→ Правила техники безопасности во время занятий гимнастикой. Техника безопасности при проведении занятий по гимнастике I. Общие требования безопасности. Техника безопасности на уроках физической культуры после занятий

Правила техники безопасности во время занятий гимнастикой. Техника безопасности при проведении занятий по гимнастике I. Общие требования безопасности. Техника безопасности на уроках физической культуры после занятий


Учащийся должен: одеть спортивную обувь и форму; заходить в спортзал, и выполнять упражнения с разрешения учителя; соблюдать интервал и дистанцию; Учащимся нельзя: - покидать место проведения занятия без разрешения учителя; - толкаться, ставить подножки в строю и движении; 2


Гимнастическое бревно Нельзя на снаряде находиться одновременно двум занимающимся. Выполнять упражнение со страховкой. Вся площадь вокруг бревна застилается матами в один слой, а в месте приземления - в два слоя. Прежде чем выполнять упражнение на бревне, разучите его и добейтесь уверенного исполнения на полу или гимнастической скамейке.


Акробатическая дорожка При укладке не должно быть зазоров, а также наложения края мата на другой. Перед выполнением упражнения убедитесь, что на матах нет посторонних предметов или учащихся, которые могут помешать выполнить задание. Во время выполнения упражнений не выбегайте на дорожку, не мешайте другим.


Перекладина Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями. На перекладине, необходимо помнить, что неточность в исполнении упражнения или недостаточно хороший хват приводит к срыву и падению. В местах соскоков положить гимнастические маты.


Лазание по канату Не раскачивайте канат, на котором учащийся выполняет упражнение. Залезайте и спускайтесь с каната способом, указанным учителем.. Не используйте его не по назначению. В месте соскока уложить гимнастический мат. Нельзя соскальзывать с каната при спуске.


Опорный прыжок Не выполнять упражнения без страховки. На опорном прыжке в месте приземления уложите маты в два слоя. Проверить исправность мостика. Не начинайте выполнять упражнение, если есть помехи при разбеге или в месте приземления. При выполнении опорного прыжка другим учащимся не перебегайте место для разбега.

Техника безопасности на занятиях гимнастикой

1. Общие требования безопасности
1.1. К занятиям гимнастикой допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При проведении занятий по гимнастике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
1.3. При проведении занятий по гимнастике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
- травмы при выполнении упражнений на неисправных спортивных снарядах, а также при выполнении упражнений без страховки;
- травмы при выполнении гимнастических упражнений без использования гимнастических матов;
- травмы при выполнении упражнений на спортивных снарядах с влажными ладонями, а также на загрязненных снарядах.
1.4. В спортивном зале должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
1.5. При проведении занятий по гимнастике в спортивном зале соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Спортивный зал должен быть обеспечен двумя огнетушителями.
1.6. О несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который информирует об этом администрацию учреждения. При неисправности спортивного оборудования прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).
1.7. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения упражнений и правила личной гигиены.
1.8. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
2.2. Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал.
2.3. Проверить надежность крепления перекладины, крепления опор гимнастического коня и козла, крепление стопорных винтов брусьев.
2.4. В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной.

3. Требования безопасности во время занятий
3.1. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах без учителя (преподавателя, воспитателя) или его помощника, а также без страховки.
3.2. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями.
3.3. Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении упражнений другим обучающимся.
3.4. При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседая.
3.5. При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При появлении во время занятий боли в руках, покраснения кожи или потертостей на ладонях, а также при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).
4.2. При возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятия, эвакуировать обучающихся из спортивного зала, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании занятий
5.1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
5.2. Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал.
5.3. Снять спортивный костюм и спортивную обувь.
5.4. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

РАБОЧИЙ ЖУРНАЛ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Безопасность на уроках по гимнастике

Выполнение учащимися отдельных упражнений (особенно на гимнастических снарядах и опорных прыжков) связано с определенным риском. При несоблюдении мер предосторожности и неловком движении возможны срывы со снарядов (перекладина, брусья, бревно, гимнастическая лестница и др.) и падения, а в результате – травмы.

Типичные травмы:
ссадины, потертости и срывы мозолей;
ушибы и растяжения сумочно-связочного аппарата лучезапястного, локтевого, плечевого, коленного и голеностопного суставов;
разрывы ахиллова сухожилия и трехглавой мышцы голени;
не исключены ушибы головы.
Меры обеспечения безопасности
1. Правильно выбирать места занятий и размещать снаряды в зале, располагать их на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Нельзя ставить снаряды так, чтобы учащиеся выполняли упражнение лицом к яркому свету. Ученики должны хорошо видеть снаряд и место соскока. Снаряды необходимо обложить гимнастическими матами с учетом мест приземления после соскоков и возможных срывов и падений. В местах приземления желательно уложить два слоя матов. Гимнастические маты укладывать так. чтобы между ними не было промежутков, а приземление приходилось на середину одного из них.
2. При подготовке к занятиям на брусьях прежде всего необходимо проверить высоту брусьев. Для этого следует, поддерживая одной рукой жердь (а не вкладыши), а другой, отвернув стопорный винт, надавить пружину защелки. Если делать это вдвоем, то один ученик должен держать жерди и изменять их высоту, а другой – отвертывать и завертывать стопорные винты. Высоту жердей обычно устанавливают одновременно с обоих концов, при этом стоять под ними запрещается.
3. При установке перекладины и брусьев разной высоты особое внимание необходимо обратить на вертикальное положение стоек и равномерное натяжение тросов у грифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. При закреплении к крючкам на полу (лягушкам) необходимо следить за тем, чтобы звено цепи предварительно было освобождено и растяжки были закручены надежно. Для проверки правильности установки снарядов нужно взяться за тросы и сильно потянуть их на себя и от себя: перекладина и брусья должны находиться в строго вертикальном и устойчивом положении. Перед началом урока следует протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой.
4. Не реже одного раза в учебный год необходимо тщательно осматривать подвесные снаряды (канат, шест, кольца) и гимнастические стенки. Особенно часто и внимательно следует проверять надежность крепления снарядов. Канаты, шесты, гимнастические стенки должны быть крепкими, надежно прикреплены к потолку, стене. На канатах не допускаются порывы нитей и завязывания узлов. Шесты и рейки гимнастической стенки должны быть гладкими и не иметь трещин, сколов.
5. В подготовительной части урока, при выполнении общеразвивающих упражнений, особенно с предметами, надо указывать соответствующие дистанции и интервал, чтобы учащиеся не задевали друг друга, что может привести к ушибам. В разминку необходимо включать подготовительные упражнения направленного воздействия.
Для подготовки лучезапястного сустава применяются вращательные движения кисти; подскоки и передвижения на руках в упоре лежа; из положения стоя согнувшись падение вперед в упор лежа.
Подготовка голеностопного сустава осуществляется вращательными движениями стопой; поднимание на носки с пружинистым покачиванием и др.
Для подготовки локтевых и плечевых суставов выполняют: вращательные и рывковые движения; сгибание и разгибание рук. Эффективным является выполнение этих упражнений с использованием гимнастических палок и отягощений, например гантелей.
Подготовка меж позвонковых сочленений включает: прогибания и глубокие наклоны; различные повороты и вращения.
При выполнении упражнений на гибкость необходимо учитывать уровень физической подготовленности занимающихся, так как некоторые упражнения (например, шпагат) могут стать причиной повреждений мышечно-связочного аппарата.
6. В основной части урока важное значение для обеспечения безопасности имеют помощь и страховка. Помощь в гимнастике – это облегчение действий ученика при выполнении упражнений. Она способствует созданию у занимающихся правильного представления об упражнении, овладению техникой его выполнения; применяется при недостаточном развитии у обучаемых мышечной силы, координационных способностей, быстроты.
Различают следующие вилы помощи:
проводка – действия учителя физкультуры сопровождают ученика по ходу всего упражнения или отдельной его части, фазы;
фиксация – задержка ученика учителем в определенной точке движения;
подталкивание – кратковременная помощь при перемещении ученика снизу вверх;
поддержка – кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз;
подкрутка – кратковременная помощь ученику при выполнении поворотов;
комбинированная помощь – использование различных приемов, применяемых одновре-менно и последовательно.
Помощь, как правило, оказывается на начальной стадии обучения новому упражнению. По мере овладения техникой выполнения упражнения непосредственная помощь заменяется страховкой, которая позволяет решать задачи психологической подготовки занимающихся (преодоление страха), а также избежать травмы.

Страховка – это обеспечение безопасности при выполнении упражнений, осуществляемое учителем физической культуры или учениками класса. В зависимости от сложности упражнения страхует кто-то один или одновременно несколько человек. Нельзя ставить на страховку не подготовленных для этого учеников.
Всех занимающихся следует обучать не только приемам помощи и страховки, но и самостраховки для того, чтобы они умели самостоятельно выходить из опасных положений.

Самостраховка – это заранее разученные приемы обеспечения безопасности, применяемые са-мим занимающимся для предупреждения травм. Например, предотвратить срыв со снаряда можно своевременным прекращением движения, соскоком со снаряда, выполнением дополнительных движений (сгибания рук, ног, туловища для замедления инерционного движения), изменением упражнения.

Очень важно научиться правильно приземляться во время падения: при падении назад надо присесть, согнуться и выполнить перекат назад; при падении вперед – сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа, упруго сгибая руки.

Стоящий на страховке обязан правильно выбрать место для оказания страховки и, не мешая выполнению упражнения, умело использовать разные приемы страховки. Так, при выполнении упражнений на брусьях нельзя держать руки над жердями на пути движений ученика. На перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страхуют, либо стоя точно под снарядом, либо незначительно перемещаясь по ходу выполнения маха. Особенно необходимо страховать учеников во время выполнения соскока (страхующий должен находиться непосредственно около места приземления). При выполнении опорных прыжков на коне (козле) страхуют, стоя непосредственно у места приземления, поддерживая ученика за руку.

Слайд 2

1. Требования безопасности перед началом занятий. 2. Требования безопасности перед началом занятий. 3. Требования безопасности во время занятий. 4. Требования безопасности по окончании занятий. 5. Требования безопасности при аварийных ситуациях. 6. Требования безопасности при аварийных ситуациях. Пожар. 7. Безопасность на уроках физической культурыМеры предосторожности.

Слайд 3

Требования безопасности перед началом занятий

Надеть спортивный костюм и спортивную обувь на нескользкой подошве. Протереть гриф перекладины, проветрить спортивный зал. Проверить надежность крепления перекладины, крепления гимнастического коня и козла, крепление спортивных винтов брусьев. В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты, чтобы поверхность была ровной

Слайд 4

Не выполнять упражнения на снарядах без учителя Не выполнять упражнения на снарядах с влажными ладонями Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении упражнений другими учащимися При выполнении упражнений потоком соблюдать достаточный интервал, чтобы не было столкновений При прыжках и соскоках со снарядах приземлятся мягко на носки ступней, пружинисто приседая

Слайд 5

Требования безопасности во время занятий

Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении упражнений. При выполнении прыжков со спортивных снарядов приземляться мягко, пружинисто приземляясь.

Слайд 6

Требования безопасности по окончании занятий

Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь. Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал. Снять спортивный костюм и спортивную обувь Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки мылом.

Слайд 7

Требования безопасности при аварийных ситуациях

При появлении во время занятий боли в руках, покраснений кожи или при плохом самочувствии, прекратить занятия и сообщить об этом учителю. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации учреждения.

Слайд 8

Требования безопасности при аварийных ситуациях. Пожар.

При возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятия, эвакуировать обучающихся из спортивного зала, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

Слайд 9

Безопасность на уроках физической культурыМеры предосторожности.

Не приступать к занятиям без соответствующей спортивной формы. Не выполнять упражнения без разрешения учителя.

Посмотреть все слайды

В занятиях гимнастикой применяются самые разнообразные упражнения, которые редко встречаются в жизненной и трудовой практике. Они состоят из сложных двигательных действий, а их выполнение связано со специфическими условиями.

К наиболее существенным факторам, определяющим эти условия, относятся :

1. Наличие большого количества разнообразных по форме и содержанию движении, выполняемых на снарядах, специальных конструкциях.

2. Преобладание движений вращательного характера, с постоянно изменяющимся положением тела в пространстве.

3. Умение управлять движениями в полете и при приземлениях.

На занятиях по гимнастике должны предприниматься все меры, направленные на соблюдение техники безопасности во избежание травм.

К основным причинам травматизма относятся:

1. Несоблюдение правил организации и методики занятий.

2. Несвоевременная проверка оборудования и инвентаря.

3. Нарушение санитарно-гигиенических условий.

4. Отсутствие или несистематическое проведение врачебного контроля.

5. Недостаточная воспитательная работа с занимающимися.

В целях профилактики травматизма до занятий и соревнований необходимо :

А) подготовить учебную документацию (планы, конспекты);

Б) проверить соответствие мест занятий санитарно-гигиеническим требованиям, исправность оборудования и инвентаря, соответствие спортивного костюма и обуви каждого занимающегося требованиям безопасности и гигиены;

В) проверить наличие визы врача, разрешающего допуск к занятиям после перерыва, вызванного болезнью гимнаста или какими-либо другими причинами, а также допуск к соревнованиям.

Во время занятий следует :

А) соблюдать все правила их организации;

Б) проверять перед началом занятия на каждом снаряде исправность креплений, расположение матов возле снарядов, качество магнезии, канифоли;

В) использовать современные методы обучения, умело применять помощь и страховку.

Одна из наиболее распространенных причин травматизма – плохая организация занятий.

1. Строго соблюдать расписание и план каждого занятия.

2. Воспитывать у занимающихся сознательную дисциплину, требовать от них выполнения всех указаний.

3. Обеспечивать постоянный контроль за действиями каждого из обучающихся, запрещать им самостоятельно переходить от снаряда к снаряду.

4. Правильно размещать занимающихся, обеспечивая хорошую видимость снарядов, мест отталкивания и приземления. Устанавливать снаряды с таким интервалом, чтобы избегать столкновений занимающихся.

4. Программа по физической культуре для учащихся общеобразовательной школы (раздел "Гимнастика").

В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, чем хотел бы молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент, иначе называемый ядром, составляет основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.


Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ.

Программный материал по гимнастике усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе ypоков, так и отдельно один час в четверти. Обучающиеся должны знать:

5-7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.

8-9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.

Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе "Демонстрировать", что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы учащийся сдает дифференцированный зачет.

Задачи физического воспитания учащихся 1-4 классов:

· укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

· овладение школой движений;

· развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

· формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

· выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

· приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

· воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов:

· на содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья учащихся, закреплению навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия; на содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации, на здоровый образ жизни;

· на обучение основам базовых видов двигательных действий;

· на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;

· на формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей на основе систем организма;

· на углубленное представление об основных видах спорта;

· на приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятиям лю­бимым видом спорта в свободное время;

· на формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

· на содействие развития психических процессов и обучение психической саморегуляции.



 

 

Это интересно: