→ Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование. Что такое спортивное ориентирование Правила спортивного ориентирования на местности

Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование. Что такое спортивное ориентирование Правила спортивного ориентирования на местности

14-16 сентября 2018 г. в м.Устуу-Хурээ, Дзун-Хемчикского кожууна состоятся соревнования по спортивному ориентированию "Кубок Федерации спортивного ориентирования Республики Тыва-2018", посвященных юбилею Ойдупа А.С. Начало соревнований в 12.00 часов. Проезд до 7 км автодороги Чадан - Бажын-Алаак, далее к храмовому комплексу Устуу-Хурээ.

Программа соревнований

14 сентября
9.00-13.00 Регистрация участников.
13.00 «Спортивный лабиринт», тренировка
17.00 Инструктаж по виду соревнований в ночных условиях
19.30 Соревнования по ориентированию в ночных условиях для групп МЖ-18;21; Ветераны - личные, для групп МЖ-14; 16 - командные (4 чел, не менее 1 дев). (участникам необходимо иметь фонари)
15 сентября
9.00 Кросс - спринт (15-20 мин)
14.00 Кросс - классика (35-40 мин)
17.00 Награждение победителей личных соревнований
18.00 Конкурсная программа
16 сентября
9.00 Кросс - выбор (60 мин)
13.00 Награждение победителей, отъезд

Положение Схема проезда On-line регистрация Карты Протоколы

О вы ходе на КП

Вариантов расположения точечного ориентира, на котором находится КП, относительно других ориентиров, встречается множество. И для каждого случая ориентировщик должен использовать наиболее рациональный путь движения от привязки к КП.

Как научиться гарантированно быстро выходить на КП?

Первый и самый естественный способ - почаще стартовать. Появится опыт, интуиция. Но это так же долго и не очень успешно, как учиться читать, не зная букв. Следует прежде усвоить для себя определенный комплекс приемов.

Бесконечное множество ситуаций возле КП можно разделить на отдельные группы ситуаций, похожих друг на друга и требующих применения примерно одинаковых приемов для взятия КП. Например:

КП расположен возле точечного ориентира;

КП расположен возле площадного ориентира;

КП расположен возле линейного ориентира;

КП расположен на конце линейного ориентира и т. д.

Рассмотрим несколько часто встречающихся на дистанции ситуаций.

1. Ориентир с КП находится возле пересечения дороги с просекой. Расстояние от привязки до КП в пределах 100-200 м. Обозначим его КП 2. Сами находимся на КП 1.


С КП 1 на привязку (пересечение тропы и просеки) мы попадаем грубо выбрав направление и с большой скоростью бега. На привязке как можно точнее оцениваем направление и расстояние и следуем к КП 2. В намеченной точке останавливаемся и быстро осматриваемся кругом. Если мы в пределах зоны видимости КП 2, обнаруживаем его.

Какова вероятность попадания на КП с первого захода?


Допустим, что радиус видимости КП 10-15 м. из-за высокой травы и кустарника. При отсчете расстояния в беге мы неизбежно допускаем ошибку по расстоянию, можем не добежать или перебежать. Образуется зона ошибки, отображенная на рисунке оранжевым цветом. По направлению тоже имеется ошибка: можем уйти правее или левее. В итоге, отсчитав требуемое количество шагов в выбранном направлении, мы оказываемся, если повезет, в зоневидимости КП, очерченной штриховой линией (условно изображена в виде круга), а если не повезло, то внутри сложной фигуры, охватывающей зону видимости. Обозначим зону видимости

S 1, а «площадь невезения» — S 2.

При высокой квалификации ориентировщика ошибки по направлению и расстоянию меньше, и S 2, как правило, всегда меньше S 1.

В любом случае, если спортсмен уверен в том, что он находится в недалеко от КП, он не должен покидать это место. Возможно, рядом находится дополнительный ориентир и логично будет воспользоваться и им.

2. Ориентир с КП находится на расстоянии 50-100 м. от линейного ориентира. Исходная точка довольно далеко от этого линейного ориентира (метров300-500 или далее). По длине этого линейного ориентира нет четко выраженных привязок. На рисунке исходная точка, откуда надо попасть на КП - пересечение дороги и просеки.


Оцениваем расстояние до точки А и возможную ошибку К при пробегании этого расстояния. Вычитаем отрезок К из расстояния до точки А, и оставшеесячисло показывает, сколько нужно пробежать по просеке (до условной точке Б). Преодолев расстояние, соответствующее этому числу, мы точно знаем, чтоне добежали до района КП. Поворачиваем в лес перпендикулярно просеке, проходим расстояние, равное расстоянию от просеки до КП, снова поворачиваем и движемся параллельно просеке. Проходим расстояние К и выходим в район постановки КП.

3. Ориентир с КП находится на расстоянии 50-100 м. от линейного ориентира, а наша исходная точка удалена от линейного ориентира на 200 м. и более.Двигаться к КП предстоит примерно перпендикулярно к линейному ориентиру. На пути движения нет четких, далеко видимых линейных ориентиров, позволяющих легко контролировать направление.

Если бежать по азимуту прямо в направлении КП, на просеке мы не будем знать, справа или слева находимся от направления на КП. Поэтому в таких случаях рекомендуется заведомо отклониться вправо или влево. В таком случае, выходя на посеку, ориентировщик знает, где находится относительно КП. Понятно, что дальше нужно углубиться в лес на расстояние от просеки до КП и продолжить движение параллельно просеке в нужном направлении

Старт-КП 1 - точное движение по азимуту;

КП 1-КП 2 - приближенное движение по азимуту;

КП 2-КП 3 - движение с упреждением;

КП 3-КП 4 - бег в «мешок»;

КП 4-КП 5 - движение по цепочке ориентиров;

КП 5-КП 6 - использование линейных ориентиров с точным определением местоположения;

КП 6-КП 7 - использование линейных ориентиров;

КП 7-КП 8 - использование развилок с крутым поворотом дороги;

КП 8-КП 9 - движение по горизонтали;

КП 9-КП 10 - прямое пересечение горизонталей;

КП 10-КП 11 - выход на КП на склоне;

КП 11-КП 12 — использование передней привязки;

КП 12-КП 13 - использование задней привязки;

КП 13-КП 14 - использование тормозного ориентира;

КП 14-КП 15 - то же при неточном выходе на КП;

КП 15-КП 16 - комбинированный способ движения.

Выбор пути движения

Выбранный путь должен отвечать таким условиям:

Самый короткий;

Надежный с точки зрения ориентирования;

Обеспечивающий быстроту передвижения;

Не требующий чрезмерно частого обращения к карте;

Не требующий излишней затраты сил; — безопасный.

А в сумме выбранный путь должен давать возможность пробежать от КП до КП за кратчайшее время с минимальной затратой сил.

Все эти требования находятся в противоречии. Например, самый короткий путь проходит через непроходимые заросли и болота. Путь, не требующий многократного обращения к карте, может проходить по просеке, пересеченной холмами и глубокими оврагами. Путь, обеспечивающий быстроту передвижения, проходит по окружным дорогам, в 2-3 раза увеличивающим расстояние. Так что выбор пути движения - это искусство компромиссов, где приходится жертвовать частью одних качеств ради выигрыша в других. Нельзя жертвовать только одним - безопасностью! Например, нельзя выбирать путь через непроходимое болото или там, где предстоит спускаться с обрыва

1. Умейте видеть главное

В спортивной карте есть понятие единицы информации. Это ориентиры, их части, сочетания - словом, все, за что есть, как говорится, «зацепиться глазу». На большинстве единиц информации можно поставить КП. Например, самая маленькая полянка, которую можно изобразить на карте,— единица информации. Большая прямоугольная поляна - 9 единиц информации (4 угла, 4 стороны, желтая краска площади).

На одном квадратном километре карты обычно несколько десятков единиц информации. Ориентировщику при работе с картой приходится постоянно запоминать один за другим участки карты. Понятно, что рассмотреть и запомнить все, что нарисовано, практически невозможно. Да в этом и нет необходимости. Важно научиться выделять только те ориентиры, которые являются ключевыми точками при выборе пути движения. При большой насыщенности картами необходимо уметь применять такую мыслительную операцию, как генерализация, т. е. вычленять самые необходимые объекты на карте, игнорируя малозначительные элементы. И, наоборот, при бедной на ориентиры карте необходимо использовать принцип детализации, учитывая даже вроде малозначительные, малозаметные детали.


2. Закономерности геометрии и скорости

Часто лес поделен просеками на прямоугольные фигуры. Если кратчайший путь проходит по диагонали квадрата, то путь по просекам, представляющим собой две стороны квадрата, оказывается длиннее на 41%. Если кратчайший путь походит по диагонали прямоугольника, представляющего собой половину квадрата, то путь по просекам будет длиннее на 34%.

Поэтому обходной путь по сторонам квадрата ориентировщик выбирает только тогда, если предполагает, что путь по диагонали из-за плохой проходимости приведет к увеличению времени не менее, чем на 50-70%, то есть в 1,5-1,7 раза. Ведь нужно помнить, что и на просеках редко бывает идеальная дорога. Песок, мокрая скользкая трава, разбитая колея, заросли могут ухудшить проходимость, увеличить время бега.

При прохождении дистанции с большим набором высот необходимо знать следующее: подъем на 15 м. равноценен по затратам энергии пробеганию в среднем темпе 200 м. по ровному участку с плотным грунтом.

Выбор варианта в большой степени зависит от уровня подготовленности ориентировщика: чем более он силен физически, тем ему выгоднее выбирать более прямые пути

3. Степень надежности ориентиров

Предположим, у вас есть выбор: пробежать длинный отрезок по лесу вдоль холмистой гряды или по тропам, но все эти тропы образуют целую сеть. Трудно сразу сказать, что быстрее, но то, что пользоваться рельефными ориентирами надежнее, чем некоторыми тропами,— это точно.


Формы рельефа, крупные скалы, берега водоемов за несколько лет не изменятся. А сеть троп, степень проходимости местности, небольшие поляны, искусственные сооружения, границы болот могут измениться. Может меняться внешний вид ориентиров и со сменой времени года. Лучше всего просматривается местность ранней весной, пока нет листвы. Осенью небольшие тропы маскируются опавшими листьями

4. Снижение скорости под влиянием условий дистанции

Коэффициенты удлинения времени бега для разных условий относительно времени, затраченного на такой же отрезок пути по гладкой дороге с хорошими условиями сцепления обуви с поверхностью грунта:

Условия передвижения Коэффициент увеличения времени Хорошая, гладкая дорога 1,0 Тропа 1,1 Мокрая просека, песок 1,2-1,4 Лес без подлеска 1,2 Лесс подлеском 1,4-1,8 Подъем 50 м. на 1 км. 1,5 Труднопроходимый участок, болото, пашня 2,0 Непроходимый участок 3,0-5,0

(Из книги Шириняна А. А. и Иванова А. В. «Современная подготовка спортсмена-ориентировщика.»)

Принцип скорейшего достижения цели.

Выбирать следует самый быстрый вариант (то есть, вариант с наименьшей эквивалентной длиной). Исключения из этого правила могут быть обусловлены применением других принципов, описанных ниже, главным образом, принципа надежности ориентирования.

Принцип надежности ориентирования.

Следует избегать вариантов, которые могут привести к ошибкам в ориентировании. Например, при наличии длинного азимутного хода в условиях плохой видимости и отсутствии надежных опорных ориентиров, что может привести к значительным отклонениям при беге в заданном направлении по компасу, желательно просмотреть альтернативные варианты.

Принцип уменьшения риска.

Следует избегать вариантов, которые выглядят сомнительно с точки зрения проходимости. Так, например, даже узкая полоска 100% «зеленки» может оказаться абсолютно непроходимой. То же самое относится к непроходимым скалам и болотам, водным преградам, грунтовым обрывам, заборами оградам. Следует, по возможности, избегать больших пространств, обозначенных второй градацией проходимости (растр или штриховка), поскольку согласно описанию данных условных знаков скорость бега внутри таких участков может снижаться на 80%. что соответствует пятикратному обходному пути.

Принцип экономичности.

При наличии двух более-менее равноценных вариантов выбирать следует тот, где условия бега требуют меньших энергозатрат, то есть отсутствуют крутые подъемы и спуски, труднопроходимые участки и другие естественные препятствия, иными словами, более удобный для бега вариант. Этот принцип не должен вступать в противоречие с принципом скорейшего достижения цели - более удобный вариант не должен по времени прохождения существенно отличаться от самого быстрого.

Принцип учета индивидуальных особенностей.

У каждого ориентировщика есть свои сильные и слабые стороны. Один обладает хорошими силовыми качествами, легко бежит в гору и по болоту, затоне любит бегать по дорогам, другой, наоборот, обладает хорошей легкоатлетической подготовкой и быстро бежит по дороге, но не любит преодолевать участки густой растительности и завалы в лесу. Третий может быть относительным «тихоходом», но зато почти не теряет времени при беге по зарослями бурелому. И, наконец, есть всесторонне подготовленные спортсмены, которые не теряются в любой ситуации. Естественно, что каждый из них будет выбирать такой вариант, на котором он лучшим образом проявит свои сильные стороны и скроет слабые.

Выбор варианта зависит также и от того, находится ли ориентировщик в начале пути, пока он еще бежит со свежими силами, или же ближе к концу, когда начинает сказываться общее физическое утомление. В последнем случае надо строго соблюдать принцип экономичности и стараться избегать участков, прохождение которых требует больших физических усилий.

Алгоритмы выбора вариантов.

Алгоритм выбора варианта на слабопересеченной местности с относительно хорошей проходимостью:

1. В первую очередь оцениваем наиболее короткий (прямой или относительно прямой) вариант.

2. Если этот вариант приемлем, на всякий случай быстро оцениваем обходные варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если они дают достаточно очевидное преимущество.

3. Если прямой вариант неудобен для бега (или проблематичен с точки зрения ориентирования), более внимательно присматриваемся к обходным вариантам. Останавливаемся на прямом варианте только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.

Алгоритм выбора варианта в горной местности:

1. В первую очередь находим и оцениваем вариант с наименьшим набором высоты.

2. Если этот вариант не слишком длинный, рассматриваем его как основной,но на всякий случай оцениваем другие варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если они дают достаточно очевидное преимущество, возможно, за счет более удобного бега по дорогам.

3. Если вариант с наименьшим набором высоты слишком длинный, неудобный для бега или проблематичен с точки зрения ориентирования, настойчиво ищем другие варианты. Останавливаемся на первом (с наименьшим набором высоты) только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.


Алгоритм выбора варианта в условиях плохой проходимости:

1. В первую очередь находим и оцениваем вариант, проходящий по дорогам или наиболее «чистым» участкам.

2. Если этот вариант не слишком длинный, рассматриваем его как основной, но на всякий случай оцениваем другие, более короткие варианты. Останавливаемся на них только в том случае, если проходимость участков, по которым проходит вариант, вполне удовлетворительная. Полностью отбрасываем сомнительные варианты, например, проходящие через 100% «зеленку».

3. Если основной вариант слишком длинный или проблематичен с точки зрения ориентирования, настойчиво ищем другие варианты. Останавливаемся на первом (наиболее удобном для бега) только в том случае, если альтернативные варианты выглядят еще хуже.

Помните о том, о чем уже не раз упоминалось: хороший начальник дистанции всегда спланирует трассу так, что самый технически сложный вариант оказывается самым быстрым. Совершенствуйте свое техническое мастерство и смело идите на такие варианты.

Тактика прохождения отдельных участков дистанции

1. Начало дистанции. Тактика взятия «первого КП»:

Взятие первого КП — ключевой момент дистанции. Не следует торопиться при выходе на него. Выигрыш нескольких секунд на первом КП ничего не решает, а вот потерять на нем можно много, а то и сразу все.

По пути на первый КП необходимо решить сразу несколько задач: «врабатывание» организма, «вхождение» в карту, знакомство с особенностями карты, местности, характера планировки дистанции и постановки КП. Необходимо оценить условия видимости и проходимости, которые могут иметь, в том числе,и сезонный характер. Отсюда следуют рекомендации:

Не выходите на режим максимальной скорости прямо со старта;

Выберите вариант, позволяющий получить по пути на первый КП как можно больше информации о проходимости и видимости на местности, избегая при этом ненужного риска;

Чаще обращайтесь к карте, подробно разберитесь в том, что и как на ней обозначено; — постарайтесь быстро приспособиться к масштабу карты;

Обратите внимание на стиль изображения рельефа на карте;

Не ставьте себе задачу догнать стартовавшего перед вами спортсмена, даже если это ваш главный конкурент.

2. «Ключевые» этапы:

Некоторые этапы на дистанции могут иметь особое значение для достижения высокого результата, особенно так называемые «этапы с решающим выбором варианта». Выигрыш (или, наоборот,проигрыш) за счет выбора варианта на таких этапах может достигать нескольких минут.

Постарайтесь выделить такие этапы заранее (как правило, это длинные и сверхдлинные этапы) и проанализируйте их при первой же возможности, например, при беге по дороге, когда у вас наступит некоторая пауза в ориентировании.

Если такой возможности у вас не найдется заранее, внимательно отнеситесь к выбору варианта непосредственно на предыдущем КП. При этом соразмеряйте время, потраченное на выбор варианта с теми потерями, которые вы можете иметь в результате выбора не самого оптимального пути.Если речь идет о возможности выигрыша 20-30 секунд за счет выбора варианта, не следует тратить на выбор пути более этого времени.

3. Заключительная часть дистанции:

Заключительная часть дистанции зачастую оказывается решающей в борьбе за высокий результат, и особую роль здесь начинает играть физическое утомление. Речь идет скорее о психологических моментах, таких как сохранение предельно высокого уровня концентрации внимания на фоне утомления, абстрагирование от бегущих рядом участников (ближе к финишу дистанции различных классов сходятся и количество «соседей» увеличивается), тем не менее, имеются и некоторые тактические нюансы.

Ключом к успеху здесь может послужить выбор наиболее надежных вариантов и приемов ориентирования. Соберите остатки сил и пройдите заключительную часть дистанции на высокой скорости, соблюдая при этом принцип безопасности. Помните, что последний КП чаще всего расположен на сравнительно открытом месте с хорошей видимостью, к тому же финишная разметка может послужить надежной страховкой.

«Выложиться» до конца на финише необходимо, если вы боретесь за высокий результат. В этом смысле показателен пример короткой дистанции финала Кубка Мира 2000 года, когда Валентин Новиков за 400 метров до финиша шел вровень с лидером, но, проиграв на этапе до последнего КП, а также на финишной прямой в сумме около 8 секунд, показал лишь четвертый результат. Скорее всего, ему просто не хватило сил на финише, так как за 1 км. до финиша он потерял около 20 секунд и упустил лидерство, затем с помощью сверхусилий восстановил «статус-кво», но на последних 400 метрах его просто оставили силы.

«Секреты» ориентировщика.

1.Не превышать скорое передвижения . У каждого человека в зависимости от его физической и технической подготовки существует своя „критическая" скорость. При превышении ее быстро наступает утомляемость, пропадает четкость чтения карты, ухудшается техника ориентирования и даже теряется контроль за направлением движения.

2. Перед уходом с точки своего стояния нужно задать ce6е вопрос : „Что является ориентиром-привязкой у конечной точки маршрута?" и ответить на него — определить ориентир, от которого будет сделан выход на цель движения и установить по карте путь к нему.

3. Если с первого захода не удалось попасть в конечную точку движения , то не нужно метаться из стороны в сторону, необходимо внимательно осмотреть вокруг местность, уточнить легенду (пиктограмму) КП. Если есть уверенность, что „привязка" взята правильно, нужно повторить заход. Если была сделана ошибка, то необходимо выйти к новой привязке и сделать заход от нее.

4. Допустив ошибку и потеряв время , не нужно пытаться за счет ускорения процесса ориентирования наверстать упущенное время. Надо вспомнить о „критической" скорости.

5. При решении ориентировочных задач не нужно отвлекаться от спокойного и терпеливого размышления, не прислушиваться к советам прохожих, зрителей и соперников.

Основные понятия в спортивном ориентировании
Чтобы хорошо ориентироваться на незнакомой местности , знать , где находишься , уметь выбрать лучший путь и пройти к намеченной цели , нужно регулярно упражняться с картой и компасом , тренировать зрительную память и наблюдательность . Рассмотрим основные "секреты ", помогающие быстро и уверенно передвигаться по незнакомой местности .

Условные знаки
Познание секретов ориентирования начинается с изучения и запоминания условных знаков . Для изображения местности , обозначения объектов ориентирования , характеристики условий видимости и передвижения на спортивных картах используется более 100 условных знаков . Чтобы "читать " карту , необходимо выучить условные знаки - азбуку карты . Знаки спортивных карт очень наглядны и в большинстве своем напоминают форму изображаемых ими предметов (вид сверху или сбоку ).

Спортивная карта -
хрестоматия для ориентирования , с ее помощью можно представить характер и особенности местности . Спортивная карта посредством условных знаков дает форму и контуры застроенных территорий , расположение отдельных строений , изгородей , навесов , кормушек , колодцев , мостиков и др . На карте нанесены все пути сообщения . Условные знаки дорог и троп показывают , где и в каком направлении они проходят , по каким из них можно выйти к намеченной цели , обойдя реки и овраги , затерянные в гуще леса . По карте можно определить рельеф , увидеть , где находятся лес, поляны , просеки , вырубки , озера , ручьи , но для этого нужно научиться "читать " карту , по совокупности условных знаков уметь создавать картину окружающей природы . Помимо точного взаимного расположения объектов спортивная карта позволяет определять расстояния . Для этого достаточно измерить его на карте зная масштаб карты .

Ориентирование карты
Оказавшись в незнакомой местности , прежде всего нужно сориентировать карту : её устанавливают так, чтобы линии север-юг на карте имели одинаковое направление со стрелкой компаса. Верх карты должен находиться в том же направлении , куда указывает северный конец стрелки компаса. После ориентирования карты все объекты, изображенные на ней, будут в полном соответствии с объектами местности . После этого можно приступать к "чтению" карты - сопоставлять местность с картой и карту с местностью.

"Чтение" карты
Умение быстро читать и правильно понимать карту - сложный технический навык. Читают карту только в сориентированном положении и только по ходу, т.е. в направлении движения. Движение "по большому пальцу" - большой палец левой руки, держащей карту, направлен по линии движения, а ноготь фиксирует местоположение ориентировщика в данный момент - существенно облегчает процесс чтения карты, особенно новичкам. При чтении карты все ориентиры подразделяют на точечные, линейные и площадные. К точечным относятся объекты, изображаемые внемасштабными условными знаками (камни, ямы, родники, группы деревьев и т.п.). У линейных ориентиров - дороги, тропы, просеки, канавы, границы леса и вырубок, овраги, промоины - протяженность превышает их ширину. Площадные ориентиры - пруд, озеро, поляны, вырубки, лес, большие холмы, долы, склоны. Точечные и линейные ориентиры воспринимаются проще, так как в большинстве своем требуют восприятия на плоскости. Рельеф местности невозможно воспринимать без развития объемно-пространственного мышления, он наиболее сложен при чтении карты.

Движение по цепочке ориентиров
Придерживаясь надежных и легко опознаваемых на местности ориентиров, можно пройти к намеченной цели. При таком способе передвижения нужна техника ориентирования: сличение карты с местностью, владение компасом и измерение расстояний. Основное требование такого движения - связь карты с местностью. Потеря ориентировки (точки своего местонахождения) может доставить много неприятных минут: придется найти новый надежный ориентир и "привязаться" к карте. Чтобы этого не случилось, реализуя путь по цепи ориентиров, необходимо постоянно следить по компасу за направлением линейных. В этом случае не будет ошибок и "соскальзываний" на неверный путь, который может быть отмечен на местности ориентирами, аналогичными и подобными выбранным для движения.

Выбор пути
Самая трудная, но в то же время и самая захватывающая проблема в ориентировании - выбор пути. Умение выбрать путь, цепочку опорных ориентиров - основной технический прием, которым следует овладеть, чтобы называться ориентировщиком. На выбор пути влияют многие субъективные и объективные факторы, но важнейшим является способность выделять и запоминать ориентиры-привязки, к которым относятся, как правило, крупные линейные и площадные ориентиры и особо выделяющиеся точечные. Ориентиры-привязки определяются по карте, и выход на них не требует больших физических затрат и высокоточной техники ориентирования. Ориентиры-привязки, расположенные поперек движения, называют тормозящими, вдоль выбранного пути и за целью движения - ограничивающими. Правильно выбранные ориентиры-привязки исключают частое обращение к карте при движении, сокращают продолжительность ее чтения, облегчают запоминание карты, обеспечивают быстрый контроль местонахождения, позволяют использовать "грубое" ориентирование без боязни ошибиться. По какому пути следует двигаться? Однозначного ответа дать невозможно, нельзя составить и полный перечень примеров для обучения. Он может быть прямым - по азимуту, обходным - по цепи ориентиров, или, как чаще бывает, комбинированным. Наикратчайший путь по прямой не всегда наилучший. Зачастую движение происходит обходным путем. При выборе пути действуют два противоположных фактора: надежность и время.
Место старта обозначено красным треугольником. Красная и синяя линии - варианты движения двух спортсменов. Кратчайший путь по расстоянию не всегда быстрый по времени.

"Секреты" ориентировщика.
1. Не превышать скорость передвижения. У каждого человека в зависимости от его физической и технической подготовки существует своя "критическая" скорость. При превышении ее быстро наступает утомляемость, пропадает четкость чтения карты, ухудшается техника ориентирования и даже теряется контроль за направлением движения.
2. Перед уходом с точки своего стояния нужно задать себе вопрос: "Что является ориентиром-привязкой у следующего КП?" и ответить на него - определить ориентир, от которого будет сделан выход на цель движения, и установить по карте путь к нему.
3. Если с первого захода не удалось попасть на КП, то не нужно метаться из стороны в сторону, необходимо внимательно осмотреть вокруг местность, уточнить легенду (пиктограмму) КП. Если есть уверенность, что "привязка" взята правильно, нужно повторить заход. Если была сделана ошибка, то необходимо выйти к новой привязке и сделать заход от нее.
4. Допустив ошибку и потеряв время, не нужно пытаться за счет ускорения процесса ориентирования наверстать упущенное время. Надо помнить о "критической" скорости.
5. При решении ориентировочных задач не нужно отвлекаться от спокойного и терпеливого размышления, неприслушиваться к советам прохожих, зрителей и соперников.
Десять шагов к успеху на дистанции /А.Глушко/
(Некоторые советы о порядке действий спортсмена на дистанции)
1. Сориентируй карту с помощью компаса или окружающих объектов, и определи своё местоположение.
2. Посмотри какой КП будешь брать, его номер и на каком ориентире стоит этот пункт.
3. Посмотри с какой точки (ориентира) удобней зайти на КП.
4. Выбери путь движения и наметь промежуточные привязки (ориентиры).
5. Постарайся всё это запомнить.
6. Теперь можно бежать через намеченные привязки до самого КП.
7. Увидев КП посмотри в какую клеточку на карточке будешь делать отметку, приготовь карточку к отметке заранее.
8. Посмотри в какую сторону будешь бежать дальше.
9. Непосредственно на КП проверь его номер и быстро сделай отметку в нужную клеточку на карточке участника.
10. Отойди от КП в нужном направлении.
11.Смотри пункт 1.
Не обращай внимания на соперников и посторонние КП.
Соперники могут ошибаться или хитрить, а забегая на все КП можно только потерять своё местонахождение.
Бежать старайся равномерно без резких ускорений и остановок.
Советы от Н.Довженко
Ни один из данных советов я не навязываю, если нравится - используй.
Вообще, каждый ориентировщик должен иметь свою систему тактико-технических навыков.
Компас и карту лучше носить в левой руке. Правая рука свободна для хватания за деревья на спусках, для отбивания веток и т.д.
Исключения составляют электронные карточки, их намного удобней носить в правой руке.
Компас должен постоянно находиться на карте.
Стрелка компаса должна, по возможности, находиться на меридиане или на параллельном обрезе карты, тогда даже малейшее отклонение сразу видно.
Если КП стоит на самом верху бугра, то не нужно особо ничего читать. Выбегаешь на самую высокую точку бугра и все.В горку лучше бежать не длинными шагами, так быстрее устаешь, а короткими, но частыми. После хорошей горки лучше пробежать 15-20 м полегче, не упираясь, чтобы "почувствовать в ногах легкость", а затем "валить" дальше.
Первое, что ты должен узнать о следующем КП, это его легенда. Отсюда - необходимо искать не КП, а ориентир на котором стоит КП. И вообще, чем больше ты знаешь о районе КП, тем легче (быстрее) его искать.
На очень «скользкие» КП (типа микроямка в зеленке, вдалеке от дорог), лучше заходить на невысокой скорости и по возможности иметь заднюю привязку.
Прогнозируй ситуации. Метод мышления должен быть не типа "че эта за канава, ага вот она", а "эге, правильно, канава!". Ты должен уже ждать ориентиры, то бишь, полностью контролировать свое передвижение.
Мелкие, несущественные ориентиры не нужно читать, выпускай их.

Чаще всего ошибаются либо в начале соревнования, как правило, из-за плохой сосредоточенности, либо в конце, из-за того, что темп бега настолько высок, что спортсмен уже не в состоянии думать. Другие причины заключаются в появлении бессознательного самодовольства, в недооценке задач и ослаблении сосредоточенности. Это бывает обычно после удачного прохождения нескольких участков трассы подряд. И, наконец, влияют соперники, особенно те, которые хотят "прицепиться". Здесь многое зависит от умения не обращать внимания на конкурентов.
Схема причин ошибок на дистанции:
Субъективные причины
1. Ошибки планирования:
а) отсутствие плана
б) плохой план:
-плохой вариант пути
-плохой способ ориентирования
2. Ошибки выполнения:
а) не выполнен технический прием
б) неточное выполнение приема
3. Остальные ошибки (усталость, влияние других участников и т. д.)
Объективные причины
1. Картографические ошибки:
а) неточная карта,
б) плохая читаемость,
в) ошибки в оформлении
2. Ошибки на дистанции, неточный или непригодный КП и т.д.
Различие между волей легкоатлетов, лыжников и волей ориентировщиков состоит еще и в том, что когда первые теряют надежду, настроение и желание "терпеть", то потеря во времени выражается всего в нескольких секундах или минутах. Когда же ориентировщик теряет волю, сосредоточенность, то растраты времени становятся огромными. Но при этом ориентировщик не знает, что "потеряли" его соперники, и, может быть, еще не все упущено, особенно в командной борьбе.
На вопрос: "О чем ты думаешь после хорошо "взятого" КП?" - следовали ответы: "Что следующее КП нужно "взять" также хорошо"; "Какой я молодец"; "Ни о чем не думаю". На вопрос: "О чем ты думаешь после того, как промазал на КП?" - следовали такие ответы: "О том, что следующее КП нужно "взять" хорошо"; "Какой я глупец"; "Ни о чем не думаю".
Какого спортсмена взять за эталон? Свои микропобеды и микронеудачи каждый воспринимает по-своему. Однако ясно, что во время прохождения дистанции нельзя предаваться переживаниям, безудержно ругать себя или благодушествовать. Вряд ли принесут пользу обиды в адрес начальника дистанции после неудачно пройденного этапа. Эмоции поддаются воспитанию и тренировке, как и физическая или техническая подготовленность. Свои нервы и волю нужно учиться подчинять цели достижения наивысшего спортивного результата в любой ситуации.

Ориентирование для начинающих (на английском, зато наглядно)

Чтобы хорошо ориентироваться на незнакомой местности, знать, где находишься, уметь выбрать лучший путь и пройти к намеченной цели, нужно регулярно упражняться с картой и компасом, тренировать зрительную память и наблюдательность. Рассмотрим основные "секреты", помогающие быстро и уверенно передвигаться по незнакомой местности.

Компас. Научиться пользоваться компасом нетрудно. Но компас, как правило, наилучшим помощником в ориентировании становится вместе с картой. В спортивном ориентировании пользуются специальными жидкостными компасами. Они позволяют быстро и просто взять с карты нужное направление и двигаться по местности по выбранному азимуту. Жидкость в ампуле компаса обеспечивает требуемую устойчивость стрелки компаса даже при беге. Пластина компаса имеет лупу для чтения насыщенных участков карт и шкалы для угловых и линейных измерений на картах, а также счетчик с цифрами от 0 до 9

Прежде чем начинать осваивать технику ориентирования необъодимо ознакомиться с , разобраться в том, что такое

Теперь, когда Вы узнали условные знаки и спортивную карту, продолжим постепенно осваивать технику ориентирования: выработать умение ориентировать карту, сличать ее с местностью и местность с картой.

Ориентирование карты. Оказавшись в незнакомой местности, прежде всего нужно сориентировать карту: её устанавливают так, чтобы линии север-юг на карте имели одинаковое направление со стрелкой компаса. Верх карты должен находиться в том же направлении, куда указывает северный конец стрелки компаса. После ориентирования карты все объекты, изображенные на ней, будут в полном соответствии с объектами местности. После этого приступим к "чтению" карты - сопоставим местность с картой и карту с местностью.

"Чтение" карты. Умение быстро читать и правильно понимать карту - сложный технический навык. Читают карту только в сориентированном положении и только по ходу, т.е. в направлении движения. Особенность спортивных карт - читаемость с любого направления и даже "вверх ногами". Учиться чтению карт лучше всего на местности с хорошей обзорностью, в движении по дорогам или просекам, а также при азимутном ходе. Движение "по большому пальцу" - большой палец левой руки, держащей карту, направлен по линии движения, а ноготь фиксирует местоположение ориентировщика в данный момент - существенно облегчает процесс чтения карты, особенно новичкам. При чтении карты все ориентиры подразделяют на точечные, линейные и площадные. К точечным относятся объекты, изображаемые внемасштабными условными знаками (камни, ямы, родники, группы деревьев и т.п.). У линейных ориентиров - дороги, тропы, просеки, канавы, границы леса и вырубок, овраги, промоины - протяженность превышает их ширину. Площадные ориентиры - пруд, озеро, поляны, вырубки, лес, большие холмы, долы, склоны. Точечные и линейные ориентиры воспринимаются проще, так как в большинстве своем требуют восприятия на плоскости. Рельеф местности невозможно воспринимать без развития объемно-пространственного мышления, он наиболее сложен при чтении карты. Важную роль при чтении карты играет "память карты", т.е. способность быстро запечатлевать и сохранять образ карты или местности. "Память карты" позволяет реже обращаться к карте, меньше тратить времени на сличение ее с местностью при определении своего стояния, выборе пути.

Движение по азимут у. Любое направление может быть выражено как угол по отношению к направлению на север. Это направление под заданным углом и называется "азимутом". Держать азимут просто, если использовать ориентировочный компас с платформой.

Несколько простых советов:

¤ установите компас на карте таким образом, чтобы продольная сторона платформы соединяла начальную и конечную точки маршрута;
¤ вращайте колбу компаса, пока красные линии на колбе не станут параллельны направлению меридиана на карте. Двойная риска на колбе должна смотреть в сторону севера!;
¤ снимите компас с карты и держите его перед собой так, чтобы продольная грань платформы смотрела от вас;
¤ поворачивайтесь вокруг своей оси до тех пор, пока северный конец стрелки не окажется между двойной риской на колбе компаса;
¤ выберете далеко впереди какой-то ориентир и двигайтесь к нему, затем повторите все операции сначала.

Чтобы выдержать на местности азимутный ход, с определенным компасом, необходимо периодически делать "проверку" - засечку ориентиров по направлению движения. Для этого требуется научиться фиксировать взглядом возможно более далекий ориентир и пытаться не выпускать его из поля зрения при движении. Это точный азимутный ход. Но бывает и приближенное, грубое азимутное движение по крупным площадным или линейным ориентирам, при движении в "мешок" (к пересечению двух линейных ориентиров). Говоря об азимутном движении, нельзя не сказать о движении с упреждением. Смысл его заключается в том, что движение планируется не в точку, а с заведомым отклонением в ту или иную сторону. Обычно это делается для выхода на линейный ориентир, чтобы затем продолжить по нему движение к цели. При азимутном движении на расстояние больше 200 м не надо забывать о карте. Необходимо тщательно следить за местностью, пройденным расстоянием; периодически, желательно по памяти, сопоставлять местность с картой, чтобы всегда знать свое местонахождение. "Азимутное чутье" приходит после многочисленных тренировок в течение нескольких лет.

Измерение расстояний. Расстояния измеряются по карте и на местности: на карте - на глаз или по шкале планки компаса, на местности - на глаз, по времени движения и подсчетом пар шагов. Самые точные измерения на карте - линейкой компаса, на местности - парами шагов. Пройденное расстояние можно контролировать по основным ориентирам, встречающимся на пути движения. Контроль расстояний счетом пар шагов требует предварительной подготовки, при которой оценивается длина пар шагов в разных условиях передвижения; по дороге, лесу, в гору, под гору, по пересеченной местности, бегом, шагом и т.д. Для определения длины пары шагов отмеряются и проходятся участки в сто метров или между ориентирами в соответствии с картой.

Движение по цепочке ориентиро в. Придерживаясь надежных и легко опознаваемых на местности ориентиров, можно пройти к намеченной цели. При таком способе передвижения нужна техника ориентирования: сличение карты с местностью, владение компасом и измерение расстояний. Основное требование такого движения - связь карты с местностью. Потеря ориентировки (точки своего местонахождения) может доставить много неприятных минут: придется найти новый надежный ориентир и "привязаться" к карте. Чтобы этого не случилось, реализуя путь по цепи ориентиров, необходимо постоянно следить по компасу за направлением линейных ориентиров и за азимутом при пересечении площадных ориентиров. В этом случае не будет ошибок и "соскальзываний" на неверный путь, который может быть отмечен на местности ориентирами, аналогичными и подобными выбранным для движения.

Ориентирование на местности — один из самых молодых видов спорта в нашей стране, который за последние годы завоевывает все большую популярность среди молодежи. В этом виде спорта работа с картой и компасом регламентируется очень малым временем, считанными минутами и секундами. Спортивное ориентирование — это стремительный, эмоциональный вид кросса по незнакомой местности, связанной с определенной физической нагрузкой, хитроумной тактикой и многочисленными техническими приемами. Обстановка соревнований в какой-то степени напоминает ситуацию, в которую попадает разведчик, действующий в тылу врага.

Надо уметь быстро ориентироваться в непрерывно изменяющихся условиях. Самостоятельность в принятии решения в этих условиях играет первостепенную роль. И, конечно, огромное значение приобретает быстрота, с которой эти решения принимаются. Эти качества трудно воспитать на обычных практических занятиях по топографии. Они приобретаются только в соревнованиях по ориентированию на местности.

Военно-прикладное значение этого вида спорта послужило основной причиной включения его в комплекс «Готов к защите Родины» в качестве одного из видов по выбору. Для проведения соревнований по ориентированию на местности не требуются стадионы, спортивные залы и площадки, дорогостоящее оборудование и инвентарь. Ареной для этого интереснейшего вида спорта может служить любой участок леса, даже городской парк, размеры которого должны быть не менее 3X3 км. Эти соревнования могут проводиться днем и ночью, зимой и летом, весной и осенью, пешком и на лыжах, на лодках и велосипедах, на мотоциклах и автомобилях.

Откуда же зародился этот вид соревнований? Каково его будущее?

Официальной родиной спортивного ориентирования считается Норвегия, где еще в 1897 году спортивное общество «Турнференинг» устроило первое состязание. В последующие годы инициативу в развитии этого вида спорта перехватили шведы и финны. В Швеции в 1938* году была организована первая в мире национальная федерация — Союз ориентировочного спорта. В остальных скандинавских странах бег с картой и компасом получил признание в 30-х годах нынешнего столетия, а национальные руководящие органы были созданы только после второй мировой войны. В эти же годы шведский, финский, норвежский и датский союзы объединились в Совет спортивного ориентирования северных стран («НОРД»). После этого спортивным ориентированием начали увлекаться жители европейских государств: Венгрии, ГДР, Чехословакии, Болгарии, Румынии. Правила соревнований в каждой стране существенно отличались друг от друга, и, чтобы выработать единые положения, в 1958 году была созвана Международная конференция социалистических стран в Будапеште. Год спустя по инициативе шведской федерации состоялось совещание с участием представителей всех стран Европейского континента, культивирующих у себя спортивное ориентирование. В итоге в 1961 году была создана Международная федерация ориентирования (МОФ), в которую вошло 10 стран: Болгария, Венгрия, ГДР, Дания, Норвегия, ФРГ, Финляндия, Чехословакия, Швеция и Швейцария. На последующих конгрессах, которые проводились через каждые два года, в число членов федерации были приняты: Австрия, Польша, Англия, Бельгия, Канада и Япония.

Кроме этих 16 стран, имеются сведения о проведении соревнований по спортивному ориентированию в таких странах, как США, Франция, Чили, Израиль, Югославия, Румыния, Голландия, Австралия, Новая Зеландия, Люксембург и Камерун.

Международная федерация по спортивному ориентированию организовала три чемпионата мира, в которых приняли участие пока только европейские страны. Результаты мировых чемпионатов показали значительное превосходство скандинавских спортсменов.

У нас спортивное ориентирование только начинает делать свои первые шаги. 28 декабря 1967 года президиум Центрального совета по туризму ВЦСПС принял постановление, в котором обязал все свои организации установить тесный контакт с комитетами ДОСААФ и оказывать им помощь в подготовке и проведении соревнований по ориентированию на местности.

Сейчас практически нет такой республики, области, города, где не проводились бы соревнования по спортивному ориентированию. Сильнейшие команды ежегодно участвуют во всесоюзных первенствах, зональных соревнованиях и матчевых встречах.

Какими же навыками должен обладать спортсмен для того, чтобы он мог принять участие в соревнованиях по спортивному ориентированию? Прежде всего основой успеха в соревнованиях является совершенная техника ориентирования, потом правильная тактика, отличные физические качества и, как всегда, высокая моральная подготовка. Спортсмен должен овладеть практическими навыками техники ориентирования, которые включают:

— измерение расстояний (на местности и на карте);

— владение компасом и движение по азимуту;

— чтение карты;

— «память карты» и наблюдательность;

— сличение карты с местностью;

— выбор рационального маршрута движения.

Какие виды соревнований применяются для спортивного ориентирования вд местности? Таких видов правилами предусмотрено три: ориентирование в заданном направлении, ориентирование по маркировочной трассе и ориентирование по выбору.

Сущность ориентирования в заданном направлении заключается в том, что участники должны в кратчайшее время отыскать на местности определенное число контрольных пунктов (КП), нанесенных на карту и обозначенных порядковыми номерами. Результаты соревнования определяются по времени, затраченному спортсменом на прохождение дистанции. Порядок прохождения КП задан на карте и должен соблюдаться неукоснительно. Отсюда и название соревнования — ориентирование в заданном направлении. Участник, нарушивший порядок прохождения КП, снимается с соревнований.

Соревнования проводятся следующим образом. Участники стартуют по одному, с интервалом, как правило, в одну минуту. От старта до пункта выдачи карт (К) участник бежит по размеченной дистанции. Длина этого участка колеблется от 100 до 500 м. На пункте выдачи карт участник получает топографическую карту местности масштаба 1:25 000 (или 1:50000), на которую должен нанести местоположение КП и финиша, пользуясь выставленной здесь картой-образцом. Контрольные пункты обозначаются на карте кружком с точкой, точно указывающей их расположение на местности. Арабская цифра, написанная рядом с кружком, указывает номер КП, Финиш обычно совмещается со стартом, при этом дистанция чаще всего имеет форму замкнутого кольца. По правилам длина дистанции для юношей 19—21 года может колебаться от 6 до 12 км с 4—10 контрольными пунктами. Это расстояние получается при измерении по карте (по прямой линии) от пункта до пункта. В действительности спортсмен пробегает гораздо большее расстояние, даже если он и не ошибается.

На местности контрольный пункт представляет собой красно-белый матерчатый знак в форме призмы или цилиндра, снабженный табличкой с номером КП. Здесь же находится судья — контролер, который ведет в протоколе КП учет спортсменов, нашедших этот контрольный пункт , при этом записывается номер участника и астрономическое время прохождения данного пункта. Участник, придя на КП, делает отметку на своей карте резиновым штампом, подвешенным к этой призме.

Контрольные пункты ставятся около ориентиров, имеющихся как на местности, так и на карте. Такими ориентирами («привязками») могут быть поляны или вырубка в лесу, озеро или болото, слияние ручьев или развилка оврага, холм или яма и т. п. Изучая карту во время соревнования, спортсмен должен продумать наиболее рациональный путь от одного КП к другому, который далеко не всегда бывает самым коротким, так как имеется несколько вариантов обхода препятствий (справа, слева), или использования хороших дорог и заметных ориентиров и т. д.

Чтобы соревнования не продолжались бесконечно долго, устанавливается контрольное время, которое колеблется в зависимости от возраста и подготовки участников и других факторов. Для новичков призывного возраста контрольное время определяется из расчета 20 минут на один километр дистанции. Участник, превышающий контрольное время, с соревнований снимается.

Второй вид соревнований называется ориентирование на маркированной трассе. Эти соревнования чаще всего проводятся зимой. Летом их организуют в основном для начинающих, так как в этих условиях возможность заблудиться маловероятна.

Сущность этого соревнования заключается в том, что участники должны пройти дистанцию, маркированную подобно лыжной. На трассе, в местах, неизвестных спортсменам, устанавливаются контрольные пункты. Ориентиров-щики получают карту, на которой отмечен только пункт выдачи карт (старт) и финиш. Трасса на карту не наносится. Спортсмен должен пробежать маркированную дистанцию, определить место своего нахождения и всех встречающихся на его пути КП и нанести их местонахождение на свою карту, прокалывая ее иглой в соответствующих точках. Результаты соревнований определяются по времени прохождения дистанции плюс штрафное время за неточное нанесение на карту местоположения КП. За ошибку в 1 мм при нанесении прокола на карту от истинного положения КП начисляют 1 м штрафного времени.

Особенность этого вида соревнований по сравнению с предыдущим состоит в том, что ориентировщик на протяжении всего бега должен следить за картой и за местностью, постоянно сличать их и знать в любой данный момент свое местонахождение (иначе должен обращать внимание и на скорость бега).

Следующий вид соревнований — ориентирование по выбору. На старте спортсмен получает карту с нанесенными на ней контрольными пунктами. Около каждого из них стоит цифра, указывающая количество очков, которое получает нашедший этот КП.

Сущность данного вида соревнований заключается в том, чтобы выбрать маршрут с наибольшим количеством очков и уложиться в определенное время. Выбор КП и порядок прохождения их произвольны, йо выход дважды на один и тот же КП засчитывается только один раз. Этот вид соревнований предполагает наличие многих способностей у соревнующихся. Здесь надо выбрать один маршрут из множества вариантов, тот, который принесет наибольшее количество очков. Вместе с тем, участник должен реально оценивать свои силы, иначе в случае опоздания на финиш он будет оштрафован (в зависимости от времени опоздания снимается определенная часть очков).

В этом виде соревнований для достижения успеха недостаточно хорошо владеть техникой ориентирования, надо выучиться выбирать маршрут. Решая проблему маршрута, участник должен учитывать не только скорость передвижения, но и надежность выбранного варианта, при котором возможность сбиться с пути будет минимальна. Выбирая маршрут, спортсмен испытывает внутренние противоречия: с одной стороны, он понимает, что прежде, чем двинуться в путь, нужно выбрать наивыгоднейший маршрут; с другой — его подгоняет время и соперник. У начинающего ориентировщика последние соображения чаще всего берут верх, в результате чего он принимает первый, пришедший в голову вариант. Выбрав же маршрут на карте, спортсмен должен уметь претворить его в жизнь, то есть не сбиться с пути. Вот здесь-то на первый план выступает техника ориентирования, умение быстро сличать карту с местностью, хорошее владение компасом и навыки в быстром и точном измерении расстояний.

Все эти виды спортивных соревнований являются индивидуальными, но по любому из них могут организовываться и командные состязания — эстафеты. Задания для участников те же самые, но дистанция разбита на этапы, и спортсмены одной команды поочередно выполняют общую задачу.

Таковы основные, на сегодня, виды спортивного ориентирования на местности с применением карты и компаса.

Для спортивного ориентирования используют специальные топографические карты и применяются специальные компасы для определения азимутов. На картах, предназначенных для соревнований, снимаются: координатная сетка; названия населенных пунктов, рек, урочищ, вершин; отсутствуют характеристики леса, дорог, мостов; численные отметки высот, отметки горизонталей и т. п. Карта выполняется только в черно-белом варианте, что обедняет ее и усложняет ее чтение. Для облегчения определения азимута на такой карте указывается не географический меридиан, а магнитный (для упрощения вычислений магнитного азимута). Вместо компаса Адрианова спортсменам разрешается пользоваться специальными компасами, стрелка которых вращается не в воздушной среде, а в жидкостной. Благодаря этому стрелка компаса почти не колеблется даже при беге, что повышает точность и надежность прохождения по азимуту и способствует выигрышу во времени.

Спортсмену разрешается иметь планшет — вырезанный из фанеры или плотного картона прямоугольник размером 20 X 25 см для закрепления карты. Ее обычно прикрепляют с помощью лейкопластыря или двух резиновых колец. В углу планшета укрепляют компас. В дождливую погоду применяется планшет из прозрачного материала, целлулоида, плексигласа или закрывают его пластиковой пленкой. В зимних условиях, когда руки участника соревнований заняты лыжными палками, планшет укрепляется на поясе спортсмена.

А. С. Домбровский и др.

Чтобы хорошо ориентироваться на незнакомой местности, знать, где находишься, уметь выбрать лучший путь и пройти к намеченной цели, нужно регулярно упражняться с картой и компасом, тренировать зрительную память и наблюдательность. Рассмотрим основные "секреты", помогающие быстро и уверенно передвигаться по незнакомой местности.

Условные знаки. Познание секретов ориентирования начинается с изучения и запоминания условных знаков. Они во многом аналогичны знакам топографических карт. Для изображения местности, обозначения объектов ориентирования, характеристики условий видимости и передвижения на спортивных картах используется 70 условных знаков. Чтобы "читать" карту, необходимо выучить условные знаки - азбуку карты. Спортивные карты в стране выполняются на основе таблицы условных знаков УЗ-81 (стр. 8-9), которая составлена с учетом стандартов Международной федерации ориентирования (ИОФ). Условные знаки - семицветные: черного, серого, коричневого, голубого, зеленого, желтого и красного (фиолетового) цвета. Знаки спортивных карт очень наглядны и в большинстве своем напоминают форму изображаемых ими предметов (вид сверху или сбоку). В них можно разобраться без посторонней помощи.

Спортивная карта - хрестоматия для ориентирования, с ее помощью можно представить характер и особенности местности. Спортивная карта посредством условных знаков дает форму и контуры застроенных территорий, расположение отдельных строений, изгородей, навесов, кормушек, колодцев, мостиков и др. На карте нанесены все пути сообщения. Условные знаки дорог и троп показывают, где и в каком направлении на местности они проходят, по каким из них можно проникнуть в самые глухие уголки леса или выйти к намеченной цели, обойдя болота и овраги, затерянные в гуще леса. По карте можно определить рельеф, увидеть, где находятся просеки, вырубки, лес, поляны, болота, озера, ручьи, но для этого нужно научиться "читать" карту, по совокупности условных знаков уметь создавать картину окружающей природы. Помимо точного взаимного расположения объектов спортивная карта позволяет определять расстояния. Для этого достаточно измерить его на карте и знать масштаб карты.

Компас. Научиться пользоваться компасом нетрудно. Но компас, как правило, наилучшим помощником в ориентировании становится вместе с картой. В спортивном ориентировании пользуются специальными жидкостными компасами. Они позволяют быстро и просто взять с карты нужное направление и двигаться по местности по выбранному азимуту. Жидкость в ампуле компаса обеспечивает требуемую устойчивость стрелки компаса даже при беге. Пластина компаса имеет лупу для чтения насыщенных участков карт и шкалы для угловых и линейных измерений на картах, а также счетчик с цифрами от О до 9

Узнав условные знаки, разобравшись в том, что такое спортивная карта, и имея компас, можно начинать осваивать технику ориентирования: выработать умение ориентировать карту, сличать ее с местностью и местность с картой.

Ориентирование карты. Оказавшись в незнакомой местности, прежде всего нужно сориентировать карту: её устанавливают так, чтобы линии север-юг на карте имели одинаковое направление со стрелкой компаса. Верх карты должен находиться в том же направлении, куда указывает северный конец стрелки компаса. После ориентирования карты все объекты, изображенные на ней, будут в полном соответствии с объектами местности. После этого можно приступать к "чтению" карты - сопоставлять местность с картой и карту с местностью.

"Чтение" карты. Умение быстро читать и правильно понимать карту - сложный технический навык. Читают карту только в сориентированном положении и только по ходу, т.е. в направлении движения. Особенность спортивных карт - читаемость с любого направления и даже "вверх ногами". Учиться чтению карт лучше всего на местности с хорошей обзорностью, в движении по дорогам или просекам, а также при азимутном ходе. Движение "по большому пальцу" - большой палец левой руки, держащей карту, направлен по линии движения, а ноготь фиксирует местоположение ориентировщика в данный момент - существенно облегчает процесс чтения карты, особенно новичкам. При чтении карты все ориентиры подразделяют на точечные, линейные и площадные. К точечным относятся объекты, изображаемые внемасштабными условными знаками (камни, ямы, родники, группы деревьев и т.п.). У линейных ориентиров - дороги, тропы, просеки, канавы, границы леса и вырубок, овраги, промоины - протяженность превышает их ширину. Площадные ориентиры - пруд, озеро, поляны, вырубки, лес, большие холмы, долы, склоны. Точечные и линейные ориентиры воспринимаются проще, так как в большинстве своем требуют восприятия на плоскости. Рельеф местности невозможно воспринимать без развития объемно-пространственного мышления, он наиболее сложен при чтении карты. Важную роль при чтении карты играет "память карты", т.е. способность быстро запечатлевать и сохранять образ карты или местности. "Память карты" позволяет реже обращаться к карте, меньше тратить времени на сличение ее с местностью при определении своего стояния, выборе пути.

Движение по азимуту. Чтобы выдержать на местности азимутный ход, определенный компасом, необходимо периодически делать "проверку" - засечку ориентиров по направлению движения. Для этого требуется научиться фиксировать взглядом возможно более далекий ориентир и пытаться не выпускать его из поля зрения при движении. Это точный азимутный ход. Но бывает и приближенное, грубое азимутное движение по крупным площадным или линейным ориентирам, при движении в "мешок" (к пересечению двух линейных ориентиров). Говоря об азимутном движении, нельзя не сказать о движении с упреждением. Смысл его заключается в том, что движение планируется не в точку, а с заведомым отклонением в ту или иную сторону. Обычно это делается для выхода на линейный ориентир, чтобы затем продолжить по нему движение к цели. При азимутном движении на расстояние больше 200 м. не надо забывать о карте. Необходимо тщательно следить за местностью, пройденным расстоянием; периодически, желательно по памяти, сопоставлять местность с картой, чтобы всегда знать свое местонахождение. "Азимутное чутье" приходит после многочисленных тренировок в течение нескольких лет.

Измерение расстояний. Расстояния измеряются по карте и на местности: на карте - на глаз или по шкале планки компаса, на местности - на глаз, по времени движения и подсчетом пар шагов. Самые точные измерения на карте - линейкой компаса, на местности - парами шагов. Пройденное расстояние можно контролировать по основным ориентирам, встречающимся на пути движения. Контроль расстояний счетом пар шагов требует предварительной подготовки, при которой оценивается длина пар шагов в разных условиях передвижения; по дороге, лесу, в гору, под гору, по пересеченной местности, бегом, шагом и т.д. Для определения длины пары шагов отмеряются и проходятся участки в сто метров или между ориентирами в соответствии с картой.

Движение по цепочке ориентиров. Придерживаясь надежных и легко опознаваемых на местности ориентиров, можно пройти к намеченной цели. При таком способе передвижения нужна техника ориентирования: сличение карты с местностью, владение компасом и измерение расстояний. Основное требование такого движения - связь карты с местностью. Потеря ориентировки (точки своего местонахождения) может доставить много неприятных минут: придется найти новый надежный ориентир и "привязаться" к карте. Чтобы этого не случилось, реализуя путь по цепи ориентиров, необходимо постоянно следить по компасу за направлением линейных ориентиров и за азимутом при пересечении площадных ориентиров. В этом случае не будет ошибок и „соскальзываний" на неверный путь, который может быть отмечен на местности ориентирами, аналогичными и подобными выбранным для движения.

Выбор пути. Самая трудная, но в то же время и самая захватывающая проблема в ориентировании - выбор пути. Умение выбрать путь, цепочку опорных ориентиров - основной технический прием, которым следует овладеть, чтобы называться ориентировщиком. На выбор пути влияют многие субъективные и объективные факторы, но важнейшим является способность выделять и запоминать ориентиры-привязки, к которым относятся, как правило, крупные линейные и площадные ориентиры и особо выделяющиеся точечные. Ориентиры-привязки определяются по карте, и выход на них не требует больших физических затрат и высокоточной техники ориентирования. Ориентиры-привязки, расположенные поперек движения, называют тормозящими, вдоль выбранного пути и за целью движения - ограничивающими. Правильно выбранные ориентиры-привязки исключают частое обращение к карте при движении, сокращают продолжительность ее чтения, облегчают запоминание карты, обеспечивают быстрый контроль местонахождения, позволяют использовать "грубое" ориентирование без боязни ошибиться. По какому пути следует двигаться? Однозначного ответа дать невозможно, нельзя составить и полный перечень примеров для обучения. Он может быть прямым - по азимуту, обходным - по цепи ориентиров, или, как чаще бывает, комбинированным. Наикратчайший путь по прямой не всегда наилучший. Зачастую движение происходит обходным путем. При выборе пути действуют два противоположных фактора: надежность и время. Надежность обеспечивается выбором ориентиров-привязок, временные затраты зависят от числа выбранных ориентиров-привязок, от удлинения пути, создаваемого выбранными ориентирами-привязками, по отношению к прямой, соединяющей исходную и конечную точки движения, от условий передвижения между ориентирами-привязками, от беговой проходимости местности и от техники ориентирования самого ориентировщика. Всегда после обдумывания имеется один наиболее разумный выбор.

"Секреты" ориентировщика.

1. Не превышать скорость передвижения. У каждого человека в зависимости от его физической и технической подготовки существует своя „критическая" скорость. При превышении ее быстро наступает утомляемость, пропадает четкость чтения карты, ухудшается техника ориентирования и даже теряется контроль за направлением движения.



 

 

Это интересно: