→ В чем противопоставление сатина и луки. Кто прав в споре о правде — Лука или Сатин? (по пьесе М. Горького «На дне»). Образ героя в произведении

В чем противопоставление сатина и луки. Кто прав в споре о правде — Лука или Сатин? (по пьесе М. Горького «На дне»). Образ героя в произведении

В пьесе Максима Горького “На дне” показана жизнь низших слоев общества, отражены надежды и чаяния беднейших его слоев, приоткрыт для читателей духовно-нравственный мир людей, которые до этого считались изгоями. В произведении показаны две основные жизненные позиции, две “правды”, их исповедуют два героя: Лука и Сатин. С помощью этой антитезы Горький показал брожение мысли на дне общества.

Лука - странник, бродяга, у него сложилось свое понимание правды. Этот герой превыше всего ставит чувства человека, он считает, что “...человека приласкать - никогда не вредно...”, - надо гуманно к нему относиться. На деле же это выражается в том, что Лука говорит почти каждому персонажу пьесы то, что тот хочет услышать. Пеплу, например, то, что тот может выбраться со дна, Анне, что существует лучший мир после смерти, Актеру, что существует лечебница для алкоголиков, где его (Актера) могут вернуть к нормальной жизни.

На первый взгляд кажется, что эти его поступки оправданны: действительно, Анна получает утешение в свой последний час, Актер и Пепел надежду, но дальнейшее развитие пьесы полностью опровергает правду Луки. Пепел попадает в тюрьму, а Актер, понимая, что иного выбора нет, кончает жизнь самоубийством. Надежды, появившиеся было этих героев, рухнули, придавив их своей тяжестью.

Получается, что со дна нет выхода, что герои пьесы находятся в жизненном тупике, что у них нет ни надежды, ни шанса что-либо изменить?

Нет! В финале пьесы ярчайшие монологи произносит до сих пор ничем не выделявшийся Сатин. Странно слышать такие слова из уст обычного босяка, но в этом и состоял замысел великого писателя, чтобы показать, как у человека, оказавшегося на краю пропасти, возникает желание перепрыгнуть ее, разрушить оковы, о которых поется в любимой песне босяков, и снова зажить полной жизнью.

Правда Сатина состоит в том, чтобы трезво смотреть на вещи, чтобы смело идти вперед к своей цели, чтобы не обманывать самого себя ложными надеждами. Читатель не может не согласиться с такой точкой зрения, она подтверждается всем ходом пьесы. “Не унижайте человека жалостью!” - говорит Сатин, и действительно, прочитав пьесу, мы понимаем, что жалость лишь унижает человека, делает его еще несчастнее. А человек, “человек - это звучит гордо!”, правда его - Бог.

Однако правда Луки и правда Сатина далеко не во всем противопоставлены друг другу, так, Лука говорит: “Человека уважать надо”, а Сатин - о Луке, что тот “...умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...”

В пьесе “На дне” отражена одна из вечных проблем человеческого бытия: ложь во спасение - зло или благо.

По произведению Горького трудно сделать выбор между двумя правдами: трудно не сказать умирающему слова утешения, с одной стороны, и нельзя не согласиться с Сатиным, с его пониманием правды. В этом и проявился гений Горького: в умении поставить философский вопрос и осветить его с разных сторон, показать разные точки зрения. Писатель смог выступить не как судья, а как “беспристрастный свидетель жизни”. И не раз еще человек, оказавшийся перед выбором, будет обращаться к великому произведению русской классики.

Кто из них более вдохновенный утешитель? Легкий путь противопоставления героев, идущих сквозь весь персонажный ряд пьесы, втянутых невольно в центральное событие пьесы (убийство Васькой Пеплом хозяина ночлежки Костылева), – путь во многом обманчивый. И не потому, что Лука первым, как мы заметили, почувствовал: неутомимый шутник, пересмешник Сатин, говорящий порой жестокие, циничные слова (“Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!”), не лицедей, обманывающий самого себя, а тоже страдалец.

“Веселый ты, Костянтин приятный! ” – говорит Лука, мягко, ненастойчиво спрашивая его о той стезе, с которой он “свихнулся”. Лука чувствует, что оба они утешители, кроме слов да еще немалого жизненного опыта ничем не располагающие. Только слова утешения у них разные. В Луке живет праведник, носитель идей сострадания, в Сатине же много вложенных идей грядущего технократического, интеллектуального обновления человечества, идеи о величии разума человека. Кажущиеся антиподы, Сатин и Лука, во многих случаях ведут себя почти одинаково.

И Лука, и Сатин пробуют спасти Ваську Пепла и Наташу, видя, какую коварную интригу спланировала Василиса, любовница Пепла, жена Костылева. Даже после ухода Луки, ухода, обычно трактуемого как бегство лжеца, сеятеля иллюзий, как крах его (хотя старик и не обещал никому задержаться здесь!), именно Сатин страстно защищает его: “Дубье молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, – всех хуже! Ты – ничего не понимаешь И – врешь! Старик – не шарлатан!

” Может быть, сейчас, не сглаживая противоположности многих мотивов утешительства (тема Луки) и одического, риторического восхваления человека (тема Сатина), следует видеть в героях двойственную, противоречивую, мятежную, еще не скованную догмами душу Горького тех лет? Позднее – уже в пьесе “Враги” (1907), тем более в повести “Мать” (1906), этого спасительного для таланта духа исканий, сомнений, “гамлетизма” в Горьком не будет. Но и жизни, многомерности героев не будет. Как, впрочем, и полифонизма страстей. Пьеса “На дне” запечатлела переломный момент во всей судьбе Горького.

Он, словно боясь отстать от революции, от ее боевых, категоричных законов, щедро рассыпает по тексту реплики, осуждающие Луку. В пьесе отчасти выстроена целая линия осуждения, даже высмеивания Луки. Талант Горького сопротивлялся схематичному делению героев на “положительных” и “отрицательных”. Сейчас совершенно очевидно, что не оправдано ничем такое хлесткое суждение: “Люди дна прежде всего теряют свое имя, и это обстоятельство становится одним из лейтмотивов пьесы. Все обитатели ночлежки имели его когда-то Все, потерявшие имя, мертвы”5 . Так ли это в замечательной пьесе? Даже выбор имен для персонажей, их исходный смысл в ней весьма не прост.

Имя Лука, конечно, ассоциируется со словом “лукавый”. Но оно означает и совсем другое: “светлый”.

Имя Константин, данное Сатину, означает “постоянный”, в данном случае устойчивый резонер, который, даже передразнивая Актера (“организм Органон”), помнит: органон в переводе с греческого означает “орган знания”, “разумность”. Не организм отравлен алкоголем, а поврежден орган знания, источник разумности. Столь же многозначительны и другие имена: Василиса (“царствующая”), Настя (“воскресшая”), Наталья (“утешаемая”)6 . Построение пьесы, чрезвычайно сжатой, часто переходящей в многоголосый хор, вся площадка подвала, поделенная на человеческие ячейки, параллельно развивающиеся конфликты, объединяющие героев в пары и треугольники, позволило стянуть очень многие противоречия драмы в удивительное целое.

И эти пружины, “часовой завод” пьесы, не расслаблены доныне. Каждый акт кончается, например, смертью – Анны, Костылева, Актера (именно он “песню испортил”), но ни одна из смертей не несет очистительного катарсиса. Читатель и зритель, вероятно, так до конца и не разгадают: идет ли в пьесе движение судеб героев сплошь по наклонной плоскости, торжествует ли одно зло, продолжается ли “кораблекрушение”? Или в этом трюме свершается и нечто иное – происходит утверждение новых ценностей, восхождение солнца (вспомним и песню “Солнце всходит и заходит”, звучащую в пьесе). Завершая анализ словесной материи пьесы, ее реплик, обратите внимание на афористичность, обилие жизненно-бытовых формул, речевых жестов, на пунктир лейтмотивов, говорящих о законности “мечты”, “веры”, о высоком предназначении человека.

Следует подчеркнуть, что Горький как бы боялся холодной чеканки, внешнего блеска фраз. В любом эпизоде пьесы, как сигналы трудного восхождения к истине, не даруемой свыше, мелькают многоточия, паузы, своего рода провалы, прорывы в цепи общения, коммуникации. Есть муки слова и в монологах Сатина, и в косноязычных протестах Клеща, и в трудном речетворчестве Бубнова. Все это говорит о том, как сложен был путь героев ночлежки и самого Горького к трезвой правде и к просветляющей жизнь мечте. Вопросы для самостоятельного анализа пьесы
1. Лука и Сатин: антиподы или родственные души?

Почему Сатин неожиданно защищает Луку (“Старик – не шарлатан!”) на суде обитателей ночлежки после ухода старика? 2. Как раскрывается скрытый смысл имени Лука (“светлый”) в отношениях странника к Ваське Пеплу и Наталье, Актеру и Анне, Бубнову и Сатину?

Каковы особенности психологизма Горького, воплощенного в сказочках, притчах, назидательных притчах, в фигурной речи Луки? 3. Являются ли монологи Сатина о человеке, о правде – боге свободного человека переходным звеном от былых романтических верований Горького (образы Данко и Сокола) к будущему поклонению разуму, научному знанию? 4. Сказывается ли в поведении героев пьесы этимология имен: Лука (“светлый”), Настя (“воскресшая”), Василиса (“царственная”), Константин (“постоянный”) и др.? 5. Почему серии афористических высказываний, рифмующихся реплик как важнейшей особенности стилистики “На дне” были неизбежны? Чем нов афористический стиль в спорах о Правде и Человеке на рубеже XX века?

(No Ratings Yet)

Сатин и Лука – антиподы или родственные души?

Другие сочинения по теме:

  1. Лука – врачеватель душ или лжец? …Старик! Он умница!.. Он подейство- Вал на меня, как кислота на старую и Грязную...
  2. Сочинение-размышление на примере произведений “На дне” и “Гнусный обманщик”. Концепция пьесы М. Горького “На дне” основана на двух понятиях –...
  3. Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой. Беранже Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое...
  4. Пьеса “На дне”, законченная Горьким в 1902 году. Она как бы подводила итог всему предшествовавшему периоду творчества писателя. В ней...
  5. Разными путями попали на “дно” – обитатели ночлежки. Васька Пепел – потомственный вор. Настя совсем не знает своих родителей. Барон...
  6. Раскрывая проблематику этой пьесы, нельзя сводить ее только к задаче изображения людей “дна”; следует подробно остановиться на отдельных ее аспектах:...
  7. С большой любовью и теплотой изображал Островский артистов, с жизнью и характерами которых был хорошо знаком. Прослушаем сообщение ученика “Образы...
  8. В основе пьесы Максима Горького “На дне” (1902) – спор о Человеке и его возможностях. Действие произведения происходит в ночлежке...
  9. Во всех пьесах М. Горького громко звучал важный мотив – пассивный гуманизм, обращенный лишь к таким чувствам, как жалость и...
  10. Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького “На дне” В ряду первых рассказов М. Горький показал ужасающие картины русской...
  11. Россия конца 1890-х – начала 1900-х годов переживала глубокий социально-экономический кризис. Это было время противоречий между “верхами” и “низами”. В...
  12. Гуманизм пьесы М. Горького “На дне”. Россия конца 1890-х-начала 1900-х годов переживала глубокий социально-экономический кризис. Это было время резко обострившихся...
  13. Проблематика пьесы Горького “На дне” В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших...
  14. Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: “смех сквозь слезы”. Гоголевский смехЕ Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже...
  15. Твір по літературі: Проблема щирого й помилкового гуманізму в п’єсі “На дні” Максим Горький – найбільший письменник свого часу. У...
  16. Все произведения Горького содержат в себе сложную нравственную проблематику. Не исключение и пьеса “На дне”. В ней автор объединил множество...
  17. Твір по літературі: Тільки чи соціальні умови винуваті в проблемах героїв п’єси М. Горького “На дні” Твір Максима Горького “На...
  18. Итак, нынешние хозяева жизни – купцы, владельцы пароходов, барж, предприятий с их духом предпринимательства и бьющей через край энергией –...

Человек — вот правда!

М. Горький. На дне

Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в 1902 году, накануне первой русской революции. Она дает яркое представление не только о классовом антагонизме и соци-альных язвах старого общества, но и о тех сложных про-цессах умственного брожения, которыми были охвачены даже самые отсталые, неприкаянные слои народа.

Главными философами ночлежки в пьесе являются Са-тин и Лука. Философия Сатина — веселый цинизм, вос-приятие жизни как игры, поскольку сам он — шулер. И хотя Сатин — человек с причудами и неожиданностями, мысль его способна вырваться из рамок привычного обра-за жизни босяков.

В образе Луки мы видим простонародного бродячего философа, в котором воплотились поиски и блуждания значительной части социальных низов, стремление к исти-не, высокой нравственности, «порядку». Лука — предста-витель христиански окрашенной, самобытной системы взглядов, в которой есть и детская вера, и стремление уте-шить и ободрить, и доля чуткости, своя этика и своя иро-ния: «Слышь, не мешай! Тут — женщина помирает... уж губы у нее землей обметало... не мешай!» Но, проповедуя веру в человека, уважение к нему, этот странник больше жалеет людей, чем уважает.

Лука много странствовал в необычный период исто-рии, когда духовная жизнь народа принимала все более интенсивный характер. Старик с прохладцей относится к представителям власти. На вопрос Медведева: «Кто такой? Как будто я тебя не знаю...», — Лука отвечает резко и даже чуть презрительно: «А остальных людей — всех знаешь?»

Лука — очень внимательный и наблюдательный чело-век, ему интересно знать, как все устроится в будущем, какова будет жизнь, в данное время полная зла и неспра-ведливости. У него богатый жизненный опыт, он знает много правдивых историй и делает свои, очень интересные выводы: «Сибирь человека ничему не научит, а человек... он многому может научить... и очень быстро».

Но слабое место в мировоззренческой концепции Луки — это отсутствие объективных истин: «во что ве-ришь, то и есть». Получается, что под маской утешения и веры он сеет среди обитателей ночлежки неверие, отчая-ние. Проповедуя веру в человека, он дарит героям пьесы надежду лишь на короткое время, вслед за тем наступает горькое разочарование. Это происходит потому, что втайне старец убежден, что реальное положение человека изме-нить невозможно.

В результате деятельности Луки люди продолжают жить в ложном, ими же придуманном мире. И одно из самых страшных последствий этого — самоубийство Актера, об-надеженного старцем и в конце концов понявшего, что все это ложь.

Получается, что истине Лука зачастую предпочитает иллюзии, ложь, хотя и «ложь во благо»: «Чего тебе правда больно нужна... Она, правда-то, может, обух для тебя».

Сатин в пьесе М. Горького «На дне» является идей-ным противником Луки. Хотя именно старик привел его к размышлениям, Сатин придерживается других прин-ципов и поднимает на недосягаемую высоту мысль о ценности человека: «Человек — свободен!» Если Лука выдвигает теорию о том, что люди ценны не сами по себе, а как материал для лучшего, Сатин сумел пойти дальше в своих рассуждениях: «Все — в человеке, все для чело-века! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!.. Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!»

И пусть Сатин — больше человек слова, а не дела, его речь, его понимание свидетельствуют о том, что вера в жизнь, сама искра жизни не погасла «на дне». В одном из своих афоризмов Сатин выступает яростным противником Луки: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свобод-ного человека». Материал с сайта

Для меня очень ценны оба этих персонажа: их взгля-ды, мировоззрение. С появлением Луки обитатели ноч-лежки начали думать, искать, им захотелось более свет-лой жизни, хотя они, вероятно, сами понимали это смутно.

Если не толкнуть колесо, оно не завертится. Именно с подачи Луки Сатин в своих размышлениях пришел к вы-воду о значимости человека. Он пошел дальше Луки, пото-му что выбрал более прямой и честный путь. Именно Са-тин сумел поверить в человека и отвергнуть ложный гума-низм Луки: «Человек — вот правда!» Но, придя к верным выводам, Сатин так и остался индивидуалистом, каким был до этого.

Человек не может измениться сразу, для этого нужно время. Так и в жизни бывают периоды, когда необходим Лука с его утешительством, ободрением, вниманием к окружающим, но есть и минуты, когда только решитель-ное слово Сатина будет нести истину человеческому сердцу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • кто прав в споре о правде-лука или сатин
  • кто прав о споре о правде
  • кто прав сатин или лука
  • мне ближе правда луки потому что
  • человек-вот правда.сатин

На вопрос Сатин и Лука - антиподы или родственные души? заданный автором Ўленька Фея)) лучший ответ это Герои пьесы Горького «На дне» Сатин и Лука во многом антиподы: у них разные взгляды на жизнь, разный круг общения, но, в то же время, их можно назвать родственными душами.
В пьесе «На дне» было лишь два человека, которые в отличие от других, понимали друг друга. Один из них Сатин – бывший вор и жулик, низкий человек, легкомысленный. Любое появление его на улице заканчивается для него очень плачевно - все начинают гнать его, встречают оскорблениями или просто плюют в его сторону, поэтому в рассказе мы чаще встречаемся с ним именно в темной и тесной ночлежке, нежели на улице, то есть если он хочет погулять, то сперва подумает, а стоит ли? Ведь там его никто не ждет и не понимает, практически каждый будет настойчиво объяснять, что и без него здесь тошно. Его не считают за человека - его гонят - именно за его проступки в прошлом, поломавшие всю его жизнь. Все это отразилось и сказалось теперь на отношении к нему окружающих его людей. Хитрость, до сих пор не пропавшая в нем, напоминает о себе, что делает Сатина в глазах людей еще более опасным, отчего его сторонятся и избегают. Но все это с ним по большей части происходит на улице, а в ночлежке он считается даже своим. Здесь к нему привыкли. Сатин не упускает возможность скинуться в карты вечерком С Татарином и Бароном, чему он научился, сидя в тюрьме за убийство. Тюрьма оставила свой след в его жизни – наверно, именно там у него входит в привычку коверкать слова, например, для него нос – это что-то вроде «нюхалки» , организм для него – это «органон» . Если что-то кому-то из ночлежки не нравится в его действиях, то сразу начинают упорно напоминать кто он такой (вор) , что не очень приятно, отчего может в нем и рождается та циничность к людям. Смерть человека – это для него пустяк! Который если его не касается, то он и не обращает на него должного внимания. Когда умирает Анна, Сатин утверждает, что это проблемы Клеща, а значит и решать он их должен сам.
И тут появляется Лука - странствующий старикашка, ищущий тепло. А где тепло – там и Родина, по его мнению. Со всеми мучениками ночлежки у Луки нет проблем в отношениях, проститутка Настя даже влюбляется в него, хотя он ей в прадеды годится! Но только хозяева не понимают, что он здесь в виде Родины нашел, и хотят, чтобы он как можно скорее съехал. Гриб поганый – вот таким, по мнению Василисы, является Лука. А Костылев и вовсе его терпеть не хочет и не может. В ночлежке все становится правильнее, интереснее, с приходом Луки проблемы решаются лучше – его по большей части уважают, но не верят его сказкам. От него не становится теснее во всех отношениях.
Самыми теплыми чувствами проникнет к Луке Сатин. Он находит что-то свое, родное, теплое. Все представители дна были удивлены, когда увидели, что Сатин уважает и хорошо относится к Луке. От него этого никто не ждал, настолько это было невероятно. Сатин начинает понимать, после общения со старикашкой, что все в жизни возможно, стоит лишь только захотеть.
Лука и Сатин – люди разные в стилях жизни, в общении, но в одном мнения схожи – человек – вот, правда. Сатин хочет стать человеком, он хочет, чтоб пропала та давняя ненависть к нему, которая прилипла к прохожим на улице, но видимо, поздно что-то менять, это так и остается его мечтой!
Таковым человеком можно считать Луку. Он верующий, а значит, к грехам не сильно привык. Правда сомневается, есть ли на самом деле бог.
Цель жизни Луки – прожить как можно лучше, с пользой в основном не для себя, а для людей. Чем больше он помогает, тем светлее становится жизнь человека, которому он помог. Этой помощи, видно, хозяева не понимают и добиваются того, что Старикашка исчезает вовремя, что считает правильным! Единственный, кто пытался хоть как-то удержать Луку был, конечно же, Сатин, чувствуя, что теряет близкого друга. Узнав о том, что все-таки он ушел, Сатин смиряется и продолжает жить, но уже с несколько другим взглядом на жизнь – положительным.

Правда Луки : человек нуждается в жалости, поэтому человеку можно даже солгать, если ложь принесет облегчение Правда Сатина : человек заслуживает того, чтобы в любых обстоятельствах знать о себе правду, хотя эта правда может быть и жестокой
«… Куда нам – мертвых жалеть? … Живых – не жалеем…сами себя пожалеть-то не можем…»; «Надо … кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть … хорошо бывает!»; «Она, правда-то, не всегда по недугу человека … не всегда правдой душу вылечишь…» «Человек – вот правда!», «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека.»; «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью… уважать надо!»; «Человек – выше сытости!»; «Человек рождается для лучшего!»

Тест

М.Горький «На дне»

Лука (задумчиво, Бубнову). Вот... ты говоришь - правда... Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил...
Бубнов. Во что-о?
Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле - особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке - завсяко-просто - помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он - бедный, жил - плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, - духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько - пожду... а потом - брошу всю эту жизнь и - уйду в праведную землю...» Одна у него радость была - земля эта...
Пепел. Ну? Пошел?
Бубнов . Куда? Хо-хо!
Лука . И вот в это место - в Сибири дело-то было - прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел - нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной - нет!..
Пепел (негромко). Ну? Нету?
Бубнов хохочет.
Наташа . Погоди ты... ну, дедушка?
Лука . Человек - не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои - ни к чему, если праведной земли нет... Ученый - в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился - как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил - есть! а по планам выходит - нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему - раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой - и удавился!..
Все молчат.

Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.



 

 

Это интересно: