→ Детский церебральный паралич: диагностика, лечение, реабилитация. Упражнения лфк при дцп

Детский церебральный паралич: диагностика, лечение, реабилитация. Упражнения лфк при дцп

При наличии болевых точек Корнелиуса – Миллера как в поверхностных, так и в глубоких слоях паретичных мышц необходимо применять пальпаторный вибрационный массаж. Эти приемы в общей процедуре лечебного массажа сочетают с общепринятыми в массаже манипуляциями и пассивными движениями. При сохранении механической возбудимости мышц рекомендуется использовать метод постукивания молоточком с резиновой насадкой или концами пальцев по паретичным мышцам. Такое постукивание часто вызывает сокращение мышц и способствует проявлению, двигательной реакции.

Пассивные движения при вялых параличах сочетают с массажем или с активными общеукрепляющими движениями, а при парезах комбинируют с активными движениями для паретичных конечностей. При ограничении движений в суставах вследствие образования вторичных изменений в связках, капсуле сустава и в мышцах необходимо выполнять пассивные движения в пределах физиологических норм подвижности. Пассивные движения должны вызывать сближение точек прикрепления паретичных мышечных групп с целью их постепенного укрепления и укорочения. Способствуя сохранению нормальной длины мышц, пассивные движения предохраняют суставы от деформации подвывихов и вывихов, наблюдаемых при вялых параличах. Пассивные упражнения при вялых формах параличей, так же как и массаж, способствуют восстановлению активных движений. Это свойство пассивных упражнений является особенно ценным в тех случаях, когда отсутствуют произвольные движения.

Наиболее важное практическое значение для восстановления функции движения и опоры имеют активные упражнения. Предварительное применение массажа и пассивных упражнений является подготовительной мерой для выявления активного импульса к движениям. При появлении последнего необходимо все внимание обратить на условия, способствующие его выявлению, и всячески стремиться систематически его вызывать, постепенно увеличивая двигательную реакцию. С этой целью используется посылка импульсов к сокращению паретичных мышечных групп.

При наличии двигательной реакции следует назначать наиболее элементарные упражнения в оптимальных исходных положениях, облегчающих осуществление движения. Одним из условий, способствующих выявлению ограниченной двигательной функции, является исключение трения и собственной тяжести паретичной конечности. Для этого упражняемую конечность методист поддерживает рукой, лямкой, гамаком. Движение ее осуществляется в горизонтальной плоскости. При нарастании двигательной функции, упражнения выполняют в вертикальной плоскости, что позволяет включить отягощающий фактор – тяжесть упражняемой конечности.

При выполнении активных движений от больного необходимо настоятельно требовать волевого напряжения, стимулирующего проявление двигательной реакции в паретичных мышечных группах.

При вялых парезах верхних конечностей целесообразно применять маховые движения всей конечностью в разных направлениях, причем стремиться на один момент удержать руку в положении максимального подъема. Облегчающим условием является исходное положение стоя с наклоном корпуса вперед. Для усложнения упражнений паретичной кистью захватывают (или привязывают к ней при отсутствии способности хватания) легкую гантель, булаву или другой предмет. При помощи дополнительного груза на конце рычага можно увеличить объем движений.

При упражнениях кисти и пальцев все предплечье должно иметь устойчивую опору (лучше всего выполнять их сидя за столом). В этом положении применяют разнообразные общепринятые упражнения для кисти и пальцев, используя мелкий инвентарь: лестницы, валики и полувалики, мячи, пронаторы, боковые и настольные аппараты и др.

Очень полезны лепка, застегивание, расстегивание, захватывание и другие разнообразные движения.

При вялых моно- и параплегиях нижних конечностей показаны движения, способствующие развитию опорной функции. Забота о постепенном укреплении опоры должна быть основой методики лечебной гимнастики при парезах нижних конечностей.

При выполнении физических упражнений необходимо учитывать и расстройства функции тазовых органов (недержание мочи, частые позывы, задержка мочеиспускания и др.). При занятиях лечебной гимнастикой необходимо включать упражнения, активизирующие крово- и лимфообращение в области малого таза и укрепляющие мышцы тазового дна и сфинктера. К специальным упражнениям относятся движения бедер в разных направлениях с максимальной амплитудой и упражнения со втягиванием заднего прохода. Постепенное форсирование физического напряжения в паретичных конечностях позволяет использовать упражнения с силовым напряжением. Упражнения вводят постепенно в зависимости от двигательной реакции паретичной конечности. Отягощение снарядом или движение с сопротивлением нужно подбирать такое, чтобы больной мог его преодолеть напряжением паретичной мускулатуры.

На фоне специальных движений для паретичных конечностей большое значение приобретает при вялых формах общеукрепляющая гимнастика. Особенно необходимо обращать внимание на компенсаторное развитие мышц верхних конечностей и плечевого пояса, на которые падает основная нагрузка при передвижении больного на костылях.

Процесс восстановления движений в конечностях при развившихся вялых параличах и парезах протекает медленно, и поэтому настойчивое выполнение физических упражнений в течение всего курса лечения по нескольку раз в день является обязательным элементом методики.

Процесс самореабилитации осуществляется на основе персонального тренинга. Персональный тренинг представляет собой совместную деятельность инструктора-методиста и больного. Этот процесс состоит из следующих фаз: подготовка, диагностика, планирование действий, реализация, завершение. Каждая фаза имеет конкретное содержание (рис. 3).

Методика применения лечебной гимнастики в сочетании с самомассажом в процессе двигательной самореабилитации для больных после выписки из стационара осуществляется с использованием специальных физических упражнений, методов (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения) и приемов, способствующих овладению методическими, двигательными, бытовыми, профессиональными умениями и навыками, их восстановлению и укреплению.

Лечебная гимнастика включает целенаправленные физические упражнения: дыхательные и силовые упражнения; упражнения на формирование и закрепление навыка правильной осанки, координацию движений парализованных конечностей, из которых формируются комплексы физических упражнений.

Важным дополнением к лечебной гимнастике является выполнение самомассажа с применением следующих приемов: поглаживание, растирание, разминание, потряхивание. Самомассаж выполняется после лечебной гимнастики .

Рис. 3. Содержание персонального тренинга

Особенность методики заключается в постепенном переходе от специальных упражнений, применяемых в лечебной гимнастике, к упражнениям на блоках, разработанным В.И. Дикулем . Тренировочные занятия на блоках основываются на принципах построения силовой тренировки с отягощениями на начальном этапе для лиц с низким уровнем физической подготовленности:

    а) развить общие физические качества (силу, быстроту, ловкость, гибкость) при помощи физических упражнений;

    б) усвоить отдельные детали выполнения техники упражнений, сформировать новые или восстановить ранее имевшиеся специальные навыки;

    в) увеличить силу отдельных мышечных групп, особенно отстающих в развитии;

    г) повысить уровень специальной выносливости посредством постепенного увеличения общего количества подъемов на занятиях .

В разработанной нами методике двигательной самореабилитации больных после выписки из стационара комплексы упражнений В.И. Дикуля динамического характера дополняются статическими упражнениями (удержание определенной позы или положения). Исключаются физические упражнения, способные вызвать повторение травмы. К ним мы относим упражнения, при выполнении которых происходит значительная вертикальная нагрузка на позвоночник (травмированные позвонки). Содержание лечебной гимнастики предполагает последовательное выполнение комплексов физических упражнений в конкретном периоде и этапе с определением цели.

При выполнении упражнений на координацию не допускается значительное утомление парализованных конечностей.

Продолжительность занятия 20-25 минут: 1 подход по 5-6 повторений в каждом упражнении, темп средний. Содержание разработанной методики направлено на повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечнососудистой систем, восстановление основных физических качеств, формирование навыков правильной осанки больного после полученной травмы с помощью комплексов физических упражнений лечебной гимнастики и силовых упражнений на блоках. Направленность упражнений и компоненты физической нагрузки зависят от цели периода и задачи конкретного этапа (табл. 7).

Первый период (восстановительный-постстационарный). Все упражнения выполняются в исходных положениях лежа на спине и животе. Частота занятий - 3 раза в неделю.

Первый этап (до 30 дней)

На данном этапе выполняются упражнения лечебной гимнастики (общеразвивающие, специальные дыхательные упражнения, упражнения на осанку). Продолжительность занятия на первом этапе курса реабилитации составляет 10-15 минут: 1 подход по 2-4 раза в каждом упражнении, темп медленный.

Большое внимание уделяется обучению больных правильному дыханию: грудному и брюшному для устранения изменений, связанных с длительным нахождением больного в положении лежа. Не допускается подъем ног выше 45 °.

Таблица 7. Содержание лечебной гимнастики при вялом периферическом параличе конечностей

Второй этап (31-60 дней)

К упражнениям первого этапа добавляются упражнения на развитие координации поврежденных конечностей: ходьба с сохранением правильной осанки (ходьба с высоким подыманием бедра, поворотами на 90°, прохождение по прямой линии и т.д.); выполнение двигательных действий на развитие моторики рук (ловля и броски предметов, лепка из пластилина, поделки из бумаги и т. д.).

Второй период (переходный). Упражнения выполняются в исходных положениях: лежа на спине, животе, коленно-кистевое, на коленях, стоя. При выполнении упражнений в исходном положении коленно-кистевое спина должна быть прогнута, т. к. в этом положении происходит разгрузка позвоночника.

Частота занятий - 3 раза в неделю. Характеризуются возрастанием продолжительности занятия до 45 минут. Упражнения лечебной гимнастики, используемые в предыдущих этапах выполняются по 2 подхода в среднем темпе, на блоках - по 1-3 подхода в медленном темпе.

Третий этап (61-120 дней)

К упражнениям первых двух этапов добавляются 7 упражнений на блоках, которые выполняются в положении стоя. Упражнения на блоках необходимо начинать с 1 подхода и постепенно доводить до 3-х к концу этапа. Отдых между подходами 2-3 минуты. Упражнения выполняются с опорой о стену, стул, вес подбирается так, чтобы больной не испытывал значительного напряжения. Не рекомендуется допускать болевых ощущений в месте травмы во время выполнения упражнений.

При работе на блоках обратить внимание на правильность осанки (при осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, выпрямленными нижними конечностями, умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника. Ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и сер едину стопы) .

Продолжительность занятия 30-35 минут. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз. Темп медленный и средний.

Четвертый этап (121-180 дней)

К упражнениям на блоках, кроме выполнения в исходном положении стоя, добавляются 2-3 упражнения в положении лежа. Они выполняются по той же схеме третьего этапа.Продолжительность занятия 40-45 минут. Упражнения выполняются по 810 раз. Темп медленный и средний.

Во втором периоде упражнения лечебной гимнастики по мере адаптации к нагрузкам необходимо усложнять. Некоторые упражнения можно усложнять путем соединения различных простых упражнений в одно, другие упражнения выполняются с гантелями разного веса, утяжелителями, с сопротивлением, создаваемым инструктором.

В восстановительный и переходный периоды выполнение лечебной гимнастики в процессе тренировочных занятий осуществляется в следующей последовательности:

  1. комплекс целенаправленных физических упражнений;
  2. комплекс упражнений на формирование и закрепление навыка правильной осанки;
  3. комплекс упражнений на восстановление координации движений в поврежденных конечностях.

Направленность физических упражнений в занятиях в течение недели распределяется следующим образом: занятие 1 - мышцы ноги; занятие 2 - мышцы руки; занятие 3 - мышцы спины.

Третий период (тренировочный). Исходные положения для выполнения упражнений усложняются. Увеличивается объем нагрузки до 10-12 повторений в каждом упражнении. Частота занятий (3 раза в неделю) и продолжительность занятия (40-45 минут) остаются такими же, как и на 4 этапе.

Пятый этап (181-240 дней)

Вводятся упражнения, выполняемые в положении сидя, при выполнении упражнений лежа ноги рекомендуется поднимать до 90°.

Комплексы упражнений лечебной гимнастики выполняются по 2 подхода, а на блоках - в исходном положении стоя и лежа - 3 похода, сидя - 1-3 подхода. Темп медленный и средний.

Шестой этап (241-360 дней)

В процессе рассматриваемого этапа выполняются упражнения только на блоках и количество подходов увеличивается до 5. Темп средний.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по одному из предложенных вариантов:

  1. понедельник, среда, пятница;
  2. понедельник, вторник - выполнение упражнений на блоках; среда - отдых;
  3. четверг, пятница - выполнение упражнений на блоках; суббота - отдых.

Для снижения физической нагрузки необходимо все упражнения одного занятия разделить на два комплекса по воздействию на группы мышц: мышцы ног и спины; мышцы живота и рук.

При занятиях по предложенной методике вес отягощений необходимо подбирать так, чтобы упражнение не вызывало трудности при выполнении и не было болевых ощущений в области травмы; не допускается вертикальная нагрузка на позвоночник, т. к. велика вероятность повторения полученной травмы; по мере тренированности организма необходимо увеличивать долю выполняемых упражнений, а в дальнейшем полностью перейти на блочные упражнения, потому что упражнения, применяемые на начальных этапах методики, становятся малоэффективными.

Комплексы упражнений на формирование и закрепление навыка правильной осанки необходимо выполнять не реже 3 раз в неделю, выполнение данных упражнений менее 3 раз в неделю снижает приобретенный оздоровительный эффект.

Комплексы упражнений на восстановление координации парализованных конечностей применяются со 2 этапа реабилитации и после упражнений на осанку.

Если движения выполняются со значительным усилием и практически не контролируются больным, то используются на парализованную конечность пассивные, изометрические упражнения и добавляются дыхательные упражнения.

После того как больной начинает контролировать выполняемые действия больной конечности, применяются упражнения со скольжением конечности по гладкой поверхности, а также упражнения, выполнение которых облегчается путем сгибания конечностей.

При самостоятельном передвижении больного используются упражнения, направленные на улучшение координации движений (упражнения на осанку с постепенным усложнением: ходьба с остановками, выполнение полуприседов ссохранением правильной осанки), на восстановление координации парализованной руки, эффективны упражнения с ловлей и метанием предметов (клубок ниток или мячик). Обязательное условие усложнения - выполнение бросков, увеличение веса предмета и уменьшение его размеров по мере выздоровления больного (прил. 2).

Анализ научно-методической литературы и исследования констатирующего эксперимента позволили выявить, что практически все упражнения, воздействующие на мышцы спины и брюшного пресса, должны выполняться с задержкой положения в крайней точке движения . Время задержки по мере тренированности возрастает с 1-2 секунд до 15-20 секунд.

Организационно-педагогические условия:

    самопознание (стимулирование и развитие у больного опыта самодиагностики);

    формирование внутренней и внешней мотивации к восстановлению профессионально-важных способностей;

    учет индивидуальных особенностей полученной травмы, возможных затруднений и способов их преодоления;

    наличие четко заданной цели и программы ее достижения;

    обучение больного теоретическим знаниям, практическим умениям и навыкам самоконтроля в области физической реабилитации.

При составлении комплексов физических упражнений по возможности не включать упражнения, способствующие развитию силы мышц рук. Таким путем устраняется возможность развития заместительной функции рук и ног.

При выполнении пассивных упражнений: пассивная разработка проводится по направлению от центра к периферии (тазобедренный, коленный, голеностопный, пальцы - это для нижней конечности). В последующем, кроме проработки суставов от центра к периферии, присоединяется проработка и от периферии к центру. Темп выполнения медленный. Обязательное условие при выполнении пассивных упражнений - следить за дыханием . При выполнении движений необходимо проговаривание выполняемых действии.

Прежде чем рассмотреть особенности организации двигательной самореа- билитации больных пожилого возраста после выписки из стационара необходимо определить возрастные рамки и особенности организма данного периода жизни. Пожилой возраст: 55-60 до 75 лет у женщин и мужчин. Характеристикой данного возраста является неуклонное снижение возможностей организма, таких как физиологические качества, работоспособность, максимальные возможности кровообращения и дыхания уменьшаются до 70 и даже до 50 % тех значений, которые были у того же человека в 25-35 лет, даже если он оставался всё время здоровым .

Методика двигательной самореабилитации больных пожилого возраста с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга после выписки из лечебного учреждения включает трудотерапию, комплексы целенаправленных физических упражнений в комплексе с самомассажем и специальным питанием.

При составлении комплексов физических упражнений необходимо учитывать не только особенности травмы и нарушения функций организма вследствие ее получения, но и происходящие возрастные изменения в организме в данном возрасте. Одним из серьезных осложнений, возникающих при двигательной само- реабилитации больных пожилого возраста с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга, является развитие такого заболевания как остеопороз. Необходимо включить в рацион питания больных продукты богатые витаминами и микроэлементами. Особое внимание следует уделить восстановлению потребности организма в кальции и витамина D . В молоке кальций находится в наилучшей форме для усвоения .

Как указано выше, одной из особенностей данного возраста является снижение работы сердечно - сосудистой и дыхательной систем, в результате травмы наблюдается резкое снижение ЖЕЛ вследствие нахождения больного в условиях гиподинамии. Это способствует еще большему негативному влиянию на организм больного. Поэтому необходимо в течение дня выполнять дыхательные упражнения . Для увеличения эффекта от выполнения дыхательных упражнений необходимо перед ними выполнить самомассаж груди и живота. Кроме этого самомассаж живота способствует нормализации деятельности внутренних органов.

Важным дополнением к вышеуказанным средствам двигательной самореа- билитации является применение солнечных и воздушных ванн. Особенно полезны занятия на свежем воздухе. Некоторые авторы рекомендуют проводить больному весь день на свежем воздухе. Воздух и солнечное излучение благотворно влияют на организм больного. Солнечные лучи способствуют образованию в организме витамина D, вследствие чего происходит заживление ран (пролежней). Кроме этого, солнечные и воздушные ванны способствуют повышению сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Во избежание ожогов от воздействия солнечных лучей то можно надевать на больного легкую одежду, через которую может проходить до 50-70 % солнечных лучей, особенно хорошо пропускают ультрафиолетовые лучи ткани из капрона и нейлона. Необходимо учитывать следующие условия комфортного применения воздушных ванн: температура воздуха летом + 23-25 ° C, скорость движения воздуха 0,2-0,4 м/с. относительная влажность воздуха 50 % .

Не рекомендуются перерывы в занятиях, если нет особых противопоказаний: высокая температура, давление, невыносимые боли и т.д. В случае, если тяжело справиться с нагрузкой, можно снизить интенсивность занятий, количество повторений, но ни в коем случае не прекращать заниматься ни на один день. Также необходимо рациональное лечебное питание. Только такое отношение к процессу двигательной самореабилитации позволит в максимально короткие сроки восстановить утраченные функции.

Таким образом, разработанная методика лечебной гимнастики, включающая комплексы физических упражнений, позволяет эффективней восстановить ослабленные функции организма, устранить побочные явления травмы: снижение мышечного тонуса, сухожильных, периостальных и кожных рефлексов, чувствительности и нарушения трофики; укрепить сердечно-сосудистую и дыхательную систем.

Штоколок В.С. Методика обучения двигательной самореабилитации...

Как часто в последнее время можно слышать о том, что кому-то поставлен диагноз «вегето-сосудистая дистония». Что же это за заболевание? Причиной является расстройство нейроэндокринной регуляции деятельности сердечнососудистой системы. К великому сожалению, симптомы заболевания многообразны. Сердцебиение, повышение или снижение артериального , бледность, потливость - это нарушения сердечнососудистой системы. Тошнота, отсутствие аппетита, трудности при глотании - сбои пищеварительной системы. Одышка, стеснение в груди - дыхательные нарушения. Все перечисленные расстройства - это срыв взаимодействия между сосудистой и вегетативными системами. Но чаще всего дистония развивается при расстройстве сердечнососудистой деятельности. И способствуют этому нервно-психические истощения, острые и хронические инфекционные заболевания, недосыпания и переутомления.

Системные вегетативно-сосудистые дистонии протекают по гипер- и гипотензивному типу. Первый тип характеризуется небольшими и нечастыми подъемами артериального давления в пределах 140/90 мм рт. ст., быстрой утомляемостью, потливостью, учащением пульса и т. д.

Второй тип - гипотензивный. Артериальное давление характеризуется давлением 100/60 мм рт. ст., и в этом случае отмечаются головокружение, слабость, повышенная утомляемость, сонливость, склонность к обморочным состояниям.

Поскольку вегето-сосудистая дистония может наблюдаться в подростковом и юношеском возрастах, предупреждение этого заболевания надо начинать на ранних этапах. Это касается организации рационального режима труда и отдыха.

Вам поставили диагноз «вегето-сосудистая дистония»? Это не смертельно. Соблюдение всех назначений врача, режим, избежание психотравмирующих факторов благотворно влияют на процесс лечения. В одном ряду с медикаментозным лечением этого заболевания стоят и немедикаментозные: закаливающие процедуры, физиотерапия, бальнеотерапия, занятия некоторыми видами спорта, а также занятия физкультурой.

Очень хороший эффект достигается занятиями в бассейне. Но дозированная лечебная физкультура имеет не меньший эффект, поскольку повышает деятельность важнейших органов и систем, которые вовлечены в патологический процесс. Лечебная физкультура прекрасно повышает работоспособность, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Примерный комплекс общеразвивающих упражнений при вегето-сосудистой дистонии

Упражнение 1. Исходное положение - лежа на спине. Руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Переложить мяч в левую руку. Вернуться в исходное положение. Смотреть на мяч. Повторить 10-12 раз.

Упражнение 2. Исходное положение - лежа на спине. Руки в стороны. Выполнять перекрестные движения прямыми руками перед собой. Повторять в течение 15-20 с. Следить за движениями рук. произвольное.

Упражнение 3. Исходное положение - лежа. Руки вперед. Мах правой ногой к левой руке. Вернуться в исходное положение. Проделать то же левой ногой. Повторить 6-8 раз. Смотреть на мысок ноги. Мах выполняется быстро.

Упражнение 4. Исходное положение - лежа на спине. В руках баскетбольный мяч. Мах ногой - достать мяч. Повторить каждой ногой 6 раз.

Упражнение 5. Исходное положение - лежа на спине. В поднятой правой руке - теннисный мяч. Делать круговые по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Вернуться в исходное положение. Повторить левой рукой. Смотреть на мяч. Выполнять 10-15 секунд.

Упражнение 6. Исходное положение - сидя на полу. Упор руками сзади. Прямые ноги подняты слегка над полом. Делать перекрестные движения ногами, правая сверху, затем поменять ноги. Дыхание не задерживать. Смотреть на мысок ноги. Выполнять 10-15 секунд.

Упражнение 7. Исходное положение - сидя на полу. Упор руками сзади. Махи прямыми ногами поочередно. Амплитуда- высокая. Выполнять 10-15 секунд.

Упражнение 8. Исходное положение - сидя на полу. Махи ногами в стороны. Поочередно повторить 6-8 раз каждой ногой.

Упражнение 9. Исходное положение - сидя на полу. Упор руками сзади. Правую ногу отвести вправо до упора. Вернуться в исходное положение. Сделать то же самое левой ногой. Движения делать медленно. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 10. Исходное положение - сидя на полу. Упор руками сзади. Слегка приподнять правую ногу и в воздухе очертить круг по часовой стрелке, затем против. Исходное положение. Повторить то же левой ногой. Каждой ногой повторить 6-8 раз.

Упражнение 11. Исходное положение - сидя на полу. Упор руками - поднять обе ноги над полом и делать круговые движения в одну сторону, затем в другую. Выполнять 10-15 секунд.

Упражнение 12. Исходное положение - стоя. В руках гимнастическая палка. Поднять палку над головой - прогнуться в пояснице - вдох, вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 8-10 раз.

Упражнение 13. Исходное положение - стоя. Руки опущены, в руках гимнастическая палка. Присесть, палку поднять вверх над головой - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 14. Исходное положение - стоя. В опущенных руках гантели. Руки в стороны - вдох, опустить - выдох. Повторить 8-10 раз.

Упражнение 15. Исходное положение - то же. Поднять руки на уровне плеч, в стороны. Делать круговые движения руками. Темп медленный. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 16. Исходное положение - стоя. В опущенных руках гантели. Поднимать попеременно руки. Повторить 6-8 раз.

Специальные упражнения (выполняются в паре)

Упражнение 1. Передача мяча от груди к партнеру, стоящему на расстоянии 5-7 м. Повторить 12-15 раз.

Упражнение 2. Передача мяча партнеру со спины из-за головы. Повторить 10-12 раз.

Упражнение 3. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Повторить каждой рукой 7-8 раз.

Упражнение 4. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой. Повторить 7-8 раз.

Упражнение 5. Ударить мяч с силой об пол. Дать ему отскочить и постараться поймать одной рукой, затем другой. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 6. Броски теннисного мяча в стену с 5-8 м. Повторить 10-15 раз.

Упражнение 7. Броски мяча в баскетбольное кольцо одной рукой с расстояния 3-5 м, затем двумя. Повторить 10-12 раз.

Упражнение 8. Броски теннисного мяча по мишени. Повторить 10-12 раз.

Упражнение 9. Исходное положение - сидя на стуле. Опустить голову (приняв позу эмбриона) и спокойно, глубоко подышать.

ЛФК при парезах и параличах

Параличи и парезы - следствие повреждения спинного мозга, которые возникают при травмах позвоночника. Наиболее частой причиной травм позвоночника бывают компрессионные переломы тел позвонков. При этом происходит вклинивание задней поверхности тел позвонков в передний отдел спинного мозга, что приводит к его сдавлению без разрушения мозгового вещества или с разрушением, вплоть до полного анатомического перерыва в результате внедрения костных фрагментов в вещество мозга. В зависимости от зоны повреждения спинного мозга поражаются либо верхние конечности, либо и верхние, и нижние одновременно, с параличом дыхательной мускулатуры и анестезией всего тела. При своевременном устранении сдавления, в отличие от анатомического перерыва, эти явления обратимы.

Мы не ставим себе задачу рассказать обо всех этапах лечения параличей и парезов, поскольку книга не является пособием для врачей. Один из этапов лечения и восстановления здоровья таких больных - лечебная гимнастика, которая является достаточно эффективным средством в предупреждении атрофии, укреплении и развитии мышечного аппарата. Подход к лечебной гимнастике для данной категории больных должен быть дифференцированным и ориентирован непосредственно на степень компенсации больного, вид паралича и сроки травмы. В зависимости от тяжести случая это бывает на 3-5-12-й день после травмы. Первые занятия гимнастикой у больного с переломом позвоночника поясничной или грудной области состоят из легких движений головой, руками и ногами и в обучении правильному дыханию. Все движения должны проводиться без резкого мускульного напряжения.

При выполнении упражнений в парализованных конечностях должны использоваться некоторые облегчающие положения, а также различные приспособления.

Хотим отметить, что в ранний период болезни занятия должны проводиться только с инструктором, поскольку такие больные нуждаются в постоянной помощи медработника. Затем в хронической и резидуальной стадиях больной должен работать сам. Мобилизующая гимнастика способствует улучшению всех общефизиологических процессов, следовательно, противопоказаний для ее выполнения мы не видим. Эта гимнастика необходима больному на всех этапах реабилитации.

Комплекс упражнений для больных со спастическими парезами и параличами (острая стадия раннего периода травматической болезни спинного мозга)

Все упражнения выполняются лежа на спине.

Упражнение 1. Сильное втягивание воздуха с расширением грудной клетки. Продолжительный глубокий выдох. На выдохе живот втягивать, на вдох - выпячивать.

Упражнение 2. Сделать глубокий вдох, свести лопатки, расслабить лопатки - выдох.

Упражнение 3. Руки вдоль туловища. Скользить ладонями вдоль туловища вверх - вдох, вниз - выдох.

Упражнение 4. Вдох - руки согнуть в локтевых суставах, выдох - разогнуть.

Упражнение 5. Ноги раздвинуть в стороны - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

Упражнение 6. Поднять прямую правую ногу - вдох, вернуться в исходное положение - выдох, то же самое повторить левой ногой.

Упражнение 7. Согнуть правую ногу в колене и потянуть ее в сторону груди - вдох, вернуться в исходное положение - выдох. То же самое повторить с левой ногой.

Упражнение 8. Развести руки в стороны - вдох, вернуть в исходное положение - выдох.

Упражнение 9. Поднять руки вверх отвести за голову - вдох, вернуть в исходное положение - выдох.

Упражнение 10. Правую руку согнуть в локте, подтянуть к плечу, левая прямая - вдох, левую согнуть, потянуть к плечу, правую разогнуть - выдох.

Упражнение 11. Поднять правую ногу и начертить в воздухе ногой круг - вдох, вернуться в исходное положение, повторить все левой ногой.

Упражнение 12. Считаем пальцы рук. Большим пальцем перебирать пальцы и считать. Упражнение выполнять сначала правой рукой, затем левой.

Упражнение 13. Перебирать пальцами так, словно играем на пианино или работаем на пишущей машинке.

Упражнение 14. Упереться на предплечья и поднять таз - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

Комплекс упражнений для больных с вялыми парезами и параличами (острая стадия раннего периода)

Упражнение 1. Поднять руки вверх- вдох, опустить - выдох.

Упражнение 2. Взять гантели. Сгибать и разгибать руки, держа гантели. Упражнение выполняется с усилием.

Упражнение 3. Поднять гантели, на вытянутых руках - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

Упражнение 4. Опереться на плечевые суставы и поднять таз - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

Упражнение 5. Поднимать и опускать ноги с помощью блока и тяги. Поднять ноги - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох.

Упражнение 6. Сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах с помощью блока и тяги.

Упражнение 7. Поворот корпуса тела в правую сторону с закидыванием ноги за левую ногу. Затем поворот корпуса влево с закидыванием левой ноги за правую.

Упражнение 8. Опора на предплечья. Прогибаться в грудном отделе («мостик»).

Упражнение 9. Движения руками. Имитировать движения стиля плавания «брасс».

Упражнение 10. Движение руками - имитация бокса.

Упражнение 11. Движения ногами - имитация плавания на спине.

Упражнение 12. Поднять ногу и в воздухе очертить круг носком ноги. Поменять положение ног.

Упражнение 13. Одну руку положить на грудь, другую - на живот. Вдох - надуть живот, выдох - втянуть.

Упражнение 14. В руках эспандер. Растягивать перед грудью. Растянуть - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

Упражнение 15. Разводить и сводить локти заложенных за голову рук. Свести локти - вдох, развести - выдох.

Упражнение 16. Растягивать эспандер на вытянутых вперед руках.

Упражнение 17. Растягивать эспандер над головой.

Упражнения выполняются в медленном темпе. При плохом самочувствии не следует отменять занятия, необходимо просто снизить дозировку. Для выполнения пассивных упражнений используются блоки, гамачки, петли, для силовых упражнений - гантели, эспандеры. Продолжительность занятий не должна превышать 15-20 минут, у ослабленных больных 10-12. Повтор упражнений от 3-4 раз до 5-7 раз.

ЛФК после перенесенного инсульта

Инсульт - это острое нарушение коронарного кровообращения. Это заболевание занимает третье место среди причин смертности. К сожалению, инсульт - очень тяжелое и крайне опасное сосудистое поражение центральной нервной системы. Вызвано оно нарушением мозгового кровообращения. Чаще других от этого заболевания страдают пожилые люди, хотя в последнее время эта болезнь стала настигать и молодых. Скачки артериального давления, избыточный вес, атеросклероз, переутомление, алкоголь и курение - все эти факторы могут вызвать спазм сосудов головного мозга.

Условно инсульт делится на инфаркт мозга и на кровоизлияние в мозг. Так, у молодых чаще всего бывает инфаркт мозга, т. е. геморрагический инсульт. Пожилых же настигает так называемый ишемический инсульт, который вызван нарушением кислородного обеспечения нервных клеток. Это заболевание отличается гораздо более тяжелым течением и более серьезными осложнениями.

Геморрагический инсульт - это осложнение гипертонической болезни. Возникает он, как правило, после напряженного трудового дня. Тошнота, рвота и сильная головная боль - первые признаки геморрагического инсульта. Симптомы возникают внезапно и стремительно нарастают. Изменяются речь, чувствительность и координация движений, пульс редкий и напряженный, возможно повышение температуры. Человек краснеет, выступает пот и возникает своего рода удар в голове. Потеря сознания - это уже инсульт. Из разорвавшегося сосуда кровь попадает в мозговую ткань, что чревато летальным исходом.

Внешние признаки геморрагического инсульта: усиленная пульсация сосудов на шее, хриплое и громкое дыхание. Иногда может начаться рвота. Глазные яблоки иногда начинают отклоняться в пораженную сторону. Возможен паралич верхних и нижних конечностей на противоположной стороне от зоны поражения.

Ишемический инсульт развивается не так стремительно. Недомогания, которые могут наблюдаться в этот период у больного, могут длиться несколько дней. Удар чаще всего бывает либо ночью, либо под утро. И если ишемия не вызвана тромбом или атеросклеротической бляшкой (эмболом), которые могут быть принесены с током крови, то начало заболевания проходит достаточно спокойно. Больной может не терять сознание и, почувствовав ухудшение здоровья, обратиться к врачу. Признаки «удара»: лицо бледное, пульс мягкий и умеренно учащенный. Однако вскоре может наступить паралич конечностей с какой-либо стороны, что зависит от области поражения мозга.

Несмотря на такое спокойствие, последствия достаточно тяжелы. Участок мозга, лишенный крови, погибает и не может выполнять свои функции. А это в зависимости от того, какая часть головного мозга затронута, приводит к нарушению речи и памяти, координации движений и параличу, узнавания и даже немоте. Больной либо говорит отдельными словами и фразами, либо становится полностью немым.

Опытный врач по тем или иным симптомам может точно сказать, какой участок мозга поражен от инсульта, что дает возможность предопределить течение заболевания и возможный прогноз. Он заключает в себе три варианта: благоприятный, средний и неблагополучный. Утраченные функции и способности восстанавливаются - это первый случай. Течение болезни осложняется присоединившимися хроническими заболеваниями, что ухудшает и затягивает течение болезни, - это второй вариант. Третий вариант, как правило, ничего хорошего не сулит. Поражается большая площадь головного мозга или у больного возникают повторные удары. Вероятность повторных ударов очень велика и достигает 70%. Самыми критическими сутками после первого удара считаются 3-й, 7-е и 10-е.

Срочная госпитализация в специализированное неврологическое отделение - непременное условие при инсульте, поскольку при геморрагическом инсульте необходимо срочно снизить артериальное давление и уменьшить отек мозга, а при ишемическом инсульте необходимо взять под контроль свертываемость крови.

Своевременное оказание медицинской помощи, внимание, связанное с общим уходом за больным, занятия лечебно-восстановительной гимнастикой - вот возможности вернуть больного к жизни. Не последнюю роль в победе инсульта играет осознание больным своего теперешнего состояния. Отрицательные эмоции не пойдут на пользу и могут привести к повторному удару, поэтому сосредоточьтесь на восстановлении здоровья. Ваша цель - вернуть подвижность конечностям. Все в совокупности поможет вам восстановить здоровье.

Является важным действенным методом реабилитации, поскольку воздействует на различные системы организма: сердечнососудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную. Она также является эффективным методом в восстановительном периоде.

Лечебная гимнастика при инсульте - это, собственно, физические упражнения, воздействующие на двигательные и чувствительные функции. Не последнее место в реабилитации занимает дыхательная гимнастика. Ее задачи - улучшение легочной вентиляции и тренировка внешнего дыхания.

Дыхательная гимнастика проводится по 3-6 мин 8-12 раз в сутки. Необходимо глубоко и равномерно дышать. Если есть мокрота, ее нужно обязательно откашливать. Дыхательные упражнения применяются с удлиненным вдохом и выдохом (диафрагмальное дыхание).

В двигательный комплекс упражнений включаются упражнения для мелких и средних мышечных групп рук и ног, а также движения в плечевом поясе. При тяжелых нарушениях сердечнососудистой системы и неустойчивом артериальном давлении, а также аритмиях, которые сопровождаются сердечной недостаточностью, не рекомендуется активная дыхательная гимнастика.

На ранних периодах болезни и при недостаточной активности больного используются пассивные дыхательные упражнения, которые осуществляет инструктор лечебной физкультуры.

Инструктор стоит сбоку от больного. Его руки расположены на грудной клетке больного, во время выдоха пациента он вибрирующим движением начинает сдавливать ему грудную клетку и подстраивается под дыхание больного, тем самым активизирует выдох. Степень воздействия на грудную клетку усиливается с каждым выдохом. Через каждые 2-3 дыхательных движения положение рук медработника на теле больного меняется. Это позволяет усилить раздражение дыхательного аппарата. Руки попеременно располагаются на различных участках грудной клетки и живота. Количество форсированных дыхательных упражнений составляет 6-7, потом больной совершает 4-5 обычных циклов. Затем вновь повторяется дыхательное упражнение. Для достижения большего эффекта от дыхательной гимнастики желательно ее проводить 5-6 раз в сутки. Продолжительность по времени 10-15 минут.

В более позднем периоде пациент принимает активное участие в выполнении дыхательных упражнений с сочетанием полупассивных и активных движений верхних и нижних конечностей. Для того чтобы правильно делать дыхательную гимнастику, ее надо контролировать. Руки нужно положить одну на грудь, другую на живот. Вдох делаем спокойно и плавно.

Комплекс дыхательной гимнастики для перенесших инсульт

Упражнение 1. Вдох сделать так, чтобы ощутить, как поднимается живот. Рука же, находящаяся на груди, должна оставаться неподвижной. Это говорит о том, что грудное дыхание отсутствует. Выдох делать полнее, так, чтобы живот как бы втянулся.

Упражнение 2. Вдох - грудная клетка поднялась, вместе с ней и рука. Живот не поднимается. Это говорит о том, что брюшного дыхания нет. Упражнение выполняется спокойно и медленно.

Упражнение 3. Вдох делать брюшным дыханием, а затем продолжать дышать грудью. Наполнить грудную клетку как бы до отказа. Выдох начинать животом, затем следует грудной выдох. Это упражнение называется «полное дыхание».

Упражнение 4. Делать вдох со значительным напряжением всех дыхательных мышц. Затем делать 2 спокойных вдоха и выдоха.

Упражнение 5. Повторить упражнение 4.

Освоив дыхательные упражнения, вы поможете себе и своему организму тем, что вы проводите своеобразную вентиляцию легких. Тем самым уменьшается вероятность возникновения пневмонии, застойных явлений в легких и бронхах.

При двигательном дефиците - парезе - необходимо начинать с упражнений в первую очередь на преодоление сопротивления движению. Благодаря регулярным занятиям пораженные конечности будут приобретать большую подвижность. При этом вы не только вернете подвижность конечностям, но и укрепите их. Огромное психологическое значение для больного имеет возможность видеть, как с помощью простых, но целенаправленных и обдуманных приемов достигается желаемый эффект при малой затрате сил.

Примерный комплекс упражнений на преодоление сопротивления

Упражнение 1. Здоровой рукой - большим и указательным пальцем - сжать кисть другой руки. По команде инструктора делать ступенчатые усилия «слабо, чуть сильнее, еще, совсем сильно, максимально».

Упражнение 2. Затем постепенно обучать больного удерживать ломтик хлеба, расческу и другие мелкие бытовые предметы.

Упражнение 3. Вращение телефонного диска, взбивание мыльной пены, помешивание ложкой в стакане приближают больного к выполнению знакомых и важных навыков.

Кроме таких упражнений, желательно под присмотром и с помощью инструктора выполнять двигательные упражнения.

Примерный комплекс двигательных упражнений

Все упражнения выполняются из положения лежа.

Упражнение 1. Движение кистями рук, не отрывая руки от постели. Поднять кисть, опустить кисть. Если больной рукой невозможно выполнять движения, то требуется помощь инструктора. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 2. Круговые движения кистями. Выполнение упражнения проводится в медленном темпе.

Упражнение 3. Лежа сгибать и разгибать пальцы ног. Стараться делать это последовательно, т. е. сгибание начинать от мизинца. При разгибании пальцы стараться растопырить (полезна помощь инструктора или родственников).

Упражнение 4. Стопы ног тянуть на себя. Возвратиться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 5. Поворачивать стопы в стороны: влево - вернуться в исходное положение, затем вправо, и наоборот.

Упражнение 6. Не отрывая голову от подушки, поворачивать ее вправо и влево. Амплитуда движения зависит от степени поражения.

Упражнение 7. Лежа на постели, кисти рук положить ладонями вверх. Сгибать пальцы рук, стараясь сделать кулачок. Сжать, разжать.

Упражнение 8. Кисти рук лежат на постели. Пальцы сомкнуты. Развести пальцы, свести пальцы.

Упражнение 9. Кисти рук лежат на постели. Сводить пальцы в кулачок одной руки, вторая лежит спокойно. Потом поменять руки (на больной конечности движения помогают делать инструктор или родственники).

Упражнение 10. Сгибание и разгибание ног в коленном суставе. Темп медленный.

Упражнение 11. В руку пациенту дать теннисный мяч. Сжимать мяч. Здоровой рукой делать больше повторов, больной рукой - по возможности.

Простые и привычные для нас бытовые действия достаточно сложны для больного. Самый трудный период - ранние стадии восстановления. Но для того, чтобы больной обучился, ему требуется помощь не только медицинского персонала, но и активная помощь родственников.

Поскольку нарушена координация движений, среди упражнений на повышение согласованности действий между двумя и более мышечными группами должны быть упражнения на тренировку равновесия в положении стоя и при ходьбе. При небольших и средних поражениях в вертикальное положение больных переводят с 5-7-го дня.

Как только больной был поставлен на ноги, нужно приступать к обучению правильной ходьбе. Для этого его обучают сгибать голень. Методист сидит рядом с больным на скамеечке и помогает ему фиксировать бедро, создает для него упор. Как только больной овладел этим, его обучают вынесению бедра вперед с одновременным разгибанием голени при тыльном сгибании стопы.

В этот же период больного обучают меткости и согласованности действий руками.

Примерный комплекс упражнений для развития мелкой моторики руки

Упражнение 1. Укол иголкой. Повторить 6-8 раз одной рукой, затем другой (если больной не в состоянии захватить иголку пораженной рукой, необходима помощь инструктора или родственников).

Упражнение 2. Дать пациенту ножницы. По команде он должен переложить их из руки в руку. Темп медленный.

Упражнение 3. У пациента в руках ручка. По команде инструктора он должен попытаться зафиксировать положение ручки, как для письма.

Упражнение 4. Больной складывает ладони лодочкой. Инструктор слегка кидает ему теннисный мяч. Пациент старается передать мяч инструктору больной рукой (если не получается, мяч передается здоровой).

Упражнение 5. Исходное положение - сидя на кровати. Согнуть одну ногу в колене, затем другую.

Упражнение 6. Исходное положение - сидя на кровати. Ноги не отрывать от пола, поднять носки, опустить. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 7. Исходное положение - сидя на кровати. Руки согнуть в локтях, разогнуть. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 8. Исходное положение - лежа на кровати. Руки согнуть в локтях (с упором локтей на постель). Поворот сомкнутых кистей к себе ладонью, от себя. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 9. Исходное положение - лежа на кровати. Руки в таком же положении, как и в предыдущем упражнении. Делаем кулачок одной рукой, затем другой. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 10. Исходное положение - лежа на кровати. Руки в положении упражнения 8. Кисти рук согнуть (изобразить «уточку»). Повернуть кисти рук от себя, к себе. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 11. Исходное положение - лежа. Руки в положении упражнения 8. Делать круговые движения руками. Локти неподвижны, упираются в кровать.

Упражнение 12. Исходное положение - лежа. Ноги согнуть в коленях. Руки вдоль туловища. Одну ногу положить на согнутое колено другой ноги. Сгибать и разгибать голень «висящей» ноги. Повторить 3-4 раза. Затем менять положение ног.

Упражнение 13. Исходное положение - стоя у кровати и опираясь на нее. Инструктор подкатывает мяч к ноге пациента. Он должен оттолкнуть его от себя.

Упражнение 14. Исходное положение - стоя у кровати и опираясь на нее. Инструктор кладет спичечный коробок на пол перед пациентом. Поднять ногу чуть выше коробка и как бы перешагнуть через него. Выполнять одной ногой, затем менять положение ног.

Упражнение 9. Исходное положение - сидя на кровати. Пациент перекатывает круглый брусок стопой ноги.

Двигательные навыки самообслуживания - это одна из важнейших задач в реабилитации. Поэтому им необходимо обучать больного с помощью упражнений специального характера. Эффективность достигается последовательностью упражнений, переходя от простых к сложным и постепенно наращивая нагрузки.

Очень эффективными в реабилитации больного являются детские игры с мячом, где присутствуют упражнений с отскоком мяча от стены, от пола, броски вверх и элементы футбола. Все эти упражнения помогают восстановить движения в суставах и силу мышц.

Примерный комплекс упражнений

Упражнение 1. Исходное положение - сидя на стуле или кровати. Руки на коленях. Наклоны головы вперед и назад. Движения нерезкие. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 2. Исходное положение - то же. Наклоны головы в стороны. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 3. Исходное положение - то же. Поднять руки перед собой и потрясти кистями рук. Затем согнуть руки в локтях и потрясти ими.

Упражнение 4. Исходное положение - то же. Руки вытянуты перед собой. Кулаки сжать, разжать. Пальцы раздвигать как можно шире. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 5. Исходное положение - сидя на стуле. Обхватить ногу под коленом и поднять ее с помощью рук. Повторить то же с другой ногой. Повтор 3-4 раза.

Упражнение 6. Исходное положение - сидя на стуле. Вытянуть руки перед собой и слегка наклониться вперед. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. Исходное положение - сидя на стуле. Руки согнуть в локтях, кисти положить на плечи. Потянуть локти друг на друга.

Упражнение 8. Исходное положение - лежа на кровати. Руки согнуть в локтях. Ладони повернуты к лицу пациента. Опустить руки, ладони повернуть от себя. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 9. Исходное положение - лежа. Руки вдоль тела. Согнуть одну руку в локте и достать кистями рук плечо. Поменять положение рук. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 10. Исходное положение - сидя на стуле. Поднять ноги над полом и сделать перекрестные движения ногами. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 12. Исходное положение - лежа на кровати. Стопу одной ноги тянуть на себя, вторую тянуть от себя. Повторить со сменой ног 3-4 раза.

Упражнение 13. Исходное положение - сидя на стуле. Руки на коленях. Наклонить туловище вправо, затем влево. При смене положения возвращаться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 14. Исходное положение - сидя. Руки на поясе. Повернуться корпусом влево, вернуться в исходное положение, затем повернуться вправо. Повторить 4-6 раз.

Темп выполнения медленный. Если испытываете дискомфорт при выполнении, упражнение не выполняйте или выполняйте с меньшей амплитудой движений.

РЕФЕРАТ

по физической культуре

Лечебная физкультура

при ДЦП

Детский церебральный паралич. О болезни.

Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга - внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т, е. когда основные струк­туры мозга еще не созрели. Частота заболевания, по данным М. Н. Ни­китиной (1972), 1,71 на 1000 дет­ского населения.

Этиология и патогенез. Основное значение в происхождении детского церебрального паралича до 60-х гг. 20 в. придавалось внутриутробной гипоксии, асфиксии в родах, меха­нической родовой травме, кровоиз­лиянию в мозг. В дальнейшем стали учитываться интоксикации плода, нарушения питания матери, пере­несенные ею заболевания. С 60-70-х гг. становится все более ясной роль внутриутробных нейроинфекций в происхождении церебральной пато­логии плода – листереллезного, колибациллярного, стафилококкового, стрептококкового, гриппозного и других энцефалитов и менингоэнцефалитов.

Морфологические данные свиде­тельствуют о том, что у детей, стра­дающих церебральным параличом, процесс, начавшийся внутриутроб­но, может продолжаться годами, например, вяло текущий хронический менингоэнцефалит инфекционного или нейроаллергического происхожде­ния.

Ряд клин, и экспериментальных наблюдений дает основание полагать, что патологические аутоиммунные процессы также могут вызывать внутриут­робные энцефалопатии. Установлено, что под влиянием хронической внутриут­робной гипоксии нарушаются об­менные процессы у плода, прежде всего окислительный обмен, внутри­клеточный синтез белков, формиро­вание сосудистой системы мозга; вследствие этого может происходить нарушение участия плода в кодовом акте и возникает асфиксия родах и родовая черепно-мозговая травма.

Зависимость определенной лока­лизации двигательных расстройств от перечисленных этиологических факторов изучена недостаточно, однако уста­новлено, что гиперкинетическая фор­ма детского церебрального паралича чаще всего обусловлена билирубиновой энцефалопатией (в результа­те несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или по груп­пе крови и пр.), а также кровоизлия­нием в область хвостатого тела, воз­никающим в результате родовой травмы.

Патологическая анатомия. Наи­более характерные патоморфологические из­менения при детском церебральном параличе - пороки развития мозга: микрогирия или агирия, дисплазия или аплазия небольших участков моз­га, агенезия коры, истинная порэнцефалия, недоразвитие пирамидных пу­тей, мозолистого тела, подкорковых ядер и т. д. Может наблюдаться диф­фузный, лобарный или лобулярный склероз плаща; извилины в этих случаях уплощены, истончены, бо­розды расширены. Церебральный склероз может быть следствием хронического или интерстициального воспаления или диффузного сосудистого пора­жения. Нередко в мозге детей, по­гибших в возрасте 5-6 лет, обнару­живаются свежие очаги некроза. Белое вещество мозга может быть уплотнено и уменьшено в объеме. Мо­жет иметь место разрастание глии. Оболочки мозга уплотнены, нередко сращены с корой. Подпаутинные пространства, особенно в передних отделах, увеличены, желудочки рас­тянуты, могут обнаруживаться кисты.

Клиническая картина. В основе клинической картины детского церебраль­ного паралича лежат двигательные расстройства, формирующиеся по типу параличей и парезов, реже гиперкинезов, атаксии, а также различные нарушения речи и пси­хики.

Сложный патогенез внутриутроб­ного и родового поражения мозга влечет за собой и многообразие клин, проявлений. Выделяют три стадии заболевания.

В первой, ранней стадии ост­рые нарушения гемо- и ликвородинамики, возникшие у плода с внут­риутробным поражением мозга или в процессе родов, могут вызывать значительные нарушения регуляции тонуса мышц, чаще по типу экстензорной ригидности, и подавлять врожденные двигательные рефлек­сы. Для этой стадии характерны такие симптомы, как общее тяжелое состояние, брадикардия или тахикардия, учащенное или замедлен­ное дыхание, нистагм, судорожные подергивания мышц лица и конеч­ностей, выраженный гипертензионный синдром, расхождение ко­стей черепа, напряжение большого родничка, раннее склерозирование его краев, а затем швов (прежде всего коронарного). Судорожный синдром может появиться сразу по­сле рождения, затем исчезнуть или стойко удерживаться, может поя­виться в первые недели или меся­цы жизни; судороги обычно быва­ют полиморфными; появление начальных элементов психического и предречевого разви­тия у ребенка резко задерживается. Со стороны двигательной системы отмечается угнетение всех или части врожденных рефлексов: защитно­го – нет поворота головы в сторону (рис. 1,7), который бывает у здорового новорожденного; рефлекса опоры - нет рефлекторного выпрямления ног (рис. 1,2), хватательного, ползания и др.

Рис. 1. Некоторые виды патологических рефлексов ври детских церебральных пара­личах: 1- отсутствие защитного рефлекса (нет поворота головы в сторону, который бывает у здорового новорожденного в положении ничком); 2 - угнетение рефлекса опоры (нет рефлекторного выпрямления ног); 3 -5-лабиринтный тонический рефлекс (3 - при положении на спине - напряжение мышц разгибателей шеи, туловища и конечностей, 4 – при положении на животе - напряжение мышц сгибателей туловища и конечностей, отсутствует физиологический лордоз, 5 - в сочетании с шейным асимметричным тоническим рефлексом - при подъеме за ноги из положения на спине появляются напряжение разгибателей шеи и спины, разгибание руки, к которой обращено лицо, и сгибание другой руки); 6 - отрицательный симптом Ландау (симптом «свешенного белья» - ребенок, поддерживаемый в положении на животе, не поднимает головы, не разгибает туловища); 7 - спастическая диплегия (синдром Литтла - нарушение опорной функции ног); 8 - двойная гениплегия (паралич всех конечностей, контрактуры); 9 - атонически-астатическая форма (туловищная атаксия - ребенок стоке на широко расставленных ногах, балансируя с помощью рук для удер­жания равновесия).

В наиболее тяжелых случаях наблюдается угнетение глотатель­ного, поискового и ладонно-ротового рефлексов. Выявляется диссоци­ация между нарастающими тони­ческими шейными и лабиринтными рефлексами (рис. 1,3-5) и слабо раз­вивающимися врожденными двига­тельными рефлексами. Характерно недоразвитие или неправильное фор­мирование ягодичных мышц - они дряблые, по консистенции напоминают колотый мяч. Чем тяжелее форма заболевания, которая разовьется в дальнейшём у ребенка, тем более четко выражен симптом проколотого мяча. Икроножные мышцы уплотнены, смещены к подколенным ямкам, пяточные (ахилловы) сухожилия удлинены. Пяточные кости недоразвиты, часто развиты асимметрично. На той стороне, где пяточная кость развита слабее, двигательная патология в дальнейшем оказывается более выраженной. Очень рано, иногда к концу второго месяца жизни, формируется функциональный кифоз или кифосколиоз в поясничном и нижнем грудном отделе позвоночника. Ограничена или отсутствует экстензия кистей рук, кожно-мышечная складка между первым и вторым пальцами ки­сти укорочена. Одним из наиболее тяжелых симптомов в отношении прогноза являются торсионные спазмы, которые реализуются по механизму лабиринтного тонического рефлекса: если ребенок лежит на спине, возникает интенсивное закидывание назад головы и плечевого пояса, часто очень болезненное, с перекосом их в ту или иную сторону; если ребенок лежит на животе, возникают спазмы преимущественно в мышцах, сгибающих туловище и вызывающих его вращение.

Иногда нарушено строение артикуляционного аппарата – высокое небо, относительно небольшой объем ротовой полости, большой малоподвижный язык. Отмечается отсутствие или недостаточность первичных зрительных и слуховых ориентировочных реакций, появление которых у здорового ребенка наблюдается уже в первые недели жизни, а также отсутствие или недостаточность примитивных эмоциональных реакций, входящих в состав «комплекса оживления» у детей первых недель жизни.

Вторая стадия заболевания, которую в зависимости от причин церебральной патологии рассматривают как начальную резидуальную или начальную резидуально-хроническую, начинается после окончания острых. В клинике этой стадии появляются те симптомы дизонтогенеза, которые вызваны патологией внутриутробного развития, если она имела место, а также последствиями гипоксии или асфиксии в родах, нарушением мозгового кровообращения с последующим развитием рубцово-атрофических процессов в нервной ткани и других её изменений.

Если церебральная патология плода связана с поражением в родах, обусловленным акушерской пато­логией матери, то острые явления стихают в пределах первых четырех месяцев жизни ребенка и на этом фоне развиваются начальные резидуальные явления. Начальные резидуальные явления, обусловленные родовой травмой, могут возникнуть на фоне уже имеющейся патологии внутриутробного развития, вызван­ной воздействием таких повреждаю­щих факторов, как нейроинфекция, интоксикация и т. д. Если патологический процесс, начавшийся внутриутробно, не заканчивается в родах, то в даль­нейшем он протекает на фоне резидуальных явлений, обусловленных патологией внутриутробного разви­тия и родовой травмой. В этих слу­чаях говорят о начальной резидуально-хронической стадии болезни.

Начальная резидуальная стадия заболевания характеризуется тем, что при остающихся активными то­нических рефлексах установочные рефлексы не формируются или фор­мируются недостаточно. В норме про­цесс вертикальной установки тела обеспечивается появлением к 2 месяцу лабиринтного установочного реф­лекса с головы на шею (ребенок на­чинает держать головку), к 6 месяцам - шейных цепных симметричного и асимметричного установочных реф­лексов. Шейный цепной симмет­ричный установочный рефлекс обес­печивает повышение тонуса разги­бателей и при горизонтальном, и при вертикальном положении тела, что и делает возможным установку тела в пространстве. Шейный цепной асимметричный установочный реф­лекс обеспечивает сохранение рав­новесия тела.



 

 

Это интересно: