→ Циклические виды спорта преимущественно направлены на развитие. Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих отдельные физические качества. Классификации мышечной деятельности

Циклические виды спорта преимущественно направлены на развитие. Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих отдельные физические качества. Классификации мышечной деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Нижегородский государственный инженерно - экономический институт

(ГБОУ ВПО НГИЭИ)

Реферат

на тему: «Характеристика особенностей воздействия системы физических упражнений на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности»

Выполнила:

студентка гр. 11 - МО

Шитова Н.

Проверила:

Курятникова О.А.

Княгинино, 2013 г.

Введение

2.1 Бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции

2.2 Лыжные гонки

2.3 Плавание

2.4 Тяжелая атлетика

2.5 Атлетическая гимнастика

2.6 Гимнастические и акробатические упражнения

2.7 Спортивные игры

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В историческом развитии отдельных видов спорта и систем физических упражнений очевидна связь с изменяющимися условиями внешней среды, с социально-экономическими факторами труда, отдыха и быта человека. Изменения во внутренней структуре каждого вида спорта зачастую зависели от прогресса техники, от результатов научных открытий в том смысле, что во многих видах спорта совершенствовались конструкции и качество спортивного инвентаря и оборудования, существенно изменялись правила спортивных соревнований. С этими же факторами связано постоянное совершенствование теории и методики, а также практики спортивной тренировки, медико-биологического обеспечения тренировочного процесса, методов и средств восстановления работоспособности спортсменов в макро и микроциклах спортивной подготовки и т.д.

Меняющиеся требования к динамичности, зрелищности спортивных соревнований диктуют пересмотр правил соревнований в отдельных видах спорта, а следовательно, изменение методики подготовки спортсмена. Поэтому сравнивать достижения спортсменов прошлого и настоящего непросто. Бегуны, участвовавшие в Олимпийских играх Древней Греции, мчались босиком по песчаной дорожке, без фиксации времени, а современные - по дорожкам с синтетическим покрытием, в специальных беговых туфлях, их время фиксируется до сотых долей секунды.

Продолжительные и регулярные занятия спортом или физическими упражнениями влияют на физическое развитие, функциональную подготовленность и состояние психики человека. Этот факт может быть использован для коррекции показателей физического развития и телосложения, для акцентированного воспитания и совершенствования силы, быстроты, выносливости, гибкости, а также психических качеств личности. Проблема акцентированного развития физических качеств всегда легче решается на начальных этапах спортивной подготовки. Если вы развиваете какое-то физическое свойство, то тем самым параллельно развиваются и другие. Однако по мере повышения тренированности, с ростом спортивной квалификации (от новичка до спортсмена-мастера) величина эффекта параллельного развития нескольких физических качеств постепенно уменьшается. Чем выше класс спортсмена, тем контрастнее проявляются те физические качества, к которым предъявляет особые требования конкретный вид спорта. Иными словами, налицо акцентированное воздействие данного вида спорта на развитие определенного физического качества.

1. Характер воздействия того или иного вида спорта (системы физических упражнений) на человека

Аналогичные процессы можно наблюдать и в развитии и воспитании психических качеств и свойств личности. Виды спорта, требующие повышенной смелости, волевых усилий, коллективизма, всегда оставляют отпечаток на личности спортсмена. Системы же физических упражнений, как правило направлены на развитие какого-либо определенного физического или психического качества (например, «стрейчинг» или системы дыхательной гимнастики).

Каждый студент должен иметь хотя бы общие представления о характере воздействия того или иного вида спорта (системы физических упражнений) на человека.

В этом ему может помочь предлагаемое разделение основных видов спорта на группы:

1. Виды спорта, акцентировано развивающие отдельные физические качества:

Преимущественно развивающие выносливость (циклические виды спорта);

Развивающие, главным образом, силу и скоростно-силовые качества (тяжелая атлетика, легкоатлетические метания и прыжки);

Виды спорта, способствующие воспитанию быстроты;

Виды спорта, способствующие воспитанию ловкости и гибкости (спортивная гимнастика, акробатика);

2. Виды спорта разностороннего комплексного воздействия на человека (разные виды единоборств, спортивные игры, различные многоборья).

В нашем университете культивируются следующие виды спорта: волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, футбол, тяжелая атлетика, легкая атлетика, лыжные гонки, аэробика, плавание, гандбол.

Проблема акцентированного воспитания и совершенствования основных физических качеств человека - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости - всегда менее сложна на самых начальных этапах систематических упражнений, то есть у новичков, так как в этот период, как правило, наблюдается одновременное улучшение каждого из них. Если мы развиваем силу, то улучшается и выносливость, если развиваем гибкость, то в какой-то мере совершенствуется и силовая подготовленность. Не случайно на этой стадии подготовки наибольший эффект дает комплексный метод тренировки, то есть общефизическая подготовка. Однако, при высоком уровне подготовленности развитие физического качества начинает тормозить развитие другого. Вот почему штангисту высокого класса трудно достигнуть высоких показателей в упражнениях на выносливость, а бегуну на длинные дистанции - в силовых упражнениях.

Таким образом, акцентированное воспитание отдельных двигательных качеств с использованием конкретных видов спорта должно основываться на определенном минимуме развития всех основных двигательных качеств.

2. Характеристика видов спорта, развивающих отдельные физические качества

Выносливость развивают преимущественно циклические виды спорта. Воспитание выносливости в процессе спортивной тренировки в определенном виде спорта является одним из действенных средств достижения высокой общей и профессиональной работоспособности, основанной на повышении устойчивости центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и других функциональных систем организма против утомления. Собственно, под выносливостью и понимается способность организма человека преодолевать наступающее утомление. Для проявления общей выносливости нужны хорошее сердце, здоровые легкие, достаточное количество гемоглобина в крови, обильное кровоснабжение работающих мышц и т.д. Главное, что под влиянием рациональной и систематической тренировки указанные органы, физиологические процессы могут повышать свои функциональные характеристики. Вот почему в данном случае нас больше интересуют те виды спорта, в которых, как и в большей части трудовых процессов (в течение всего рабочего дня), происходят аэробные реакции в организме, то есть реакции биологического окисления в организме, протекающие с участием кислорода. Поэтому наибольшее значение в обычной жизни, в профессиональной деятельности имеют такие виды спорта, которые развивают главным образом аэробные возможности организма, обеспечивающие длительную, продуктивную работу сравнительно невысокой мощности не только в спортивной деятельности, но и в течение достаточно длительного по продолжительности рабочего времени на производстве.

Общая выносливость необходима представителям всех видов спорта, так как она позволяет успешно справляться с большим объемом тренировочной работы, эффективнее выполнять и усваивать специализированную тренировочную работу. Этим еще раз подчеркивается особое значение воспитания общей выносливости у студенческой молодежи вне зависимости от того, занимается ли ее представитель спортом или только физкультурой, ибо высокий уровень общей выносливости - одно из главных свидетельств отличного здоровья.

Итак, к видам спорта, акцентировано развивающим общую выносливость, можно отнести все циклические виды спорта, в которых физические нагрузки продолжаются сравнительно длительное время на фоне преимущественного повышения аэробного (кислородного) обмена в организме человека. К таким видам спорта относятся: спортивная ходьба, бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции (марафон), лыжные гонки и биатлон, плавание, гребля, велосипедный спорт, большая часть дистанций и многоборья в конькобежном спорте, альпинизм, спортивное ориентирование, туризм и некоторые другие.

Хотя все циклические виды спорта, связанные с проявлением выносливости, существенно различаются по структуре движений друг от друга, однако между ними имеются и общие положения: спортивные достижения атлетов основываются на достаточно объемных тренировочных и соревновательных нагрузках. В процессе регулярных тренировок развивается в той мере, в какой это необходимо для каждого конкретного вида спорта, исполнительское функциональное «звено» - кислород - транспортная система и регулирующее «звено» - центральная нервная и эндокринная система.

Спортсменам, специализирующимся в этих видах спорта, присущи способности к длительному выполнению физической работы, успешное волевое противостояние утомлению. Их высокая работоспособность обеспечена разнообразными сдвигами приспособительного характера, происшедшими в организме под влиянием тренирующих воздействий: морфологическим и функциональным развитием мышцы сердца, повышением эластичных свойств стенок кровеносных сосудов, увеличением запаса энергетически богатых веществ в мышцах и внутренних органах, высокой степенью эффективности работы нервной системы и др. Рассмотрим подробнее виды спорта, развивающие выносливость.

Бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции - действенное средство совершенствования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, экономизации обменных процессов в организме. Все это вкупе значительно повышает выносливость организма человека.

В настоящее время к средним дистанциям относятся отрезки от 800 до 1500 м, к длинным - от 3000 до 10000 м и к сверхдлинным - 20 км до марафонского бега (42 км 195 м). Ныне на всех дистанциях соревнуются не только мужчины, но и женщины. Соревнования в беге на средние и длинные дистанции проводятся как на открытом воздухе, так и в помещении.

При беге в работу включаются большие группы мышц, что вызывает усиленную деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Работа организма при беге на эти дистанции связана в основном с аэробным обеспечением. Значительную нагрузку при беге испытывает опорно-двигательный аппарат, особенно на сверхдлинные дистанции.

Обычно бегунов отличает не только выносливость и закаленность, но и способность к перенесению высоких нагрузок (способность «терпеть»), что связано с необходимостью проявления волевых усилий не только в соревнованиях, но и в определенной части тренировочных занятий. Вместе с тем следует отметить, что во время длительного бега с оптимальной скоростью возникает ощущение эмоционального комфорта, психологической разгрузки, приносящее внутреннее удовлетворение бегунам.

Это явление находит свое отражение в результатах специальных научных исследований. Так, было выявлено, что при беге от 20 минут и дольше с интенсивностью 60-80 % от максимального возрастного показателя частоты сердечных сокращений в плазме крови значительно повышается концентрация бета-эндорфинов и мет-энцефаминов - медиаторов удовольствия. Не случайно миллионы людей во всех концах земного шара в качестве самого действенного лекарства от распространенной болезни цивилизованного мира - гиподинамии выбрали древнейшее легкоатлетическое упражнение - бег. Исследователи предполагают, что подобная реакция имеет место при всех циклических упражнениях.

Лыжные гонки - спортивное упражнение, которое имеет целенаправленность на совершенствование выносливости человека. Ходьба на лыжах улучшает деятельность всего мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Скорость бега на лыжах зависит от длины дистанции (у женщин 3-20 км, у мужчин 5-20 км), погодных условий, снежного покрова, рельефа местности, а также применяемых способов лыжных ходов.

Спортивный успех гонщика, кроме технической, волевой и тактической подготовленности, определяется, прежде всего, общей и специальной выносливостью. Разностороннее развитие мышечной системы обеспечивается за счет активной работы рук и ног в процессе лыжной гонки или тренировки. Регулярные занятия лыжными гонками хорошо развивают системы кровообращения и дыхания, определяющие высокую общую работоспособность организма человека, мышцы тела, активизируют обмен веществ.

Велико оздоровительное значение этого вида спорта благодаря общим гигиеническим условиям занятий в лесу, в поле, а также энергичному закаливающему воздействию морозного воздуха на организм во время интенсивной мышечной деятельности. Равномерно повторяющиеся движения различных частей тела успокаивающе действуют на нервную систему. Ходьба на лыжах при хорошем скольжении благоприятно сказывается и на опорно-двигательном аппарате - улучшаются функции суставов, укрепляются связки.

Благодаря участию подавляющей массы скелетных мышц при ходьбе на лыжах выполняется большая динамическая работа в единицу времени и соответственно происходит большой расход энергии (у хорошо тренированных лыжников около 1500 ккал/ч при быстром передвижении). Дыхание при этом значительно усиливается: легочная вентиляция может превышать 100 л, а потребление кислорода до 5 л в минуту.

Лыжные гонки являются ценным средством прикладной физической подготовки. Ведь климатические условия большей части России требуют умения ходить на лыжах. Занятия же в разнообразных условиях местности при любой погоде способствуют воспитанию решительности, настойчивости. Занятия по пересеченной местности, кроме того, содействуют развитию разнообразных двигательных навыков, высокой координации движений, быстрой двигательной реакции, чувства равновесия.

Таким образом, этот вид спорта дает хорошую разностороннюю физическую подготовки, кроме акцентированного развития выносливости, совершенствует функции зрительного, вестибулярного и двигательного анализаторов. В связи с тем, что при движении на лыжах в работу вовлекается большинство скелетных мышц, лыжники отличаются пропорционально развитой мускулатурой с хорошими силовыми показателями.

Плавание - один из основных видов спорта, имеющих как оздоравливающее, так и прикладное значение. Различают спортивное и прикладное плавание.

Спортивное плавание включает соревнование различными способами на дистанции от 50 до 1500 м, проводимые в бассейнах, а также проплывы в открытой воде на различное расстояние.

По воздействию на организм плавание занимает особое место среди различных физических упражнений благодаря необычной внешней среде - воде. Работа дыхательного аппарата пловца имеет свои особенности. Гидравлическое давление на верхнюю часть туловища и сопротивление воды во время движения сжимают грудную клетку и живот пловца. Выдох у пловца при спортивном плавании также затруднен, так как совершается в воду. Все это способствует развитию у пловцов дыхательной мускулатуры, подвижности грудной клетки и жизненной емкости легких. У мужчин-пловцов экскурсия грудной клетки достигает 16 см, а спирометрия - 7500 куб. см и более, что почти в два раза больше нормы. При скоростном плавании поглощение кислорода может превышать даже 5 л в минуту. А ведь жизненная емкость легких - важнейший показатель здоровья человека.

Расход энергии при плавании в 3-4 раза больше, чем при ходьбе с той же скоростью. Энергетические траты пловца зависят не только от скорости, тренированности и т.п., но и от температуры воды в силу повышенной отдачи тепла организмом. Деятельность сердечно-сосудистой системы пловца находится по сравнению с занимающимися «наземными» видами спорта в более выгодных условиях. Большую роль в этом играет горизонтальное положение тела пловца, массирующее влияние обтекающей тело воды

Плавание имеет и общее оздоровительное значение, особенно при тренировках в открытых водоемах. Систематические занятия плаванием способствуют пропорциональному развитию мускулатуры, повышают функциональную способность органов дыхания и кровообращения, укрепляют неровную систему, улучшают обмен веществ, имеют действенный закаливающий эффект. Плавание является жизненно необходимым прикладным навыком, предохраняющим от гибели при несчастных случаях на воде.

Тяжелая атлетика - это вид спорта, в основе которого лежит выполнение упражнений в поднимании возможно больших тяжестей. В настоящее время соревнования проводятся по весовым категориям в рывке и толчке штанги, а также в сумме результатов в этих двух упражнениях.

При занятии тяжелой атлетикой совершенствуются в основном способности к проявлению максимальных по значению мышечных усилий групп мышц нижних конечностей, туловища и разгибателей рук. Техника выполнения основных упражнений, как и в скоростно-силовых видах, включает в свою структуру моменты проявления акцентированного мышечного усилия. В эти моменты происходит волевая концентрация и спортсмен стремится развить в движении максимум мощности.

Атлетическая гимнастика «атлетизм» - система упражнений с отягощениями. Атлетизм - это стремление к здоровому, физически сильному, гармоничному и красивому телу, к сохранению пропорциональных форм и молодой осанки на протяжении долгих лет жизни. В настоящее время атлетическая гимнастика является самостоятельным общедоступным видом спорта, которым последние годы активно занимаются и женщины. Атлетическая гимнастика позволяет существенно увеличить массу отдельных групп мышц, что приводит к росту их силы и силовой выносливости, к совершенствованию телосложения за счет коррекции размеров отдельных мышечных групп и рельефа мышц. Именно при занятиях атлетической гимнастикой осуществляется избирательное развитие отдельных групп мышц и даже отдельных мышц, подчеркивающих и определяющих форму каждой из частей тела.

Специалисты по атлетизму считают, что для обеспечения прогресса необходимо разумное сочетание тренировки с отягощениями с аэробными видами физической активности, связанными с усиленным потреблением кислорода (спортивные игры, медленный бег, скакалки, лыжи и т.п.). При этом важно, чтобы аэробная работа, независимо от ее вида, продолжалась не мене 25-30 мин при частоте пульса, которая вычисляется по формуле 220- возраст. Результативности атлетической гимнастики способствует правильно поставленное питание спортсмена, которое осуществляется с учетом, как индивидуальных особенностей, так и задач конкретного периода тренировки.

Комплекс соревновательных упражнений по атлетической гимнастике включает в себя упражнения с демонстрацией развития отдельных групп мышц и всей фигуры, а также упражнения силовой программы с тестированием основных групп мышц плечевого пояса, торса, ног. Это жим штанги, лежа на горизонтальной скамейке, приседание со штангой на плечах, становая («мертвая») тяга.

Гиревой спорт преимущественно развивает силу и силовую выносливость, то есть способность длительное время удерживать оптимальные характеристики движений. Вот почему этот вид спорта с его многократными и разнообразными подъемами непредельного веса более прикладен к профессиональной деятельности, требующей проявление силы, чем занятия тяжелой атлетикой (штангой), где тренировка направлена на одноразовые подъемы предельного веса. Гиревой спорт вполне доступен для всех желающих, поскольку не требует особых условий для занятий и дорогого оборудования, позволяет проводить тренировочные занятия как индивидуально, так и небольшими группами. Соревнования атлетов проводятся по весовым категориям (до 60 кг, до 70 кг, до 80 кг, до 90 кг, свыше 90 кг) с гирями 24 и 32 кг. Основными упражнениями гиревого двоеборья являются рывок (гиря одним непрерывным движением поднимается вверх на прямую руку) и толчок дух гирь двумя руками от плеча.

Основная особенность гиревого спорта - это продолжительность выполнения силового упражнения с отягощением постоянного веса. Например, высокими достижениями в толчке двумя руками считаются подъемы более 30 раз (32 кг) для атлетов весом 60 кг и более 155-160 раз для весовой категории свыше 90 кг. Это требует не только силы, но и незаурядной силовой выносливости. Наибольшие требования к проявлению скоростных способностей предъявляют спринтерские дистанции легкой атлетики (бег на 100, 200 м, барьерный бег на 100, 110 м), конькобежного спорта (500 м), велоспорта (ряд коротких дистанций на треке). От спортсменов, выступающих на этих дистанциях, требуется хорошая дистанция на старте, быстрота циклических движений на дистанции.

Занятия, особенно гимнастическими и акробатическими упражнениями, оказывают мощное стимулирующее воздействие на опорно-двигательный аппарат. Тренировочный эффект выражается в существенном увеличении подвижности в суставах при одновременном укреплении связочного аппарата, возрастании силовых возможностей мышц в динамических и статических нагрузках, повышении эластичности мышечных тканей. Все эти качества позволяют производить движения с большой амплитудой и высокой скоростью.

Для художественной гимнастики характерны особенно высокие требования к дифференцированию пространственно-временных и силовых показателей при действиях спортсменок со снарядами в условиях ограниченного визуального контроля. Большой акцент на увеличение амплитуды движений в художественной гимнастике выдвигает на первый план развитие такого качества, как гибкость, и снижает значимость силовой подготовки, в то время как в спортивной гимнастике и акробатике основные проблемы тренировки связаны с воспитанием силовых качеств. Надо отметить также присущую данной группе видов спорта эстетическую направленность.

Спортивные игры. Многообразие спортивных игр (футбол, хоккей, волейбол, ручной мяч, теннис и др.), различная степень сложности техники и правил соревнований, различные требования к затрате энергии и интенсивности мышечной деятельности создают предпосылки для занятий играми широким кругом молодежи.

Спортивное совершенствование в игровых дисциплинах способствует гармоничному воспитанию у занимающихся основных физических качеств - силы, выносливости, быстроты, гибкости и координационных способностей. Особенно ценной в прикладном отношении является возможность формирования у спортсменов таких психологических качеств, как успешное ориентирование в быстро изменяющейся обстановке, сохранение интеллектуальной работоспособности и эмоционального равновесия в условиях действия мощных помехообразующих факторов.

Командные спортивные игры особенно способствуют воспитанию таких положительных свойств и черт характера, как умение подчинять свои личные интересы интересам коллектива, как взаимопомощь, сознательная дисциплина и др. Таким образом, очевидны широкие воспитательные прикладные и оздоровительные возможности этих видов спорта.

Заключение

спорт тренировка плавание атлетика

Возможности различных видов спорта в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении общей работоспособности, психической устойчивости, наконец, в самоутверждении очень велики. При этом здоровье, т.е. такое состояние организма, которое обеспечивает полноценное выполнение всех жизненных функций, выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности.

Физическое развитие, которое тесно связано со здоровьем, - это процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др.)

Список использованной литеретуры

1. Артемьев, В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: учебное пособие / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с., ил.

2. Бочкарева, С.И. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: Учебно-методический комплекс / С.И. Бочкарева, О.П. Кокоулина, Н.Е. Копылова, Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 315 с.

3. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания / Я.С. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 1986. - 240 с., ил.

4. Виленский, М.Я. Физическая культура для студентов: Учебник для вузов / М.Я. Виленский, А.И. Зайцев, В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2001. - 446 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Механизмы оздоровительного действия физических упражнений на организм человека. Адаптационные реакции человека. Проведение занятий с женщинами. Занятия спортивной гимнастикой с девочками. Занятие гимнастикой в среднем и старшем школьном возрасте.

    реферат , добавлен 02.02.2014

    Строение и механизм работы мышц. Оценка общей и специальной физической подготовки спортсменов. Основные принципы и методы развития силы. Пример недельного цикла тренировки на развитие силовой выносливости. Особенности техники применяемых упражнений.

    реферат , добавлен 14.09.2012

    Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих отдельные физические качества. Виды спорта, развивающие выносливость, силу и скоростно-силовые качества, быстроту, координацию движений (ловкость). Нетрадиционные системы физических упражнений.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2012

    Механизм влияния физических упражнений на дыхательную систему. Сравнительный анализ показателей работы легких занимающегося физкультурными упражнениями и практически здорового человека. Дыхательная мускулатура во время занятий циклическими видами спорта.

    контрольная работа , добавлен 12.05.2009

    Быстрота как физическое качество человека, формы ее проявления. Целенаправленные воздействия и занятия разными видами спорта, которые оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей человека. Комплекс упражнений для развития быстроты.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2015

    Применение силовых упражнений в физической подготовке юных спортсменов. Влияние спорта на физическое развитие учащихся. Использование силовых упражнений в системе физического воспитания школьников. Особенности психоэмоциональной сферы подростков.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2012

    Физическая культура как неотъемлемая часть культуры общества и каждого человека в отдельности. Выражение воздействия физических упражнений на организм человека в ряде общебиологических эффектов. Спосбы восстановления после физических упражнений.

    реферат , добавлен 05.10.2010

    Сердечнососудистая система, работа системы кровообращения. Методы развития силы, виды спорта, развивающие силу. Методы развития выносливости, виды спорта, ее развивающие. Роль белков, жиров, углеводов в организме. Классификация физических упражнений.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2010

    Гимнастика как основа физических упражнений и формирования их традиционных систем. Основа физической тренировки в фитнесе. Калланетика как система упражнений, направленная на увеличение активности глубоких мышечных групп. Выполнение упражнений ушу.

    реферат , добавлен 15.04.2016

    Системы физических упражнений: аэробика, шейпинг, экстремальные виды спорта. Аэробные упражнения и потребность в кислороде в течение продолжительного времени. Шейпинг как технология индивидуального совершенствования. Распределение энергии в организме.

Введение

Спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения нормы, ее присущие. Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнить и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификацией состава действий (вес снаряда, соперника и т. д.), условий из выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам. Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

Вид спорта -- совокупность видов спортивных соревнований, объединённых по признакам схожести правил, одной спортивной федерации и т. п.

Развитие спорта во всём мире привело к возникновению и развитию множества отдельных видов спорта, которых в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения соревновательной борьбы и правилами соревнований. Все виды физической деятельности подразделяются по интенсивности нагрузок на очень высокие, высокие, средней и низкой интенсивности. Это соответствует уровню спортивной квалификации спортсменов экстра-класса (олимпийских чемпионов и чемпионов мира), мастеров спорта международного класса, мастеров спорта, разрядников, лиц, занимающихся физической культурой, не занимающихся физической культурой и занимающихся лечебной физкультурой с целью реабилитации тех или иных функций при помощи заданной двигательной активности. Естественно, что и требования к этим лицам, их подготовленность, питание и фармакологическое обеспечение будут совершенно различными. Однако, все они имеют пределы своих возможностей, которые ограничивают физическую работоспособность человека.

Следует иметь в виду, что эти факторы, лимитирующие работоспособность, зависят от вида физической деятельности, которая может быть подразделена в соответствии с классификациями видов спорта на пять основных групп:

1. Циклические виды спорта

2. Скоростно-силовые

3. Единоборства

4. Игровые виды спорта

5. Сложно-координационные

Циклические виды спорта

Циклические виды спорта с преимущественным проявлением выносливости (бег, плавание, лыжные гонки, конькобежный спорт, все виды гребли, велосипедный спорт и другие), когда одно и то же движение повторяется многократно, расходуется большое количество энергии, а сама работа выполняется, с высокой и очень высокой интенсивностью. Эти виды спорта требуют поддержки метаболизма, специализированного питания, особенно при марафонских дистанциях, когда происходит переключение энергетических источников с углеводных (макроэргК циклическим видам спорта относятся бег, спортивная ходьба, плавание, велосипедный спорт, гребля, лыжные гонки, конькобежный спорт. Несмотря на определенные различия в биомеханике, данные виды имеют общие характеристики энергетики мышечных нагрузок. Принципиально можно выделить спринтерские виды спорта, в которых время, затрачиваемое на преодоление дистанции, не превышает 3 мин, и стайерские виды спорта, в которых продолжительность периода нагрузки может достигать многих часов. В первом случае энергетические затраты покрываются в основном за счет анаэробного окисления углеводов, во втором случае -- за счет аэробного расщепления углеводов и жиров.

Спринтерам необходимо обеспечение максимальной мощности физической работы в течение относительно короткого периода времени, нагрузки имеют скоростно-силовой характер. Требуются высокая скорость реакции и умение мобилизовать все силы, выложиться за короткое время. Поэтому рацион спринтеров должен включать значительные количества полноценного белка (2,4-2,5 г на 1 кг массы тела) для поддержания и восстановления силы мышц и углеводов (9-10 г на 1 кг массы тела) для обеспечения высокого содержания гликогена в мышцах. При этом норма поступления в организм углеводов должна покрываться главным образом за счет использования овсяной крупы и хлопьев, гречневой каши, картофеля, овощей и фруктов, а не за счет рафинированных продуктов (белого хлеба, сахара и т.п.) Количество жиров может варьироваться в зависимости от целей спортивной подготовки от 1,5 до 1,8 г на 1 кг массы тела. Рекомендации повышать потребление жиров до 2,5-2,7 г на 1 кг массы тела я считаю необоснованными, так как накапливать жиры спринтерам совершенно ни к чему. Общая калорийность рациона должна определяться из расчета 65-70 ккал на 1 кг массы тела.

Рацион должен быть богат продуктами, содержащими фосфор (мясом, рыбой, сыром, зерновыми), но одновременно, чтобы не нарушалось всасывание кальция, должно быть соответственно увеличено потребление продуктов, содержащих это минеральное вещество (молока, молочных продуктов). Также следует потреблять больше железа (25-40 мг в сутки), магния (до 700 мг в сутки) и других минеральных веществ. Необходимо обеспечить высокое содержание в рационе витаминов С, А, Е, группы В. Из ППБЦ и БАД можно рекомендовать креатин, углеводно-минеральные напитки, энергетические плитки, витаминно-минеральные комплексы.

Стайерам также необходимо достаточное количество белка, которое, по данным разных авторов, должно составлять от 2,0 до 2,8 г на 1 кг массы тела. Однако с учетом длительных аэробных нагрузок, которые обеспечиваются энергией за счет окисления углеводов и жиров, содержание этих пищевых веществ в рационе должно быть повышено и составлять соответственно 10-11,5 г и 2,0-2,1 г на 1 кг массы тела. Общая калорийность дневного рациона определяется из расчета 70-75 ккал на 1 кг массы тела. Из белковых продуктов рекомендуются нежирные молочные продукты, постное мясо, рыба, птица; из углеводистых продуктов -- каши, овощи, фрукты, хлеб из муки грубого помола, макароны. Жиры не только выполняют важную энергетическую функцию, но и необходимы для обеспечения нормальной работы суставов, которые испытывают очень большие нагрузки. Ненасыщенные жиры должны составлять не менее одной трети общего количества жиров. Так же как и спринтерам, стайерам требуется повышенное потребление витаминов С, РР, А, Е, группы В и минеральных веществ. В связи со значительными потерями жидкости очень большое значение приобретает соблюдение правильного питьевого режима. Объем пищи должен быть небольшим, поэтому можно употреблять ППБЦ белковой и энергетической направленности, витаминно-минеральные комплексы.

Отдельно следует сказать о марафонцах и спортсменах, преодолевающих сверхдлинные дистанции в лыжном спорте, беге, ходьбе, велоспорте. В таких случаях происходит огромный расход энергии, который может достигать 10000 ккал и более в сутки. Для его компенсации требуется адекватное потребление углеводов и жиров -- 11-14 г и 2,1-2,3 г на 1 кг массы тела соответственно. Необходимо повышенное потребление белков -- 2,4-2,9 г на 1 кг массы тела. При таких длительных нагрузках происходит значительное обезвоживание организма, с потом теряются минеральные вещества и водорастворимые витамины. Следовательно, требуется постоянное восстановление запасов жидкости и этих важных веществ.

Соответственно пища должна быть высококалорийной, но при этом объем ее должен быть небольшим. Поэтому лучше питаться относительно часто, оптимально -- 5 раз в день. Желательно исключить из рациона жирные, острые, соленые, жареные мясные блюда, копчености, чтобы уменьшить нагрузку на печень, которая и без того высока при длительных нагрузках. Очень хороши нежирный творог, овсяная каша с различными наполнителями. Особенно полезны курага, урюк, изюм, содержащие большие количества калия, необходимого для работы мышцы сердца. Можно рекомендовать мед с различными орехами, черную смородину, красный сладкий перец, детское молочное питание. Полезны белковые, белково-минеральные, белково-углеводные ППБЦ, но подбор их должен осуществляться строго индивидуально. Необходимо использовать витаминно-минеральные комплексы. Можно попробовать принимать креатин. Рацион каждого спортсмена должен составляться на базе основных законов рационального питания, с учетом конкретного вида спорта, этапа подготовки, характера тренировочных и соревновательных нагрузок и, что очень важно, индивидуальных особенностей. Необходимо учитывать как полезные, так и отрицательные свойства продуктов и пищевых веществ, разумно экспериментировать с питанием, не отказываясь ни от чего, что дает положительные результаты. Контроль гормональной системы этих видов обмена веществ имеет существенное значение как в прогнозировании, так и в коррекции работоспособности фармакологическими препаратами.

С давних пор плавание имеет большое значение в жизни людей. До сих пор сотни людей ежегодно тонут из-за того, что не умеют плавать. Поэтому плаванию следует уделять больше внимания. Целесообразно повсеместно ввести обязательные занятия по плаванию. Каждый ребенок должен заканчивать школу, умея плавать, а также по возможности владея приемами спасания на воде. Это придает человеку уверенность, и он может при определенных обстоятельствах оказать помощь тонущему. Оздоровительное значение плавания состоит в возбуждающем воздействии воды на тело и в благоприятном функциональном влиянии плавательных движений. Плавание укрепляет организм, формирует тело и правильную осанку. Благодаря пребыванию в воде на тело воздействует раздражение холодом.

Кроме того, имеет значение тот факт, что находящееся в воде тело подвергается сильному давлению, а также что при плавании все части тела вовлекаются в движение. Человеческий организм реагирует на эти воздействия повышением обмена веществ и активизацией сердечнососудистой деятельности: результатом этого являются экономизация сердечнососудистой системы и повышенная степень закаленности.

Вследствие усиленно протекающих обменных процессов повышается потребность в кислороде, благодаря чему в сочетании с воздействием водного давления улучшается дыхание и повышается жизненная емкость легких. При этом положительным фактором является и то, что воздух над поверхностью воды почти не содержит пыли.

Благодаря горизонтальному положению при плавании и продвижению вперед опорный аппарат тела выпрямлен и разгружен. Мышцы позвоночного столба повышают его подвижность, и благодаря участию большого количества мышечных групп плавание становится одновременно действенным средством для укрепления двигательного аппарата и для предотвращения или исправления дефектов осанки.

Спортивное плавание включает четыре вида:

* вольный стиль (кроль),

* плавание на спине,

* баттерфляй (дельфин).

Дистанция для соревнований от 100 до 1500 м.

text_fields

text_fields

arrow_upward

Одними из наиболее древних видов спорта являются легкая атлетика и конный спорт. Со временем образовалось большое число новых видов спорта. Их появление происходит в результате модификации ранее сло­жившихся видов, взаимного влияния, научно-технического прогресса. Так возникли в свое время художественная гимнастика, спортивная акробати­ка, лыжный фристайл (свободный стиль), сноуборд, керлинг, конькобеж­ный шорт-трек, синхронное плавание, парашютный спорт, дельтаплане­ризм, спортивный виндсерфинг, триатлон и многие другие.

Виды спорта можно классифицировать по ряду признаков:

  1. По месту в международном спортивном движении различают олимпийские (включенные в программу Олимпийских игр) и неолимпий­ские виды спорта; общепризнанные, культивируемые во многих странах, и национальные, которые популярны в отдельных странах и регионах. На­пример, в России издавна занимались городошным спортом, на Кавказе — разными видами борьбы, у северных народов — гонками на собачьих уп­ряжках и оленях. В США спорт №1 — американский футбол, правила кото­рого сложились в 1880 г. В Великобритании и Австралии большое распро­странение получил гольф.
  2. По структуре движений виды спорта подразделяются на две груп­пы: циклические, где движения повторяются, и ациклические, К первой группе относятся спортивная ходьба, бег, велоспорт, плавание, гребной спорт, конькобежный спорт, лыжные гонки. Ко второй группе относятся гимнастика, борьба, бокс, фехтование, тяжелая атлетика, фигурное ката­ние, футбол, баскетбол, теннис и др.
  3. По интенсивности двигательной деятельности выделяют высоко­интенсивные виды спорта, результаты в которых зависят от непосредст­венного проявления физических качеств человека (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости) и владения спортивной техникой; техни­ческие виды (авто- и мотоспорт, водномоторный, самолетный, планерный, парусный спорт и т. д.); технико-конструкторские виды (авто-, авиа-, судомодельный спорт); стрелковые виды (стрельба из огнестрельного и пневматического оружия, из лука); абстрактно-игровые виды (шахматы, шашки), которые к видам спорта относят только из-за наличия в них эле­мента соревновательности. Наибольшее воздействие на организм оказы­вают занятия высокоинтенсивными видами спорта.

Виды спорта развивающие выносливость

text_fields

text_fields

arrow_upward

К видам спорта, развивающим выносливость, относятся все цикли­ческие виды спорта, в которых физическая нагрузка длится сравнительно долгое время.

  • спортивная ходьба;
  • бег на средние (800, 1500 м) и длинные (5000, 10000 м) дистанции, марафонский бег (42 км 195 м);
  • шос­сейные велогонки и гонки на треке, велокросс;
  • плавание на дистанциях 200, 400, 1500 м;
  • гребля на академических лодках, байдарках и каноэ;
  • лыжные гонки и биатлон;
  • бег на коньках на дистанциях 5000 и 10000 м;
  • спортивное ориентирование;
  • триатлон.

Последний состоит из плавания на 3,8 км, велогонки на 180 км, марафонского бега и предъявляет чрезвычай­но высокие требования к спортсменам. Вследствие этого участников со­ревнований по триатлону называют «железными» людьми.

Самая главная особенность данных видов спорта состоит в том, что по сравнению с другими они в наибольшей степени способствуют укреп­лению здоровья. Именно длительные циклические упражнения, выполняе­мые с относительно невысокой интенсивностью, рекомендуются

Всемир­ной организацией здравоохранения (ВОЗ) для использования в оздорови­тельных целях. Связано это, в первую очередь, с укреплением сердечно­сосудистой и дыхательной систем, повышением экономичности работы мышц, нормализацией массы тела.

Занятия видами спорта на выносливость формируют такие жизненно важные волевые качества, как настойчивость и упорство. Они также имеют прикладное значение, так как само качество выносливость и полученные в процессе её развития двигательные умения и навыки (плавание, передви­жение на лыжах и т.п.) лежат в основе успешного выполнения многих тру­довых операций.

Необходимо отметить, что шансы добиться высоких спор­тивных результатов в случае начала интенсивных тренировок в период обучения в вузе имеют студенты, выбравшие именно виды спорта, пре­имущественно развивающие выносливость. Возраст наибольших достиже­ний в этих видах находится в пределах 22-27 лет.

Виды спорта развивающие силу и скоростно-силовые способности

text_fields

text_fields

arrow_upward

Считается, что самые сильные люди — это выдающиеся спортсмены- тяжелоатлеты. Кроме тяжелой атлетики группа силовых видов спорта включает атлетическую гимнастику, силовое троеборье, гиревой спорт и различные национальные виды силовыхмногоборий.

Соревнования по тяжелой атлетике проводятся в рывке и толчке штанги. Участники выступают в своих весовых категориях. Атлетическая гимнастика или атлетизм носит также название «культуризм» и «бодибил­динг», означающий «строительство тела». На соревнованиях по атлетизму демонстрируются обязательные позиции и вольная программа, оценивает­ся степень развития и пропорциональность мускулатуры. Тяжелой атлети­кой и атлетической гимнастикой занимаются как мужчины, так и женщи­ны.

Основная особенность гиревого спорта — это продолжительность вы­полнения силовых упражнений, что требует незаурядной силовой вынос­ливости. Так, высококлассные спортсмены в весовой категории до 60 кг поднимают в толчке двумя руками гири 32 кг более 30 раз.

В группу скоростно-силовых видов спорта входят легко­атлетические метания копья, диска, молота, толкание ядра, прыжки в длину и высоту, прыжки с шестом, тройной прыжок. Скоростно-силовые способности, наряду с другими физическими качествами, развиваются также при занятиях бегом и плаванием на короткие дистанции, спортив­ными единоборствами, спортивными играми.

Сила, проявляемая в процессе занятий видами спорта данной груп­пы, всегда ценилась как одно из самых главных и уважаемых в народе фи­зических качеств. Кроме того, посредством, например, атлетической гим­настики можно избирательно увеличить массу отдельных мышечных групп и совершенствовать телосложение. Вместе с тем необходимо учиты­вать, что при занятиях силовыми упражнениями возможны некоторые не­гативные явления, в частности, натуживание. Эти упражнения мало разви­ вают сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Таким образом, для повышения оздоровительного эффекта силовую трепиропку желательно дополнять длительными циклическими упражнениями.

Виды спорта развивающие быстроту

text_fields

text_fields

arrow_upward

Развитие быстроты происходит в процессе занятий спринтерскими дисциплинами разных видов спорта.

  • В легкой атлетике — это бег на корот­кие дистанции, т. е. на 100 и 200 м, 100 и 110 м с барьерами. Длинным спринтом считается бег на 400 м.
  • В конькобежном спорте — это бег на дис­танции 500 м,
  • в плавании — 100 м,
  • в велоспорте — гонки на треке.

Различные формы быстроты развивают спортивные единоборства, спортивные игры, легкоатлетические метания и прыжки.

Приступая к занятиям видами спорта, развивающими быстроту, сле­дует иметь в виду, что это физическое качество во многом обусловлено врожденными особенностями человека и по сравнению с другими качествами менее тренируемо. С другой стороны, двигательная одаренность в проявлениях быстроты сравнительно рано и легко обнаруживается и мо­жет указывать на перспективу достижения высоких спортивных результатов.

Важно также, что успешные занятия одними видами спорта, связан­ными с проявлениями конкретных форм быстроты, еще не означают таких же успехов в других видах. Например, боксер может быстро реагировать на действия соперника, но относительно медленно пробегать 100 м.

Виды спорта, развивающие быстроту, не являются эффективным средством укрепления здоровья. С их помощью трудно корректировать те­лосложение и поддерживать необходимую массу тела. Однако они имеют прикладное значение при подготовке к ряду профессий, требующих оперативного реагирования на изменяющуюся ситуацию.

Виды спорта развивающие ловкость

text_fields

text_fields

arrow_upward

К видам спорта, развивающим ловкость, или, другими словами, к сложнокоординированным видам спорта относятся спортивная и художе­ственная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, лыжный слалом и фристайл, фигурное ка­тание на коньках, водно-лыжный спорт, синхронное плавание, а также не­которые спортивные игры и легкоатлетические дисциплины.

Многие из сложнокоординированных видов спорта являются многоборьями. Например, спортивная гимнастика включает соревнования на снарядах (у мужчин — перекладина, параллельные брусья, конь, кольца; у женщин — бревно, разновысокие брусья), вольные упражнения и опорный прыжок. Воднолыжники соревнуются в слаломе, фигурном катании и прыжках с трамплина (у мужчин высотой 1,8 м; у женщин — 1,5 м).

Как правило виды спорта, развивающие ловкость, требуют также развития другого физического качества — гибкости. В первую очередь, это относится к гимнастике, акробатике, прыжкам в воду и на батуте. Гибкость развивают и другие виды спорта, такие, как плавание, особенно стилями брасс и дельфин, теннис, волейбол.

Развиваемая данными видами спорта координация движений очень важна для различных сторон жизнедеятельности. Некоординирован­ный человек часто попадает в самые нелепые ситуации и виден на фоне окружающих, что называется, невооруженным глазом.

Отрицательная черта видов спорта, развивающих ловкость — отсут­ствие существенного воздействия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и, следовательно, низкий оздоровительный эффект. В связи с этим их, как и силовые виды спорта, желательно дополнять длительными циклическими упражнениями.

Фундамент сложнокоординированных упражнений закладывается в детском возрасте, и из-за сложности и длительности их совершенствования не имеет смысла начинать углубленную специализацию в этих видах спор­та в студенческие годы.

Виды спорта комплексного воздействия

text_fields

text_fields

arrow_upward

Комплексное развитие физических качеств происходит при занятиях спортивными многоборьями. Разностороннее воздействие на занимаю­щихся в той или иной степени оказывают спортивные единоборства и спортивные игры.

К спортивным многоборьям относятся легкоатлетическое десятибо­рье (для мужчин) и семиборье (для женщин), современное пятиборье, лыжное двоеборье, многоборья по национальным видам спорта. Эти мно­гоборья имеют неизменное содержание и охватывают в отличие, например, от гимнастического или конькобежного многоборий разные спортивные дисциплины.

Легкоатлетическое десятиборье (декатлон) включает бег на 100, 400, 1500 м и 110 м с барьерами; прыжки в длину, в высоту и с шестом; мета­ние диска и копья, толкание ядра. Семиборье включает бег на 200, 800 м и 100 м с барьерами; прыжки в длину и в высоту; метание копья и толкание ядра. Современное пятиборье, называемое также офицерским многоборь­ем, объединяет фехтование, стрельбу из пистолета, конный конкур, плава­ние на 300 м и кросс на 3 км. Лыжное двоеборье состоит из прыжков на лыжах с трамплина и лыжной гонки. В северное многоборье входят прыж­ки через нарты, метание топорика, набрасывание аркана на шест, бег по пересеченной местности с палкой. Результат в многоборьях определяется по сумме очков, рассчитываемой с помощью специальных таблиц.

В группу спортивных единоборств входят борьба (классическая или греко-римская, вольная, дзю-до, самбо, сумо и др.), бокс, кикбоксинг, вос­точные единоборства, фехтование (на шпагах, саблях, рапирах). Для этих видов спорта характерно непосредственное контактное противодействие соперников.

Спортивные игры делятся на командные и индивидуальные. К ко­мандным играм относятся баскетбол, волейбол, регби, хоккей с шайбой и с мячом, водное поло; к индивидуальным — теннис, настольный теннис, бад­минтон. В теннисе и бадминтоне соревнования проводятся как в одиноч­ном, так и в парном разрядах.

Занятия видами спорта комплексного воздействия, особенно многоборьями, приводят к развитию у спортсменов всех физических качеств и формированию разнообразных двигательных навыков. Человек, умеющий выполнять многочисленные движения, обладает так называемым двигателъным опытом. Он способен легко овладевать новыми двигательными действиями, что важно не только в спорте, но и в повседневной жизни, а также в профессиональной деятельности. У многоборцев, как правило, пропорционально развита мускулатура, и они гармонично сложены. В то же время надо иметь в виду, что рассчитывать на определенный успех в многоборьях в случае начала занятий ими в студенческом возрасте можно лишь при наличии предварительной подготовки хотя бы в одной или не­скольких составляющих спортивных дисциплинах.

Основное прикладное значение единоборств — это владение прие­мами самозащиты. Единоборства воспитывают такие волевые качества, как смелость и решительность. В настоящее время популярность этих ви­дов спорта резко возросла.

Спортивные игры, кроме всего прочего, могут решать оздоровитель­ные задачи и являются средством активного отдыха. Относительно ббльшим оздоровительным эффектом обладают футбол и хоккей, меньшим — настольный теннис и волейбол. Для игроков характерны инициативность и самостоятельность.

Общая классификация систем физических упражнений

text_fields

text_fields

arrow_upward

Система физических упражнений — это специально подобранные уп­ражнения, способы и условия их выполнения, направленные на комплекс­ное или избирательное воздействие на физическое и психическое состоя­ние человека. В некоторых случаях системы физических упражнений по­лучили развитие как самостоятельные виды спорта. Отдельные из них предполагают не только физическое, но и духовное совершенствование.

Различные системы физических упражнений сложились еще в древ­нем мире и в средние века. Наиболее известны из них спартанская и афинская системы, которые были распространены в Древней Греции, и система подготовки рыцарей. Точнее их следовало бы назвать системами физического воспитания, поскольку они охватывали многие стороны жиз­ни людей.

Основу спартанской системы составляло военно-физическое воспи­тание. Молодые спартанцы с 7 лет находились в государственных воспита­тельных учреждениях и занимались там в основном физическими упраж­нениями: метанием копья и диска, бегом, борьбой, прыжками, а также во­енными играми и охотой на диких зверей. С 18 лет юноши зачислялись в отряды эфебов, где продолжалась физическая и военная подготовка. Де­вушки также были обязаны заниматься физическими упражнениями.

Афинская система давала более разностороннее развитие. С 7 до 12- 14 лет юноши посещали мусическую, а затем гимнастическую школу, на­зываемую палестрой. Греческая гимнастика состояла из трех разделов: палестрики, орхестрики и игр. В палестрику входили бег, прыжки, метания, борьба, панкратион, плавание, верховая езда и другие упражнения. Орхестрика состояла в основном из танцевальных упражнений под музыку. Иг­ры включали упражнения с палкой, колесом, мячом. На девушек физиче­ское воспитание не распространялось.

Система физической подготовки средневековых рыцарей носила су­губо военно-прикладной характер. Для проверки подготовленности прово­дились рыцарские турниры в виде одиночных и массовых сражений.

В начале и середине XIX в. в Европе получили известность немец­кая, шведская, французская, а в славянских странах — сокольская гимна­стические системы. В них использовались как собственно гимнастические, так и другие упражнения, в частности, бег, прыжки, приемы защиты и на­падения, плавание и ныряние, вольтижировка, стрельба и т. п. Во второй половине XIX в. в России П. Ф. Лесгафтом было создано учение о физиче­ском образовании, суть которого составляла система обучения движениям.

Системы физических упражнений, распространенные в настоящее время, можно подразделить на две группы:

  • пришедшие к нам из глубины веков — это в основном восточные системы, и
  • разработанные в последние годы — современные системы.

К восточным системам относятся йога, у-шу, карате; в качестве составной части физические упражнения входят в аюрведу, системы Ниши, рэйки и др. К современным системам относятся атлетическая гимнастика, аэробика, фитнесс, шейпинг, стретчинг, калланетика, лечебно-оздоровительные системы А. А. Левшинова, А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, Г. С. Шаталовой, М. С. Норбекова. Отдельные из них, такие, как стретчинг и калланетика, являются, строго говоря, не системами, а лишь специальными комплексами физических упражнений.

Систем физических упражнений

Основных групп видов спорта и современных

Краткая психофизическая характеристика

В спортивной педагогике имеются различные подходы к группированию видов спорта по их воздействию на организм человека, на развитие и формирование психофизических качеств. Такое группирование, конечно, весьма условно, так как ни один вид спорта, ни одна система физических упражнений не воздействует на человека однопланово, не развивает какое-либо одно физическое качество в «чистом» виде. Однако подобные группировки позволяют объединить различные виды спорта, системы физических упражнений по их ведущему признаку и дать им единую развернутую характеристику, необходимую при индивидуальном выборе вида спорта или системы физических упражнений. Кроме того, такая условная группировка дает возможность читателю лучше ориентироваться в предложенных характеристиках отдельных видов спорта и систем физических упражнений.

Проблема акцентированного воспитания и совершенствования основных физических качеств - выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости - менее сложна на начальных этапах систематических занятий физическими упражнениями, так как в этот период у новичков, как правило, одновременно улучшаются все эти качества. Не случайно на этой стадии подготовки наибольший эффект дает комплексный метод тренировки, т.е. общефизическая/подготовка (см. гл. 5, разд. 5.6). Однако по мере повышения тренированности в каком-либо отдельном физическом качестве, с постепенным повышением спортивной квалификации от новичка до спортсмена-разрядника величина взаимного положительного эффекта («переноса») постепенно уменьшается. При высоком уровне подготовленности развитие одного физического качества начинает тормозить развитие другого.

Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость. Воспитание выносливости в процессе спортивной тренировки - одно из действенных средств достижения высокой работоспособности, которая основана на устойчивости центральной нервной системы и ряда функциональных систем организма к утомлению.

Физиологические механизмы этого процесса весьма сложны. Высокая работоспособность обеспечивается благодаря разнообразным сдвигам в организме приспособительного (адаптивного) характера, происходящим под влиянием регулярной тренировки: морфологическому и функциональному развитию мышцы сердца, повышению эластичности стенок кровеносных сосудов, увеличению запаса энергетически богатых веществ в мышцах и внутренних органах, высокой эффективности и устойчивости работы нервной системы. К видам спорта, акцентированно развивающим общую выносливость, можно отнести все циклические виды спорта, в которых физическая нагрузка продолжается сравнительно долгое время на фоне преимущественного повышения аэробного (кислородного) обмена в организме человека: спортивная ходьба, бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции, велосипедный спорт (шоссейные гонки, кросс, группа классических дистанций на треке), лыжные гонки и биатлон, плавание, большая часть дистанций в конькобежном спорте, спортивное ориентирование, триатлон.


Высокий уровень общей выносливости - одно из главных свидетельств отличного здоровья человека. С помощью регулярных занятий видами спорта, развивающими общую выносливость, можно в значительной мере улучшить отдельные показатели физического развития: увеличить экскурсию грудной клетки и жизненную емкость легких, значительно уменьшить жировую прослойку, т.е. лишняя масса тела. Такие занятия позволяют практически здоровому человеку, но с пониженными функциональными возможностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем повысить общую работоспособность, противостоять утомлению.

Различают несколько видов утомления: умственное, сенсорное (связанное с преимущественной нагрузкой на органы чувств), эмоциональное, физическое, при которых и механизм утомления, и проявление так называемой специальной выносливости будут иметь свои отличия. Однако именно общая выносливость определяет возможности проявления специальной выносливости не только в специфических спортивных, но и в любых трудовых действиях.

Так, военными специалистами было установлено, что наиболее высокой и устойчивой скоростью работы на радиотелеграфных аппаратах (мелкое быстрое движение пальцев рук) обладали лица с развитой общей выносливостью (в данном случае - способность к длительному бегу).

Выносливость важна при подготовке человека к длительному и полноценному труду в любой профессиональной группе. Все жизненно необходимые умения и навыки - быстрое и экономичное пешее передвижение и ходьба на лыжах по пересеченной местности, плавание - осваиваются на занятиях циклическими видами спорта, развивающими общую выносливость.

Таким образом, виды спорта, развивающие общую выносливость, считаются прикладными ко всем профессиональным видам труда. Занятия этими видами спорта, проводимые с низкой интенсивностью (пульс до 130 удар/мин), но сравнительно длительное время, - прекрасное средство активного отдыха, восстановления работоспособности.

Если и есть отдельные случаи достижения спортивных высот молодыми людьми, начавшими регулярную систематическую и упорную тренировку в студенческом возрасте, то большая часть этих случаев относится к видам спорта, развивающим преимущественно общую выносливость. Оптимальные возможности к достижению наивысших спортивных результатов в этих видах спорта находятся в пределах 22-27 лет. :

Однако, приступая к тренировкам в этих видах спорта, надо сразу же настроиться на большую и тяжелую работу, связанную с воспитанием способности волевого противостояния утомлению (терпения) не только в ходе соревновательной, но и в тренировочной деятельности.

Характеристика, видов спорта, преимущественно развивающих силу и скоростно -силовые качества. Выдающийся спортсмен, Олимпийский чемпион, писатель Ю.В. Власов говорил: «В каждом человеке есть материал для того, чтобы воспитать в себе силу. В сильном же от природы человеке есть задатки того, чтобы стать самым сильным. Но воля определяет силу».

Между тем в различных видах спорта, в жизненных ситуациях сила может проявиться по-разному, в сочетаниях с другими физическими качествами. Вот поэтому об отдельных проявлениях силовых качеств говорят: абсолютная сила, относительная сила, силовая выносливость, скоростно-силовые качества. За каждым из этих качеств стоят определенные виды спорта, различные методы развития силовых качеств, разные цели в достижении спортивных, трудовых и жизненных задач.

Тяжелая атлетика - это вид спорта, в котором упражнения выполняются с максимальным мышечным напряжением при поднимании возможно больших тяжестей (в соответствующей весовой категории и в соответствующем упражнении - в рывке и толчке). Для этого применяются динамические и изометрические тренировочные упражнения со значительными мышечными напряжениями (см. гл. 5, разд. 5.4).

На занятиях тяжелой атлетикой совершенствуются в основном способности к максимальным мышечным усилиям групп мышц нижних конечностей, туловища и разгибателей рук. Успеха добиваются атлеты, умеющие регулировать степень возбуждения нервной системы, добиваться согласованной работы различных групп мышц на фоне максимальных мышечных и психических напряжений. При поднимании значительного веса и возникающем при этом натуживании резко возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую систему из-за быстрого и резкого колебания кровенаполнения сердца и сосудов. При неправильной организации тренировки у тяжелоатлетов могут возникать отклонения в состоянии системы кровообращения.

Во многих видах современной трудовой деятельности решающее значение имеет развитие относительной силы мышц. Вот почему гиревой спорт с его многократными и разнообразными подъемами непредельного веса (гири 24 и 32 кг) больше соответствует бытовой и профессиональной деятельности, требующей проявления силы, чем занятия тяжелой атлетикой (штанга), где тренировка направлена на одноразовый подъем предельного веса. Основная особенность гиревого спорта - это продолжительность выполнения силового упражнения, требующего незаурядной силовой выносливости. Так, например, высокими достижениями в толчке двумя руками считаются подъемы более 30 раз (гири 32 кг) для атлетов массой до 60 кг и более 155- 160 раз - для весовой категории свыше 90 кг. Поэтому в тренировочных планах гиревиков прочно обосновались упражнения на выносливость (пробежки в равномерном темпе до 15 км).

Атлетическая гимнастика - система упражнений с разнообразными отягощениями. Это самостоятельный общедоступный вид спорта, которым в последние годы активно занимаются и женщины.

Атлетическая гимнастика позволяет избирательно увеличивать массу отдельных групп мышц, что приводит к росту их силы и силовой выносливости, к совершенствованию телосложения. Следует отметить неодинаковый прирост массы мышечных групп у спортсменов разного типа телосложения (более подробно об этом см. гл. 5, разд. 5.4).

Возрастные особенности естественного становления силовых качеств человека позволяют добиваться высочайших спортивных результатов в силовых упражнениях в студенческом возрасте и даже после окончания высшего учебного заведения.

Особую группу составляют виды спорта, связанные с развитием скоростно-силовых качеств. Это легкоатлетические метания (копья, диска, молота), толкание ядра и прыжки. Особое место в подготовке спортсменов этой группы видов легкой атлетики имеет развитие силы и быстроты мышечного сокращения. Спортсмены, занимающиеся этими видами спорта, включают в свою подготовку большой объем упражнений со штангой и другими отягощениями для развития силы. Силовая подготовка - неотъемлемая часть тренировочного процесса и в целом ряде других видов спорта (хоккей, борьба), но там этот вид физических упражнений «растворяется» в комплексе других средств, приобретая не самостоятельное, а вспомогательное значение.

Характеристика видов спорта, развивающих преимущественно быстроту. Быстроту нельзя путать со скоростью передвижения (в

беге, на коньках). Кроме быстроты реакции двигательного действия, скорость передвижения определяют и силовая подготовленность, и рациональность (техника) двигательного упражнения.

Спортивная наука и практика неоднократно подтверждали, что " есди человек проявляет скоростные способности в одной спортивной дисциплине, то совсем не обязательно, что он проявит их в другой, ибо прямой непосредственный перенос быстроты движений происходит лишь в координационно сходных движениях. Высокие требования к быстроте реакции, быстроте циклических и ациклических движений предъявляются в некоторых дисциплинах легкой атлетики (бег 100, 200 м, 100 и 110м с барьерами) в конькобежном спорте (бег на 500 м), велоспорте (ряд коротких дистанций на треке), в фехтовании, боксе и других единоборствах, в целом ряде спортивных игр. Но в каждом случае быстрота имеет свою специфику.

Чтобы воспитать быстроту движений у студентов, требуются специально организованные занятия при подготовке к выполнению обязательных зачетных нормативов, например в беге на 100 м. Специально направленные занятия необходимы в связи с тем, что в студенческом возрасте уже прекращается естественное повышение быстроты и требуется специальная систематическая тренировка для совершенствования скоростных качеств в каждом виде спорта.

Физическое качество быстроты не имеет существенного значения в укреплении здоровья, коррекции телосложения. Однако воспитание быстроты - необходимый элемент в подготовке представителей целого ряда спортивных дисциплин.

Характеристика видев спорта, преимущественно развивающих координацию движений (ловкость). Ловкость определяет успешность овладения новыми спортивными и трудовыми движениями, проявление силы и выносливости. Хорошая координация движений способствует обучению профессиональным умениям и навыкам. Поэтому воспитанию ловкости должно уделяться время в плане общей физической и спортивной подготовки студентов. Это обеспечивается достаточным разнообразием и новизной доступных упражнений из различных видов спорта для создания у занимающихся запаса двигательных умений и совершенствования координационной способности.

Наибольший эффект в воспитании ловкости обеспечивают такие сложнокоординационные виды спорта, какими являются спортивная v акробатика, гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду, на батуте, прыжки на лыжах, слалом, фристайл, фигурное катание и спортивные игры.

Все эти виды (кроме спортивных игр) не оказывают значительного действия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, но предъявляют значительные требования к подготовке нервно-мышечного аппарата, к волевым качествам спортсменов.

Из-за сложности и длительности формирования координационных движений не имеет смысла начинать специализацию в этих видах спорта в студенческом возрасте, чтобы достичь высших спортивных результатов. Фундамент сложнокоординационных движений закладывается в детском возрасте и требует многолетней регулярной систематической тренировки".


Виды спорта, преимущественно развивающие быстроту. Из циклических видов спорта к ним относятся: лёгкая атлетика – спринтерские дистанции, барьерный бег; конькобежный спорт – спринт (500м); велоспорт – ряд коротких дистанций на треке. Здесь от спортсменов требуется хорошая реакция на старте, быстрота циклических движений на дистанции. Из ациклических видов спорта быстроту развивают занятия боксом, фехтованием, спортивными играми, единоборствами и ряд других.

В развитии быстроты большое значение имеет способность нервных центров быстро переходить от состояния возбуждения к торможению и наоборот. Виды спорта, основанные на качестве быстроты, относятся к зоне максимальной мощности. В пределах этой зоны может выполняться работа, требующая максимально быстрых движений – бег с максимальной скоростью совершается не более 20 секунд, плавание – не более 25 секунд, т.е. предельная длительность движений циклического типа не превышает 20-30 секунд. Потребление кислорода организмом незначительно, спортсмен либо вообще не дышит, либо делает лишь несколько коротких вдохов. К концу работы значительно увеличивается частота сердечных сокращений.

Тренировка в этих видах спорта может быть рекомендована здоровым молодым людям, но вряд ли может быть использована слабоподготовленными в оздоровительных целях.

Виды спорта, способствующие воспитанию ловкости и гибкости. В основном это сложнокоординационные виды спорта: акробатика, гимнастика, прыжки в воду и на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, фигурное катание, спортивные игры, где требуется хорошая координация движений.

В художественной гимнастике на первом плане стоит развитие гибкости, увеличение амплитуды движений и точности выполнения. Снижена значимость силовой подготовки. Этой группе видов спорта присуща эстетическая направленность. В спортивной гимнастике, кроме гибкости, внимание уделяется воспитанию силовых качеств.

Прыжки в воду и на батуте – повышенные требования к вестибулярному анализатору. Кроме того, прыжки в воду, фристайл дают хороший закаливающий эффект.

Прыжки на лыжах – сравнительно низкие затраты мышечной энергии и большие нервно-эмоциональные нагрузки, которые нередко приводят к снижению общей физической работоспособности.

Общий недостаток для этой группы видов спорта – ограниченность воздействия на сердечно-сосудистую и дыхательную систему, показатели которых у спортсменов не превышают средних показателей здоровых людей, не занимающихся спортом. Успехов обычно добиваются спортсмены ниже среднего и среднего роста.

В то же время, гимнастические упражнения различного характера широко используются в качестве подготовительных и даже специальных упражнений во многих видах спорта и систем физических упражнений.

Виды спорта, развивающие силу, относятся в основном к группе ациклических видов спорта, характерной особенностью которых является способность к проявлению силы: тяжёлая атлетика, гиревой спорт, атлетическая гимнастика, борьба и др.

Тяжёлая атлетика (т/а) – вид спорта, в основе которого лежит выполнение упражнений в поднимании возможно больших тяжестей. При занятиях т/а совершенствуются в основном способности к проявлению максимальных мышечных усилий групп нижних конечностей, туловища и разгибателей рук. Регулярные силовые упражнения приводят к повышению содержания белков в мышцах и увеличению мышечной массы. При поднимании значительного веса в связи с большим мышечным напряжением предъявляются высокие требования к сердечно-сосудистой системе из-за быстрого и резкого колебания кровенаполнения сердца и сосудов. При неправильной тренировке это может способствовать появлению у занимающихся отклонений в состоянии аппарата кровообращения. Поэтому в тренировочный процесс в оздоровительных целях необходимо включать определённый объём упражнений на выносливость (длительный бег, плавание и т.д.).

Атлетическая гимнастика (бодибилдинг) – система упражнений с отягощениями (гантели, резиновые жгуты, штанга, тренажёры), специфика которых заключается в наращивании путём специальных тренировок гармонично развитой, объёмной и рельефной мускулатуры с тончайшей проработкой отдельных мышц и мышечных пучков. Необходимо сочетать тренировки с отягощениями с аэробными видами физической активности (медленный бег, прыжки через скакалку, спортивные игры и др.). Результативности занятий способствует правильно поставленное питание атлета (больше белковой пищи, исключение жиров).

Гиревой спорт. Основные соревновательные упражнения – рывок (гиря одним движением поднимается вверх на прямую руку) и толчок 2-х гирь двумя руками от плеча. Особенностью гиревого спорта является продолжительность выполнения силового упражнения с отягощением постоянного веса. В отличие от штангистов, гиревики большое внимание уделяют ритму дыхания при выполнении упражнений. Поэтому в тренировку включают вспомогательные упражнения на выносливость.

Виды спорта, развивающие выносливость. Развитие общей выносливости необходимо представителям всех видов спорта, т.к. позволяет справляться с большим объёмом тренировочной работы. Общую выносливость развивают все циклические виды спорта: спортивная ходьба, бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции, биатлон и лыжные гонки, плавание и гребля, велоспорт (шоссейные гонки); ациклические виды – туризм, альпинизм, спортивное ориентирование и др. Продолжительность работы для развития выносливости от 3-5 минут до 30 минут и более.

Спортивные достижения в этих видах спорта основываются на достаточно объёмных тренировочных и соревновательных нагрузках. В результате тренировок повышается эластичность стенок кровеносных сосудов, увеличивается запас энергетически богатых веществ в мышцах и внутренних органах, эффективнее работает нервная система, воспитывается способность к саморегуляции эмоционального состояния в условиях стресса.

Спортивная ходьба – простейший естественный вид физической активности людей. Занятия спортивной ходьбой доступны людям любого возраста и с любой физической подготовленностью. Вовлекается в действие множество мышц. Хорошее средство избавления от лишнего веса. Большой оздоровительный эффект достигается при регулярных, правильно построенных занятиях, результатом которых является укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, связок, суставов, улучшение осанки и походки. Соревновательные дистанции – от 3 км до 50 км.

Бег на средние (800 – 1500 м), длинные (2 – 10 км) и сверхдлинные (20 км и более) дистанции. Бег интенсивнее, чем ходьба. Занятия бегом дают хороший закаливающий эффект, т.к. тренировки проводятся на свежем воздухе. В данном виде физических упражнений у занимающихся вырабатывается такое волевое качество как «умение терпеть», совершенствуется работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Лыжные гонки – способствуют улучшению деятельности всего мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Большой расход энергии (1500 ккал/час при быстром передвижении), значительно усиливается функция дыхания: увеличивается потребление кислорода, лёгочная вентиляция. Лыжники отличаются хорошей разносторонней физической подготовкой, пропорционально развитой мускулатурой с хорошими силовыми показателями. Соревновательные дистанции: у женщин – от 3 км до 20 км, у мужчин от 5 км до 50 км. Скорость бега зависит от длины дистанции, погодных условий, снежного покрова, техники лыжных ходов и др.

Плавание – имеет большое оздоровительное и прикладное значение. Дистанции: 400м, 800м и 1500м. Особенность – водная среда, горизонтальное положение тела. Всё это облегчает условия работы сердечно-сосудистой системы (по сравнению с «наземными» видами спорта). Вода оказывает массирующее действие на тело спортсмена. Расход энергии в 3-4 раза больше, чем при ходьбе с той же скоростью, т.к. повышена отдача тепла организмом. У пловцов хорошо развита дыхательная мускулатура, подвижность грудной клетки, т.к. выдох затруднён (в воду) и, кроме того, из-за давления воды и её сопротивления во время движения несколько сжата грудная клетка и живот пловца. Пловцы отличаются высоким ростом, хорошей силовой подготовленностью. Высоких результатов можно добиться и в юные годы.

Велосипедный спорт – включает соревнования на треке (до 30км), на шоссе (от 50км до 100км и более) и на местности (кросс – 10км – 50км), а также многодневные гонки на крупнейших соревнованиях (до 200км). Кросс требует высокой физической, волевой и особенно технической подготовки. Большая нагрузка приходится на мышцы ног, но хорошо развиты и мышцы спины, брюшного пресса, рук (кисти), которые укрепляются в результате статических нагрузок. Занятия вырабатывают смелость, хорошую реакцию, улучшается функция вестибулярного аппарата, чувство равновесия.

Езда на велосипеде – популярное оздоровительное средство. Способствует расширению сосудов, нормализует кровяное давление, снижает уровень холестерина в крови, затрачивается много калорий.

Конькобежный спорт имеет много общего с велосипедным спортом. На тренировках летом конькобежцы используют велосипед, а велосипедисты зимой коньки. Выносливость развивается на дистанциях 3000м (жен.), 5000м и 10000м (муж.). Для занятий характерны большие тренировочные нагрузки. Значительно повышается статическая выносливость мышц спины. Тренировки проводятся на свежем воздухе, зимой вырабатывается устойчивость к перепадам температуры.

Гребля спортивная – вовлекает в работу большинство крупных мышц. Хорошо развивается сердечно-сосудистая и дыхательная системы, ЖЁЛ достигает 6000-7000 мл, возрастает сила дыхательных мышц и амплитуда дыхательных движений, хороший закаливающий эффект. Тренировки направлены на развитие общей и специальной выносливости. Высоких результатов достигают обычно рослые спортсмены.

Виды спорта комплексного, разностороннего воздействия на организм занимающихся характеризуются многосторонним воздействием: развивается и совершенствуется целый комплекс психофизических качеств, двигательных умений и прикладных знаний (единоборства, спортивные игры, многоборья).

Для всех видов единоборств (бокс, борьба, фехтование) характерно непосредственное контактное противодействие спортсменов-соперников. Поединки требуют активного проявления волевых качеств, инициативности, самообладания. В процессе тренировок развиваются общая и специальная выносливость, силовые качества, улучшаются ориентировочные реакции. Сложное сочетание физических, спортивно-технических и психических требований к спортсмену требует длительной подготовки при совершенствовании спортивного мастерства.

Спортивные игры способствуют гармоничному воспитанию у занимающихся всех основных физических качеств, улучшаются функции вестибулярного аппарата, совершенствуется точность движений, воспитывается умение подчинить свои личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, сознательная дисциплина. Спортивные игры решают и оздоровительные задачи, являются средством активного отдыха.

Многоборья (лёгкоатлетические многоборья, современное пятиборье, триатлон и др.) отличаются более широким спектром воспитываемых у занимающихся психологических и физических качеств, двигательных умений и навыков по сравнению с другими видами спорта. Большие нагрузки испытывает нервная система (эмоциональные нагрузки в сочетании со значительными энерготратами), полное восстановление которой отсрочено иногда на несколько дней. Многоборья оказывают разностороннее воздействие, требуют хорошей психофизической подготовленности, прививают спортсменам навыки рационального расходования сил и времени на различные виды деятельности, воспитывают у них дисциплинированность, трудолюбие, настойчивость.

Нетрадиционные системы физических упражнений.

Система силовых упражнений (атлетическая гимнастика) – имеет как соревновательный вариант, так и оздоровительно-корригирующий.

Аэробика, ритмическая гимнастика – общедоступное и высокоэффективное средство оздоровления, повышения функциональных возможностей, коррекции физического развития и телосложения, пользуется большой популярностью среди женщин.

Шейпинг – сочетание ритмической и атлетической гимнастики, но силовым упражнениям отдаётся некоторое преимущество. Эта система направлена на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма, вместе с тем это и активный отдых.

«Стретчинг» - система специальных упражнений, направленных на растягивание мышц и повышение подвижности суставов, значительное улучшение гибкости. Применяется как восстановительное и разминочное средство. Медленное, спокойное выполнение упражнений способствует снятию нервно-эмоциональных напряжений, активному отдыху.

Наибольшей популярностью из восточных систем физических упражнений пользуются элементы из у-шу, йоги, каратэ, цигун, направленные на оздоровление и стабилизацию психического состояния. Но почти все восточные системы имеют ограниченное воздействие на организм человека и не дают занимающемуся разносторонней физической подготовки. Отдельные упражнения, элементы этих систем или сами системы, так же как и отдельные отечественные системы (дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой; комплекс специальных упражнений для глаз Э.С.Аветисова и др.) могут использоваться на специальном (медицинском) учебном отделении, а некоторые из них в целостном виде – в секционных и групповых занятиях с оздоровительной целью в свободное от учёбы время.



 

 

Это интересно: