→ Лыжероллерная трасса в Одинцово им. Ларисы Лазутиной. Лыжероллерная трасса - место отдыха велосипедистов, роллеров и лыжников На последней позиции нашего рейтинга — Троицк

Лыжероллерная трасса в Одинцово им. Ларисы Лазутиной. Лыжероллерная трасса - место отдыха велосипедистов, роллеров и лыжников На последней позиции нашего рейтинга — Троицк

Снег в Москве в этом году лег на удивление рано. Но пусть снег досрочно и закрыл велосезон, однако открыл лыжный!

Как не крути, лыжи в нашей стране это один из самых популярных циклических видов спорта. И это лучшая альтернатива триатлонным тренировкам в зимний период - такой функциональной и комплексной работы для всего тела не может предложить ни один другой вид спорта.

Главный вопрос для тех, кто с лыжами только знакомится - это где кататься и что надеть на себя и на ноги. Поэтому мы запускаем зимний цикл материалов про лыжи: где, как, в чем и сколько.

Сегодня расскажем вам об основных местах катания на беговых лыжах в Москве и ближайшем Подмосковье. Вообще, просто погулять на лыжах можно фактически в каждом парке Москвы, а вот трасс, пригодных для качественных тренировок, не так уж и много. Рассмотрим основные из них.

**Трассы ближайшего Подмосковья у МКАДа

Одинцово** Трасса расположена недалеко от Москвы, проходит по асфальтовому покрытию лыжероллерной трассы, то есть поверхность ровная и без бугров. На середину ноября состояние трассы хорошее. Есть раздевалки в здании стадиона. Трасса освещается в темное время суток.

Адрес: 3-й км. Красногорского шоссе. Дистанции: 3, 6, 10 км - роллерные круги, зимние в процессе подготовки. Ширина: от 4 м. Перепад высот: ~50 м. Суммарный перепад высот: ~165 м. Направление движения: против часовой стрелки.

Мещерский парк Новое место для катания на лыжах, появившиеся несколько лет назад. Однако оно сразу стало одним из лучших в Московском регионе. Причины простые – развитая инфраструктура, поддержка администрацией любых спортивных активностей и правильная техника, которая обслуживает трассы. Самый длинный круг имеет протяженность более 5 километров. Есть круги 4 и 1.3 км. Для туристических маршрутов предусмотрены две трассы протяженностью 1,8 и 2,6 км.Ширина трасс варьируется от 3 до 6 метров. По бокам предусмотрено место для приверженцев классического стиля, посередине – для конькового. Для подготовки трасс используется специальная снегоуплотняющая машина Husky Rat-rak. Есть освещение для катания в темное время суток и раздевалки. Адрес: Московская область, ближайшая ж/д станция «Сколково». Точное расположение – по ссылке .

Красногорск

Трасса в Красногорске – одна из самых старейших в ближайшем Подмосковье. Тут на протяжении многих лет проводились отборы на Чемпионаты мира и Олимпиады. К сожалению сейчас трасса не готовится на топ-уровне, но но любителю тут хорошо. Буранами укатывает ее, кстати, 12-ти кратный чемпион мира Иван Утробин. На середину ноября состояние петель в лесу удовлетворительное, есть бугры и ветки, листья. Классической лыжни нет. Круг на стадионе и около него в лучшем состоянии, нежели кругов в лесу, но приличный "олимпийский рельеф" подойдет не каждому новичку. Лыжни пока, к сожалению, тут тоже нет. Поэтому кататься можно только коньком. Есть платные раздевалки, которые открываются обычно с официальным началом сезона, не в ноябре. На круге 1,5 километра работает освещение примерно до 19:00. Адрес: город Красногорск, лыжный стадион "Зоркий", улица Речная, дом 37.

А такие петли в лесу

Битца

Излюбленное место московских лыжников, в том числе и из-за расположения – трасса самая «московская». Последние годы ей угрожает большая стройка, но активисты собирают петиции, о чем мы . Пока в хорошем состоянии круг 2.3 километра, который расположен за МКАДом. Адрес: Москва, ЮЗАО, 36й км МКАД.

Ромашково

Известное место для катания прямо рядом со МКАДом. Обилие кругов (от 2 километров до 17) и их большая протяженность, интересный и умеренный рельеф. Подъезд к трассе со стороны внешнего МКАДа пока закрыт из-за стройки. Поэтому добраться можно от стадиона «Медик» или со стороны села Ромашково. В стадионе есть теплые раздевалки. Освещения на трассе нет. Адрес: Ромашковский лес, 58 километр МКАД.

Завалы на трассе убрали, теперь ровняют поверхность с помощью буранов и бороны. Фото от 14 ноября.

Планерная Старая и известная трасса, на котором проводятся старты уровня чемпионата Москвы. Есть лесная часть трассы, равнинная и полевая – с обилием тяжелых подъемов. На текущий момент (середина ноября) трассу готовят довольно условно, хотя кататься можно. Есть раздевалка. Адрес: Московская область, Химкинский р-н, Олимпийский учебно-спортивный центр «Планерная».

Фото середины сезона

Лыжный центр имени Анфисы Резцовой «Снежинка»

Трасса на Снежинке незатейлива – один круг 5 километров даже в разгар зимы. Но есть ретрак и проводится масса соревнований, так что состояние обычно очень хорошее. Есть раздевалка, туалеты и освещение трассы. Адрес: улица Мичурина, строение 24, Химки.

Свежее фото со «Снежинки»

**Места для катания внутри Москвы

**Эти трассы более подходят для любителей, имеют менее протяженные круги и более простой рельеф. И удобно расположены для тех, кто живет в пределах Москвы.

Тушинская трасса в Алешкинском лесу

Место тренировок детской спортшколы, тут начинал свой лыжный путь Александр Легков. Есть круги от 1,5 километров до 7,5 километров. Трассу зимой готовит ретрак. В темное время дня работает освещение на круге 1,5 километра. Хорошее место для тренировок в черте города. Адрес: заезд с улицы Вилиса Лациса, карта .

**Крылатское

**Хоть место и является меккой велоспорта, однако для зимних видов спорта тут есть неплохая инфраструктура. В частности горнолыжный спуск и петли по велосипедной трассе. Освещения и раздевалок нет.

Крылатское велокольцо зимой.

Измайловский парк

Есть места как для прогулок в парковой части, так и для тренировок в лесной. В первом варианте в основном равнина для лыжных прогулок, во втором - есть куски с умеренным рельефом. Они находятся в лесной части парка. Заезд со стороны стадиона «Авангард». Освещения и раздевалок нет.

Сокольники

Здесь ситуация примерно такая же, как с Измайловским парком. Есть лыжни для активного отдыха в более людных местах и трассы посерьезнее в глубине парка, около каскада Путяевских прудов. В этом году мэр Москвы С. Собянин обещал сделать трассу лучшей для лыжного катания в черте Москвы. Будем надеяться! А пока сделали так называемую самим парком «всепогодную лыжню». Ее протяжённость составляет почти два километра. Вечером трасса подсвечивается фонарями. Для того чтобы снежный покров оставался в нормальном состоянии, дорожку с двух сторон огородили сетчатым забором. Лыжня в парке Покровское-Стрешнево Еще одно место на лыжной карте москвича – парк вокруг старой усадьбы Покровское-Стрешнево и прилегающих территорий. Говорят в этом году там начали замену труб отопления и часть трассы вскопали, отрезав пару петель. Но людям, которые живут рядом трасса все равно удобна.

Большой газон МГУ Один пятикилометровый круг около главного здания МГУ. Когда много снега готовится ретраком, перепад высот тут использован по максимуму, хоть и небольшой – на трассе есть небольшой тягун вдоль улицы Косыгина.

Лосиный остров Гигантский лесопарк в черте города и еще более гигантский за пределами МКАДа. Специально ничем не готовится, но сотни лыжников гуляют тут и поэтому лыжня проложена достаточно комфортная и длинная. Есть действительно глухие места, можно увидеть лосей и другую живность. Можно заезжать со стороны района Гольяново, со стороны Ярославского шоссе и через парк Сокольники.

**Лыжня в Тимирязевском парке

Прогулочная лыжня в Тимирязевском парке. Сложно назвать это трассой, но погулять по парку на лыжах можно. **

Места для лыжных тренировок в Московской области

Головино (Волоколамское направление)

Главная трасса Подмосковья с высочайшим уровнем подготовки кругов. Тут обычно холоднее на пару градусов и поэтому снежные пушки начинают работать в начале декабря (в этом сезоне уже в ноябре). Тут тренируется лыжная школа «Истина», поэтому место не для массового прогулочного катания, а скорее для серьезных тренировок. Освещение есть, но заточено оно под лыжников из местного клуба. Раздевалок нет. ПРотяженность трассы 15 километров, обилие разных кругов – от 2 километров до 15. Адрес и как доехать по ссылке в Google .

Пересвет Старая трасса в городке Пересвет, которую сильно облагородили за последние несколько лет, в том числе не без участия Александра Легкова. Есть роллерная трасса, снежные пушки, освещение и гостиница с раздевалками, душем и шкафчиками. Рельеф разнообразный, как и круги. Отличное место для серьезных тренировок и высокого уровня подготовки. Вход на трассу стоит 250 рублей. Адрес: Московская область, г. Пересвет, ул. Пионерская, 9.

** ГАБО**

Полное название трассы –ГАБОвская народная лыжня. Ее делают местные энтузиасты и любители лыжного спорта и надо сказать, получается это у них неплохо. Ретрака нет, трассу катают буранами. Сезон там уже открыли (по состоянию на середину ноября) и говорят, что там хорошо. Местоположение трассы на карте Google .

Трасса клуба им. Наседкина

Трасса расположена у поселка им. Цюрупы. На кругах тренируются воспитанники спортшколы и любители лыжного спорта. Трасса готовится ретраком и буранами, есть освещение и раздевалки в здании у трассы. Адрес и как добраться: 57-ой км Егорьевского шоссе, поворот на поселок имени Цюрупы, 1-ый км. координаты трассы «Келья – 3 »на google картах +55° 30" 25.57", +38° 42" 53.79"им.

Конечно, это далеко не все лыжные трассы в Московском регионе. Карта со всеми местами для катания находится .

Всем скользкой лыжни и хорошей тренировочной базы!

Поклонники лыж всегда пользуются моментом, чтобы выбраться на трассу и прогуляться, но вот круглогодичным лыжным сезоном похвастаться могут далеко не все регионы. Что же делать? Каждый год страдать в несезон по снегу? Изобретательные спортсмены нашли выход. Лыжи на колесах - лыжероллеры - становятся все более популярными.

Что такое лыжероллеры

Лыжероллеры, с одной стороны, можно сравнивать с лыжами: похожи по форме, имеют крепление для ботинок. С другой стороны, доска на колесах напоминает самокат. Но с чем ни сравнивай, а этот спортивный инвентарь пользуется все большей популярностью, причем давно уже не только у

Конечно, роллерам не нужно ждать зимы и снега, которого во многих регионах вообще не бывает. Нужны ровные дорожки с жесткой поверхностью, но это уже проще. Кстати, конструкторы придумали делать для чудо-лыж надувные колеса, на них можно кататься даже по грунтовым дорожкам и тропам, не разыскивая специальную лыжероллерную трассу. Лыжи на резиновых надувных колесах более устойчивы и рекомендуются в особенности для новичков. Спортсмены же на тренировках и на соревнованиях пользуются роллерами на жестких колесах.

Лыжероллерная трасса

Что это такое? Что собой представляет лыжероллерная трасса, представить просто, зная особенности устройства роллеров. Это асфальтированная и, как правило, закольцованная дорожка с идеально ровным покрытием. Такое покрытие необходимо, ведь колесики лыж, соприкасаясь с выбоинами и трещинами на асфальте, начинают очень сильно вибрировать, что приводит к неудобству спортсмена и отражается на сроке службы оборудования, если только у вас не модель с надувными колесами.

Дорожки эти часто извилистые, идущие то с горы, то в гору. Это позволяет повысить эффективность тренировочного процесса для спортсменов, а любителям такая лыжероллерная трасса добавит разнообразия в прогулке.

С ростом популярности лыжероллеров появилась потребность в специально оборудованных трассах. И их с каждым годом становится все больше: кататься по дорогам опасно, даже по проселочным, на пешеходных же путях спортсмены затрудняют свободное передвижение.

Новые лыжероллерные трассы появляются в парках, на базах отдыха, при лыжных базах как тренировочные полигоны в бесснежный период. Замечательно, что устраивать их стали не только в крупных городах, но и в небольших провинциальных, что делает спорт еще более доступным.

Кто катается

Этот вопрос может показаться неуместным, но на самом деле он актуален. Лыжероллерная трасса привлекательна не только для лыжников. Сюда приходят на тренировки и прогулки любители роликовых коньков, велосипедисты, бегуны и просто пешеходы. Вот такое сообщество здесь собирается.

Странного для России в этом ничего нет. Они же собираются на специализированных велодорожках и как-то делят пространство. А вот в Германии, например, лыжероллерные трассы стараются охранять от посторонних.

Трассы России

На самом деле специально оборудованных трасс пока немного, большинство выполняет свои функции по совместительству. Можно выделить лыжероллерные трассы России, наиболее соответствующие назначению.

Давайте познакомимся с основными.

Лыжероллерная трасса Саранска открылась в 2012 году на Протяженность ее невелика - всего полтора километра, но зато рельеф вызывает у пользователей восторг. Перепад высот 30 метров, так что здесь достаточно спусков и подъемов. Ширина трассы - четыре метра. Длина трассы увеличивается за счет дополнительных петель до четырёх километров.

Лыжероллерная трасса длиной в шесть с половиной километров в «Малиновке» - центре лыжного и в Архангельской области. Перепад высот здесь - 54 метра, а ширина - шесть метров.

В Пестово Новгородской области трасса длиной 3 км 200 м. В Воронеже в Хохломском районе трехкилометровая трасса для начинающих и превышающая пять километров для опытных спортсменов.

Одна из лучших трасс России находится в Псковской области неподалеку от города Остров. Там большой круг равен 5 км.

Неподалеку от Рязани есть лыжероллерная трасса в поселке Варские, в Смоленской области в поселке Пржевальского Демидовского района при биатлонном комплексе, в Новомосковске Тульской области, в Белгороде, в Костроме, в Калуге, в Демино Ярославской области, в Тосково Ленинградской области, в Карпово Вологодской области. В Тверской области в Западнодвинском районе в Мухино, в Торопце, в Лихославле, в Чуприяновке Калининского района.

Лыжероллерные трассы Московской области

Лыжероллерные трассы в Москве и Подмосковье числом превосходят, пожалуй, все российские. Только в Москве таких мест больше десятка. Самые известные прогулочные пути для роллеров:

  • Поклонка протяженностью 5,5 км;
  • Крылатское - около 4,5 км;
  • парк "Музеон" - дорожка в 2 км;
  • "Сокольники" - 8,5 км;
  • две трехкилометровых дорожки Филевского парка;
  • Лосиный остров - дорожка в 20 км;
  • в Кузьминском парке - более 5 км;
  • на набережной Нескучного сада и Воробьевых гор - 14 км.

Правда, вышеперечисленные места в большинстве своем являются неспециализированными дорожками, а именно теми самыми содружественными. Здесь катаются все: роллеры, велосипедисты, любители самокатов, скейтов.

В Подмосковье

В 65 км от МКАДа по Новорижскому или за поселком Румянцево расположен комплекс "Головино" с пятикилометровой трассой. Трасса состоит из трех асфальтовых петель - две по 2 км и одна 1 км. Симпатично смотрится это местечко - лыжероллерная трасса. Фото там можно сделать шикарные, да еще и природа дивная.

В Дмитрове оборудована освещенная трасса для начинающих длиной в 2 км 300 м.

Недавно начавшая действовать трасса на Планерной долгое время была в задумках, идеях. Многие считали, что она останется только в планах. Но она доделана и открыта при биатлонном клубе.

Одинцовская трасса

Наибольшей популярностью пользуется расположенная в Подушкинском лесопарке Лазутинская (Лазутинка) лыжероллерная трасса. Одинцово - город, где помнят, что инициатором ее строительства была известная лыжница Лариса Лазутина. Вот и пристало к трассе это название. А официально это трасса имени распложенная в одноименном Спортивном парке. Открыли трассу в 2002 году, она сразу привлекла к себе всеобщее внимание.

Здесь раньше была обычная лыжня, которая превратилась в асфальтированную дорожку и теперь могла использоваться и летом для тренировок на лыжероллерах. Протяженность трассы - около шести километров. Здесь множество подъемов и спусков разной сложности. В общем, место идеальное. Не хватало только хорошего освещения, которое тоже обещали восстановить. Потом трассу решили усовершенствовать, реконструировали, превратили в лыжный центр европейского формата. Здесь были построены кафе, раздевалки для спортсменов, туалеты, зона отдыха. Расширили автостоянку, отремонтировали подъездные пути.

На Лазутинке регулярно проводятся соревнования лыжников зимой и лыжероллеров летом, многие из них являются традиционными.

Правда, теперь появилась другая проблема для спортсменов. Трасса превратилась в массовое место прогулок местных жителей с детьми, колясками, собаками. К сожалению, большинство из них не понимают, что во время тренировок лыжники развивают скорость до 50 км/ч, и прогуливаться здесь вовсе не безопасно. В результате тренировка не может быть проведена на должном уровне, ведь спортсмены все время вынуждены избегать столкновений с гуляющими.

Вот так и существуют в настоящее время население с надеждой, что у них есть отличное место для прогулок, и спортсмены с надеждой, что как-то решится вопрос с полноценными тренировками без помех.

Как добраться

От Москвы до Одинцово можно добраться на электричках с Курского или Белорусского вокзалов, а также автобусами от станций метро "Парк Победы" (№ 339) и от станции метро "Юго-Западная" (№ 461). Далее рейсовым автобусом, идущим во Власиху. Выйти нужно на остановке «Верхнее Отрадное».

Координаты для автомобилистов - Ш: 55 41′26.6″N (55.690722), Д: 37 15′1.43″E (37.250397). Выезд из Москвы по Красногорскому шоссе (платный участок дороги) или по Можайскому.


Совсем недалеко от Москвы, на территории Подушкинского леса чуть севернее Одинцово есть шикарное место для прогулок на велосипеде, роликах и/или лыжах - Одинцовская лыжероллерная трасса. Она была открыта 10 лет назад, в сентябре 2002 года по случаю 45-летия города Одинцово. Трасса представляет собой замкнутую шестикилометровую асфальтированную дорогу проложенную в живописном смешанном лесу.


2. В народе лыжероллерную трассу называют «Лазутинской» по фамилии известной лыжницы Ларисы Лазутиной, которая явилась инициатором её строительства.

3. Общая протяженность трассы составляет 6 километров, на трассе присутствуют затяжные спуски и достаточно крутые, но не продолжительные подъемы. Ширина трассы - 4 метра.

4. Перепад высот составляет около 50 метров. Сумммарный перепад высоты порядка 150 метров. На некоторых спусках можно легко развить скорость свыше 50 км/ч.

5. Трасса является излюбленным местом лыжников, лыжероллеров и велосипедистов. На лыжероллерной трассе регулярно проходят спортивные соревнования: «Манжосовская лыжня», «Арбузный кросс» и другие.

6. Часто можно встретить и любителей пеших прогулок, но во время тренировок спортсменов это может быть крайне опасно. Официально трасса не считается спортивным объектом, поэтому нет никаких правил запрещающих пешие прогулки.

7. Так, например, 6 сентября 2008 года на трассе произошел несчастный случай - велосипедист насмерть сбил женщину, которая гуляла по трассе с мужем и собакой. Это произошло на одном из крутых спусков, мужчина с собакой сместились в сторону, а женщина растерялась и стала метаться по трассе. В результате произошло столкновение, женщина ударилось головой об асфальт и погибла ещё до приезда скорой.

8. На трассе принято одностороннее движение, велосипедисты и роллеры его придерживаются, что нельзя сказать о безответственных пешеходах. Не говоря уже о том, что выгул собак на трассе запрещен, о чём предупреждают немногочисленные таблички.

9. До октября 2011 года лыжероллерная трасса имела статус «Лесная дорога противопожарного и лесохозяйственного назначения», что накладывало существенные ограничения по ее дальнейшему благоустройству и развитию. Сейчас же трасса передана в ведение города Одинцово для осуществления рекреационной деятельности.

10. В ближайшее время на трассе появится искусственное освещение, лыжный стадион, зоны для катания на сноуборде и горных лыжах, и многое другое. Ещё на трассе планируют построить несколько перемычек, которые позволят разнообразить длину дистанции.

11. На трассе присутствует разметка через каждый километр трассы и за 500 метров до финиша. Для тренировок на трассе крайне желательно наличие шлема ввиду больших скоростей и опасных поворотов. Самые опасные места - скоростной правый поворот на спуске (отметка 3,5 км) и крутой левый поворот в конце спуска (отметка 5 км).

12. GPS координаты трассы: N55.6910 E37.2568. Добраться до трассы очень просто. Из Москвы на автомобиле по Минскому шоссе до поворота на Одинцово (Можайское шоссе), далее в городе повернуть направо по указателю на Красногорское шоссе. Через 2,5 километра вы будете на месте. На общественном транспорте лучше добираться на электричке Белорусского направления до платформы Одинцово. От неё своим ходом (3 км, только для велосипедистов) или на 46 маршрутке до остановки «Верхнее Отрадное».

13. Рядом с трассой есть бесплатная автомобильная стоянка (не менее, чем на 50 автомобилей) и мусорные контейнеры (на самой трассе есть мешки для мусора без урн). Рядом с трассой сейчас развернуто серьезное дорожное строительство, строят северный обход города Одинцово - скоростную автомагистраль в обход города. Как раз на месте автомобильной парковки запланирована многоуровневая развязка. Хочется надеяться, что столь близкое расположение автомагистрали не испортит атмосферу трассы.

14. Схема Лыжероллерной трассы имени Ларисы Лазутиной

Крайне рекомендую трассу для велосипедных покатушек всем, кто еще ни разу на ней не был. Живописная лесная дорога позволяет наслаждаться окружающими видами и совсем не напрягает редкими подъемами. Только не забудьте средство от комаров если планируете делать остановки, их в лесу много.

Два года назад, в сентябре 2013-го, на нашем сайте появилась новость о том, что на территории ОУСЦ «Планерная» – известного московского места проведения соревнований по лыжным гонкам – появится лыжно-биатлонный центр с лыжероллерной трассой . Тогда было обещано, что общая протяженность лыжероллерных петель составит 10 км, но с трудом верилось, что построено будет вообще хоть что-то. Тем не менее работы были начаты, и уже в прошлом году в фотогалереях нашего сайта появились первые снимки подъемов и спусков, на которых был уложен черновой слой асфальта. Зимой на Планерной проходили соревнования по лыжным гонкам, и было видно, что работы по строительству идут полным ходом.

И вот совершенно неожиданно в редакцию раздался звонок от вице-президента Федерации биатлона города Москвы, одного из инициаторов строительства, главного специалиста спортивной технологии, руководителя проекта лыжно-биатлонного комплекса и лыжероллерной трассы на ОУСЦ «Планерная» Константина Анатольевича Царева .

Он предложил приехать на Планерную и не только посмотреть, но и самостоятельно протестировать трассу, на которой уже уложен чистовой асфальт, и которая готовится к открытию в самое ближайшее время. И вот что поведал о трассе Константин Анатольевич:

Константин Царев: «У нас не было права на ошибку, так как денег на то, чтобы что-то переделывать в планировке комплекса у нас просто нет»

Сама идея создания современного, отвечающего всем требованиям лыжно-биатлонного комплекса в г. Москве и в ближайшем Подмосковье обсуждалась очень давно. Имея развитую сеть детско-юношеских спортивных школ по биатлону (1500 чел.) и тенденцию к динамическому росту занимающихся пневматическим биатлоном и на порядок больше занимающихся лыжными гонками и лыжероллерами, спортсмены г. Москвы официально не имеют своей тренировочной и соревновательной базы. Яркий пример этому чемпионат г. Москвы по биатлону, который сейчас проводится в г. Смоленске. В разные годы Федерацией биатлона г. Москвы было внесено пять предложений по созданию комплекса на территории г. Москвы. В Московской области рассматривались проекты строительства в г. Красногорске и пос. Левково но, к сожалению, реализовать не удалось ни один из них – слишком дорогая земля и есть технические сложности с организацией безопасности стрельбы. На Планерной же, удачно сошлись все ключевые компоненты. Олимпийский учебно-спортивный центр «Планерная» расположен всего в 6 километрах от г. Москвы в Городском округе Химки. Развитая инфраструктура, прекрасный рельеф трассы как для лыжников, так и для биатлонистов. Впервые в истории биатлона разработана безопорная 110-метровая вантовая (на закрепленных опорах с правой и левой сторон стрельбища растянутых тросах) конструкция пулеперехвата согласно требованиям безопасности МВД РФ, дающая возможность свободного обзора линии мишеней как для зрителей, спортсменов -участников соревнований, так и, что немаловажно, для телевидения. Близость аэропорта Шереметьево добавляет привлекательности этому центру с перспективой проведения всероссийских и международных соревнований.

Хочу выразить огромную благодарность за взаимопонимание, перспективное видение дальнейшего развития спортивного центра профсоюзов и финансовую поддержку строительства Московской Федерации профсоюзов: председателю Чернову Сергею Ивановичу, генеральному директору ОУСЦ « Планерная» Пановой Элеоноре Ашотовне и многим людям и организациям, которые оказали содействие в реализации этого проекта. Многие годы Планерная была лыжной меккой: тут проводились и чемпионаты страны, и Всероссийские соревнования, и такие крупные массовые гонки как «Московская лыжня», «Кросс Нации», марафон легенд лыжного спорта имени Кузина и Барановой и многие другие соревнования. Строительство первой очереди проекта лыжероллерной трассы станет хорошим подарком для Планерной, отмечающей 14 октября 2015 года свое 80-летие.

Проектной документацией я начал заниматься три года назад. На этом этапе был сформирован оргкомитет, в котором объединились заинтересованные в проекте стороны. В него вошли: МФП, ФИПМ. ОУСЦ «Планерная» Федерация биатлона г. Москвы, Федерация лыжных гонок г. Москвы, Федерация Биатлона Московской области, ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва». Этот альянс подтверждал правильность выбранной линии, намерения спортивных федераций по перспективе использования лыжно-биатлонного комплекса для подготовки резерва после завершения строительства. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий, и соревнований. Но, к сожалению, не гарантировал финансовых вложений в проект. Основная финансовая нагрузка легла на плечи Московской федерации профсоюзов и ОУСЦ «Планерная». На стадии проектирования финансовую помощь оказала только Федерация биатлона г. Москвы.

В своей спортивной карьере, мне довелось работать тренером в золотой сборной команде СССР по биатлону с потрясающим тренерским составом во главе с Приваловым А.В, Тихоновым А.И. Иерусалимским В.В. Хованцевым А.Н.,Раменским Г.М,. С первым Президентом Союза биатлонистов России Новиковым Е.П.. В период работы тренером в сборной команде России по пулевой стрельбе мне посчастливилось работать под руководством Поликанина Е.И., который многие десятилетия возглавлял Стрелковый Союз России и был одним из первых ст. тренеров в период становления команды советского биатлона.

Неоднократно выезжая в составе сборных команд на Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы я имел возможность не только участвовать в спортивных форумах, но и воочию знакомиться со спортивными аренами мира. В тот период в разных странах и во многих регионах России модернизировались и активно создавались новые проекты биатлонных центров и тиров. Была уникальная возможность лично общаться с техническими делегатами и специалистами мирового биатлона. Этот опыт очень пригодился в период ответственного принятия решения о создании проекта лыжно-биатлонного комплекса на Планерной.

В период поиска проектной организации в 2012 г. мне очень повезло. Я познакомился с Аверинцевым Федором Борисовичем , который работал главным инженером в компании «Стройархитектура» (проектирование горнолыжных трасс, ген.директор Корси В.Е). Оказалось, что в прошлом Федор Борисович много лет работал в «СОЮЗСПОРТПРОЕКТЕ». Он участвовал в работе над проектами многих спортивных объектов, таких как: спортивная лыжная база в украинском Тысовце, трамплины в Нижнем Тагиле, Красная Поляна в Сочи и др. Предложение на совместную работу в проектировании лыжно-биатлонного комплекса и лыжероллерной трассы он принял с искренним профессиональным энтузиазмом и сразу стал моим соратником в воплощении уже ставшей нашей общей красивой идеи. Слияние спортивного опыта и большая практика спортивного проектирования дало позитивный результат. Хотя совместная работа над проектом была непростой: планировка и привязка трасс и объектов к рельефу и местности, наличие на базе многих видов спорта, особенно сложное согласование лыжных и конных трасс с наличием специальных препятствий для прыжков лошадей. Думаю, что мало кому доводилось проектировать такие варианты. Помнится, Александр Иванович Тихонов предлагал провести конный биатлон. Сейчас это действительно реально сделать. Мы много спорили, консультировались, рассматривали и изучали проекты разных комплексов, искали варианты решения.

Схема трассы и стрельбища

Схема стадиона

Большую практическую помощь нам оказали наши искренние друзья это: мастер спорта СССР по лыжным гонкам Кошелев В.В., мастер спорта международного класса Виролайнен Р., мастер спорта Щепеткин А., заслуженный тренер России Резцов Л.В., заслуженный тренер России Хованцев А.Н., Технический делегат IBU из Словении Янис Водичар, специалист СБР Мелихов В.И. специалисты по гомолагации лыжных трасс ФЛГР Арсеньев А.И., Беломестнов,И.В., участник проекта по пулеперехвату Парамонов Б.В., Климшин Д., и многие другие специалисты задействованные в проекте.

Где-то около года мы потратили на «выхаживание» петель, чтобы понять, как и где что расположить с учетом дальнейшего поэтапного продолжения строительства. Возможно, нужно будет что-то добавить и при этом не поставить себя в тупик. Многие решения пришлось разрабатывать по ходу строительства, внося корректировки, а порой и изменения в проект, что влекло за собой бурные дебаты на всех уровнях. Изначально проект предусматривал длину трассы 2,5 км, ширину асфальта 4,5 м. После изменили ширину асфальта до 6 м., а зимой будет 9 м - согласно правилам. Добавили дополнительные срезки. А это конечно дополнительные расходы Мы поняли, что если изначально не заложить максимальную ширину, то потом что-то менять будет намного сложнее. Перенесли штрафной круг. Совместно работая в реальных условиях строительства, порой приходиться адаптировать даже самый лучший проект. Смена подрядной организации, мастеров участков, техники, текучка кадров, часто приводила к упорным спорам. Только приноровишься к людям, они уходят, а с новыми опять все сначала. Постоянно доказывали строителям подрядной организации (не имеющим опыта спортивного строительства), что сделать надо именно так, приводили аргументы в правильности своих решений, многократно проверяли их, требуя выполнения, и опять убеждали: «Мы строим не проселочную дорогу для телеги, а технически сложную, имеющую серьезный рельеф и специальный профиль лыжероллерную трассу, которая должна быть безопасной на скоростных спусках и виражах». Были и другие требования, которые также вели к дебатам и спорам. До крайностей правда не доходило… Элеонора Ашотовна – директор базы – нас сдерживала. Малейшая неточность в техническом исполнении строительных работ может привести к серьезным последствиям. Помимо технических мер безопасности, предусмотренных проектом, еще предстоит продумать дополнительный комплекс организационных мероприятий на трассе, чтобы не было несчастных случаев.

Большую предварительную работу пришлось сделать в области геодезии и геологических изысканий, а также по водоотведению, уже располагая информацией о сложности грунтов. В то же время на площадке под стрельбище мы практически обнаружили клад в виде залежей песка, который сэкономил нам расходы на отсыпку основания лыжероллерки! Планерная вся в холмах, и потоки воды режут обочины и подмывают асфальт. Два ливня прошедшие летом напрочь разрезали склон, обочины и асфальт. Пришлось все восстанавливать заново. Так что систему водоотвода пришлось дорабатывать; откосы и обочины дополнительно укрепили георешеткой, забетонировали ливневки, отрыли и отсыпали крупным гравием водоотводные канавы. Постарались поймать воду и отвести ее в сторону от трассы. Вроде получилось. Весна покажет, насколько все было сделано правильно.

Работая над сооружением трасс и подземного перехода от трибун к стрельбищу, который пролегает под стартовой поляной стадиона (один из элементов, необходимых для проведения международных соревнований), перекопали все, что можно: склоны, трассу, стрельбище. Многие участки трассы отсыпали заново, подняли трассу на 4-5 метров, при этом без права на ошибку, т.к. это очень дорого стоит. Бюджет, сами понимаете. У нас не такие возможности, как в Ханты-Мансийске или Тюмени. Переместили по бездорожью примерно 250.000 кубических метров тяжелого глинистого грунта, воды, грязи и песка. Порой, когда я в очередной раз приезжал на стройку, ко мне приходили невеселые мысли, что мы никогда такой масштаб разрухи, созданный нами самими, не преодолеем. Но надо отдать должное уверенности строителей, директора базы и гл. инженера проекта Аверинцева Ф.Б в позитивном исходе. Шаг за шагом, порой в немногочисленном составе техники и людей, мы все-таки двигались к цели. Пришлось даже предусмотреть временное изменение трассы в зимний период для проведения многотысячной по составу участников «Московской лыжни» и многие другие нововведения, параллельно закрывая трассу черновым слоем асфальта. Уже весной по черновому слою асфальтобетонного покрытия трассу протестировали на лыжероллерах мастер спорта международного класса по лыжным гонкам Роман Виролайнен и мастер спорта Илья Ямбаев. На сложных и сомнительных участках по результатам заездов вносились корректировки в профиль трассы. После стартовую поляну уже тестировали спортсмены детско-юношеской спортивной школы по биатлону № 43. Уже осенью на чистовом покрытии трассу всесторонне протестировал мастер спорта по лыжным гонкам Алексей Щепеткин.

Мы планировали делать все поэтапно. Приступив весной к укладке верхнего чистового слоя асфальтобетонного покрытия, мы столкнулись со сложностью укладки смеси на трассу, т.к. в практике дорожного строительства таких больших поперечных уклонов на виражах нет. Асфальт в этих местах неравномерно сползал вниз и рвался поперечными трещинами. Много спорили в поисках решения. То ли некачественная смесь (я консультировался с многими специалистами из регионов) везде она разная, то ли асфальтоукладчик такой, возможно, есть проблемы на стадии подготовки уплотнения основания трассы. Опасение связано с тем, что зимой в эти небольшие трещинки-щели будет проникать талая вода, замерзать и распирать асфальтовое покрытие. Таких участков немного. Исходя из опыта и имея информацию о строительстве лыжероллерных трасс в других регионах, на таких объектах всегда появляются какие-то недостатки («подснежники») после зимнего периода и обильного таяния снега. Будем надеяться на благоприятный исход. По обоюдному согласию с подрядчиком мы подписали гарантийное соглашение на три года.

Контруклон и система водоотведения после первого спуска от лыжной базы

Предстоит еще много сделать на следующих этапах строительства. Уже проработана концепция проекта системы искусственного оснежения с подачей воды от реки Сходня. В нескольких местах под трассой уже заложены проходные трубы для укладки нитки трубопровода к гидрантам. Разработан проект освещения на стадионе и лыжероллерной трассе с учетом требований IBU и телевидения. Еще необходимы информационное табло, вакс-кабины, оружейные комнаты для команд, фронтальная трибуна на склоне холма, офисное здание с комментаторскими кабинами, парковки. Планируем даже создать музей биатлона и лыжных гонок, а также многое другое для полноценного современного и такого красивого лыжно-биатлонного комплекса. Все эти позиции нами продуманы и поэтапно встроены в проект. В настоящее время предстоит закончить работы по строительству финишной эстакады и пулеперехвата на стрельбище. Нужно нанести разметку на трассе. Лыжероллерная трасса пока не сдана в эксплуатацию. Надеюсь, в начале октября мы откроемся для тренировок лыжников и биатлонистов. В любом случае, сейчас уже осень, и есть возможность продолжить работы по проектированию вышеперечисленных объектов. И еще впереди важный тест – зима и весна.


Равнинная часть трассы и будущая финишная эстакада. Лыжероллерная трасса проходит прямо под ней

В период строительства комплекса была заложена «Аллея славы лыжных гонок и биатлона». В посадке голубых елей приняли участие звезды и легенды лыжной и биатлонной сборных команд СССР и России разных периодов. На общее обсуждение был представлен масштабный макет комплекса. Во время презентации проекта Президент Союза биатлонистов России Александр Михайлович Кравцов и двукратная олимпийская чемпионка Ольга Зайцева профессионально оценили и положительно высказались за его реализацию.


Ели на аллее Славы посадили многие известные спортсмены: Любовь Баранова, Александр Привалов, Николай Зимятов и многие-многие другие

Посетив Планерную, исполнительный директор СБР Костин С.В., главный тренер сборной команды России по биатлону Касперович А.В и многие другие тренеры сборной команды России также положительно оценили сам проект создания биатлонного комплекса на ОУСЦ «Планерная» с отличным рельефом и хорошей инфраструктурой и заинтересованы в скорейшем ходе его реализации. При этом обсуждалась перспектива использования базы в период нахождения сборных команд в г. Москве, возможность организации хранения оружия в оружейной комнате на базе, различного оборудования и инвентаря, организация коротких сборов и встречу-отправку команд из аэропорта Шереметьево, который расположен в 15 минутах от Планерной. Да и центр сборных команд России «Новогорск» находится в шаговой доступности. Надеюсь на положительные поиски путей решения оказания финансовой поддержки по продвижению проекта со стороны заинтересованных инвесторов, организаций и руководителей министерств и ведомств.

В жемчужном ожерелье центров российского биатлона лыжно-биатлонный комплекс на Планерной, расположенный практически в черте златоглавой столицы нашей родины Москвы, с населением более 15 миллионов человек и не менее значимой Московской области, соразмерной по территории со многими европейскими странами, может занять достойное место.

Тестирование трассы.

Трассу тестировали я, Андрей Краснов, и моя жена Юлия, МСМК по лыжным гонкам. У нас достаточно большой опыт тренировок на лыжероллерных трассах, причем не только в России, но и в Европе. Среди прочих мы тренировались на трассах в Головино, Одинцово, Острове, Рыбинске, Воронеже, Отепя, Вуокатти, Тысовце, Белмекене, Закопане, Валь ди Дентро, Обервизентале и многих других. Я взял для тренировки классические лыжероллеры ElpexTeam 610 с колесами 3, а Юля – коньковые Marwe с колесами 6.

Протяженность трассы – 2,5 км. На трассе два серьезных подъема к базе и один пологий – к стрельбищу, которое находится в овраге справа от старой стартовой поляны. В том овраге, по которому последние годы проходит первый подъем на марафоне Кузина-Барановой. Два крутых подъема я проходил попеременным ходом, один из них – первый на круге, если считать от стрельбища – очень длинный, рабочий. В московском регионе аналогов этому подъему просто нет. Можно сравнить этот подъем с «тренерским» подъемом в Острове или большим подъемом в Дёмино, но и тот и другой проигрывают ему по длине. Спуски безопасные, хорошо просматриваются. Повороты на спусках – плавные, что позволяет проходить их, практически не ощущая центробежной силы. Все виражи и я, и Юля проходили по внутренней кромке, не ощущая никаких проблем.

На трассе имеется срезка с оборудованным контруклоном сразу после стрельбища. По ней можно кататься детям – длина круга будет в таком случае 1 км. Таким образом, два крутых подъема и два спуска из трассы исключаются. На самом же стрельбище, в дальнем его конце, есть короткий, метров пять, но достаточно крутой подъем. Есть и еще одна срезка: сразу после большого подъема от стрельбища к лыжной базе. Качество асфальта – хорошее, палки в него втыкаются хорошо, и он достаточно плотный. Единственное, что смутило, так это микротрещинки на поверхности трассы. В данный момент они абсолютно не мешают катанию, но вполне возможно, что в будущем они могут разрастись, и трасса будет испорчена. Впрочем, Константин Анатольевич заверил, что он в курсе этой проблемы и уже написал подрядчику замечания, с которыми тот согласился.

В целом, впечатления от катания и от комплекса самые положительные. В непосредственно близости от Москвы появляется еще одна лыжероллерная трасса, на которой в отличие от Одинцово не будет гулять половина населения миллионного города. Место – тихое, спокойное и, главное, намоленное лыжниками. С нетерпением ждем открытия, которое состоится уже в самое ближайшее время, о чем на нашем сайте будет объявлено отдельно.

Вершина двух самых больших подъемов на трассе. Раньше здесь был знаменитый лыжный мост

Так выглядит теперь спринтерский подъем

Спуск от лыжной базы. Раньше тут был первый подъем на "Москве" и на "Смирновке"


Спринтерский подъем, вид снизу


Большой спуск к стадиону


Осенью на Планерной потрясающая красота


Вершина самого большого подъема


Вид на строящееся стрельбище



 

 

Это интересно: