→ Английский тяжеловоз. Лошади шайр: описание и характеристики. Породы лошадей. От большой до английской и вороной

Английский тяжеловоз. Лошади шайр: описание и характеристики. Породы лошадей. От большой до английской и вороной

Экстерьер: массивная голова с широким лбом, средних размеров уши с острыми кончиками, короткая, хорошо посаженная шея, мускулистые плечи, короткая, прочная спина, широкий и длинный круп, достаточно высоко поставленный хвост, мощные ноги, на которых от запястного и скакательного сустава наблюдается пышная оброслость — «фризы», копыта большие и прочные.

Высота в холке: 165-185 см.
Вес: 800-1225 кг.
Масть: главным образом вороная, гнедая или караковая, реже — серая. На голове и ногах — белые отметины.
Особенности: Шайры — самые крупные, самые тяжелые и самые сильные лошади.

Лошади породы ШАЙРЫ (Shire) — КРУПНЫЕ ТЯЖЕЛОВОЗЫ

Шайр — английские тяжеловозы , ведущие свой род от боевых рыцарских коней, потомков лошадей Римских Завоевателей и является одной из древнейших тяжеловозных пород. На сегодняшний день трудно однозначно сказать как точно зародилась эта порода, как и в случаях со многими другими древними породами.

Слово «шайр» (Shire) также пришло из Англии, и произошло от саксонского слова «ширан» (schyran), обозначающего «сдвиг» или «водораздел», следовательно, и слово «шайр» является синонимичным этой местности. И такое название порода получила благодаря Королу Генри VIII, который впервые применил Наименование «Шайр» к этим лошадям в начале 16-ого века.

Лошади породы ШАЙРЫ (Shire) — КРУПНЫЕ ТЯЖЕЛОВОЗЫ

Судьба Шайров неразрывно связана с историей Англии. В период между правлением Генриха 2-го, 1154г., и Елизаветы (начавшееся в 1558г.), правительство постоянно стремилось увеличить рост и поголовье лошадей, называемых «великими». Во время правления короля Джона с 1199 по 1216г., в Англию ввезли около сотни жеребцов крупного телосложения из нижних земель Фландрии, что в Голландии, и отмелей Эльби.

Один из авторов того времени описывает этих флемишских лошадей в основной массе как вороных, с белыми отметинами на морде и ногах, зачастую все четыре ноги у них были белы до суставов. Они были рослыми, мускулистыми, на крепких ногах, окаймленных длинными густыми щётками, с сильными крупными суставами. Во времена царствования Генриха VIII, с 1509 по 1547г., особое внимание было направлено на выращивание и разведение сильных лошадей, было утверждено несколько законов, предусматривающих это. Акты, запрещающие использование для разведения лошадей ниже 154 см в холке, а также препятствующие всякому экспорту лошадей, даже в Шотландию, были приняты в 1535 и 1541г.

Подобно остальным тяжеловозным породам, в разные периоды истории Шайры улучшались путём прилития крови других пород, особенно заметный след оставили в породе северные немецкие флемишские лошади из Бельгии и фландерские. Существуют довольно подробные записи, повествующие об этом, сделанные более 1000 лет назад. В течение этого времени продолжалось прилитие крови и других пород.

В течение 18 в. эти лошади стали использоваться для тяжёлой работы на фермах. С усовершенствованием дорог и широким распространением дилижансов появился большой спрос на тяжеловозов. В это время заводчик по имени Роберт Бэйквилл (Robert Bakewell) значительно повлиял на Шайров, известных в те времена под именем лейцестерширской каретной лошади (Leicestershire Cart Horse), путём прилития крови лучших голландских лошадей – фризов.

Судя по картинам, датированным 15 в., показывающим совершенство их форм, шайры использовались ещё в 16 веке. Несомненно, шайрские лошади использовались как военные.

Большинство людей думают, да и историки утверждают, что рыцари, одетые в тяжёлую броню, с мечом и пикой, ехали в битву верхом на Шайрах. Не все разделяют это мнение, однако, даже в Англии некоторые сомневаются, что это правда. С исчезновением турниров и тяжеловооружённых рыцарей, предки шайрской лошади были взяты в работу в упряжи, тянули повозки по ухабистым неровным дорогам и плуги по фермерским полям.

Когда на первый план вышли не битвы, а развитие коммерции и сельского хозяйства, в 19 в. шайры стали едва ли не национальным достоянием Англии. В 19 в. лошади стали главной рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности, особенно в доках и на железных дорогах. Крупные шайрские мерины работали в доках и на улицах городов. Потребности империи и нравы времени требовали от лошади экстраординарной массивности, огромной мускульной силы и послушания.

Английские животноводы и фермеры откликнулись на это созданием одним из самых замечательных пород – Шайров. Они стали самыми крупными и самыми мощными тяжеловозными лошадьми Британии. Шайры использовались, и используются до сих пор, пивоварами в городах в стилизованных запряжках, везущих пивные бочки, в соревнованиях на силу тяги и соревнованиях по вспашке.

Шайры разводились во всех частях Англии, но в таких округах, как Линкольн, Дерби, Кембридж, Норфолк, Ноттингем, Лейцестер и Хантингтон они были особенно популярны. В истории упоминаются такие названия породы, бытовавшие в старые времена, как: «великая лошадь» (Great Horse), «Военная лошадь» (War-Horse), «Каретная лошадь» (Cart Horse), «Староанглийская вороная» (Old England Black Horse), «Линкольнширский гигант» (Lincolnshire Giant) и, наконец, «Шайр» (Shire) . Существовали и различия между внутрипородными типами Шайров, в зависимости от места их происхождения. Шайры, происходившие из своего исторического дома, болот Линкольншира и Кембриджшира, имели тенденцию к большей костистости и оброслости щёток, чем их соседи. Йоркширские и ланаркширские, например, были более сухого телосложения и более выносливые.

Хотя первый Шайр был импортирован в Америку в 1853г., существенный импорт не набирал силы вплоть до 1880г. На заре нового, 20-го века, шайр в Америке мог поспорить с першеронами в популярности. С 1909 по 1911г. в мире было зарегистрировано около 6700 шайров, почти 80% этого поголовья было рождено в Америке.

Лошади породы ШАЙРЫ (Shire) — КРУПНЫЕ ТЯЖЕЛОВОЗЫ

Из-за своих большого роста и эффектных движений, Шайры стали чрезвычайно популярны у горожан Америки. По окончании Первой Мировой войны, однако, тяжеловозные лошади были вытеснены из городов грузовиками, метро и электрическими трамваями. В то же время фермеры покупали для работ на полях более мелких, и экономичных в содержании лошадей.

На рынке тяжеловозных пород на Среднем Западе стали доминировать брабансоны и першероны, и центр разведения Шайров переместился на запад США. В 1940-х и 1950-х их поголовье продолжало падать, с 1950 по 1959г было зарегистрировано всего 25 лошадей. Сегодня Шайры, как и большинство тяжеловозных пород, возрождаются. В 1985г. в Америке был зарегистрирован 121 Шайр.

Не стоит забывать, что развитие и популяризация Регистра Английских Шайров (English Shire Registry) было, по крайней мере, частично благодаря Американцам, желающим зарегистрировать своих лошадей. Это, конечно, стоило того, так как только зарегистрированных животных можно было разводить как Шайров, но уже на Американской земле.

Лошади породы ШАЙРЫ (Shire) — КРУПНЫЕ ТЯЖЕЛОВОЗЫ

Наблюдая необходимость в Американских заводчиках с целью продвижения и улучшения породы, британские благотворительные фонды помогали проводить регистрацию в США. В последствии эта задача была возложена на Американскую Ассоциацию Шайров (American Shire Horse Association), организованную 28 апреля 1885. Официально зарегистрирована она была 21 мая 1885.

Одной из причин подъёма интереса было утверждение премий для жеребцов. Деньги для них выделяются Ассоциацией из прибыли скакового тотализатора, и присуждаются на ежегодной мартовской выставке. В этот день вручается более 35 тыс. фунтов стерлингов. Другой причиной роста поголовья стало увеличение рынков сбыта, особенно за рубежом. В последние годы более 100 голов шайров ежегодно экспортируются во все части света. Действующие Ассоциации формируются в Германии, Франции, Голландии, Канаде, США.

Шайры очень крупные животные: взрослые жеребцы достигают роста от 162 до 176 см в холке. Кобылы и мерины немного менее массивны. Тем не менее, многие из лучших представителей породы достигают в холке выше 185 см. У них сравнительно большие, широко посаженные и выразительные глаза, профиль слегка выпуклый (римский). Плечи сильные и широкие, корпус с глубокой грудной клеткой.

Встречаются среди шайров настоящие великаны. В 1846 году в Англии родился необыкновенно крупный жеребёнок. В честь библейского богатыря его назвали Самсоном , но когда жеребец стал взрослым и достиг высоты в холке 219 см, его переименовали в Мамонта . Под этой кличкой он вошел в историю коневодства, как самая высокая лошадь из всех, когда-либо живших на свете.

Какой породы самые маленькие, каждый человек ответит без запинки - пони. А если задать вопрос о самой крупной породе лошадей? Здесь быстро ответить не каждому под силу. Самая крупная порода лошадей - шайр. Давайте узнаем больше про их внешний вид и происхождение.

История появления

Чтобы узнать, откуда появились лошади породы шайр, надо оглянуться на много столетий назад. Ученые говорят, что к их появлению на Британских островах приложили руку еще древние римляне. Так это или нет, точно сказать сложно. Но можно с уверенностью сказать, что прародителями современных шайров были лошади Вильгельма Завоевателя, который в борьбе за Англию использовал боевых коней, вселявших страх в англичан одним своим видом.

Со временем, путем смешения местных пород крупных лошадей, и появились шайры. Немало труда в тщательную селекцию шайров вложил ученый Роберт Бейквелл. В середине XVII века путем скрещивания с лучшими представителями лошадей-тяжеловозов он вывел на свет улучшенный вариант шайрских лошадей, которые своей силой и мощью прославились на весь материк.

Знаете ли вы? Самый большой конь по кличке Мамонт был зарегистрирован в 1846 году, его рост 220 см признали самым высоким за всю историю.

Характеристика и описание породы

Главная особенность шайров - пропорционально развитые части тела. Широкая и крепкая спина и крестец обеспечивают огромную работоспособность и силу.

Рост и масса

Высота в холке колеблется от 1 м 65 см до рекордных 2 м 20 см. Вес от 900 кг до 1200 кг, но известны животные, масса тела которых достигала 1500 кг. Кобылы несколько ниже - их рост колеблется в пределах 130–150 см.

Важно! Для полноценного развития шайрам необходимы ежедневные физические нагрузки и полноценное питание. Такой конь ест почти в два раза больше обычного. В сутки он съедает приблизительно 20 кг сена.

Экстерьер

Давайте узнаем, как же выглядят эти знаменитые на весь мир тяжеловесы - голова у них крупная, глаза и ноздри большие, нос с небольшой горбинкой. По форме туловище немного напоминает бочку. Длинная и мощная шея, плавно переходящая в широкую и сильную спину, мощная грудь и мускулистые ноги с широкими копытами - вот так выглядят тяжеловозы породы шайр. Массивная челюсть является нежелательным признаком.


Масть

У шайров богатая расцветка - встречаются гнедые, рыжие, вороные и серые лошади. В общем, выбор расцветки удовлетворит даже самых привередливых любителей животных. Среди кобыл встречаются чалые экземпляры. Но племенные стандарты допускают наличие белых пятен на теле . Интересной особенностью этой породы является наличие белых чулочков на задних ногах и лысин за ушами.

Характер

Глядя на представителей породы самых больших лошадей в мире, невольно представляешь себе их крутой и необузданный нрав. Но на самом деле это абсолютно не так. Шайры обладают спокойным и покладистым нравом. Они легко обучаемы. Благодаря этим качествам их часто скрещивают с племенными скакунами, в результате чего на свет появляются жеребцы, которые в дальнейшем идеальны для участия в соревнованиях и троеборье.

Важно! Оптимальный вид походки для коня - аллюр. Шайров сложно заставить бежать галопом. Кроме того, справиться с гигантом на такой скорости, а также затормозить его под силу далеко не каждому наезднику.

Отличительные особенности

Внутри коней-тяжеловозов тоже существуют свои особенности. Например, шайры из Йоркшира отличаются выносливостью, внешне они более сухопарые, а вот шайры из Кембриджа обладают более густыми фризами (волосы в низу коленного сустава).

Порода сегодня

В связи с автоматизацией многих промышленных процессов в 50-х годах ХХ века интерес к этой породе несколько поутих. Но популярность тяжеловозов шайр за границей, их участие в выставках и соревнованиях спровоцировали новый скачок роста их популярности. На сегодняшний день шайры активно участвуют в конкурсах по вспашке полей, в скачках, на выставках. Также их часто можно встретить в упряжке, везущих пиво или квас на различные городские праздники.
Эта порода лошадей заслуженно считается достоянием Англии. И дело не только в том, что они оттуда родом. Именно шайры помогали «поставить на ноги» промышленность материка: судостроение, железные дороги, сельское хозяйство, перевозка грузов - в каждой отрасли трудолюбивые тяжеловозы шайр были надежными помощниками англичан.

Английские тяжеловозы породы Шайр – самые крупные и могучие лошади на планете. Предки этих коней были верными боевыми друзьями рыцарей. Им отдавали предпочтение не случайно. Лошади приходилось в течение долгого времени возить закованного в латы воина. Заботливые хозяева считали своим долгом защитить железной броней и скакуна. Представьте, какой силой нужно обладать, чтобы выстоять под такой нагрузкой!

Шайр — рыцарский конь. Представители породы крупные и мощные.

Для шайров характерна увесистая крупная голова с роскошной гривой, объемным крепким лбом и носом с типичной для этой породы горбинкой. Короткая, мощная шея переходит в крепкую спину с могучими плечами и лопатками. Далее следует объемный и массивный круп с высоко посаженным хвостом. Мускулистые ноги с широкими пястями украшены длинными и пышными кистями — фризами.

Благодаря стараниям селекционеров, порода лошадей шайр представлена тремя основными мастями:

  • гнедой;
  • вороной;
  • серой.

Для кобыл характерна также чалая масть.

Не исключено наличие светлых пятен. Например, белая линия, идущая ото лба вдоль носа, и лохматые белые фризы. Средний рост лошадей составляет от 1,66 до 1,76 м в холке. Крупные образцы достигают 1,85 м.

Кони обладают мощной головой с длинной челкой, массивный крупом и высоким ростом.

Своеобразие характера

Шайры отличаются добротой, уравновешенным спокойным нравом. Они миролюбивы, послушны и покладисты. Для них характерны верность, отсутствие нервозности и бесстрашие. Эти качества сделали коней незаменимыми для средневековых сражений и турниров. Ведь боевой конь не должен бояться грохота оружия, криков разъяренных воинов и взмахов клинков.

Английские силачи послушно таскают груженые повозки и плуги. Выполняют любые требования хозяев — терпения им не занимать. Для управления таким конем необходима сила. Шайра сложно разогнать в галоп, лучший вариант походки для него — аллюр.

В галоп шайров разогнать сложно, предпочтительней аллюр.

История породы

Этот английский тяжеловоз имеет глубокие исторические корни. Считается, что впервые его предков завезли в Англию из Голландии в ХIII веке по приказу принца Джона. В XVI веке началась усиленная работа по улучшению породы. Во времена правления Генриха XVIII было принято решение запретить разведение тяжеловозов, чей рост был ниже 154 см.

При королеве Елизавете поголовье тяжелоупряжных лошадей существенно выросло. На племя шли только те экземпляры, рост которых превышал допустимый минимум. Местных английских кобыл скрещивали с фламандскими, фризскими и немецкими жеребцами. Фризы подарили английским шайрам свободу движений, скорость и гибкость. Наследие неторопливых фламандцев в большей степени проявилось во внешнем облике животных — они приобрели вороную масть.

Вороная масть у шайров от фламандцев.

К началу XVII века тяжелые доспехи упразднили, и воины пересели на грациозных, резвых скакунов. Но рост промышленности и сельского хозяйства не позволил добродушным гигантам остаться не у дел. Отныне их основным предназначением стала перевозка тяжелых грузов и работа в поле.

Свой теперешний облик лошади приобрели в XVIII веке. В то время их разводили во всех регионах Англии. В Линкольншире, Кембриджшире, Дерби и других графствах заводчики именовали эту породу по-разному. Известны следующие названия: «Великая лошадь», «Большая английская вороная», « Шайр».

Крупная тяжеловесная лошадь активно использовалась в сельском хозяйстве и при перевозке грузов.

Основателем породы считается конь, который жил в деревне Packington с 1755 по 1770 год. Его хозяева дали ему кличку «Слепая лошадь». Неизвестно, что заставило их это сделать – реальная проблема со зрением коня или какие-то другие причины. Когда в 1878 году общество конезаводчиков учредило Племенную книгу шайров, эта лошадь удостоилась чести быть зарегистрированной в качестве родоначальника.

Внутрипородные типы

Особи, появлявшиеся на свет в разных частях страны, имели свои особенности. Представители Йоркшира отличались жилистым телосложением, а лошади из Кембриджшира и Линкольншира — массивным скелетом и пышными фризами.

Пышные фризы считаются украшением породы.

Разведение и селекция

В начале XX века шайры появились в России. Для нужд промышленности и сельского хозяйства требовалась новая порода лошадей, способная возить тяжелые грузы и адаптированная к местным климатическим условиям. Селекционеры отмечали, что шайры требуют гораздо больше корма, чем представители других пород. Их потомство оказывалось эффективным лишь при условии обильного кормления, объем которого в три раза превышал обычную норму.

Сложности вызывал подбор кобылы для покрытия шайрским жеребцом. Ее рост должен был соответствовать габаритам могучего самца, иначе возникал риск получить потомков с непропорциональным телосложением. По этим причинам российские селекционеры отдавали предпочтение шотландским клейдесдалям. Но все же среди предков Владимирских тяжеловозов есть кровь и английских предков.

Покорение Америки

Впервые лошади шайр пересекли Атлантику в 1853 году. Но массово их стали завозить в Америку только в конце IX века. Эмигранты оказались серьезными соперниками местным тяжеловозам – першеронам. Транспортировка через океан была сложной и нерентабельной. Поэтому конезаводчики начали разводить английскую породу на месте. В начале ХХ столетия численность шайров, выращенных в Америке, составила 80% мирового поголовья.

Прославленные представители породы

Отдельного внимания заслуживает знаменитый конь Мамонт. Жеребенка вначале назвали Самсон – именем легендарного силача. Но когда он вырос, было решено, что это имя не подходит. В холке рост этого гиганта составлял 2,19 м. Он считается самым крупным тяжеловозом из всех, существовавших в мире.

Среди современных шайров самым высоким в Европе считается жеребец Крекер. Его рост в холке составляет 1,98 м. Мировое первенство удерживает австралиец Нодди — обладатель роста 2,05 м.

Племенная книга

Представителей этой породы регистрируют в племенной книге, разделенной на три категории. В первый раздел — «Основной» — попадают чистопородные особи. Потомство, появившееся в результате союза чистокровного жеребца и незарегистрированной кобылы, заносят во второй — «А». Жеребят, родившихся от самки из категории «А» и чистопородного жеребца, регистрируют в третьем разделе — «Б». И только потомки кобылы из последней категории и самца из первого раздела считаются чистокровными шайрами.

В племенной работе с шайрами придерживаются строгих правил.

На грани исчезновения

Развитие промышленности привело к тому, что в середине ХХ века численность тяжеловозов сократилась. Возникла серьезная опасность полного исчезновения этой породы. И только самоотверженность заводчиков помогла исправить положение и восстановить популяцию.

Нюансы ухода

Животным требуется гораздо больше корма, нежели представителям других пород. В сутки им дают от 17 до 25 кг сена или свежей травы, в рацион включают яблоки, морковь, свеклу. Лошади любят свежие фрукты и овощи.

Обязателен регулярный уход за гривой, хвостом и фризами. Чтобы предотвратить спутывание, их расчесывают и заплетают. Для мытья используют специальные шампуни и кондиционеры. Чтобы избежать проблем с мокрецами, ноги лошади обмывают и присыпают опилками, а после вычесывают мелкую стружку из шерсти. Животным необходимы ежедневные прогулки и нагрузки.

Грива и фризы шайров требуют усиленного ухода. Коней надо регулярно мыть и расчесывать.

Современные реалии

Стоимость лошадей этой породы доходит до 1 000 000 рублей. Хозяева берегут коней, поэтому практически не используют их для тяжелой работы. Современные шайры участвуют в выставках и соревнованиях. Животных задействуют при реконструкции исторических событий, во время праздничных шествий, снимают в рекламе и кино. Но это не значит, что английские богатыри не могут, как и много лет назад, перевозить грузы и таскать плуги. Они и сегодня остаются могучими, трудолюбивыми и послушными великанами, обладающими исключительной добротой и преданностью.

Шайр является породой лошадей, которую вывели в Англии скрещиванием фризского и фламандского видов. Этот конь применялся только в военных целях, но затем его стали использовать для перевозки грузов во время сельхозработ, в спорте, туризме и т. д. Основой для скрещивания послужил бельгийский тяжеловоз, широко известный в Средние века. После получения результата англичане продолжили ее улучшение.

Шайр является породой лошадей, которую вывели в Англии на основе средневековых, боевых коней скрещиванием фризского и фламандского видов

Внешний вид

Порода шайр хотя и имеет древнее происхождение, на самом деле включает в себя много разных по весу и размеру лошадей. Этот жирный конь в зависимости от модификации может везти повозку с грузом неспешным шагом, тащить плуг или участвовать в скачках.

Как утверждают многие коневоды, порода лошадей шайр считается одной из самых крупных в мире.

Выглядит животное следующим образом: оно характеризуется пропорционально развитым телом, что отличает эту лошадь-тяжеловоза от других подобных животных. У скакунов широкая грудь, большой крестец, мощная спина. Этот жирный конь обладает большой силой и огромной выносливостью . Довольно разнообразны и масти, которые имеют животные. Они хорошо питаются, и их тело всегда в великолепной форме.


Шайр обладает большой силой и огромной выносливостью

Основные параметры следующие:

  1. Масть лошадей этого типа может быть серой, гнедой или рыжей.
  2. Это самая высокая лошадь в мире, так как ее рост в холке может быть от 164 до 180 см.
  3. Для коней этой породы типичны белые чулки на ногах (обычно они бывают на задних конечностях).
  4. Практически у всех скакунов этого типа на голове есть лысина.
  5. Ноги сильные и прямые. Несмотря на то что подобный жирный конь выглядит тяжеловесом, ход у него довольно легкий.
  6. Грива состоит из длинных, немного вьющихся волос, хвост у некоторых видов этих, самых крупных лошадей в мире, иногда достает земли, поэтому хозяева часто укорачивают его до нужной длины.
  7. Вес животного может составлять 1000-1200 кг.

Шайр – порода тяжелоупряжных лошадей (тяжеловозов), родиной которых является Англия. Шайры уверенно держат пальму первенства среди «великанов» конного мира и являются самыми высокими лошадьми на планете. Именно представителю этой породы принадлежит мировой рекорд по росту среди лошадей. В XIX веке в маленьком английском городке Бедфордшир проживал «малыш» ростом 2,2 метра и весом 1,52 тонны. Звали его очень символично «Самсон».

Любуясь этими могучими созданиями, испытываешь легкий диссонанс. В голове не укладывается, как в таких больших, сильных и мускулистых гигантах могут уживаться эти качества и удивительная изящность, милая красота и добрый нрав. Когда смотришь на этих лошадей, захватывает дух, а когда сидишь на них, то ощущаешь головокружение. Они величественны, красивы и очень сильны.

Происхождение названия

Название породы происходит от английского слова «shire», что переводится как графство . Так, во многих названиях графств Англии, например, таких как Кембриджшир, Глостершир, Хемпшир и прочих, слово «shire» применяется во второй части названия.

Если же разбирать этимологию названия породы подробнее, то выяснится, что «прародителем» слова «шайр» является древнесаксонский термин, который подразумевал под собой определённую границу или разделение.

И сегодня в Англии существует сленговый термин, обозначающий центральную часть этого государства. В частности, «Шайрами» называют центральные графства Англии.

При этом, как считается, «лошадь из центральных графств» получила свое нынешнее название благодаря королю Генриху VIII. Если верить истории именно этот король по прозвищу «медный нос» первым назвал гигантских лошадей шайрами.

История породы

Происхождение шайров, как одной из древнейших пород, теряется в глубине веков. Исторические свидетельства (документы и археологические находки) говорят о том, что еще в І веке н.э . покорители Британии римляне отмечали присутствие на острове гигантских и величественных лошадей. Также могучие тела лошадей запечатлены на старинных монетах и посуде.

Есть все основания считать, что шайры являются прямыми потомками так называемой средневековой «большой лошади», которая использовалась в основном для военных нужд и попала на британские острова вместе с нормандскими завоевателями.

В дальнейшем порода крупных лошадей только набирала популярность в Англии. «Большая лошадь» с успехом справлялась с серьезными физическими нагрузками. Она спокойно могла везти на себе рыцаря в доспехах, вес которого порой достигал 200 кг . Сила и отважность в сочетании с ее красотой стали причиной использования лошади в рыцарских турнирах.

К выбору лошадей для своих доблестных рыцарей в Англии относились очень трепетно. Так, королевским указом от 1541 года была утверждён запрет на использование в разведении жеребцов ниже определенного роста и комплекции. За нарушение указа было установлено строжайшее наказание.

От большой до английской и вороной

В дальнейшем с ростом промышленности и сельского хозяйства возникла необходимость в перемещении больших объемов груза. Именно для таких перевозок начали использовать «больших лошадей».

«Большая лошадь» из рыцарской постепенно начала превращается в упряжную. Хроники XVI века свидетельствуют, что на разбитых дорогах Англии в ливень и стужу часто встречаются лошади, способные перемещать груз весом более трех тонн. Вместе с ростом промышленного и сельхоз производства росло поголовье «больших лошадей».

Как раз в этот период в Англию были завезены фризские, фламандские и немецкие лошади. И, как оказалось, в итоге не все немецкое является качественным и эффективным.

Так, «кровь» немецких жеребцов не оказала значительного влияния на формирование породы шайр. Зато фризийские и фламадские крепыши внесли свою лепту в то, что сейчас называют «Шайр». Фризийцы добавили в образ «большой лошади» некую легкость и гибкость в движении, а фламандцы окончательно сформировали внешний облик и характер.

В XVII столетии благодаря вороной окраске фламандских лошадей, которая передалась при скрещивании, «больших» начали называть «английской вороной». Как свидетельствуют источники, автором этого названия стал знаменитый английский государственный деятель и полководец Оливер Кромвель.

Но все же считается, что основоположником всего рода шайр и первым из этой породы был жеребец по кличке Packington Blind Horse (Слепой жеребец из Пэкингтона), живший во второй половине XVIII ст. в маленькой деревне Пэкингтон графства Лестершир.

Доподлинно не известно по какой причине жеребец получил эту специфическую кличку. Был ли он действительно слеп или просто его хозяева имели настолько оригинальное воображение.

В XIX веке шайры стали самой востребованной и знаменитой тяжеловозной породой в Англии. Такая популярность не могла остаться незамеченной со стороны иностранных коневодов-профессионалов и просто любителей.

В конце XIX века начался массовый завоз лошадей на Североамериканский континент, а вначале XX шайры появились и в России.

Племенная книга

В 1878 году образовано Староанглийское общество племенных лошадей и создана первая племенная книга. В комментариях к первому изданию сэр Уолтер Гилбей пишет о храбрости, силе и красоте породы, покорившей великого римского политика и полководца Юлия Цезаря.

В 1884 году Староанглийское общество племенных лошадей переименовывается в Общество шайрских лошадей. Сегодня племенная книга состоит из трех разделов. В первом разделе регистрируются абсолютно чистокровные лошади. В следующие разделы заносят лошади, родившиеся в результате «мезальянса».

Племенной учет ведётся очень строго и контролируется на самом высоком уровне . Для регистрации в любом из разделов племенной книги необходимо обязательное подтверждение отцовства. Ранее для определения отцовства проводили тестирование крови, но с развитием высоких технологий уже тестируют ДНК.

Экстерьер

Шайры – крупная упряжная порода лошадей. Части тела пропорционально развиты. Спина широкая, короткая и сильная. Круп длинный и мускулистый. Голова массивная с широким лбом. Уши заостренные. Хвост высокопосаженный и пушистый. Мощные и мускулистые ноги. Копыта большие и крепкие. На нижних суставах пушистые кисти – «фризы».

  • Высота в холке: 165- 185 см.
  • Вес: 800 – 1225 кг.
  • Масть: вороная, гнедая, караковая, серая, на ногах и голове часто встречаются белые отметины.

Фото

Особенности характера

Характер уравновешенный и стабильный. Легко поддаются управлению и дрессировке. Из всех существующих походок лучше всего шайрам подходит аллюр. Чтобы привести лошадь в галоп необходимо достаточно усилий, равно как и остановить её после этого. Так что, если не уверены в своих силах и навыках, лучше не рисковать и наслаждаться аллюром.

Уход и питание

Шайры, будучи лошадьми сельскохозяйственного предназначения, в уходе весьма неприхотливы , поэтому не нуждаются в каком-то специальном уходе.

Однако необходимо регулярно уделять внимание фризам (кисти на ногах). Нужно тщательно их чистить, мыть и сушить. В противном случае у лошади могут появиться мокрецы (форма дерматита, поражающая ноги лошади в районе фризов).

Что касается питания, то и тут шайры не отличаются от большинства лошадей. Качественное сено, иногда небольшое количество пищевых добавок, а летом обязательный выгул на пастбищах с сочной и свежей травой. Естественно, не нужно забывать, что этим добронравным великанам необходимо вдвое, а то и втрое больше корма, чем более мелким породам.

Современное использование

Сегодня шайры являются одной из самых любимых и востребованных пород среди коневодов-профессионалов и просто любителей лошадей. Эти сильные и милые лошади очень нравятся детям.

Для сельскохозяйственных нужд используются нечасто. Их очень любят хозяева и поэтому берегут. Также шайров можно увидеть, как на специализированных выставках и шоу, где участвуют только лошади этой породы, так и на общих коневодческих мероприятиях.
Любите этих чудесных животных, и они ответят вам тем же .



 

 

Это интересно: