→ Что такое спортивное ориентирование. Настояшим Туристам: Спортивное ориентирование Спорт ориентирование на местности

Что такое спортивное ориентирование. Настояшим Туристам: Спортивное ориентирование Спорт ориентирование на местности

Основные понятия в спортивном ориентировании
Чтобы хорошо ориентироваться на незнакомой местности , знать , где находишься , уметь выбрать лучший путь и пройти к намеченной цели , нужно регулярно упражняться с картой и компасом , тренировать зрительную память и наблюдательность . Рассмотрим основные "секреты ", помогающие быстро и уверенно передвигаться по незнакомой местности .

Условные знаки
Познание секретов ориентирования начинается с изучения и запоминания условных знаков . Для изображения местности , обозначения объектов ориентирования , характеристики условий видимости и передвижения на спортивных картах используется более 100 условных знаков . Чтобы "читать " карту , необходимо выучить условные знаки - азбуку карты . Знаки спортивных карт очень наглядны и в большинстве своем напоминают форму изображаемых ими предметов (вид сверху или сбоку ).

Спортивная карта -
хрестоматия для ориентирования , с ее помощью можно представить характер и особенности местности . Спортивная карта посредством условных знаков дает форму и контуры застроенных территорий , расположение отдельных строений , изгородей , навесов , кормушек , колодцев , мостиков и др . На карте нанесены все пути сообщения . Условные знаки дорог и троп показывают , где и в каком направлении они проходят , по каким из них можно выйти к намеченной цели , обойдя реки и овраги , затерянные в гуще леса . По карте можно определить рельеф , увидеть , где находятся лес, поляны , просеки , вырубки , озера , ручьи , но для этого нужно научиться "читать " карту , по совокупности условных знаков уметь создавать картину окружающей природы . Помимо точного взаимного расположения объектов спортивная карта позволяет определять расстояния . Для этого достаточно измерить его на карте зная масштаб карты .

Ориентирование карты
Оказавшись в незнакомой местности , прежде всего нужно сориентировать карту : её устанавливают так, чтобы линии север-юг на карте имели одинаковое направление со стрелкой компаса. Верх карты должен находиться в том же направлении , куда указывает северный конец стрелки компаса. После ориентирования карты все объекты, изображенные на ней, будут в полном соответствии с объектами местности . После этого можно приступать к "чтению" карты - сопоставлять местность с картой и карту с местностью.

"Чтение" карты
Умение быстро читать и правильно понимать карту - сложный технический навык. Читают карту только в сориентированном положении и только по ходу, т.е. в направлении движения. Движение "по большому пальцу" - большой палец левой руки, держащей карту, направлен по линии движения, а ноготь фиксирует местоположение ориентировщика в данный момент - существенно облегчает процесс чтения карты, особенно новичкам. При чтении карты все ориентиры подразделяют на точечные, линейные и площадные. К точечным относятся объекты, изображаемые внемасштабными условными знаками (камни, ямы, родники, группы деревьев и т.п.). У линейных ориентиров - дороги, тропы, просеки, канавы, границы леса и вырубок, овраги, промоины - протяженность превышает их ширину. Площадные ориентиры - пруд, озеро, поляны, вырубки, лес, большие холмы, долы, склоны. Точечные и линейные ориентиры воспринимаются проще, так как в большинстве своем требуют восприятия на плоскости. Рельеф местности невозможно воспринимать без развития объемно-пространственного мышления, он наиболее сложен при чтении карты.

Движение по цепочке ориентиров
Придерживаясь надежных и легко опознаваемых на местности ориентиров, можно пройти к намеченной цели. При таком способе передвижения нужна техника ориентирования: сличение карты с местностью, владение компасом и измерение расстояний. Основное требование такого движения - связь карты с местностью. Потеря ориентировки (точки своего местонахождения) может доставить много неприятных минут: придется найти новый надежный ориентир и "привязаться" к карте. Чтобы этого не случилось, реализуя путь по цепи ориентиров, необходимо постоянно следить по компасу за направлением линейных. В этом случае не будет ошибок и "соскальзываний" на неверный путь, который может быть отмечен на местности ориентирами, аналогичными и подобными выбранным для движения.

Выбор пути
Самая трудная, но в то же время и самая захватывающая проблема в ориентировании - выбор пути. Умение выбрать путь, цепочку опорных ориентиров - основной технический прием, которым следует овладеть, чтобы называться ориентировщиком. На выбор пути влияют многие субъективные и объективные факторы, но важнейшим является способность выделять и запоминать ориентиры-привязки, к которым относятся, как правило, крупные линейные и площадные ориентиры и особо выделяющиеся точечные. Ориентиры-привязки определяются по карте, и выход на них не требует больших физических затрат и высокоточной техники ориентирования. Ориентиры-привязки, расположенные поперек движения, называют тормозящими, вдоль выбранного пути и за целью движения - ограничивающими. Правильно выбранные ориентиры-привязки исключают частое обращение к карте при движении, сокращают продолжительность ее чтения, облегчают запоминание карты, обеспечивают быстрый контроль местонахождения, позволяют использовать "грубое" ориентирование без боязни ошибиться. По какому пути следует двигаться? Однозначного ответа дать невозможно, нельзя составить и полный перечень примеров для обучения. Он может быть прямым - по азимуту, обходным - по цепи ориентиров, или, как чаще бывает, комбинированным. Наикратчайший путь по прямой не всегда наилучший. Зачастую движение происходит обходным путем. При выборе пути действуют два противоположных фактора: надежность и время.
Место старта обозначено красным треугольником. Красная и синяя линии - варианты движения двух спортсменов. Кратчайший путь по расстоянию не всегда быстрый по времени.

"Секреты" ориентировщика.
1. Не превышать скорость передвижения. У каждого человека в зависимости от его физической и технической подготовки существует своя "критическая" скорость. При превышении ее быстро наступает утомляемость, пропадает четкость чтения карты, ухудшается техника ориентирования и даже теряется контроль за направлением движения.
2. Перед уходом с точки своего стояния нужно задать себе вопрос: "Что является ориентиром-привязкой у следующего КП?" и ответить на него - определить ориентир, от которого будет сделан выход на цель движения, и установить по карте путь к нему.
3. Если с первого захода не удалось попасть на КП, то не нужно метаться из стороны в сторону, необходимо внимательно осмотреть вокруг местность, уточнить легенду (пиктограмму) КП. Если есть уверенность, что "привязка" взята правильно, нужно повторить заход. Если была сделана ошибка, то необходимо выйти к новой привязке и сделать заход от нее.
4. Допустив ошибку и потеряв время, не нужно пытаться за счет ускорения процесса ориентирования наверстать упущенное время. Надо помнить о "критической" скорости.
5. При решении ориентировочных задач не нужно отвлекаться от спокойного и терпеливого размышления, неприслушиваться к советам прохожих, зрителей и соперников.
Десять шагов к успеху на дистанции /А.Глушко/
(Некоторые советы о порядке действий спортсмена на дистанции)
1. Сориентируй карту с помощью компаса или окружающих объектов, и определи своё местоположение.
2. Посмотри какой КП будешь брать, его номер и на каком ориентире стоит этот пункт.
3. Посмотри с какой точки (ориентира) удобней зайти на КП.
4. Выбери путь движения и наметь промежуточные привязки (ориентиры).
5. Постарайся всё это запомнить.
6. Теперь можно бежать через намеченные привязки до самого КП.
7. Увидев КП посмотри в какую клеточку на карточке будешь делать отметку, приготовь карточку к отметке заранее.
8. Посмотри в какую сторону будешь бежать дальше.
9. Непосредственно на КП проверь его номер и быстро сделай отметку в нужную клеточку на карточке участника.
10. Отойди от КП в нужном направлении.
11.Смотри пункт 1.
Не обращай внимания на соперников и посторонние КП.
Соперники могут ошибаться или хитрить, а забегая на все КП можно только потерять своё местонахождение.
Бежать старайся равномерно без резких ускорений и остановок.
Советы от Н.Довженко
Ни один из данных советов я не навязываю, если нравится - используй.
Вообще, каждый ориентировщик должен иметь свою систему тактико-технических навыков.
Компас и карту лучше носить в левой руке. Правая рука свободна для хватания за деревья на спусках, для отбивания веток и т.д.
Исключения составляют электронные карточки, их намного удобней носить в правой руке.
Компас должен постоянно находиться на карте.
Стрелка компаса должна, по возможности, находиться на меридиане или на параллельном обрезе карты, тогда даже малейшее отклонение сразу видно.
Если КП стоит на самом верху бугра, то не нужно особо ничего читать. Выбегаешь на самую высокую точку бугра и все.В горку лучше бежать не длинными шагами, так быстрее устаешь, а короткими, но частыми. После хорошей горки лучше пробежать 15-20 м полегче, не упираясь, чтобы "почувствовать в ногах легкость", а затем "валить" дальше.
Первое, что ты должен узнать о следующем КП, это его легенда. Отсюда - необходимо искать не КП, а ориентир на котором стоит КП. И вообще, чем больше ты знаешь о районе КП, тем легче (быстрее) его искать.
На очень «скользкие» КП (типа микроямка в зеленке, вдалеке от дорог), лучше заходить на невысокой скорости и по возможности иметь заднюю привязку.
Прогнозируй ситуации. Метод мышления должен быть не типа "че эта за канава, ага вот она", а "эге, правильно, канава!". Ты должен уже ждать ориентиры, то бишь, полностью контролировать свое передвижение.
Мелкие, несущественные ориентиры не нужно читать, выпускай их.

Чаще всего ошибаются либо в начале соревнования, как правило, из-за плохой сосредоточенности, либо в конце, из-за того, что темп бега настолько высок, что спортсмен уже не в состоянии думать. Другие причины заключаются в появлении бессознательного самодовольства, в недооценке задач и ослаблении сосредоточенности. Это бывает обычно после удачного прохождения нескольких участков трассы подряд. И, наконец, влияют соперники, особенно те, которые хотят "прицепиться". Здесь многое зависит от умения не обращать внимания на конкурентов.
Схема причин ошибок на дистанции:
Субъективные причины
1. Ошибки планирования:
а) отсутствие плана
б) плохой план:
-плохой вариант пути
-плохой способ ориентирования
2. Ошибки выполнения:
а) не выполнен технический прием
б) неточное выполнение приема
3. Остальные ошибки (усталость, влияние других участников и т. д.)
Объективные причины
1. Картографические ошибки:
а) неточная карта,
б) плохая читаемость,
в) ошибки в оформлении
2. Ошибки на дистанции, неточный или непригодный КП и т.д.
Различие между волей легкоатлетов, лыжников и волей ориентировщиков состоит еще и в том, что когда первые теряют надежду, настроение и желание "терпеть", то потеря во времени выражается всего в нескольких секундах или минутах. Когда же ориентировщик теряет волю, сосредоточенность, то растраты времени становятся огромными. Но при этом ориентировщик не знает, что "потеряли" его соперники, и, может быть, еще не все упущено, особенно в командной борьбе.
На вопрос: "О чем ты думаешь после хорошо "взятого" КП?" - следовали ответы: "Что следующее КП нужно "взять" также хорошо"; "Какой я молодец"; "Ни о чем не думаю". На вопрос: "О чем ты думаешь после того, как промазал на КП?" - следовали такие ответы: "О том, что следующее КП нужно "взять" хорошо"; "Какой я глупец"; "Ни о чем не думаю".
Какого спортсмена взять за эталон? Свои микропобеды и микронеудачи каждый воспринимает по-своему. Однако ясно, что во время прохождения дистанции нельзя предаваться переживаниям, безудержно ругать себя или благодушествовать. Вряд ли принесут пользу обиды в адрес начальника дистанции после неудачно пройденного этапа. Эмоции поддаются воспитанию и тренировке, как и физическая или техническая подготовленность. Свои нервы и волю нужно учиться подчинять цели достижения наивысшего спортивного результата в любой ситуации.

Ориентирование для начинающих (на английском, зато наглядно)

Ориентирование на местности — один из самых молодых видов спорта в нашей стране, который за последние годы завоевывает все большую популярность среди молодежи. В этом виде спорта работа с картой и компасом регламентируется очень малым временем, считанными минутами и секундами. Спортивное ориентирование — это стремительный, эмоциональный вид кросса по незнакомой местности, связанной с определенной физической нагрузкой, хитроумной тактикой и многочисленными техническими приемами. Обстановка соревнований в какой-то степени напоминает ситуацию, в которую попадает разведчик, действующий в тылу врага.

Надо уметь быстро ориентироваться в непрерывно изменяющихся условиях. Самостоятельность в принятии решения в этих условиях играет первостепенную роль. И, конечно, огромное значение приобретает быстрота, с которой эти решения принимаются. Эти качества трудно воспитать на обычных практических занятиях по топографии. Они приобретаются только в соревнованиях по ориентированию на местности.

Военно-прикладное значение этого вида спорта послужило основной причиной включения его в комплекс «Готов к защите Родины» в качестве одного из видов по выбору. Для проведения соревнований по ориентированию на местности не требуются стадионы, спортивные залы и площадки, дорогостоящее оборудование и инвентарь. Ареной для этого интереснейшего вида спорта может служить любой участок леса, даже городской парк, размеры которого должны быть не менее 3X3 км. Эти соревнования могут проводиться днем и ночью, зимой и летом, весной и осенью, пешком и на лыжах, на лодках и велосипедах, на мотоциклах и автомобилях.

Откуда же зародился этот вид соревнований? Каково его будущее?

Официальной родиной спортивного ориентирования считается Норвегия, где еще в 1897 году спортивное общество «Турнференинг» устроило первое состязание. В последующие годы инициативу в развитии этого вида спорта перехватили шведы и финны. В Швеции в 1938* году была организована первая в мире национальная федерация — Союз ориентировочного спорта. В остальных скандинавских странах бег с картой и компасом получил признание в 30-х годах нынешнего столетия, а национальные руководящие органы были созданы только после второй мировой войны. В эти же годы шведский, финский, норвежский и датский союзы объединились в Совет спортивного ориентирования северных стран («НОРД»). После этого спортивным ориентированием начали увлекаться жители европейских государств: Венгрии, ГДР, Чехословакии, Болгарии, Румынии. Правила соревнований в каждой стране существенно отличались друг от друга, и, чтобы выработать единые положения, в 1958 году была созвана Международная конференция социалистических стран в Будапеште. Год спустя по инициативе шведской федерации состоялось совещание с участием представителей всех стран Европейского континента, культивирующих у себя спортивное ориентирование. В итоге в 1961 году была создана Международная федерация ориентирования (МОФ), в которую вошло 10 стран: Болгария, Венгрия, ГДР, Дания, Норвегия, ФРГ, Финляндия, Чехословакия, Швеция и Швейцария. На последующих конгрессах, которые проводились через каждые два года, в число членов федерации были приняты: Австрия, Польша, Англия, Бельгия, Канада и Япония.

Кроме этих 16 стран, имеются сведения о проведении соревнований по спортивному ориентированию в таких странах, как США, Франция, Чили, Израиль, Югославия, Румыния, Голландия, Австралия, Новая Зеландия, Люксембург и Камерун.

Международная федерация по спортивному ориентированию организовала три чемпионата мира, в которых приняли участие пока только европейские страны. Результаты мировых чемпионатов показали значительное превосходство скандинавских спортсменов.

У нас спортивное ориентирование только начинает делать свои первые шаги. 28 декабря 1967 года президиум Центрального совета по туризму ВЦСПС принял постановление, в котором обязал все свои организации установить тесный контакт с комитетами ДОСААФ и оказывать им помощь в подготовке и проведении соревнований по ориентированию на местности.

Сейчас практически нет такой республики, области, города, где не проводились бы соревнования по спортивному ориентированию. Сильнейшие команды ежегодно участвуют во всесоюзных первенствах, зональных соревнованиях и матчевых встречах.

Какими же навыками должен обладать спортсмен для того, чтобы он мог принять участие в соревнованиях по спортивному ориентированию? Прежде всего основой успеха в соревнованиях является совершенная техника ориентирования, потом правильная тактика, отличные физические качества и, как всегда, высокая моральная подготовка. Спортсмен должен овладеть практическими навыками техники ориентирования, которые включают:

— измерение расстояний (на местности и на карте);

— владение компасом и движение по азимуту;

— чтение карты;

— «память карты» и наблюдательность;

— сличение карты с местностью;

— выбор рационального маршрута движения.

Какие виды соревнований применяются для спортивного ориентирования вд местности? Таких видов правилами предусмотрено три: ориентирование в заданном направлении, ориентирование по маркировочной трассе и ориентирование по выбору.

Сущность ориентирования в заданном направлении заключается в том, что участники должны в кратчайшее время отыскать на местности определенное число контрольных пунктов (КП), нанесенных на карту и обозначенных порядковыми номерами. Результаты соревнования определяются по времени, затраченному спортсменом на прохождение дистанции. Порядок прохождения КП задан на карте и должен соблюдаться неукоснительно. Отсюда и название соревнования — ориентирование в заданном направлении. Участник, нарушивший порядок прохождения КП, снимается с соревнований.

Соревнования проводятся следующим образом. Участники стартуют по одному, с интервалом, как правило, в одну минуту. От старта до пункта выдачи карт (К) участник бежит по размеченной дистанции. Длина этого участка колеблется от 100 до 500 м. На пункте выдачи карт участник получает топографическую карту местности масштаба 1:25 000 (или 1:50000), на которую должен нанести местоположение КП и финиша, пользуясь выставленной здесь картой-образцом. Контрольные пункты обозначаются на карте кружком с точкой, точно указывающей их расположение на местности. Арабская цифра, написанная рядом с кружком, указывает номер КП, Финиш обычно совмещается со стартом, при этом дистанция чаще всего имеет форму замкнутого кольца. По правилам длина дистанции для юношей 19—21 года может колебаться от 6 до 12 км с 4—10 контрольными пунктами. Это расстояние получается при измерении по карте (по прямой линии) от пункта до пункта. В действительности спортсмен пробегает гораздо большее расстояние, даже если он и не ошибается.

На местности контрольный пункт представляет собой красно-белый матерчатый знак в форме призмы или цилиндра, снабженный табличкой с номером КП. Здесь же находится судья — контролер, который ведет в протоколе КП учет спортсменов, нашедших этот контрольный пункт , при этом записывается номер участника и астрономическое время прохождения данного пункта. Участник, придя на КП, делает отметку на своей карте резиновым штампом, подвешенным к этой призме.

Контрольные пункты ставятся около ориентиров, имеющихся как на местности, так и на карте. Такими ориентирами («привязками») могут быть поляны или вырубка в лесу, озеро или болото, слияние ручьев или развилка оврага, холм или яма и т. п. Изучая карту во время соревнования, спортсмен должен продумать наиболее рациональный путь от одного КП к другому, который далеко не всегда бывает самым коротким, так как имеется несколько вариантов обхода препятствий (справа, слева), или использования хороших дорог и заметных ориентиров и т. д.

Чтобы соревнования не продолжались бесконечно долго, устанавливается контрольное время, которое колеблется в зависимости от возраста и подготовки участников и других факторов. Для новичков призывного возраста контрольное время определяется из расчета 20 минут на один километр дистанции. Участник, превышающий контрольное время, с соревнований снимается.

Второй вид соревнований называется ориентирование на маркированной трассе. Эти соревнования чаще всего проводятся зимой. Летом их организуют в основном для начинающих, так как в этих условиях возможность заблудиться маловероятна.

Сущность этого соревнования заключается в том, что участники должны пройти дистанцию, маркированную подобно лыжной. На трассе, в местах, неизвестных спортсменам, устанавливаются контрольные пункты. Ориентиров-щики получают карту, на которой отмечен только пункт выдачи карт (старт) и финиш. Трасса на карту не наносится. Спортсмен должен пробежать маркированную дистанцию, определить место своего нахождения и всех встречающихся на его пути КП и нанести их местонахождение на свою карту, прокалывая ее иглой в соответствующих точках. Результаты соревнований определяются по времени прохождения дистанции плюс штрафное время за неточное нанесение на карту местоположения КП. За ошибку в 1 мм при нанесении прокола на карту от истинного положения КП начисляют 1 м штрафного времени.

Особенность этого вида соревнований по сравнению с предыдущим состоит в том, что ориентировщик на протяжении всего бега должен следить за картой и за местностью, постоянно сличать их и знать в любой данный момент свое местонахождение (иначе должен обращать внимание и на скорость бега).

Следующий вид соревнований — ориентирование по выбору. На старте спортсмен получает карту с нанесенными на ней контрольными пунктами. Около каждого из них стоит цифра, указывающая количество очков, которое получает нашедший этот КП.

Сущность данного вида соревнований заключается в том, чтобы выбрать маршрут с наибольшим количеством очков и уложиться в определенное время. Выбор КП и порядок прохождения их произвольны, йо выход дважды на один и тот же КП засчитывается только один раз. Этот вид соревнований предполагает наличие многих способностей у соревнующихся. Здесь надо выбрать один маршрут из множества вариантов, тот, который принесет наибольшее количество очков. Вместе с тем, участник должен реально оценивать свои силы, иначе в случае опоздания на финиш он будет оштрафован (в зависимости от времени опоздания снимается определенная часть очков).

В этом виде соревнований для достижения успеха недостаточно хорошо владеть техникой ориентирования, надо выучиться выбирать маршрут. Решая проблему маршрута, участник должен учитывать не только скорость передвижения, но и надежность выбранного варианта, при котором возможность сбиться с пути будет минимальна. Выбирая маршрут, спортсмен испытывает внутренние противоречия: с одной стороны, он понимает, что прежде, чем двинуться в путь, нужно выбрать наивыгоднейший маршрут; с другой — его подгоняет время и соперник. У начинающего ориентировщика последние соображения чаще всего берут верх, в результате чего он принимает первый, пришедший в голову вариант. Выбрав же маршрут на карте, спортсмен должен уметь претворить его в жизнь, то есть не сбиться с пути. Вот здесь-то на первый план выступает техника ориентирования, умение быстро сличать карту с местностью, хорошее владение компасом и навыки в быстром и точном измерении расстояний.

Все эти виды спортивных соревнований являются индивидуальными, но по любому из них могут организовываться и командные состязания — эстафеты. Задания для участников те же самые, но дистанция разбита на этапы, и спортсмены одной команды поочередно выполняют общую задачу.

Таковы основные, на сегодня, виды спортивного ориентирования на местности с применением карты и компаса.

Для спортивного ориентирования используют специальные топографические карты и применяются специальные компасы для определения азимутов. На картах, предназначенных для соревнований, снимаются: координатная сетка; названия населенных пунктов, рек, урочищ, вершин; отсутствуют характеристики леса, дорог, мостов; численные отметки высот, отметки горизонталей и т. п. Карта выполняется только в черно-белом варианте, что обедняет ее и усложняет ее чтение. Для облегчения определения азимута на такой карте указывается не географический меридиан, а магнитный (для упрощения вычислений магнитного азимута). Вместо компаса Адрианова спортсменам разрешается пользоваться специальными компасами, стрелка которых вращается не в воздушной среде, а в жидкостной. Благодаря этому стрелка компаса почти не колеблется даже при беге, что повышает точность и надежность прохождения по азимуту и способствует выигрышу во времени.

Спортсмену разрешается иметь планшет — вырезанный из фанеры или плотного картона прямоугольник размером 20 X 25 см для закрепления карты. Ее обычно прикрепляют с помощью лейкопластыря или двух резиновых колец. В углу планшета укрепляют компас. В дождливую погоду применяется планшет из прозрачного материала, целлулоида, плексигласа или закрывают его пластиковой пленкой. В зимних условиях, когда руки участника соревнований заняты лыжными палками, планшет укрепляется на поясе спортсмена.

Начинающим ориентировщикам.
Использованы материалы швейцарского учебника по спортивному ориентированию для школьников.
Удачи!!!

Ориентирование по карте

Ориентирование по карте подразделяется на несколько видов:

1. Ориентирование в заданном направлении.

В этом виде соревнований необходимо с помощью карты, выданной на старте, найти на местности контрольные пункты (КП). Их местоположения отмечены на карте. Порядок прохождения КП - строго определенный (заданный). За непройденый КП или нарушение порядка прохождения КП - дисквалификация. Путь следования от одного КП к другому КП - произвольный. Дистанция заканчивается на финише, который так же обозначен на карте. Выигрывает тот, кто затратит на прохождение дистанции наименьшее количество времени.


2. Ориентирование по выбору.

В этом виде соревнований необходимо с помощью карты, выданной на старте, найти на местности максимальное количество контрольных пунктов (КП). Их местоположения отмечены на карте. Порядок прохождения КП - произвольный. Путь следования от одного КП к другому КП - произвольный. Время пребывания на дистанции - ограничено (контрольное время прохождения). Дистанция заканчивается на финише, который так же обозначен на карте. Выигрывает тот, кто пройдет наибольшее кол-во КП и не превысит контрольное время прохождения. Превышение контрольного времени прохождения штрафуется. При равенстве результатов выигрывает тот, кто затратит на прохождение дистанции наименьшее кол-во времени.

3. Прочие

Существуют еще несколько видов ориентирования по карте.

Соревнования по ориентированию на лыжах. Проводятся в двух дисциплинах: в заданном направлении, на маркированной трассе или в комбинации этих видов, таких как: Ориентатлон, Ski-O-thlon. Соревнования в заданном направлении проводятся аналогично соревнованиям бегом с той разницей, что используется зимняя карта, на которую нанесены лыжни. В дисциплине маркированная трасса участнику предоставляется, как правило, летняя спортивная карта без обозначенных контрольных пунктов (КП). Следуя по маркированной лыжне участник встречает контрольные пункты, и его задачей является нанесение их расположения на карту путем прокалывания карты иголкой. На финише судьи проверяют точность определения расположения контрольного пункта и начисляют штраф. Штрафом могут быть дополнительное время или штрафные круги. Ориентирование на маркированной трассе, в основном, встречается только в России и странах бывшего СССР.

Соревнования по ориентированию на велосипедах проводятся в дисциплинах: заданное направление, на маркированной трассе, по выбору или в комбинации этих видов.

Как создается настоящая карта

Посмотри учебную карту.
Карту можно сравнить с захватывающей и содержательной книгой. Ее можно читать снова и снова, каждый раз открывая для себя что-то новое.
Чтобы научиться читать книги, тебе пришлось изучить особые знаки - буквы. Чтобы карта могла что-то поведать тебе, ты должен выучить азбуку карты - условные знаки.

В готовую карту вложен труд многих людей. Один из первых рабочих моментов - фотосъемка местности с самолета, которая дает изображение ее с натуры. Естественно, на фотографии натура сильно уменьшена, и не все детали воспроизведутся на готовой карте. Полученное фото позволяет создать основу карты, которой пользуются при работе на местности.

Карты для спортивного ориентирования подготавливают сами ориентировщики. Начальники дистанций соревнований по спортивному ориентированию, работая на местности, решают, что оставить, а что удалить или изменить на картооснове. Такая разведывательная работа даже над одной картой может занимать до тысячи часов, в зависимости от размеров карты, характера местности, качества картоосновы. Зацените!!!

После работы на местности происходит окончательное вычерчивание карты. Каждый цвет рисуют отдельно. Стало быть, нужны четыре разных оригинала - для черного, коричневого, синего и желтого цветов. Белый цвет имеется на подложке. Пользуясь особыми метками, типография затем печатает настоящую карту.

Разные типы карт - разные масштабы

Сравни: твой набросок карты комнаты и карту мира в атласе.
Чтобы уместить комнату на карте, тебе, естественно, пришлось уменьшить ее примерно в сорок раз. Чтобы уместить на одной странице школьного атласа какую-либо из частей света, ее придется уменьшить примерно в сто миллионов раз. Каждая карта имеет свое уменьшение, или масштаб. О карте комнаты можно сказать, что ее масштаб 1:40 (читают: один к сорока), а карты мира - 1:100 000 000.

В разных сферах деятельности человека применяются различные типы карт. Здесь же мы говорим только о картах для ориентирования, или, как их еще называют, спортивных картах. Основной масштаб их - 1:20 000. (Примечание: сейчас основной масштаб 1:10 000)

Масштаб 1:10 000 что это значит? Это значит, что один сантиметр на карте соответствует
10 000 сантиметрам на местности. Так как 10 000 см = 100 м, значит один сантиметр на карте соответствует ста метрам на местности. Чем подробнее карта, тем лучше.

Условные знаки для спортивных карт разработаны на основе знаков Международной федерации ориентирования, поэтому спортивные карты, выпускаемые в разных странах, выполняются примерно в одинаковых знаках.

Примечание: Обратите внимание на различие карт. Почему такие различия? Сейчас расскажу.
Это крупные топографические карты из атласа Московской области. Их прообраз - топокарты для лесников. А у тех все просто. Там где лес - значит зеленое, где не лес - соответственно белое. По этой же причине сохранились на карте названия деревень, рек, ручьев, номера лесных квадратов, породы деревьев и прочая специальная информация.
Спортсмены ориентировщики все упростили. Например зачем мне знать как называется речка, вдоль которой я бегу? Это лишняя информация. Она засоряет карту и затрудняет ее чтение. Более того! На зеленом фоне темные штрихи болот, дорог и тропинок читаются плохо. Решение? Лес обозначили белым цветом. А как же тогда открытое пространство? Пусть будет желтым! А участки труднопроходимого леса пусть останутся зелеными. Как-будто молодой ельник. Вот так!

Остальные условные знаки более менее совпадают (см рисунок условные знаки).

Поскольку методы ориентирования остаются неизменными, мы будем использовать в статье (и в соревнованиях) как спортивные, так и топографические карты.

Основа ориентирования - чтение карты

Самое главное, что ты должен помнить, - всегда ориентируй карту.
Представь себе кусочек мозайки, который может быть уложен только в одном положении. Так и карта должна "укладываться" на местность.

Это можно достичь двумя способами:
1. С помощью местных предметов
2. С помощью красной стрелки компаса.

Ориентировать карту по местным предметам - значит держать ее так, чтобы линии на карте совпадали по направлениям с линейными ориентирами на местности.
Когда находишься в незнакомом городе, гораздо проще ориентироваться, если у тебя в руках план города и если ты верно держишь его. Прямые улицы, показанные на плане, упростят твою задачу.

Верно сориентировав карту по местным предметам, ты сможешь также узнать, где находится север, ведь теперь север на карте и север на местности совпадают.

Всегда держи карту перед собой в направлении движения. В этом случае карта сориентирована на местности и совпадает с ней.

Север карты совмещай с севером местности. Это важнейшее правило ориентирования.

Всегда следи, чтобы красная стрелка компаса и север карты "смотрели" в одном направлении. Только в этом случае ты можешь читать карту: теперь она сориентирована по местности.

Чтобы как следует усвоить эти правила, надо поработать с картой на местности, но сначала поупражняемся дома, выполняя задания.

Примечание: Как найти "север" карты? На грамотно составленой карте север всегда находится "вверху". Где "верхний" край карты, там и север. Узнать это можно по написаным на карте названиям, цифрам, ориентированым условным знакам и обозначениям, общему оформлению карты. На спортивные карты нанесены специальные голубые линии ЮГ-СЕВЕР. Они облегчают задачу ориентирования.

Медленно прочти приведенный текст, одновременно изучая карту справа.
Совершим "прогулку" по карте. В юго-западной части ее найди название Нусабю. Западнее названия расположены друг против друга два здания. Между ними в направлении север-юг проходит шоссе. Во время прогулки мы пройдем по нему на север до большого перекрестка южнее железной дороги.

Итак, мы на шоссе между домами в Нусабю. Ты ориентируешь по нему карту. Что ты видишь перед собой и по сторонам? Справа находится жилой дом, а слева -- значительно бельшее строение. Впереди поодаль -- опушка леса. Прежде чем отправиться в путь, спросим у карты, что нам предстоит пройти и как будет выглядеть местность. Читать карту будем по отрезкам. Итак пошли!

Вот мы на опушке. Здесь начинается подъем. Мы уже видели его на карте: шоссе "пересекают" три коричневые горизонтали. Далее слева подходит улучшенная дорога. Она так широка, что две машины могут разъехаться. Справа от нас гора.

Снова заглянем вперед по карте. Вскоре справа должна подойти четкая тропа, а слева в том же месте примкнет лесная дорога. Сразу после этого начнется подъем., в середине его ма должны пройти подканатной дорогой.

Пошли! Через несколько минут видим тропу и лесную дорогу, а посредине склона показалась подвесная дорога. Идем вверх по склону, читая карту. На самом верху слева от нас должен быть дом, напротив которого отходит лесная дорога. Мы можем заранее представить себе ее ширину: условный знак, выбранный составителем карты, означает, что дорога может пропустить одну машину. Наверное, посреди дороги растет трава. А дом, скорее всего, маленькая избушка. На гребне убеждаемся, что наши догадки были правильными. До чего же все просто, когда карта сориентирована по местности.
Дальше карта говорит, что нам предстоит спуск до поля справа от шоссе. В дальнем конце поля влево отходит улучшенная дорога и сразу за ней под шоссе протекает ручей. Он течет справа (смотри исток ручья).
Легко идти под уклон. Карта в точности соответствует действительности, и мы вскоре видим вдали большое поле и перекресток. На опушке спуск. А вот и пересечение шоссе.

Красная стрелка компаса

Красная стрелка компаса показывает на север! Это самое главное, что надо знать о компасе. Север - важнейшая сторона горизонта. Ты знаешь, что верхняя сторона рамки карты всегда обращена на север. Знаешь также, что карта и местность совпадают лишь тогда, когда север карты и север компаса совмещены.
Почему стрелка компаса направлена на север?
Ты, конечно, слышал о северном магнитном полюсе. Там, куда смотрит северный конец компасной стрелки, нет ни большой глыбы намагниченного железа, ни чего-либо подобного. Весь земной шар представляет собой один огромный магнит. Вокруг Земли простирается магнитное силовое поле, оно-то и направляет стрелку компаса.

Стороны горизонта

Существуют четыре основных стороны горизонта: СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК. Если нарисовать взаиморасположение сторон горизонта, так называемую "компасную розу", она будет выглядеть так, как показано на рисунке справа.

Теперь представь себе, что ты нарисовал на земле большую "компасную розу". Встань в центре ее, лицом к северу. При этом запад окажется слева, а восток -- справа.

Восемь сторон горизонта

Имей ввиду, что север иногда называют НОРД, юг -- ЗЮЙД, запад -- ВЕСТ и восток -- ОСТ. Посредине между севером и западом находится сторона горизонта, которую называют северо-запад, или сокращенно СЗ. Теперь можно нарисовать новую "компасную розу" и выучить все восемь сторон горизонта.
Стрелка север-юг, как видим, выделена особо. С и Ю основные стороны горизонта. Поэтому-то и условились, что "промежуточные" стороны горизонта должны начинаться с буквы С или Ю. Не зазубривай все восемь сторон горизонта. Их надо заучить осмысленно.

Самостоятельное задание
Распечатайте на принтере нижний рисунок.
Попытайся добраться до финиша на рисунке ниже. Три первых направления уже нанесены. Продолжай:

е) 2 клетки на СВ

к) 2 клетки на СЗ

б) 2 клетки на Ю

ж) 5 клеток на В

л) 2 клетки на З

в) 3 клетки на ЮЗ

з) 3 клетки на Ю

м) 2 клетки на СВ

г) 4 клетки на В

и) 2 клетки на ЮЗ

н) 2 клетки на ЮВ

д) 3 клетки на С

Самый трудный условный знак - понятие о горизонтали

Основа каждой карты - аэрофотоснимки. Ими пользуются и тогда, когда надо рисовать горизонтали. Каждый участок земли фотографируют с двух разных точек, как показано на рисунке. Затем с помощью стереоинструмента рисуют кривые равной высоты.

Теперь совершим поездку на берег моря. Поодаль от берега лежит небольшой остров Бьерке. На нем всего один дом, где живет семья рыбака. По форме остров продолговатый, простирается в направлении запад-восток. Большую часть острова занимает гора, ее крутой восточный склон почти отвесно обрывается в море. Дом расположен в западной части. Гора здесь довольно пологая, и с этой стороны подниматься на нее нетрудно. У горы две вершины, причем восточная - выше, и с нее открывается чудесный вид. Гора на острове поможет нам понять, о чем рассказывают коричневые горизонтали на карте.

Призовем на помощь воображение. Мы сидим в самолете и летим на север к острову. Вот он появился! Камера с собой, и мы делаем снимок.

Еще раз прочти текст сначала и сравни его с рисунком.

Теперь сменим самолет на рыбацкую лодку, которая находится в нескольких сотнях метров южнее острова. Камера и на этот раз с нами, но сейчас не совсем подходящая для фотографирования пасмурная погода. Все же мы делаем снимок. Результат, как видишь, вполне сносный (см рисунок часть 2). Правда, деталей нет, зато в тумане особенно четко проступает силует острова.
Прочти первый обзац еще раз и сравни описание с силуэтом.

Наконец используем третье средство передвижения - вертолет! Дадим волю воображению: нам предстоит раскрасить гору, поэтому мы взяли с собой большую банку краски и кисть с длинной ручкой. Но раскрасить не всю поверхность горы. Мы нанесем только определенные линии. Попросим пилота облететь остров, прижимаясь поближе к горе, чтобы можно было достать ее кистью. И самое важное: пилот должен все время тщательно следить за высотомером, чтобы пройти весь круг точно на высоте 5 метров над уровнем моря. Круг замкнут, 5-метровый уровень нанесен, и мы просим пилота поднятся на 5 метров, чтобы нанести 10-метровую отметку. Завершив и этот круг, поднимемся еще на 5 метров и повторим все на высоте 15 метров над уровнем моря. И, когда очередь доходит до 20-метровой отметки, оказывается, что достаточно пометить лишь восточную вершину.
Сейчас наш остров выглядит как на рисунке (часть 3). Если же мы попросим пилота набрать высоту и зависнуть над островом, то увидим картину показанную на рисунке (часть 4)

Нанесенные нами линии представляются теперь как охватывающие друг друга кольца. Внутри - 20-метровая отметка, а береговая линия - самое внешнее кольцо.

Коричневыми линиями - горизонталями на наших картах обозначаются все холмы и горы. Разумеется, ни в лесу, ни в поле никакие линии не нарисованы. Горизонтали вычерчиваются на картах по аэрофотоснимкам с помощью различных технических приспособлений.

На некоторых картах ты можешь встретить на горизонталях коричневые цифры. Они показывают, на какой высоте от уровня моря пролегает данная горизонталь.

Если ты понял и усвоил содержание этого раздела, то, несомненно, справишься с заданиями.

Самостоятельные задания

1) Подбери к каждому знаку правильную надпись.

1 Самый крутой склон на юго-западе

2 Две вершины, из которых южная выше

3 Ровное расположение по кругу. В высшей точке седловина и узкий проход

4 Гора практически отвесно обрывается к востоку

5 Южный и северный склоны очень крутые

6 На этом холме есть три места, где трудно подняться

2) Найди профиль холма, соответствующий рисунку.

задание 1: (рисунку 1 соответствует надпись 3, 2 – 6, 3 – 1, 4 – 4, 5 – 5, 6 – 2)

задание 2 (1 – В, 2 – А, 3 – Е, 4 – Д, 5 – Б, 6 – Г)

Значение компаса как указателя севера

Тебе для ориентирования тоже понадобится указатель севера. Он поможет совместить карту с местностью. Фактически этого достаточно, чтобы точно идти в желаемом направлении. Другими словами, нет необходимости брать азимут. Ты убедишься в этом, проделав несколько упражнений на карте. Действуй как указано ниже.

1. Положи карту перед собой и правильно сориентируй - север карты по северу местности. Пусть карта в течение всего упражнения остается на месте. Можешь приклеить ее к столу липкой лентой, а сам будешь ходить вокруг стола (рисунок справа).

2. Представь себе, что находишься на С (старт) на углу поля.

3. Встань на С так, чтобы смотреть на первый контрольный пункт (КП 1)

4. Ты уже знаешь направление, не беря его по компасу. Твой путь - продолжение мысленной линии между С и КП 1.

5. Итак, компас (северная стрелка) дает тебе направление по карте.

6. Проделай то же самое между КП 1 и КП 2. Север карты - по северу местности.



7. Представь себе, что стоишь на КП 2 и должен прийти на Ф(финиш).

8. Встань на КП 2 так, чтобы смотреть на Ф.

9. Здесь возникает проблема выбора пути. Ее мы рассмотрим в следующим разделе. Путь по компасу, напрямую, через лес, очевидно, и есть наилучший? Нет! Карта подсказывает тебе, что лес можно обойти справа по дорогам. Этот путь и будет наилучшим, так что воспользуемся им, встав так, как показано на рисунке.

Возьми за правило сначала ориентировать карту, а потом определять свой маршрут. Тем самым уменьшается вероятность ошибок.

Теперь ты знаешь как надо действовать, но ведь это было теоретическое упражнение. По-настоящему освоишь технику ориентирования только в ходе практических тренировок. Ведь нельзя же стать хорошим слаломистом, тренируясь в комнате или читая учебник. То же самое относится и к ориентированию.

Выбор пути

Понятие выбор пути вовсе не означает, что надо выбирать между лесной дорогой и шоссе. Трасса спортивного ориентирования всегда состоит из определенного числа контрольных пунктов, которые надо пройти. Основная идея - каждый сам определяет свой путь от одного КП до другого. Ведь решаешь же ты, какой путь предпочесть, когда идешь в лес по грибы или ягоды, совершаешь длинный лыжный переход или отправляешься летом в поход на велосипедах. Участвуешь ли ты в автоэкскурсии, или ходишь по незнакомому городу с планом в руках - в каждом случае тебе надо решать, какой путь выбрать, чтобы быстрее и лучше добраться до цели.

На рисунке приведен пример выбора пути. Изучи варианты А, Б и В между контрольными пунктами 1 и 2.

Какой из вариантов, на твой взгляд, лучше? Почему? Подумай и обсуди с товарищем.

Самостоятельное задание

В этом задании тебе надо изучить три предложенных варианта путей на каждый КП и выбрать один из них.
1. Изучи карты на рисунках ниже. Внимательно прочти легенды контрольных пунктов и описания вариантов пути.

2. При выборе пути ты должен учитывать три фактора:

Путь должен быть надежным

Путь должен быть самым быстрым

Постарайся найти надежную привязку как можно ближе к очередному КП; назовем эту точку последней надежной привязкой.

3. Выбранный путь должен по возможности удовлетворять этим трем требованиям.
Когда спортсмены после соревнования обсуждают выбранные пути на различных этапах, они не ходят вокруг карты, но непременно поворачивают ее так, чтобы этап "читался правильно".

Варианты ответов:

А - в обход проселку слева

Б - напрямую по азимуту

В - вдоль подвесной дороги до тропы, по ней на север до развилки, далее по тропе на КП

Варианты ответов:

А - слева по лесной дороге до развилки и затем по азимуту

Б - напрямую по азимуту

В - вправо по шоссе, вдоль подвесной дороги, топой до поворота лесной дороги, далее по компасу на КП

Варианты ответов:

А - напрямую по азимуту

Б - по ручью

В - вправо в обход по дороге


1 – В, 2 – Б, 3 - А

Нильс участвует в чемпионате Швеции среди школьников

Понедельник. Утро. Нильс быстро съел завтрак и отправился в школу раньше обычного. Поставив велосипед, ворвался в коридор... Где же список участников, о котором говорил учитель физкультуры? Но вот он и сам: "Поздровляю, Нильс. Поедешь в субботу в Смедсхюттан, будешь представлять нашу школу на ежегодном школьном чемпионате по ориентированию". Нильс не сразу нашелся. Конечно, он надеялся поехать, однако слова учителя застали его врасплох. "Подумать только - чемпионат страны! Надо будет как следует потренироваться."

Всю неделю Нильс усиленно тренировался. Занимался физической подготовкой, но не меньше времени уделял технике ориентирования: читал карты, отрабатывал движение по азимуту, считал шаги. Дни тянулись невыносимо медленно... Наконец наступила суббота, и Нильс с друзьями (из их школы ехало три мальчика и две девочки) сели в поезд, идущий в Смедсхюттан. Оживленно обсуждая шансы перед завтрашним соревнованием, они дали друг другу слово постоять за честь школы.

В месте сбора увидели множество ребят со всех концов Швеции. Воздух гудел от голосов. Субботний вечер провели весело. Но вот настало время ложиться спать. Мальчиков разместили в гимнастическом зале; большинство привезли спальные мешки и надувные матрацы.

Нильс никак не мог заснуть. Сказывалось волнение перед завтрашним днем, щекотало под ложечкой. "Нет, надо отключиться и накопить силы к завтрашнему испытанию".

В воскресенье утром, уже в половине седьмого, тишину гимнастического зала прорезал звук свистка. Нильс тотчас проснулся. "Ну, конечно, сегодня чемпионат страны. Что ж, поборемся!" Свернул спальный мешок, надел спортивную форму и тренировочный костюм. Тщательно собрав вещи, засунул их в сумку. Компас положил сверху.
Выезд автобусов к месту соревнований был назначен на восемь часов, но сперва надо было позавтракать. Нильсу не очень-то хотелось есть, но пару бутербродов и тарелочку каши он все же одолел: без еды нельзя, "мотору" нужно горючее, особенно в такой день.

В автобусе на пути к старту горячо обсуждали, кто сегодня победит. Назывались многие имена, и Нильс понял, что борьба будет напряженной. Но ведь он обещал учителю и друзьям постараться, и это обещание надо сдержать. Нильс чувствовал, что подготовлен неплохо. Главное - не проскакивать КП и выбирать быстрейшие пути.

Скоро пора стартовать первым номерам. Стартовый номер Нильса - 53, а всего в его группе 94 участника. За 25 минут до своего старта положено выходить вдоль разметки к месту старта. Каждый сам должен следить за временем. Это несложно: рядом со стартовым протоколом висят большие часы.

Нильс пришел к старту заблоговременно. Проверив, все ли в порядке, не забыл ли чего, он побежал трусцой, чтобы не остыли мышцы. Вот и его очередь. Прозвучал сигнал, Нильс получил карту и скомандовал себе: "Внимание!" До старта оставалась минута.

Первый КП - на маленьком открытом болоте. "Какой путь выбрать? Напрямую по компасу? Нет, тогда придется бежать через вершину. Слева по полям? Получится слишком длинный обходной путь. Лучше обойду холм справа, спущусь на поле, выйду к лесной дороге и от нее возьму КП".

Приняв решение, Нильс обогнул холм с правой стороны и помчался на полной скорости вниз. Он хорошо видел поле, ориентироваться было несложно, и Нильс умело воспользовался пересекавшими местность тропинками. Вот и поле. Перепрыгнув ручей, он побежал к краю поля, куда подходила лесная дорога. "Сориентировать карту. Взять точный азимут. Расстояние 200 метров. Как выглядит местность по которой я пойду? Для начала подъем. Считать шаги!" Все эти действия Нильс выполнял автоматически.

Судя по шагам, пройдено 150 метров... Скоро должно показаться болото. Кругом густой лес, кустарник. "Шаги кончались, а болота нет!" Ну, конечно, ведь в начале был подъем. А там шаг короче. Пройду-ка еще немного.

Догадка Нильса оправдалась. Впереди показалось болото и на нем -- желанная призма. Нильс подбежал и отметил свою карточку. С другой стороны подошли два мальчика. По их номерам было видно, что они стартовали раньше него. Значит, кое-кого уже постигла неудача...

Нильс стал планировать путь на второй КП, расположенный в ложбинке. "Какой путь быстрее и недежнее? Вниз до поля, в его северный угол и оттуда напрямую по азимуту на КП? Или направо на проселок, по нему до начала тропы и оттуда по компасу на КП? Нет, очень уж далеко. Пойду первым вариантом".

Нильс сориентировал карту, взял азимут и помчался вниз к полю. Там ориентироваться было легко. Северный угол поля - хорошая привязка. Карта подсказала Нильсу, что просеку надо пересекать там, где она проходит через вершину холма. Азимут брать не надо. Напрвление - север, знай беги по стрелке. Итак, полным ходом к вершине и просеке.

Пошли камни, надо было внимательно смотреть под ноги. Поднимаясь в гору, Нильс ждал, когда покажется вершина. Ага, вот дерево с затесом, очевидно, просека. Точно! Он вышел в то место, где просека пересекает вершину холма -- последнюю надежную привязку перед КП. По карте до КП оставалось метров 100. Нильс продолжал путь по красной стрелке. Вдруг рядом послышался шум. Два мальчика двигались ему наперерез. "Уже отметились на КП? Вряд ли, они бегут влево, а следующий КП расположен наискось вправо. Скорее всего, они идут от конца дороги и ищут КП. Пойти за ними? Пожалуй нет. Мой путь вернее. Ведь я бегу от ближайшей привязки и только что пересек просеку".

Преодолев соблазн "зацепиться" за других участников, Нильс продолжал идти своим путем. И выиграл на этом много драгоценных минут, потому что метров через 50 увидел впереди призму второго КП.

"Третий этап выглядит простым. Сориентировать карту, пройти наискось к просеке и следовать по ней до призмы. Раз на карте показана просека, значит, она должна быть и на местности!" Третий КП не вызвал никаких проблем.

Теперь к четвертой призме! Сориентировать карту!

Этап до четвертого КП в изгибе ручья оказался длинным, и снова встал вопрос о выборе пути. "Бежать слева по полям? Нет, они могут быть засеяны, и тогда придется огибать каждое поле. По большаку вокруг? Слишком длинно. Напрямую? Судя по карте местность довольно пересеченная. Побегу-ка я по тропинке вниз до дороги, затем по ней до узкого участка поля, срежу через него влево и возьму азимут до угла, где течет ручей. Тогда у меня будет точная привязка, и если я не выйду прямо на КП, то добегу до дороги и хутора за ним".

Сказано - сделано. Нильс побежал вниз. Вот и широкое поле. Теперь через него влево в угол поля с ручьем. Сориентировать карту... Азимут, расстояние, счет шагов... Что предстоит пройти?
Проделав привычные операции, Нильс двинулся дальше. Вдоль ручья бежать было трудновато. Вскоре он миновал холм. Белый треугольник на карте означает памятник, но где же он? Нильс продолжал путь до следующего ручья. Призмы не видно. Похоже он сбился с азимута. В какую сторону идти по ручью? Влево или вправо. Нильс колебался. В этот момент появилась девочка. Она бежала вдоль ручья справа. "Ты была на КП?" -- негромко спросил Нильс. Девочка кивнула, и Нильс по ручью туда, откуда она пришла. "Повезло и мне", -- подумал Нильс, подбежав к призме.

С четвертого КП по радио сообщали на финиш о времени прохождения пункта спортсменами, чтобы болельщикам было интереснее. Нильс услышал, что контролеры обратили на него внимание. "Иду хорошо? Может, я лидер? Нет, прочь такие мысли. Надо сосредоточиться на оставшихся этапах. На следующем КП я должен попасть в "яблочко". Какой путь выбрать? Вправо по дороге до тропы и затем вверх до КП? Пожалуй так длинновато. Правда, можно сойти с дороги на слабом повороте у болота. А, чего там, путь напрямую выглядит простым, во всяком случае на карте. Пойду по азимуту прямо на обрыв. Неужели не справлюсь?!"

Нильс решил рискнуть. Пройден Скумакарторпет. Нильс прибавил скорость. Уточнил азимут на ходу и вскоре увидел впереди склон с обрывом. "Теперь правее обрыва, через бугорок, точно сориентировать карту и пробежать последнии 50 метров до болотца. Отлично, вот и призма!" Из всех взятых КП этот был пока самым трудным.

Теперь оставался последний КП, на повороте подвесной канатной дороги. Похоже, этап несложный. Нильс поспешил сказать себе: "Ты еще не финишировал -- не расслабляйся!"

Сориентировать карту. До тропинки меньше 100 метров. Нильс начал уставать, но скорость сбавлять нельзя! Первый участок оказался трудноватым, и здесь особенно помогли упражнения по технике ориентирования, которые он проделывал дома.

Крутой спуск. А вот и тропа. Теперь -- полный вперед! Промелькнула дорога. Еще быстрее! Так, впереди тропа разветвляется. Взгляд на карту подсказал - надо бежать прямо, в прежнем направлении. Тут Нильс выскочил к подвесной дороге, пошел по ней влево, и вот уже сделана отметкапоследнего КП.

Остается последний рывок. Нильс выскочил на поле. Вот и финиш на склоне перед большой мельницей. Отрадное зрелище! Ну, еще наддать!

У финишного коридора собралось много народу. Нильс услышал в динамике свое имя и название школы. Зрители аплодировали и подбадривали. Нильс пронесся под финишним полотном уставший, но счастливый. Сдав судьям карту и карточку участника, он отошел в сторонку. Дыхание вскоре пришло в норму -- верный признак того, что Нильс был отлично подготовлен физически.

Его время еще не объявили, и он пошел в душ помыться и переодеться. После душа, волнуясь, поспешил к щиту информации. Верно ли, что лидирует? В самом деле! Его фамилия стоит выше всех. Он опережает ближайшего соперника на две минуты. Однако не говори гоп, пока не перепрыгнешь! На трассе еще много сильных ребят, они вполне могут обойти его. До чего же медленно тянется время... Но вот финишировал последний участник. Нильс был на седьмом небе от счастья. Он - чемпион Швеции среди школьников!

Дальше началась сплошная кутерьма... Приветствия друзей, вручение наград, крики "ура!", вопросы журналистов, путь домой... Но верхом торжества было, когда Нильс и его товарищи сошли с поезда у себя дома. Их встретили громогласными приветствиями друзья по школе и преподователь физкультуры с огромным букетом цветов в руках.

Засыпая вечером, Нильс обещал себе не зазнаваться, продолжать тренировки, чтобы на следующий год попытаться отстоять свой титул.

Спортивное ориентирование - это вид аутдор спорта, комбинирующий элементы гонки и ориентирования на местности с помощью спортивной карт ы и компаса (как один из элементов спортивное ориентирование входит в состав этапов приключенческой гонки и мультигонки ). Спортивное ориентирование представляет собой ограниченную по времени гонку , во время которой участники используют специальную очень точную спортивную карту для выбора маршрута и навигации по разнообразной и, как правило, незнакомой местности с целью нахождения контрольных пунктов (КП). Соревнования по спортивному ориентированию проводятся для участников разных возрастов и уровней спортивной подготовки с целью оценить их физическую форму, способности к навигации и концентрации внимания. На всех соревнованиях по спортивному ориентированию пользоваться электронными навигаторами участникам запрещено.

  • Спортивное ориентирование на лыжах - это зимний вариант ориентирования бегом.

    Оно проводится в дисциплинах «заданное направление», «маркированная трасса», ориентатлон. Спортсмены, специализирующие ся в этом виде спорта, обладают отличными навыками быстрой езды на лыжах, высокой скоростью распознавания и запоминания карт , равно как и умением быстро принимать решение о приоритетном маршруте, поскольку тактика навигации в спортивном ориентировании на лыжах схожа с велоориентирован ием . Отличие спортивных карт заключается в особых символах - лыжни на карте обозначены зеленым цветом и отображают скорость движения по этим лыжням. Планшеты с картами крепятся к груди участника.

    Точное ориентирование или ориентирование по тропам делает акцент на точном прочтении карт и умении ориентироваться на определенном участке маршрута.

    В отличие от других видов спортивного ориентирования этот вид спорта не делает фокус на гонке от одного контрольного пункта к другому и практически не учитывает умение участников выбрать оптимальный маршрут. Поэтому точное ориентирование доступно даже людям с ограниченными физическими возможностями.

    Виды соревнований по спортивному ориентированию по способам выполнения задач

    Существует множество критериев для классификации соревнований по спортивному ориентированию : время проведения соревнований , характер зачета результатов, способ организации старта и др. Среди наиболее распространенных видов :

    • ориентирование в заданном направлении (задача участников пройти дистанцию в определенном порядке).
    • ориентирование по выбору (участникам ставится задача пройти дистанцию в произвольном порядке),
    • ориентирование на маркированной трассе (участнику необходимо самостоятельно внести в карту расположенные на маршруте контрольные пункты),
    • ориентирование в формате рогейн.
    Также спортивное ориентирование является составляющей других видов спорта, например, таких как приключенческая гонка и мультигонка . Нередко спортивное ориентирование также сравнивают с рогейном .

    Спортивное ориентирование в странах мира и России

    После возникновения как отдельный вид спорта в Швеции спортивное ориентирование получило широкое распространение в странах Скандинавии, затем по всей Европе и в Соединенных Штатах Америки. Сейчас это популярный спорт во многих странах мира как для любителей, так и для профессионалов.

    Проходят в разных странах мира на областном, городском и национальном уровнях, так же с 1966 года регулярно проводятся международные соревнования.

    Наиболее значимые многодневные соревнования по спортивному ориентированию в странах Скандинавии ________________ ________________ ___

    В прибалтийских странах также проводятся крупные «многодневки » по спортивному ориентированию ________________ ________________ ______________

    В Советском Союзе спортивное ориентирование развивалось с середины тридцатых годов прошлого века. В ноябре 1991 года была создана Федерация спортивного ориентирования России. И российские спортсмены стабильно стали достигать высоких результатов на мировой арене, регулярно занимая призовые места во всех видах спортивного ориентирования .

    Значимыми регионами в развитии этого вида спорта в России являются Ленинградская область, Псковская область, Краснодарский край, Пермская область. Здесь регулярно проводятся многодневные открытые соревнования по спортивному ориентированию .

    В Ленинградской области в июне ежегодно проводится серия многодневных соревнований, даты проведения которых в 2014 году:

      12 - 16 июня – 24-я многодневка "Невский Азимут" (Первенство России среди ветеранов бегом принадлежит Н. Волкову из КСО "Азимут")

    В Псковской области соревнования проходят в июле, даты на 2014 год:

      03-14 июля - Фестиваль спортивного ориентирования «Алоль 2014», учебно-тренирово чный лагерь

      04-06 - Международные соревнования по спортивному ориентированию «Иван Купала 2014»

      05-06 июля - Чемпионат и Первенство Псковской области 2014 (Многодневный кросс)

Чтобы хорошо ориентироваться на незнакомой местности, знать, где находишься, уметь выбрать лучший путь и пройти к намеченной цели, нужно регулярно упражняться с картой и компасом, тренировать зрительную память и наблюдательность. Рассмотрим основные "секреты", помогающие быстро и уверенно передвигаться по незнакомой местности.

Компас. Научиться пользоваться компасом нетрудно. Но компас, как правило, наилучшим помощником в ориентировании становится вместе с картой. В спортивном ориентировании пользуются специальными жидкостными компасами. Они позволяют быстро и просто взять с карты нужное направление и двигаться по местности по выбранному азимуту. Жидкость в ампуле компаса обеспечивает требуемую устойчивость стрелки компаса даже при беге. Пластина компаса имеет лупу для чтения насыщенных участков карт и шкалы для угловых и линейных измерений на картах, а также счетчик с цифрами от 0 до 9

Прежде чем начинать осваивать технику ориентирования необъодимо ознакомиться с , разобраться в том, что такое

Теперь, когда Вы узнали условные знаки и спортивную карту, продолжим постепенно осваивать технику ориентирования: выработать умение ориентировать карту, сличать ее с местностью и местность с картой.

Ориентирование карты. Оказавшись в незнакомой местности, прежде всего нужно сориентировать карту: её устанавливают так, чтобы линии север-юг на карте имели одинаковое направление со стрелкой компаса. Верх карты должен находиться в том же направлении, куда указывает северный конец стрелки компаса. После ориентирования карты все объекты, изображенные на ней, будут в полном соответствии с объектами местности. После этого приступим к "чтению" карты - сопоставим местность с картой и карту с местностью.

"Чтение" карты. Умение быстро читать и правильно понимать карту - сложный технический навык. Читают карту только в сориентированном положении и только по ходу, т.е. в направлении движения. Особенность спортивных карт - читаемость с любого направления и даже "вверх ногами". Учиться чтению карт лучше всего на местности с хорошей обзорностью, в движении по дорогам или просекам, а также при азимутном ходе. Движение "по большому пальцу" - большой палец левой руки, держащей карту, направлен по линии движения, а ноготь фиксирует местоположение ориентировщика в данный момент - существенно облегчает процесс чтения карты, особенно новичкам. При чтении карты все ориентиры подразделяют на точечные, линейные и площадные. К точечным относятся объекты, изображаемые внемасштабными условными знаками (камни, ямы, родники, группы деревьев и т.п.). У линейных ориентиров - дороги, тропы, просеки, канавы, границы леса и вырубок, овраги, промоины - протяженность превышает их ширину. Площадные ориентиры - пруд, озеро, поляны, вырубки, лес, большие холмы, долы, склоны. Точечные и линейные ориентиры воспринимаются проще, так как в большинстве своем требуют восприятия на плоскости. Рельеф местности невозможно воспринимать без развития объемно-пространственного мышления, он наиболее сложен при чтении карты. Важную роль при чтении карты играет "память карты", т.е. способность быстро запечатлевать и сохранять образ карты или местности. "Память карты" позволяет реже обращаться к карте, меньше тратить времени на сличение ее с местностью при определении своего стояния, выборе пути.

Движение по азимут у. Любое направление может быть выражено как угол по отношению к направлению на север. Это направление под заданным углом и называется "азимутом". Держать азимут просто, если использовать ориентировочный компас с платформой.

Несколько простых советов:

¤ установите компас на карте таким образом, чтобы продольная сторона платформы соединяла начальную и конечную точки маршрута;
¤ вращайте колбу компаса, пока красные линии на колбе не станут параллельны направлению меридиана на карте. Двойная риска на колбе должна смотреть в сторону севера!;
¤ снимите компас с карты и держите его перед собой так, чтобы продольная грань платформы смотрела от вас;
¤ поворачивайтесь вокруг своей оси до тех пор, пока северный конец стрелки не окажется между двойной риской на колбе компаса;
¤ выберете далеко впереди какой-то ориентир и двигайтесь к нему, затем повторите все операции сначала.

Чтобы выдержать на местности азимутный ход, с определенным компасом, необходимо периодически делать "проверку" - засечку ориентиров по направлению движения. Для этого требуется научиться фиксировать взглядом возможно более далекий ориентир и пытаться не выпускать его из поля зрения при движении. Это точный азимутный ход. Но бывает и приближенное, грубое азимутное движение по крупным площадным или линейным ориентирам, при движении в "мешок" (к пересечению двух линейных ориентиров). Говоря об азимутном движении, нельзя не сказать о движении с упреждением. Смысл его заключается в том, что движение планируется не в точку, а с заведомым отклонением в ту или иную сторону. Обычно это делается для выхода на линейный ориентир, чтобы затем продолжить по нему движение к цели. При азимутном движении на расстояние больше 200 м не надо забывать о карте. Необходимо тщательно следить за местностью, пройденным расстоянием; периодически, желательно по памяти, сопоставлять местность с картой, чтобы всегда знать свое местонахождение. "Азимутное чутье" приходит после многочисленных тренировок в течение нескольких лет.

Измерение расстояний. Расстояния измеряются по карте и на местности: на карте - на глаз или по шкале планки компаса, на местности - на глаз, по времени движения и подсчетом пар шагов. Самые точные измерения на карте - линейкой компаса, на местности - парами шагов. Пройденное расстояние можно контролировать по основным ориентирам, встречающимся на пути движения. Контроль расстояний счетом пар шагов требует предварительной подготовки, при которой оценивается длина пар шагов в разных условиях передвижения; по дороге, лесу, в гору, под гору, по пересеченной местности, бегом, шагом и т.д. Для определения длины пары шагов отмеряются и проходятся участки в сто метров или между ориентирами в соответствии с картой.

Движение по цепочке ориентиро в. Придерживаясь надежных и легко опознаваемых на местности ориентиров, можно пройти к намеченной цели. При таком способе передвижения нужна техника ориентирования: сличение карты с местностью, владение компасом и измерение расстояний. Основное требование такого движения - связь карты с местностью. Потеря ориентировки (точки своего местонахождения) может доставить много неприятных минут: придется найти новый надежный ориентир и "привязаться" к карте. Чтобы этого не случилось, реализуя путь по цепи ориентиров, необходимо постоянно следить по компасу за направлением линейных ориентиров и за азимутом при пересечении площадных ориентиров. В этом случае не будет ошибок и "соскальзываний" на неверный путь, который может быть отмечен на местности ориентирами, аналогичными и подобными выбранным для движения.



 

 

Это интересно: