→ Водное поло сколько периодов. Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни. Ошибки и нарушения

Водное поло сколько периодов. Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни. Ошибки и нарушения

Федерация водного поло России

СОРЕВНОВАНИЙ

ПО ВОДНОМУ ПОЛО

2009 - 2013гг.

Правила соревнований по водному поло.

Материалы предоставлены Федерацией водного поло России.

Подписано в печать 10.12.2010.

Формат 210х297. Бумага Lumisilk. Печать цифровая. Заказ 1357/10. Тираж 250 экз.

Сверстано и отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в типографии ООО «КИНЕФ».

Россия, 187110, Ленинградская область, г.Кириши, шоссе Энтузиастов, д.1.

I. Правила соревнований по водному поло

Игровое поле и оборудование

Команды и запасные

Судейская коллегия

Судьи игры

Судьи на линиях ворот

Хронометристы

Секретари

Продолжительность игры

Тайм-ауты

Начало игры

Способ ведения счета

Броски от ворот

Угловые броски

Спорные вбрасывания

Свободные броски

Простые ошибки

Грубые ошибки

Нарушения 5-ти метрового штрафного броска

Выполнение 5-ти метровых штрафных бросков

Персональные замечания

Инцидент, травма или болезнь

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А Инструкция по использованию двух судей игры

Приложение В Сигналы, подаваемые судьями

Приложение С Дисциплинарные меры в водном поло на соревнованиях ФИНА

Возрастные группы

II. Количественный состав судейской коллегии по водному поло

III. Правила игры в мини водное поло

Раздел 1 Поле для игры и оборудование

Состав судейской коллегии

Судья игры

Секретарь игры

Удаления и замены игроков

Продолжительность игры

Начало игры

Взятие ворот

Возобновление игры после взятия ворот

Бросок от ворот

Угловой бросок

Спорный бросок

Свободный бросок

Простые ошибки

Грубые ошибки

4-х метровый штрафной бросок

Выполнение 4-х метрового штрафного броска

IV. Таблица по проведению соревнований с разным количеством

участвующих команд

V. Положение о судейской коллегии

VI. Кодекс этики судьи по водному поло

VII. Дисциплинарный кодекс

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО ВОДНОМУ ПОЛО

WP 1. Игровое поле и оборудование

WP 1.1. Организация, проводящая соревнования, отвечает за правильные размеры и маркировку игрового поля и обеспечивает всеми необходимыми креплениями и оборудованием.

WP 1.2. Разметка и маркировка игрового поля при проведении игры двумя судьями игры должна соответствовать Схеме 1.

Судья на линии ворот

СУДЕЙСКИЙ СТОЛ

Минимальное

расстояние от линии ворот до стенки

бассейна

Границы игрового поля (боковые и лицевые линии)

Судья на линии ворот

Зона замены

СКАМЕЙКА ЗАПАСНЫХ

игроков (красная)

Лицевая линия (белая) Линия ворот (пунктирная)

2-х метровая линия (красная)

5-ти метровая линия (желтая)

Середина поля (белая)

5-ти метровая линия (желтая)

2-х метровая линия (красная)

Линия ворот (пунктирная) Лицевая линия (белая)

игроков (

СКАМЕЙКА ЗАПАСНЫХ

Рис. Схема 1.

WP 1.3. При судействе одним судей, он должен находиться на той стороне, где установлен судейский стол, а судьи на линиях ворот - на противоположной стороне.

WP 1.4. Для игр мужских команд расстояние между лицевыми линиями должно быть не менее 20 м, но не более 30 м. Для игр женских команд расстояние между лицевыми линиями должно быть не менее 20 м, но не более 25 м. Ширина игрового поля должна быть не менее 10 м, но не более 20 м. Границы игрового поля (лицевые линии) должны находиться на расстоянии 0,30 м за линиями ворот.

WP 1.5. Для соревнований, проводимых Международной федерацией плавания (ФИНА), размеры игрового поля, глубина бассейна, температура и освещенность должны соответствовать нормам, изложенным в Правилах ФИНА.

WP 1.6. По обеим сторонам игрового поля должны быть нанесены четкие линии разметки:

белые - линии ворот и средняя линия поля;

красные - 2 м от линии ворот;

желтые - 5 м от линии ворот.

Боковые границы игрового поля должны быть:

от линии ворот до отметки 2 м красного цвета;

от отметки 2 м до отметки 5 м - желтого цвета;

от отметки 5 м до середины поля - зеленого цвета.

WP 1.7. Для обозначения зоны для замены игроков на лицевых линиях поля наносятся красные метки на расстоянии 2 м от углов в сторону ворот на противоположной от судейского стола стороне бассейна.

WP 1.8. На бортиках бассейна должно быть обеспечено достаточно свободного пространства для того, чтобы судьи могли без помех передвигаться от одного конца игрового поля до другого. Должно быть достаточно места также и для размещения судей на линиях ворот.

WP 1.9. У секретаря должны быть отдельные флаги красного, белого, желтого и синего цветов, каждый размером 0,35х0,20 м.

WP 2. Ворота

WP 2.1. По обеим сторонам игрового поля, на линиях ворот, устанавливаются две стойки и перекладина ворот прямоугольной формы толщиной 0,075 м, обращенные в сторону игрового поля и окрашенные в белый цвет. Они должны быть установлены строго посередине линии ворот и на расстоянии не менее 0,30 м от границ игрового поля.

WP 2.2. Расстояние между стойками ворот должно быть 3 м. Если глубина бассейна составляет 1,5 м или более, то нижний край перекладины должен находиться на высоте 0,90 м над поверхностью воды. Если же глубина бассейна менее 1,50 м, то нижний край перекладины должен отстоять от дна бассейна на 2,40 м.

WP 2.3. К стойкам и перекладине ворот должна надежно крепиться мягкая сетка, закрывающая всю площадь ворот, и она должна быть закреплена таким образом, чтобы обеспечить по всему пространству ворот не менее 0,30 м свободного пространства позади линии ворот.

WP 3.1. Мяч должен быть круглым и иметь воздушную камеру с закрывающимся ниппелем. Мяч должен быть без наружных отслоений, водонепроницаемый и не покрытым жиром или подобным веществом.

WP 3.2. Вес мяча должен быть не менее 400 гр., но не более 450 гр.

WP 3.3. Для игр мужских команд длина мяча по окружности должна быть не менее 0,68 м, но не более 0,71 м, а давление внутри него должно быть в пределах 90-97 кПА (килопаскаль), (13-14 фунтов на квадратный дюйм атм. давления).

WP 3.4. Для игр среди женских команд длина мяча по окружности должна быть не менее 0,65 м, но не более 0,67 м, а давление внутри него должно быть в пределах 83-93 кПА (12-13 фунтов на квадратный дюйм атм. давления).

WP 4. Шапочки

WP 4.1. Одна из играющих команд должна быть в шапочках белого цвета, а другая - в шапочках контрастирующего цвета, отличного от цвета мяча, но не ярко-красного и одобренного судьей игры. Судьи могут потребовать, чтобы вторая команда играла в шапочках синего цвета. Вратари должны играть в шапочках красного цвета. Шапочки должны быть застегнуты под подбородком и надеты в течение всей игры. Если во время игры игрок потеряет шапочку, то он должен заменить ее во время следующей остановки игры.

WP 4.2. Шапочки должны иметь прочные ушные протекторы, которые должны быть одного цвета с шапочками команды. Только протекторы на шапочках вратарей могут быть красного цвета.

WP 4.3. На каждой стороне шапочек должны быть нанесены номера с высотой цифр 0,10 м. Вратарь должен иметь шапочку с номером 1, а все другие игроки - с номерами от 2 до 13. Запасной вратарь должен играть в красной шапочке под номером 13. Игрокам не разрешается менять номер во время игры, за исключением разрешения на это судьи и при уведомлении секретаря.

WP 4.4. Для международных матчей на шапочках спереди должна быть нанесена трехбуквенная аббревиатура страны, а также возможно, и национальный флаг. Высота букв аббревиатуры страны должна быть 0,04 м.

WP 5. Команды и запасные

WP 5.1. Каждая команда должна состоять из семи игроков, одним из которых должен быть вратарь, играющий во вратарской шапочке, и не более шести резервных игроков, которые могут быть использованы как запасные. Команда, играющая с менее чем 7 игроками, может не иметь вратаря.

WP 5.2. Все игроки, не принимающие участия в игре, должны находиться, вместе с тренерами и официальными лицами, за исключением главного тренера, на скамейке своей команды, и не должны покидать ее с момента начала игры, за исключением перерывов между периодами и тайм-аутов. Главному тренеру атакующей команды разрешено продвигаться к 5-ти метровой линии. Команды должны меняться сторонами только в середине игры и перед началом второго периода добавочного времени. Обе скамейки команд должны размещаться на противоположной от судейского стола стороне бассейна.

WP 5.3. Капитаны должны быть играющими членами своих команд, и каждый из них отвечает за примерное поведение и дисциплину игроков своей команды.

WP 5.4. Игроки должны играть в непрозрачных, двойных плавках или купальниках. Перед вступлением в игру игроки должны снять с себя любые предметы, которые могут нанести травму сопернику.

WP 5.5. Игроки не должны наносить на тело жир или подобное вещество. Если рефери перед началом игры убедится, что такое вещество было использовано, он должен заставить игрока немедленно удалить его. Начало игры при этом не должно задерживаться. Если такое нарушение будет обнаружено после начала игры, то нарушивший правило игрок удаляется до конца игры, а запасному разрешается войти в игру немедленно из зоны для замены игроков, ближайшей к своей линии ворот.

WP 5.6. Игрок, в любое время игры, может быть заменен, покидая игровое поле в зоне для замены игроков, ближайшей к своей линии ворот. Запасной может войти в игру из зоны для замены игроков, как только заменяемый игрок явно появится над водой в зоне для замены игроков. Если по этому Правилу заменяется вратарь, то запасной дол-

жен надеть шапочку вратаря. Никакая замена по этому Правилу не должна проводиться в период между назначением и проведением 5-ти метрового штрафного броска, за исключением тайм-аута.

WP 5.7. Запасной может войти в игровое поле с любого места:

a) во время перерывов между периодами игры, включая перерыв между периодами дополнительного времени;

b) после взятия ворот;

c) во время тайм-аута;

d) для замены игрока, получившего травму, или у которого появилась кровь.

WP 5.8. Запасной должен быть готов заменить игрока без задержки. Если он не готов, игра должна продолжаться без запасного, который затем может в любое время войти в игровое поле из ближайшей к своей линии ворот зоны для замены игроков.

WP 5.9. Вратарь, замененный запасным, и возвратившийся затем в игру, может играть на любой позиции.

WP 5.10. Если вратарь покидает игру по любой причине медицинского характера, судья должен разрешить немедленную замену, при условии, что один из игроков наденет шапочку вратаря.

ПРИМЕЧАНИЕ.

Если тренер команды на игру заявляет одного вратаря.

Тренер может заменить вратаря в любое игровое время (согласно действующих Правил) на любого игрока. При условии:

! если игрок, которого ставят в ворота не был задействован в текущей игре, он надевает красную шапочку, и на него распространяются все привилегии вратаря;

! если игрок был задействован в текущей игре, он надевает красную шапочку и на него не распространяются привилегии вратаря, т.е. он стоит в воротах как полевай игрок.

WP 6. Судейская коллегия

WP 6.1. Для соревнований, проводимых ФИНА, судейская коллегия должна включать: двух судей игры, двух судей на линиях ворот, хронометристов и секретарей, причем каждый из них наделяется соответствующими полномочиями и обязанностями. Соревнования другого уровня должны, по возможности, обеспечиваться таким же составом судейской коллегии. В случае если, игра проводится двумя судьями без судей на линиях ворот, в этом случае они принимают права и обязанности последних.

ПРИМЕЧАНИЕ.

В зависимости от степени важности, игры могут вестись бригадами, включающими от четырех до восьми судей, следующим образом:

а) судьи игры и судьи на линиях ворот:

! два судьи игры и два судьи на линиях ворот; или

! два судьи игры без судей на линиях ворот; или

! один судья игры и два судьи на линиях ворот

b) хронометристы и секретари:

! один хронометрист и один секретарь:

хронометрист регистрирует время непрерывного владения мячом каждой командой в соответствии с WP 20.17. Секретарь регистрирует чистое время игры, тайм-ауты и время перерывов между периодами, а также точное время удаления игроков, удаленных в соответствии с Правилами. Секретарь также должен вести запись игры, как установлено в Правиле WP 10.1.

Два хронометриста и один секретарь:

хронометрист №1 регистрирует чистое время игры, тайм-ауты и время перерывов между периодами. Хронометрист №2 регистрирует время непрерывного вла-

дения мячом каждой командой в соответствии с Правилом WP 20.17. Секретарь ведет запись игры в соответствии с Правилом WP 10.1.

Два хронометриста и два секретаря:

хронометрист №1 регистрирует чистое время игры, тайм-ауты и время перерывов между периодами. Хронометрист №2 регистрирует время непрерывного владения мячом каждой командой в соответствии с Правилом WP 20.17. Секретарь №1 ведет запись игры в соответствии с Правилом WP 10.1.(а). Секретарь №2 выполняет обязанности, изложенные в Правиле WP 10.1.(b), (с) и (d), относящиеся к удалению игроков и третьему персональному замечанию.

WP 7. Судьи игры

WP 7.1. Судьи игры должны полностью контролировать игру. Этот контроль над игроками должен быть полным в течение всего времени нахождения судей игры и игроков в бассейне. Все решения судей игры по фактическим вопросам должны быть окончательными. Интерпретация правил судьями игры должна быть обязательной для игроков в течение всей игры. Судья игры не должен делать каких-либо предположений в отношении фактов любой ситуации во время игры, но должны интерпретировать самым наилучшим образом все наблюдаемое ими.

WP 7.2. Судья игры должен подавать сигнал свистком о времени начала и возобновления игры, а также о взятии ворот, бросках от ворот, угловых бросках (независимо от того, был ли подан сигнал судьей на линии ворот или нет), спорных бросках и о нарушениях правил. Судья игры может изменить свое решение при условии, что он сделает это до возврата мяча в игру.

WP 7.3. Судьи игры должны воздерживаться от объявления нарушения, если, по их мнению, такое решение будет в пользу команды, игрок которой нарушил правила.

Судьи игры не должны фиксировать простую ошибку, когда еще остается возможность играть в мяч.

ПРИМЕЧАНИЕ.

Судьи игры должны придерживаться этого принципа в полной мере. Они не должны, например, фиксировать простую ошибку в пользу игрока, владеющего мячом и продвигающегося по направлению к воротам соперника, т.к. ясно, что в этом случае выгоду получит нарушившая правила команда.

WP 7.4. Судьи игры обладают правом удалять любого игрока, тренера и любое официальное лицо в соответствии с данными Правилами и прекратить игру, если кто-либо из них отказывается подчиниться их решению.

WP 7.5. Судьи игры обладают правом удалять из бассейна любого игрока, запасного, зрителя или официальное лицо, чье поведение препятствует судье выполнять свои обязанности соответствующим и независимым образом.

WP 7.6. Судьи игры имеют право покинуть игру в любое время, если, по их мнению, поведение игроков, зрителей, или другие обстоятельства препятствуют ее завершению. Если судьи игры покидают игру, то они должны доложить о своих действиях в соответствующую инстанцию.

WP 8. Судьи на линиях ворот

WP 8.1. Судьи на линии ворот должны располагаться на той стороне бассейна, на которой установлен судейский стол.

WP 8.2. В обязанности судей на линиях ворот входит подавать сигнал:

а) о правильном расположении игроков на своих линиях ворот при начале периода поднятием руки вертикально вверх;

b) о неправильном старте поднятием обеих рук вверх;

c) при броске от ворот указанием рукой направление атаки;

d) при угловом броске указанием рукой направление атаки;

e) о взятии ворот скрещенными руками;

f) о неправильном входе удаленного игрока или неправильном входе в игру запасного поднятием обеих рук вертикально вверх.

WP 8.3. Каждый судья на линии ворот должен иметь запас мячей, и при вылете мяча, находившегося в игре, за границы игрового поля, судья должен немедленно бросить вратарю новый мяч (для броска от ворот) или игроку атакующей команды (для углового броска), таким образом, как укажет судья игры.

WP 9. Хронометристы

WP 9.1. В обязанности хронометристов входит:

a) регистрировать точное чистое время, тайм-ауты и время перерывов между периодами;

b) регистрировать время непрерывного владения мячом каждой командой;

c) регистрировать время удаления игроков в соответствии с Правилами

и время повторного входа таких игроков или игроков, входящих на замену; d) подавать голосом сигнал о начале последней минуты игры

или последней минуты второго периода дополнительного времени; e) подавать сигнал свистком после 45 секунд и об окончании каждого тайм-аута.

WP 9.2. Хронометрист должен подавать сигнал свистком (или любыми другими имеющимися ясно различимыми акустически и легко понятными средствами) об окончании каждого периода независимо от судьи игры и его сигнал должен иметь немедленное воздействие, за исключением когда:

a) одновременно с этим сигналом судья игры присуждает 5-ти метровый штрафной бросок.

В этом случае, в соответствии с Правилами, должен проводиться 5-ти метровый штрафной бросок;

b) мяч находится в полете и пересекает линию ворот. В этом случае взятие ворот засчитывается.

WP 10. Секретари

WP 10.1. В обязанности секретарей входит:

a) вести запись игры: игроки, счет, тайм-ауты, грубые ошибки, 5-ти метровые штрафные броски, а также персональные замечания, получаемые каждым игроком;

b) следить за временем удаления игроков и подавать сигнал об окончании времени удаления поднятием соответствующего флага, за исключением случая, когда судья игры должен подавать сигнал на повторный вход удаленного игрока или запасного при досрочной смене владения мячом. Через 4 минуты секретарь должен сигнализировать игроку, заменившему игрока совершившего акт жестокости, отмашкой желтого флага одновременно с флагом соответствующей команды;

c) подавать сигнал свистком и красным флагом о каждом неправильном повторном входе в игру удаленного игрока или неправильном входе запасного (также и после сигнала судьи на линии ворот о неправильном повторном входе или входе в игру запасного). Такой сигнал должен немедленно останавливать игру;

d) без задержки подавать сигнал о наказании третьим персональным замечанием любого игрока, следующим образом:

! красным флагом, если третье персональное замечание является удалением;

, (от англ. water polo) спортивная командная игра с мячом в бассейне, участники которой, передвигаясь в воде, стремятся за счет индивидуальных и коллективных действий забить гол в ворота соперника. В матче побеждает команда, забившая больше голов. В водном поло игрок должен уметь хорошо плавать, виртуозно владеть мячом и самое главное думать головой, мгновенно принимая нужное решение для взятия ворот. В водном поло бывает трудно разобраться человеку, не знающему правила, т.к. основная борьба происходит под водой, а не на суше. Забивать в нашей игре можно любой частью тела (за исключением сжатого кулака), хотя в основном забивают руками. Ниже мы расскажем об основных правилах игры.

Правила игры.

В правила водного поло не раз вносились изменения, чтобы сделать игру более динамичной и зрелищной. Одним из самых кардинальных нововведений стала в свое время отмена правила, запрещавшего после свистка судьи любые перемещения игроков по полю. Столь же важным было решение (в 1970) Международного комитета по водному поло ограничить штрафное время и время непрерывного владения мячом одной командой без броска по воротам (позже оба этих временных отрезка были сокращены). Прежде удаленный игрок мог вернуться на площадку только после того, как забьют гол, и нередко команда, имея устраивающий ее счет в матче, не торопилась реализовать численное преимущество, поскольку время владения мячом (без броска по воротам) не ограничивалось.

В разные годы была также сокращена длина площадки, увеличена продолжительность периодов, ограничена силовая борьба, разрешены замены не только во время остановок в игре, но и в ходе игры и т.д. Сейчас правила водного поло пересматриваются каждые 4 года: при необходимости туда вносятся изменения, «подсказанные» игровой практикой. В последний раз внесены изменения в правилах были внесены в июле 2013 г.

Площадка, ворота, мяч.

Игра проводится на водной площадке прямоугольной формы. На международных соревнованиях ее длина составляет 30, ширина – 20, а глубина – не менее 1,8 м (на турнирах женских и юношеских команд размеры площадки – 25 × 17 м). По обеим сторонам игрового поля должны быть обозначены белым цветом средняя линия и линии ворот, а также красным цветом - 2 м от линии ворот, желтым цветом 5 м от линии ворот. Боковые границы игрового поля должны быть: от линии ворот до отметки 2 м красного цвета; от отметки 2 м до отметки 5 м - желтого цвета; от отметки 5 м до середины поля - зеленого цвета.

Для обозначения зоны для замены игроков на лицевых линиях поля наносятся красные метки на расстоянии 2 м от углов в сторону ворот на противоположной от судейского стола стороне бассейна (для отбывших удаление и выходящих на замену игроков).

Ворота (в виде боковых стоек и перекладины, имеющих прямоугольное сечение и окрашенных в белый цвет) устанавливаются посередине линий ворот. Их высота над уровнем воды – 0,9 м, ширина – 3 м.

Вес ватерпольного мяча составляет 400–450 г, окружность – 68–71 см (для женских и юношеских команд вес и размер мяча меньше – 65–67 см).

Экипировка спортсменов.

В экипировку игроков обязательно входят специальные ватерпольные шапочки: белые – у одной команды, и цвета, контрастного белому, а также отличного от красного и от цвета мяча, – у другой команды (по установившейся традиции они обычно синего цвета). Шапочки должны быть снабжены ушными протекторами (для того чтобы не повредить ушные барабанные перепонки). На шапочках обозначаются номера игроков – от 2 до 12. Вратари выступают в красных шапочках под номером 1 и 13 (основной и запасной). Команда, стоящая первой в официальной программе, играет в белых шапочках или в шапочках цвета флага страны. Она начинает игру слева от судейского столика. Другая команда играет в синих шапочках или в шапочках контрастирующего цвета. Она начинает игру справа от судейского столика.

Составы команд.

Команды в водном поло состоят из 13 человек, непосредственно в игре участвуют 7 из них: вратарь и 6 полевых игроков. 5 запасных полевых игроков и 1 запасной вратарь находятся на скамейке запасных. Замену можно производить в любое время: во время остановки в игре – в любой точке, а непосредственно в ходе игры – только в зоне для замены игроков.

Хронометраж.

Матч состоит из 4 периодов по 8 мин чистого времени каждый с 2-минутным перерывом между ними. Перерыв между вторым и третьим периодами - пять минут. После 2-го периода команды меняются воротами. Для юношеских команд время периода 6 мин. Если ничья в матче исключена, а победитель в основное время не был выявлен, назначаются 5-ти метровые штрафные броски.

Любой видимый секундомер должен показывать время по убыванию (т.е. время, остающееся до конца периода). Время периода и счет показывается на основном табло, а время, оставшееся до конца атаки в каждом из 4 углов поля на вспомогательных секундомерах.

Каждая команда имеет право на 1 тайм-аут в каждом периоде. Продолжительность тайм-аута 1 минута. Тайм-аут может быть запрошен в любое время, в том числе после заброшенного гола тренером команды, владеющей мячом, крикнув "тайм-аут" и сигнализировать секретарю или судье руками, образуя Т-образную форму. Если тайм-аут запрошен, то секретарь или судья должен немедленно остановить игру по свистку, и игроки должны немедленно вернуться на свои половины поля.

Ход игры.

Игра в начале каждого периода начинается с розыгрыша мяча. Обе команды располагаются на линиях своих ворот, а мяч устанавливается в центре поля. По свистку судьи самый быстрый игрок от каждой команды устремляется к мячу с тем, чтобы завладеть им раньше соперника и начать атаку партнеров. После гола (который фиксируется, если мяч полностью перешел линию ворот в пространстве между стойками и под перекладиной ворот) «потерпевшая» команда возобновляет игру с центра поля.

Команде, овладевшей мячом, на завершение атаки дается не более 30 сек. (если команда в течение этого времени успела произвести бросок по воротам и вновь завладела мячом, отсчет 30 сек. начинается снова). Если мяч вышел за линию ворот от игрока атакующей команды или от «блока» игрока защищающей команды, защищающаяся сторона возобновляет игру броском от ворот (бросок от ворот может быть выполнен любым игроком защищающейся команды с любого места в пределах своей 2-х метровой зоны). Если же мяч ушел за линию ворот от игрока или вратаря обороняющейся команды, атакующая сторона получает право на угловой бросок. Он производится с 2-метровой отметки – при этом ни один игрок (за исключением вратаря) не имеет права находиться в 2-метровой зоне.

В некоторых ситуациях (когда игроки обеих команд одновременно совершили «равноценные» нарушения) производится спорное вбрасывание. Рефери бросает мяч приблизительно напротив того места, где возникла спорная ситуация, – так, чтобы игроки обеих команд имели равные шансы завладеть им.

Нарушения правил.

Обычные фолы.В водном поло существуют определенные ограничения в «работе» с мячом: запрещается: полностью погружать мяч под воду (в момент противодействия со стороны соперника), наносить удар по мячу сжатым кулаком, а также касаться его одновременно двумя руками (это разрешено только вратарю – в пределах своей 5-метровой зоны). Если кто-то из игроков допустил подобное нарушение, команда-соперница получает право на свободный бросок, а гол, забитый ударом кулака или броском двумя руками, не засчитывается. Правилами запрещено также передавать мяч партнеру, находящемуся без мяча в 2-метровой зоне у ворот соперника (положение вне игры). В подобной ситуации мяч тоже отдается сопернику для проведения свободного броска. Свободные броски в водном поло выполняются с места нарушения ближайшим игроком команды и выполняются немедленно одним движением руки (без кача). Защищающийся игрок, совершивший фол должен отойти от игрока выполняющего свободный бросок на 1м, прежде чем поднять руку, чтобы блокировать пас или удар; игрок, который не делает этого, будет удалён за “помеху”.

К числу обычных фолов, которые наказываются присуждением свободного броска в пользу команды-соперницы, относятся также следующие нарушения: держание или отталкивание в ходе игры от стоек ворот и их креплений (при не владении мячом за такое нарушение назначается пенальти - 5 метров); топление или удерживание мяча под водой во время противодействия соперника; удар по мячу сжатым кулаком (в 5 метровой зоне для защищающейся команды дается пенальти); игра или касание мяча двумя руками одновременно (это правило не относится к вратарю в пределах его 5-ти метровой зоны);.толкание не владеющего мячом соперника или отталкивание от него; нахождение игрока у ворот соперника, в пределах 2-х метровой зоны; владение командой мячом более 30 секунд чистого времени без броска по воротам соперника и т.д.

Фолы удаления. К их числу относятся: захват, блокировка,держание, топление или оттягивание соперника, не владеющего мячом, в том числе плавание на плечах, спине или ногах соперника. Под владением подразумевается поднятие, несение или касание мяча, но не его дриблинг (ведение мяча). Помехи сопернику при свободном (угловом, штрафном) броске; «уход» с площадки; удар соперника рукой или ногой; намеренный плеск водой в лицо сопернику, держать или задерживать соперника двумя руками в любой точке игрового поля. При переходе владения мячом, для защищающегося игрока, если он совершает фол на любом игроке команды, которая владеет мячом, в любом месте на половине атакующей команды в пределах игрового поля и пр.

Игрок, допустивший любое из таких нарушений, удаляется с поля, на 20 сек (чистого времени). Он может вернуться на площадку раньше, – в случае, если соперник реализует численное преимущество.

Любой игрок, совершивший нарушение, которое наказывается удалением или 5-ти метровым штрафным броском, получает персональное замечание. Получив три персональных замечания, игрок удаляется до конца игры с правом замены.

В водном поло возможны обоюдные удаления: когда игроки противоборствующих команд одновременно допускают нарушения. В случае обоюдного удаления во время игры, оба игрока удаляются, на 20 сек. Время контроля владением мячом не возобновляется, мяч остается у нападавшей команды.

Правилами предусмотрено и такое наказание, как удаление до конца игры с правом замены. Оно назначается за неспортивное поведение игрока: словесное оскорбление соперников, судей и пр.; грубая игра или жестокость; неуважение к судьям и др.

Для защищающегося игрока в пределах 5-ти метровой зоны толкание, удар соперника или совершение акта грубости. В случае грубости, нарушивший игрок должен быть удален из воды до конца игры без права замены, назначается 5-ти метровый штрафной бросок, а шестой полевой игрок может войти в игру после четырех минут чистого времени.

Фолы 5 метрового штрафного броска.За совершение в пределах 5-ти метровой зоны защищающимся игроком любого нарушения, предотвратившего, возможное взятие ворот команда-соперница получает право на пенальти – штрафной бросок с 5 метровой линии. Пенальти назначается и в ситуации, когда запасной или удаленный игрок, чье штрафное время еще не истекло, появляется на площадке без разрешающего сигнала судьи, чтобы предотвратить гол. Когда тренер или запасные игроки совершают любое действие для предотвращения вероятного взятия ворот или задержки игры, тренерберет таймаут не по правилам (например: на чужой атаке).

Штрафной бросок выполняется любым игроком атакующей команды, кроме вратаря.

Все спортсмены, за исключением вратаря и игрока, пробивающего пенальти, покидают 5 метровую зону и при этом располагаются на расстоянии не менее 2 м от пенальтиста.

Если нарушение произошло в момент окончания периода, пенальти должен быть пробит. Но в отличие от «обычного» штрафного, если мяч после пенальти отлетит в поле от вратаря (стоек/перекладины ворот), его уже нельзя добивать в ворота.

За грубую игру в своей 5 метровой зоне судья, помимо назначенного пенальти, может также удалить провинившегося игрока до конца матча (с правом или без права замены – в зависимости от характера нарушения).

Судейство.

В водном поло осуществляет большая судейская бригада. Помимо двух главных арбитров, дающих сигнал к началу (продолжению) игры, фиксирующих нарушения правил игры, взятие ворот и т.д., это, прежде всего, судьи-хронометристы, контролирующие общее время матча, штрафное время, таймауты и 30-секундные отрезки, которые даются командам на непрерывное владение мячом.

По ходу игры судьи подают звуковые (свистком) и визуальные (жестами рук) сигналы.

Секретарь игры ведет протокол игры. Боковые судьи фиксируют взятие ворот скрещенными руками. Подают сигнал о правильной расстановке игроков в начале каждого периода игры, об угловом и свободном бросках, бросках от ворот. Подают сигнал о нарушении правил замены игроков. Судья информатор ведет трансляцию матча о ходе игры. Комиссар матча организует работу по определению и оценке качества судейства, выявлению достоинств и недостатков в работе судей.

Проводит ежедневный разбор судейства. Главный судья соревнований организует работу судейской коллегии и проведение соревнований в соответствии с правилами и положением. Принимает решение по допуску участников к играм. Рассматривает протесты, жалобы, предложения и принимает по ним решения.

С более подробной информацией вы можете ознакомиться на сайте Федерации водного поло России по ссылке: http://www.waterpolo.ru/docs/Pravila_WP_2011.pdf


Обзор:

Водный спорт

Водное поло представляет собой командный вид водного спорта. Команда состоит из 7 игроков, включая вратаря. Победитель определяется количеством забитых голов. В водном поло игроки плавают, передавая пас, а их соперники страются помешать им и завладеть мячом. Команда набирает очки забросив мяч в ворота противника. В целом, водное поло напоминает гандбол.

История

История водного пола уходит корнями в конец 19-ого века, когда соревнования по водным видам спорта проводились на ярмарках и фестивалях в Англии и Шотландии. В 1900 году, водное поло стало одним из первых командных Олимпийских видов спорта. Что же касается правил, они были написаны в конце 19 века Уильямом Уилсоном. Ранее этот вид спорта назывался водным регби и только позже был переименован в водное поло. Сегодня, он является всемирно признанным и, будучи очень динамичным, привлекает тысячи зрителей. Обнаружив огромный интерес к водному поло, самые известные онлайн букмекеры предоставляют возможность делать ставки на этот вид спорта. Одним из них является William Hill . Поймайте на крючок ваш эксклюзивный бонус , не упустите свою удачу!

Основные правила

Как уже упоминалось ранее, в водное поло играют две команды по 7 игроков,игра проходит в бассейне. Команда хозяев обычно носит синие шапочки, а команда гостей носит белые. Все шапочки пронумерованы, вратарь всегда носит красную шапочку с номером 1. Что касается бассейна, его размеры не фиксированы и могут меняться от 20 х 10 метров до 30 х 20 метров, а минимальная глубина должна составлять 1,8 метра (последнее правило часто не применяется в юниорских соревнованиях). Середина бассейна обозначена белой линией, ширина ворот составляет 3 метра, а высота - 90 см. Игра состоит из четырех периодов, причем продолжительность каждого зависит от уровня игры и может длиться от 5 до 14 минут, а в рамках Олимпийских соревнований - около 8 минут. Отсчет игрового времени останавливается каждый раз, когда мяч находится вне игры – будь то в случае нарушения, или забитого гола, после которого секундомер сбрасывается на ноль и команда, забившая гол, получает еще 30 секунд владения мячом. Поэтому в действительности один период длится около 12 минут. В случае отсутствия грубых нарушений, каждая команда может владеть мячом не более 30 секунд, в течении которых она должна попытаться забить гол. Также, команды могут взять двухминутный тайм-аут в основное время и один тайм-аут в дополнительное время. Тайм-аут может взять только команда, владеющая мячом. Игроки могут пасовать мяч своим партнёрам по команде или плыть, толкая мяч перед собой. Категорически запрещено держать мяч под водой. Водное поло довольно агрессивный вид спорта, поэтому нарушения представляют собой довольно распространенное явление.

Экипировка

В водном поло довольно мало экипировки. Однако, существуют обязательные элементы:

  • Мяч для водного поло должен состоять из водонепроницаемого материала, который позволяет ему оставаться на поверхности воды. Существуют несколько размеров мяча: для мужского, женского и юниорского водного поло.
  • Плавательные шапочки – шапочки для водного поло используются для защиты головы и ушей игрока, все они пронумерованы.
  • Ворота – 2 пары ворот необходимы для игры в водное поло, они могут находится непосредственно в бассейне на надувных подушках, либо по краям бассейна
  • Капа – из-за агрессивного стиля игры, очень рекомендуется использование капы.
  • Купальный костюм – мужчины ватерполисты обычно носят плавки или шорты, женщины – цельные закрытые купальники.

Ватерполо (waterpolo, от англ. Water - вода и тибетск. пулу - шар) - командная спортивная игра в воде, в процессе которой спортсмены двух команд стремятся забросить мяч в ворота соперника и не пропустить в свои.

Для мужчин
игровое поле - 30х20 м, глубина воды не менее 2,2 м, ворота - 3х0,9 м. Окружность мяча для игры в водное поло составляет 68-71 см. Не разрешается пользоваться мячами со шнуровкой. Вес мяча - 400-450 г.

Для женщин
- соответственно 25х17 м, 1,8 м, 3х0,9 м, 63-65 см, 350-400 г. Для смазки кожаных мячей применяется специальный жир или воск. С 1967 г. введены пластмассовые мячи, за которыми вообще не требуется ухода. В команде участвуют по 7 человек от каждой команды, всего в команде 13 человек. Играют 4 периода чистого времени с двухминутными перерывами.

Ватерполисты выступают в спортивных плавках. Чтобы не переохладиться перед началом встречи или в перерывах, они надевают тренировочные костюмы, купальные халаты и спортивные тапочки. Необходимым атрибутом соревнований являются специальные шапочки, флажки и ватерпольный секундомер. Шапочка завязывается под подбородком, на обеих ее сторонах отчетливо наносится номер. Вратарь выступает под номером 1. Указания судьи передаются с помощью синего или белого флажков, которые надеваются на флагшток. Двое судей на линии ворот располагают по одному белому и красному флажку, секретарь судьи должен иметь голубой, белый и красный флажки.

В 1926 г. при Международной любительской федерации плавания (ФИНА), основанной в 1908 г., создан Комитет по водному поло, объединяющий 155 федераций (1998). В программе Олимпийских игр с 1900 г. мужские команды, с 2000 г. - женские. В олимпийском турнире страна может быть представлена одной командой. В мужском турнире участвуют 12 команд, в женском - 6. Отбор на Олимпийские игры осуществляется по результатам Кубка мира и отборочного Олимпийского турнира. Соревнования проводятся в три этапа по круговой системе в двух подгруппах (по 6 команд).

Водное полочасто называют грубым спортом. Игроки хватают друг друга, зажимают, пинают, щиплют и даже стаскивают купальные костюмы, конечно, стараясь все это сделать под водой, чтобы не увидели судьи.

Можно сказать, что это комбинация футбола , баскетбола и хоккея , при этом 85% тела игроков погружено в воду.

Водное поло - один из старейших командных видов спорта, он был включен в программу олимпийских игр в 1900 году. Чтобы удержаться на плаву, спортсмены пользуются особой техникой движения ног, чем-то напоминающей, говорят, взбивание яйца миксером. Ватерполисты считаются самыми атлетически сложенными спортсменами. Игроки пытаются забросить мяч в ворота противников в течение четырех 7-минутных периодов. Если игрок нарушает правило в пределах 4 метров от ворот, его команда наказывается 4-метровым штрафным броском. Команда получает два очка за победу и одно очко за ничью.

Основные правила игры

Водное поло зародилось в Великобритании в конце 1860-х годов. Название водное поло (water polo) возникло по аналогии с конным поло. Участники самых первых игр плавали верхом на бочках, отталкиваясь от дна шестами, ими же били по мячу, - позже к бочкам приделали конские головы и хвосты, отсюда и слово «поло» в названии игры. Затем от бочек отказались, но играли без ворот: цель игры заключалась в том, чтобы подплыть к лодке (или плоту) и положить туда мяч. Со временем лодки заменили воротами, правда, ворота, как и защищавший их вратарь, первоначально располагались на суше. В Америке обходились воротами, нарисованными на стене бассейна.

Первые ватерпольные правила разработал в 1876 году шотландец Уилс Уильсон. В 1885 году английская федерация плавания официально признала водное поло самостоятельным видом спорта и утвердила правила игры (которые, определяли лишь общие, в основном, организационные моменты игры).

В правила водного поло не раз вносились изменения , чтобы сделать игру более динамичной и зрелищной. Одним из самых кардинальных нововведений стала отмена правила, запрещавшего после свистка судьи любые перемещения игроков по полю. Столь же важным было решение Международного комитета по водному поло ограничить штрафное время и время непрерывного владения мячом одной командой без броска по воротам (позже оба этих временных отрезка были сокращены). Прежде удаленный игрок мог вернуться на площадку только после того, как забьют гол, и нередко команда, имея устраивающий ее счет в матче, не торопилась реализовать численное преимущество, поскольку время владения мячом (без броска по воротам) не ограничивалось. В разные годы была также сокращена длина площадки, увеличена продолжительность периодов, ограничена силовая борьба, разрешены замены не только во время остановок в игре, но и в ходе игры и т.д. Сейчас правила водного поло пересматриваются каждые 4 года: при необходимости туда вносятся изменения, «подсказанные» игровой практикой.

Ватерполисты считаются самыми атлетически сложенными спортсменами. Можно сказать, что водное поло - это комбинация футбола, баскетбола и хоккея, при этом 85% тела игроков погружено в воду. Чтобы удержаться на плаву, спортсмены пользуются особой техникой движения ног, чем-то напоминающей взбивание яйца миксером.

Правила игры в водное поло

Водное поло - командная игра. Цель игры - защитить свои ворота и забросить мяч в ворота противника. Игроки не имеют права становиться на дно площадки и касаться бортов, а должны в течение всей игры находиться на плаву.

Игра проводится на водной площадке прямоугольной формы. На международных соревнованиях ее длина составляет 30 м, ширина - 20 м, а глубина - не менее 1,8 м (на турнирах женских команд размеры площадки - 25 × 17 м). На площадке обозначена средняя линия, линии ворот, а также 2-метровые, 4-метровые и 7-метровые линии. На границе игрового поля (со стороны бокового судьи) на расстоянии 2 м от его угла специальной отметкой обозначена так называемая зона повторного входа (для отбывших удаление и выходящих на замену игроков). Ворота (в виде боковых стоек и перекладины, имеющие прямоугольное сечение и окрашенные в белый цвет) устанавливаются посередине линий ворот. Их высота над уровнем воды - 0,9 м, ширина - 3 м. Вес ватерпольного мяча составляет 400-450 г, окружность - 68-71 см (для женских команд - 65-67 см).

В экипировку игроков обязательно входят специальные ватерпольные шапочки: белые - у одной команды, и цвета, контрастного белому, а также отличного от красного и от цвета мяча, - у другой команды (по установившейся традиции они обычно синего цвета). На международных соревнованиях шапочки должны быть снабжены ушными протекторами. На шапочках обозначаются номера игроков - от 2 до 13. Вратари выступают в красных шапочках под номером 1 (и основной, и запасной).

Команды в водном поло состоят не более чем из 13 человек, непосредственно в игре участвуют 7 из них: вратарь и 6 полевых игроков. Замену можно производить в любое время: во время остановки в игре - в любой точке, а непосредственно в ходе игры - только в зоне повторного входа.

Матч состоит из 4 периодов по 7 мин чистого времени каждый с 2-минутным перерывом между ними. После 2-го периода и 1-го периода дополнительного времени команды меняются воротами. Если ничья в матче исключена, а победитель в основное время не был выявлен, назначается дополнительное время: 2 периода по 3 мин с минутным перерывом между ними. Если и в этом случае ни одна из сторон не добьется победы, назначается третий дополнительный период, игра в котором идет до первого гола.

В начале игры каждая команда выстраивается на линии своих ворот. Мяч размещен в центре поляна специальном буйке. По свистку арбитра буек уходит вниз, а мяч остается на плаву. Самый быстрый игрок из каждой команды устремляется к мячу для того, чтобы завладеть им. Каждая команда с помощью ведения и передачи мяча приближается к воротам противника, готовясь к броску по воротам. Только вратарь имеет право брать мяч двумя руками. Считается нарушением удержание мяча под водой, независимо от того, намеренно это сделано или нет.

У нападения есть 35 секунд для броска. Гол засчитывается в случае, если весь мяч пересекает линию ворот. Если в течение 35 секунд броска не произошло, то уже противник вводит мяч в игру и начинает атаку.

Запрещается касаться мяча двумя руками, удерживать мяч под водой, атаковать игрока, не владеющего мячом, отталкивать соперника. Пенальти назначается, если нарушение произошло в 4-метровой зоне защиты. Есть наказание в виде удаления игрока на 20 секунд. Удаление длится до первого гола или смены владения мячом.

Если мяч выходит за линию ворот от руки нападающих, то защищающейся команде предоставляется бросок от ворот, если от руки защитников - то предоставляется угловой бросок нападающей команде. Бросок от ворот производится вратарем из 2-метровой зоны. Угловой бросок производится из 2-метровой зоны от края площадки.

Каждая команда имеет право на два таймаута (по 1 мин). Взять их тренер может в любое время, но только в ситуации, когда мячом владеет его команда.

Судейство в водном поло осуществляет большая судейская бригада. Помимо двух главных арбитров, дающих сигнал к началу (продолжению) игры, фиксирующих взятие ворот и т.д., это, прежде всего, судьи-хронометристы, контролирующие общее время матча, штрафное время, таймауты и 35-секундные отрезки, которые даются командам на непрерывное владение мячом. По ходу игры судьи подают звуковые (свистком) и визуальные (при помощи специальных флажков разного цвета) сигналы.

Из онлайн-энциклопедии "Кругосвет"



 

 

Это интересно: