли отдавать свой досуг веселым развлечениям, увлекательным спортивным играм.

Здоровый человек нуждается в деятельном отдыхе. Тем более в этом нуждается ребенок, для которого спорт – это возможность проявить свою творческую активность, свои растущие силы.

Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в спорте, заменяющей ребенку необходимый для него труд. Хорошая творческая спортивная игра требует от играющих различного рода усилий, направленных на достижение целей, то есть на преодоление возникших в ходе игры препятствий.

Всякая спортивная игра приучает участников к согласованным действиям, к точности и своевременности перед командой или группой, за которые они играют. В добровольном подчинении правилам игры, без которых она перестает быть организованным действием, утверждается и крепнет социальная дисциплина играющих.

Наконец, в спортивной игре, чаще всего представляющей собой индивидуальные или групповые соревнования, воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе – все то, без чего немыслим успех. А ведь наличие этих условий составляет основу всякого плодотворного труда.

Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь в лагере, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны:

Упорядоченный ритм жизни;

Режим питания;

Закаливание;

Поддержка мышечного и эмоционального тонуса.

Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Разработка данной спортивно – воспитательной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников и занятием спортом в условиях ДУОО им. К. Бабина;

– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

– модернизацией старых форм работы и введением новых форм тренировок;

– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы;

Предоставлением детям свободы в определении содержания их отдыха.

Пребывание в ДУОО им. К. Бабина для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования спортивных программ.

Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха и занятий спортом. Участие в дополнении основных направлений плана, конкретизация планирования каждого дня дает возможность детям самореализации.

Основной состав лагеря – это воспитанники в возрасте 7 - 16 лет.

При комплектовании особое внимание уделяется детям из необеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, детей - сирот, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям работников АПК Волновахского района.

Спортивную работу в отрядах можно проводить по следующим направлениям:

​ Веселые старты, эстафеты;

​ игры на свежем воздухе;

​ конкурсы, викторины, турниры знатоков спорта;

​ походы;

​ спартакиады и т. д.

Позиция тренеров-преподавателей лагерной смены:

​ разъяснение, знакомство с требованиями, законами жизни в лагере;

​ планирование жизни отряда;

​ организация спортивно-массовых мероприятий;

​ организация коллективно-творческих дел.

Позиция подростка в лагере:

​ адаптация к условиям ограниченного социума;

​ адаптация к смене основных видов деятельности;

​ адаптация к новизне общения, установления связей с большим числом сверстников и взрослых;

​ адаптация к режиму жизни.

Принцип формирования команд – по видам спорта (разные возрастные категориям), что является оптимальным для реализации задач данной программы.

Учебно-спортивная работа в лагере является продолжением в одну смену - как учебно-тренировочный процесс.

Планы занятий, тренировок и соревнований расписаны в сетке мероприятий на каждую смену и утверждаются членами педагогического совета и начальником лагеря.

Организационные формы физкультурно-оздоровительной работы:

    массовые лично-командные соревнования;

    общелагерная спартакиада;

    весёлые старты;

    товарищеские встречи по футболу, волейболу, баскетболу, пионерболу, легкоатлетические соревнования;

    походы за пределы лагеря, беседы, экскурсии, диспуты, конкурсы и т.п.

Методическое сопровождение программы.

Основными методами организации деятельности являются:

    Методы игры

    Методы театрализации

    Методы состязательности (распространяется на все сферы деятельности)

Координационно-педагогический компонент

в работе по программе.

Цель программы.

Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, нравственное воспитание, реализация творческого и двигательного потенциала.

Задачи программы.

1. Приобщение детей к здоровому образу жизни. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.

2. Реализация социального заказа общества, потребностей семьи, интересов и потребностей ребенка в сфере свободного времени через аспект физической культуры и спорта.

3. Изучение и учет познавательных, личных интересов, склонностей, способностей детей для осуществления личностно-ориентированного и развивающего обучения.

4. Создание условий для самоопределения, самореализации и развития ребенка через включение в разнообразие деятельности интеллектуального, творческого, спортивного характера, помощь в развитии индивидуальных способностей детей.

5. Вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом всех детей, отдыхающих в лагере.

6. Организация содержательного досуга детей и подростков.

7. Формирование у детей и подростков навыков общения и толерантности.

8. Укрепление здоровья детей.

Принципы, используемые при планировании

и проведении лагерной смены.

1. Безусловная безопасность всех мероприятий.

2. Учет особенностей каждой личности.

3. Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря.

4. Достаточное количество оборудования и материалов для организации спортивной деятельности лагеря.

5. Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.

6. Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.

7. Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.

8. Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

Направления и виды деятельности.

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Программа выполняет следующие функции:

​ Оздоровительная – направлена на отдых и укрепление здоровья через подвижные игры, спортивные состязания и другие виды деятельности на свежем воздухе и на воде;

​ Социально - досуговая – находясь в лагере, ребенок включен во взаимоотношения с незнакомыми сверстниками и взрослыми;

​ Воспитывающая – формирование качеств личности в игровых моментах, в моделях жизненных ситуаций;

​ Развивающая – активизация резервных возможностей организма;

​ Обучающая – развитие познавательных и организаторских качеств: внимания, фантазии, памяти;

​ Развлекательная – создание благоприятной атмосферы пребывания в лагере, превращение любой деятельности, даже скучной на первый взгляд (трудовой десант, уборка территории) в увлекательные приключения.

Программа имеет блочно-модульную структуру

Основные блоки программы.

1 блок - оздоровительные и профилактические мероприятия,

приобщение к здоровому образу жизни.

Проведение общеоздоровительных мероприятий.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10 - 15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

2 блок - развлекательно-познавательный.

Заочные путешествия, викторины, подвижные игры, конкурсы на спортивную тематику. Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

3 блок - спортивный.

Спортивно-физкультурные мероприятия, работа спортивных секций по видам спорта, участие в общелагерных соревнованиях.

Основные этапы реализации программы.

Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

​ проведение педсовета по подготовке к летнему сезону;

​ издание приказа по лагерю о проведении летней кампании;

​ разработка программы деятельности лагеря;

​ подготовка методического материала для работников лагеря;

​ отбор кадров для работы в лагере;

​ составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции, сценарии т.д.).

Организационный этап.

Этот период короткий по количеству дней (2-3 дня).

Основной деятельностью данного этапа является:

​ встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

​ запуск спортивной программы;

​ формирование спортивных органов самоуправления;

​ знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Основной этап смены.

Основной деятельностью этого этапа является:

​ реализация основной идеи смены - специальные тренировки по видам спорта, вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел, спортивные соревнования.

Заключительный этап смены.

Основной идеей этого этапа является:

​ подведение итогов смены;

​ составление отчета о проведении спортивной работы лагеря;

​ выработка перспектив деятельности лагеря;

​ анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем;

​ сдача отчётной документации.

Контроль за реализацией программы.

Контроль над исполнением программы осуществляется администрацией ДУОО им. К. Бабина.

Форма контроля: итоговая аналитическая справка и наличие документов (программы, сетки мероприятий, сценарии мероприятий с приложениями).

Механизм реализации программы.

Директор, вместе с методистом и педагогическим советом лагеря, определяют порядок работы инструкторов по физкультуре и спорту, утверждает программу и спортивный план работы.

Этапы реализации программы:

1.Подготовительный:

Подбор кадров;

Подготовка методических материалов;

Подготовка материально-технической базы.

2. Организационный:

Формирование команд;

Знакомство с режимом работы лагеря и правилами;

Оформление уголка «Наши достижения».

3. Основной:

Оздоровительная деятельность;

Культурно-досуговая деятельность;

Методическая работа с инструкторами по физкультуре и спорту.

4. Заключительный:

Закрытие МОИ;

Сбор отчетного материала;

Анализ реализации программы и выработка рекомендаций.

Ожидаемые результаты.

    ​ Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;

    ​ Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;

    ​ Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной, творческой и трудовой деятельности, социальной активности;

    ​ Развитие коммуникативных способностей и толерантности;

    Повышение спортивной активности детей путем вовлечения их в командную деятельность;

    Приобретение новых знаний и умений (разучивание новых технических и тактических приёмов в разных видах спорта);

    Расширение кругозора детей;

    Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм;

    Личностный и спортивный рост участников смены.

В конце работы лагеря ожидаются итоговые результаты:

Развитие у детей интереса к спортивному воспитанию;

Продолжение работы в данном направлении.

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание.

Необходимые документы физкультурно-оздорови тельной работы в лагере:

Программа работы лагеря на 5 лет;

План - сетка на смену (ы);

Положения о спортивных мероприятиях (см. Приложение );

Инструкции по технике безопасности во время проведения спортивно–массовых мероприятий;

Заявки на участие в соревнованиях;

Протоколы соревнований с результатами;

Отчет о работе в конце смены (количество принимавших участие; места, завоеванные участниками; были ли травмы и др.);

Учет спортивного инвентаря;

Учет рекордов и победителей по следующей примерной форме:

Обращаем внимание на некоторые особенности организации и проведения мероприятий и соревнований.

Для учета спортивных результатов и определения победителей соревнований рекомендуется использовать протоколы соревнований (Приложение 2).

Утренняя гимнастика.

Трудно найти ребёнка, который не пробовал бы дома делать зарядку. Но, к сожалению, немногие могут заставить себя включать ежедневно утреннюю гимнастику в свой распорядок дня, как непременное условие, подобно умыванию, чистке зубов, приёму пищи.

Много добрых слов сказано об утренней гимнастике. Научно доказано, что она воспитывает жизненно-важные качества, необходимое человеку, улучшает деятельность всех органов, является профилактическим средством против простудных и других заболеваний.

Одна из задач ежедневной утренней гимнастики в оздоровительном лагере - привить ребятам устойчивые интерес и привычку продолжать её выполнение дома. Являясь дисциплинирующим средством, зарядка должна способствовать организованному началу дня.

Чтобы зарядка решала такие важные задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, воспитание воли, руководителям необходимы знания и опыт в её проведении. Утренняя гимнастика не даст результата без выполнения должных требований:

Быстрого выхода;

Чёткого построения;

Правильного выполнения каждого упражнения.

Нужен ряд мероприятий, чтобы зарядка выполняла своё назначение:

Разучивание комплексов на отрядных занятиях или сборах;

Проведение конкурсов на лучшее исполнение утренней гимнастики;

Повседневная агитационная и разъяснительная работа.

Дети в раннем возрасте вряд ли смогут сами понять пользу утренней гимнастики. Лучшей агитацией является личный пример вожатого, руководителя.

Вожатый должен заранее позаботиться о выборе места для зарядки.

В первый же день следует специально построить отряд на том месте, где ему предстоит по утрам делать гимнастику.

Место должно быть ровным, без кочек и ям, без посторонних предметов, по размерам умещать весь отряд в разомкнутом строе.

Дистанция и интервал (расстояние между ребятами) 1,5 - 2 шага.

Построить отряд лучше, не разбивая звенья, но так, чтобы дети меньшего роста были впереди.

Самому встать на такое расстояние (желательно на возвышение), чтобы видеть всех ребят и чтобы они все смогли видеть руководителя.

В целях закаливания организма в любую погоду на зарядку следует выходить детям в спортивных костюмах и обуви, строится по сигналу быстро, без дополнительных команд.

После подъёма ребятам нужно предоставить 5-7 минут для того, чтобы надеть кроссовки (кеды) и спортивную форму.

Построение на зарядку - по второму сигналу свистка.

По этому сигналу все ребята в кратчайшее время должны построиться каждый на своём месте.

Не следует отменять проведение утренней гимнастики в ненастную погоду, а нужно лишь переносить её в другое место.

Следует проводить её в любых условиях ежедневно в одно и тоже время.

Зарядка может быть и в помещении отряда (не вставая с постели).

Бег 30, 60 м .

Проводится на 100-метровой прямой беговой дорожке с высокого старта.

Дети стартуют парами (отдельно мальчики и девочки).

Для проведения соревнований требуется два секундомера.

Результаты фиксируется с точностью до 0,1 сек.

Челночный бег 4 х 9 м выполняется на половине волейбольной площадки, имеющей твердое покрытие.

На лицевую линию кладут два бруска 50х50х100 мм на расстоянии 10 см друг от друга.

По команде "Марш!" дети стартуют от средней линии, подбегают к лицевой, берут один брусок, возвращаются к средней линии и кладут его на линию (бросать брусок запрещено!). Затем бегут к лицевой линии, берут второй брусок и финишируют на средней линии (брусок на линию не кладут).

Если по какой-либо причине воспитанник не смог выполнить упражнение, ему предоставляется еще одна дополнительная попытка.

Результат бега измеряется с точностью до 0,1 сек.

Кросс . Ему нужно уделить особое внимание. Кросс-бег на местности - замечательное средство для укрепления здоровья, для развития одного из жизненно важных качеств - выносливости. Еще древние греки говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай».

Бегать кроссы необходимо не только в соревнованиях от случая к случаю, а систематически.

Медленный, длительный, оздоровительный бег доступен буквально для всех возрастов. Очень важно приучить детей регулярно пробегать столько, сколько они могут, не соревнуясь: это вырабатывает у них привычку и любовь к бегу, что дается в течение длительного времени.

В отрядах кроссовому бегу необходимо уделять значительное внимание, организуя конкурсы на преодоление количества километров целиком звеньями за смену.

Можно также вести подсчет бегового времени.

Легкая атлетика.

Соревнования по легкой атлетике - наиболее доступные мероприятия. В отряде лагеря нужно специально планировать соревнования по бегу, прыжкам в высоту, в длину, с места, с разбега, по различным видам метаний.

Игровые формы легкоатлетических упражнений .

Игровые формы легкоатлетических упражнений включают прыжковые упражнения, упражнения для прыжков в высоту, упражнения в метаниях, упражнения с гранатами.

Прикладные упражнения.

Это великолепное средство для общей физической подготовки.

В окрестностях лагеря можно обнаружить ряд таких естественных препятствий, как поваленные деревья, рвы, обрывы.

Лагерным руководителям нужно позаботиться о постройке специально для занятий заборов разной высоты (они нужны и для игр с мячом, и для метаний), изгороди, бревна, конструкции для подвешивания нескольких канатов и шестов.

Для детей 9-10 лет.

    Влезание по наклонно поставленной скамейке на дерево.

    Лазание по наклонному бревну.

    Перепрыгивание через скамейку, опираясь руками.

    Лазание под бревном.

Прыжок в длину с места.

Выполняется толчком двумя ногами (одновременно) на твердом покрытии.

Каждый учащийся выполняет 3 попытки подряд.

Прыжки выполняются в спортивной обуви.

Прыжок в длину с разбега .

Выполняется на стадионе с приземлением в прыжковую яму.

Перед прыжками необходимо взрыхлить песок.

Каждый учащийся выполняет 3 попытки.

В зачет идет лучший из трех результатов.

Можно также определять победителя по сумме трех попыток.

Подтягивание на высокой перекладине.

Выполняется из исходного положения вис хватом сверху.

Во время выполнения упражнения не допускаются сгибания коленей и туловища, движения ногами, рывки и раскачивания, перехваты рук.

Подтягивание засчитывается, если подбородок находится выше уровня перекладины, а при опускании руки полностью выпрямляются в локтевых суставах.

Поднимание туловища за 1 минуту.

Выполняется на гимнастических матах из исходного положения лежа на спине, руки скрестно перед грудью, ладони на плечевых суставах, стопы зафиксированы на полу или прижимаются партнером к полу хватом за голеностопный сустав (угол в коленном суставе 90 градусов).

Засчитывается количество наклонов туловища при касании локтями коленей с последующим касанием мата лопатками.

Можно уменьшить время выполнения до 30 секунд.

Метание мяча с разбега.

Проводится на стадионе в секторе для метаний.

Ширина коридора 15 м.

Купание.

Купание - одно из самых интересных и любимых мероприятий в лагере. Оно приносит детям много радости, является прекрасным средством для укрепления здоровья и закаливания.

Проводится купание под руководством инструктора по физкультуре и спорту.

Во время купания должен присутствовать медицинский работник с медикаментами для оказания помощи.

Вожатые и воспитатели отвечают за организацию купания своего отряда, им легче проследить, кому из детей нужно купаться меньше, чем другим.

Сложности организации купания возникают в связи с тем, что в любом отряде лагеря будут дети не умеющие плавать, первостепенная задача - научить их плавать.

На первом купании проверяется умение плавать.

Детей, проплывающих 50м., отнесём к хорошо умеющим плавать (первая группа), проплывающих 10-15м. - к плохо умеющим плавать (вторая группа), остальных - к не умеющим плавать.

Перед каждой группой совет физической культуры может поставить определённые задачи к будущей спартакиаде лагеря:

Первой группе подготовиться к выступлениям в спартакиаде за свой отряд;

Вторая группа должна натренироваться к проплытию 25-50-100 м. соответственно возрасту, тогда каждый принесёт отряду одно очко;

Ребята третьей группы принесут по очку, если научатся проплывать 10 - 15 м.

Туристические походы.

Каждый турпоход имеет свою цель.

Цель влияет на выбор маршрута, определяет состав участников.

Цель похода следует доводить до участников похода.

Численность группы не должна превышать 15 человек. Разница в возрасте 1-2 года.

Для участников похода необходимо провести собрание, где обсуждаются все вопросы подготовки и проведения похода (цель, экипировка, питание, привалы, остановки, общее снаряжение, личное снаряжение, обязанности).

Обязанности участников похода

    Старший групповод (воспитатель, кружковец, вожатый) и его помощники составляют:

Маршрут похода (утверждают у методиста);

Заявку-разрешение на группу (отряд) детей участвующие в походе, с выходом за территорию ДУОО им. К. Бабина (заверенную доктором и утвержденную директором);

Заявку на продукты (заверенную зав. столовой и утвержденную директором);

Инструктажи участников похода (с записью в журнале по технике безопасности и под подпись);

План безопасного сопровождения похода.

    Заведующая столовой, бухгалтер-калькулятор составляют рацион питания детей (сухой паёк), выдает продукты.

    Ответственный (из числа организаторов и помощников) за снаряжение - руководит сбором снаряжения, следит за его сохранностью и собирает после похода.

    Ответственный за оказание первой доврачебной помощи (санитар) хранит аптечку, оказывает первую помощь.

    Корреспондент – ведет фотодневник.

    Физорг проводит зарядку, организует игры, соревнования, хранит спортивный инвентарь.

Эти обязанности являются постоянными на все время похода.

В походе есть временные обязанности - костровые дежурные, направляющие и замыкающие в колонне.

Снаряжение в походе делят на личное и групповое.

Личное - это нательные вещи, принадлежности личной гигиены (зубная паста, мыло, зубная щетка);

общественное - палатки, топоры, ведра, аптечка, хозяйственные наборы.

Особые требования предъявляются к одежде и обуви.

Необходимо правильно уложить рюкзак.

Перед отправкой в поход каждый турист должен знать правила ориентирования - компас, карта, солнце, муравейник, ветер, мох.

Юным туристам в течение дня можно быть в движении 8-9 часов, делая перерывы, привалы после каждого часа.

После выхода первый привал делается через 15 минут, где проверяется правильность экипировки.

Скорость движения 4 км/ч.

Руководитель группы идет в середине.

Следует избегать переходов по жаре.

Спать в походе положено на час больше.

Место отдыха, стоянки, должно быть безопасным и обеспечивать дровами и водой. Нельзя останавливаться вблизи деревень и проездных дорог.

На свертывание лагеря отводится не более 2 часов.

В отчете о походе необходимо указать схему похода, основные данные о маршруте, места стоянок, данные о группе, регистрация всех ч/п, фотоснимки, личные отзывы о походе.

Инструкторские занятия.

Инструкторские занятия с вожатыми проводятся не реже одного раза в неделю.

На них раскрываются вопросы планирования и содержания работы, методики проведения конкретных мероприятий в отрядах и звеньях.

Кроме того, целесообразно создать постоянно действующий семинар юных инструкторов и судий по спорту.

Основные документы планирования и учета работы по физическому воспитанию:

1. План – сетка на смену.

2. План на день.

3. Положение о соревнованиях.

4. Протоколы соревнований.

5. Книга учетов рекордов и чемпионов лагеря.

6. Учет детей, имеющих ограничение в занятиях или освобожденных от них.

7. Учет научившихся плавать в каждой смене.

8. Учет сдающих или сдавших нормативные требования.

Воспитанники 6-10 лет могут принимать участие в прогулках в лес, на луг, в парк, во время которых проводятся увлекательные подвижные игры, эстафеты.

Каждый отряд, пройдя свой маршрут, принимает участие в соревнованиях по проверке туристских навыков.

Программа соревнований детей 6-10 лет может состоять из следующих заданий (по выбору):

    укладка рюкзака;

    установка палатки;

    заготовка топлива и разжигание костра;

    хранение снаряжения, одежды;

    охрана природы, умение правильно хранить продукты и др.;

    конкурсы на лучшую туристскую песню, газету, зарисовку, определение погоды;

    элементы спортивного ориентирования движение по азимуту.

Итоги соревнований по туристским навыкам подводятся руководителем похода на общем собрании, а материалы похода оформляются и вывешиваются на спортивном стенде.

Отрядные физкультурные занятия.

Чтобы все дети, особенно слабо развитые физически, смогли в лагере приобрести привычку к физическим упражнениям, вожатому отряда потребуется организовывать систематические физкультурные занятия с отрядом «час физкультуры». Разумеется, эти занятия должны проводится в форме, близкой к игровой и соревновательной «кто лучше», «кто быстрее», «кто выше» и т. д.

Каков бы ни был отрядный план, можно ежедневно уделить для физических упражнений от 30 минут до 1,5 часа.

Инструктор по физической культуре может проводить занятия с отрядом 1-2 раза в неделю, поэтому вожатому самому нужно подготовиться к самостоятельному проведению.

Основой «часа физкультуры» может послужить проводимый ниже материал, к которому следует уделить первую половину занятий.

Вторую половину необходимо посвятить играм и упражнениям по желанию ребят. Занятия будут, несомненно, эффективнее, если их проводят в сочетании со спортивно массовыми мероприятиями.

Вот примерный принцип планирования и проведения отрядных занятий по материалам для младшего возраста (7-9 лет).

Первое занятие игра "как мы будем строиться?".

Ознакомление со зрительными сигналами: поднятая в сторону левая рука - построение в шеренгу, поднятая вверх рука - построение в колонну.

Игра "салки простые и с приседаниями", во втором варианте салка не может салить того, кто присядет.

Имитационные упражнения: "вертолёт", "грибок", "лес шумит", "дровосек", "хлопушки". Имитация ходьбы и бега через речку в брод (высоко поднимая ноги).

Челночный бег 3x10 м.

Прыжки с глубокого приседа (попарно).

Спортивно - массовые мероприятия .

Трудно представить летний отдых детей в лагерях без спорта: без состязаний по бегу, прыжкам, метаниям, многоборьям, без сражений на футбольном поле, борьбы на волейбольных и баскетбольных площадках.

Массовые спортивные мероприятия – неотъемлемое содержание двигательного режима и в учебном году. Спорт укрепляет здоровье ребят, закаляет их, делает их сильными, выносливыми, смелыми, ловкими.

Лагерные условия, как бы специально созданы для занятий спортом, для подготовки к сдаче нормативных требований. Здесь физкультурная и спортивная работа должна планироваться так, чтобы ежедневно проводить интересные физкультурные занятия или 1 - 2 спортивных мероприятия: конкурсы, соревнования по подвижным или спортивным играм, плаванию, эстафетам и др.

О многих из них уже рассказано. Напряженное учебное время в школе не позволяет такой широкий размах работы, как в лагере. Тем не менее, вожатым можно и нужно создать благоприятные условия для того, чтобы дети могли активно физически развиваться, т.е. отвести для этого место и время.

Главная наша задача - придать двигательной деятельности детей стройность, превратить ее в увлекательный, организованный процесс физического развития. Добиться ее можно только тогда, когда центром массовой спортивной работы будет отряд.

Спортивные конкурсы.

Эти непродолжительные по времени состязания, в которых результаты определяются без секундомеров, без рулеток, не требуют специальной подготовки и могут проводиться даже в начале лагерной смены, учебного года, потому что условия конкурсов несложны.

Главное преимущество конкурсов, пожалуй, то, что в них могут принять участие все ребята. А игровой метод и поведение личных и командных итогов служит гарантией несомненного к ним интереса.

В задачу конкурсов не входит изучение техники бега, прыжков и других упражнений. Они, в основном, способствуют закреплению полученных в школе на уроках физкультуры умений и выработке физических качеств.

В лагере, да и в школе для этого имеются неограниченные возможности. Конкурсы могут служить продолжением отрядных физкультурных занятий, где ребята разучивают упражнения под руководством инструктора по физической культуре.

Конкурс проводится в течение 20-30 минут. Ввиду своей непродолжительности он предъявляет менее высокие требования к нервной системе и физическим силам детей. Но, повторяя подобные конкурсы - соревнования, например, проводя их в несколько туров (этапов) и изменяя их программу, можно тем самым способствовать разностороннему физическому развитию ребят.

Они входят в программу спортивных игр отряда.

Местом их проведения могут быть небольшая поляна, аллея, проселок - в общем, любой ровный участок.

Например: "Олимпийский конкурс". Наметьте дистанцию 30-50 м. Затем составьте четыре предварительных забега у мальчиков и четыре у девочек, по 3-5 человек в каждом забеге. По окончании предварительных забегов по их результатам формируйте новые (полуфинальные); в двух первых полуфинальных забегах должны стартовать те, кто пришел в предварительных первыми и вторыми, а в последующих - кто пришел третьими и четвертыми.

Ответ на вопрос, кто какое место займет, должна дать третья стадия конкурса - финальная.

В первом забеге бегут победители двух первых полуфиналов: они-то и разыгрывают места с 1-го по 4-е; во втором забеге - занявшие 3-е и 4-е места в других полуфинальных забегах: они - претенденты на 5-8-е места.

Также разыгрываются места с 9-го по 16-е.

В этом конкурсе, как, кстати, и в других, финал будет финалом для всех ребят, а не только для сильнейших.

Командные итоги между звеньями определяются так. Оговаривается, что занятые места участниками соответствуют полученным очкам. Меньшая сумма очков дает звену лучшее место. И вот, не прибегая к секундомеру, достаточно верно определены силы по бегу всех детей. И тренировка получилась отменная. В зачет вошли результаты - очки пяти мальчиков. Окончательные результаты будут тогда, когда к ним приплюсуются очки, набранные девочками.

Организация соревнований в условиях оздоровительного лагеря.

Условия оздоровительного лагеря (наличие хорошо организованных отрядов с учетом возраста, определенной численности, возможность гибко использовать то или иное время дня, различный период лагерной смены и др.) позволяют заранее планировать и своевременно осуществлять программу «Веселых стартов».

Эта программа может быть подчинена определенной тематике: «Мы все хотим побывать на луне», «В стране игр», «Козацькому роду нема переводу», «Веселые старты (соревнования «зарничников»), «На море и на суше» (соревнования с элементами плавания, конкурсами на воде) и др.

В ДУОО им. К. Бабина есть свои формы проведения соревнований. Создаются два спортивных клуба, в которые входят представители всех отрядов. В этом случае в каждом отряде имеются два спортивных коллектива. Между ними и проходят поединки в первом туре соревнований; во втором туре соревнуются сборные коллективы клубов, в третьем - команда-победительница защищает честь лагеря в матчевой встрече со сборной командой соседнего лагеря.

В ДУОО им. К. Бабина придерживается и такая система проведения соревнований как: все команды отрядов делятся на подгруппы, исходя из возраста, и первенство проводится в три этапа.

На первом этапе соревнуются команды отрядов каждой возрастной группы по круговой системе.

На втором этапе команда - победительница низшей возрастной группы получает право встречаться с командой, занявшей 2-е место в следующей по возрасту подгруппе.

На последнем этапе сборная команда лагеря встречается со сборной командой соседнего лагеря. Или награждается как группа победитель. При этом в состав команды обычно мы включаем двух вожатых (девушку и юношу), что делает соревнования более интересными.

Организуя межлагерные встречи, важно заранее согласовать игровую программу, условия и сроки проведения состязаний.

«Веселые старты» наиболее целесообразно планировать на вторую половину лагерной смены и проводить их во второй половине дня (после полдника и до ужина). Во многих лагерях их приурочивают к родительским дням. В этом случае в конкурсах обычно принимают участие и родители.

Не следует ранее, чем за 2-3 дня до соревнований оглашать их программу. Иначе возможен нездоровый ажиотаж, натаскивание команд. В конечном итоге дети могут потерять интерес к соревнованиям, как и к любому мероприятию, сопровождающемуся длительными репетициями.

«Веселые старты» в оздоровительном лагере могут проводиться, как уже отмечалось, на спортивной площадке, возле бассейна или на поляне в лесу. Следует запланировать праздник игры на воде с участием лучших пловцов лагеря.

Отдельные соревнования.

К ним можно отнести соревнования на первенство отряда и лагеря (на звание чемпиона) по тем видам, которые не будут включены в спартакиаду и соревнования, проводимые до спартакиады как подготовительный этап к ней. В таких соревнованиях свои силы могут испытать все ребята.

Товарищеские встречи.

Товарищеские (матчевые) встречи могут проводиться в условиях любого лагеря - по легкой атлетике, подвижным и спортивным играм и другим видам.

Товарищеские встречи, если они разумно подготовлены и проведены, доставляют ребятам много радости и запоминаются на долгие годы.

Желание выиграть товарищескую встречу побуждает ребят лучше готовиться. Товарищеские встречи проводятся чаще всего между отрядными командами или командами соседних лагерей, причем защищать честь лагеря доверяют только старшим и сильным отрядам.

Очень редко проводятся такие встречи между младшими детьми, между звеньями младших отрядов, между отрядами и звеньями разных лагерей. В плане массовых мероприятий имеет смысл проводить встречи между командами из 2-6 человек, но и между отрядами ребят одинакового возраста. Вот, например, в какой форме можно организовать товарищеские встречи между отрядами и звеньями:

1. По бегу.

2. По прыжкам в длину и метаниям.

3. Встреча по трем видам.

4. Соревнования отрядов по играм.

Наконец, о товарищеских встречах между лагерями.

Чтобы товарищеская встреча действительно была запоминающейся, ее нужно провести на хорошем уровне во всех отношениях.

Главное - готовить встречу следует заблаговременно, а не за 1-2 дня, особенно если встречаются три и более лагерей.

Создается оргкомитет, куда входят представители всех лагерей. Возглавляет его опытный работник. Между членами оргкомитета распределяются обязанности согласно составленному плану, основными разделами которого будут:

а) разработка и утверждение положения;

б) установления ритуалов открытия и награждения;

г) определение, чем будут награждаться победители личных и командных соревнований;

д) определение места проведения соревнования;

е) составить программу спортивных встреч;

ж) составление программы культурно-массовых мероприятий;

з) договоренность о питании делегаций отрядных лагерей.

Все эти пункты тщательно продумываются. Особенно те, которые касаются программы, зачета и судейства.

Лагерная спартакиада.

В лагерях, где более 15-20 отрядов, спартакиаду лучше проводить по группам - между отрядами, близкими по возрасту. Но и здесь нельзя избежать уравнительной системы. Соревнования между младшими группами в любом по величине лагере следует проводить отдельно и, как было упомянуто выше, по игровой программе.

В лагерной спартакиаде должно быть строго регламентировано количество участников от каждого отряда, например, каждый участник имеет право в командном зачете выступать дважды.

Легкоатлетическое четырехборье - отряды выставляют команды по 8-10 человек независимо от пола, зачет производится по 6-8 результатам; наряду с командным зачетом по каждому виду легкой атлетики существует и личный. Таким образом, выявляются как чемпионы среди возрастных групп, так и абсолютные чемпионы лагеря.

Плавание - 5 человек, зачет по четырем лучшим результатам.

Пионербол - команда из шести человек и по два запасных.

Настольный теннис и шахматы - по 3 человека; среди них обязательно одна девочка, она играет в каждой команде третьей ракеткой и на третьей доске.

Механизм спартакиады чрезвычайно сложен. Парады открытия и закрытия, судейство, ведение протоколов, уход за площадками, порядок среди зрителей и участников, награждение и чествование победителей организаторов и судей, подведение итогов, причем в минимально короткий срок - вот далеко не полный перечень обязанностей организаторов соревнований.

Всему этому предшествует большая подготовительная работа.

План подготовки лагерной спартакиады:

    Проведение совещания физоргов и вожатых.

    Проведение инструктивных занятий с судьями.

    Обновление разметки дорожки и спортивных площадок.

    Проверка состояния инвентаря, приведение его в порядок.

    Подготовка оформления мест соревнований: флаги, вымпелы, плакаты, пьедестал почета.

    За день до открытия спартакиады проверка состояния мачты для спортивного флага и чаши, в которой будет гореть огонь спартакиады.

    Подготовка грамот, медалей, лент, сувениров для награждения, больших красочных таблиц для внесения в них результатов.

    Сбор заявок.

    Составление протоколов, установка порядка забегов, проведение жеребьевки.

    Подготовка текста для радио, где будет рассказано о традициях лагерной спартакиады, лучших спортсменах, рекордах лагеря. Постоянное информирование о подготовке отрядов, о результатах отрядных спартакиад.

    Подбор музыкальной программы.

Обязанности участника соревнований

Перед любым соревнованием нужно:

    подготовить спортивную форму и эмблему в соответствии с общим положением о соревнованиях;

    своевременно пройти медицинский осмотр;

    регулярно являться на тренировочные занятия и добросовестно готовиться к предстоящим соревнованиям;

    принять участие в изготовлении необходимого инвентаря и реквизита.

Участвуя в играх, необходимо:

    ставить интересы коллектива (команды) выше своих личных;

    нести ответственность перед коллективом за все свои действия, поступки;

    не допускать унижения, оскорбления достоинства своих товарищей по команде, а также, соперников, относиться к ним с уважением;

    действовать смело, с инициативой;

    идти на разумный риск для достижения победы;

    честно соблюдать правила, быть справедливым и требовательным по отношению к себе и своим товарищам, соблюдать девиз: «Один за всех и все за одного!»;

    стремиться вести борьбу до конца;

Не зазнаваться, добившись победы, и не унывать в случае поражения.

Обязанности организаторов соревнований и массовых спортивных мероприятий

Выполняющий роль ведущего должен:

    позаботиться о гласности предстоящих соревнований и обеспечить оперативную информацию об их ходе и итогах;

    заранее ознакомиться с содержанием, правилами игр и конкурсов;

    подготовить площадку для проведения соревнований, места для болельщиков и жюри;

    проверить наличие и исправность инвентаря и оборудования, разложить его с таким расчетом, чтобы он всегда был под рукой (с учетом последовательности проведения игр);

    обеспечить медицинское обслуживание;

    своевременно провести жеребьевку с целью определения очередности участия команд в игре, сторон площадки для них;

    заранее продумать наиболее рациональные варианты перестроения и расположения команд во время игр;

    прежде чем дать сигнал к началу игры, проверить готовность участников, жюри;

    перед началом каждого конкурса (игры) кратко напомнить участникам и болельщикам основное его содержание и правила и, если необходимо, продемонстрировать основные моменты конкурса (игры);

    внимательно следить за всеми участниками соревнований, чтобы можно было своевременно обнаружить признаки переутомления играющих и при необходимости прекратить игру;

    предупреждать травмы, для чего правильно выбирать место для страховки во время игры;

    сигнализировать в судейскую коллегию о замеченных нарушениях со стороны участников;

    предусмотреть меры поощрения участников соревнований (и победителей и побежденных).

Судейство соревнований в условиях летнего

оздоровительного лагеря

Любые соревнования, проводимые с детьми, имеют для них большое воспитательное значение. Важно, чтобы участие в таких соревнованиях запомнилось надолго и оставило благоприятный след. Наряду со многими факторами, способствующими решению этой задачи, немаловажным является судейство соревнований.

Существует мнение, что в соревнованиях «Веселые старты» главное для детей само участие, а не победа. Такая точка зрения не совсем правильна. Ребят не менее, чем взрослых, интересует конечный результат поединков. Дети обладают легкоранимой психикой, остро реагируют на несправедливость, часто очень болезненно воспринимают поражение своей команды. Все это обязывает организаторов соревнований особенно внимательно относиться к судейству игровых комплексов, аргументировать принимаемые решения.

В состав совета судей (жюри) включаются люди, которые пользуются авторитетом у детей и хорошо знают суть игры. Как правило, это известные спортсмены, учителя, тренеры и другие специалисты в области физической культуры и спорта. Привлекаются к судейству и представители общественных организаций из числа родителей воспитанников или шефствующих организаций.

Судейская коллегия должна быть хорошо знакома с положением о соревновании. Ее задача - проверить заявки команд, заверенные врачом, и, что не менее важно, изучить содержание игр (конкурсов), входящих в соревнования, определить критерии оценки игровых действий.

В судейской бригаде должен быть судья-ведущий, т.е. общий руководитель соревнований. Он объявляет очередную игру (конкурс) и вызывает команды на старт, а также напоминает игрокам и болельщикам правила, поясняет содержание поединка и комментирует ход соревнований. Он же, подобно судье на ринге, следит за ходом встречи. В обязанность ведущего входит обеспечение безопасности выполнения игр (конкурсов). Он своевременно и отчетливо сообщает (сигнализирует) судьям за столиками о нарушении правил, следит за тем, чтобы не было чрезмерной нагрузки, в процессе соревнований, устраивая кратковременные паузы между играми (конкурсами). Эти паузы нередко используются им для сообщения результатов и для различных комментариев.

В целях более близкого ознакомления с программой соревнований судьи могут присутствовать на тренировках.

Решение по оценке итогов игры (конкурса) принимается судьями коллективно, но предварительно из них назначаются старшие по каждой игре в отдельности.

За победу команде дается 3 очка, за проигрыш - 1 очко. Нулевая оценка выставляется в очень редких случаях (например, если команда не закончила задание; участники допустили грубость по отношению к своим соперникам или не приступила к соревнованию). При ничейном результате команды получают по 2 очка.

Вполне оправданна практика комментирования оценок судьями, при этом их замечания должны быть краткими и убедительными. Не следует подчеркивать неудачи участников проигравшей команды:

Очень важно до начала соревнований создать атмосферу дружеских взаимоотношений между игроками и представителями команд. Этому способствуют ритуалы приветствия, представления судей, команд, болельщиков, руководителей школ, учителей, обмен сувенирами.

В конце соревнований отмечают игроков не только команды-победительницы, но и проигравшей команды, подчеркивая тем самым их активное участие в игре.

В программу соревнований обычно включают различные игры, в которых победа команд определяется как быстротой выполнения игровых действий, так и их точностью.

Во время игры судьи подсчитывают ошибки и нарушения.

По окончании выполнения задания командами судья фиксирует разницу во времени (в секундах). При этом каждую допущенную ошибку (или несколько ошибок) можно приравнивать, например, к 5 сек. После этого легко определить команду-победительницу. Например, команда «А» закончила эстафету раньше команды «В» на 10 сек., совершив при этом 6 ошибок, а команда «Б» имела 2 ошибки. Таким образом, если каждая ошибка приравнивается к 5 сек., то команда «А» получает 30 штрафных секунд (6х5=30), а команда «Б» - 10. Следовательно, несмотря на то, что команда «Б» финишировала позже, она считается победительницей.

Итоговый результат, в играх, типа эстафет и гонок можно выражать общей суммой баллов, набираемой командой. При этом придерживаются, как правило, следующего принципа: команда, заканчивающая игру первой по времени, получает 10 баллов, заканчивающая второй - 8 баллов. Из этого числа за каждую допущенную ошибку (нарушение правила) высчитывается 1 балл. Если игра повторяется, то баллы суммируются. Команда, у которой в итоге наибольшая сумма баллов, получает 3 очка, другая команда - 1 очко. В случае равенства суммы баллов обеим командам дается по 2 очка (ничья).

Можно до начала соревнований договориться о введении в игру особых условий. Так, можно оговорить, что каждая ошибка должна быть немедленно и точно исправлена именно тем игроком, который ее допустил (например, поставить на место сбитую булаву).

При судействе эстафет с комплексными действиями (преодоление препятствий и метание в цель) возможен другой вариант определения победителя: заранее оговаривают «стоимость» каждого прицельного броска, выражая ее в определенном количестве секунд или определенном количестве игроков.

Предположим, согласно условиям игры, 2 прицельных попадания приравниваются к одному участнику, пришедшему к финишу первым. Таким образом, если команда «А» финишировала позже команды «Б» на 2 человека, имея 5 точных попаданий, а игроки команды «Б» ни разу не поразили цель, то в общем итоге победа присуждается команде «А», поскольку она проиграла в скорости (на 2 человека), но опередила своих соперников в точности (5 попаданий).

Все перечисленные выше приемы судейства являются вполне объективными.

Перед соревнованиями необходимо заранее определить с представителями команд, какая формула судейства будет применена.

В играх с повторяющимися действиями команд (например: «День и ночь», «Часовые и разведчики») каждой из них следует предоставлять одинаковое количество попыток (повторений).

Результаты каждой команды в двусторонней игре целесообразно объявлять в ходе соревнований (как только одна команда получает преимущество в определенных цифровых показателях - очках, баллах).

Это способствует повышению интереса к игре, как самих участников, так и зрителей.

Ресурсное обеспечение спортивной работы


В данном методическом пособии подробно излагаются формы и методы спортивно-оздоровительной работы в летних оздоровительных лагерях.

В работе представлены положения, программа, план работы, план – сетки, протоколы, массовые мероприятия и т.д., позволяющие более эффективно организовать проведение спортивной работы в оздоровительно лагере.

Материалы данного пособия призваны помочь организаторам внеклассной и внешкольной работы с детьми, учителям физической культуры, инструкторам по спорту, воспитателям и вожатым в правильном, целесообразном планировании спортивно-оздоровительной работы, которая не только будет способствовать укреплению здоровья детей, но и разнообразит их отдых, наполнит его интересными делами и событиями.

Желаем спортивных и творческих



 

 

Это интересно: