→ Философия йоги для начинающих. Философия йогического учения Йога философия жизни и путь познания

Философия йоги для начинающих. Философия йогического учения Йога философия жизни и путь познания

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии.

Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традиции Вед) философских школ Индии. Ее теории и принципы изложены в основополагающем труде этой школы, «Йога-сутре», и комментариях на этот труд. Об авторе «Йога-сутры», Патанджали, нам практически ничего не известно. В Индии он издревле считается великим учителем, йогом и философом, жившим во II в. до н.э. Однако сегодня большинство ученых сходятся на том, что по содержанию и терминологии «Йога-сутру» следует отнести ко II в.н.э.

Патанджали не был человеком, придумавшим учение йоги. Истоки изложенной им йоги мы находим еще в древнейшем памятнике мировой культуры – Ведах, священных текстах Индии (II тыс. до н.э.).Патанджали выступил систематизатором этого учения.

Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Пракрити (материя) – это все, что мы видим, слышим, осязаем или способны почувствовать каким-либо другим способом. Это все, что могут регистрировать самые совершенные приборы, от мельчайших частиц до объектов космического масштаба. В понятии Пракрити заключена вся вселенная, все физические объекты и энергетические поля.

Под Пурушей понимается вечный Дух, духовное начало. Пуруша – это высшая часть бытия. В Нем нет форм, характерных для Пракрити, поэтому его невозможно себе представить. Он обладает сознанием, тогда как материя бессознательна. Не стоит, однако отождествлять Пурушу с привычным для западного человека учением о Боге. Пуруша лишен каких-либо личностных атрибутов. Бог классической йоги – Ишвара – проявление Пуруши, но Он не творит мир и не управляет им. Кроме Него, в Духе существуют и другие боги, но Ишвара является высшим среди всех духовных существ. Он также обладает важнейшим для философии йоги свойством соединять и разъединять Пурушу и Пракрити.

До соединения Духа и материи, последняя находится в не проявленном состоянии. Это означает, что вселенной не существует, а три основных свойства или силы (гуны) Пракрити находятся в равновесии. Гуна саттва отвечает за принцип ясности, раджас – за принцип движения, активности, тамас – за принцип покоя, инертности. При соединении Духа и материи, Пуруша, как сознательное начало начинает в определенном смысле управлять Пракрити, вызывать в ней изменения. Гуны начинают взаимодействовать друг с другом во множестве комбинаций и, проходя определенные стадии, образуют объективный мир во всех его формах. При этом первым продуктом взаимодействия гун становится Буддхи-Махат. Это важное понятие философии йоги обозначает идеальную основу всей будущей вселенной. В ходе дальнейшей эволюции через ряд стадий образуются пять первоэлементов: эфир, воздух, огонь, вода, земля, из которых и состоят все объекты.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства.

Теперь рассмотрим учение классической йоги о человеке. Здесь необходимо понять необычную для сознания современного западного человека мысль. В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Итак, рассмотрев основные философские категории классической йоги, мы переходим к теории освобождения, центральному учению о смысле существования человека, ради которого была написана и «Йога-сутра», и комментарии к ней. Освобождение – это разделение в человеке Духа и материи, Пуруши и Пракрити. Зачем нужно такое разделение? Дело в том, что человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити. Как мы уже знаем любые проявления Пракрити – это лишь следствия взаимодействия гун. Они изменчивы и ни одна форма не является вечной. Мы же отождествляя себя со своей психикой, привязываемся к ее проявлениям и к формам объективного мира. От этой привязанности происходят все наши страдания. Привязанности рождают желания и ожидания по отношению к миру вокруг нас и к нам самим. Но мир изменяется – близкие нам люди стареют и умирают, совершаемые дела не приносят былого удовлетворения, отрицательные эмоции сменяют положительные, любые удовольствия всегда заканчиваются. Нам хочется постоянного чувства удовлетворения, но это не достижимо, и, как правило, чем больше удовольствие от чего-либо мы получаем, тем сильнее разочарование впоследствии. Кроме того, стремление к формам Пракрити дает существование нашей карме.

Карма – это причинно-следственная зависимость, порождаемая человеком и другими существами. Своим влечением к той или иной форме Пракрити мы обусловливаем то, какими мы будем в будущем. Например, если мы склонны быть добрыми и честными, то хотим быть оцененными в соответствии с этими добродетелями, что в свою очередь порождает наше желание быть такими же и в будущем. Стремления оставляют, образно говоря отпечатки (васаны) в нашем индивидуальном буддхи. Каждое мгновение мы что-либо делаем, чувствуем, мыслим, добавляя все новые отпечатки. После физической смерти наша духовная сущность воплощается в другом теле (реинкарнация), а васаны сохраняются, определяя нашу будущую жизнь. Пока сохраняется наша приверженность формам Пракрити, в буддхи добавляются все новые отпечатки, что и обеспечивает следующие рождения. Таким образом, мы находимся в череде перерождений (колесе сансары), вечно страдая в изменчивом мире Пракрити.

Освобождение от страданий возможно, и стремление к нему – есть наивысшая из возможных целей существования. Через практику йоги и философские размышления человек постепенно, все лучше и лучше осознает свое высшее бытие, Пурушу, достигает полного духовного бесстрастия, перестает внутренне стремиться к чему-либо в материальном мире. Тогда его карма более не создается, и он приходит к обособленности Духа от материи, выходит из круга сансары и достигает абсолютного освобождения. Такой человек больше не будет рождаться, но он, возможно, еще будет продолжать жить в своей настоящей жизни, находясь в непрекращающемся осознании себя вечным и неподверженным изменениям Духом. Это состояние бога по своей сути равного Ишваре. Это бытие невозможно описать словами, но трудно представить бытие лучше того, в котором отсутствует даже сама потенциальная возможность страдания или какой-либо неудовлетворенности, и в то же время присутствует полное осознание.

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии. В данной статье речь пойдет об основных философских понятиях и концепциях этого учения, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традиции Вед ) философских школ Индии. Ее теории и принципы изложены в основополагающем труде этой школы, «Йога-сутре », и комментариях на этот труд. Об авторе «Йога-сутры», Патанджали, нам практически ничего не известно. В Индии он издревле считается великим учителем, йогом и философом, жившим во II в. до н.э. Однако сегодня большинство ученых сходятся на том, что по содержанию и терминологии «Йога-сутру» следует отнести ко II в.н.э.

Патанджали не был человеком, придумавшим учение йоги. Истоки изложенной им йоги мы находим еще в древнейшем памятнике мировой культуры – Ведах (~ II тыс. до н.э.), священных текстах Индии. Учение об основных элементах йогической практики – концентрации, созерцании, управлении сознанием и сам термин «йога» – присутствует в ранних упанишадах (~ VI – III вв. до н.э.), комментариях к Ведам. Особое место в протойоге занимают древние эпические произведения Индии: Рамаяна и Махабхарата (~ I тыс. до н.э.). В наибольшей степени здесь выделяется часть Махабхараты, которая называется Бхагавадгита . В ней присутствуют многие важные части учения йоги, нет лишь необходимой для философии систематизации и классификации категорий - основных философских понятий. Таким систематизатором и выступил Патанджали, обобщив и кратко сформулировав древнее духовное знание. Теория и практика «Йога-сутры» в полной мере выдержала испытание временем и заслужила право называться классической йогой .

Труд Патанджали, как и многие трактаты того времени в Индии, представляет собой совокупность коротких предложений (сутр). Для учеников они, возможно, служили, как бы памяткой для восстановления хода сложных устных рассуждений. Однако для потомков, не имеющих возможности лично общаться с учителем, кратких сутр часто недостаточно. Поэтому существующее сегодня учение классической йоги формировалось, помимо изначального трактата Патанджали, обширной комментаторской литературой. В настоящей статье мы ориентируемся на «Йогу-сутру» и наиболее авторитетный комментарий, принадлежащий философу Вьясе, «Йога-бхашья » (V в.н.э.).

Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Пракрити (материя) – это все, что мы видим, слышим, осязаем или способны почувствовать каким-либо другим способом. Это все, что могут регистрировать самые совершенные приборы, от мельчайших частиц до объектов космического масштаба. В понятии Пракрити заключена вся вселенная, все физические объекты и энергетические поля.

Под Пурушей понимается вечный Дух, духовное начало. Он трансцендентен Пракрити, то есть находится за пределами всей Природы. Пуруша – это высшая часть бытия. В Нем нет форм, характерных для Пракрити, поэтому его невозможно себе представить. Он обладает сознанием, тогда как материя бессознательна. Не стоит, однако отождествлять Пурушу с привычным для западного человека учением о Боге. Пуруша лишен каких-либо личностных атрибутов. Бог классической йоги – Ишвара – проявление Пуруши, но Он не творит мир и не управляет им. Кроме Него, в Духе существуют и другие боги, но Ишвара является высшим среди всех духовных существ. Он также обладает важнейшим для философии йоги свойством соединять и разъединять Пурушу и Пракрити.

До соединения Духа и материи, последняя находится в не проявленном состоянии. Это означает, что вселенной не существует, а три основных свойства или силы (гуны ) Пракрити находятся в равновесии. Гуна саттва отвечает за принцип ясности, раджас – за принцип движения, активности, тамас – за принцип покоя, инертности. При соединении Духа и материи, Пуруша, как сознательное начало начинает в определенном смысле управлять Пракрити, вызывать в ней изменения. Гуны начинают взаимодействовать друг с другом во множестве комбинаций и, проходя определенные стадии, образуют объективный мир во всех его формах. При этом первым продуктом взаимодействия гун становится Буддхи-Махат . Это важное понятие философии йоги обозначает идеальную основу всей будущей вселенной. В ходе дальнейшей эволюции через ряд стадий образуются пять первоэлементов: эфир, воздух, огонь, вода, земля, из которых и состоят все объекты.

Взаимодействие гун – это непрерывное изменение, следствия которого мы наблюдаем в нашем постоянно меняющемся мире. Эти видоизменения обуславливают для нас ощущение времени. То есть, мы можем сказать, что секунда – это не маленький временной отрезок, а некоторое наблюдаемое нами изменение, например, переход стрелки часов в следующее положение. В соответствии с классической йогой, времени, как такового, не существует, есть лишь момент (сейчас) изменения. Любые изменения возможны в каком-то пространстве, поэтому для объективного мира характерна также категория пространства.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Теперь рассмотрим учение классической йоги о человеке. Здесь необходимо понять необычную для сознания современного западного человека мысль. В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи , которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас ). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я - физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. - относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Итак, рассмотрев основные философские категории классической йоги, мы переходим к теории освобождения , центральному учению о смысле существования человека, ради которого была написана и «Йога-сутра», и комментарии к ней. Освобождение – это разделение в человеке Духа и материи, Пуруши и Пракрити. Зачем нужно такое разделение? Дело в том, что человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити. Как мы уже знаем любые проявления Пракрити – это лишь следствия взаимодействия гун. Они изменчивы и ни одна форма не является вечной. Мы же отождествляя себя со своей психикой, привязываемся к ее проявлениям и к формам объективного мира. От этой привязанности происходят все наши страдания . Привязанности рождают желания и ожидания по отношению к миру вокруг нас и к нам самим. Но мир изменяется – близкие нам люди стареют и умирают, совершаемые дела не приносят былого удовлетворения, отрицательные эмоции сменяют положительные, любые удовольствия всегда заканчиваются. Нам хочется постоянного чувства удовлетворения, но это не достижимо, и, как правило, чем больше удовольствие от чего-либо мы получаем, тем сильнее разочарование впоследствии.

Кроме того, стремление к формам Пракрити дает существование нашей карме. Карма – это причинно-следственная зависимость, порождаемая человеком и другими существами. Своим влечением к той или иной форме Пракрити мы обусловливаем то, какими мы будем в будущем. Например, если мы склонны быть добрыми и честными, то хотим быть оцененными в соответствии с этими добродетелями, что в свою очередь порождает наше желание быть такими же и в будущем. Стремления оставляют, образно говоря отпечатки (васаны ) в нашем индивидуальном буддхи. Каждое мгновение мы что-либо делаем, чувствуем, мыслим, добавляя все новые отпечатки. После физической смерти наша духовная сущность воплощается в другом теле (реинкарнация ), а васаны сохраняются, определяя нашу будущую жизнь. Пока сохраняется наша приверженность формам Пракрити, в буддхи добавляются все новые отпечатки, что и обеспечивает следующие рождения. Таким образом, мы находимся в череде перерождений (колесе сансары ), вечно страдая в изменчивом мире Пракрити.

Освобождение от страданий возможно, и стремление к нему – есть наивысшая из возможных целей существования. Через практику йоги и философские размышления человек постепенно, все лучше и лучше осознает свое высшее бытие, Пурушу, достигает полного духовного бесстрастия, перестает внутренне стремиться к чему-либо в материальном мире. Тогда его карма более не создается, и он приходит к обособленности Духа от материи, выходит из круга сансары и достигает абсолютного освобождения. Такой человек больше не будет рождаться, но он, возможно, еще будет продолжать жить в своей настоящей жизни, находясь в непрекращающемся осознании себя вечным и неподверженным изменениям Духом. Это состояние бога по своей сути равного Ишваре. Это бытие невозможно описать словами, но трудно представить бытие лучше того, в котором отсутствует даже сама потенциальная возможность страдания или какой-либо неудовлетворенности, и в то же время присутствует полное осознание.

В заключение следует отметить, что идеи йоги можно встретить во всех ортодоксальных индийских философских школах, а также в джайнизме, буддизме, сикхизме, даосизме не говоря уже многочисленных направлениях в самой йоге, выросших из своей классической формы.

В период активной колонизации Востока европейскими странами, философия йоги начинает пробираться на Запад. С ней знакомятся ученые Европы, Америки и России. Появляются и индийские мыслители, популяризующие учение йоги. Наиболее известные из них – Рамакришна (1836-1886 гг.), его последователь Вивекананда (1869-1902 гг.), а также Ауробиндо Гхош (1872-1950 гг.). Философская основа йоги, распространяемой на Западе, не претерпела серьезных изменений, но в ней наметились тенденции к сочетанию духовности йоги и достижений западной науки, а также к синтезу различных религиозных учений.

В современном мире йога становится все более популярной. Про нее снимают телевизионные передачи, ею занимаются в фитнес-клубах, о ней рассказывают известные артисты. Однако, став общедоступной, йога во многом утратила свою эзотерическую часть, и люди сегодня стремятся жить лучше в этом мире с помощью методов йоги, не стремясь к миру запредельному, к сокровенной сути философии йоги.

Нижегородская Государственная Медицинская Академия

Стоматологический факультет

II курс 262 группа

Предмет: философия

Выполнила:

Курочкина Анна

г.Нижний Новгород

Йога - учение, дошедшее до нас из глубины веков и упомянутое в самых древних источниках, учение отголоски которого можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах.

Как утверждают, родина йоги - древнейшая на Земле цивилизация - Арктида. Эта цивилизация процветала много тысяч лет назад на материке, соединяющим Америку и Евразию. После глобальной катастрофы, она исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Уцелевшие жители Арктиды и донесли йогу до жрецов и посвященных Хиттиды, Пацифиды и Атлантиды, а уже затем йога попала в Индию и Египет.

Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV - Х вв. до н.э. и сохранившиеся до настоящего времени, возникли на основе древних человеческих цивилизаций.

Археологические находки позволяют с определенностью утверждать, что учение йоги было известно уже 2,5 тыс. лет до н.э. Именно к этому периоду относят изображения йогов в характерных позах, найденные в раскопках древней культуры Мохеанджо-Даро. Однако устная традиция говорит о гораздо более древнем происхождении йоги. При этом эзотерическую историю йоги, как было сказано выше, ведут от Индии вглубь веков к древнему Египту, а от него - к еще более отдаленным легендарным цивилизациям - Атлантиде, Арктиде и некоторым другим.

В ведический период (с XV по VI в. до н.э.) в Индии появились Веды - священные книги индийских мудрецов, а затем комментарии к ним - Упанишады. Веды и Упанишады способствовали развитию философской мысли в Индии, создав целый ряд философских школ, к одной из которых относят и систему йоги. Однако йога, считаясь одной из шести традиционных систем индийской философии, признается всеми этими философскими системами как общий метод и практическое средство познания мира.

Обратимся к историческим корням, к истокам учения йоги. Научная традиция приписывает выделение учения йоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали (11-1 век до н.э.). Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существующих знаний и опыта, накопленных йогами-практиками. В своем труде “йога-сутра” Патанджали излагает философию и практику той йоги, которая сейчас большинством исследователей, в том числе и росийскими философами, признается классической. По традиции древних мудрецов Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в “Йога-сутре”, согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад.

В оригинальном учении Патанджали йога подразделяется на восемь частей:

1) яма - ограничения во взаимоотношениях с людьми и с природой;

2) нияма - предписания образа жизни;

3) асана - разнообразные позы и положения тела;

4) пранаяма - дыхательные упражнения, связанные с набором энергии;

5) пратьяхара - контроль и ослабление потока восприятия, психическая релаксация;

6) дхарана - концентрация мысли;

7) дхьяна - медитация, регулируемый поток сознания;

8) самадхи - измененное, экстатическое состояние сознания.

Эти восемь ступеней или этапов, называемые восьмеричным путем, составляют классическую систему йоги. Можно видеть, что это учение охватывает как бы три больших пласта, три, казалось бы, самостоятельных направления развития человека. Во-первых, это этическая, нравственная сфера (яма и нияма), во-вторых, это физическое развитие, совершенствование тела (асана и пранаяма) и в-третьих, это развитие психических сил человека (последующие четыре ступени). Таким образом, развитие человека на восьмеричном пути носит всесторонний, гармонический характер. Эта целостная система ведет человека к достижению идеального здоровья, ведь “здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков”. Именно так определяет здоровье Всемирная организация здравоохранения.

Если представить себе восьмеричный путь в виде лестницы, то ее фундаментом будут служить духовные внутренние ценности - твердые моральные устои, принципы и нормы межличностных отношений. От них путь индивидуального развития ведет через совершенствование физического тела к достижению удивительных способностей и особых состояний сознания.

Последняя ступень восьмеричного пути - это самадхи, творческое озарение, особое состояние тела и ума, когда перед человеком исчезают границы, отделяющие его от большого мира, в котором он живет, когда он чувствует и осознает себя неразделенным, единым совсем человечеством, всей природой” всем космосом. Некоторые авторы так и называют это состояние - космическое сознание. Те, кто хоть раз испытывал такое состояние, пусть даже считанные секунды, описывают его как лучшие, наиболее значимые мгновения своей жизни. Йога же учит сознательному достижению состояния самадхи. Достижение самадхи является вершиной восьмеричного пути, поэтому йогом в полном смысле слова можно называть человека лишь тогда, когда он может уверено выходить в такое экстатическое состояние. Без этого его можно считать лишь учеником, изучающим науку йоги. Не будет преувеличения сказать, что освоение людьми состояния самадхи способствует развитию человечества как вида, поэтому можно говорить о йоге не только как о системе личного оздоровления и самосовершенствования, но и как о системе эволюции человека.

Исторически сложилось так, что восьмеричный, классический путь йоги Патанджали был практически закрыт для продвижения учеников. В мире господствовала Кали-юга, черный период, который длился около четырех с половиной тысяч лет. Распространение йоги в нашей цивилизации было связано с выделением из единой некогда системы йоги отдельных направлений, акцентуирующих внимание на каком-либо частном звене этого учения. При этом ученик мог выбирать то или иное направление личного самосовершенствования в зависимости от своих индивидуальных особенностей и склонностей.

Среди таких частных направлений йоги можно отметить следующие:

- хатха-йога , направленная в основном на развитие физических и физиологических функций организма, ее связывают обычно с четырьмя первыми ступенями Патанджали;

- раджа-йога , рассматривающая развитие высших психических функций человека и охватывающая четыре последующие ступени восьмеричного пути;

- карма-йога , связанная с гармоническим развитием социальных, общественных отношений личности;

- бхакти-йога , связанная с совершенствованием человека в эмоциональной сфере, в любви к ближнему, к природе, к Богу;

- джнани-йога , связанная с развитием мышления человека, расширяющая границы и возможности его познания.

Менее известны такие пути, как лапа-йога, мантра-йога, тантра-йога, а также тибетская йога (йоги респы, йоги лун-гом-па). В Китае и Японии практика йоги смешалась с буддистской философией и распространялась в форме дзен-буддизма.

В результате миссионерской деятельности Вивекананды, ученика Рамакришны, в конце XIX века йога становится популярной в США и развивается по новым направлениям. Отметим общество “Трансцендентальной медитации”, которое основал в б0-х годах Махариши Махем Йоги, использующий специфическую психотехнику медитации. В результате просветительской деятельности Вивекананды и Аткинсона (йог Рамачарака), учение йоги в начале XX века приобретает широкую известность в России. На последующее распространение йоги в нашей стране значительное влияние оказала агни-йога, учение, открытое для России Еленой Рерих.

Когда в настоящее время говорят о йоги, чаще всего имеют в виду раздел хатха-йоги, связанный с физическими упражнениями. Согласно учению йоги, наше тело живет за счет положительных и отрицательных токов. Если они находятся в равновесии, то можно говорить о здоровье и гармонии тела. На языке древней символики положительный ток обозначается словом “Ха” (Солнце), а отрицательный - словом “Тха” (Луна). От слияния этих двух слов и получаем слово “Хатха-йога”, смысл которого символизирует единство противоположностей, положительного и отрицательного полюсов или явлений в жизни.

Физические упражнения представляют собой “азбуку” йоги, ее необходимую ступень, поскольку лишь через полное физическое здоровье и контроль за деятельностью тела может быть достигнуто умственное, духовное и моральное совершенство. Считается научно доказанным, что извлечь пользу из серьезных занятий гимнастикой йоги могут и здоровые и больные, мужчины и женщины, люди всех профессий и социальных слоев, практически любого возраста (хотя в каждом возрасте нужна консультация специалиста).

Основу физических упражнений в йоге составляют асаны - специальные положения тела. Согласно легенде, бог Шива открыл и дал человеку позы тела, предназначенные для сохранения здоровья и достижения высшего уровня сознания. В классической литературе упоминаются 8 400 000 асан. Из них лишь менее сотни используются йогами в настоящее время и только два - три десятка их них считаются наиболее важными и достаточными для гарантии полноценного здоровья на всю жизнь.

Патанджали указывает: “Асана - это способ сидеть приятно, устойчиво и без напряжения”. Это означает, что занимающийся должен стремиться к полному самоконтролю над телом при исполнении асан, так, чтобы в течение длительного времени находиться в них неподвижно и чувствовать себя спокойно и удобно.

История йоги насчитывает более 5000 лет. Её интегрированная система включает религию, философию, медицину, исторические традиции и множество других аспектов. Начинающему легко потеряться в обширной йогической практике, древних разновидностях и современных течениях, поэтому в нашей статье представлен краткий обзор системы и её богатые традиции.

История йоги

Самые ранние археологические свидетельства существования йоги можно найти в каменных печатях, на которых изображены её позы (асаны). Найденные печати относятся к 3000 г. до н. э. Учёные полагают, что система существовала и ранее: они относят её начало к шаманизму каменного века.

Оба течения имеют одинаковые черты - направлены на излечение членов сообщества и предписывают людям соблюдение определённых правил организации жизни. Историю йоги делят на четыре периода: Ведический, предклассический, классический и постклассический периоды.

Ведический период отмечен возникновением Вед - священного писания о брахманизме, основе современного индуизма. Веды - старейшее из ведических учений: часто его называют ведической йогой. Основной принцип этого учения - Риши, это философская система, которая учит жить в божественной гармонии и видеть конечную реальность через интенсивную духовную практику.

Предклассическая йога - это 200 писаний Упанишад, которые описывают и объясняют учение Вед через три основных предмета: конечную реальность (брахман), переходящее «Я» (атман) и взаимосвязь между ними. На этом этапе учение становится тесно связано с буддизмом. Здесь усиливается важность медитации и практики физических поз (асан).
К этому же этапу относится создание Бхагавад-Гиты, или Песни Господа (около 500 г. до н. э.) Этот трактат даёт начало новому течению в йоге. Он становится попыткой объединить бхакти-йогу, джняна-йогу и карма-йогу в учение о том, что живой человек должен быть активным, а его действия - иметь добрую практическую направленность и противостоять злу.

Классический период отмечен творением Патанджали в I–II столетии н. э. - это «Йога-сутра»: она является попыткой объединить накопленный духовный опыт и усовершенствовать его. «Йога-сутра» состоит из 195 афоризмов, или сутр, которые излагают её основополагающие 8 принципов: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи.

Знаете ли вы? Истоки йоги являются предметом многочисленных дебатов. Консенсуса относительно хронологии или происхождения не существует, кроме того, что она развивалась в Древней Индии. Хронология самых ранних текстов, описывающих практику йоги, также не ясна.

Эпоха классической йоги длилась несколько столетий. На смену ей пришли тенденции пост-классического периода развития. В отличие от предыдущих этапов, современная йогическая практика не стремится освободить человека от реальности, она скорее учит принимать реальность и жить в данный момент. Для нашего времени характерны труды гуру Свами Шивананды. Его основная работа описывает 5 модифицированных принципов йоги:

  • Савасана - правильное расслабление;
  • Асана - правильное физическое упражнение;
  • Пранаяма - правильное дыхание;
  • Правильная диета;
  • Дхьяна - позитивное мышление и медитация.

Философия йоги

Йога - это дуалистическая философия. Она рассматривает взаимодействие двух основных объектов: пуруша - чистого сознания, и пракрити - материи. Каждое существо - это проявление одной из форм связи этих объектов. Живое существо объединяет тело и разум. Если человек живёт в соответствии с этическими принципами, то это ведёт его к мокше, духовному освобождению.
Философию йоги отлично передаёт притча о божественности. Брахма, создав первых людей сделал их равными богам. Но люди использовали его силу неправильно: они не были праведны и честны. Брахма отобрал у них божественность и долго думал о том, куда бы её спрятать так, чтобы до неё могли добраться только те, кто обладает чистыми помыслами и высокими моральными качествами. Поэтому он спрятал божественность внутри человека и дал ему йогу как путь к ней.

Это совокупность практик и принципов, которые ведут человека к обретению божественности. В классической системе этих принципов 8, в пост-классической - 5. Это можно трактовать так: главная цель - это достижение освобождения сознания, а то, сколько ступеней к нему ведёт, не так уж и важно.
Некоторые считают, что йога - это религия, но это не так. Её используют представители разных религий. Скорее, это методы работы над собственной духовностью, совершенствованием физического тела и разума. Также нельзя сказать, что это упражнения, направленные на укрепление здоровья. Философия учения рассматривает гармонизацию тела, разума и духовности и предлагает их совершенствовать в комплексе.

В философии выделяют следующие свойства:

  • этичность - достижение мира и гармонии между людьми;
  • эмоциональность - позитивное мышление и привязанность к ближним;
  • практичность - управление физическим телом;
  • интеллектуальность - управление разумом;
  • духовность - освобождение от страстей и достижение гармонии духа.

Знаете ли вы? Лучшим временем для занятий йогой считается рассвет. Именно в это время жизненная энергия несёт максимальную целительную силу. Также считается, что положения рук (мудры) влияют на интенсивность потока жизненной энергии.

Восемь ступеней достижения

Классическая йога-сутра Патаджали базируется на 8-этапном пути для воссоединения человека с божественностью:

  1. Яма - это базовая начальная ступень, на которой йог должен выработать в себе этические ценности и научиться без негативных реакций учитывать социальные ограничения.
  2. Нияма - вторая ступень, на которой человек учится быть счастливым, погружаться в позитивное мышление и пребывать в нём.
  3. Асана - третья ступень, развивающая физическое тело.
  4. Пранаяма - ступень, на которой осваивается контроль или способы управления дыханием.
  5. Пратьяхара - это достижение состояния блаженства, независимо от правильности позы и техники дыхания; это итоговое слияние Асаны и Пранаямы с выходом человека за органы восприятия.
  6. Дхарана - это этап, характеризующийся медитацией без мыслей.
  7. Дхьяна - глубокая медитация, слияние с духом.
  8. Самадхи - внутреннее пробуждение истинной сущности.

Видео: классическая йога-сутра Патаджали Этапы следуют в определённой последовательности. Освоив один, человек может переходить к следующему, не забывая о том, что он продолжает следовать усвоенным принципам каждого предыдущего этапа. Осваивая этап, человек гармонизирует физическое и духовное начало, учится концентрироваться, достигать полного умиротворения и единения с божественностью.

Виды йоги

Древние йоги считали, что для того, чтобы пребывать в гармонии с собой, тело, разум и дух человека должны быть в гармонии с окружением. Различные виды йоги были сформулированы и совершенствовались как средства достижения и поддержания этого баланса. Совершенствование человека происходит с помощью специальных упражнений.
Основные направления йоги рассмотрим далее. Существуют также и другие направления. Некоторые из них очень древние, другие только начали развиваться в настоящее время.

Знаете ли вы? Дога - это разновидность йоги, которая появилась в Нью-Йорке в 2002 году. Её цель - достижение гармонии с питомцами. В рамках курса собаки могут самостоятельно выполнять упражнения или быть реквизитом для асан хозяев. Проект Сьюзи Тейтельман первоначально назывался «Йога для собак».

Раджа-йога

Синонимичные названия классической йоги: , йога-сутра, восьмиступенчатая йога, йога самоконтроля. Её основоположник - мудрец Патанджали (I в. до н. э.), легенды говорят о его божественном происхождении. Учение основано на постижении 8 принципов, которые были изложены Патанджали в его труде - «Йога-сутре».

Освоение каждой ступени - это совершенствование одной из составляющих личности, в результате которого увеличивается количество доступной человеку энергии. Раджа-йог считает себя основным в системе мира и поэтому совершенствуется, его участь - быть хозяином самому себе. Раджа-йога обучает человека дисциплине и поддержанию чистоты во всём: теле, разуме, духе.

Видео: Раджа-йога

Джняна-йога

Или йога разума - это путь, на котором совершенствуется ум, интеллект человека. Она ведёт человека по пути самосовершенствования через изменение его знаний о мире и о самом себе. Джняна-йога исходит из постулата, что неправильные или «злые» поступки совершаются от незнания. Побеждая незнание, человек движется на пути к божественному знанию. Джняна-йог, используя учение как метод, сам познаёт мир через медитации и ощущение истины.

Видео: Джняна-йога

Карма-йога

Или йога служения считает, что то, где вы сейчас есть, и ваше состояние - это результат предыдущих действий. И ваша задача в настоящем - это правильное выполнение возложенных на вас задач, без беспокойства о результате. Принципы учения изложены в индийском эпосе - Махабхарате, в виде беседы между принцем Арджуной и Кришной, который находится в облике колесничего Арджуны.

Видео: Карма-йога

Знаете ли вы? В настоящее время существует более 100 различных школ йоги. Хотя каждая школа имеет разные практики, у них есть единая цель: состояние чистого блаженства и единства со Вселенной.

Бхакти

Или йога преданности - это путь, направленный на развитие любви к богу посредством служения. Именно этот путь чаще всего соблюдается в Индии. Бхакти представлена множеством течений, как монотеистических, так и пантеистических. Бхакти-йоги поклоняются Шиве, Кришне, Вишну, безграничному абсолюту (Брахман), другим божествам.

Это древнейшее учение о воздействии звука на организм человека, а также его разум и интеллект. При этом воздействует не просто любой звук, а особенный - мантра. Это может быть звуковая комбинация, считающаяся священной, молитва и т. д. Если практиковать мантра-йогу достаточно долго, то считается, что она приводит к стиранию старой кармы.

Тантра-йога, или йога ритуалов - это выполнение священных ритуалов. Так, например, обход вокруг священной для буддистов горы Кайлас считается избавляющим человека от всех его грехов. Путешествие длится несколько дней, во время которых путешественник погружается в единение с божеством.
Этот вид йоги получил своё название от священных текстов - тантр, в которых изложены диалоги Шивы и его жены Шакти. Тантрическая йога связана с культом Шакти. Секс также является частью тантра-йоги, но это не основное, поскольку этот путь направлен на нахождение того, что является священным, во всём, что мы делаем.

Или йога позы - это самая популярная разновидность учения среди жителей запада. Она использует физические позы (асаны), методы дыхания (пранаяма) и медитацию для улучшения здоровья и духовности. Путь характеризуется множеством стилей - Айенгар, Интеграл, Аштанга и другие.

Знаете ли вы? Хатха-йога - это учение, получившее наибольшее распространение в западной культуре. «Ха» обозначает солнце, а «тха» - это луна. Это объединение двух элементарных сил природы.

Асаны для начинающих

У Патанджали асана описана как свободная поза. Можно предположить, что в самом начале речь всего лишь шла об удобных позах для медитации. оздоравливают тело и готовят его к медитации. Также стоит помнить, что классическая йога считает полезной и работающей только в виде комплексной системы, и без соблюдения базовых принципов Ямы и Ниямы асаны станут просто интересным фитнесом.
Для занятий вам понадобятся удобный коврик и небольшое спокойное место. Одежда должна быть удобной для вас и эластичной, не мешающей выполнению упражнения. Можно оставаться босиком, одеть носки или мягкую обувь. Занятие нужно проводить не менее чем через 1–1,5 часа после еды.

Важно! За 15 минут до начала занятий йогой рекомендуется выпивать стакан тёплой воды и очищать носоглотку. Цель этих действий - очистка каналов, по которым вместе с дыханием движется жизненная энергия.

Утро - лучшее время для выполнения асан, а вечер - лучшее время для медитаций. Начинайте с простых упражнений, не напрягайтесь: асаны подразумевают состояние комфорта при выполнении. Занятия не должны быть длительными, но это нужно делать ежедневно, как минимум в течение 15 минут в день. Каждое упражнение можно выполнять до 3 раз.
Последовательность упражнений обычно будет такой:

  1. Асаны для разминки - 2–3 мин; эти упражнения разминают плечевые мышцы, позвоночник, бёдра, поясницу и пах.
  2. «Стойки» необходимы для выравнивания осанки и ног; выполняются для улучшения пищеварения и кровообращения.
  3. «Сидячие позы» позволяют практиковать правильное дыхание, прану.
  4. Упражнения на изгиб, избавляющие от напряжения в суставах; они снимают боль в спине, облегчают циркуляцию крови и питательных веществ в организме.
  5. Перевёрнутые и балансные асаны - это упражнения на развитие координации, увеличение выносливости и силы, улучшение концентрации.
  6. Финишные асаны.

Выполняя упражнение, старайтесь сосредоточиться на каждом движении. Не нужно напрягаться, чтобы выполнить действие. Выполняя асаны, дышите медленно и глубоко. Сосредоточьтесь на внутренних ощущениях.

Важно! Если упражнение вызывает боль, исключите его из вашей программы. Асаны - это не соревнование на выносливость, а возможность улучшить растяжку и состояние мышц. Если у вас есть противопоказания для занятий йогой, то обсудите с вашим врачом возможность выполнения намеченного вами комплекса упражнений.

Асаны для разминки - это несколько минут медитации и сосредоточения в удобной сидячей или лежачей позе.

  • Савасана (поза трупа) - классическая релаксационная поза. Выполняется с закрытыми глазами. Исходное положение - лёжа на коврике, слегка расставив в стороны руки ладонями вверх. Позвоночник полностью касается поверхности коврика. Согните ноги в коленях и медленно выпрямите, последовательно расслабляя мышцы, начиная от ягодиц. Вам не должен мешать яркий свет и громкие звуки. Дышите через нос. Продолжительность выполнения - 5–10 минут. Поза практикуется до или между асанами, а также для финальной релаксации.

Видео: техника выполнения Савасаны (поза трупа) Чтобы усилить эффект, совмещайте Савасану с правильным дыханием. Представьте, что вместе с выдохом из тела уходят тяжесть и стресс, а на вдохе входит обновлённая энергия (Прана). Она движется по лицу, затем заполняет затылок, шею и достигает точки на 2 см ниже пупка. Эта точка считается центром энергетических каналов, по которым она распространится в теле.

Выходить из Савасаны нужно тоже правильно: сначала пошевелите пальцами, медленно повернитесь на бок и перейдите в позу эмбриона. Теперь плавно встаньте. Это лучшая поза для снятия психологического стресса.

  • Сукхасана - это классическая сидячая поза («сидеть по-турецки»). Поза помогает в выпрямлении позвоночника, замедлении метаболизма, повышении внутреннего спокойствия. Для выполнения вам понадобится небольшая подушечка - сядьте так, чтобы таз находился на её краю. Ноги переплетите, предварительно согнув в коленях. Стопы должны находиться под коленями. Голени должны быть скрещены. Медленно расслабьте стопы, затем область паха и опустите колени. Выпрямитесь, расправьте плечи, выпрямляя позвоночник. Опустите ладони рук на бёдра. Пальцы рук находятся в расслабленном состоянии. Грудная клетка также должна расправиться. Оставайтесь в этой позе несколько циклов дыхания. Представьте, что на вдохе поток энергии идёт вниз, а на выдохе устремляется вверх.

Видео: техника выполнения Сукхасаны (поза «сидеть по-турецки») Основные позы - это асаны, которые используются для перехода от одного упражнения к другому:

  • Тадасана (поза горы) - основная стоячая поза. Она помогает расслабить мышцы спины и снизить нагрузку на позвоночник. Тадасана желательна для всех, кто много работает сидя. Исходное положение - встать прямо. Сомкнуть ноги и равномерно распределить вес. Начните медленно выравнивать позвоночник, начиная от стопы и постепенно поднимаясь вверх. Распрямите руки и сделайте глубокий вдох. Поза является переходной между двумя другими асанами, а также базовой, из которой вы переходите в выполнение другого упражнения, которое делается стоя;

    Видео: техника выполнения Тадасаны (поза горы)

  • Бхуджангасана, или поза кобры - это асана, которую практикуют при нарушении осанки, сутулости, болях в спине и нарушениях в работе позвоночника. Поза укрепляет спину и разрабатывает лёгкие. Исходное положение - лёжа лицом вниз. Ноги выпрямлены. Руки согнуты в локтях перед головой. Вместе со вдохом начинайте приподнимать голову и, выравнивая позвоночник, приподнимите корпус. Задержитесь в этом положении. На выдохе вернитесь в исходное положение.

    Видео: техника выполнения Бхуджангасаны (поза кобры)

Позы на равновесие, или баланс относятся к не очень популярным у новичков, но именно они помогают улучшить концентрацию, убедиться в возрастающей выносливости вашего организма:
  • Уткасана (поза стула) - одна из самых лёгких балансировочных поз. Выполняется из Тадасаны. Руки нужно поднять над головой и взяться за невидимые поручни. Сделать глубокий вдох и начать присаживаться на невидимый стул. Бёдра и тело должны образовать прямой угол. Время выполнения - 40 секунд. Поза укрепляет мышцы таза и ног, выравнивает позвоночник, вырабатывает равновесие.

    Видео: техника выполнения Уткасаны (поза стула)

Также стоит обратить внимание на то, что некоторые асаны объединяются в комплексы, к примеру, Сурья Намаскар, или приветствие солнцу. Комбинация состоит из 12 положений тела. Начало и конец комплекса - это асана Пранамасана.

Сурья Намаскар - это поочерёдные наклоны, сгибания и выпрямления позвоночника. Комплекс обеспечивает глубокую проработку всех суставов и сухожилий. Его достоинством является то, что комплекс упоминается ещё в ведической литературе, и его современное состояние - это результат, эффективность которого подтверждена тысячелетней практикой.

Важно! Исследования учёных Йоркского университета доказали, что йога уменьшает физические и психологические симптомы хронического болевого синдрома у женщин с фибромиалгией.

Философские учения Древней Индии

Индийская философия - одна из древнейших на континенте. Все философские школы или течения разделяются по принципу отношения к Ведам. Для ортодоксальных характерно признание Вед - здесь они считаются источником знания. К этой группе относятся ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта.

Неортодоксальные не признают за Ведами исключительного свойства источника знаний. К ним относятся - джайн, буддизм, адживика, аджна и карваки. Основные течения сформированы около 1000 г до н. э.
Школа вайшешики (санскр. «особенность, различие») пытается идентифицировать, инвентаризировать и классифицировать сущности и их отношения, которые предстают перед человеческим восприятием. Цель вайшешики - освобождение индивидуального «Я».

Незнание порождает проблемы и зло, а уменьшение этого незнания ведёт к правильным поступкам, гармонизации отношений между людьми, божеством и природой. Поэтому освобождение от незнания и ведёт к освобождению от страданий.

Ньяя (санскр. «закон») - это религиозная и одновременно философская система. Она изучает условия и средства познания реальности. Здесь считают, что реальность не зависит от сознания, которое не всегда может её воспринять. Составлена мудрецом Гаутамой (Готамой) в III–IV веке н. э. Принципы этой философии использованы при построении других философских систем.

Данная система признает существование бога-творца. Бог является первопричиной всего сущего в мире. Ньяя рассматривает и изучает способы познания реальности, средства познания, условия, при которых происходит познание и его источники.
Санкхья - это одно из самых влиятельных направлений. Основана около 600 г. до н. э. Цель учения - познание реальности через причинно-следственные связи. Школа Санкхьи предполагает существование двух тел - временного тела и тела «тонкого» вещества, которое сохраняется после биологической смерти.

Когда временное тело погибает, тонкое мигрирует к другому временному телу. Оно состоит из высших функций - буддхи («сознания»), ахамкары («я-сознания»), манаса («ум») и праны («дыхания», принципа жизнеспособности). В этом учении обосновывается существование мира без божественного вмешательства.

Знаете ли вы? Древние йоги полагали, что у человека есть ограниченное количество вдохов. Поэтому они рекомендовали медленно вдыхать и выдыхать для продления жизни.

Йога (санскр. «Юкинг» или «Союз») - одна из шести систем (даршан) индийской философии. Её влияние всегда было широко распространено среди многих других школ индийской мысли. Основа йогического учения - йога-сутры Патанджали.

В современном мире практические аспекты системы особенно популярны и востребованы, гораздо больше, чем её интеллектуальное содержание, основанное на философии Санкхьи. Отличие этих систем в том, что йога предполагает наличие божества, к которому и должен стремиться дух (пуруша), освобождающийся от рабства материи (пракрити), через искоренение невежества и иллюзий.
Цель Мимансы - интерпретировать Веды или, скорее, дать правила их интерпретации. Миманса изучает различные части и периоды написания Вед. Самая ранняя работа этой философской школы - «Миманса-сутра», составленная мудрецом Джамини в IV веке до н. э. Миманса развивает учение о познании и пяти его источниках, следуя через рассуждения и критические исследования.

Веданта первоначально относилась к ведическому периоду развития философской мысли. Буквальное значение этого термина - «завершение Вед». В эпоху Средневековья веданта слилась с течением Мимансы.

Джайнизм - одна из трёх древнейших индийских религиозных традиций, которые всё ещё существуют. Название учения происходит от санскритского глагола «ji» - «побеждать», и относится к битве, которую монах должен вести против страстей, чтобы получить просветление.
Буддизм - это религиозная и философская система, которая развивалась из учений Будды между серединой VI и середины IV вв. до н. э. Несмотря на то, что буддизм - это одна из основных мировых религий современности, сам термин возник в Европе в XIX веке.

Знаете ли вы? По легенде, Шиве известно 8 000 000 асан, но людям доступны только 84 из них. Современные специалисты в области спортивной медицины считают, что, с учётом всех мышц и соединений в организме, люди могут выполнять более 78000 упражнений.

Последователи этой религии называют своё учение - Дхарма (санскр. «закон»). Буддисты считают мир никем не созданным и не управляемым. Здесь отсутствует вера в карму, бессмертие души и даже религиозная организация.

Йога как медицина

Будучи сочетанием теории и практики об управлении телом и сознанием, йога создала уникальное терапевтическое направление. Сочетания физических поз (асан) и дыхательной практики (пранаямы) используется в Индии уже более 5000 лет.

Национальным центром дополнительной и альтернативной медицины США предложено использование йогических практик как одного из альтернативных видов лечения. Различные виды альтернативной медицины, в т. ч. йога, получили признание и на международном уровне.

Так, Всемирная организация здравоохранения разработала новый международный классификатор болезней (МБК-11), в котором для альтернативных методов лечения создан специальный раздел.

Базовые положения йоги - отличное средство профилактики психических расстройств, стресса, депрессии. Первая ступень классической йоги, Яма, учит воспринимать события реальности без негатива и соблюдать чистоту духа и тела. А вторая ступень, Нияма, учит наполнять очищенное от негатива сознание позитивным мышлением и радостью.
Стрессы вызывают нарушения в работе сердечно-сосудистой системы и функциональные расстройства. Человек, практикующий йогу, имеет более высокую стрессоустойчивость и позитивное мышление, а значит, менее подвержен болезням.

Многие люди ведут сидячий образ жизни и много времени проводят за компьютером. Это способствует нарушениям в работе опорно-двигательного аппарата. Асаны помогают снять напряжение в мышцах спины, выравнивают осанку, улучшают выносливость, устраняют болевые ощущения и снимают воспаление. В сочетании с дыхательной практикой, пранаямой, они помогают возвращать хорошую физическую форму.

Здоровое питание в сочетании с асанами помогает замедлить процессы старения и предотвратить развитие возрастных заболеваний.

С точки зрения терапевтического эффекта, асаны могут воздействовать на:

  • группы мышц, связки и кости - механический тип воздействия;
  • психоэмоциональное состояние человека - стрессовый тип воздействия;
  • психосоматический;
  • внутренние органы - гуморальный тип воздействия;
  • гормональный уровень;
  • энергетический уровень;
  • стрессовый.

Классификация асан с точки зрения терапевтического эффекта представлена в таблице:

Локализация терапевтического воздействия Категории асан Лечебный эффект Примеры асан
Психоэмоциональное состояние Релаксационные асаны, которые могут выполняться в положении лёжа, стоя или сидя Воздействие на психоэмоциональное состояние человека, снятие стресса, успокоение, улучшение настроения В положении лёжа: Шавасана, Супта Падангуштхасана

Стойки: Тадасана; Пранамасана; Уттхита Триконасана; Вирабхадрасана

В положении сидя: Сукхасана; Стамбхасана; Вирасана; Падмасана

Механическое на мышцы, связки, суставы и кости Любые асаны оказывают расслабляющее и растягивающее воздействие на мышцы - вытягивания, наклоны, скручивания, прогибы, силовые асаны, лодочные позы Задача асаны - расслабить группу мышц и растянуть её; локализация зависит от упражнения: мышцы спины, позвоночник, грудь.

Лечебный эффект состоит в снятии болевых ощущений, улучшении гибкости и эластичности, восстановлении работоспособности органа

Вытягивание вперёд: Ашва Санчаланасана

Прогибы назад: Хаста Уттанасана; Битиласана; Падмасана

Лодочные позы: Бхуджангасана; Навасана

Скручивания:

Силовые асаны: Шалабахсана; Маюрасана

Внутренние органы Прогибы назад, скручивания, перевёрнутые позы Снятие внутреннего напряжения, улучшение работы ЖКТ, селезёнки, органов малого таза Прогибы назад: Хаста Уттанасана; Битиласана; Падмасана

Скручивания: Уттхита Триконасана; Ардха Матсиендрасана

Перевёрнутые позы: Сарвангасана; Халасана

Эндокринная система, иммунитет Перевёрнутые позы Стабилизация работы эндокринной системы, в т. ч. щитовидной и паращитовидной желёз Сарвангасана; Халасана
Равновесие и координация движений Баланс Улучшение чувства равновесия и концентрации Уткатасана; Врикшасана; Уттхита Хаста Падангуштхасана
Профилактика инсультов, улучшение работы мозга Наклоны вперёд Улучшение кровоснабжения мозга Падангуштхасана; Падахастасана; Парватасана.
class="table-bordered">

Философы, практикующие йогу

Основатель йоги - древний мудрец, философ и аскет Как и во многих подобных случаях, точных фактов его биографии не существует, поэтому нельзя точно назвать ни даты рождения, ни обстоятельства его жизни. Основной труд - «Йога-сутра», состоящая из 195 сутр. Вероятно, йога существовала и до Патанджали, но именно он обобщил имеющиеся знания, систематизировал и усовершенствовал их.
Не менее известный древний йогический мудрец - Свами Сватмарама. Его перу принадлежит древнейший трактат хатха-йоги - «Хатха Йога Прадипика». В этом руководстве описывается использование Шаткармы, Асаны, Пранаямы, Мудр и Бандхаса, а также их практическое применение для пробуждения Кундалини.

За последние 100–150 лет количество практикующих йогинов стало довольно большим, а вместе с ними усилилось внимание к древней мудрости и её переосмыслению.

Знаете ли вы? Йога была включена в список культурного наследия человечества, составленного ЮНЕСКО в 2016 году.

Среди йогинов и мудрецов XIX–XX веков и их трудов наиболее важные описаны в таблице:

Йогин Основные произведения Течение Сведения об авторе
Баба Саван Сингх «Духовное руководство»; «Письма от души к душе» Сурат-шабд-йога Йогин, философ; изучал основные принципы всех религий и пытался обобщить их в единое учение
Брахмачари Дхирендра «Йога-сукшма-вьяяма»; «Йогасана Виджняна» Йогин; советник по йоге Индиры Ганди, создал Институт йоги, где учёные всего мира могут проводить научные медицинские исследования влияния йоги на организм
Свами Вивекананда «Практическая веданта»; «Раджа-йога»; «Шесть наставлений о раджа-йоге»; «Бхакти-йога»; «Карма-йога»; «Джнана-йога»; «Пара-бхакти» Веданта и йога Основатель одного из самых крупных монашеских орденов, йогин, философ, общественный деятель. Принёс йогу на Запад и сформировал представление об этой системе в Западном мире
Лахири Махасаи Сам йогин не описывал своё учение. Оно, как и биографические сведения, описано его учеником и последователем Парамахансой Йоганандой в «Автобиографии йога» Крийя-йога Основатель крийя-йоги, индуистский йогин и святой; считается, что он обладал способностью не только исцелять больных, но и воскрешать мёртвых, дематериализовывать объекты и совершать другие чудесные действия
Свами Парамахамса Харихарананда Гири «Крийя-йога: научный процесс культуры души и сущность всех религий» Крийя-йога Йогин, гуру, философ
Парамаханс Йогананда «Автобиография йога» Йогин, популяризатор и распространитель йоги на Западе, именно благодаря его произведению хатха-йога получила на Западе огромное количество последователей
Свами Сатьянанда Сарасвати Его перу принадлежат 14 произведений: «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха»; «Бхакти Йога Сагар»; «Океан Йоги Преданности»; «Кундалини Тантра»; «Свара йога»; «Тантрические практики преображения»; «Крийя-йога»; «Хатха-Йога»; «Прадипика» и другие Карма-йога Йогин, гуру, мастер йоги и тантры; основатель Международного содружества йоги
Сант Кирпал Сингх «Утренние беседы»; «Духовность - что это такое»; «Венец жизни»; «Исследование по йоге»; «Сурат-шабд-йога»; «Секрет смерти»; «Великий святой Баба Джаймал Сингх. Его жизнь и учение»; «Колесо жизни». Сурат-шабд-йога Йогин, писатель, философ
class="table-bordered">

Йога - самое популярное древнее учение из всех, имеющих практическое применение. Её популярность обусловлена глубиной рассматриваемых вопросов, возможностью с помощью этого уникального учения изменять и улучшать собственную жизнь. Йога помогает людям найти себя, свой путь, свою сущность и, конечно же, справиться с восприятием действительности.

Йога представляет собой совокупность религиозно-философских учений, ведущих к освобождению человека от страданий жизни. Основоположником учения считается Патанджали (II в. до н.э.), систематизировавший основные методики в «Йога-сутре» - древнейшем письменном руководстве по йоге. Учение йога предлагает методы достижения освобождения от страданий и теоретически их обосновывает.

Йога делится на четыре части. Первая посвящена природе, целям и формам йоги, в ней рассматриваются различные методы достижения йоги. Вторая часть посвящена средствам достижения сосредоточения, то есть духовным состояниям, причиняющим несчастья и их мучительной природе, четырехсторонней форме страданий, их причине и средствам прекращения страданий. Третья часть йоги дает описание внутренних аспектов йоги, сверхъестественных сил, приобретаемых посредством применения ее на практике. В четвертой части дается описание природы и форм освобождения, рассматривается реальность другого мира.

В основу учения йога легли философские идеи школы санкхья. Йога представляет собой вариант практического применения идей санкхья в жизни. Согласно санкхье, все существующее в мире - это проявление двух видов реальности – материи и сознания, духовного начала. Материя представляет собой первичную субстанцию мироздания и состоит в свою очередь из трех частей: реальности, озарения, которые на психологическом уровне тождественны счастью; «затемненности», безостановочной активности, порождающей боль, и темного, инертного начала, порождающего невежество и безразличие. Разум, личностное «Я», интеллект понимаются как утонченные формы материи. Сознание, духовное начало – это вечный, не изменяющийся принцип индивидуальности, стоящий вне времени и пространства. Доказательствами существования этого духовного начала считаются, в частности, воплощенные в материальные формы удовольствие, боль и безразличие. При этом утверждается, что освобождение от невзгод проявленного мира имеет смысл только в том случае, если существует независимый от материальной оболочки Дух, способный к такому освобождению. Этот дух универсален и бессмертен, он представляет чистое индивидуальное сознание.

Личности, не достигшие просветления, не способны идентифицировать свое истинное «Я» и мотивация их поступков в основном зависит от чувственных потребностей физического тела. Поэтому освобождение достижимо только при условии дифференциации духовного и материального. Методологию такого освобождения и предлагает учение йога.



Йога придерживается концепции существования высшего божества (Ишвары), доказательство существования которого сводится к выявлению качественных характеристик бытия. Высшее Существо (Ишвара) является носителем всех мыслимых категорий и качеств, относительно которых оценивается все существующее в мире, но не является Творцом материального мира. Философия йоги считает бога высшим объектом размышления для сосредоточенности и самопознания. Именно бог, как верховное существо устанавливает отношения между двумя независимыми друг от друга первичными реальностями – индивидуальным разумным началом (пуруша) и первичной материей (пракрити) – в соответствии с моральными достоинствами индивидуальных душ.

Индивидуальное «Я» считается объединенным с физическим телом и более тесно связанным с тонким телом. «Я» выше всех явлений, имеющих отношение к уму и телу, выше всех физических и психологических изменений – таких, как сон и бодрствование, рождение и смерть и т.д.



Осознание «Я» - это и есть достижение состояния свободы от всякого несчастья и страдания – освобождение. Но духовное проникновение может быть достигнуто только тогда, когда ум остается совершенно спокойным и ясным, прекращаются все модификации ума (взаимопереходы различных состояний ума: беспокойное, бездеятельное, рассеянное, сосредоточенное, сдержанное).

Согласно учению йоги, для достижения духовного освобождения человека, нужно чистое сердце и ясная голова. Достичь этого можно только соблюдая духовную дисциплину. Система духовного совершенствования предполагает восемь этапов, из которых первые пять этапов йоги(хатха-йога) нацелены на овладение материальным уровнем существования человека, в частности его телом, а следующие три – это овладение духом (раджа-йога) (приложение 4). Эта система включает в себя воздержание от неправедной жизни, лжи, неумеренного обогащения, половой жизни, соблюдение правил внутренней и внешней чистоты, укрощения страстей, размышлений и предания себя на волю Бога, выполнение специальных физических упражнений (асан), овладение гармоничным дыханием и навыками сосредоточения сознания на определенном объекте. В результате наступает освобождение от всего телесного, материального и достигается духовное освобождение.

Считается, что человек, овладевший йогой, приобретает особую силу. Например, он может приручать всех животных, включая даже диких зверей; доставать любую вещь с помощью простого желания; знать настоящее, прошлое и будущее. Также они могут видеть через закрытые двери, проходить через каменные стены, делаться невидимым, появляться в одно и то же время в различных местах и т.д. Но система йоги, по мнению ее теоретиков, предостерегает от применения йоги для этих целей. Йогин (человек, овладевший йогой) не должен применять эту систему для обретения и использования сверхъестественных сил. Он должен преодолевать этот соблазн, поскольку йога служит для освобождения.

Значение йоги как важного метода постижения и реализации идей многомерности мира признается почти всеми индийскими системами философии. Применение йоги – лучший путь самоочищения, то есть очищения тела и интеллекта. Поэтому почти все системы индийской философии настаивают на применении йоги как на необходимой практической стороне философии жизни.

В йоге здоровье понимается как состояние организма, в котором все его функции осуществляются эффективно и легко. Свами Шивананда, как современный врач, использовавший йога-терапию, писал: «Это – состояние комфорта, легкости, возможность принимать пищу, двигаться и выполнять прочие жизненные функции. Это состояние, которое достигается благодаря гармоничной работе различных органов тела».

Понимание здоровья в системе йоги основывается на натурфилософских взглядах на строение организма человека. Считается, что здоровье – это состояние равновесия «трех стихий тела (дыхания, желчи и слизи), при условии, что мозг и органы тела работают слаженно и гармонично, человек спокоен и счастлив и несет все свои жизненные обязанности легко и непринужденно».

Рассматривая здоровье человека как динамичное, изменяющееся под влиянием многих факторов состояние, йога-терапия предлагает различные методы его восстановления, сохранения и совершенствования. Они основаны на понимании человека как существа, состоящего из тела, сознания и духа, причем эти составляющие тесно взаимосвязаны. Считается, что все болезни первоначально зарождаются в сознании, и только затем поражают тело. «Болезнь – это нарушение определенных законов природы. …Устранение причины болезни есть самый рациональный способ ее лечения», - говорит Свами Шивананда. В соответствии с таким пониманием болезни совершенствование сознания, прежде всего, в его нравственной области, в йога-терапии является в такой же степени значимым компонентом лечения, как и методы оздоровления тела.

Согласно учению йоги, основными средствами избавления от различных заболеваний считаются естественный, т.е. подчиненный ритмам природы, образ жизни, натуральная пища, чистота, отдых и умеренные физические нагрузки, а главное – радостное состояние духа и соблюдение нравственных законов. Свами Шивананда, как врач много лет использовавший в своей практике йога-терапию, рекомендовал: «Будьте всегда радостны. Разум может исцелить все физические болезни тела гармоничными, здоровыми, духовными мыслями, потому что все физические болезни берут начало в сознании. Недостаток радости, веселья ведет к ухудшению здоровья. Если человек всегда радостен и обращен мыслями к добру, к Богу, он никогда не будет болеть и будет иметь крепкое здоровье».

Медико-философская система йоги содержит учение о «духовной физиологии». Оно включает представления о взаимосвязи нравственных качеств личности, чувств человека и работы органов и систем его организма (приложение 5).

В современной Индии йогой занимаются здоровые и больные (в клиниках йога-терапии); научно-исследо­вательские институты продолжают изучение этой эмпирической традицион­ной системы.

Идеалы в философии, религии и медицине Древней Индии

В древнеиндийской философии большое внимание уделялось проблемам морали. Законы дхармы и кармы, учение о нравственном долге, пути самосовершенствования человека – это элементы древнеиндийских религиозно-философских учений, в которых проявляется главная идея необходимости всестороннего совершенствования человека.

В древнеиндийской философии путь к личному совершенствованию, который должен привести человека к избавлению от страданий, привязанностей жизни и позволит прервать бесконечную череду перевоплощений, имел различные вариации. В обобщенном виде можно подразделить их на два варианта. Первый – это встать на путь самоотречения и, отказавшись от мирских соблазнов, стать аскетом. Второй – это праведная жизнь в миру в соответствии со своей личной дхармой. Второй путь подразумевает выполнение ряда правил, которые, с одной стороны, ограничивают человека, а с другой – рекомендуют ему воспитывать в себе определенные качества. Человек не должен применять насилие (убивать) по отношению к живым существам, лгать, воровать, предаваться чувственным удовольствиям, проявлять корыстолюбие. Он должен соблюдать чистоту, находиться в состоянии довольства, полной сосредоточенности, постоянно учиться, служить Богу.

В буддизме впервые была провозглашена идея, что в мире нет ничего, что в определенном смысле не было бы относительным. Морально-этические нормы буддизма базируются не на абстрактных понятиях добра и зла, а содержат в своей основе идею о том, что любой поступок в зависимости от обстоятельств может быть интерпретирован по-разному. Поступки и мысли могут быть основанными на сострадании, великодушии и мудрости, а могут быть основанными на ненависти, ненасытности и обмане. Поэтому моральными принято считать деяния, которые повышают духовный уровень и приносят радость буддисту. Аморальным будет все, что стоит на пути постижения истины. Таким образом, моральные нормы следует трактовать в контексте конкретного поступка и его мотивации. Мудрость и сострадание утверждаются как естественные категории, определяющие гармоничное существование человека.

Буддистский свод норм высшей нравственности имеет в своей основе принцип воздержания от недобродетелей, которые относятся к действиям тела, речи и ума. К физическим недобродетелям буддистская этика относит лишение жизни любого существа, воровство и разврат. К недобродетелям речи относятся ложь, злословие, грубость, пустословие. Недобродетели ума – это зависть, злонамеренность, ложные взгляды (заблуждения). Недобродетели ума определяют в жизни человека его дурные (по терминологии буддизма) действия и поступки.

Тибетское направление буддизма подчеркивает необходимость строить отношения между людьми на основе не только любви, но альтруизма. Любовь, основанная на альтруизме «может распространяться даже на того, кто причиняет нам вред, то есть на нашего врага». Буддизм, придавая решающее значение установлению гармонии и мира в жизни человека, рассматривает нравственность как систему человеческих взаимоотношений определенного вида. Взаимоотношения людей, основанные на любви и взаимном уважении, являются эталоном буддийской нравственности. В буддизме нет Творца, и все зависит от собственных поступков и воли человека.

Принцип ахимсы («не убий») занимает первое место в списке недопустимых поступков. Под термином «ахимса» подразумевается не только несовершение убийства, но и воспитание в человеке уважительного отношения ко всем живым существам. В философском смысле это понятие соотносится с кармической теорией и наделяет всех живых существ личной дхармой. Ахимса направлена на выявление взаимосвязи между всеми формами жизни. Согласно принципу ахимсы, жестокость к кому бы то ни было недопустима, потому что подразумевает отрицание его права на жизнь. Принцип ахимсы (непричинения вреда) утверждает право на жизнь всех живых существ. Этот принцип является центральной идеей религиозно-философского учения джайнизм (основоположник - Вардхамана Махавира).

Также в джайнизме обязательными являются отказ от категоричных суждений, т.к. каждый имеет право на суждение, и отказ от собственности, т.к. все формы жизни взаимосвязаны. Если человек почувствовал уникальность каждой души, то он никогда не станет покушаться на ее существование. Если он почувствовал, что каждый человек – мыслящее существо, то он признает право каждого на собственное мнение. Если человек почувствовал, что никем и ничем не обладает, то он никогда не пожелает мирового господства.

Душа, согласно джайнизму, бессмертна. Поэтому главной задачей является эволюция души в течение многочисленных инкарнаций (перевоплощений). Этот процесс длится до тех пор, пока она не обретет свое естественное, первоначальное состояние – состояние абсолютной чистоты и покоя.

Таким образом, можно сделать вывод о глубоко гуманистической направленности древнеиндийской философии. Один из проповедников тибетского буддизма Син-Юнь считает: «Мы должны поступать милосердно и сострадательно без различия того, в каких отношениях с людьми мы находимся и будем ли за нашу работу вознаграждены».

Понимание сущности человека как единства телесного и духовного и, в то же время, находящегося в неразрывном единстве с окружающим миром и космосом легло в основу понимания здоровья и болезней человека, методов и средств их лечения.

Индуистско-буддийские философские идеи лежат в основе медицинского знания Древней Индии, получившего название «Аюрведа» . Слово «Аюрведа» в буквальном переводе с санскрита означает «наука жизни». Учение Аюрведы изложено в ряде трактатов, первые из которых были написаны в поздневедический период (ок. 500 г до н.э.) и отражают философские концепции того времени.

В древнеиндийской медицине было выработано представление о здоровье человека – идеальном духовно-физическом состоянии. Оно было основано на натурфилософских идеях о первостихиях (первоэлементах), составляющих основу бытия. В древнеиндийской философии и медицине человек рассматривался в тесной взаимосвязи с окружающим миром. Весь мир, согласно представлениям древних индийцев, состоял из пяти первостихий – земли, воды, воздуха, огня и эфира. Носителями трех из этих стихий (огонь, вода и воздух), обеспечивающих жизнедеятельность организма человека считались три первичные жидкости («ветер», желчь и слизь). Из пяти первостихий мира и трех жидкостей в организме человека образуются кровь, мышцы, кости, мозг и т.д. В соответствии с этими представлениями «здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального взаимодействия органов чувств и ясности ума».

Болезнь понималась, соответственно, как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий, а также времен года, климата, нездоровой воды, нарушения правил гигиены и т.п. Роль врача сводилась к восстановлению существовавшего до болезни равновесия с помощью лекарств, физических методов воздействия (массаж, физические упражнения, диета и др.) и хирургических операций.

Таким образом, здоровье признавалось состоянием гармонии внутренних элементов организма человека и в то же время гармонии человека с окружающим миром. Только обладая таким состоянием, человек может достичь освобождения от привязанностей тела и ума, освободить свое сознание и достичь состояния нирваны.

Одним из главных условий достижения состояния здоровья признавалось соблюдение нравственных законов. Их нарушение в соответствии с законами кармы проявляется, в частности, и в возникновении различных болезней.

Развитие медицины в Древней Индии тесно связано с формированием профессиональной медицинской этики, в рамках которой были выработаны представления об образе врача. Оно включало как наличие профессиональных знаний и умений, так и определенные требования к его моральному и физическому облику. Считалось необходимым, чтобы врачеватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни».

Определенный перечень требований к нравственному облику врачевателя, его поведению в обществе содержался в проповеди, которую по окончании обучения в медицинской школе учитель произносил перед своими учениками. Ее текст приводится в медицинском трактате «Чарака самхита», написанном выдающимся древнеиндийским врачом Чаракой (приложение 6). В ней отмечается, в частности, что все свои мысли, слова и чувства врач должен направлять на лечение больного, должен стремиться совершенствовать свои знания и никогда не должен творить зло. В этой же проповеди говорится, что врач должен сохранять в тайне сведения о состоянии больного, о событиях из жизни больного, свидетелем которых он может стать в ходе врачевания. Таким образом, в медицине проявилась идея об уважении к личности человека, не причинении ему вреда ни словом, ни делом, которая содержалась во многих учениях древнеиндийских философов.

Буддистское учение привнесло в Аюрведу псхологический подход к исцелению, подчеркнуло значимость волевого устремления человека к сохранению и восстановлению (в случае болезни) своего здоровья, выделило как главный аюрведический принцип понимания природы человека, согласно которому любые биологические проявления содержат психологическую составляющую.

По мере распространения буддизма и индийской медицины сформировалась тибетская медицина, вобравшая в себя философские идеи буддизма, аюрведическое знание и элементы китайской медицины.

В тибетской медицине наиболее полно и ярко проявляется единство философского и медицинского подхода к пониманию природы человека, его здоровья и болезни. Духовное и телесное – это неразрывное целое – таков исходный тезис тибетской медицины.

Тибетский буддизм включает в себя практику йоги, в том числе методы омоложения и обретения бессмертия, также связанные с принципами Аюрведы.

В тибетской медицине духовное развитие личности является главной, неотъемлемой частью процесса оздоровления, поскольку духовному развитию всегда сопутствуют соответствующие физиологические изменения.

Согласно целостному подходу тибетской традиции, идея здоровья не начинается с диагноза и не исчерпывается методиками физической активности или рационального питания. В фундаментальном трактате по тибетской медицине («Четыре тантры») здоровье и благополучие определяются следующими факторами: отсутствием серьезных психофизиологических патологий; пониманием переменчивой и преходящей природы бытия и осознанием жизненной цели в рамках этого понимания; чувством моральной ответственности, стремлением к знанию и самосовершенствованию; приверженностью оздоровительной программе, основанной на качествах личности, конституционном типе, потребностях тела и способности удовлетворить эти потребности; адекватным восприятием перемен и напряженности во взаимоотношениях с другими людьми и окружающей средой, климатом, умением принять как данность процесс старения; чувством удовлетворенности достигнутым, признательностью за воплощение в человеческом облике.

Хорошее самочувствие (физическое и психологическое) – это результат процесса, длящегося всю жизнь, поскольку жизнь наполнена множеством факторов, нарушающих физическое и духовное здоровье человека.

Духовное здоровье в тибетской медицине подразумевает обретение естественного ритма жизни и синхронной работы всего «внутреннего механизма» с эмоциональным, физическим и внешним мирами. Духовное здоровье дарует чувство постоянства, которое необходимо для физического и психологического благоденствия.

Лечение в соответствии с канонами тибетской медицины предполагает изменение всей модели поведения человека. В тибетской медицине существует метод целостного лечения души и тела, основанный на аюрведийской «науке жизни». Это панчакарма – система, предполагающая применение пяти очистительных, омолаживающих и целительных техник, условием применения которых является достижение духовной гармонии человека с миром. Основным принципом и непременным условием духовного развития является способность к мирному сосуществованию. Человек должен научиться воспринимать жизнь такой, какова она есть, а не такой, какой мы хотели бы ее видеть.

Таким образом, философские идеи тибетского буддизма и аюрведическое знание, соединившись вместе, породили такой медико-философский феномен как тибетская медицина, представляющий в настоящее время ценность как явление мировой культуры.



 

 

Это интересно: