→ Простые тесты для самоконтроля физической подготовленности. Тесты для определения уровня развития силы Тестирования силовых способностей

Простые тесты для самоконтроля физической подготовленности. Тесты для определения уровня развития силы Тестирования силовых способностей

И спорта количественно силовые способности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измерительных устройств – динамометров, тензометрических устройств; 2) с помощью специальных контрольных упражнений (тестов).

1. Оценка собственно-силовых способностей. При помощи современной аппаратуры можно измерить максимальную силу всех основных мышечных групп в статических и динамических усилиях.

В практике физического воспитания и спорта для оценки уровня силы применяют специальные контрольные упражнения. Максимальная сила определяется по наибольшему весу, который поднял испытуемый в том или ином упражнении или по индивидуально максимальному сопротивлению на тренажерах в каждом конкретном упражнении.

2. Оценка скоростно-силовых способностей. При оценке скоростно-силовых способностей необходимо учитывать, что время выполнения контрольного упражнения не должно превышать 15-20 секунд и упражнение должно выполняться с максимально возможной скоростью или мощностью .

Для оценки скоростно-силовых способностей используют следующие упражнения: легкоатлетические прыжки, метания, многоскоки, скоростные перемещения циклического характера (бег со старта, с хода, челноки и т. д.). Например, один из контрольных тестов: многоскок от 20 до 100 метров. Фиксируется количество прыжков и время выполнения их, показатели которых суммируются. Чем меньше сумма этих показателей, тем выше уровень скоростно-силовых возможностей в данном упражнении.

Скоростно-силовые способности могут быть оценены по величине максимальной силы тяги в или гребле с применением резинового жгута и тензометрического датчика, продолжительность контрольного упражнения от 3 до 8 секунд.

При оценке скоростно-силовых способностей в спортивных играх и единоборствах, фиксируется время, необходимое для выполнения стандартных приёмов и действий, выполняемых в короткое время (не более 10 секунд), с высокой интенсивностью. Например, ускорения в спортивных играх, стартовые действия , ударные действия в , броски манекена в единоборствах.

Плохое равновесие и координация, слабые или недостаточно гибкие руки, бедра и ноги, плохая осанка, а также отсутствие силы кора — все это факторы, возникающие в результате отсутствия физической активности, которые приводят к тому, что люди спотыкаются, падают, травмируются, у них ухудшается здоровье и наступает преждевременная смерть.

Большинство людей не осознают ухудшения своей физической формы, пока с ними не произойдет несчастный случай или они теряют способность двигаться так, как раньше. Конечно же, нет ничего невозможного, но уже на этом этапе, пресловутый разворот будет гораздо сложнее сделать.

К счастью, есть очень простые тесты, которые помогут вам понять текущее положение вещей.

Простой «сидячий тест» может даже предсказать продолжительность вашей жизни.

Считается, что-то, как вы сидите и поднимаетесь с пола, указывает на риск смерти в течение следующих шести лет или около того.

Эти простые двигательные тесты основаны на идее о существования связи между подвижностью и здоровьем, и если вам трудно их выполнить — пусть это станет стимулом вернуть форму.

«Неважно, ходите ли вы в тренажерный зал время от времени или вы — профессионально занимаетесь кросс-фитом, каждый должен быть в состоянии выполнить несколько движений. Они служат основой, и скорее всего, вы и так каждый день выполняете их разновидности, даже не подозревая об этом.

Так, масса повседневных движений, по существу, являются приседаниями… Например, вы подбираете что-то, уронив, или поднимаете своего питомца на руки…"

Когда вам становится трудно выполнять такие движения, как приседания, чтобы подобрать что-то с пола, или ходьба вверх по лестнице, ваше общее качество жизни начинает ухудшаться, так как отсутствие подвижности ведет к еще большей бездеятельности.

Сидение — это самостоятельный фактор риска развития хронических заболеваний и преждевременной смерти.

Отжимания: оцените силу верхней части тела и кора

Сильный кор и верхняя часть тела позволяют поддерживать хорошую осанку, равновесие и устойчивость, а также легче и безопаснее выполнять такие повседневные движения, как дотягиваться за чем-то и наклоняться.

Упражнениями, которые помогут оценить силу корпуса, являются классические отжимания и планка.

Как выполнять отжимания и что означает, если они у вас не получаются


Вот краткое изложение основ правильной формы:

  • Начните в верхнем положении планки. Спина и ноги должны быть плоскими и прямыми, опирайтесь на носки; корпус напряжен; руки находятся на уровне груди, предплечья полностью выпрямлены. Отдельно следите за тем, чтобы голова не была наклонена вперед — она должна быть на одной линии со спиной.
  • Медленно сгибайте руки под углом 90 градусов, опуская грудь к полу, чтобы мягко коснуться поверхности.
    Сделайте паузу, напрягая мышцы корпуса, в течение 3 секунд, а затем вытолкните себя обратно вверх. Руки должны быть прямыми, локти не зажимайте.
  • Обратите внимание на положение локтей. Идеальный угол от боковых поверхностей тела — около 45 градусов. Так вы эффективно проработаете мышцы груди и предотвратите травмы от перенапряжения.
  • Делайте вдох, опускаясь, а выдох — поднимаясь; дышите носом, а не ртом.

Неспособность правильно выполнить отжимания может указывать на ряд проблемных областей, в зависимости от ваших слабых мест:

  • Невозможность согнуть локти и полностью опустить грудь вниз означает, что вам не хватает силы в руках, плечах и груди.
  • Неспособность удерживать спину и ноги в жесткой плоской позиции, из-за чего провисают бедра или нижняя часть спины, свидетельствует о слабости корпуса и/или ягодиц.

Планка на предплечьях: оцените силу корпуса

Чтобы выполнить планку на предплечьях, нужно оторвать туловище от земли, стараясь удерживать его на прямой линии, балансируя на носках и локтях. Принять правильное положение — просто, а вот чтобы удержать его, необходимы сила и выносливость живота, спины и кора.

Сильный кор также поможет предотвратить боли в спине и сохранять способность к удержанию. Чтобы задействовать кор, втягивайте пупок. Пупок прикреплен к поперечным мышцам живота — той внутренней оболочке, которая удерживает кишечник изнутри и обеспечивает позвоночнику и позвонкам крепкую поддержку, как пояс.

Поэтому, втягивая его, вы начинаете сокращать глубоко лежащие внутренние поперечные мышцы живота. В этом положении, держа спину ровной, на одной прямой с шеей, нужно находиться от 30 до 60 секунд. Если вы можете удержать его в течение хотя бы двух минут, то это просто отличное начало.

Если не хватает сил кора, на это укажет плохое выравнивание бедер — провисание вниз или задирание вверх в форме перевернутой буквы «V». Если вы не в состоянии удерживать планку в течение приблизительно двух минут, это еще может говорить о том, что вы носите слишком большой вес, и вам не помешает избавиться от нескольких килограммов.

Приседания: оцените гибкость тазобедренного сустава, равновесие и силу ног

  • Исходное положение: стоя, ноги — чуть больше, чем на ширину плеч. Спину держите в нейтральном положении, а колени — по центру ног.
  • Медленно сгибайте колени, бедра и лодыжки, опускаясь до угла 90 градусов. Следите, чтобы бедра находились на одной линии с коленями, а колени — на одной линии с лодыжками.
  • Вернитесь в исходное положение.
  • Делайте вдох, опускаясь, а выдох — возвращаясь в исходное положение.

Что означает, если вы не можете правильно выполнить приседание

  • Неспособность согнуть колени и лодыжки, тем самым не давая бедренному суставу выполнить движение обратно, приводит к тому, что вы поднимаетесь на пальцах ног. Это говорит о зажатости тазобедренных разгибателей и/или подколенных сухожилий и было бы разумно начать работать над улучшением гибкости тазобедренного сустава.
  • Если при опускании или подъеме колени выворачиваются внутрь, это говорит о слабости мышц задней поверхности бедра и ягодиц.

Жим гантелей над головой: оцените силу плеч и диапазон движения

Жим гантелей над головой в положении стоя оценит силу плеч и диапазон движения. Исследование показало, что положение стоя в ходе выполнения этого упражнения гораздо лучше задействует различные мышцы, по сравнению с выполнением этого упражнения сидя. Например, по сравнению с жимом гантелей над головой сидя, это упражнение в положении стоя приводит к тому, что:

  • на 8 процентов увеличивается активация мышц передней поверхности плеча (передняя дельтовидная)
  • на 24 процента увеличивается активация мышц задней поверхности плеча (задняя дельтовидная)
  • на 23 процента увеличивается активация мышц бицепса

Чтобы правильно выполнить жим гантелей над головой, встаньте, поставив ноги на ширину плеч, и возьмите в руки по одной гантели подходящего веса. Старайтесь не использовать слишком тяжелый вес, потому что это просто ухудшит вашу форму. Для этого упражнения нужно выполнить, по крайней мере, от 8 до 12 повторений.

Ладонями внутрь, поднимите вес в исходное положение, на уровень плеч.

В начале и в конце этого упражнения очень важна правильная форма. Поднимайте вес над головой, полностью выпрямляя руки, а потом опускайте вес обратно вниз до плеч. Движения должны выполняться плавно и постепенно, контролируйте их и избегайте рывков.

  • Неспособность выпрямить руки прямо над головой предполагает недостаток диапазона движения в надплечье и слабость мышц спины.
  • Если, поднимая вес, вы выгибаете спину, у вас, вероятно, слабые мышцы кора, что приводит к нарушению устойчивости, или слишком зажаты сгибатели бедра, из-за чего вы не можете выровнять бедра и колени надлежащим образом.

Выпады вперед: оцените равновесие и координацию

Стационарные и шагающие выпады помогают сформировать сильную нижнюю часть тела, улучшая равновесие, гибкость и устойчивость тазобедренных суставов. Это важно для повседневных движений, например, чтобы подняться по лестнице. Мне нравится включать упражнения с простыми движениями в мой ежедневный комплекс, помимо обычной тренировки, а выпады легко делать переходя из комнаты в комнату, например.

Я предлагаю выполнять около 30 выпадов в течение дня, всякий раз, когда вы встаете и двигаетесь. Я обычно их делаю, когда хожу из кабинета на кухню несколько раз в день. Единственное, следите, чтобы брюки не сидели слишком туго.

Различие между стационарными и шагающими выпадами состоит лишь в том, что во втором случае, вы бросаете себя вперед, а в первом — возвращаетесь в исходное положение. Для проведения теста подойдет любой вид.

Чтобы выполнить стационарный выпад:

  • Встаньте. Ноги на ширине плеч. Затем сделайте длинный шаг вперед правой ногой. Пятка передней ноги должна плотно стоять на полу.
  • Удерживая верхнюю часть тела прямо, опуститесь в положение выпада, опуская колено левой ноги к полу. Остановитесь, лишь коснувшись коленом пола, не отрывая пятку правой ноги от пола. В идеале, обе ноги должны быть согнуты под углом 90 градусов, а колено передней ноги должно находиться прямо над ступней передней ноги.
  • Сделайте паузу на секунду, а затем, оттолкнувшись от правой ноги, вернитесь в исходное положение. Повторите с другой ногой.

На ваши слабые места может указывать следующее:

  • Недостаточно далеко выступаете вперед. Это говорит о слабости ягодичных мышц и/или отсутствии гибкости сгибателей бедра или подколенных сухожилий. Укрепление и повышение гибкости в этих областях позволит вам шагать больше вперед и глубже прогибаться.
  • Наклоняете грудь слишком далеко вперед. Небольшое движение вперед — это естественно, но чрезмерный наклон говорит о слабости ягодичных мышц и мышц кора. Обязательно задействуйте ягодицы и бедра, выполняя это движение, а также старайтесь не наклоняться вперед.

Функциональные движения — неотъемлемая часть здоровья и долголетия

Если вы сохраняете хорошее функциональное движение, равновесие, гибкость и координацию, то ничто не помешает вам вести активный образ жизни и в старости. Снижение качества жизни, наряду с ухудшением здоровья — это следствие ограниченной подвижности и последующего бездействия.

Перестав двигаться, ваше тело неизбежно начинает увядать. Пять простых двигательных тестов, рассмотренных выше — это простой способ узнать свои слабые места, и то, над чем вам нужно работать.

В практике физического воспитания количественно-силовые воз можности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измери­тельных устройств - динамометров (рис. 12, 4), динамографов,] тензометрических силоизмернтельных устройств; 2) с помощы специальных контрольных упражнений, тестов на силу.

Современные измерительные устройства позволяют измерять а практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгиба­ние и разгибание сегментов тела), а также в статических и динами* ческих усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении

Рис. 12. Контрольные упражнения (тесты) для оценки уровня развития силовых, скоростно-снловых способностей и силовой выносливости

В массовой практике для оценки уровня развития силовых ка­честв наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты). Их выполнение не требует какого-либо специ­ального дорогостоящего инвентаря и оборудования. Для опреде­ления максимальной силы используют простые по технике вы­полнения упражнения, например жим штанги лежа, приседание со штангой и т.п. Результат в этих упражнениях в очень малой степени зависит от уровня технического мастерства. Максималь­ная сила определяется по наибольшему весу, который может под­нять занимающийся (испытуемый).

Для определения уровня развития скоростно-силовых спо­
собностей и силовой выносливости используются следующие
контрольные упражнения: прыжки через скакалку (рис. 12, J),
подтягивания (рис. 12, 7, 6), отжимания на параллельных брусь­
ях, от пола или от скамейки (рис. 12, 9, 10), поднимание туло­
вища из положения лежа с согнутыми коленями (рис. 12, б),
висы на согнутых и полусогнутых руках (рис. 12, 14), подъем
переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с ме­
ста с двух ног (рис. 12, 2), тройной прыжок с ноги на ногу
(вариант - только на правой и только на левой ноге), подни­
мание и опускание прямых ног до ограничителя (рис. 12, 5),
прыжок вверх со взмахом (рис. 12, 1) и без взмаха рук (опре­
деляется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1-
3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой
(рис. 12, 11, 12, 13) и т.д. Критериями оценки скоростно-
силовых способностей и силовой выносливости служат число
подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного
положения туловища, дальность метаний (бросков), прыж­
ков и т.п. I



По большинству из этих контрольных испытаний проведены
исследования, составлены нормативы и разработаны уровни (вы­
сокий, средний, низкий), характеризующие разные силовые воз­
можности. Подробнее о критериях оценки силовых способностей
и способах их измерения можно прочитать в соответствующих учеб- Г
никах и пособиях . -

7.3. Скоростные способности и основы методики их воспитания 11

Под скоростными способностями понимают возможности че­ловека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Раз-"Ц личают элементарные и комплексные формы проявления скоро-¥ стных способностей. К элементарным формам относятся быстро­та реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) дви жений.


Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным дви­жением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, так­тильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плава­нии, прекращение нападающего или защитного действия в еди­ноборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Ла­тентное время простой реакции у взрослых, как правило, не пре­вышает 0,3 с.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физичес­ком воспитании и спорте - это реакции «выбора» (когда из не­скольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в раз­личных сочетаниях и в совокупности с другими физическими ка­чествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним отно­сятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми ка­чествами и др.

Способность как можно быстрее набрать максимальную ско­рость определяют по фазе стартового разгона или стартовой ско­рости. В среднем это время составляет 5-6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называ-


ют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявле­ние скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и на­чать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от це­лого ряда факторов: I) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особен­ностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быст­рых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кисло­та - АТФ и креатинфосфат - КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизне­деятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных при­родных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения воз­буждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; 2) передачи возбуждения в центральную нервную систему; 3) перехода сигнальной инфор­мации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферен­тного сигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от централь­ной нервной системы к мышце; 5) возбуждения мышцы и появ­ления в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в со­стояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действи­ях, влияют: частота нервно-мышечной имггульсации, скорость пе­рехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чере­дования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорос­ти ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресин-тез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолити-ческого механизмов (анаэробно - без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспе­чении разной скоростной деятельности составляет 0-10%,

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные на­блюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности су-



щественно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).

Наиболее благоприятными периодами для развития скорост­ных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до II лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в пока­зателях быстроты простой реакции и максимальной частоты дви­жений. Целенаправленные воздействия или занятия разными ви­дами спорта оказывают положительное влияние на развитие ско­ростных способностей: специатьно тренирующиеся имеют пре­имущество на 5-20% и более, а рост результатов может продол­жаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способнос­тей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начи­нают опережать девочек, особенно в показателях быстроты цело­стных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Задачи развития скоростных способностей. Первая задача состо­ит в необходимости разностороннего развития скоростных спо­собностей (быстрота реакции, частота движений, скорость оди­ночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваи­вают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить млад­ший и средний школьный возраст - сенситивные (особенно бла­гоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

Вторая задача - максимальное развитие скоростных способ­ностей при специализации детей, подростков, юношей и деву­шек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота дей­ствия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

Третья задача - совершенствование скоростных способнос­тей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функ­ций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных цикличес­ких актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздей­ствием на собственно скоростные способности, но и иным пу-


Тем - через воспитание силовых и с ко ростно- силовых способ­ностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех фак­торов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты.

В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназ­ванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен (напри­мер, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь не­высокую частоту движений; способность выполнять с высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гаранти­рует высокой дистанционной скорости и наоборот). Прямой по­ложительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особен­ности скоростных способностей поэтому требуют применения соот­ветствующих тренировочных средств и методов по каждой их раз­новидности.

1.3.1. Средства воспитания скоростных способностей

Средствами развития быстроты являются упражнения, выпол­няемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. ско­ростные упражнения). Их можно разделить на три основные груп­пы (В. И.Лях, 1997).

1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компо­
ненты скоростных способностей:
а) быстроту реакции; б) ско­
рость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты
движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную
выносливость; е) быстроту выполнения последовательных дви­
гательных действий в целом (например, бега, плавания, веде­
ния мяча).

2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все
основные компоненты скоростных способностей
(например, спортив­
ные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).

3. Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и
все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и
координационные, скоростные и выносливость); б) на скорост­
ные способности и совершенствование двигательных действий
(в беге, плавании, спортивных играх и др.).

В спортивной практике для развития быстроты отдельных дви­жений применяются те же упражнения, что и для развития взрыв­ной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такие ■ упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с мак- I симальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.


Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа дви­жений; бег под уклон, за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его уве­личения; упражнения на повышение скорости расслабления мы­шечных групп после их сокращения.

Для развития скоростных возможностей в их комплексном вы­ражении применяются три группы упражнений: упражнения, ко­торые используются для развития быстроты реакции; упражне­ния, которые используются для развития скорости отдельных дви­жений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся взрыв­ным характером.

Экология здоровья: При помощи этих тестов вы сможете самостоятельно определить свою физическую подготовленность и составить программу занятий...

Как составить индивидуальную программу занятий

При помощи этих тестов вы сможете самостоятельно определить свою физическую подготовленность и составить программу занятий

При определении физической подготовленности используют калькулятор, при составлении индивидуальной программы занятий – сумматор и дозатор.

Калькулятор физического состояния предназначен для комплексной оценки функциональных возможностей сердечно–сосудистой системы и физической подготовленности по балльной системе КОНТРЭКС–2 (контроль–экспресс).

Система КОНТРЭКС-2 разработана отечественными учеными С.А. Душаниным, Е.А. Пироговой и Л.Я. Иващенко (1984), ими созданы несколько диагностических систем для первичного (КОНТРЭКС-3), текущего (КОНТРЭКС-2) и самоконтроля (КОНТРЭКС-1).

Показатели для определения уровня физического состояния по системе «КОНТРЭКС-2» приведены ниже.

КОНТРЭКС–2 включает 11 показателей и тестов, которые оцениваются следующим образом:

1. Возраст. Каждый год жизни дает 1 балл. Например, в возрасте 50 лет начисляется 50 баллов и т.д.

2. Масса тела. Нормальная масса оценивается в 30 баллов. За каждый килограмм сверх нормы, рассчитываемой по следующим формулам, вычитается 5 баллов:

мужчины: 50 + (рост – 150)x0,75 + (возраст – 21)/4

женщины: 50 + (рост – 150)x0,32 + (возраст – 21)/5

Например, мужчина 50 лет ростом 180 см имеет массу тела 85 кг, а нормальная масса тела составит:

50 + (180 – 150) x 0,75 + (50 – 21)/4 = 80 кг.

За превышение возрастной нормы на 5 кг из общей суммы баллов вычитается 5x5 = 25 баллов.

3. Артериальное давление. Нормальное артериальное давление оценивается в 30 баллов. За каждые 5 мм рт. ст. систолического или диастолического давления выше расчетных величин, определяемых по ниже приводимой формуле, из общей суммы вычитается 5 баллов:

мужчины: АДсист. = 109 + 0,5 x возраст + 0,1 x масса тела;
АДдиаст. = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела;

женщины: АДсист. = 102 + 0,7 x возраст + 0,15 х масса тела;
АДдиаст. = 78 + 0,17 x возраст + 0,1 x масса тела.

Например, у мужчины 50 лет с массой тела 85 кг артериальное давление 150/90 мм рт. ст.

Возрастная норма систолического давления составляет:

109 + 0,5 x 50 + 0,1 x 85 = 142,5 мм рт. ст.

Норма диастолического давления:

74 + 0,1 x 50 + 0,15 x 85 = 92 мм рт. ст.

За превышение нормы систолического давления на 7 мм рт. ст. из общей суммы вычитается 5 баллов.

4. Пульс в покое. За каждый удар менее 90 начисляется один балл. Например, пульс 70 в минуту дает 20 баллов. При пульсе 90 и выше баллы не начисляются.

5. Гибкость. Стоя на ступеньке с выпрямленными в коленях ногами, выполняется наклон вперед с касанием отметки ниже или выше нулевой точки (она находится на уровне стоп) и сохранением позы не менее 2 секунд. Каждый сантиметр ниже нулевой точки, равный или превышающий возрастную норму, приведенную для мужчин и для женщин в табл. 1, оценивается в 1 балл, при невыполнении норматива баллы не начисляются. Тест проводится три раза подряд, и засчитывается лучший результат.

Например, мужчина 50 лет при наклоне коснулся пальцами отметки 8 см ниже нулевой отметки. Согласно табл. 1, норматив для мужчины 50 лет составляет 6 см. Следовательно, за выполнение норматива начисляется 1 балл и 2 балла за его превышение. Общая сумма составляет 3 балла.

Таблица 1. Нормативы двигательных тестов для оценки основных физических качеств

Воз­раст, лет Гиб­кость, см Быстро­та, см Динами­ческая сила, см Скоростная вынос­ливость Скоростно-силовая вынос­ливость Общая выносливость
10–минут­ный бег, м 2000 м, мин.
муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
19 9 10 13 15 57 41 18 15 23 21 3000 2065 7,00 8,43
20 9 10 13 15 56 40 18 15 22 20 2900 2010 7,10 8,56
21 9 10 14 16 55 39 17 14 22 20 2800 1960 7,20 9,10
22 9 10 14 16 53 38 17 14 21 19 2750 1920 7,30 9,23
23 8 9 14 16 52 37 17 14 21 19 2700 1875 7,40 9,36
24 8 9 15 17 51 37 16 13 20 18 2650 1840 7,50 9,48
25 8 9 15 17 50 36 16 13 20 18 2600 1800 8,00 10,00
26 8 9 15 18 49 35 16 13 20 18 2550 1765 8,10 10,12
27 8 9 16 18 48 35 15 12 19 17 2500 1730 8,20 10,24
28 8 8 16 18 47 34 15 12 19 17 2450 1700 8,27 10,35
29 7 8 16 18 46 33 15 12 19 17 2400 1670 8,37 10,47
30 7 8 16 19 46 33 15 12 18 16 2370 1640 8,46 10,58
31 7 8 17 19 45 32 14 12 18 16 2350 1620 8,55 11,08
32 7 8 17 19 44 32 14 11 18 16 2300 1590 9,04 11,20
33 7 8 17 20 43 31 14 11 17 16 2250 1565 9,12 11,30
34 7 8 17 20 43 31 14 11 17 15 2220 1545 9,20 11,40
35 7 8 18 20 42 30 14 11 17 15 2200 1520 9,28 11,50
36 7 7 16 20 42 30 13 11 17 15 2200 1500 9,36 12,00
37 7 7 18 21 41 29 13 11 16 15 2100 1475 9,47 12,12
38 6 7 18 21 41 29 13 11 16 15 2100 1460 9,52 12,20
39 6 7 19 21 40 29 13 10 16 14 2000 1445 10,00 12,30
40 6 7 19 22 39 28 13 10 15 14 2000 1420 10,08 12,40
41 6 7 19 22 39 28 13 10 15 14 2000 1405 10,14 12,48
42 6 7 19 22 39 28 12 10 15 14 2000 1390 10,22 12,58
43 6 7 20 22 38 27 12 10 15 14 2000 1370 10,30 13,07
44 6 7 20 23 38 27 12 10 15 14 1950 1355 10,37 13,16
45 6 7 20 23 37 27 12 10 15 13 1950 1340 10,44 13,25
46 6 7 20 23 37 27 12 10 15 13 1900 1325 10,52 13,34
47 6 7 20 23 36 26 12 9 15 13 1900 1310 10,58 13,43
48 6 6 21 24 36 26 12 9 14 13 1900 1300 11,05 13,52
49 6 6 21 24 36 26 11 9 14 13 1850 1285 11,12 14,00
50 6 6 21 24 35 25 11 9 14 13 1850 1273 11,19 14,08
51 6 6 21 24 35 25 11 9 14 13 1800 1260 11,25 14,17
52 6 6 22 25 35 25 11 9 14 12 1800 1250 11,34 14,25
53 5 6 22 25 34 25 11 9 14 12 1800 1235 11,40 14,34
54 5 6 22 25 34 24 10 9 14 12 1750 1225 11,46 14,42
55 5 6 22 25 34 24 10 9 13 12 1750 1215 11,54 14,50
56 5 6 22 25 33 24 10 9 13 12 1750 1200 12,00 14,58
57 5 6 23 26 33 24 10 9 13 12 1700 1190 12,05 15,06
58 5 6 23 26 33 24 10 9 13 12 1700 1180 12,11 15,14
59 5 6 23 26 33 23 10 8 13 12 1700 1170 12,17 15,20
60 5 6 23 26 32 23 10 8 13 12 1650 1160 12,24 15,30


6. Быстрота. Оценивается «эстафетным» тестом по скорости сжатия сильнейшей рукой падающей линейки. За каждый сантиметр, равный возрастной норме и меньше, начисляется 2 балла.

Тест выполняют в положении стоя. Сильнейшая рука с разогнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Ассистент берет 50–сантиметровую линейку и устанавливает ее вертикально (цифра «ноль» обращена к полу). При этом ваша рука находится примерно на 10 см ниже окончания линейки.

После команды «внимание» ассистент в течение 5 с должен отпустить линейку. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее большим и указательным пальцами схватить линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края ладони до нулевой отметки линейки.

Тест проводится три раза подряд, засчитывается лучший результат.

Например, у мужчины 50 лет результат тестирования составил 17 см, что лучше возрастного норматива на 4 см. За выполнение нормы насчитывается 2 балла и за его превышение 4х2=8 баллов. Общая сумма – 10 баллов.

7. Динамическая сила (проба Абалакова). Оценивается максимальной высотой прыжка вверх с места. За каждый сантиметр, равный и превышающий нормативную величину, приведенную в табл. 1, начисляется 2 балла.

Выполнение теста: испытуемый стоит боком к стене рядом с вертикально закрепленной измерительной шкалой (ученическая линейка длиной 1 м). Не отрывая пяток от пола, он как можно выше касается шкалы поднятой вверх более активной рукой. Затем он отходит от стены на расстояние от 15 до 30 см, не делая шага, прыгает вверх, отталкиваясь двумя ногами. Более активной рукой он касается измерительной шкалы как можно выше. Разница между значениями первого и второго касания характеризует высоту прыжка. Дается три попытки, засчитывается лучшая.

Например, у мужчины 50 лет результат равен 40 см. Это превышает возрастную норму на 5 см (см. табл. 1). За выполнение норматива начисляется 2 балла, за превышение – 5x2 = 10 баллов. Общая сумма составляет 10+2 = 12 баллов.

8. Скоростная выносливость. Подсчитывается максимальная частота поднимания прямых ног до угла 90° из положения лежа на спине за 20 секунд. За каждое поднимание, равное и превышающее нормативное значение, начисляется 3 балла.

Например, у мужчины 50 лет результат выполнения теста составил 15 подниманий, что превышает возрастную норму на 4. За выполнение норматива начисляется 3 балла, за превышение 4x3 = 12 баллов. Итого 15 баллов.

9. Скоростно-силовая выносливость. Измеряется максимальная частота сгибания рук в упоре лежа (женщины в упоре на коленях) за 30 секунд с начислением 4 баллов за каждое сгибание, равное и превышающее норматив.

Например, при тестировании мужчины 50 лет частота сгибания рук в упоре за 30 с составила 18 раз. Это превышает возрастной норматив на 4 и дает 4x4 = 16 баллов, плюс 4 балла за выполнение нормативной величины. Общая сумма составляет 20 баллов.

10. Общая выносливость.

1) Лица, не занимающиеся ранее физическими упражнениями или занимающиеся не более 6 недель, могут пользоваться следующим непрямым способом.

Пятикратное выполнение упражнений на развитие выносливости (бег, плавание, езда на велосипеде, гребля, бег на лыжах или коньках) в течение 15 минут при частоте пульса не менее 170 в минуту минус возраст в годах (максимально допустимый пульс составляет 185 минус возраст) – дает 30 баллов, 4 раза в неделю – 25 баллов, 3 раза в неделю – 20 баллов, 2 раза – 10 баллов, 1 раз – 5 баллов, ни одного раза и при несоблюдении описанных выше правил, касающихся пульса и тренировочных средств – 0 баллов.

За выполнение утренней гимнастики баллы не начисляются.

общая выносливость оценивается по результату 10–минутного бега на возможно большее расстояние. За выполнение норматива, приведенного в табл. 2, начисляется 30 баллов и за каждые 50 м дистанции, превышающей эту величину, 15 баллов. За каждые 50 м дистанции меньше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5. Минимальное количество баллов, набранных по этому тесту, составляет 0. Тест рекомендуется для лиц, самостоятельно занимающихся физическими упражнениями.

3) При групповой форме занятий уровень развития общей выносливости оценивают с помощью забегов на 2000 м для мужчин и 1700 м для женщин. Контролем служит нормативное время, приведенное в табл. 1. За выполнение нормативного требования начисляется 30 баллов и за каждые 10 секунд меньше этой величины – 15 баллов. За каждые 10 секунд больше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5. Минимальное количество баллов по тесту составляет 0.

Например, у мужчины 50 лет результат 10–минутного бега составит 1170 м, что меньше возрастного норматива на 103 м. Следовательно, сумма баллов по этому тесту составит 30–10=20 баллов.

11. Восстанавливаемость пульса.

1) Для незанимающихся физическими упражнениями после 5 минут отдыха в положении сидя измерить пульс за 1 минуту, затем сделать 20 глубоких приседаний в течение 40 секунд и вновь сесть. Через 2 минуты вновь измерить пульс за 10 секунд и результат умножить на 6. Соответствие исходной величине (до нагрузки) дает 30 баллов, превышение пульса на 10 ударов – 20 баллов, на 15 – 10 баллов, на 20 – 5 баллов, более 20 ударов – из общей суммы следует вычесть 10 баллов.

2) У занимающихся физическими упражнениями более 6 недель восстанавливаемость пульса оценивается через 10 минут после окончания 10–минутного бега или бега на 2000 м для мужчин и 1700 м для женщин путем сравнения пульса после бега с исходной величиной. Совпадение их дает 30 баллов, превышение до 10 ударов – 20 баллов, 15 – 10 баллов, 20 – 5 баллов, более 20 ударов – из общей суммы следует вычесть 10 баллов.

Например, у мужчины 50 лет частота пульса до бега была равна 70 в минуту, через 10 минут после 10–минутного бега – 72, что практически совпадает с исходной величиной пульса и это обеспечивает 30 баллов.

Результаты

После суммирования полученных по всем 11 показателям баллов физическое состояние оценивается как:

– низкое – менее 50 баллов;
– ниже среднего – 51–90 баллов;
– среднее – 91–160 баллов;
– выше среднего – 160–250 баллов;
– высокое – более 250 баллов.
опубликовано

Тестирование физической работоспособности лиц, занимающихся физкультурой и спортом в покое не отражает его функционального состояния и резервных возможностей, так как патология органа или его функциональная недостаточность заметнее проявляются в условиях нагрузки, чем в покое, когда требования к нему минимальны.

K сожалению, функция сердца, играющего ведущую роль в жизнедеятельности организма, в большинстве случаев оценивается на основе обследования в состоянии покоя. Хотя очевидно, что любое нарушение насосной функции сердца с большой вероятностью проявится при минутном объеме 12-15 л/мин, чем при 5-6 л/мин. Kроме того, недостаточные резервные возможности сердца могут проявиться лишь в работе, превышающей по интенсивности привычные нагрузки. Это относится и к скрытой коронарной недостаточности, которая нередко не диагностируется по ЭKГ в состоянии покоя.

Поэтому оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы на современном уровне невозможна без широкого привлечения нагрузочных тестов.

Задачи нагрузочных тестов:

1) определение работоспособности и пригодности к занятиям тем или иным видом спорта;

2) оценка функционального состояния кардиореспираторной системы и ее резервов;

3) прогнозирование вероятных спортивных результатов, а также прогнозирование вероятности возникновения тех или иных отклонений в состоянии здоровья при перенесении физических нагрузок;

4) определение и разработка эффективных профилактических и реабилитационных мер у высококвалифицированных спортсменов;

5) оценка функционального состояния и эффективности применения средств реабилитации после повреждений и заболеваний у тренирующихся спортсменов.

Тесты на восстановление

Тесты на восстановление предусматривают учет изменений и определение сроков восстановления после стандартной физической нагрузки таких показателей кардиореспираторной системы, как частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), показания электрокардиограммы (ЭKГ), частота дыхания (ЧД) и многие другие.

В спортивной медицине используются пробы В.В. Гориневсксго (60 поскоков в течение 30 с), проба Дешина и Kотова (трехминутный бег на месте в темпе 180 шагов в минуту), проба Мартине (20 приседаний) и другие функциональные пробы. При проведении каждого из этих тестов учитывают ЧСС и АД до нагрузки и после ее окончания на 1-й, 2-й, 3-й и 4-й минутах.

K тестам на восстановление относятся и различные варианты теста со ступеньками (step-test).

В 1925 г. А. Master ввел двухступенчатый тест, где регистрируется также ЧСС, АД после определенного количества подъемов на стандартную ступеньку. В дальнейшем этот тест начал применяться для регистрации ЭKГ после нагрузки (А. Master a. H. Jafte, 1941). В современном виде двухступенчатый тест предусматривает определенное, зависящее от возраста, пола и массы тела обследуемого количество подъемов на стантартную двойную ступеньку в течение 1,5 мин (см. табл. ), или удвоенное количество подъемов за 3 мин при двойной пробе (высота каждой ступеньки 23 см). ЭKГ фиксируется до и после нагрузки.

Минимальное количество подъемов (раз) на ступеньку в зависимости от массы,
возраста и пола при пробе Мастера

Масса тела, кг Возраст, лет
20-29 30-39 40-49 50-59 60-69
число подъемов на ступеньку*
40-44 29 (28) 28 (27) 27 (24) 25 (22) 24 (21)
45-49 28 (27) 27 (25) 26 (23) 25 (22) 23 (20)
50-54 28 (26) 27 (25) 25 (23) 24 (21) 22 (19)
55-59 27 (25) 26 (24) 25 (22) 23 (20) 22 (18)
60-64 26 (24) 26 (23) 24 (21) 23 (19) 21 (18)
65-69 25 (23) 25 (21) 23 (20) 22 (19) 20 (17)
70-74 24 (22) 24 (21) 23 (19) 21 (18) 20 (16)
75-79 24 (21) 24 (20) 22 (19) 20 (17) 19 (16)
80-84 23 (20) 23 (19) 22 (18) 20 (16) 18 (15)
85-89 22 (19) 23 (18) 21 (17) 19 (16) 18 (14)
90-94 21 (18) 22 (17) 20 (16) 19 (15) 17 (14)
95-99 21 (17) 21 (15) 20 (15) 18 (14) 16 (13)
100-104 20 (16) 21 (15) 19 (14) 17 (13) 16 (12)
105-109 19 (15) 20 (14) 18 (13) 17 (13) 15 (11)
110-114 18 (14) 20 (13) 18 (13) 16 (12) 14 (11)

* В скобках приведено число подъемов для женщин.

Субмаксимальные тесты на усилие

Субмаксимальные тесты на усилие используются в спортивной медицине при тестировании высококвалифицированных спортсменов. Исследования показали, что наиболее ценная информация о функциональном состоянии кардиореспираторной системы может быть получена при учете изменений основных гемодинамических параметров (показателей) не в восстановительном периоде, а непосредственно во время выполнения теста. Поэтому и увеличение нагрузок проводится до достижения предела аэробной способности (максимального потребления кислорода - МПK).

В спортивной медицине применяются и субмаксимальные нагрузочные тесты, требующие 75% от максимально переносимых нагрузок. Они рекомендованы ВОЗ для широкого внедрения (Хроника ВОЗ, 1971, 25/8, с. 380 и др.).

Используются также различные велоэргометры, тредмиллы и др. (рис. ). В случае превышения возрастных пределов ЧСС (см. табл. Предельно допустимая ЧСС во время нагрузочного теста ) нагрузку целесообразно прекратить.

Предельно допустимая ЧСС во время нагрузочного теста в зависимости от возраста

Помимо превышения возрастных пределов ЧСС физический тест должен быть прекращен и в случаях возникновения клинических электрокардиографических признаков, указывающих на достижение предела переносимости нагрузки.

Kлинические признаки : 1) приступ стенокардии даже при отсуствии изменений на ЭKГ; 2) сильная одышка; 3) большая усталость, бледность, похолодание и влажность кожи; 4) значительное повышение АД; 5) снижение АД более чем на 25% от исходного; 6) отказ испытуемого от продолжения исследования в связи с дискомфортом.

Электрокардиографические признаки : 1) возникновение частых экстрасистол (4:40) и других выраженных нарушений ритма; 2) нарушение предсердно-желудочковой и внутрижелудочковой проводимости; 3) горизонтальное или корытообразное смещение вниз сегмента ST более чем на 0,2 мВ по сравнению с записью в покое; 4) подъем сегмента ST более чем на 0,2 мВ, сопровождающееся опущением его в противоположных отведениях; 5) инверсия, или возникновение заостренного и приподнятого зубца Т с увеличением амплитуды более чем в 3 раза (или на 0,5 мВ) по сравнению с исходным в любом из отведений (особенно V 4); 6) уменьшение амплитуды зубца R не менее чем на 50% от его величины в состоянии покоя.

Гарвардский степ-тест

Гарвардский степ-тест (L. broucha, 1943) заключается в подъемах на скамейку высотой 50 см для мужчин и 43 см для женщин в течение 5 мин в заданном темпе. Темп восхождения постоянный и равняется 30 циклам в 1 мин. Kаждый цикл состоит из четырех шагов. Темп задается метрономом 120 ударов в минуту. После завершения теста обследуемый садится на стул и в течение первых 30 с на 2-й, 3-й и 4-й минутах подсчитывается ЧСС. Если обследуемый в процессе тестирования отстает от заданного темпа, то тест прекращается.

О физической работоспособности спортсмена судят по индексу гарвадского степ-теста (ИГСТ), который рассчитывается, исходя из времени восхождения на ступеньку и ЧСС после окончания теста. Высота ступеньки и время восхождения на нее выбираются в зависимости от пола и возраста обследуемого (см. табл. Высота ступеньки и время восхождения в гарвадском степ-тесте ).

Высота ступеньки и время восхождения в гарвадском степ-тесте

* Поверхность тела можно определить по номограмме для определения поверхности тела по росту и массе тела к статье Оценка физического развития .

Индекс гарвардского степ-теста рассчитывают по формуле:

ИГСТ = (t x 100) / [(f 1 + f 2 + f 3) х 2]

где t - время восхождения в секундах, f 1 , f 2 , f 3 - частота сердечных сокращений (ЧСС) за 30 с на 2-й, 3-й и 4-й минутах восстановления соответственно.

При массовых обследованиях можно пользоваться сокращенной формулой:

ИГСТ = (t х 100) / (f х 5,5)

где t - время восхождения в секундах, f - частота сердечных сокращений (ЧСС).

Подсчет облегчается при использовании см. табл. ; ; . Табл. Нахождение индекса по гарвадскому степ-тесту предусмотрена для определения ИГСТ у взрослых людей, если нагрузка была выдержана до конца (то есть в течение 5 мин). Сначала суммируют три подсчета пульса (f 1 + f 2 + f 3 = сумма f), затем в левом вертикальном столбике находят две первые цифры этой суммы, а в верхней горизонтальной строчке - последнюю цифру. Искомый ИГСТ находится на месте пересечения указанных строк. Если подсчет пульса производился только один раз по сокращенной форме, то ИГСТ находят по значению f 2 этого подсчета аналогичным образом в табл. Нахождение индекса по гарвадскому степ-тесту по сокращенный форме . Табл. Зависимость ИГСТ от времени восхождения облегчает расчет ИГСТ при неполном времени восхождения (сокращенная форма).

Нахождение индекса по гарвадскому степ-тесту

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
80 188 185 183 181 179 176 174 172 170 168
90 167 165 163 161 160 158 156 155 153 152
100 150 148 147 146 144 143 142 140 139 138
110 136 135 134 133 132 130 129 128 127 126
120 125 124 123 122 121 120 118 117 117 116
130 115 114 114 113 112 111 110 110 109 108
140 107 106 106 105 104 103 103 102 101 101
150 100 99 99 98 97 97 96 96 95 94
160 94 93 93 92 92 91 90 90 89 89
170 88 88 87 87 86 86 85 85 84 84
180 83 82 82 82 82 81 81 80 80 79
190 79 78 78 78 77 77 76 76 76 75
200 75 75 74 74 74 73 73 72 72 72
210 71 71 71 70 70 70 69 69 69 68
220 68 67 67 67 67 67 66 66 66 66
230 65 65 65 64 64 64 64 63 63 63
240 62 62 62 62 61 61 61 61 60 60
250 60 60 60 59 59 59 59 58 58 58
260 58 57 57 57 57 57 56 56 56 56
270 56 55 55 55 55 55 54 54 54 54
280 54 53 53 53 53 53 52 52 52 52
290 52 52 51 51 51 51 51 50 50 50

Таблица нахождения индекса по гарвадскому степ-тесту по полной форме у взрослых людей (t = 5 мин)

Нахождение индекса по гарвадскому степ-тесту по сокращенный форме

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
30 182 176 171 165 160 156 152 147 144 140
40 136 133 130 127 124 121 119 116 114 111
50 109 107 105 103 101 99 97 96 94 92
60 91 89 88 87 85 84 83 81 80 79
70 78 77 76 75 74 73 72 71 70 69
80 68 67 67 66 65 64 63 63 62 61
90 61 60 59 59 58 57 57 56 56 55
100 55 54 53 53 52 52 51 51 50 50
110 50 49 49 48 48 47 47 47 46 46

Таблица для нахождения индекса по гарвадскому степ-тесту по сокращенный форме у взрослых людей (t = 5 мин)

Зависимость ИГСТ от времени восхождения (сокращенная форма)

Пульс за первве 30 с со 2-й минуты восстановления
Время, мин 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 65-69 70-74 75-79
0-0.1/2 6 6 5 5 4 4 4 4
0.1/2-1 19 17 16 14 13 12 11 11
1-1.1/2 32 29 26 24 22 20 19 18
1.1/2-2 45 41 28 24 21 29 27 25
2-2.1/2 58 52 47 43 40 36 34 32
2.1/2-3 71 64 58 53 48 45 42 39
3-3.1/2 84 75 68 62 57 53 49 46
3.1/2-4 97 87 79 72 66 61 57 53
4-4.1/2 110 98 89 82 75 70 65 61
4.1/2-5 123 110 100 91 84 77 72 68
5 129 116 105 96 88 82 77 71

В левом вертикальном столбике находят фактическое время восхождения (округленное до 30 с), а в верхней горизонтальной строчке - число ударов пульса за первые 30 с со 2-й минуты восстановления.

Из-за большой интенсивность нагрузки тест применяют только при обследовании спортсменов.

Kритерии оценки результатов гарвадского степ-теста приведены в табл. Оценка результатов гарвадского степ-теста .

Оценка результатов гарвадского степ-теста

Самые большие показатели (до 170) отмечены у спортсменов экстракласса, тренирующихся на выносливость (лыжные гонки, академическая гребля, плавание, марафонский бег и др.).

Субмаксимальные нагрузочные тесты

Субмаксимальные нагрузочные тесты проводятся с различными видами нагрузок:

1) немедленное увеличение нагрузки после разминки до предполагаемого субмаксимального уровня для данного субъекта;

2) равномерная нагрузка на определенном уровне с увеличением при последующих исследованиях;

3) непрерывное или почти непрерывное возрастание нагрузки;

4) ступенчатое возрастание нагрузки;

5) ступенчатое возрастание нагрузки, чередующееся с периодами отдыха. Первый, третий и четвертый тесты используются в основном при обследовании спортсменов, второй - для сравнительной оценки переносимости определенной нагрузки каким-либо контингентом лиц. По рекомендации ВОЗ при обследовании здоровых лиц начальная нагрузка у женщин должна составлять 150 кгм/мин с последующим увеличением до 300-450-600 кгм/мин и т.д.; у мужчин - 300 кгм/мин с последующим возрастанием до 600-900-1200 кгм/мин и т.д. Длительность каждого этапа нагрузки - не менее 4 мин. Периоды отдыха между этапами нагрузки составляют 3-5 мин.

Тест на тредмилле (см. рис. ) обычно начинается со скоростью 6 км/ч с последующим увеличением до 8 км/ч, 10 км/ч и т.д. Уклон движения увеличивается ступененчато до 2,5%.

Нагрузочные тесты у детей

Нагрузочные тесты у детей в возрасте до 10 лет начинаются с минимальных нагрузок (до 50 кгм/мин), а с 10 лет и старше - с учетом массы тела. Обычно, как рекомендует ВОЗ, - со 100-150 кгм/мин.

Градуировать нагрузки проще всего по шкале велоэргометра. При степ-тесте величина нагрузок определяется на основе расчета массы обследуемого, высоты ступенек и количества подъемов на них. При тесте с тредмиллом рассчитываются затраты энергии в зависимости от скорости движения и уклона (рис. ).

Номограмма для определения общих кислородных затрат при тесте на тредбане (по R. Shephard, 1969)

Учитывая линейную зависимость между частотой пульса и величиной потребления кислорода по ЧСС, можно судить об уровне аэробной способности обследуемого во время нагрузочного теста и об уровне нагрузки для достижения, например, 75% аэробной способности (табл. Приблизительная частота пульса ).

Приблизительная частота пульса

Аэробная способность, % Возраст, лет
20-29 30-39 40-49 50-59 60-69
Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.
40 115 122 115 120 115 117 111 113 110 112
60 141 148 138 143 136 138 131 134 127 130
75 161 167 156 160 152 154 145 145 140 142
100 195 198 187 189 178 179 170 171 162 163

Приблизительная частота пульса (уд/мин) в зависимости от аэробной способности (по R. Sheppard, 1969)

Таблица дает также представление о максимальной частоте сердечных сокращений у лиц разного пола и возраста.

Максимальная частота сердечных сокращений для лиц разного возраста может быть ориентировочно определена и путем вычитания из 220 числа лет обследуемого. Например, для человека в возрасте 30 лет максимальная ЧСС составляет 220 - 30 = 190.

Субмаксимальный тест Валунда-Шестранда

Субмаксимальный тест Валунда-Шестранда (W 170 или PWC 170) рекомендован ВОЗ для определения физической работоспособности по достижению ЧСС 170 уд/мин (мощность физической нагрузки выражается в кгм/мин или Вт), при которой частота сердечных сокращений после врабатываемости устанавливается на уровне 170 уд/мин, то есть W 170 (или PWC 170). Данный уровень нагрузки и является показателем W 170 .

Для старших возрастных групп, учитывая более низкий предел допустимого возрастания пульса, а также у юных спортсменов применяют тесты PWC 130 и PWC 150 - определение физической работоспособности при достижении ЧСС 130 и 150 уд/мин.

Тест выполняется следующим образом: испытуемый подвергается на велоэргометре двум нагрузкам разной мощности (W 1 и W 2) продолжительностью 5 мин, каждая с 3 мин отдыха. Нагрузка подбирается с таким расчетом, чтобы получить несколько значений пульса в диапазоне от 120 до 170 уд/мин. В конце каждой нагрузки определяют ЧСС (соответственно f 1 и f 2).

На основании полученных данных строят графики, где на оси абсцисс заносят показатели мощности нагрузки (W 1 и W 2), на оси ординат - соответствующую ЧСС (рис. ). На пересечении перпендикуляров, опущенных в соответствующие точки осей графика, находят координаты 1 и 2, через них проводят прямую до пересечения с перпендикуляром, восстановленным из точки ЧСС, соответствующей 170 уд/мин (координата 3). Из нее опускают перпендикуляр на ось абсцисс, и получают таким образом значение мощности нагрузки при ЧСС, равной 170 уд/мин.


PWC 170: f 1 и f 2 - ЧСС при первой и второй нагрузках; W 1 и W 2 - мощность первой и второй нагрузок

Для упрощения расчета мощность работы при двухступенчатом тесте PWC 170 рекомендуется формула:

PWC 170 = x [(170 - f 1) / (f 1 - f 2)]

где PWC 170 - мощность физической нагрузки при ЧСС 170 уд/мин, W1 и W2 - мощность первой и второй нагрузок (кгм/мин или Вт); f 1 и f 2 - ЧСС на последней минуте первой и второй нагрузок (в 1 мин).

В качестве ориентиров могут быть использованы следующие величины PWC 170 у здоровых людей: для женщин - 422-900 кгм/мин, для мужчин - 850-1100 кгм/мин. У спортсменов этот показатель зависит от вида спорта и колеблется в пределах 1100-2100 кгм/мин, а представители циклических видов спорта (академическая гребля, велошоссе, лыжные гонки и др.) имеют еще более высокие показатели. Для сравнения сходных индивидуумов рассчитывают относительную величину показателя PWC 170 , например, Вт/кг.

Определение максимального потребления кислорода

Определение максимального потребления кислорода (МПK). МПK является основным показателем продуктивности кардиореспираторной системы. МПK - это наибольшее количество кислорода, которое человек способен потребить в течение одной минуты. МПK - мера аэробной мощности и интегральный показатель состояния транспортной системы кислорода (О2). Определяется он непрямым или прямым методом.

Чаще применяют непрямой метод измерения МПK (рис. ), не требующий сложной аппаратуры. Для обследования высококвалифицированных спортсменов рекомендуется измерять МПK прямым методом.

График для прямого определения максимальной работы и МПK на основе субмаксимальных нагрузочных тестов (по K. Lange Andersen и Smith-Siversten, 1966)

В норме между величиной потребления кислорода (ПK) и ЧСС существует линейная зависимость.

МПK - основной показатель, отражающий функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и физическое состояние в целом., то есть аэробную способность. Этот показатель (л/мин, а точнее, мл/мин/кг) или его энергетический эквивалент (кДж/мин, ккал/мин) относятся к ведущим в оценке и градациях физического состояния человека. Таким образом, субмаксимальные нагрузочные тесты, обеспечивающие информацию об аэробной способности, являются важнейшим инструментом оценки функционального состояния организма. Величина МПK зависит от пола, возраста, физической подготовленности обследуемого и варьирует в широких пределах. Нормальные величины максимального потребления кислорода у детей школьного возраста и у взрослых приведены в табл. Максимальное потребление кислорода у детей и подростков ; Максимальное потребление кислорода у взрослых .

Максимальное потребление кислорода у детей и подростков

Максимальное потребление кислорода у детей и подростков (по J. Rutenfranz, T. Hettinger, 1959)

Максимальное потребление кислорода (мл/мин/кг) у взрослых

Испытуемому рекомендуется велоэргометрическая нагрузка (ЧСС после врабатывания должно находится между (120-170 уд/мин) или степ-тест (высота ступеньки 40 см - для мужчин, 33 см - для женщин, темп восхождения - 22,5 цикла в 1 мин) в течение не менее 5 мин. ЧСС регистрируется на 5-й минуте работы. Расчет МПK проводят по специальной номограмме I. Astrand (рис. ) и формуле фон Добелна (табл. K расчету МПK по формуле фон Добелна ).

Номограмма Astrand-Ryhming для определения МПK на основе субмаксимального степ-теста и теста на велоэргометре

K расчету МПK (V O2max) по формуле фон Добелна

Найденная с помощью номограммы величина МПK корригируется путем умножения на «возрастной фактор» (табл. ).

Возрастные поправочные коэффициенты

Возрастные поправочные коэффициенты к величинам максимального потребления кислорода по номограмме I. Astrand (1960)

В табл. Определение максимального потребления кислорода представлена номограмма I. Astrand после расчета на основе субмаксимального нагрузочного теста на велоэргометре.

Определение максимального потребления кислорода*

Мужчины
ЧСС ЧСС Максимальное потребление кислорода, л/мин
300 кгм/мин 600 кгм/мин 900 кгм/мин 1200 кгм/мин 1500 кгм/мин 600 кгм/мин 900 кгм/мин 1200 кгм/мин 1500 кгм/мин
120 2,2 3,5 4,8 - - 148 2,4 3,2 4,3 5,4
121 2,2 3,4 4,7 - - 149 2,3 3,2 4,3 5,4
122 2,2 3,4 4,6 - - 150 2,3 3,2 4,2 5,3
123 2,1 3,4 4,6 - - 151 2,3 3,1 4,2 5,2
124 2,1 3,3 4,5 6,0 - 152 2,3 3,1 4,1 5,2
125 2,0 3,2 4,4 5,9 - 153 2,2 3,0 4,1 5,1
126 2,0 3,2 4,4 5,8 - 154 2,2 3,0 4,0 5,1
127 2,0 3,1 4,3 5,7 - 155 2,2 3,0 4,0 5,0
128 2,0 3,1 4,2 5,6 - 156 2,2 2,9 4,0 5,0
129 1,9 3,0 4,2 5,6 - 157 2,1 2,9 3,9 4,9
130 1,9 3,0 4,1 5,5 - 158 2,1 2,9 3,9 4,9
131 1,8 2,9 4,0 5,4 - 159 2,1 2,8 3,8 4,8
132 1,8 2,9 4,0 5,3 - 160 2,1 2,8 3,8 4,8
133 1,8 2,8 3,9 5,3 - 161 2,0 2,8 3,7 4,7
134 1,8 2,8 3,9 5,2 - 162 2,0 2,8 3,7 4,6
135 1,7 2,8 3,8 5,1 - 163 2,0 2,8 3,7 4,6
136 1,7 2,7 3,8 5,0 - 164 2,0 2,7 3,6 4,5
137 1,7 2,7 3,7 5,0 - 165 2,0 2,7 3,6 4,5
138 1,6 2,7 3,7 4,9 - 166 1,9 2,7 3,6 4,5
139 1,6 2,6 3,6 4,8 - 167 1,9 2,6 3,5 4,4
140 1,6 2,6 3,6 4,8 6,0 168 1,9 2,6 3,5 4,4
141 - 2,6 3,5 4,7 5,9 169 1,9 2,6 3,5 4,3
142 - 2,5 3,5 4,6 5,8 170 1,8 2,6 3,4 4,3
143 - 2,5 3,4 4,6 5,7 - - - - -
144 - 2,5 3,4 4,5 5,7 - - - - -
145 - 2,4 3,4 4,4 5,6 - - - - -
146 - 2,4 3,3 4,4 5,6 - - - - -
147 - 2,4 3,3 4,4 5,5 - - - - -
Женщины
ЧСС Максимальное потребление кислорода, л/мин ЧСС Максимальное потребление кислорода, л/мин
300 кгм/мин 450 кгм/мин 600 кгм/мин 750 кгм/мин 900 кгм/мин 300 кгм/мин 450 кгм/мин 600 кгм/мин 750 кгм/мин 900 кгм/мин
120 2,6 3,4 4,1 4,8 - 146 1,0 2,2 2,6 3,2 3,7
121 2,5 3,3 4,0 4,8 - 147 1,6 2,1 2,6 3,1 3,6
122 2,5 3,2 3,9 4,7 - 148 1,6 2,1 2,6 3,1 3,6
123 2,4 3,1 3,8 4,6 - 149 - 2,1 2,6 3,0 3,5
124 2,4 3,1 3,8 4,5 - 150 - 2,0 2,5 3,0 3,5
125 2,3 3,0 3,7 4,4 - 151 - 2,0 2,5 3,0 3,4
126 2,3 3,0 3,6 4,3 - 152 - 2,0 2,5 2,9 3,4
127 2,2 2,9 3,5 4,2 - 153 - 2,0 2,4 2,9 3,3
128 2,2 2,8 3,5 4,2 4,8 154 - 2,0 2,4 2,8 3,3
129 2,2 2,8 3,4 4,1 4,8 155 - 1,9 2,4 2,8 3,2
130 2,1 2,7 3,4 4,0 4,7 156 - 1,9 2,3 2,8 3,2
131 2,1 2,7 3,4 4,0 4,6 157 - 1,9 2,3 2,7 3,2
132 2,0 2,7 3,3 3,9 4,5 158 - 1,8 2,3 2,7 3,1
133 2,0 2,6 3,2 3,8 4,4 159 - 1,8 2,2 2,7 3,1
134 2,0 2,6 3,2 3,8 4,4 160 - 1,8 2,2 2,6 3,0
135 2,0 2,6 3,1 3,7 4,3 161 - 1,8 2,2 2,6 3,0
136 1,9 2,5 3,1 3,6 4,2 162 - 1,8 2,2 2,6 3,0
137 1,9 2,5 3,0 3,6 4,2 163 - 1,7 2,2 2,6 2,9
138 1,8 2,4 3,0 3,5 4,1 164 - 1,7 2,1 2,5 2,9
139 1,8 2,4 2,9 3,5 4,0 165 - 1,7 2,1 2,5 2,9
140 1,8 2,4 2,8 3,4 4,0 166 - 1,7 2,1 2,5 2,8
141 1,8 2,3 2,8 3,4 3,9 167 - 1,6 2,1 2,4 2,8
142 1,7 2,3 2,8 3,3 3,9 168 - 1,6 2,0 2,4 2,8
143 1,7 2,2 2,7 3,3 3,8 169 - 1,6 2,0 2,4 2,8
144 1,7 2,2 2,7 3,2 3,8 170 - 1,6 2,0 2,4 2,7
145 1,6 2,2 2,7 3,2 3,7 - - - - - -

* Определение максимального потребления кислорода по частоте сердечных сокращений при нагрузках на велоэргометре у мужчин и женщин. Данные таблицы должны быть скорригированы по возрасту (см. табл. Возрастные поправочные коэффициенты ).

Для детей и подростков младше 15 лет разработана специальная номограмма Гюртлера.

Определение МПK прямым методом дает более точные результаты. Испытуемый выполняет ступенеобразную повышающуюся нагрузку на велоэргометре или тредбане. Исходная мощность нагрузки и последующие «ступень» выбираются с учетом пола, возраста и физической подготовленности обследуемого. Прямое определение МПK используют при тестировании высококвалифицированных спортсменов.

В зависимости от вида спорта и квалификации спортсмены начинают работу с мощности 100 или 150 Вт, а спортсменки - с 75 или 100 Вт. В течение последних 30 с каждой «ступени» нагрузки выдыхаемый воздух собирают в мешок Дугласа. Затем производится газоанализ с помощью аппарата Холдена или другого прибора, а газовым счетчиком измеряется количество выдохнутого воздуха. Существуют автоматические газоанализаторы, которые позволяют во время нагрузки непрерывно регистрировать концентрацию кислорода и углекислого газа в потоке выдыхаемого воздуха. Электронный калькулятор анализаторов последних моделей автоматически на бумажный ленте через каждые 20-30 с печатает данные об уровне потребления кислорода, легочной вентиляции (минутный объем дыхания), дыхательном коэффициенте и другие показатели. Наличие приборов такого типа значительно повышает эффективность тестирования спортсменов.

Для сравнения работоспособности отдельных лиц используют не абсолютное значение МПK (л/мин), а относительную величину. Последнюю получают, разделив МПK в мл/мин на массу тела в килограммах. Единица относительного показателя - мл/кг в 1 мин.

У спортсменов МПK составляет 3-5 л/мин, в отдельных случаях - выше 6 л/мин. У лыжников-гонщиков, занимающихся академической греблей, гонками на шоссе и других спортсменов высокой квалификации относительная величина МПK достигает 80 л/кг в 1 мин и больше (табл. Максимум потребления кислорода ).

Максимум потребления кислорода*

Вид спорта Мужчины Женщины

Лыжные гонки

83 63
80 -

Бег на коньках

78 54

Ориентирование

Анаэробная производительность имеет большое значение при выполнении предельных нагрузок продолжительностью от 30 с до 2 мин. Такая работа характерна для хоккеистов, бегунов на средние дистанции, конькобежцев и представителей других видов спорта, тренирующих скоростную выносливость.

Среди разных показателей анаэробной производительности (максимальный кислородный долг, максимальная анаэробная мощность и др.). Kонцентрация молочной кислоты (лактата) в артериальной крови наиболее доступна для измерения. Лактат определяют в процессе тренировки и сразу после ее окончания. Kровь берется из кончика пальца или мочки уха. Молочная кислота определяется по методу Баркера-Саммерсона в модификации Штром или ферментативным методом. В норме концентрация молочной кислоты в крови 0,33-1,5 ммоль/л. После выполнения физической нагрузки лактат колеблется от 4-7 до 14-21 ммоль/л. Показатели зависят от характера физической нагрузки, возраста, пола и физической (функциональной) подготовленности спортсмена. Под влиянием систематических интенсивных физических нагрузок лактат снижается.

Тест со ступеньками

Тест со ступеньками является наиболее физиологичным, простым и доступным для спортсменов физической подготовленности.

Обычно используется стандартная двойная ступенька (высота каждой 23 см).

Применяются и другие ступенчатые эргометры. Так, V. Gottheiner (1968) приспосабливает высоту ступеньки к длине ног обследуемого. При длине ног до 90 см высота ступеньки 20 см, при 90-99 см - 30 см, при 100-109 см - 40 см, а при 110 см и выше - 50 см.

При этом длина ноги обследуемого измеряется от вертельной точки до пола с помощью номограммы Gottheiner V. (рис. ). На оси абсцисс (АС) отложены значения длины ноги, на оси ординат (АВ) - значения высоты ступеньки в сантиметрах. Из точки пересечения перпендикуляра, проведенного из точки на оси абсцисс, соответствующей длине ноги обследуемого, с линией ДЕ, проводят прямую линию на ось ординат, получают точку, соответствующую искомой высоте ступеньки.

Скорость подъема контролируется метрономом. Kаждый этап нагрузки длится 4 мин. АД и пульс подсчитывают до и после нагрузки.

Номограмма для определения высоты ступеньки при степ-тесте

Для определения субмаксимального нагрузочного уровня можно пользоваться табл. Минимальное количество подъемов на ступеньку , в которой указано количество подъемов на двойную ступеньку в 1 мин на протяжении 4 мин, соответствующее 75% максимального потребления кислорода (МПK) для лиц средней физической способности разного пола, массы и возраста.

Для ориентировочной оценки результатов теста пользуются табл. Субмаксимальные нагрузки при степ-тесте . Над каждым столбцом в скобках указана частота сердечных сокращений (ЧСС уд/мин), соответствующая средней физической способности женщин и мужчин данной возрастной группы. Если ЧСС обследуемого при указанной для него нагрузке будет отличаться менее чем на 10 уд/мин от приведенной в скобках величины, то физическое состояние его можно считать удовлетворительным. В случае, когда ЧСС ниже этой величины на 10 и более, физическая способность обследуемого выше средней, а если частота ЧСС на 10 и более уд/мин выше этой величины, то физическая способность низкая.

Субмаксимальные нагрузки при степ-тесте*

Масса, кг Возраст, лет
20-29 30-39 40-49 50-59
Женщины: подъемы в 1 мин
(167) (160) (154) (145)
36 16 16 14 10
41 17 16 14 10
45 17 17 14 10
50 17 17 15 10
54 17 17 15 10
59 18 17 15 10
63 18 18 15 10
68 18 18 15 10
72 18 18 15 10
77 18 18 15 10
81 и более 18 18 16 10
Мужчины: подъем в 1 мин
(161) (156) (152) (145)
50 20 18 16 13
54 20 19 16 13
59 20 19 16 13
63 21 19 17 13
68 21 19 17 13
72 21 19 17 13
77 21 19 17 14
81 21 19 17 14
86 21 19 17 14
91 и более 21 20 17 14

* Субмаксимальные нагрузки при степ-тесте и их оценка для лиц разного возраста, пола и массы тела. В скобках указана ЧСС, соответствующая результатам теста при средней физической способности мужчин и женщин данной возрастной группы (по R. Shepard, 1969).

W = BW х H х T х 1,33

где W - нагрузка, (кгм/мин), BW - масса тела (кг), Н - высота ступеньки (м), Т - количество подъемов в 1 мин, 1,33 - поправочный коэффициент, учитывающий физические затраты на спуск с лестницы, которые составляют 1/3 затрат на подъем. I. Ryhming (1953) предложил степ-тест, по которому можно определять МПK непрямым методом с помощью номограммы. Высота ступенек для мужчин - 40 см, для женщин - 33 см. Темп восхождений - 22 ступеньки в 1 мин., в течение 6 мин. Затем по номограмме Астранда-Риминг (1954) определяется МПK (см. рис. ).

Велоэргометрия

Велоэргометр - наиболее удобный прибор для проведения субмаксимальных нагрузочных тестов, так как обеспечивает оптимальную возможность получения точных физиологических данных для оценки функционального состояния человека, его физических способностей.

Английский
тесты на восстановление – tests for restoration
субмаксимальные тесты на усилие – submaximal stress tests
гарвардский степ-тест – harvard step test
субмаксимальные нагрузочные тесты – submaximal stress tests
нагрузочные тесты у детей – stress tests in children
субмаксимальный тест Валунда-Шестранда – submaximal test Valunda-Shestranda
определение максимального потребления кислорода – determination of maximum oxygen consumption
тестирование анаэробной производительности – testing anaerobic performance
тест со ступеньками – test with steps
велоэргометрия – veloergometry



 

 

Это интересно: