→ Доклад на тему «Баскетбол. Игра, которую многие считают одной из лучших в мире — баскетбол Сообщение по физре на тему баскетбол

Доклад на тему «Баскетбол. Игра, которую многие считают одной из лучших в мире — баскетбол Сообщение по физре на тему баскетбол

Слайд 2

Баскетбол. История возникновения. Что необходимо для игры в баскетбол. Технические приемы: 1. основная стойка; 2. дриблинг; 3. броски по кольцу; 4. передачи; 5. защита; 6. ловля мяча. Основные нарушения правил. Экспресс – тест. Используемые ресурсы.

Слайд 3

Родиной баскетбола считаются США, а именно Спрингфилд. В конце 19 века, в 1891 году, Джеймс Нейсмит (1861-1932) случайно придумал новую игру. В один из обычных январских дней он прикрепил на высоте З.05 м (кстати, стандартная сейчас для баскетбола высота установки) две корзины, в которые нужно было забрасывать футбольный мяч. Тогда было две команды игроков – по 9 человек в каждой. Ведения мяча, как в современной версии игры, не существовало, игроки стояли на месте и, перебрасывая мяч друг другу, стремились попасть им в корзину. Забавно, но после каждого удачного броска кто-то из игроков забирался наверх и доставал мяч из корзины. История возникновения игры

Слайд 4

Площадка, размером 28м длинной, 15 м шириной, имеет разметку: лицевые (ограничивают ширину площадки), центральную, линии – боковые (ограничивают длину площадки), штрафные. Под кольцами располагаются трехсекундные зоны. В центре площадки – центральный круг. Кольца располагаются на высоте 3м 05см Мяч весит от 567 до 650г Для игры используется специальная обувь – кеды, плотно фиксирующие стопу (голеностопный сустав), для предотвращения травм. Что необходимо для игры в баскетбол

Слайд 5

Основная стойка. Ведение мяча (дриблинг). Броски по кольцу. Передачи мяча. Защита. Ловля мяча. Технические приемы

Слайд 6

Принимая стойку, баскетболист ставит ступни параллельно на ширине плеч, на одной линии или выставляя любую ногу вперед. Ноги согнуты, туловище немного наклонено. Тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги, руки согнуты в удобном положении для ловли и держания мяча. Ошибки, которых следует избегать: - не сужать площадь опоры; - не перемещать центр тяжести на одну ногу; - не стоять на прямых ногах; - не наклонять чрезмерно туловище вперед. Стойка при игре в защите отличается от стойки при игре в нападении положением рук, которое изменяется в зависимости от игровых ситуаций. Стойка баскетболиста

Слайд 7

Ведение мяча – это основной способ индивидуального передвижения игрока с мячом. Его применяют, когда партнеры закрыты, необходимо отвлечь защитников на себя, сменить позицию. Различают две разновидности ведения – высокое и низкое. Ведение выполняют толчкообразным движением по мячу, разгибая ее в локтевом суставе. Игрок встречает отскочивший от пола мяч широко расставленными пальцами и опущенным вниз предплечьем. Сгибая руку, он несколько сопровождает мяч вверх, а затем снова энергично толкает в пол под определенным углом. При низком ведении ноги сгибаются сильнее, ведение осуществляется частым движением кисти с отскоком не выше колена. Главное при ведении – умение непрерывно наблюдать за изменением игровых ситуаций. Ведение мяча

Слайд 8

От точности броска в корзину зависит результат игры. Существуют броски: 1. бросок одной рукой от плеча – самый распространенный способ. Им выполняются штрафные броски. 2. бросок двумя руками от груди. Используется для атаки корзины с места, с близкого и среднего расстояний. 3. Бросок одной рукой сверху в прыжке - основное средство нападения в современном баскетболе. 1 Броски по кольцу 3

Слайд 9

Ловля мяча – залог успешного овладения техникой игры в баскетбол. Ловить мяч во время игры приходится в самых разных условиях и в сложной обстановке. В связи с этим игрок должен уметь ловить мяч не только стоя на месте, в спокойной обстановке, но и в борьбе с противником, и во время быстрого бега, в прыжке или при отскоке мяча от щита. Ловля мяча

Слайд 10

Передачи мяча

Передача мяча – основной технический прием, с помощью которого осуществляется взаимодействие между партнерами. Внезапность и скрытность, быстрота и точность при любых противодействиях защитников – главные требования к передачам. Существуют передачи мяча: двумя руками и одной рукой. двумя руками от груди используется для взаимодействия партнеров на коротких и средних расстояниях; двумя руками сверху используется при активном сопротивлении защитника, не преобладающего в росте. передача одной рукой от плеча – наиболее целесообразный способ передачи мяча. Скрытые передачи отличаются более коротким замахом и неожиданным для противника направлением полета мяча, что затрудняет его перехват.

Слайд 11

Личная защита – опека игрока защитником лично. Зонная защита – все игроки располагаются в зоне защиты и каждый игрок контролирует свою часть площадки. Все игроки команды должны уметь эффективно защищаться. Технику защиты делят на две группы – технику перемещений. Технику овладения мячом: перехватывание; вырывание; выбивание; накрывание. Защита

Слайд 12

«Зона» Когда мяч при игре команды в нападении пересек центральную линию, перевод мяча обратно является нарушением правил игры. «Нарушение 3-х секундной зоны» В нападении внутри трапеции игроки нападающей команды не могут находиться более трех секунд. Пробежка Игрок, держащий мяч в руках, сделал больше двух шагов. Двойное ведение Игрок, взявший мяч в руки после ведения, имеет право сделать передачу или бросок в кольцо. Повторное ведение является нарушением правил. Нарушение правил

Слайд 13

1/Дата появления игры в баскетбол? а) 1885 г. б) 1887 г. в) 1889 г. г) 1891 г. 2/Страна родоначальник игры в баскетбол? а) Аргентина б) Бразилия в) Америка г) Россия. 3/Кто был основателем игры в баскетбол? а) П. Кубэртен б) Д. Нейсмит в) А. Нильсен г) В. Васильев 4/Ловля мяча в баскетболе является одним из технических приемов игры. Какой из этих приемов является основным? а) ловля мяча двумя руками б) одой рукой в) ногами г) головой 5/Во время игры баскетболисты используют различные способы передачи мяча двумя руками. Назовите, какой из способов является основным? а) двумя руками снизу б) двумя руками сверху в) двумя руками сбоку г) двумя руками от груди 6/Размер баскетбольной площадки? а)20 х 10 м б) 22 х 15 м в) 20 х 40 м г) 28 х 15 м 7/Броски по корзине в баскетболе чаще всего выполняются одной рукой. Какой бросок одной рукой является основным? а) снизу б) сверху в) от головы г) от плеча 8/Во время игры в баскетбол игрок перемещается по площадке различными способами. Основным способом передвижения является: а) ползком б) прыжком в) приставным шагом г)с крестным шагом Экспресс-тест

Слайд 14

Спортивные игры. Учебник для физ. ин-ов. Под ред. Портных Ю. М. М., «Физкультура и спорт», 1975. Физическое воспитание в профессионально-технических училищах. Методическое пособие. М., «Высш. школа», 1976. Используемые ресурсы

Слайд 15

Обучение закончено, да здравствует обучение!

Посмотреть все слайды



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Правила
    • 2.1 Нарушения
    • 2.2 Фолы
  • 3 Основные элементы игры
  • Примечания

Введение

Баскетбольный мяч

Баскетбольная площадка

Майкл Джордан выполняет слэм-данк

Баскетбо́л (англ. basket - корзина, ball - мяч) - спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды - забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину. Kорзина находится на высоте 3,05 метра от пола (10 футов). От каждой команды на площадке находится по 5 человек, всего в команде 12 человек, замены не ограничены. За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанции, засчитывается 2 очка, с дальней (из-за трехочковой линии) - 3 очка. Штрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки 28 метров в длину и 15 метров в ширину. Баскетбол один из самых популярных видов спорта в мире .

Баскетбол входит в программу Олимпийских игр с 1936 года. Джеймс Нейсмит был там в качестве гостя. Регулярные чемпионаты мира по баскетболу среди мужчин проводятся с 1950 года, среди женщин - с 1953 года, а чемпионаты Европы - с 1935 года.

В Европе проводятся международные клубные соревнования Евролига ULEB, Кубок Европы УЛЕБ, Кубок Вызова.

Наибольшего развития игра достигла в США, где был организован один из сильнейших баскетбольных чемпионатов - чемпионат Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), также считается национальным видом спорта в Литве (см. ЛБЛ).


1. История

Зимой 1891 года студентам колледжа Молодёжной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, вынужденным выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством приобщения молодёжи к спорту, было очень скучно на занятиях физического воспитания. Однообразию таких занятий необходимо было срочно положить конец, внести в них свежую струю, которая способна была бы удовлетворить соревновательные потребности сильных и здоровых молодых людей.

Выход из казавшегося тупиковым положения нашёл скромный преподаватель колледжа по имени Джеймс Нейсмит. 1 декабря 1891 года он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Начало было положено. Мог ли тогда доктор Нейсмит предполагать, какое великое будущее ждёт его детище?

Идея этой игры у него зародилась ещё в школьные годы, когда дети играли в старинную игру «duck-on-a-rock». Смысл этой популярной, в то время, игры заключался в следующем: подбрасывая небольшой камень, необходимо было поразить им вершину другого камня, большего по размеру.

Вполне прагматично названная «баскетбол» (англ. basket - корзина, ball - мяч) игра, конечно, лишь отдалённо напоминала то феерическое зрелище, которое известно нам под этим именем сегодня. Ведения мяча не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились затем закинуть в корзину, причём исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины. С современной точки зрения действия команд показались бы нам вялыми и заторможенными, однако целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере.

В 1892 году преподавателем физкультуры Смит-колледжа (англ.) русск. в Нортгемптоне (Массачусетс) Сендой Беренсон были разработаны первые правила женского баскетбола (англ.) русск. .


2. Правила

Размеры щита и корзины по правилам ФИБА

Размеры щита и корзины (вариант)

Размеры поля по правилам ФИБА 2010

Изначально правила игры в баскетбол были сформулированы американцем Джеймсом Нейсмитом и состояли лишь из 13 пунктов. С течением времени баскетбол изменялся, изменений потребовали и правила. Первые международные правила игры были приняты в 1932 году на первом конгрессе ФИБА, после этого они многократно корректировались и изменялись, последние значительные изменения были внесены в 1998 и 2004 годах. С 2004 года правила игры остаются неизменными. Правила игры несколько отличаются в НБА и чемпионатах, проводимых под эгидой ФИБА (Чемпионаты мира, Олимпийские игры, Чемпионаты континентов, международные и национальные первенства европейских клубов)

В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе - забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды.

Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.

Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т. д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча.

За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков:

  • 1 очко - бросок со штрафной линии
  • 2 очка - бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёхочковой линии)
  • 3 очка - бросок из-за трёхочковой линии на расстоянии 6м 75см (7м 24 см в Национальной баскетбольной ассоциации)

Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих. Матч состоит из четырёх периодов по десять минут (двенадцать минут в Национальной баскетбольной ассоциации) с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры - пятнадцать минут. После большого перерыва команды должны поменяться корзинами.

Игра может идти на открытой площадке и в зале высотой не менее 7 м. Размер поля - 28х15 м. Щит размером 180х105 см. От нижнего края щита до пола или грунта должно быть 290 см. Корзина представляет собой металлическое кольцо, обтянутое сеткой без дна. Она крепится на расстоянии 0,15 м от нижнего обреза щита. Установленная стандартами FIBA для мужских соревнований окружность мяча - 74,9-78 см, масса - 567-650 г (для женских соответственно 72,4-73,7 см и 510-567 г).


2.1. Нарушения

  • аут - мяч уходит за пределы игровой площадки;
  • пробежка - игрок, контролирующий «живой» мяч, совершает перемещение ног сверх ограничений, установленного правилами
  • нарушение ведения мяча, включающее в себя пронос мяча, двойное ведение;
  • три секунды - игрок нападения находится в зоне штрафного броска более трех секунд в то время, когда его команда владеет мячом в зоне нападения;
  • пять секунд - игрок при выполнении вбрасывания не расстается с мячом в течение пяти секунд;
  • восемь секунд - команда, владеющая мячом из зоны защиты не вывела его в зону нападения за восемь секунд;
  • 24 секунды - команда владела мячом более 24 секунд и не произвела точного броска по кольцу. Команда получает право на новое 24 секундное владение, если мяч, брошенный по кольцу коснулся дужки кольца, либо щита, а также в случае получения фола защищающейся командой.
  • плотноопекаемый игрок - игрок держит мяч более пяти секунд, в то время как соперник его плотно опекает;
  • нарушения возвращения мяча в зону защиты (зона) - команда, владеющая мячом в зоне нападения перевела его в зону защиты.

2.2. Фолы

Судья фиксирует фол

Фол - это несоблюдение правил, вызванное персональным контактом или неспортивным поведением. Виды фолов:

  • персональный;
  • технический;
  • неспортивный;
  • дисквалифицирующий.

Игрок, получивший 5 фолов (6 фолов в НБА) в матче должен покинуть игровую площадку и не может принимать участие в матче (но при этом ему разрешается остаться на скамейке запасных). Игрок, получивший дисквалифицирующий фол должен покинуть место проведения матча (игроку не разрешается остаться на скамейке запасных).

Тренер дисквалифицируется, если:

  • он совершит 2 технических фола;
  • официальное лицо команды или запасной игрок совершат 3 технических фола;
  • тренер совершит 1 технический фол и официальное лицо команды или запасной игрок совершат 2 технических фола.
  • запрещена нецензурная брань и оскорбления

Каждый фол идет в счет командных фолов, за исключением технического фола, полученного тренером, официальным лицом команды или игроком на скамейке запасных.

Персональный фол - фол, вследствие персонального контакта.

Наказание:

Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то:

  • если команда не набрала 5 командных фолов или фол совершен игроком, команда которого владела мячом, то пострадавшая команда производит вбрасывание;
  • в противном случае пострадавший игрок выполняет 2 штрафных;

Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то:

  • если бросок был удачным, он засчитывается, и пострадавший игрок выполняет 1 штрафной;
  • если бросок был неудачным, то пострадавший игрок выполняет такое количество штрафных бросков, сколько очков заработала бы команда будь бросок удачным.

Неспортивный фол - фол, совершенный вследствие контакта, при котором игрок не пытался сыграть мячом в рамках правил.

Наказание:

Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то поступают так же, как и в случае персонального фола. Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то пострадавший игрок выполняет 2 броска. После выполнения штрафных бросков мяч вбрасывает пострадавшая команда из-за пределов площадки на продолжении центральной линии. Исключение составляют фолы, совершенные до начала первого периода. В этом случае после штрафных бросков проводится розыгрыш спорного броска (как и в случае нормального начала игры). Если игрок в течение одного матча совершает 2 неспортивных фола, он должен быть дисквалифицирован.

Дисквалифицирующий фол - это фол, вследствие вопиющего неспортивного поведения. Дисквалифицирующий фол может получить игрок, запасной, тренер или официальное лицо команды.

Наказание:

Количество штрафных и вбрасывание после них назначаются аналогично неспортивному фолу.

Технический фол - фол, не вызванный контактом с соперником. Это может быть неуважение к судьям, сопернику, задержка игры, нарушения процедурного характера.

Наказание:

Любой игрок команды, не нарушившей правила, пробивает 2 штрафных броска. После выполнения бросков сбрасывание производится аналогично неспортивному фолу.


3. Основные элементы игры

Особое значение в современном баскетболе имеет борьба под щитом. Известная баскетбольная заповедь гласит: «Кто выигрывает щит - выигрывает матч», а одним из основных статистических показателей игры баскетболиста - будь то отдельный матч или весь сезон - является число так называемых подборов и блок-шотов.

, Баскетбол в Израиле , Еврокубок (баскетбол) , Суперлига (баскетбол) , Очко (баскетбол) , Мини-баскетбол , Евролига (баскетбол) , Перехват (баскетбол) .

Название «баскетбол» заимствовано от английского слова, которое правильно пишется — basketball . Оно является сочетанием слов basket — «корзина» и ball — «мяч» , дословно — «мяч в корзине» .

В настоящее время баскетбол является контактной командной игрой, в которой игроки стараются руками забросить мяч в корзину.

Игры, напоминающие современный баскетбол, встречались у древних народов Скандинавии и индейцев Мексики. Предшественником этой игры можно считать детское развлечение «утка на скале», широко распространённое в XIX веке.

Справка. Основоположником баскетбола является Джеймс Нейсмит (Канада) . Тогда по правилам требовалось, подбрасывая камушек попасть в вершину большого камня.

Правила игры Нейсмит сформировал, когда работал преподавателем физической культуры в одном из колледжей штата Массачусетс. Ему хотелось создать игру для зимнего времени года, когда в результате погодных условий нельзя соревноваться по бейсболу, футболу. Ставилась задача в разработке подвижного вида спорта для помещений.

С его указаниями в 1891 в спортзале общеобразовательного учреждения были закреплены корзины для проведения баскетбольных матчей. Прототипом послужили обычные для тех времён ёмкости, предназначенные для хранения фруктов и овощей. Они были закреплены на высоте 3,05 м от пола , что является международным стандартом и по сегодняшний день.

Вначале студенты пользовались обычными футбольными мячами, и только несколько позже появились баскетбольные. Команда состояла из 9 человек , по количеству занимающихся в группе.

Первый официальный матч состоялся в 1892 году в Спрингфилдском колледже . Игра за короткое время стала очень популярной.

Баскетбольная лихорадка буквально охватила северо-восток Америки. Правила, разработанные Нейсмитом, включали всего 13 пунктов , став основой для международного баскетбола. Сегодня эти положения едва умещаются на 200 страницах.

Всё про особенности современного спорта

К ним относится необходимость превосходной координации движений. В целях эффективного игрового процесса требуется, чтобы спортсмен обладал эластичностью, прыгучестью, мобильностью. Взаимодействие в команде должно быть слаженным. Требуется хорошо развитый глазомер, на интуитивном уровне понимание намерений и стратегий иных членов команды, требующих мгновенного принятия решений. Всё это актуально для результативной командной игры, продвижения в карьере.

Определение целей, задач и принципов игры

Основной целью этого вида спорта служит максимальное забрасывание мяча в корзину, при этом строго руководствуясь определёнными правилами. В зависимости от расстояния попадания начисляются различные очки.

Положения международного баскетбола были официально установлены в 1932 . Правила менялись буквально до 2004 г . Играют 2 команды по двенадцать участников (пять на поле , остальные составляют замену).

Разрешается игра мячом исключительно руками. К нарушению положений относится бег с мячом в руках без ударения о пол .

Побеждает команда, которая сможет набрать больше всех очков. При идентичном счёте по истечении игрового времени проводится овертайм (предоставляется 5 минут ). Может быть, назначено несколько овертаймов для окончательного определения победителя.

Как правильно играть в баскетбол

Такая игра, как баскетбол, обладает определенным набором правил.

Характеристики игроков

Согласно правилам баскетбола имеются 3 позиции , именуемых ещё амплуа, включающие защитника, нападающего (форварда) и центрового. Если исходить из конкретной ситуации, то форвард подразделяется на лёгкого и мощного, а защитник бывает разыгрывающим и атакующим. К игроку каждой позиции предъявляются определённые требования.

Внимание! Разыгрывающий защитник должен лучше других владеть ситуацией на поле , обладать отличной скоростью и прыгучестью. Оценивать слабые стороны своих оппонентов, умело используя их в интересах своей команды.

Вам также будет интересно:

Ведение мяча

Следуя правилу, игрок должен знать, что производить удары мячом об поверхность не следует без ясной цели .

Такие движения в баскетболе используются чтобы одержать победу над соперниками. А также его применяют при плотном держании против оппонентов или подходе к кольцу.

Если есть возможность выполнить передачу мяча, то эта практика не применяется. Началом введения принято считать броски мяча в щит и касание. Окончание процесса — касание мяча сразу обеими руками. К нему относится и задержка мяча на некоторый период в одной или нескольких руках.

Продолжительность матча

Технически баскетбольный матч НБА продолжается 48 минут . При учёте таймаутов и фолов, перерывов длительность колеблется в пределах 1,5—2 часов . Игра подразделяется на четыре четверти . Каждая может продолжаться в течение 12 минут . Когда ничья в четвёртой четверти, могут быть назначены ещё дополнительные пять минут . В ситуации, при которой счёт равный, даётся ещё 5 минут . Такая тенденция длится до тех пор, пока счёт станет неравным.

Очки

Побеждают игроки, которые смогли по итогам соперничества набрать большее количество очков. Если счёт команд одинаковый, назначают ещё 5 мин . Все это продолжается до того, пока станет ясно, кто победил.

Одно попадание в корзину приводит к одинаковому назначению очков. Одно очко присуждают за попадание со штрафной линии, а 2 — за бросок с близкой дистанции. Три назначаются за выполнение броска на расстоянии 6,25 м.

Значение правила секунд и двух шагов

Суть данных правил следующая: спортсмену даётся 5 сек. для введения мяча и осуществление свободного удара. Отсчёт идёт, как только баскетболист начал держать мяч. С этого времени его признают живым. Это правило позволяет оптимизировать игровой процесс. На выполнение штрафного броска игроку предоставляется не больше 5 секунд . При выполнении этих норм удаётся исключить нерациональную трату времени, что даёт возможность активизировать игру.

Описание баскетбольного поля

Поиграть в баскетбол можно на специальной площадке. В соответствии с правилами игры баскетбольная площадка должна иметь прочную поверхность прямоугольной формы , без каких-либо помех. Так как игра подвижная, то возможны падения, которые, к сожалению, приводят к серьёзным травмам.

Справка. Большое внимание уделяется качеству покрытия. На многих площадках применяется резиновое покрытие (крошка) . Такая поверхность не скользит, что безопасно для спортивных тренировок.

Для официально проводимых соревнований ФИБА размеры поля должны составлять 28 м. по длине и 15 м. шириной.

Измерение ведётся начиная с внутреннего края ограничивающих линий. Для соревнований иного уровня допускается уменьшение размеров 26х14 метров.

Высота потолка равняется семи метрам . Поверхность матчей требует хорошей освещённости. Источники света располагаются таким образом, чтобы не создавали помех для зрения играющих.

Разметка площадки

Она имеет 207 погонных метров общей длины . Допускается возвышение разметки над поверхностью покрытия на высоту, не превышающей 2 мм . Разметка производится с использованием специальной прорезиненной краски.

Важно! Согласно новым положениям, в разметку внесены перемены, касающиеся трёхсекундной зоны , изменено расстояние толчковой линии, включены дополнительные линии для вбрасывания.

Информация о баскетбольном инвентаре, его картинки

Для игры в баскетбол необходим особый инвентарь.

Какой мяч должен быть

Производится по форме сферы. На мяч наносится традиционный рисунок, состоящий из 8 частей , которые разделяются выемками, не превышающими 0,6 см. Снаряд состоит из кожи, резины, синтетических материалов.

Фото 1. Мяч для игры в баскетбол от производителя Nike. Снаряд оранжевого цвета с черными полосами.

Требуется установленная норма накачивания, при которой с высоты падения на площадку, мяч должен отскакивать на высоту 1,20 м. Окружность составляет 74 мм , а вес допускается в пределах 567—650 граммов.

Щит и кольцо

Щиты белого цвета изготавливаются из прозрачного материала. Размеры 180х105 см . Допускается погрешность 2—3 сантиметра . Лицевая поверхность гладкая. На щит наносится белая разметка линий. За кольцом обозначают прямоугольник 59х45 см .

Корзина (она же называется кольцом с сеткой) крепится на высоте 3,05 м от пола . Изготавливается из прочной стали, окрашиваются в оранжевый цвет. В сетках применяется белый шнур. При разработке конструкции было учтено, чтобы мяч при попадании в корзину на мгновение задерживался. Двенадцатью петлями сетка крепится к кольцу. Верхняя её часть делается прочной, чтобы предотвратить спутывание и обратное выбрасывание мяча.

Фото 2. Щит и кольцо для игры в баскетбол. Вся конструкция устанавливается на высоте 3,05 метров от пола.

Польза занятий

Занятия этим видом спорта требуют необычайной выносливости . Процесс игры содержит большое количество разноплановых приёмов, которые требуют технических навыков. Спортсмен использует многие группы мышц, необходимые чтобы совершать те или иные манёвры (быстро бегать, высоко прыгать и др.).

Справка. Занятие баскетболом способствует поддержанию мышц тела в тонусе. Подсчитано, что во время матча игрок совершает до 40% напряжённых движений.

При занятиях баскетболом на 40% возрастает чувствительность к восприятию световых импульсов. Тренировки способствуют развитию сердца и органов дыхания.

Опасность занятий

Этот вид спортивных игр включён в ТОП 10 наиболее травмоопасных. По численности травм уступают место исключительно боксу или тхэквондо. Самыми распространёнными являются травмы пальцев.

Они доставляют баскетболистам значительное количество дискомфорта, чем снижается их активность на поле.

Спортсмену приходится зачастую сталкиваться с травмами колена. Такое положение дел обусловлено неожиданными переменами направления и темпа при тесном контакте с соперниками. При игре страдают плечи, что объясняется встречей оппонентов.

Кроме того, распространены травмы голеностопа, колена и спины. Для их минимизации необходимо уделить повышенное внимание этим частям тела при разминке. А также правильно подбирать экипировку (одежда, обувь, наколенники). Они должны быть высококачественными. Следование рекомендациям специалистов позволит баскетболисту всегда оставаться в отличной физической форме.

Баскетбол — это лёгкая атлетика или нет

Баскетбол — скоростной вид спорта. Занятия осуществляются на площадке небольших размеров. Спортсмен должен обладать многими качествами. Среди них быстрота реакции, ловкость и прыгучесть. В лёгкой атлетике баскетбол считают составляющей тренировочных мероприятий.

Фото игры

Фото 3. Соревнования по баскетболу. Игрок одной команды пытается забросить мяч в корзину соперников.

Фото 4. Игра в баскетбол. Игрок одной команды ведёт мяч, соперник в это время пытается его отобрать.

Фото 5. Игра в баскетбол между женщинами. Баскетболистка взяла мяч в руки, чтобы передать его другому игроку.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором рассказывается об основных правилах игры в баскетбол.

Заключение

Баскетбол смог завоевать популярность во всех уголках мира. Распространение такого вида игры объясняется множеством факторов, в их числе наличие разноплановых движений (ходьба и бег) . Спортивные занятия оказывают благотворный эффект на весь организм. Некоторые упражнения считаются довольно полезными, поэтому они присутствуют в большинстве курсов лечебно-оздоровительной физкультуры.

В частности, улучшаются обменные процессы и функционирование всех систем организма. Игровой процесс может быть проведён как в зале, так и на площадке, расположенной на улице. Такая игра не требует дорогостоящего оборудования и формы.

Своим становлением баскетбол обязан американскому колледжу Молодежной христианской ассоциации, что в штате Массачусетс. Именно там впервые в 1981 году одним из преподавателей была придумана игра, отчасти непонимающая современный баскетбол. В то время разновидность спортивных состязаний на уроках физкультуры была минимальной, и ученики просто скучали все время, отведенное для занятий спортом. Поэтому, чтобы немного изменить отношение своих подопечных к физкультуре, преподаватель Джеймс Нейсмит решил внедрить на своих уроках новую игру. Он просто привязал с двух сторон спортивного зала две пустые корзины от персиков, разделил 18 учащихся на две команды по 9 человек и установил самые первые правила – нужно было забросить в корзину соперника как можно больше мячей. Нужно отметить, что первые правила не предусматривали касание мяча пола, он просто перебрасывался с рук в руки между игроками, которые стояли на площадке. Да и сами корзины были не совершенными – после каждого заброса необходимо было брать лестницу и подниматься для выемки мяча и повторного ввода его в игру. Но даже это небольшое неудобство не остановило интерес, как со стороны учеников, так и других преподавателей к нововведению, и очень скоро баскетбол стал весьма популярной игрой среди американской молодежи.

Важно отметить, что за весь период со дня основания этот вид спорта постепенно развивался, усовершенствовался, становился культовым среди миллионов поклонников. Активно продвигаться на мировой арене баскетбол начал в 30 – 40-х годах прошлого столетия. И с тех пор стал весьма востребованным спортивным состязанием. Но наибольшей популярностью он по-прежнему пользуется на своей родине, в США, а также в Канаде, где баскетбол также стал весьма популярным спортивным состязанием.

Но почему баскетбол пользуется такой популярностью? Все очень просто. Чтобы начать играть, нужно просто закрепить на стене специальный баскетбольный щит с корзиной. При этом высота его расположения никоим образом не мешает занятиям другими видами спорта. Таким образом, зал для баскетбола может служить одновременно и залом для занятий другими видами спорта, такими как гимнастика, волейбол, множеством легкоатлетических упражнений и даже мини футболом. Играть в баскетбол могут как юноши, так и девушки. Игра не требует особой физической подготовки, но в дальнейшем весьма успешно обеспечивает физическое и психологическое развитие спортсмена, укрепляет командный дух, развивает скорость реакции, выносливость, терпение, характер.

Примечательно, но заниматься баскетболом можно как в закрытых спортзалах, так и на открытых площадках. Пи этом не нужно большого количества свободного пространства, а для тренировок и вовсе может оказаться достаточно одного щита с кольцом. Это оптимальный вид спорта для условий городской урбанизации, где весьма проблематично найти большую свободную площадку для тренировок.

Физкультурная польза баскетбола

В мире, на сегодняшний день, существует довольно много игровых видов спорта. Это такие, как футбол, хоккей, волейбол, водное поло, теннис, бадминтон и другие. Их все просто нет смысла перечислять. Но очень многие люди отдают предпочтение баскетболу. Почему, на то есть много причин. Давайте, рассмотрим их более детально.

В первую очередь, баскетбол привлекает тех, у кого рост, как минимум, выше среднего. А то, что люди просто хотят укрепить свое здоровье, ведя при этом здоровый образ жизни, так это совсем не основная причина.

С первого взгляда может показаться, что этот вид спорта прост. Казалось бы: две команды передают друг другу мяч и должны как можно чаще поражать корзину соперника. Ничего подобного! Хватит учесть только тот факт, что спортсмен за время игры, пробегает около 8-и километров, при этом необходимо тактически правильно распределить свои силы для мощных прыжков и молниеносных передач. Так же, необходимо учитывать довольно высокий темп и динамику игры.

Что же полезного приносит баскетбол организму?

  1. В первую очередь, человек, который с мячом, не только очень сильный и выносливый. Он имеет очень хорошую координацию движений, а благодаря разнообразным прыжкам, хорошо отлаживается вестибулярный аппарат. Не менее позитивно влияет баскетбол на развитие дыхательной системы. Бег в быстром темпе в комплексе с прыжками, очень хорошо укрепляет синнергидные мышцы, которые отвечают за подвижность легких.
  2. Нельзя не упомянуть нервную систему. Она очень хорошо укрепляется, благодарю постоянному поддержанию активности многих органов. Очень хорошо развивается периферическое зрение, которое на много улучшает восприятие внешних факторов. Особенно полезно это для детей.
  3. Сердечнососудистая система так же не остается в стороне. Давно замечено, что занятия баскетболом, превосходно стабилизируют артериальное давление. В занятиях баскетболом еще один, очень весомый плюс. Всем известно, что высокие люди, а именно такие, как правило, занимаются баскетболом, очень склонны к сутулости, которая в конечном итоге, способствует развитию различных заболеваний позвоночника. А самой лучшей профилактикой от такого рода привычки, является именно, баскетбол.

Все прелести этой игры перечислять можно еще очень долго. Настоятельно советую заняться им и быть всегда здоровым и в тонусе.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Реферат по физической культуре на тему:

«Баскетбол»

Выполнил: студент гр. ЭС-31

Семенищев С.Е.

Проверил:

Бастраков А.А.

Йошкар-Ола

Введение…………………………………………………………………….3

1. История развития баскетбола……………………………………….…4

2. Техника игры в баскетболе………………………………………...…..7

3. Правила соревнований…………………………………………...……13

Заключение………………………………………………………………..16

Список использованной литературы……………………………...……..17

Введение

В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.

Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи.

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

1. История развития баскетбола

Самое ранее свидетельство об игре, напоминающей баскетбол, можно найти у древних цивилизаций Центральной и Южной Америки. В Центральной Америке, на полуострове Юкатан, игровые площадки, обнесенные каменными стенами, датируются седьмым столетием нашей эры. Глядя на эти площадки, украшенные скульптурами богов и различными символами. Ученые пришли к выводу, что игра была частью религиозных празднеств. Она называлась "пок - тапок " и проводилась каучуковым мячом, сделанным из смолы священных деревьев, Играющие стремились поразить мячом цель, представлявшую собой массивное каменное кольцо. Эта игра походила и на футбол и на баскетбол одновременно.

В Мексике в шестнадцатом столетии ацтеки играли в похожую игру, которая называлась «олламалитцли». Её участник, поразивший тяжелым каучуковым мячом каменное кольцо, получал право требовать себе одежду всех зрителей.

Изобретение новой игры.

Тем не менее, честь « изобретения» современного баскетбола принадлежит уроженцу Канады доктору Джеймсу Нейсмиту. В отличие от других видов спорта баскетбол не явился эволюцией уже существующей игры – Нейсмит изобрел абсолютно новую игру, и точно известны дата и место проведение первого матча.

Нейсмит работал преподавателем Международной тренировочной школы в Спрингфилде (штат Массачусетс, США). Он, конечно, и не мечтал изобрести вид спорта, который в скором времени начнет соперничать с футболом, а хотел всего лишь найти более интересный, чем гимнастика, вид зимних занятий, чтобы студентам не было скучно в те месяцы, когда погода не позволяла заниматься футболом и бейсболом. И Нейсмит остановился на игре с мячом просто в силу того, что мяч всегда вызывал эмоциональную реакцию человека.

Игра, как задумал Нейсмит, должна была проводится в закрытом помещении. Следовало подумать о предупреждении возможных травм у занимающегося в условиях ограниченного игрового пространства. Чтобы мастерство превалировало над силой, Нейсмит решил исключить из игры линию ворот или другую подобную мишень. Его мишень должна была быть горизонтальной и приподнятой над полом, вне пределов досягаемости для игроков. Чтобы её поразить, требовалась ловкость, а не сила. Кстати сказать, сам Нейсмит играл в баскетбол всего два раза, причём вёл себя на площадке довольно грубо. «Однажды, признавался он, - когда противник был мне не по плечу, я просто зажал его, как во время состязаний по вольной борьбе».

Сначала Нейсмит намеревался прибить картонные коробки на каждой стороне зала, и основная идея игры заключалась бы в том, чтобы забросить мяч в коробку. Такая игра могла получить название «боксбол» (от англ. box - коробка и ball – мяч). Не найдя коробок, он воспользовался подвернувшимися под руку корзинами из под персиков. Так игра начала называться “баскетболом” (от англ. basket – корзина, ball – мяч).

Корзины из под персиков для новой игры принёс сторож по имени Стеббинс. Их прикрепили на разных сторонах к балкону, опоясывающему зал. Совершенно случайно высота балкона, к которому были прибиты корзины, оказалась равной 3, 5 метра, и с тех пор в баскетболе корзины всегда поднимаются над полом на эту высоту. Сначала они просто прибивались к балкону. Позднее, чтобы избежать вмешательства в игру сидящих на балконе чересчур эмоциональных болельщиков, корзины были отгорожены от них щитами.

Первый матч и совершенствование игры.

Нейсмит сформулировал первые правила игры и 21 декабря 1891 года провёл первый баскетбольный матч в гимнастическом зале Спрингфилдского колледжа.

Он разделил свой класс на две команды по девять человек в каждой, взял обычный футбольный мяч и предложил попробовать забросить его в корзину. Стеббинс должен был стоять на стремянке и доставать из корзин попавший туда мяч. В первой игре ему не пришлось много работать – мяч попал в корзину лишь один раз.

Игра так всем понравилась, что Нейсмита вскоре замучили просьбами

о лишней копии правил. В 1892 году он публикует первую «Книгу правил» своей игры, содержавшую 13 пунктов. Большинство из них действует и в наши дни. Единственным принципиально важным новшеством в современных правилах можно считать разрешение игрокам вести мяч.

Нейсмит не оговаривал строго количество игроков. По его правилам команда могла включать от трёх до сорока человек. «Чем меньше игроков, - говорил он, - тем изобретательнее можно играть, чем больше, тем игра забавнее». По аналогии с футболом игроки подразделялись на нападающих, защитников и даже… вратарей и могли играть только в своих зонах площадки. Быстрое совершенствование техники игроков привело к тому, что в 1895 году было достигнуто соглашение об ограничении состава команды пятью, семью или девятью играющими в зависимости от размеров площадки. Вскоре после этого число игроков в команде было окончательно стандартизировано. С тех пор команда выставляет на площадку не более пяти человек одновременно.

Выбирая мишень, Нейсмит должен был решить вопрос о возвращении мяча в игру. Сначала пользовались лестницей, взбираясь на которую мяч извлекали из корзины. Но по мере совершенствования техники игроков и роста процента попаданий в корзину это стало неудобным. Поэтому в 1900 году корзины из под персиков были заменены металлическим обручем с сеткой, не имеющей дна.

Соревнования по баскетболу проводились в США уже в 1895 году. Первые межзональные студенческие игры были организованы в 1901 году, и в том же году баскетбол был показан на Панамериканской выставке в Буффало.

2. Техника игры в баскетболе

Наибольшее удовольствие от игры вы сможете получить, если научитесь правильно выполнять основные приёмы техники игры – передачи, ведение, броски в корзину, защиту, подбор и добивание отскочившего от щита мяча. Сначала у новичка, наверное, не все будет получаться так же гладко, как у опытного спортсмена. Но опыт – дело времени.

Самое главное - запомнить первое правило, – владея мячом, удерживай его пальцами рук и никогда не обхватывай ладонями.

Передачи – самый простой и эффективный способ продвижения мяча к корзине противника. Их основные виды: передачи двумя руками от груди, двумя руками снизу, одной рукой от плеча, одной и двумя руками с отскоком от пола.

Существуют и другие виды передач, например передача за спиной, но она требует опыта.

Чтобы поймать мяч, нужно вытянуть к нему руки с расставленными пальцами и, как только он коснётся пальцев, согнуть руки, притягивая мяч к груди.

Техника самих передач проста. Они требуют, как правило, небольшого замаха и «выстреливающего» движения рукой с мячом в направлении партнёра.

Надо стараться выполнять передачи быстро и точно. Их целью должна быть грудь или специально вытянутая рука партнёра.

Ведение мяча . Игрок может передвигаться с мячом на площадке лишь последовательно ударяя его об пол одной или другой рукой. Ведя мяч нужно соблюдать несколько простых правил:

Толчок мяча в пол осуществляется главным образом движением пальцев и кисти. Удар по мячу ладонью будет ошибкой.

Не следует смотреть вниз на мяч – голову нужно держать поднятой, чтобы видеть других игроков и площадку в целом. Мяч нужно контролировать боковым, периферическим зрением.

При ведении правой рукой мяч удерживается слегка сбоку, спереди – справа, а левой сбоку, спереди – слева.

Игрок при ведении должен располагаться между мячом и защитником. Ноги его согнуты, а тело наклонено вперёд. Такое положение укрывает мяч от защитника, обеспечивает достаточную скорость и позволяет избежать ошибок при ведении.

Броски мяча в корзину .

Существуют следующие способы забросить мяч в корзину:

> Бросок из под корзины одной рукой сверху

> Бросок одной рукой с места

> Бросок в прыжке

> Бросок с использованием щита

Индивидуальные защитные действия.

Успех индивидуальных защитных действий определяют две характеристики. Первая – психологическая. Она включает в себя такие качества, как агрессивность, расчетливость, смелость. Без психологического настроя нельзя успешно защищаться. Вторая характеристика – физическая. Здесь важны стойка, положение тела игрока, его выносливость, позиция на площадке.

Стойка. Играя в защите, следует согнуть ноги в коленях и слегка наклониться вперед. Если противник двигается поперёк площадки, защитник сопровождает его в параллельной стойке, во всех других случаях одна нога защитника должна быть выдвинута вперёд.

Вес тела равномерно распределяется на обе ноги для сохранения равновесия. Голова поднята, чтобы удобнее было следить за действиями на площадке. Защитник должен передвигаться приставными шагами и никогда не перекрещивать ног.

Ни в коем случае не следует упускать из виду своего подопечного. Иногда защитник может использовать периферическое зрение но в любой момент он должен знать. Где находится подопечный.

Защита против игрока с мячом. Держа игрока с мячом, защитник должен встать между охраняемой корзиной и подопечным на расстоянии вытянутой руки от него. Смотреть надо на пояс подопечного. Это позволяет лучше сосредоточится, и избежать потери правильной позиции при выполнении нападающим отвлекающих движений –финтов.

Руки должны быть подняты на уровне пояса, ладони повернуты вверх, если нападающий просто держит мяч или ведет его. Если же он готовится сделать передачу или бросок, защитник должен поднять руки вверх. Это затрудняет действия нападающего. Играющему в защите нужно быть очень внимательным, чтобы не среагировать на ложное движение нападающего. Выпрыгивать вверх защитник должен только тогда, когда убедится, что противник бросает по корзине, иначе нападающий легко уйдет от него.

Защита против игрока без мяча. Держа игрока без мяча, надо сместиться в сторону мяча и сделать шаг назад, чтобы иметь возможность помочь партнеру в держании игрока с мячом и сразу же вернуться к своему подопечному, как только у него окажется мяч.

Положение тела должно быть таким, чтобы защитник не поворачивая головы мог видеть одновременно и своего подопечного, и игрока с мячом.

При держании игрока без мяча в позиции центрового, когда он располагается неподалеку от корзины спиной к ней, защитник не должен оставаться за спиной нападающего. Он выдвигается сбоку от нападающего со стороны мяча и мешает ему получать передачи.

Когда игрок без мяча находится рядом с корзиной, защитник должен держать его спереди, располагаясь между мячом и своим подопечным. Если он останется за спиной подопечного, то не сможет помешать ему получить мяч. А под корзиной это всегда опасно.

Важно постоянно видеть мяч и своего подопечного. Если потерять из виду мяч, противник сможет передать его прямо над головой защитника. А потерять из виду подопечного - значит позволить противнику создать численное превосходство под корзиной.

После броска последней обязанностью защитника является блокировка своего подопечного и ловля мяча, отскочившего от щита при неудачном броске.

Борьба за мяч, отскочивший от щита. Это одна из самых важных фаз игры. Именно в этот момент нападающий может принести своей команде два очка, а защитник - помешать ему сделать это. Поэтому нужно учиться добивать мяч в нападении и подбирать его в защите.

Добивание мяча. Добивание - довольно трудный игровой прием. Чтобы овладеть им, надо придерживаться следующих правил.

При каждом броске нападающий обязан выходить к кольцу для добивания. Еще во время полёта мяча он должен постараться определить возможную зону отскока. При неудачных бросках справа мяч обычно отскакивает в левую сторону и наоборот. Добивать мяч нужно кончиками пальцев вытянутой вверх руки в максимально высоком прыжке. При этом следует использовать щит.

Подбор отскочившего мяча в защите. Кто выигрывает щит, тот выигрывает игру - одна из аксиом баскетбола. Позволяя противнику сделать повторный бросок, команда уменьшает свои шансы на победу. Если каждый игрок команды будет следовать правилам защитной блокировки и подбора, даже более высокорослый противник может быть нейтрализован.

После броска противника надо сделать поворот в широкой стойке, чтобы оставить своего подопечного за спиной. Не следует сразу же бежать вслед за брошенным мячом. Сначала надо убедиться, что кратчайший путь противника к щиту перекрыт.

Чем ближе к подопечному располагается защитник, тем легче преградить ему дорогу к щиту. Отталкивать противника при блокировке нельзя, надо применять боковые движения.

Продолжая удерживать мяч в поле зрения защитник дожидается удобного момента и прыгает вверх, что схватить мяч в высшей точке прыжка. Действовать он должен быстро и уверенно.

Тактика нападения состоит в том, чтобы создать условия для броска в корзину одному из игроков команды.

Проще всего сделать это, используя быстрый прорыв, при котором команды при первой же возможности стремиться быстро продвинуть мяч вперед и атаковать корзину противника раньше, чем защита успеет вернуться назад. В результате создается численное превосходство нападающих над защитниками. Игрок может убежать вперед и получить длинную передачу через всю площадку. Численное превосходство возникает и тогда, когда двое нападающих играют против одного защитника, или трое нападающих - против двух защитников. В этих случаях атаку заканчивает партнер, который оказался неприкрытым под корзиной противника.

Если команде не удалось использовать быстрый прорыв, можно применить одну из форм позиционного нападения, при котором нападающие стараются переиграть организованную защиту противника. При этом игровую площадку следует использовать так, чтобы избежать скопления игроков в одном месте.

Основным тактическим ограничением при формировании расстановки в позиционном нападении является необходимость иметь, по крайней мере, одного защитника, который должен доставить мяч в зону нападения и начать атаку, а также подстраховать команду в защите против быстрого прорыва противника в случае неожиданной потери мяча.

Действия игроков в позиционном нападении базируется на трех возможных движениях нападающего после передачи мяча - к корзине, к партнеру с мячом, к партнеру без мяча.

В первом случае игрок после передачи мяча делает рывок к корзине, стараясь обойти защитника и получить обратную передачу для броска. Во втором и третьем случаях он сам или его партнер освобождается от броска с помощью заслона, при котором нападающий отсекает от своего партнера опекающего его защитника. В игре применяют эти тактики в зависимости от ситуации, возникшей на площадке.

Тактика защиты базируется на двух основных системах игры - личной и зонной.

При личной защите каждый защитник прикрепляется к определенному игроку нападения. В случае успешного применения нападающими заслонов важно, чтобы защитники были готовы поменяться подопечными и не оставили противника неприкрытым.

Другие принципы лежат в основе зонной защиты, в которой каждый игрок отвечает за охрану определенного участка площадки на подступах к своей корзине и противодействует в нем любому игроку противника. Кроме того, если необходимо, он должен помочь партнеру в соседней зоне.

Выбор защиты зависит от способностей баскетболистов, избранной тактики и сложившейся в игре ситуации. Можно применять принципы личной или зонной защиты или комбинировать те и другие.

Кроме того, защита может быть пассивна или оказывать активное давление на соперника. При пассивной защите команда охраняет ближайшие подступы к корзине, разрешая противнику выполнять дальние броски. Если они окажутся неудачными, защитникам легче овладеть отскочившим от кольца мячом. При активной защите команда стремиться отобрать мяч у нападающих и помешать выполнению бросков.

Защита, распространяющая принципы активной игры на всю площадку получила название прессинг. Защитники действуют активно даже за пределами дистанции возможных бросков. Активное давление оказывается на противника сразу же, как только он овладеет мячом. Прессинг также можно использовать принципы личной, зонной защиты и комбинацию тех или других.

Следует помнить, что сила командной защиты определяется индивидуальными действиями каждого игрока.

3. Правила соревнований

Правила игры в баскетбол просты, практически лишены затейливых нюансов, оставляющих место для двусмысленной трактовки и потому позволяют этому виду спорта оставаться одним из самых динамичных и зрелищных командных соревнований. В настоящей статье приводятся обобщенные правила как для европейского баскетбола, так и для международных соревнований(проводимых под эгидой ФИБА), правила для таких турниров, как, например, североамериканская НБА, имеют свои специфические особенности(касающиеся длительности игры, количества персональных замечаний и собственной трактовки фолов).

В баскетбол играют две команды, причем на площадке одновременно присутствует лишь по 5 человек от каждой из них. Современными правилами ФИБА максимальная численность команд (игроков, которые имеют право появляться на баскетбольной площадке) ограничена цифрой 10, при участии же в турнирах, предполагающих минимум три игры, численность команд ограничивается 12 игроками.

Собственно цель игры в баскетбол состоит в том, чтобы забросить мяч в корзину соперника, при этом по возможности помешав ему сделать то же самое в ответной атаке. За каждый точный полевой бросок в зависимости от его дальности от кольца начисляется либо 2, либо 3 очка (расстояние до центра корзины минимум 6.25 см). Существуют еще и штрафные броски, бросаемые из статичного положения, при отсутствии сопротивления противника с линии штрафных бросков (отстоит на 5.8 метра от внутренней части лицевой линии баскетбольной площадки).

Мячом играют только руками, причем пересекать баскетбольную площадку с мячом в руках нельзя- его надо обязательно вести (то есть ударять о пол). Ведется мяч обязательно только одной рукой. С мячом в руках (без ведения) игрок может двигаться лишь два шага- на третьем будет зафиксировано нарушение (фол). Если игрок с мячом в руках прекратил ведение, то он обязательно должен передать мяч кому-либо из партнеров- продолжать ведение после паузы запрещается. Преднамеренный удар по мячу ногой считается нарушением- случайное попадание или соприкосновение мяча с ногой не фиксируются как фол(нарушение).

Выигравшей стороной в баскетбольном матче считается команда, набравшая больше очков за 40-минутный(именно столько длится основная фаза матча) интервал. Если к истечению основного времени на табло равенство, то обычно назначается овертайм (дополнительное время). Каждый овертайм длится 5 минут: в случае, если по его истечении на табло опять-таки равенство, то назначается следующий овертайм и так до победы какой-либо из команд. В ряде соревнований (например, четвертьфиналы Евролиги, Еврокубка, Еврочелленджа) в качестве итогового результата матча может быть зафиксирована ничья.

Игра (баскетбольный матч) начинается со спорного броска в центральном круге площадке(радиусом 180 см) и состоит из 4-х периодов по 10 минут каждый, разделенных между собой интервалами для отдыха игроков. Между 2-м и 3-м периодом интервал наибольший (15 минут).

С того момента, как мяч попал в руки игрока какой-либо команды, начинается отсчет времени, отведенного на атаку (24 секунды)- до истечении этого времени мяч должен покинуть руки баскетболиста атакующей команды (бросок), либо атака будет прервана судейским свистком и мяч будет передан баскетболистам второй команды.

В течение 8 секунд мяч должен быть переведен со своей половины поля на половину поля соперника. При вбрасывании мяча или при исполнении штрафного броска действует правило 5 секунд: именно столько отводится на то, чтобы мяч покинул руки игрока. Нельзя и более 3-х секунд находится в штрафной зоне соперника (рядом с его кольцом).

Фолы (или нарушения) правил. Каждый игрок любой из баскетбольных команд может получить за матч не более 5-ти фолов, при превышении этого количества он удаляется с площадки до конца матча. Существует такое понятие как командные фолы- при превышения количества в 4 фола (на любых баскетболистах этой команды за один период)- каждый последующий карается двумя штрафными. В случае, если фол был совершен игроком в тот момент, когда его команда контролировала мяч или осуществляла вбрасывание, то он не наказывается штрафными бросками. Все командные фолы, совершенные в дополнительном периоде (дополнительное время) считаются совершенными в четвертом периоде основного времени матча.

Если фол был совершен против баскетболиста, находящегося в процессе броска, то он наказывается либо одним штрафным (мяч, несмотря на фол, попал в корзину и бросок засчитан), либо двумя (мяч не попал, а бросок был совершен в пределах 2-х очковой области), либо тремя (мяч не попал, а бросок был совершен в пределах 3-х очковой области).

Существует такое понятие, как технический фол (фол, не вызванный контактом с соперником, например, оскорбительные жесты, замечания в адрес судей, зрителей или соперника). В случае, если баскетболисту назначен такой фол, то игрок соперничающей команды пробивает 1 штрафной и его команда дополнительно получает владение мячом.

Неспортивный фол назначается игроку, который, по мнению судей, не пытался играть в мяч и при этом произошел контакт с соперником. Наказывается 1, 2 или 3-мя штрафными бросками, при повторном фоле одного и того же баскетболиста его дисквалифицируют на время игры (то есть отправляют в командную раздевалку).

Заключение

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.

Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек.

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.

Список использованной литературы

1. “Физическая культура и спорт” – под редакцией доктора педагогических наук Ю.Д. Железняка, профессора Ю.М. Портнова, М.:2003г.

2. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры// Под. Ред. М.Портнова. – М: Физкультура и спорт, 1997.

3. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры// Под. Ред. Башкин С. Г. Уроки по баскетболу. М. 1966.

4. Вальтин А.И. «Мини-баскетбол в школе».- М.: Просвещение,1996.

5. Гомельский А.. Я. “Все о баскетболе”, М.:2000г.

6. Джон Р., Вуден Современный баскетбол.- М: Физкультура и спорт, 1997.



 

 

Это интересно: