→ С миру по нитке: История возникновения гимнастики. История возникновения гимнастики. Атлетизм История создания гимнастики

С миру по нитке: История возникновения гимнастики. История возникновения гимнастики. Атлетизм История создания гимнастики


Зарождение гимнастики как вида спорта…………………………………… 2

Место и значение гимнастики в системе физического воспитания……... 3

Гимнастика в программе Олимпийских игр……………………………… 21

Современное состояние гимнастики на Тамбовщине…………………… 26

Литература……………………………………………………………………. 28

Зарождение гимнастики как вида спорта


Расцвет и упадок


Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого "гимнос" - обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными.

Гимнастика древних помимо общеразвивающих и военных упражнений, упражнений в верховой езде, плавания, имитационных и ритуальных танцев содержала и упражнения, по которым проводились публичные состязания - бег, прыжки, метания, борьба, кулачный бой, езда на колесницах, включавшиеся в программы Олимпийских игр древности, проводившихся с 776 года до н.э. по 392 год н.э. в течение 1168 лет.

После падения Римской империи, в средние века, когда господствовало мракобесие и схоластика, аскетизм, достижения античной культуры и искусства, в том числе и гимнастика, были забыты.

С утверждением на рубеже XIV-XV вв. гуманизма - направления общественной мысли, характеризующегося защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего, в том числе и физического, развития борьбой за человечность общественных отношений - начинается обращение к культурному наследию античности. В систему воспитания постепенно внедряется физическое воспитание - гимнастика. Значительную роль в ее возрождении сыграло сочинение итальянского врача Иеронима Меркуриалиса (1530-1606) "Об искусстве гимнастики", взгляды на воспитание французского писателя, автора романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле (1494-1553), швейцарского педагога Песталоцци (1746-1827), французского философа-просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778), чешского педагога Яна Амоса Каменского (1592-1670).


Второе рождение гимнастики


В конце XVIII - начале XIX вв. в Германии в педагогике под влиянием идей гуманистов сложилось течение филантропистов. В созданных ими школах - филантропинах - важное место заняла система физического воспитания - гимнастика, которую разработали и преподавали Г. Фит (1763-1836), И. Гутс-Мутс (1759-1839). Завершил создание системы немецкой гимнастики Ф. Л. Ян (1778-1852), разработавший гимнастическую систему, названную "турнен", и обогатившую немецкую гимнастику упражнениями на перекладине (турнике), кольцах, брусьях и коне.

Оригинальные системы гимнастики были созданы: во Франции Ф. Аморосом (1770-1847), в Швеции (шведская) П.-Г. Лингом (1776-1839), а в Чехии (сокольская) - Мирославом Тыршем (1832-1884).

Непросто установить, когда гимнастика, система физического воспитания, стала видом спорта. Известно, что в 1817 г. 80 учеников Ф. Амороса провели публичные состязания в Париже, что в Греции, в Афинах, начиная с 1859 г., не раз предпринимались попытки возродить античные Олимпийские игры, и проводились соревнования по многим видам физических упражнений и гимнастике. Можно предположить, что ученики Ф. Яна пытались мериться силами, соревноваться в выполнении упражнений, а ученики М. Тырша - "соколы" - проводили слеты, на которых гимнасты демонстрировали свои успехи и, естественно, эти успехи как-то сравнивались. Но все это эпизоды. Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 г., когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр. И с тех пор остается их подлинным украшением.

С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике - системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке - лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.

Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье - опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения - и по отдельным видам.

С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла современный вид - шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина.

Место и значение гимнастики в системе физического воспитания


Гимнастика как вид спорта и цельная система физического воспитания зародилась в Древней Греции. О благотворном влиянии регулярных занятий гимнастикой на гармоничное развитие личности писали и говорили Гомер, Аристотель и Платон. Помимо привычных для нас общеразвивающих и специальных упражнений гимнастика древних греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду (верховую и на колесницах) и т.д. По одной из версий, само слово «гимнастика» происходит от греческого «gumnos» (обнаженный): как известно, древнегреческие атлеты выступали на состязаниях без одежды.

Ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало – под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, – духовному, возвышенному. В 393 гимнастика была официально запрещена.

В древности с гимнастикой были знакомы не только греки. К примеру, в Китае и Индии несколько тысячелетий назад тоже практиковались гимнастические упражнения – в основном в лечебных целях. Уже тогда были известны и специальные приспособления, похожие на некоторые современные гимнастические снаряды. Так, в древнем Риме для обучения основам верховой езды использовалось некое подобие известного нам «коня».

С началом европейского Возрождения вновь пробуждается интерес к гимнастике древних греков: мыслителями Ренессанса она воспринимается как средство укрепления здоровья и общефизического развития человека. Постепенно закладываются теоретические основы системы физического воспитания (Руссо, Песталоцци и др.). Непосредственным предшественником современной спортивной гимнастики в XVI–XVII вв. стала весьма популярная тогда вольтижировка (упражнения и прыжки) на столе и коне, лазанье по шесту и стенке, поддержание равновесия на канате и деревьях.

Зарождение и развитие современной спортивной гимнастики. В XVIII – начале XIX вв. в Германии формируется система физвоспитания, в основу которой была положена гимнастика. Зачинателем немецкого гимнастического движения стал Ф.Л. Ян. Он значительно расширил «гимнастическую область» и изобрел новые упражнения и снаряды (включая перекладину и брусья), заложив тем самым основы современной спортивной гимнастики. В 1811 Ян открыл первую гимнастическую площадку (недалеко от Берлина), а пять лет спустя опубликовал – вместе с одним из своих учеников Е.Айзеленом – книгу Немецкая гимнастика: в ней содержались описания основных упражнений и необходимые методические рекомендации. Приблизительно к этому времени относятся и первые публичные выступления гимнастов.

Собственные системы физвоспитания разрабатывались в Чехии, Швеции и Франции, а чуть позже – и в России. В этот период культивировались упражнения на снарядах и опорные прыжки. Хотя вольные упражнения в том или ином виде были известны еще несколько веков назад (например, по выступлениям бродячих цирковых трупп, демонстрировавших среди прочего необычные номера на полу или на земле), как одна из гимнастических дисциплин они получили признание не сразу.

В своем развитии спортивная гимнастика прошла несколько этапов: со временем менялись требования к ней и, соответственно, ее содержание. История гимнастики XIX в. во многом определялась противоборством двух принципиально разных систем: шведской, в которой упор делался, прежде всего, на вольные упражнения (в широком смысле), и немецкой, тяготевшей к упражнениям на снарядах.

В середине столетия в Германии появляются первые закрытые гимнастические залы (до этого действовали лишь открытые площадки). Начинают проводиться официальные соревнования по спортивной гимнастике. Во второй половине XIX в. Европа, а позже и Америка переживают настоящий гимнастический бум.

А следующий век можно с полным основанием назвать «веком гимнастики». Хотя современная программа гимнастических соревнований определилась далеко не сразу. К тому же проходили они необычно. Состязания гимнастов нередко устраивались на открытом воздухе. Не существовало поначалу и единых технических требований к гимнастическим снарядам: зачастую национальные сборные приезжали на международные соревнования с собственным «реквизитом».

До Второй мировой войны успешнее других выступали гимнасты Германии, Чехословакии, Франции, Италии, Швейцарии Финляндии, США, Югославии, Венгрии. В 50-е в мировую гимнастическую элиту вошли спортсмены СССР и Японии, позже – Румынии, Китая и Болгарии, а с распадом СССР – представители России, Украины и Белоруссии.

Международная Федерация гимнастики. В 1881 создается Европейская гимнастическая федерация (ФЕГ), в которую поначалу входили всего три страны: Бельгия, Франция и Голландия. Основателем и первым президентом Федерации стал бельгиец Николас Куперус. В 1921 – с появлением в составе ФЕГ первых неевропейских стран – она реорганизуется в Международную Федерацию гимнастики (ФИЖ), которая сейчас объединяет спортивную гимнастику и смежные дисциплины: общую гимнастику, художественную гимнастику, прыжки на батуте, спортивную аэробику и акробатику.

ФИЖ – старейшее международное спортивное объединение. И одно из самых многочисленных: на январь 2002 в Федерации состояли 125 стран. В различных клубах во всем мире гимнастикой сейчас занимаются более 30 миллионов человек. В мировых и континентальных первенствах участвуют в общей сложности около 2 500 мастеров.

Европейский гимнастический союз. Интересно, что первенство Европы по спортивной гимнастике стали разыгрывать задолго до того, как в Старом Свете появился соответствующий руководящий орган. В 1955 состоялся первый чемпионат Европы среди гимнастов-мужчин. Два года спустя в борьбу за европейское «золото» вступили и женщины. Вплоть до середины 1980-х чемпионаты Европы проводились под эгидой ФИЖ, – причем соревнования среди мужчин и среди женщин проходили в разное время и в разных странах.

В 1982 создается Европейский гимнастический союз (УЕЖ). Чемпионат Европы 1986 в Германии стал первым, который Союз организовал и провел самостоятельно – без помощи Международной Федерации (в том же году в состав УЕЖ вступил СССР).

В настоящее время в Союз входит 46 стран. УЕЖ – одно из самых многочисленных и активных спортивных объединений континента. Помимо чемпионата, разыгрывается Кубок Европы, проводится множество других соревнований (для разных возрастных групп), фестивалей и других мероприятий, связанных со спортивной гимнастикой.

Самый титулованный «европеец» среди гимнастов – югослав Мирослав Церар, дважды выигрывавший звание абсолютного чемпиона континента и завоевавший, в общей сложности, 21 медаль (из них 9 золотых).


Спортивные виды гимнастики.


СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА (греч. gymnastike, от gymnazo – упражняю, тренирую), один из древнейших видов спорта, включающий в себя соревнования на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках. В настоящее время на международных турнирах гимнасты разыгрывают 14 комплектов наград: два в командном зачете (мужчины и женщины), два в абсолютном индивидуальном первенстве (мужчины и женщины) и десять в отдельных видах многоборья (4 – у женщин, 6 – у мужчин).

В программе Олимпийских игр с 1896.

Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

Правила. Программа соревнований по гимнастике. Упражнения на брусьях. Различают параллельные (муж) и разновысокие (жен) брусья. Снаряд представляет собой две деревянных жерди овальной (в сечении) формы, укрепленные на металлической станине: у мужчин – на высоте 1,75 м, у женщин – 1,65 и 2,45 м. (Высота всех гимнастических снарядов отсчитывается от поверхности расположенных возле них страховочных матов).

Женские упражнения на брусьях включают, прежде всего, обороты в обоих направлениях вокруг верхней и нижней жерди, а также различные технические элементы, исполняемые над и под ними с вращением вокруг продольной и поперечной оси при помощи хвата одной и двумя руками (а также без помощи рук).

Мужские упражнения на брусьях сочетают в себе динамичные (вращения, маховые движения и пр.) и статичные (горизонтальные упоры, стойки на руках) элементы. Гимнаст должен использовать всю длину снаряда, «работать» над и под брусьями.

Вольные упражнения (жен и муж) выполняются на специальном гимнастическом ковре 12 x 12м. Вокруг ковра проходит «граница безопасности» шириной 1 метр. Ковер (шерстяной или синтетический) имеет эластичную поверхность – достаточно плотную для толчков, но в то же время обеспечивающую спортсменам мягкое приземление. Вольные упражнения представляют собой комбинацию из отдельных элементов (кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках и пр.) и их связок, разных по темпу и «настроению».

По ходу выступления спортсмены должны максимально использовать всю площадь ковра. Оценивается сложность программы и отдельных ее элементов, а также чистота и уверенность исполнения. Не менее важна оригинальность представленной композиции и артистизм спортсмена – особенно у женщин, выступления которых проходят под музыкальный аккомпанемент и включают в себя отдельные танцевальные па, чем во многом напоминают упражнения из художественной гимнастики. Время выступления на ковре ограничено: 1 мин 10 сек у мужчин и полторы минуты у женщин.

Опорный прыжок (муж. и жен.). Выполняется с разбега с использованием дополнительной опоры (отсюда и название упражнения). Длина снаряда – 1,6 м, ширина – 0,35 м. Спортсмен разбегается по специальной дорожке длиной 25 м и шириной 1 м, отталкивается ногами от мостика – амортизирующего приспособления высотой 20 см, наклонного к линии разбега, – а затем производит дополнительный толчок руками (у мужчин допускается толчок одной рукой) от снаряда. Исполняемые прыжки могут быть прямые, сальто, с переворотом и т.д. У мужчин снаряд устанавливается на высоте 1,35 м параллельно дорожке разбега, у женщин – на высоте 1,25 м перпендикулярно дорожке. Еще одно существенное различие связано с формулой соревнований: мужчинам предоставляется только одна попытка, женщинам – две, по результатам которых выводится средний балл за выполнение упражнения. Оценивается высота и дальность прыжка, его сложность (число оборотов вокруг продольной и поперечной оси и пр.), чистота исполнения и четкость приземления.

Упражнения на бревне (жен) – гимнастическом снаряде длиной 5 м и шириной 0,1 м, закрепленном неподвижно на высоте 1,25 м от пола. Упражнение представляет собой единую композицию из динамичных (прыжки, повороты, «пробежки», сальто, танцевальные па и пр.) и статичных (шпагат, ласточка и т.д.) элементов, исполняемых стоя, сидя и лежа на снаряде. Спортсменки должны использовать всю длину бревна. Судьи оценивают гибкость, чувство равновесия и элегантность гимнасток. Продолжительность выступления – не более 1 минуты 30 секунд.

Упражнения на коне (муж.) – специальном снаряде с ручками, позволяющими выполнять маховые движения ногами. (Тот же снаряд, но только без ручек используется в опорном прыжке.) Конь фиксируется на высоте 1,05 м. Упражнения представляют собой комбинацию маховых и вращательных движений, а также стоек на руках, при выполнении которых должны быть задействованы все части снаряда.

Упражнения на кольцах (муж.) – подвижном снаряде в виде двух деревянных колец, закрепленных на специальных тросах на высоте 2,55 м. Упражнения на кольцах (подъемы, обороты и выкруты) демонстрируют не только гибкость, но и физическую силу спортсмена. Статические элементы этих упражнений не менее сложны для исполнения, чем динамические. По правилам, соскок с колец по окончании выступления должен представлять собой акробатический элемент. Как и при выполнении упражнений на перекладине, занимая исходное положение на кольцах, спортсмен может воспользоваться помощью тренера или ассистента.

Упражнения на перекладине (муж.) – штанге из полированной стали диаметром 27–28 мм и длиной 2,5 м, укрепленной на двух стойках при помощи растяжек на высоте 2,55 м. По правилам, выполняя вращения (в разных направлениях) вокруг перекладины, спортсмен не имеет права касаться ее телом. В ходе выступления он должен продемонстрировать различные типы хватов и умение чисто и четко переходить от одного их вида к другому.

Очередность выполнения программы обычно такова:

– вольные упражнения, упражнения на коне, на кольцах, опорный прыжок, брусья, перекладина (у мужчин);

– опорные прыжки, упражнения на брусьях, бревно, вольные упражнения (у женщин).

Судейство и оценка. Выступления гимнастов оценивают главный судья и восемь судей, «обслуживающих» тот или иной снаряд.

Судьи разбиты на две группы. Двое оценивают сложность и композицию упражнения по 10-балльной системе, а шесть других судей – технику исполнения. Для быстрой фиксации технических элементов, продемонстрированных гимнастом в ходе выступления, судьи используют более 1000 специальных письменных знаков – по типу стенографических.

Из оценки, выставленной первой группой судей, – своего рода «стартовой цены» (это – максимальная сумма баллов, которую может получить спортсмен за выступление), – вычитаются очки за допущенные ошибки: от 0,1 балла за небольшую погрешность до 0,4 балла за грубую ошибку. Падение со снаряда или на снаряд «стоит» 0,5 балла. По правилам, при выполнении опорного прыжка, а также упражнений на брусьях, кольцах и перекладине рядом со снарядом для страховки спортсмена может находиться ассистент, но если гимнаст вынужден воспользоваться его помощью, с выступающего автоматически снимается 0,4 балла. Заступ за ковер (при выполнении вольных упражнений) или несоблюдение временного лимита выступления тоже карается снижением оценки.

Группа судей, оценивающая сложность представленной программы, выставляет общую оценку. Судьи, следящие за техникой исполнения, выносят оценки независимо друг от друга: лучшая и худшая из них не учитываются, а из оставшихся четырех выводится средний балл.

Долгое время оценка в 10 баллов, по сути, считалась лишь теоретически возможной. В 1976 во время Олимпийских игр в Монреале юная румынская спортсменка Надя Команечи стала первой в истории гимнасткой, которой это удалось на практике. Причем высшей оценки Команечи была тогда удостоена 7 раз.

Во время командных соревнований и при розыгрыше абсолютного первенства оценки, полученные командой или отдельным спортсменом в различных видах программы, суммируются. На их основе выводится итоговая оценка. Гимнаст или команда, набравшие наибольшее количество очков, объявляются победителями.

В командном зачете действует схема «6–5–4». За каждую команду на соревнованиях выступает не более 6 спортсменов, на том или ином снаряде «работают» 5 из них, при этом в зачет идут лишь 4 лучших результата. (Раньше действовала схема «7–6–5».)

В командных соревнованиях, а также при розыгрыше индивидуального первенства (абсолютного и в отдельных видах программы) спортсмену предоставляется лишь одна попытка на каждом снаряде. Исключение составляют опорные прыжки среди женщин (см. выше).

Участники соревнований сами определяют «содержание» своих упражнений на том или ином снаряде, но их выступление должно отвечать существующим требованиям относительно типа и сложности используемых технических элементов.

В каждом упражнении выделяют начало, основную часть и окончание (соскок).

Формула соревнований, определение победителя. Крупные международные соревнования по спортивной гимнастике состоят из четырех этапов:

– Квалификационный (или предварительный) этап среди отдельных гимнастов и команд, по результатам которого определяется состав финалистов;

– Командный финал проводится среди 6 сильнейших – по итогам «квалификации» – команд (отдельно среди мужчин и среди женщин);

– Абсолютное первенство в индивидуальном зачете разыгрывается среди 36 лучших спортсменов;

– Первенство в отдельных видах разыгрывают по 8 спортсменов, показавших на предварительном этапе лучшие результаты в тех или иных упражнениях.

На больших соревнованиях на помосте, как правило, одновременно выступают шесть мужских или четыре женских команды (по количеству снарядов). Завершив выступление в одном виде программы, команда переходит к следующему.

На Олимпийские игры, – в отличие от чемпионата мира, – может попасть ограниченное число участников. Это 12 мужских и 12 женских национальных сборных, показавших лучшие результаты на предшествующем Олимпиаде чемпионате мира. Общее число участвующих в олимпийском турнире по гимнастике в индивидуальном зачете – 98 (и у мужчин, и у женщин). Помимо атлетов 12 лучших сборных в них входят представители стран, занявших на чемпионате места с 13-го и ниже, а также ряд спортсменов, отобранных Международной Федерацией гимнастики (ФИЖ) в индивидуальном порядке.

По правилам, в финальной части розыгрыша звания абсолютного чемпиона Олимпийских игр могут участвовать не более 3 представителей одной страны, а в розыгрыше первенства в отдельных упражнениях – не больше 2.

С 1997 в программу чемпионата мира по гимнастике и олимпийского гимнастического турнира больше не входят обязательные упражнения. На смену обязательной и произвольной программам, по результатам которых прежде определялись команды-призеры и состав участников финала в индивидуальном зачете, пришли квалификационный этап среди гимнастов и командный финал.

Некоторые другие правила. Гимнастика – один из тех видов спорта, в которых в последние десятилетия шел интенсивный процесс «омоложения». Своеобразный рекорд установила в 1987 румынская гимнастка Аурелия Добре, завоевавшая титул абсолютной чемпионки мира в неполные 15 лет. Еще моложе была ее соотечественница Даниэла Силиваш, двумя годами раньше получившая на чемпионате мира золотую медаль за победу в упражнениях на бревне. В настоящее время минимальный возраст участниц крупных международных турниров по гимнастике составляет не 15, – как раньше, – а 16 лет (столько спортсменкам должно исполниться в год проведения соревнований).

Есть в современной спортивной гимнастике и некоторые «процедурные» ограничения:

– переход от снаряда к снаряду осуществляется организованно;

– участникам соревнований предоставляется 30–40 сек на разминку, после чего их вызывают для выполнения упражнения;

– в ходе исполнения программы тренер не имеет права разговаривать с гимнастом;

– во время соревнований участники не имеют права покидать площадку без специального разрешения.

Правилами предусмотрены наказания – отдельных гимнастов и целых команд: например, за неявку на разминку. Неспортивное (и недисциплинированное) поведение атлетов наказывается штрафом.

Несоблюдение формы одежды тоже может сказаться на результатах выступления гимнаста. Первое замечание влечет за собой вычет баллов – и вплоть до снятия с соревнований в абсолютном зачете.

Во время исполнения упражнений на снарядах допускается использование специальных кожаных накладок для ладоней – во избежание повреждений.

О технике. Основу гимнастической техники составляют определенные положения тела на снаряде и выполняемые в ходе упражнения движения.

Вис – положение, при котором плечи спортсмена находятся ниже точки хвата, а упор – когда они располагаются выше точки опоры. Упор может осуществляться руками, ногами или туловищем.

Хват – определенный способ удерживания гимнаста на снаряде. Различают хваты: сверху, снизу, снаружи, оборотный хват рук с внутренней стороны снаряда, смешанный, скрестный, дальний и узкий (сомкнутый).

Группировка – положение, при котором тело максимально согнуто в поясе, соединенные вместе колени прижаты к груди, а руки обхватывают нижнюю часть ног.

Угол – положение тела (в висе или упоре), когда вытянутые ноги расположены под прямым углом по отношению к туловищу.

Шпагат – положение тела, при котором ноги максимально разведены.

Переход – перемещение спортсмена на снаряде вправо или влево при выполнении какого-либо технического элемента.

Подъем – переход из виса в упор или из более низкого упора в более высокий.

Перелет – перемещение гимнаста (из виса или упора) с одной стороны (части) снаряда на другую.

Круг – круговое движение над снарядом или его частью.

Оборот – круговое вращательное движение спортсмена вокруг оси снаряда или точек хвата.

Выкрут – выполнение упражнения вращательным движением в плечевых суставах.

Мах (вперед, назад или в сторону) – маятникообразное движение тела от одной крайней точки к другой. Выделяют также размахивание – аналогичное движение одних частей тела относительно других (в упоре) или всего тела около точек хвата (в висе), перемах – движение ногой (ногами) над снарядом (в упоре) или под ним (в висе) и скрещение – два перемаха, выполняемые одновременно навстречу друг другу.

Поворот – движение тела гимнаста вокруг его продольной оси или движение отдельных частей тела вокруг их продольных осей.

Переворот – вращательное движение тела с переворачиванием через голову вперед или назад.

Сальто – полный переворот через голову в воздухе (без опоры) с места, с разбега и при перелете с одной части снаряда на другую.

Соскок – прыжок со снаряда на пол различными способами в конце упражнения.

На отдельных гимнастических снарядах есть свои специфические положения и движения. Например, в упражнениях на кольцах выделяют крест (опора разведенными в стороны руками) и кач (однократное движение тела вместе со снарядом в одном направлении).

В техническом арсенале гимнастов немало «комбинированных» элементов (например, подъем переворотом), а также более сложных вариаций базовых движений – вроде сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 градусов.

Многие выдающиеся гимнасты придумывают собственные технические элементы, получающие затем их имена: «круги Деласала» на коне, «вертушка Диомидова» на брусьях, соскок с перекладины и опорный прыжок «Цукахара», «петля Корбут» на брусьях и «сальто Корбут» на бревне, упражнение на перекладине «Делчев», «крест Азаряна» на кольцах и др.


Художественная гимнастика


Художественная гимнастика-это сугубо женский вид спорта. Основными средствами её являются упражнения танцевального характера, выполняемые с предметами и без предметов. Они служат прекрасным средством физического воспитания девочек, девушек и женщин. Ряд элементов этого вида спорта включен в школьную программу по физической культуре. В старших классах проводятся самостоятельные занятия художественной гимнастикой. Развитием художественной гимнастики в стране руководит Федерация художественной гимнастики России. Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта.

Термин "художественная гимнастика" родился в открывшейся в 1934 году "Высшей школе художественного движения" Ленинградского государственного института физической культуры им. П.Ф.Лесгафта. Она объединила усилия теоретиков и преподавателей ведущих студий пластики и художественного движения, существовавших в 20-30 годы: Петроградского института ритма (1920 г.), школы пластики Зинаиды Вербовой (1923 г.), студии художественного движения Елены Горловой (1923 г.), пластического отделения студии "Темас" Александры Семеновой-Найпак (1927 г.) и многих других. Первыми педагогами Высшей школы стали Елена Николаевна Горлова, Роза Абрамовна Варшавская, Анастасия Михайловна Невинская, Зинаида Давыдовна Вербова, Александра Михайловна Семенова-Найпак. Вместе с первыми ученицами - Анной Николаевной Ларионовой, Юлией Николаевной Шишкаревой, Татьяной Тимофеевной Варакиной, Татьяной Петровной Марковой, Лидией Ниловной Кудряшовой, Ариадной Ричардовной Башниной, Софьей Васильевной Нечаевой, Галиной Александровной Бобровой они сотворили чудо, разработали основы нового вида спорта для женщин - "художественной гимнастики", ныне имеющей своих поклонниц уже почти в 60 странах мира.

Сделать ее красивой, изящной, привлекательной во многом помогли ведущие мастера балета Мариинского театра. Классический танец в Высшей школе преподавал будущий Народный артист СССР Ростислав Захаров, характерный танец - выдающийся мастер характерного танца Сергей Корень, историко-бытовой танец - будущий художественный руководитель нынешней Санкт-Петербургской академии хореографии им. А.Вагановой Николай Ивановский.

В этот же период ленинградскими специалистами было проведено уточнение классификации, систематизация средств выразительности художественной гимнастики, определен объем программного материала, разработаны первичные правила соревнований.

В 1941 году в Ленинграде проходит первый чемпионат города по художественной гимнастике. Первой чемпионкой города на Неве стала Юлия Шишкарева. Спустя 7 лет здесь же, в нашей северной столице стартует первый чемпионат России. Первой примадонной российской гимнастики стала москвичка Людмила Зотова. Начиная с 1948 года ежегодно проводятся чемпионаты России, и определяется первая леди отечественной художественной гимнастики. Популярность этого красивого девичьего вида спорта росла с каждым годом. В 1963 году в Будапеште прошел первый чемпионат мира. Спустя 15 лет в Мадриде состоялся первый чемпионат Европы, еще через 6 лет художественная гимнастика дебютировала в программе Олимпийских игр и с тех пор является одним из самых дорогих украшений в олимпийской короне.

Современные состязания "художниц" - это в первую очередь состязания многоборок. Многоборье состоит из четырех произвольных упражнений с предметами, которые каждый сезон выбираются из пяти возможных (скакалка, обруч, мяч,

    Полетные упражнения появились в конце 70-х гг., хотя теоретические основы их, что называется на кончике пера ученых, были созданы раньше. Сальто вперед в вис большим махом, перелет Ткачева и ряд других подобных элементов были рассчитаны еще в 1969 г.

    История йоги насчитывает тысячелетия. Тысячелетия развития, становления, осознания и…непонимания. Однозначного ответа на вопрос, что такое йога, до сих пор нет. Нам известен перевод слова "йога" - это связь, но религия тоже переводится как связь.

    В гимнастике как виде спорта со сложной координацией, где основы мастерства закладываются в детском возрасте, помимо возраста нельзя не учитывать и таких параметров, как длина и масса тела спортсменов.

    История и развитие спортивной гимнастики.

    Чемпионат мира по спортивной гимнастике в венгерском городе Дебрецен. Расписание чемпионата. Все россиянки - в полуфинале. Полуфинал. Хоркина рвется к медалям. Крюков в одиночестве. Итоги чемпионата. Все медали чемпионата. О наших чемпионках.

    Акробатика как один из спортивных видов гимнастики, методика выполнения определенных ее упражнений. Порядок реализации основных акробатических прыжков, распространенные ошибки и работа над ними. Последовательность выполнения полупереворотов и сальто.

    Гимнастики образовательно-развивающего направления, относящиеся к группе базовых видов: атлетическая гимнастика ("Бодибилдинг"), "Евротим", спортивный (гимнастический) фитнесс, акробатический рок-н-ролл, черлидинг (группы поддержки спортивных команд).

    Гимнастика как система физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека. Виды гимнастики и их классификация: общеразвивающие, спортивные, прикладные.

    Атлетическая гимнастика – как один из оздоровительных видов гимнастики. Виды и описание упражнений, отличающихся характером и условиями выполнения, как средства атлетической гимнастики. Примеры и методические особенности уроков атлетической гимнастики.

    Комбинации элементов в упражнениях гимнастов на перекладине: оригинальный подъём, варианты оборотов, элемент с фазой полёта и соскок. Степень эволюции комбинаций. Изменения в Правилах проведения соревнований. Методические основы обучения на перекладине.

    История художественной гимнастики.

    История и развитие пулевой стрельбы.

Термин "Гимнастика" примерно в V веке до н.э. в Древней Греции означал комплекс упражнений для образования, военного искусства и здоровья. Древние Греки считали, что гимнастика придаёт телу ловкость, силу, быстроту, грацию, красоту, а также развивает у человека чувства храбрости и благородства.

1. Гимнастика у древних народов.

Физические упражнения, напоминающие современные гимнастические, применялись людьми еще в глубокой древности. Они не были выделены в самостоятельный объект познания и использования в подготовке человека к жизни и трудовой деятельности. Все двигательные действия использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей в пище, жилье, одежде. Дети в своих движениях подражали взрослым охотникам, земледельцам, скотоводам, воинам, деятельность которых была насыщена самыми разнообразными движениями: продолжительной ходьбой, бегом, преодолением всевозможных препятствий, лазанием по деревьям, ползанием, переползанием, метанием различных предметов, стрельбой из лука, переправой через водные преграды разными способами и др.
За много тысячелетий до нашей эры широко применялись физические упражнения: с лечебной целью (Китай), в виде специальной «дыхательной» гимнастики (Индия), при отправлении религиозных церемоний (Египет, Крито- Микенская культура). Из тех же источников известно, что у древних народов Закавказья некоторые акробатические упражнения использовались, как подготовительные при обучении борьбе.

Впервые термин «гимнастика» появился у древних греков в период расцвета древне-греческой (эллинской) культуры в восьмом веке до нашей эры. Занятия физическими упражнениями у древних эллинов проводились в специальных заведениях «гимнасиях». Занимались эллины в обнаженном виде (по древне-гречески «гимнос» - значит обнаженный). Уже в то время эллины подразделяли физические упражнения, используемые с различной целью, на две группы:

· Агонистика - упражнения, применяемые для подготовки к соревнованиям;

· Гимнастика - упражнения, используемые с целью общего физического развития.

Преемниками древне-эллинской культуры стали древние римляне. Они ввели снаряды для лазанья (для обучения преодолению препятствий), деревянный конь (для обучения приемам верковой езды) и, по некоторым данным, деревянный стол для прыжков. Необходимо также отметить, что римляне широко использовали различные акробатические упражнения, которые в то время достигли довольно высокого технического уровня благодаря искусству странствующих артистов-акробатов, пользовавшихся большой популярностью в широких народных массах.

Таким образом уже в древние времена начали определяться особенности современной гимнастики. Занятия физическими упражнениями, а следовательно, и «гимнастическими» в те времена были доступны только представителям господствующих классов. Рабы и простой народ к этому не допускались.

2. Гимнастика в средневековье.

В средние века, с появлением христианства, когда церковь и феодальная знать заключили тесный союз для защиты своих экономических и духовных интересов гимнастика подверглась ожесточенным нападкам католической церкви. Забота о человеческом теле счиалась делом греховным. Любая форма двигательной активности, не связанная с профессионально-трудовыми, бытовыми и религиозными обязанностями рассматривалась как ересь, достойная отлучения от церкви. Кроме этого, ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало – под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, – духовному, возвышенному.

Уступка была сделана только феодалам. Они занимались физическими упражнениями, чтобы воспитать себя как воинов. Таким образом, средства физического воспитания продолжали все-таки совершенствоваться в двух направлениях:

· широко распространенные рыцарские турниры - развитие верховой езды и фехтования (Боевые действия воинов, вооруженных тяжелыми доспехами, требовали большой физической силы, выносливости и ловкости. Для их развития применялись гимнастические и акробатические упражнения, бег, поднятие и перенос тяжестей, упражнения в прыжках, лазании, перелезании через различные препятствия; сложные боевые приемы предварительно изучались на деревянном коне);

· искусство странствующих артистов-акробатов.

3. Создание национальных систем гимнастики.

Создание национальных систем гимнастики относится к началу XIX в., что было обусловлено общественными запросами. Для успешного ведения захватнических и оборонительных войн нужны были массовые регулярные армии, хорошая вневойсковая военно-физическая подготовка молодежи. Педагогам и врачам того времени гимнастика представлялась единственно правильным методом физического воспитания молодежи.

В первой половине XIX в. наметились три направления в развитии гимнастики:

· атлетическое (гимнастика расценивалась как средство развития двигательных возможностей человека путем применения сложных упражнений, в том числе и на гимнастических снарядах);



· гигиеническое (гимнастика рассматривалась как средство укрепления здоровья и развития физических сил человека);

· прикладное (гимнастика использовалась как средство обучения солдат преодолению различных препятствий, встречающихся на войне).

3.1. Немецкая система гимнастики.

Немецкая система гимнастики складывалась в период оккупации Пруссии войсками Наполеона. Основателем, отцом немецкой гимнастики принято считать Иоганна Фридриха Людвига Кристофора Яна (1778 – 1852). Он стремился использовать гимнастику для военной подготовки молодежи в целях освобождения страны от оккупации. Ян создал свою систему, в которую входило 24 группы упражнений. Особое внимание уделялось упражнениям на гимнастическом коне, козле, параллельных брусьях, турнике, упражнениям со скамейкой и обручем, акробатике, танцам. Применялись и военно-прикладные упражнения: стрельба из лука и огнестрельного оружия, переноска тяжестей, верховая езда и др. Он назвал свою гимнастику «турнкунст» (искусство изворотливости), а учеников - «турнерами». Позднее немецкую гимнастику стали называть «тур-нен».

Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс (1816 – 1858). В 1840 г. он опубликовал труд «Учение о турнерском искусстве». Урок гимнастики Шписса содержал порядковые упражнения (строевые упражнения и перестроения), затем следовали вольные упражнения (движения из суставной гимнастики Песталоцци и гимнастики Фита), подготавливающие к упражнениям на снарядах. Шписс ввел групповые снаряды: длинную перекладину и брусья, ряды лестниц, шестов и т. п. В последней части урока проводились игры и массовые упражнения. Упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение, сочетались с пением и демонстрировались на гимнастических праздниках.

3.2. Шведская система гимнастики.

Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой гимнастикой. В ней удачно разработано было гигиеническое направление. Основателем был Пер Генрих Линг (1776 – 1839).

В 1813 г. в Стокгольме был открыт специальный институт, в котором П. Линг начал создавать национальную систему гимнастики. В основу ее он положил гигиенический принцип: укрепление здоровья, развитие организма человека. В основу методики шведской системы гимнастики П. Линг положил анатомический признак - подбирать упражнения для развития отдельных частей тела (мышц рук, ног, брюшного пресса, спины). Предусматривалась четкая дозировка физической нагрузки. С этой целью были введены новые снаряды: шведская (гимнастическая) стенка, гимнастическая скамейка, канаты и др.

3.3. Французская система гимнастики.

Полковник Аморос (1770-1848 гг.), один из приверженцев Наполеона, считается создателем французской системы гимна­стики. Главным мотивом его системы была подготовка закаленного воина, способного переносить тяжелую физическую нагрузку и преодолевать опасности. Лучшими он считал такие упражнения, которые помогают приобрести навыки, необходимые в жизни и военных условиях: ходьба и бег на местности с препятствиями, всевозможные прыжки в снаряжении, переноска груза или «раненого», плавание и ныряние, борьба, метания, стрельба, фехтование и вольтижировка. Применялись снаряды, которые следовало преодолевать с наибольшей скоростью и экономией сил (лестницы, канаты, шесты, заборы).

Проводя урок, он не придерживался определенной схемы, а установил лишь общие принципы:

· упражнения должны быть доступны занимающимся и по возможности просты;

· проводить их надо последовательно, от легких к трудным, от простых к сложным;

· на занятиях учитывать индивидуальные особенности занимающихся.

Изменяя скорость, направление и амплитуду движений, можно усилить или ослабить действие одного и того же упражнения. Иногда упражнения исполнялись под военные песни, что содействовало развитию навыков правильного дыхания. Это была первая попытка своеобразного музыкального сопровождения на занятиях. Упражнения французской системы гимнастики использовались и в русской армии.

3.4. Сокольская система гимнастики.

Основателем сокольской системы гимнастики был профессор Пражского университета М. Тырш (1832-1884 гг.). Сокольская система по своему содержанию была близка к немецкой, но имела свои особенности. М. Тырш стремился к тому, чтобы упражнения были красивыми и привлекательными (ведь М. Тырш был профессором эстетики).

Для нее характерны:

· выполнение упражнений с вытянутыми носками и пальцами рук, прямолинейность и резкость движений;

· выполнение вольных упражнений и упражнений на снарядах в виде комбинаций, причем особое внимание обращалось на красоту переходов из одного положения в другое и положения тела во время пауз (в вольных упражнениях особенно);

· прыжки, так же как вольные упражнения и упражнения на снарядах, должны выполняться точно и красиво.

Взамен многократного повторения одного и того же упражнения на снарядах «соколы» ввели комбинации различных движений, а с 1862 г. стали проводить соревнования по гимнастике. Также была разработана терминология гимнастических упражнений, в которой почти каж­дое упражнение называлось одним-двумя словами, чтобы было удобно. Занятия в единообразных костюмах, под музыкальное сопровождение, четкость выполнения упражнений, организация соревнований и массовых выступлений обеспечили успех сокольской гимнастике во многих странах. Она явилась основой современной спортивной гимнастики.

4. Гимнастика в дореволюционной России и в СССР.

4.1. Гимнастика в дореволюционной России.

Широкое развитие гимнастики в России началось в XVIII веке. Серьезное внимание гимнастике, как прикладной дисциплине, уделял Петр I и А.В. Суворов. Как и в других странах, в России спортивная гимнастика первоначально культивировалась в основном в армейской среде.

До середины XIX в. царское правительство серьезного значения гимнастике не придавало, и лишь после Крымской войны (1853-1856 гг.) она вводится как обязательный предмет обучения солдат. Сначала в гвардейском и гренадерском корпусах, а затем во всех воинских частях.

Существенную роль в развитии гимнастики в России сыграл известный ученый и педагог П.Ф.Лесгафт (1838-1909). Он является первый создатель отечественной системы гимнастики.
П.Ф.Лесгафт разработал систему физического образования детей школьного возраста на гимнастической основе. Его методические требования сводились к следующему:

· цель физического образования заключается во всестороннем гармоническом развитии личности;

· выбор применяемых упражнений должен определяться педагогическими задачами физического воспитания;

· при подборе упражнений должны учитываться возрастные и другие особенности учащихся и сами упражнения должны быть естественными;

· в занятиях должен соблюдаться принцип постепенности и последовательности;

· физическое образование учащихся должно быть тесно связано с умственным образованием и нравственным воспитанием.

Первые соревнования по гимнастике, организованные в Москве Русским гимнастическим обществом, прошли в 1885 г. В них приняли участие всего 11 человек, но начало было положено.

В 1889 г. гимнастика вводится в программу мужских учебных заведений. В конце XIX - начале XX века в различных городах России создаются гимнастические общества и кружки, начинают регулярно проводиться чемпионаты страны.

4.2. Гимнастика в СССР.

В СССР гимнастика стала по-настоящему массовым видом спорта.

Развитие спортивной гимнастики в СССР в 20-е годы связано, прежде всего, с осуществлением всеобуча. В 1918 г.был создан Всевобуч - организация, которой партия поручила подготовку резервов для Красной Армии. Работники Всевобуча под руководством Н. И. Подвойского широко использовали гимнастику для боевой и физической подготовки молодежи.

Первый чемпионат страны прошел в 1928 г. (в рамках Всесоюзной Спартакиады). В командном зачете победила сборная Украины, а абсолютным чемпионом страны стал Мечислав Мурашко. В программу первых соревнований по гимнастике включались не только «классические» ее дисциплины, но и бег, лазанье по канату, метание гранаты и другие прикладные упражнения.

В начале 30-х годов создается Всесоюзная секция по гимнастике, позже преобразованная в Федерацию спортивной гимнастики СССР. В 1932 г. было разыграно второе по счету абсолютное первенство страны, - на этот раз в соревнованиях приняли участие и женщины. Первой абсолютной чемпионкой стала Татьяна Вощинина.

В 1949 г. Федерация гимнастики СССР вступила в ФИЖ. А в 1952 г. советские гимнасты впервые участвовали в Олимпийских играх. В общей сложности советские гимнасты завоевали на Олимпийских играх более 300 наград: около половины из них - золотые. А на 14 чемпионатах мира, прошедших с их участием, наши спортсмены выиграли более 400 медалей, среди которых тоже немало «золота».

Советская школа гимнастики подарила миру немало выдающихся спортсменов: Лариса Латынина, Людмила Турищева, Борис Шахлин, Виктор Чукарин, Михаил Воронин, Юрий Титов, Валентин и Софья Муратовы, Наталья Кучинская, Полина Астахова, Юрий Титов, Николай Андрианов, Ольга Корбут, Александр Дитятин, Юрий Королев, Нелли Ким, Виталий Щербо, Елена Шушунова, Дмитрий Билозерчев, Елена Мухина, Ольга Бичерова и мн. др.

5. Развитие гимнастики в Республике Беларусь.

На Беларуси спортивная гимнастика развивается с 1920 года. С 1889 занятия гимнастикой включались в учебные программы учительских семинарий (г. Молодечно, Несвиж, Полоцк, Свислочь); как элемент общефизической подготовки – в школьные программы.
В 1909 в г. Гродно было образовано гимнастическое общество «Сокол». В 1910–1914 в г. Вильня, Гродно, Могилев, Слуцк и др. проходили гимнастические праздники учащейся молодежи.
На начало 1914 насчитывалось 50 спортивных организаций. В 1920–1921 годах в отделах Всеобуча проходили занятия по гимнастике на отдельных снарядах.
Первенство Беларуси по спортивной гимнастике впервые проведено в 1927 (среди мужчин).
I Всебелорусский зимний гимнастический праздник состоялся в 1933.
Наиболее интенсивно спортивная гимнастика развивается с начала 1950-х. В 1960-х сформировалась белорусская женская гимнастическая школа (тренеры В.Д. Дмитриев, Р.И. Кныш и др.), которая повлияла на развитие спортивной гимнастики в СССР и других странах. Затем сформировалась и мужская сборная гимнастическая школа (тренеры Р.С, Ваткин, В.В. Дойлидов и др.). На Беларуси проводились крупнейшие международные турниры по спортивной гимнастике, в том числе и чемпионат Европы (1971). Белорусские гимнасты начали участвовать в Олимпийских играх с 1960 года в г.Риме. Первым серебряным призёром в спортивной гимнастике стал Николай Милигуло.

Среди белорусских гимнасток наиболее известны Т. Аржанникова, С. Баитова, С. Богинская, Е. Волчецкая, Н. Ким, В. Корбут, А. Кошель, Т. Лазакович, Л. Петрик, Е. Пискун, Е. Полевая; среди мужчин – Ю. Балабанов, В. Волынчук, И. Иванков, А. Кан, Д. Касперович, А. Кружилов, А. Малеев, Н. Милигуло, И. Павловский, В. Рудницкий, Д. Савенков, А. Синкевич, А. Тумилович, А. Шостак, В. Щербо, В. Щукин и др.

Список литературы:

1. В.В. Столбов, книга / Физическая культура и спорт в XVIII в. и первой половине XIX в. / В.В. Столбов, История и организация физической культуры и спорта. - М., 1982. - 68 - 70 с.

2. В.В. Столбов, книга / Физическая культура и спорт во второй половине XIX в. и первой половине XX в. / Столбов В.В., История и организация физической культуры и спорта. - М., 1982. - 77 - 79 с.

3. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. – М., «Радуга» 1982.

4. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г484 М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.; Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

5. Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорт. Оренбург, 1997

Спортивная гимнастика - это олимпийский вид спорта, который включает в себя соревнования в вольных упражнениях, упражнениях на гимнастических снарядах, а также в опорных прыжках. В программу женского многоборья включены: вольные упражнения, упражнения на брусьях разной высоты, бревне и опорных прыжках. Программа мужского многоборья: вольные упражнения, опорный прыжок, а также упражнения на следующих снарядах: кольцах, коне, перекладине и параллельных брусьях.

Международная федерация гимнастики (англ. International Federation of Gymnastics, IFG) — федерация гимнастических видов спорта.

История возникновения и развития спортивной гимнастики

Гимнастика появилась в Древней Греции в 8 веке до нашей эры и представляла собой комплекс физических упражнений направленных на всестороннее развитие. Гимнастические упражнения служили средством подготовки юношей к участию в Олимпийских играх.

Когда появилась спортивная гимнастика?

В VIII веке до нашей эры.

После падения Римской империи гимнастика была забыта, но с утверждением на рубеже XIV-XV веков гуманизма, общественная мысль взяла вектор на всестороннее развитие личности, особое внимание при этом уделялось физическому здоровью. Только тогда люди вновь обратились к античной культуре и постепенно стали внедрять в систему воспитания и его физическую сторону - гимнастику.

В конце XVIII — начале XIX веков в Германии появилось течение филантропистов. В созданных ими школах, важное место заняла гимнастика, которую разработали и преподавали Г. Фит и И. Гутс-Мутс. Завершил создание системы немецкой гимнастики Ф. Л. Ян. Параллельно с немецкой были созданы системы гимнастики во Франции, Швеции и Чехии.

Гимнастику официально признали видом спорта в 1896 г. после того, как включили её в программу первых современных Олимпийских игр. Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. впервые были проведены соревнования женщин.

Где появилась спортивная гимнастика?

В Древней Греции.

Правила спортивной гимнастики (кратко)

Как у мужчин, так и у женщин победители соревнований определяются на отдельных снарядах, в абсолютном первенстве и в командном зачете. Во всех видах, кроме опорного прыжка у женщин, спортсменам предоставляется только по одной попытке. В опорном прыжке у женщин подсчитывается средний балл по результатам двух попыток.

Каждый спортсмен сам определяет программу своих выступлений, она должна удовлетворять требованиям относительно типа и сложности упражнений.

Программа соревнований и снаряды спортивной гимнастики

Обычно соревнования по спортивной гимнастике проводятся на 7 снарядах:

Упражнения на брусьях . Мужские упражнения на брусьях сочетают в себе динамичные и статичные элементы. Гимнаст должен использовать всю длину снаряда, выполнять элементы над и под брусьями. Упражнения обязательно должны оканчиваться эффектным соскоком.

Женские упражнения на брусьях включают обороты вокруг верхней и нижней жерди, а также различные технические элементы, исполняемые над и под ними с вращением вокруг продольной и поперечной оси при помощи хвата одной и двумя руками. Правильное название женских гимнастических брусьев — разновысокие.

Вольные упражнения в гимнастике представляют собой комбинацию из отдельных элементов, а также их связок. Это могут быть сальто, кувырки, шпагаты, стойки и другие элементы. Судьи оценивают сложность программы и отдельных ее элементов, а также чистоту и уверенность исполнения. Не менее важна оригинальность представленной композиции и артистизм спортсмена. Время выступления ограничено: 1 минута 10 секунд у мужчин и полторы минуты у женщин.

Чем отличается спортивная гимнастика от акробатики?

Акробатика - это вид спорта, который включает в себя различные прыжки, перекаты, вращения тела с опорой и без. Спортивная гимнастика дополнительно включает в себя упражнения на гимнастических снарядах.

Упражнения на коне представляют собой комбинацию маховых и вращательных движений, а также стоек на руках, при выполнении которых должны быть задействованы все части снаряда.

Упражнения на кольцах представляют собой комбинацию маховых и силовых элементов на специальном подвижном снаряде в виде двух деревянных колец на специальных тросах. Выполнение упражнений обязательно заканчивается соскоком.

Опорный прыжок выполняется с разбега с использованием дополнительной опоры в виде прыжкового коня. В этом упражнении оценивается высота и дальность прыжка, его сложность, чистота исполнения и приземления.

Упражнения на перекладине представляют собой комбинацию из вращательных элементов вокруг перекладины с поворотами и без, а также элементов с отпусканием рук. Спортсмен не имеет права касаться грифа телом. Выступление обязательно заканчивается соскоком.

Упражнения на бревне представляют собой единую композицию из динамичных и статичных элементов, исполняемых стоя, сидя и лежа на специальном снаряде. Продолжительность выступления не должна превышать полторы минуты.

Как называются снаряды в спортивной гимнастике?

Разновысокие и параллельные брусья, перекладина, конь, гимнастический мостик, кольца, бревно, гимнастический ковер.

Правила судейства в спортивной гимнастике

Выступления гимнастов оценивают главный судья и восемь судей, «обслуживающих» тот или иной снаряд. Двое из судей оценивают сложность упражнений, а другие шесть оценивают технику. Судьи, оценивающие сложность программы и судьи, наблюдающие за техникой исполнения, выносят оценки независимо друг от друга: лучшая и худшая из них не учитываются, а из оставшихся четырех выводится средний балл.

История возникновения гимнастики в России берет свое начало несколько столетий назад. За это время менялась методика занятий, система этого вида спорта, его популярность у населения.

Неизменным на протяжении многих лет, пожалуй, осталось только одно - несомненное лидерство российских гимнастов на мировой арене.

Что такое гимнастика?

Существует два мнения о том, как переводится это слово с греческого языка. В первом варианте оно произошло от «gymnazo» - «тренирую», «упражняю». Вторая версия утверждает, что имя популярному сегодня виду спорта дало слово «gumnos» - «голый». Это объясняется тем, что в Древней Греции, откуда и берет начало история возникновения и развития гимнастики, принято было проводить телесные упражнения в обнаженном виде.

Этот вид физической культуры включает в себя занятия по совершенствованию таких человеческих способностей, как ловкость, выносливость, пластичность. С начала истории возникновения гимнастика направлена на укрепление организма и поддержание его в тонусе.

Принято выделять несколько направлений этого вида спорта:

1. Спортивная гимнастика. Она включает в себя акробатику, легкую и тяжелую атлетику, художественную гимнастику.

2. Оздоровительная гимнастика. Она разделяется на общую, развивающую двигательную активность; гигиеническую, направленную на укрепление иммунитета и тонуса организма; атлетическую, повышающую выносливость; ритмическую, содержащую хореографические элементы.

3. Прикладная гимнастика также имеет 4 разновидности. Лечебная - поддержание здоровья больного. Комплекс упражнений назначается лечащим врачом. Военно-прикладная - используется в вооруженных силах. Она помогает солдатам приобрести и закрепить навыки, применяемые во время военных действий. Спортивно-прикладная - применяется для тренировки профессиональных спортсменов. Профессионально-прикладная - включает комплекс упражнений, способных повысить профессиональные навыки сотрудников.

Древняя Греция

Рассказать кратко об истории возникновения гимнастики не удастся, так как история эта длинная и насыщенная различными важными событиями. А началась она в Древней Греции. Уже в 8 веке до нашей эры сложилось несколько направлений этого вида деятельности.

Началом истории возникновения и развития спортивной гимнастики можно считать первые в мире Олимпийские игры. Древние спортсмены соревновались в беге, прыжках, борьбе. Кстати, Олимпийские игры в Древней Греции впервые проводились в 776 году до нашей эры.

Вторым важнейшим направлением гимнастики было поддержание физической формы солдат, приобретение ими навыков, необходимых для ведения военных действий. Переломный момент в истории возникновения и развития гимнастики наступил с падением Римской империи. Это была эпоха образования варварских королевств, кровавых войн, передела территорий. Поэтому вопросы физической культуры тела были отложены в долгий ящик.

Возрождение культуры тела в Средневековье

Второй этап в истории возникновения гимнастики настал в эпоху Средневековья с развитием такого общественного направления как гуманизм. Его последователи проповедовали ценность личности, право человека самостоятельно формировать смысл и обустройство своей жизни.

На фоне гуманизма в 18 веке возникло новое направление педагогики - филантропия. Приверженцы этого течения занимались всякого рода благотворительностью и заботой о ближнем. Они создавали школы - филантропины, в которых много внимания уделялось физическому воспитанию, то есть гимнастике.

Гимнастические системы

На рубеже 18 и 19 веков устойчиво сформировались 4 гимнастических системы: немецкая, французская, шведская и сокольская. Возникновение таких движений было обусловлено не только просветительской, но и государственной потребностью. Укрепление военных формирований в странах Европы требовало значительных пополнений рядового состава.

Однако, чтобы не нанести ущерб экономическому развитию государств, подготовке солдат не уделялось достаточно времени. Поэтому тренировка выносливости, закалка организма, приобретение определенных физических навыков начинались еще в учебных заведениях.

Автором первой гимнастической системы считается филантроп И.Г. Гутс-Мутс. Она была разработана в Германии, но успешно адаптировалась и для использования в других государствах. Немецкая методика физического воспитания была дополнена многими другими деятелями. Наибольший вклад в нее внесли И. Г. Фихте, Ф. Л. Ян, К. Ф. Фризен.

Офицер испанской армии Ф. Аморос стал создателем французской гимнастики. Примечательно, что, согласно его методике, преподаватель физического воспитания должен был владеть и такими предметами, как психология, анатомия и даже музыка.

Его книга «Руководство по физическому, гимнастическому и моральному воспитанию» на долгое время стала основой занятий по физической культуре во многих школах Франции.

Шведская гимнастика, разработанная П.Х. Лингом, основывалась на повторе оптимально организованных упражнений. Именно это, по мнению автора методики, способствовало укреплению организма. Он также выделял педагогическую, военную, медицинскую, эстетическую гимнастику.

Разработка сокольской гимнастики принадлежит чеху М. Тыршу. Основной его целью было заменить распространенную в Чехии немецкую гимнастику, которая, по его мнению, ассимилировала чехов.

Физкультура в Российской империи

История возникновения гимнастики в России началась в эпоху Петра Великого. Однако следует заметить, что телесные упражнения были не чужды и для жителей Древней Руси. Подтверждением тому являются различные соревнования, устраиваемые во время народных празднеств. Это были кулачные бои, лазания на столб, бег и прыжки.

Как и во многих европейских государствах, история возникновения гимнастики в нашей стране берет свое начало в военных структурах. Петр Первый установил для своих потешных полков преодоление полосы препятствий. Он также ввел физическую подготовку в других родах войск.

Великий полководец Александр Суворов занимался разработкой методики для физической подготовки солдат. Он стал автором «Полкового учреждения», где и описал свои разработки. Методика эта основывалась на осознанном подходе каждого солдата к ведению боя.

После в России начала использоваться немецкая система, но эффективности это не принесло, поэтому она в скором времени сменилась французской. Но и эта методика не нашла последователей, и занятие физкультурой стало проводиться на шведский манер. Ни одна из этих систем не прижилась в России, и постепенно занятия гимнастикой потеряли интенсивность.

Петр Лесгафт

О физическом воспитании вновь вспомнили лишь в середине 19 века. Тогда приняли решение о введении определенных правил по обучению гимнастике в войсках. Но из-за отсутствия квалифицированных в данном вопросе преподавателей желаемого эффекта в подготовке военных не последовало. История возникновения гимнастики (атлетической и спортивной) претерпевала не лучшие времена вплоть до начала 20 века.

Создателем русской системы физического воспитания стал Петр Лесгафт, опубликовавший «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». В основе его методике было утверждение о том, что телесные упражнения способствовали интеллектуальному развитию человека посредством овладения собственным телом. В этом его система перекликалась с постулатами, заложенными Суворовым.

Создание гимнастических обществ

В истории возникновения спортивной гимнастики в России значительную роль сыграло распространение спортивных организаций. Они образовывались по всей стране и охватывали все слои населения. Следует отметить, что данные общества применяли различные гимнастические системы, но наибольшее распространение получила сокольская методика.

Первые общества появились в 70-х годах 19 столетия. Официальное их утверждение произошло не сразу. Правительство опасалось, что вместо спортивного направления, деятельность данных кружков будет носить политический характер и сеять смуту среди населения, как произошло во многих других государствах.

Первым утвержденным кружком стало «Русское гимнастическое общество», образованное на базе немецкого клуба «Пальма». Эти организации проводили соревнования и готовили первых профессиональных спортсменов.

Гимнастика в СССР

После октябрьской революции в корне изменились взгляды на образование молодежи. Началась активная борьба с безграмотностью. Больше внимания стало уделяться и физическому воспитанию. Также началась подготовка резервов Красной армии, в которой значительное место выделялось гимнастике.

С 1926 года в образовательных учреждениях появляется новый предмет - физическая культура. Основой этой дисциплины стала гимнастика. Также начали образовываться институты физкультуры, которые занимались разработкой новых методик и подготовкой квалифицированных в этой области преподавателей.

Еще одно важное событие произошло в 1929 году. На научно-методической конференции эту дисциплину разделили на отдельные направления. Появилась акробатика, спортивная и художественная гимнастика.

История возникновения комплекса ГТО

В 1931 году был введен Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». ГТО включал системы нормативов, основной дисциплиной в нем стала гимнастика. Он просуществовал до 1991 года, когда Советский Союз прекратил свое существование.

Успешно сдавшим нормативы гражданам вручались нагрудные значки. Они изготавливались из золота, серебра и бронзы. Требовалось выполнить целый ряд упражнений: бег, прыжки, плавание, подтягивание, стрельба. Призерам, выполнившим определенный комплекс упражнений, присваивался разряд и звание мастера спорта.

Массовый вид спорта

С началом введения ГТО гимнастика в СССР становится массовой. Популяризации в особой степени способствовали различные гимнастические выступления. Их проводили во время праздников и фестивалей, на открытиях спартакиад и Игр доброй воли.

Кроме популяризации гимнастики эти выступления преследовали и другие цели. Они показывали всему мировому сообществу спортивность нации, патриотизм и сплоченность советских людей.

В это же время начинается история возникновения художественной гимнастики в СССР. В 1934 году открылась «Высшая школа художественного движения» при Ленинградском государственном институте физкультуры имени П.Ф. Лесгафта. Именно там художественная гимнастика впервые появилась обособлено от других направлений этого вида спорта. Обучение в школе проводили лучшие специалисты того времени. Именно они сформировали основные правила и техники этого исключительно женского вида спорта.

В 1937 году в истории возникновения гимнастики в нашей стране произошло еще одно важное событие. Спортсмены Советского Союза впервые участвовали в международных соревнованиях. Это произошло в Антверпене на третьей рабочей Олимпиаде.

Спорт и Великая Отечественная война

Несмотря на сложные для страны времена, развитие гимнастики продолжалось. Соревнования по этому виду спорта устраивались в СССР в 1943, 1944 и в 1945 году. Кроме того, физическая подготовка советских солдат сыграла важную роль в победе над фашистскими захватчиками.

После Великой Победы, на Красной площади был организован парад физкультурников. Для подготовки к нему были задействованы колоссальные кадровые ресурсы, что в очередной раз стимулировало популяризацию гимнастики в СССР.

В послевоенные годы началось восстановление спортивных сооружений. Также возобновилось проведение соревнований. В 1948 году вышло Постановление ЦК о развитии физической культуры в стране. Оно также было направлено на повышение уровня подготовки спортсменов.

Это был переломный момент для советской гимнастики. Если прежде этот вид спорта был направлен на оздоровление и поддержание физической культуры населения, то теперь он стал привилегией профессиональных спортсменов.

Основной упор был сделан именно в направлении повышения квалификации будущих чемпионов. Таким образом, гимнастика перестала быть спортом, доступным для масс.

ФИЖ

Международная федерация гимнастики (ФИЖ) была образована в 1881 году. Изначально она охватывала только страны Европы, но позже и другие части света присоединились к этому сообществу.

СССР вошел в ФИЖ в 1949 году и с этого момента советские спортсмены стали официально принимать участие в мировых чемпионатах. В 1952 году они впервые выступили на Олимпийских играх. С этого времени советские, а потом и российские гимнасты, прочно утвердились на позициях лидеров.

СССР сыграл не последнюю роль в развитии художественной гимнастики. История возникновения этого направления началась в нашей стране, и после Олимпиады в Москве, в 1980 году, для него произошел решающий поворот. Международный олимпийский комитет включил художественную гимнастику в Олимпийские игры.

Гимнастика в России сегодня

В настоящее время в России возрождается гимнастика в качестве массового вида спорта. А российские спортсмены продолжают завоевывать пьедесталы на международных соревнованиях. Среди них абсолютные чемпионы Олимпийских игр, абсолютные чемпионы мира и рекордсмены.

Также следует отметить колоссальную научно-исследовательскую деятельность, посвященную гимнастике. Это играет огромную роль в подготовке спортсменов.

Федерация спортивной гимнастики России была образована в 1991 году. Эта организация уполномочена представлять интересы наших спортсменов на мировой арене. Также под контролем Федерации происходит образование региональных гимнастических школ, проведение юниорских соревнований. Так происходит подготовка будущих спортсменов и победителей.

Спортивная гимнастика — вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках.

В современной программе гимнастического многоборья:

Для женщин — на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках, вольных упражнениях;
для мужчин — в вольных упражнениях, опорных прыжках, на коне, кольцах, брусьях и перекладине.

Выполнение упражнений оценивается по 10-балльной системе.

История возникновения спортивной гимнастики

Термин "Гимнастика" примерно в V веке до н.э. в Древней Греции означал комплекс упражнений для образования, военного искусства и здоровья. Древние Греки считали, что гимнастика придаёт телу ловкость, силу, быстроту, грацию, красоту, а также развивает у человека чувства храбрости и благородства. Греки использовали гимнастические упражнения не только для физического развития, но и для подготовки военных.

В древнем Риме, подготавливая легионеров к бою, использовались специальные кони и тренировали их при помощи специальных балок. В школах гладиаторов гимнастика играла незаменимую роль в улучшении быстроты движений и в повышении выносливости гладиатора.

В деле физического воспитания и всестороннего развития молодёжи гуманисты в эпоху Возрождения придавали большое значение гимнастике. В XVI веке выдающийся специалист в области гимнастики И. Меркуриалис издаёт свой труд "Об искусстве гимнастики".

Основоположниками практических и теоретических основ в развитии гимнастики являются немецкий педагог Фит (1763-1836) и Ф. Гутс-Мутс (1759-1839). Они дали представления о биомеханике гимнастических движений, разработали и подготовили методику гимнастических движений с предметами.

В СССР развитие спортивной гимнастики в 20-е г. связано с осуществлением Всевобуча, 1-й чемпионат СССР по гимнастическому многоборью состоялся в 1928 (всесоюзная спартакиада в Москве), 2-й, с участием женщин, в 1932. С этого времени чемпионаты проводятся регулярно, с 1939 и по отдельным видам многоборья, с 1936 — всесоюзные соревнования школьников, с 1955 — на Кубок СССР по многоборью.

В 1937 советские гимнасты впервые участвовали в международных соревнованиях (3-я Рабочая олимпиада в Антверпене). В 1949 Федерация спортивной гимнастики СССР (основана в начале 30-х гг. как всесоюзная секция) стала членом международной федерации; с 1952 советские гимнасты участвуют в Олимпийских играх , с 1954 — в чемпионатах мира и с 1955 — Европы (европейские первенства для женщин проводятся с 1957).

Федерация спортивной гимнастики России основана в 1991. В России регулярно проводятся чемпионаты страны, региональные, общероссийские и международные турниры и др. мероприятия. Федерация входит в состав ФИЖ и УЕЖ.

Нынешние «звезды» отечественной гимнастики продолжают победную эстафету своих предшественников на международной арене. Алексей Немов стал абсолютным чемпионом Олимпийских игр в Сиднее-2000, а также выиграл «золото» в упражнениях на перекладине. Светлана Хоркина - абсолютная чемпионка мира (дважды) и Европы (трижды), в ее коллекции также олимпийское и мировое «золото» на отдельных снарядах. Н.Крюков - абсолютный чемпион мира, А.Бондаренко - абсолютный чемпион Европы. Е.Замолодчикова - победитель (в отдельных видах программы) чемпионатов мира и Олимпийских игр.



 

 

Это интересно: