→ История развития гимнастики с древних времен. Возникновение и развитие гимнастики История российской гимнастики

История развития гимнастики с древних времен. Возникновение и развитие гимнастики История российской гимнастики

» Летние виды » Гимнастика

История развития гимнастики с древних времен

История гимнастики необычайно богата.
Гимнастика представляет собой систему телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии человеком. Создана эта система была в Древней Греции задолго до новой эры. Кроме общефизических упражнений, верховой езды, плавания, танцев гимнастика включала в себя и публичные состязания в беге, прыжках, метания копья и диска, борьбе, кулачном бое, езде на колесницах. Все эти состязания входили в состав соревнований, включенный в Олимпийские Игры.

В средние века гимнастика была забыта. О ней в эпоху возрождения в XIV в. Началось возрождение гимнастики как системы физического воспитания.
На рубеже XVIII - XIX столетий в Германии возникло течение филантропистов, в котором большое внимание уделяли развитию физического воспитания. Активное участие в этом принимали Герхард Фит, Иоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян. В немецкой гимнастике былт популярны упражнения на перекладине, кольцах, брусьях и коне. Оригинальные системы гимнастики создали француз Франс Аморос, швед Пер Линг, чех Мирослав Тырш. Эти люди внесли большой вклад в историю развития гимнастики.

История спортивной гимнастики

Сложно определить когда гимнастика стала видом спорта. В 1817 г. 60 учеников Амороса провели публичные состязания в Париже. В Афинах начиная с 1859 г. не раз пытались возродить античные Олимпийские игры, в том числе и состязания по гимнастике. Как признанный вид спорта гимнастика утвердилась в 1896 г. на I Олимпийских играх в Афинах.
В 1881 г. была создана Европейская гимнастическая ассоциация. В 1897 она преобразовалась в Международную федерацию гимнастики. В России гимнастика как средство физического воспитания утвердилась в конце XVIII в. при Екатерине II, которая благоволила.

В современной спортивной гимнастике огромное число общеразвивающих и прикладных упражнений для мышц рук, туловища и ног, как на снарядах, так и без них. В ней используются гимнастическая палка, набивные мячи, шведская стенка, канат, шест, кольца, перекладина, бревно, и брусья. Гимнастика включает в себя бег, ходьбу, прыжки через планку и опорные: через козла и коня, преодоление препятствий и эстафеты.

Московский институт открытого образования

Кафедра физического воспитания

Реферат на тему:

«История развития спортивной гимнастики.»

Слушатель КПК

Группа ФК-4

Семенов Юрий Игоревич

Москва 2012г.

  1. Гимнастика в древности и в средние века………………………..3
  2. Зарождение и развитие современной спортивной гимнастики…4
  3. Международная Федерация гимнастики………………………....5
  4. Гимнастика в России……………………………………………….9

1.Гимнастика в древности и в средние века .

Гимнастика как вид спорта и цельная система физического воспитания зародилась в Древней Греции. О благотворном влиянии регулярных занятий гимнастикой на гармоничное развитие личности писали и говорили Гомер, Аристотель и Платон. Помимо привычных для нас общеразвивающих и специальных упражнений гимнастика древних греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду (верховую и на колесницах) и т.д. По одной из версий, само слово «гимнастика» происходит от греческого «gumnos» (обнаженный): как известно, древнегреческие атлеты выступали на состязаниях без одежды.

Ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало – под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, – духовному, возвышенному. В 393 гимнастика была официально запрещена.

В древности с гимнастикой были знакомы не только греки. К примеру, в Китае и Индии несколько тысячелетий назад тоже практиковались гимнастические упражнения – в основном в лечебных целях. Уже тогда были известны и специальные приспособления, похожие на некоторые современные гимнастические снаряды. Так, в древнем Риме для обучения основам верховой езды использовалось некое подобие известного нам «коня».

С началом европейского Возрождения вновь пробуждается интерес к гимнастике древних греков: мыслителями Ренессанса она воспринимается как средство укрепления здоровья и общефизического развития человека. Постепенно закладываются теоретические основы системы физического воспитания (Руссо, Песталоцци и др.). Непосредственным предшественником современной спортивной гимнастики в XVI–XVII вв. стала весьма популярная тогда вольтижировка (упражнения и прыжки) на столе и коне, лазанье по шесту и стенке, поддержание равновесия на канате и деревьях.

2. Зарождение и развитие современной спортивной гимнастики.

В XVIII – начале XIX вв. в Германии формируется система физвоспитания, в основу которой была положена гимнастика. Зачинателем немецкого гимнастического движения стал Ф.Л. Ян. Он значительно расширил «гимнастическую область» и изобрел новые упражнения и снаряды (включая перекладину и брусья), заложив тем самым основы современной спортивной гимнастики. В 1811 Ян открыл первую гимнастическую площадку (недалеко от Берлина), а пять лет спустя опубликовал – вместе с одним из своих учеников Е.Айзеленом – книгу Немецкая гимнастика : в ней содержались описания основных упражнений и необходимые методические рекомендации. Приблизительно к этому времени относятся и первые публичные выступления гимнастов.

Собственные системы физвоспитания разрабатывались в Чехии, Швеции и Франции, а чуть позже – и в России. В этот период культивировались упражнения на снарядах и опорные прыжки. Хотя вольные упражнения в том или ином виде были известны еще несколько веков назад (например, по выступлениям бродячих цирковых трупп, демонстрировавших среди прочего необычные номера на полу или на земле), как одна из гимнастических дисциплин они получили признание не сразу.

В своем развитии спортивная гимнастика прошла несколько этапов: со временем менялись требования к ней и, соответственно, ее содержание. История гимнастики XIX в. во многом определялась противоборством двух принципиально разных систем: шведской, в которой упор делался, прежде всего, на вольные упражнения (в широком смысле), и немецкой, тяготевшей к упражнениям на снарядах.

В середине столетия в Германии появляются первые закрытые гимнастические залы (до этого действовали лишь открытые площадки). Начинают проводиться официальные соревнования по спортивной гимнастике. Во второй половине XIX в. Европа, а позже и Америка переживают настоящий гимнастический бум.

А следующий век можно с полным основанием назвать «веком гимнастики». Хотя современная программа гимнастических соревнований определилась далеко не сразу. К тому же проходили они необычно. Состязания гимнастов нередко устраивались на открытом воздухе. Не существовало поначалу и единых технических требований к гимнастическим снарядам: зачастую национальные сборные приезжали на международные соревнования с собственным «реквизитом».

До Второй мировой войны успешнее других выступали гимнасты Германии, Чехословакии, Франции, Италии, Швейцарии Финляндии, США, Югославии, Венгрии. В 50-е в мировую гимнастическую элиту вошли спортсмены СССР и Японии, позже – Румынии, Китая и Болгарии, а с распадом СССР – представители России, Украины и Белоруссии.

3. Международная Федерация гимнастики.

В 1881 создается Европейская гимнастическая федерация (ФЕГ), в которую поначалу входили всего три страны: Бельгия, Франция и Голландия. Основателем и первым президентом Федерации стал бельгиец Николас Куперус. В 1921 – с появлением в составе ФЕГ первых неевропейских стран – она реорганизуется в Международную Федерацию гимнастики (ФИЖ), которая сейчас объединяет спортивную гимнастику и смежные дисциплины: общую гимнастику, художественную гимнастику, прыжки на батуте, спортивную аэробику и акробатику.

ФИЖ – старейшее международное спортивное объединение. И одно из самых многочисленных: на январь 2002 в Федерации состояли 125 стран. В различных клубах во всем мире гимнастикой сейчас занимаются более 30 миллионов человек. В мировых и континентальных первенствах участвуют в общей сложности около 2 500 мастеров.

Европейский гимнастический союз. Интересно, что первенство Европы по спортивной гимнастике стали разыгрывать задолго до того, как в Старом Свете появился соответствующий руководящий орган. В 1955 состоялся первый чемпионат Европы среди гимнастов-мужчин. Два года спустя в борьбу за европейское «золото» вступили и женщины. Вплоть до середины 1980-х чемпионаты Европы проводились под эгидой ФИЖ, – причем соревнования среди мужчин и среди женщин проходили в разное время и в разных странах.

В 1982 создается Европейский гимнастический союз (УЕЖ). Чемпионат Европы 1986 в Германии стал первым, который Союз организовал и провел самостоятельно – без помощи Международной Федерации (в том же году в состав УЕЖ вступил СССР).

В настоящее время в Союз входит 46 стран. УЕЖ – одно из самых многочисленных и активных спортивных объединений континента. Помимо чемпионата, разыгрывается Кубок Европы, проводится множество других соревнований (для разных возрастных групп), фестивалей и других мероприятий, связанных со спортивной гимнастикой.

Самый титулованный «европеец» среди гимнастов – югослав Мирослав Церар, дважды выигрывавший звание абсолютного чемпиона континента и завоевавший, в общей сложности, 21 медаль (из них 9 золотых).

Чемпионат мира. С 1903 стал регулярно проводиться международный турнир по спортивной гимнастике, в 30-е получивший статус мирового первенства. (Жорж Мартинес из Франции, выигравший турнир 1903, стал, таким образом, первым в истории абсолютным чемпионом мира по гимнастике). Мировой чемпионат, состоявшийся в 1931 в Париже, был приурочен к 50-летию ФИЖ и считался неофициальным. Турнир, прошедший три года спустя в Будапеште, продолжил общую нумерацию и вошел в историю как 10-й чемпионат мира по спортивной гимнастике. (Именно на этом чемпионате впервые разыграли мировое первенство женщины.) Стартующий в 2003 в США очередной чемпионат мира – уже 37-й по счету.

С 1903-го по 1930-й мировые турниры проводились через год, с 1934-го по 1978-й – раз в четыре года (во время Первой и Второй мировой войн соревнования не устраивались), затем организаторы вновь вернулись к прежней схеме.

В начале 90-х в формулу мировых чемпионатов было внесено очередное изменение. Наряду с соревнованиями, в которых разыгрываются все 14 комплектов наград (как это было, например, в 1999 и 2001), проводятся турниры по «усеченной» программе: так, в 2002 разыгрывалось первенство только в отдельных видах программы. В «олимпийский» год мировые чемпионаты вообще не проводятся.

Программа чемпионата мира по спортивной гимнастике приняла привычный для нас «облик» не сразу. Вплоть до 1954 в нее входили и отдельные легкоатлетические дисциплины.

Женская сборная СССР 11 раз занимала первое место на чемпионатах мира, мужская – 8.

Кубок мира. Среди всех международных соревнований по спортивной гимнастике Кубок мира считается третьим по значимости – после мирового чемпионата и Олимпийских игр.

Впервые он был разыгран в 1975 в Англии. Победителями тогда стали советские гимнасты Николай Андрианов и Людмила Турищева. До 1990 соревнования на Кубок проходили в те годы, когда не проводились ни Олимпийские игры, ни чемпионаты мира по гимнастике. За это время Кубок был разыгран 8 раз – в абсолютном индивидуальном первенстве Преимущество гимнастов СССР было подавляющим. У женщин все восемь титулов завоевали наши спортсменки: кроме Турищевой, подобного успеха добились М.Филатова и С.Захарова (по два раза), Е.Шушунова и Т.Лысенко. В 1982 О.Бичерова и Н.Юрченко поделили первое место. У мужчин обладателями Кубка мира в разные годы становились Н.Андрианов и А.Дитятин (оба – дважды), М.Богдан и В.Беленький. Единственным иностранным спортсменом, которому удалось нарушить «советскую гегемонию» в розыгрыше Кубка, стал в середине 80-х китаец Ли Нин (при этом второй свой титул он разделил с нашим Ю.Королевым).

В связи с изменением в начале 90-х формулы проведения мировых чемпионатов было принято решение Кубок мира больше не разыгрывать. Но спустя 8 лет почетный трофей «возродили» вновь. Правда, теперь участники соревнований оспаривают первенство в отдельных видах гимнастического многоборья. На Кубке мира-98 в Японии сильнее всех выступили представители Китая и Румынии, завоевавшие, соответственно, 4 и 3 первых места. Румынские спортсмены удачно выступили и на розыгрыше Кубка мира-2000 в Шотландии – прежде всего, благодаря лидеру их женской национальной гимнастики последних лет, 3-кратной абсолютной чемпионке мира Андреа Радукан.

В настоящее время Кубок разыгрывается по новой схеме: в 2001–2002 была проведена серия турниров в разных странах.

Гимнастика на Олимпийских играх. Спортивная гимнастика неизменно входит в программу Олимпийских игр, занимая в ней одно из центральных мест.

Правда, гимнастическая программа самых первых Игр современности (1896) несколько отличалась от нынешних Олимпиад. 18 гимнастов, представлявших в Афинах 5 стран, соревновались в отдельных видах многоборья: не только в привычных нам упражнениях (за исключением вольных), но также в групповых упражнениях на параллельных брусьях и перекладине и в лазанье по канату. Господство родоначальников гимнастики – немцев – во всех видах программы было практически безраздельным.

Первым в истории абсолютным чемпионом Олимпийских игр по спортивной гимнастике стал в 1900 француз Гюстав Сандра. Первенство среди команд и в отдельных видах многоборья на Олимпиаде в Париже не разыгрывалось.

На Играх 1904 в программе соревнований среди гимнастов появилась еще одна необычная дисциплина: упражнения с булавами. Как известно, подавляющее число участников Олимпиады в Сент-Луисе представляли США. Так что безоговорочный успех американцев на гимнастическом помосте был вполне предсказуем.

На следующих двух Олимпиадах не было равных итальянцу Альберто Бралья. На Играх 1912 к своему титулу абсолютного чемпиона он добавил также «золото», завоеванное в составе сборной Италии в командном зачете.

Соревнования по отдельным видам гимнастического многоборья вновь появились в олимпийской программе уже после Первой мировой войны – на Играх 1924.

Четыре года спустя в олимпийском турнире по гимнастике впервые приняли участие женщины. Правда, следующую Олимпиаду гимнастки опять пропустили – и лишь с 1936 стали участвовать в них постоянно. Примечательно, что в программу олимпийского турнира 1936 по женской гимнастике входили и упражнения на параллельных брусьях. А на Олимпиаде-48 женщины выполняли обязательные упражнения на кольцах. Одно время в программу олимпийского турнира по женской гимнастике входили и групповые упражнения с различными предметами (булава, мяч и пр.), позже ставшие составной частью художественной гимнастики. На Играх 1952 в формулу соревнований по женской гимнастике было внесено существенное изменение: спортсменки впервые выступили в индивидуальном зачете (на четырех снарядах). В своем нынешнем виде олимпийская программа по женской гимнастике окончательно определилась в 1960 (Мужчины разыгрывают награды по схеме 6+1+1 с 1936).

В командном зачете в истории олимпийских турниров по гимнастике не было и нет равных женской сборной СССР, 10 раз поднимавшейся на высшую ступень пьедестала почета. У мужчин чаще других побеждали команды СССР и Японии – по 5 раз. Четырежде праздновала победу мужская сборная Италии – правда, это было еще до Второй мировой войны.

Звание абсолютного чемпиона Олимпийских игр считается высшим титулом в спортивной гимнастике. Выдающаяся советская гимнастка Лариса Латынина добилась уникального достижения. В ее коллекции 18 олимпийских наград (из них 9 золотых: 6 получено в личном и 3 в командном соревнованиях). Повторить, – а, тем более, превзойти, – этот рекорд пока не удалось никому из олимпийцев. 7 золотых медалей (все – в индивидуальном зачете) завоевала чешская гимнастка Вера Чаславска (Одложикова). Столько же «золота» (а также 5 серебряных и 3 бронзовых медали) в коллекции наград Николая Андрианова. (Андрианов и Латынина – два самых титулованных в истории мировой гимнастики спортсмена.) Другой наш гимнаст Александр Дитятин на Олимпиаде-80 установил еще один своеобразный рекорд, завоевав 8 – из 8 возможных – наград: в командном зачете, в «абсолюте» и в отдельных видах многоборья (3 золотых, 4 серебряных и 1 бронзовая медали).

Достойно завершил «советскую эпоху» в олимпийской гимнастике Виталий Щербо: выступая на Играх-92 в составе объединенной команды стран СНГ, он завоевал 6 золотых медалей.

4. Гимнастика в России.

Гимнастика в дореволюционной России. Различные гимнастические упражнения были известны еще в древней Руси – как составная часть народных праздников.

Широкое развитие гимнастики в России началось в XVIII веке. Серьезное внимание гимнастике, как прикладной дисциплине, уделял Петр I и А.В.Суворов. Содержание внедрявшихся – по его инициативе – в армии гимнастических упражнений Суворов изложил в Полковом учреждении .

Как и в других странах, в России спортивная гимнастика первоначально культивировалась в основном в армейской среде. В 70-е XIX в известный российский ученый и педагог П.Ф.Лесгафт открывает в Санкт-Петербурге двухгодичные гимнастические курсы (ныне – Институт физической культуры им. Лесгафта). Первые в нашей стране соревнования по гимнастике, организованные Русским гимнастическим обществом, прошли в 1885 в Москве. В них приняли участие всего 11 человек, но начало было положено.

В 1889 гимнастика вводится в программу мужских учебных заведений. В конце XIX – начале XX века в различных городах России создаются гимнастические общества и кружки, начинают регулярно проводиться чемпионаты страны.

В 1912 российские гимнасты впервые приняли участие в Олимпийских играх, но составить конкуренцию более опытным соперникам не смогли.

Гимнастика в СССР. В СССР гимнастика стала по-настоящему массовым видом спорта, хотя поначалу отношение к этому «пережитку буржуазного прошлого» было настороженным, – и даже враждебным.

Развитие спортивной гимнастики в СССР в 20-е связано, прежде всего, с осуществлением всеобуча. Первый чемпионат страны прошел в 1928 (в рамках Всесоюзной Спартакиады). В командном зачете победила сборная Украины, а абсолютным чемпионом страны стал Мечислав Мурашко. В программу первых соревнований по гимнастике включались не только «классические» ее дисциплины, но и бег, лазанье по канату, метание гранаты и другие прикладные упражнения.

В начале 30-х создается Всесоюзная секция по гимнастике, позже преобразованная в Федерацию спортивной гимнастики СССР. В 1932 было разыграно второе по счету абсолютное первенство страны, – на этот раз в соревнованиях приняли участие и женщины. Первой абсолютной чемпионкой стала Татьяна Вощинина. А с 1939 на национальных первенствах стали также разыгрываться награды в отдельных видах программы.

Дебют советских гимнастов на международной арене состоялся в 1937 – на 3-й Рабочей Олимпиаде в Антверпене. Наша мужская и женская сборные выиграли командное первенство, а Николай Серый и Мария Тышко завоевали звание абсолютных чемпионов.

В 1949 Федерация гимнастики СССР вступила в ФИЖ. А в 1952 советские гимнасты впервые участвовали в Олимпийских играх. Дебют оказался успешным: наши спортсмены стали чемпионами и в командном (мужская и женская сборные), и в личном (Виктор Чукарин и Мария Гороховская) зачете. Столь же убедительным был дебют советских гимнастов на мировом первенстве два года спустя: победы в командных зачетах и титулы абсолютных чемпионов мира у мужчин (Виктор Чукарин и Валентин Муратов) и женщин (Галина Рудько (Шамрай)).

В общей сложности советские гимнасты завоевали на Олимпийских играх более 300 наград: около половины из них – золотые. А на 14 чемпионатах мира, прошедших с их участием, наши спортсмены выиграли более 400 медалей, среди которых тоже немало «золота».

Советская школа гимнастики подарила миру немало выдающихся спортсменов: Лариса Латынина, Людмила Турищева, Борис Шахлин, Виктор Чукарин, Михаил Воронин, Юрий Титов, Валентин и Софья Муратовы, Наталья Кучинская, Полина Астахова, Юрий Титов, Николай Андрианов, Ольга Корбут, Александр Дитятин, Юрий Королев, Нелли Ким, Виталий Щербо, Елена Шушунова, Дмитрий Билозерчев, Елена Мухина, Ольга Бичерова и мн. др.

Российская гимнастика сегодня. Федерация спортивной гимнастики России основана в 1991. Она объединяет организации 71 субъекта РФ. Возглавляет Федерацию профессор Л.Я.Аркаев, он же является главным тренером национальной сборной России по гимнастике. В России регулярно проводятся чемпионаты страны, региональные, общероссийские и международные турниры и др. мероприятия. Федерация входит в состав ФИЖ и УЕЖ.

Нынешние «звезды» отечественной гимнастики продолжают победную эстафету своих предшественников на международной арене. А. Немов стал абсолютным чемпионом Олимпийских игр в Сиднее-2000, а также выиграл «золото» в упражнениях на перекладине. С.Хоркина – абсолютная чемпионка мира (дважды) и Европы (трижды), в ее коллекции также олимпийское и мировое «золото» на отдельных снарядах. Н.Крюков – абсолютный чемпион мира, А.Бондаренко – абсолютный чемпион Европы. Е.Замолодчикова – победитель (в отдельных видах программы) чемпионатов мира и Олимпийских игр.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Екатеринбургский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

«Уральский государственный университет физической культуры»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Спортивная гимнастика

ТЕМА « История развития спортивной гимнастики »

Выполнил: студент № Ф-Зb-14-11

Малышева Е.К.

Екатеринбург 2015

Введение

СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА (греч. gymnastike, от gymnazo - упражняю, тренирую), один из древнейших видов спорта, включающий в себя соревнования на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках. В настоящее время на международных турнирах гимнасты разыгрывают 14 комплектов наград: два в командном зачете (мужчины и женщины), два в абсолютном индивидуальном первенстве (мужчины и женщины) и десять в отдельных видах многоборья (4 - у женщин, 6 - у мужчин).

В программе Олимпийских игр с 1896.

Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

Гимнастика в древности и в средние века

Гимнастика как вид спорта и цельная система физического воспитания зародилась в Древней Греции. О благотворном влиянии регулярных занятий гимнастикой на гармоничное развитие личности писали и говорили Гомер, Аристотель и Платон. Помимо привычных для нас общеразвивающих и специальных упражнений гимнастика древних греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду (верховую и на колесницах) и т.д. По одной из версий, само слово «гимнастика» происходит от греческого «gumnos» (обнаженный): как известно, древнегреческие атлеты выступали на состязаниях без одежды.

Ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало - под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, - духовному, возвышенному. В 393 гимнастика была официально запрещена.

В древности с гимнастикой были знакомы не только греки. К примеру, в Китае и Индии несколько тысячелетий назад тоже практиковались гимнастические упражнения - в основном в лечебных целях. Уже тогда были известны и специальные приспособления, похожие на некоторые современные гимнастические снаряды. Так, в древнем Риме для обучения основам верховой езды использовалось некое подобие известного нам «коня».

С началом европейского Возрождения вновь пробуждается интерес к гимнастике древних греков: мыслителями Ренессанса она воспринимается как средство укрепления здоровья и общефизического развития человека. Постепенно закладываются теоретические основы системы физического воспитания (Руссо, Песталоцци и др.). Непосредственным предшественником современной спортивной гимнастики в XVI-XVII вв. стала весьма популярная тогда вольтижировка (упражнения и прыжки) на столе и коне, лазанье по шесту и стенке, поддержание равновесия на канате и деревьях.

Зарождение и развитие современной спортивной гимнастики

В XVIII - начале XIX вв. в Германии формируется система физвоспитания, в основу которой была положена гимнастика. Зачинателем немецкого гимнастического движения стал Ф.Л. Ян. Он значительно расширил «гимнастическую область» и изобрел новые упражнения и снаряды (включая перекладину и брусья), заложив тем самым основы современной спортивной гимнастики. В 1811 Ян открыл первую гимнастическую площадку (недалеко от Берлина), а пять лет спустя опубликовал - вместе с одним из своих учеников Е.Айзеленом - книгу Немецкая гимнастика: в ней содержались описания основных упражнений и необходимые методические рекомендации. Приблизительно к этому времени относятся и первые публичные выступления гимнастов.

Собственные системы физвоспитания разрабатывались в Чехии, Швеции и Франции, а чуть позже - и в России. В этот период культивировались упражнения на снарядах и опорные прыжки. Хотя вольные упражнения в том или ином виде были известны еще несколько веков назад (например, по выступлениям бродячих цирковых трупп, демонстрировавших среди прочего необычные номера на полу или на земле), как одна из гимнастических дисциплин они получили признание не сразу.

В своем развитии спортивная гимнастика прошла несколько этапов: со временем менялись требования к ней и, соответственно, ее содержание. История гимнастики XIX в. во многом определялась противоборством двух принципиально разных систем: шведской, в которой упор делался, прежде всего, на вольные упражнения (в широком смысле), и немецкой, тяготевшей к упражнениям на снарядах.

В середине столетия в Германии появляются первые закрытые гимнастические залы (до этого действовали лишь открытые площадки). Начинают проводиться официальные соревнования по спортивной гимнастике. Во второй половине XIX в. Европа, а позже и Америка переживают настоящий гимнастический бум.

А следующий век можно с полным основанием назвать «веком гимнастики». Хотя современная программа гимнастических соревнований определилась далеко не сразу. К тому же проходили они необычно. Состязания гимнастов нередко устраивались на открытом воздухе. Не существовало поначалу и единых технических требований к гимнастическим снарядам: зачастую национальные сборные приезжали на международные соревнования с собственным «реквизитом».

До Второй мировой войны успешнее других выступали гимнасты Германии, Чехословакии, Франции, Италии, Швейцарии Финляндии, США, Югославии, Венгрии. В 50-е в мировую гимнастическую элиту вошли спортсмены СССР и Японии, позже - Румынии, Китая и Болгарии, а с распадом СССР - представители России, Украины и Белоруссии.

Международная Федерация гимнастики

гимнастика спорт физический федерация

В 1881 создается Европейская гимнастическая федерация (ФЕГ), в которую поначалу входили всего три страны: Бельгия, Франция и Голландия. Основателем и первым президентом Федерации стал бельгиец Николас Куперус. В 1921 - с появлением в составе ФЕГ первых неевропейских стран - она реорганизуется в Международную Федерацию гимнастики (ФИЖ), которая сейчас объединяет спортивную гимнастику и смежные дисциплины: общую гимнастику, художественную гимнастику, прыжки на батуте, спортивную аэробику и акробатику.

ФИЖ - старейшее международное спортивное объединение. И одно из самых многочисленных: на январь 2002 в Федерации состояли 125 стран. В различных клубах во всем мире гимнастикой сейчас занимаются более 30 миллионов человек. В мировых и континентальных первенствах участвуют в общей сложности около 2 500 мастеров.

Европейский гимнастический союз

Интересно, что первенство Европы по спортивной гимнастике стали разыгрывать задолго до того, как в Старом Свете появился соответствующий руководящий орган. В 1955 состоялся первый чемпионат Европы среди гимнастов-мужчин. Два года спустя в борьбу за европейское «золото» вступили и женщины. Вплоть до середины 1980-х чемпионаты Европы проводились под эгидой ФИЖ, - причем соревнования среди мужчин и среди женщин проходили в разное время и в разных странах.

В 1982 создается Европейский гимнастический союз (УЕЖ). Чемпионат Европы 1986 в Германии стал первым, который Союз организовал и провел самостоятельно - без помощи Международной Федерации (в том же году в состав УЕЖ вступил СССР).

В настоящее время в Союз входит 46 стран. УЕЖ - одно из самых многочисленных и активных спортивных объединений континента. Помимо чемпионата, разыгрывается Кубок Европы, проводится множество других соревнований (для разных возрастных групп), фестивалей и других мероприятий, связанных со спортивной гимнастикой.

Самый титулованный «европеец» среди гимнастов - югослав Мирослав Церар, дважды выигрывавший звание абсолютного чемпиона континента и завоевавший, в общей сложности, 21 медаль (из них 9 золотых).

Чемпионат мира

С 1903 стал регулярно проводиться международный турнир по спортивной гимнастике, в 30-е получивший статус мирового первенства. (Жорж Мартинес из Франции, выигравший турнир 1903, стал, таким образом, первым в истории абсолютным чемпионом мира по гимнастике). Мировой чемпионат, состоявшийся в 1931 в Париже, был приурочен к 50-летию ФИЖ и считался неофициальным. Турнир, прошедший три года спустя в Будапеште, продолжил общую нумерацию и вошел в историю как 10-й чемпионат мира по спортивной гимнастике. (Именно на этом чемпионате впервые разыграли мировое первенство женщины.) Стартующий в 2003 в США очередной чемпионат мира - уже 37-й по счету.

С 1903-го по 1930-й мировые турниры проводились через год, с 1934-го по 1978-й - раз в четыре года (во время Первой и Второй мировой войн соревнования не устраивались), затем организаторы вновь вернулись к прежней схеме.

В начале 90-х в формулу мировых чемпионатов было внесено очередное изменение. Наряду с соревнованиями, в которых разыгрываются все 14 комплектов наград (как это было, например, в 1999 и 2001), проводятся турниры по «усеченной» программе: так, в 2002 разыгрывалось первенство только в отдельных видах программы. В «олимпийский» год мировые чемпионаты вообще не проводятся.

Программа чемпионата мира по спортивной гимнастике приняла привычный для нас «облик» не сразу. Вплоть до 1954 в нее входили и отдельные легкоатлетические дисциплины.

Женская сборная СССР 11 раз занимала первое место на чемпионатах мира, мужская - 8.

Кубок мира

Среди всех международных соревнований по спортивной гимнастике Кубок мира считается третьим по значимости - после мирового чемпионата и Олимпийских игр.

Впервые он был разыгран в 1975 в Англии. Победителями тогда стали советские гимнасты Николай Андрианов и Людмила Турищева. До 1990 соревнования на Кубок проходили в те годы, когда не проводились ни Олимпийские игры, ни чемпионаты мира по гимнастике. За это время Кубок был разыгран 8 раз - в абсолютном индивидуальном первенстве Преимущество гимнастов СССР было подавляющим. У женщин все восемь титулов завоевали наши спортсменки: кроме Турищевой, подобного успеха добились М.Филатова и С.Захарова (по два раза), Е.Шушунова и Т.Лысенко. В 1982 О.Бичерова и Н.Юрченко поделили первое место. У мужчин обладателями Кубка мира в разные годы становились Н.Андрианов и А.Дитятин (оба - дважды), М.Богдан и В.Беленький. Единственным иностранным спортсменом, которому удалось нарушить «советскую гегемонию» в розыгрыше Кубка, стал в середине 80-х китаец Ли Нин (при этом второй свой титул он разделил с нашим Ю.Королевым).

В связи с изменением в начале 90-х формулы проведения мировых чемпионатов было принято решение Кубок мира больше не разыгрывать. Но спустя 8 лет почетный трофей «возродили» вновь. Правда, теперь участники соревнований оспаривают первенство в отдельных видах гимнастического многоборья. На Кубке мира-98 в Японии сильнее всех выступили представители Китая и Румынии, завоевавшие, соответственно, 4 и 3 первых места. Румынские спортсмены удачно выступили и на розыгрыше Кубка мира-2000 в Шотландии - прежде всего, благодаря лидеру их женской национальной гимнастики последних лет, 3-кратной абсолютной чемпионке мира АндреаРадукан.

В настоящее время Кубок разыгрывается по новой схеме: в 2001-2002 была проведена серия турниров в разных странах.

Гимнастика на Олимпийских играх

Спортивная гимнастика неизменно входит в программу Олимпийских игр, занимая в ней одно из центральных мест.

Правда, гимнастическая программа самых первых Игр современности (1896) несколько отличалась от нынешних Олимпиад. 18 гимнастов, представлявших в Афинах 5 стран, соревновались в отдельных видах многоборья: не только в привычных нам упражнениях (за исключением вольных), но также в групповых упражнениях на параллельных брусьях и перекладине и в лазанье по канату. Господство родоначальников гимнастики - немцев - во всех видах программы было практически безраздельным.

Первым в истории абсолютным чемпионом Олимпийских игр по спортивной гимнастике стал в 1900 француз Гюстав Сандра. Первенство среди команд и в отдельных видах многоборья на Олимпиаде в Париже не разыгрывалось.

На Играх 1904 в программе соревнований среди гимнастов появилась еще одна необычная дисциплина: упражнения с булавами. Как известно, подавляющее число участников Олимпиады в Сент-Луисе представляли США. Так что безоговорочный успех американцев на гимнастическом помосте был вполне предсказуем.

На следующих двух Олимпиадах не было равных итальянцу Альберто Бралья. На Играх 1912 к своему титулу абсолютного чемпиона он добавил также «золото», завоеванное в составе сборной Италии в командном зачете.

Соревнования по отдельным видам гимнастического многоборья вновь появились в олимпийской программе уже после Первой мировой войны - на Играх 1924.

Четыре года спустя в олимпийском турнире по гимнастике впервые приняли участие женщины. Правда, следующую Олимпиаду гимнастки опять пропустили - и лишь с 1936 стали участвовать в них постоянно. Примечательно, что в программу олимпийского турнира 1936 по женской гимнастике входили и упражнения на параллельных брусьях. А на Олимпиаде-48 женщины выполняли обязательные упражнения на кольцах. Одно время в программу олимпийского турнира по женской гимнастике входили и групповые упражнения с различными предметами (булава, мяч и пр.), позже ставшие составной частью художественной гимнастики. На Играх 1952 в формулу соревнований по женской гимнастике было внесено существенное изменение: спортсменки впервые выступили в индивидуальном зачете (на четырех снарядах). В своем нынешнем виде олимпийская программа по женской гимнастике окончательно определилась в 1960 (Мужчины разыгрывают награды по схеме 6+1+1 с 1936).

В командном зачете в истории олимпийских турниров по гимнастике не было и нет равных женской сборной СССР, 10 раз поднимавшейся на высшую ступень пьедестала почета. У мужчин чаще других побеждали команды СССР и Японии - по 5 раз. Четырежде праздновала победу мужская сборная Италии - правда, это было еще до Второй мировой войны.

Звание абсолютного чемпиона Олимпийских игр считается высшим титулом в спортивной гимнастике. Выдающаяся советская гимнастка Лариса Латынина добилась уникального достижения. В ее коллекции 18 олимпийских наград (из них 9 золотых: 6 получено в личном и 3 в командном соревнованиях). Повторить, - а, тем более, превзойти, - этот рекорд пока не удалось никому из олимпийцев. 7 золотых медалей (все - в индивидуальном зачете) завоевала чешская гимнастка Вера Чаславска (Одложикова). Столько же «золота» (а также 5 серебряных и 3 бронзовых медали) в коллекции наград Николая Андрианова. (Андрианов и Латынина - два самых титулованных в истории мировой гимнастики спортсмена.) Другой наш гимнаст Александр Дитятин на Олимпиаде-80 установил еще один своеобразный рекорд, завоевав 8 - из 8 возможных - наград: в командном зачете, в «абсолюте» и в отдельных видах многоборья (3 золотых, 4 серебряных и 1 бронзовая медали).

Достойно завершил «советскую эпоху» в олимпийской гимнастике Виталий Щербо: выступая на Играх-92 в составе объединенной команды стран СНГ, он завоевал 6 золотых медалей.

Гимнастика в России

Гимнастика в дореволюционной России

Различные гимнастические упражнения были известны еще в древней Руси - как составная часть народных праздников.

Широкое развитие гимнастики в России началось в XVIII веке. Серьезное внимание гимнастике, как прикладной дисциплине, уделял Петр I и А.В.Суворов. Содержание внедрявшихся - по его инициативе - в армии гимнастических упражнений Суворов изложил в Полковом учреждении.

Как и в других странах, в России спортивная гимнастика первоначально культивировалась в основном в армейской среде. В 70-е XIX в известный российский ученый и педагог П.Ф.Лесгафт открывает в Санкт-Петербурге двухгодичные гимнастические курсы (ныне - Институт физической культуры им. Лесгафта). Первые в нашей стране соревнования по гимнастике, организованные Русским гимнастическим обществом, прошли в 1885 в Москве. В них приняли участие всего 11 человек, но начало было положено.

В 1889 гимнастика вводится в программу мужских учебных заведений. В конце XIX - начале XX века в различных городах России создаются гимнастические общества и кружки, начинают регулярно проводиться чемпионаты страны.

В 1912 российские гимнасты впервые приняли участие в Олимпийских играх, но составить конкуренцию более опытным соперникам не смогли.

Гимнастика в СССР.

В СССР гимнастика стала по-настоящему массовым видом спорта, хотя поначалу отношение к этому «пережитку буржуазного прошлого» было настороженным, - и даже враждебным.

Развитие спортивной гимнастики в СССР в 20-е связано, прежде всего, с осуществлением всеобуча. Первый чемпионат страны прошел в 1928 (в рамках Всесоюзной Спартакиады). В командном зачете победила сборная Украины, а абсолютным чемпионом страны стал Мечислав Мурашко. В программу первых соревнований по гимнастике включались не только «классические» ее дисциплины, но и бег, лазанье по канату, метание гранаты и другие прикладные упражнения.

В начале 30-х создается Всесоюзная секция по гимнастике, позже преобразованная в Федерацию спортивной гимнастики СССР. В 1932 было разыграно второе по счету абсолютное первенство страны, - на этот раз в соревнованиях приняли участие и женщины. Первой абсолютной чемпионкой стала Татьяна Вощинина. А с 1939 на национальных первенствах стали также разыгрываться награды в отдельных видах программы.

Дебют советских гимнастов на международной арене состоялся в 1937 - на 3-й Рабочей Олимпиаде в Антверпене. Наша мужская и женская сборные выиграли командное первенство, а Николай Серый и Мария Тышко завоевали звание абсолютных чемпионов.

В 1949 Федерация гимнастики СССР вступила в ФИЖ. А в 1952 советские гимнасты впервые участвовали в Олимпийских играх. Дебют оказался успешным: наши спортсмены стали чемпионами и в командном (мужская и женская сборные), и в личном (Виктор Чукарин и Мария Гороховская) зачете. Столь же убедительным был дебют советских гимнастов на мировом первенстве два года спустя: победы в командных зачетах и титулы абсолютных чемпионов мира у мужчин (Виктор Чукарин и Валентин Муратов) и женщин (Галина Рудько (Шамрай)).

В общей сложности советские гимнасты завоевали на Олимпийских играх более 300 наград: около половины из них - золотые. А на 14 чемпионатах мира, прошедших с их участием, наши спортсмены выиграли более 400 медалей, среди которых тоже немало «золота».

Советская школа гимнастики подарила миру немало выдающихся спортсменов: Лариса Латынина, Людмила Турищева, Борис Шахлин, Виктор Чукарин, Михаил Воронин, Юрий Титов, Валентин и Софья Муратовы, Наталья Кучинская, Полина Астахова, Юрий Титов, Николай Андрианов, Ольга Корбут, Александр Дитятин, Юрий Королев, Нелли Ким, Виталий Щербо, Елена Шушунова, Дмитрий Билозерчев, Елена Мухина, Ольга Бичерова и мн. др.

Российская гимнастика сегодня

Федерация спортивной гимнастики России основана в 1991. Она объединяет организации 71 субъекта РФ. Возглавляет Федерацию профессор Л.Я.Аркаев, он же является главным тренером национальной сборной России по гимнастике. В России регулярно проводятся чемпионаты страны, региональные, общероссийские и международные турниры и др. мероприятия. Федерация входит в состав ФИЖ и УЕЖ.

Нынешние «звезды» отечественной гимнастики продолжают победную эстафету своих предшественников на международной арене. А. Немов стал абсолютным чемпионом Олимпийских игр в Сиднее-2000, а также выиграл «золото» в упражнениях на перекладине. С.Хоркина - абсолютная чемпионка мира (дважды) и Европы (трижды), в ее коллекции также олимпийское и мировое «золото» на отдельных снарядах. Н.Крюков - абсолютный чемпион мира, А.Бондаренко - абсолютный чемпион Европы. Е.Замолодчикова - победитель (в отдельных видах программы) чемпионатов мира и Олимпийских игр.

По данным на конец 2002 А.Немов и С.Хоркина возглавляли мировой гимнастический рейтинг.

Список литературы

1. Брыкин, А.Т., Смолевский В.М. Гимнастика М., 1985.

2. Гречко, А.С., Соколов Г.Я., Яковлев Н.Л. Гимнастика. Профессионально-педагогические учения.

3. Меньшиков, Н.К. Гимнастика и методика ее преподавания. С-Петербург. Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1998.

4. Попова, Е.Г., Грецов Г.В., Общеразвивающие упражнения: методические рекомендации. Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1998.

5. Роперс, Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика М, “Просвещение”. 1998.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Зарождение гимнастики как вида спорта: расцвет и упадок, второе рождение. Место и значение гимнастики в системе физического воспитания. Гимнастика в программе Олимпийских игр: спортивная и художественная. Современное состояние гимнастики на Тамбовщине.

    реферат , добавлен 18.01.2008

    Расцвет, упадок и второе рождение гимнастики, включение ее в программу Олимпийских игр. Структура Международной федерации гимнастики. Развитие гимнастики как вида спорта в России. Программа подготовки спортсменов к Зимним Олимпийским играм 2012 г.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2012

    Гимнастика как система телесных упражнений, история ее становления и формирования. Международная Федерация Гимнастики, ее назначение и основные периода деятельности. Гимнастика у древних народов, ее развитие в эпоху Средних веков в Европе и Азии.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    Спортивная классификация как система присвоения спортивных званий и спортивных разрядов, ее разновидности и сферы применения. Понятие гимнастики и ее место в системе физического воспитания. Значение общеразвивающих и прикладных видов гимнастики.

    реферат , добавлен 07.08.2009

    Уровни, особенности, методики, критерии спортивного отбора для подготовки профессиональных спортсменов. Ориентация детей для занятий гимнастикой. Требования гимнастики как вида спорта к способностям занимающихся. Изучение способностей у спортсменов.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2013

    Шведская система гимнастики и гимнастика в дореволюционной России во второй половине XIX – начале XX века, её развитие в советской России. Краткие биографии российских чемпионов. Методы и средства физического воспитания, значение спорта в жизни людей.

    контрольная работа , добавлен 14.06.2016

    История развития спортивной гимнастики. Обобщение организаций, занимающихся ее развитием: Международная Федерация гимнастики, Европейский гимнастический союз. Основные техники спортивных прыжков. Формирование приземления с использованием игровых заданий.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2012

    Научно-теоретические предпосылки развития силы. История атлетизма. Влияние спортивной тренировки на рост и развитие ребенка. Использование средств атлетической гимнастики для формирования силовой подготовленности без снарядов у школьников-гимнастов.

    дипломная работа , добавлен 20.01.2013

    История развития спортивной гимнастики в России. Методика проведения систематической гимнастики для пожилых людей. Исследование воздействия физических упражнений на организм. Обзор комплекса разминочных физических упражнений. Лечебная физическая культура.

    презентация , добавлен 23.10.2016

    Гимнастика как учебно-педагогическая и научная дисциплина. Методы применяемые в гимнастики. Основные задачи гимнастики. Всестороннее физическое развитие, совершенствование двигательных способностей и оздоровление занимающихся. Методы преподавания.

Введение

Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого "гимнос" - обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными.

Существует множество видов гимнастики: спортивная, художественная, гигиеническая, оздоровительная и другие.

В данной работе описана сама история возникновения гимнастики, как неотъемлемой части жизнедеятельности человека от древнейших времён до современности.

История возникновения гимнастики

Гимнастика представляет собой систему телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии человеком. Создана эта система была в Древней Греции задолго до новой эры. Кроме общефизических упражнений, верховой езды, плавания, танцев гимнастика включала в себя и публичные состязания в беге, прыжках, метания копья и диска, борьбе, кулачном бое, езде на колесницах. Все эти состязания входили в состав соревнований, включенный в Олимпийские Игры.

В древности с гимнастикой были знакомы не только греки. К примеру, в Китае и Индии несколько тысячелетий назад тоже практиковались гимнастические упражнения - в основном в лечебных целях. Уже тогда были известны и специальные приспособления, похожие на некоторые современные гимнастические снаряды. Так, в древнем Риме для обучения основам верховой езды использовалось некое подобие известного нам «коня».

Ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало - под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, - духовному, возвышенному. В 393 гимнастика была официально запрещена и лишь в XIV в. началось её возрождение как системы физического воспитания.

На рубеже XVIII - XIX столетий в Германии возникло течение филантропистов, в котором большое внимание уделяли развитию физического воспитания. Активное участие в этом принимали Герхард Фит, Иоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян. В немецкой гимнастике были популярны упражнения на перекладине, кольцах, брусьях и коне. Оригинальные системы гимнастики создали француз Франс Аморос, швед Пер Линг, чех Мирослав Тырш. Эти люди внесли большой вклад в историю развития гимнастики.

Гимнастика, как вид спорта

Известно, что в 1817 г. 80 учеников Ф. Амороса провели публичные состязания в Париже, что в Греции, в Афинах, начиная с 1859 г., не раз предпринимались попытки возродить античные Олимпийские игры, и проводились соревнования по многим видам физических упражнений и гимнастике. Можно предположить, что ученики Ф. Яна пытались мериться силами, соревноваться в выполнении упражнений, а ученики М. Тырша - "соколы" - проводили слеты, на которых гимнасты демонстрировали свои успехи и, естественно, эти успехи как-то сравнивались.

Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 г., когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр. И с тех пор остается их подлинным украшением.

С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике - системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке - лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.

В середине столетия в Германии появляются первые закрытые гимнастические залы (до этого действовали лишь открытые площадки). Начинают проводиться официальные соревнования по спортивной гимнастике. Во второй половине XIX в. Европа, а позже и Америка переживают настоящий гимнастический бум.

А следующий век можно с полным основанием назвать «веком гимнастики». Хотя современная программа гимнастических соревнований определилась далеко не сразу. К тому же проходили они необычно. Состязания гимнастов нередко устраивались на открытом воздухе. Не существовало поначалу и единых технических требований к гимнастическим снарядам: зачастую национальные сборные приезжали на международные соревнования с собственным «реквизитом».

Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье - опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения - и по отдельным видам.

С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла современный вид - шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина.

До Второй мировой войны успешнее других выступали гимнасты Германии, Чехословакии, Франции, Италии, Швейцарии Финляндии, США, Югославии, Венгрии. В 50-е в мировую гимнастическую элиту вошли спортсмены СССР и Японии, позже - Румынии, Китая и Болгарии, а с распадом СССР - представители России, Украины и Белоруссии.

В современной спортивной гимнастике огромное число общеразвивающих и прикладных упражнений для мышц рук, туловища и ног, как на снарядах, так и без них. В ней используются гимнастическая палка, набивные мячи, шведская стенка, канат, шест, кольца, перекладина, бревно, и брусья. Гимнастика включает в себя бег, ходьбу, прыжки через планку и опорные: через козла и коня, преодоление препятствий и эстафеты.

гимнастика спортивный олимпийский игра

Введение………………………………………………………… ……………...3

    Гимнастика у древних народов……………………………………………4
    Гимнастика в Средневековье…………………………………………… ...8
    Гимнастика в эпоху Возрождения………………………………………...9
    Гимнастика в новое время………………………………………………..11
    Возникновение национальных систем гимнастики…………………….12
    Развитие гимнастики во второй половине XIX – начале XX века…….16
    Гимнастика в России в XIX – XX веках…….…………………………..17
    Заключение…………………………………………………… ……………...23
Введение

История гимнастики – это специфическая отрасль знаний, важный раздел истории физической культуры и общей культуры, наука о закономерностях развития гимнастики в различные исторические эпохи в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни людей.
По мере развития наук о человеке открывались новые возможности для использования гимнастики в целях укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей организма, подготовки занимающихся к здоровому образу жизни, учебе, труду, выполнению воинских обязанностей.
Изменения в способе производства материальных благ, в производственных отношениях, в военной технике и военном искусстве каждый раз предъявляли новые специфические требования к человеку, возникала необходимость совершенствования средств и методов гимнастики для подготовки людей к жизни и деятельности в новых условиях.
Гимнастика развивается и по своим собственным закономерностям: а) обогащение гимнастов и тренеров опытом соревнований и организации учебно- тренировочной и воспитательной работы с гимнастами; б) совершенствование программ, правил соревнований, терминологии, теории и методики обучения упражнениям и спортивной тренировки; в) проведение научных конференций, семинаров, исследований; г) совершенствование системы подготовки педагогов-тренеров; д) улучшение качества гимнастических снарядов, оборудования мест занятий и др.
Образованность в области гимнастики характеризуется знанием основных периодов ее истории. Следует знать, как зародилась гимнастика, какие этапы в своем развитии она прошла; каково ее место в современной системе физического воспитания людей всех возрастных групп, в их учебной и трудовой деятельности; в каком направлении она будет развиваться в ближайшем будущем.

    Гимнастика у древних народов
В глубокой древности , в эпоху первобытнообщинного строя, гимнастических упражнений в нашем понимании еще не было. Они не были выделены в самостоятельный объект познания и использования в подготовке человека к жизни и трудовой деятельности. Все двигательные действия носили прикладной характер и использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей в пище, жилье, одежде. Дети в своих движениях подражали взрослым охотникам, земледельцам, скотоводам, воинам, деятельность которых была насыщена самыми разнообразными движениями: продолжительной ходьбой, бегом, преодолением всевозможных препятствий, лазанием по деревьям, ползанием, переползанием, метанием различных предметов, стрельбой из лука, переправой через водные преграды разными способами и др. Многие из этих двигательных действий в несколько измененном виде применяются в гимнастической практике до сих пор (прыжки в длину, в высоту, в глубину).
В древнегреческом рабовладельческом государстве Лаконика с главным городом Спартой свободно рожденные граждане жили за счет труда порабощенных народов. Для ведения захватнических войн и удержания рабов в повиновении требовались хорошо подготовленные воины. С этой целью детей с 7 лет отдавали в школы с жесткой системой воспитания.
Государственной задачей считалось и физическое воспитание женщин. Девушки выполняли те же упражнения, что и будущие воины-мужчины, участвовали в спортивных состязаниях. В качестве упражнений применялись ходьба, бег, прыжки, метание диска, борьба, кулачный бой, игры (преодоление различных препятствий, лазание и др.).
В Афинах – центре древнегреческой культуры того же времени – было хорошо развито ремесленное производство, торговля, морской флот, наука, искусство. Здесь возникла и практически воплощалась идея воспитания гармонически развитой личности. В этом государстве так же, как и в Спарте, дети до 7 лет воспитывались родителями, а затем мальчики богатых родителей посещали платные мусические школы, а с 12-13 лет обучались в государственной школе – палестре.
Из гимнастических упражнений широко использовались игры в мяч, перетягивание каната, упражнения в лазании и равновесии, игры с бегом и преодолением препятствий. Дети обучались также упражнениям с копьем и щитом, дротиком и луком, кинжалом и другим оружием, чтобы их тела были натренированы и готовы к военным действиям.
Большое внимание уделялось не только физическому, но и духовному воспитанию детей. Аристотель отмечал, что «…в гимнастике не должно преобладать животное». С помощью гимнастических упражнений воспитывались сдержанность, умеренность, самообладание, терпение, внимательность и чуткость. Для того чтобы исключить огрубляющее влияние занятий гимнастикой, греки занимались специально подобранной музыкой, астрономией, математикой, ораторским искусством. Гимнастикой занимались представители привилегированных сословий. Категорически запрещалось посещать занятия рабам, не допускались и женщины.
Древний Рим вел захватнические войны и жил в основном за счет труда порабощенных народов. Для этого нужна была сильная, выносливая, хорошо подготовленная в военном отношении, безжалостная к другим народам армия. В нее вступали юноши 16-17 лет. В течение долгого времени они проходили хорошо организованную специальную физическую и военную подготовку. Обучение было суровым. В качестве упражнений применялись бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, лазание по канату, шесту, лестнице, скалолазание, игры в мяч, с бегом и преодолением препятствий, упражнений на деревянном коне и др.
В период империи (27 г. до н. э. – 476 г. н. э.) с переходом к профессиональной армии произошел упадок военно-физического воспитания рабовладельцев. Они ограничивались легкими гимнастическими упражнениями, прогулками, массажем и купанием в ароматизированной воде.
Большой теоретический и практический интерес представляет гимнастика народов Древнего Востока, особенно Китая и Индии.
В Древнем Китае зародились две формы национальной гимнастики под общим названием – ушу. Каждая из них имела свое наименование.
Первая форма ушу – соли, или «внешняя», носила явно выраженную военную направленность. Ее методы и средства использовались для развития мышечной силы, ловкости и выносливости. Эти способности были необходимы для успешного овладения приемами борьбы, боевыми действиями с копьем, мечом, щитом в защите и нападении. Большое внимание уделялось подготовке всадников. При этом в качестве подводящих и подготовительных применялись упражнения на деревянном коне. Для обучения преодолению наземных препятствий использовались шесты, канаты, лестницы и другие подсобные средства. Широко применялись прыжки безопорные, опорные и в глубину, лазание, перелезание, подлезание, ходьба и бег. В гимнастике солин нагрузке подвергаются скелет и мышцы.
Вторая форма ушу – тай-дзи – сохранилась до наших дней. Ее называют стиль мянь-цюань, или «внутренняя». Она носила явно выраженный гигиенический характер, применялась для лечения болезней и ликвидации дефектов осанки. Упражнения тай-цзи проделывались обычно по утрам, рекомендовались также и занятия 2 раза в день. Особенностью этих упражнений было то, что они выполнялись в сочетании с самомассажем, а сами массирующие движения рассматривались в качестве гимнастических упражнений.
В гимнастике тай-цзи движения рекомендуется выполнять с некоторым расслаблением мышц и воздействовать с их помощью преимущественно на внутренние органы. Требуется, чтобы мышцы и суставы были мягкими, живот и грудная клетка ненапряженными. Это создает условия для глубокого дыхания, позволяет не задерживать его, легко и свободно дышать животом. Полурасслабленные мышцы и суставы дают возможность выполнять упражнения безболезненно.
Древнекитайские системы складывались преимущественно в монастырях: монахам не разрешалось иметь при себе оружие, но ввиду того, что во время их странствий на них нападали бродяги, разбойники, они вынуждены были защищаться врукопашную. Им не разрешалось самим нападать – это считалось большим грехом перед богом. Запрет на ношение оружия побуждал их к изобретению приемов самозащиты.
В Древней индии в основе гимнастических упражнений лежало религиозно-философское учение – йога. Согласно йоге человек может познать сущность вещей, самого себя, если пройдет длинный подготовительный путь – с помощью специальных гимнастических упражнений сформирует в себе целый ряд «добродетелей» и соответствующим образом подготовит свой организм к активной деятельности.
Слово «йога» в переводе с древнеиндийского языка означает «союз, соединение, связь, единение, гармония». Смысл, заложенный в этом термине, подчеркивает полную гармонию физического здоровья и нравственно-духовной красоты человека. Такой гармонии можно достичь в процессе занятий различными видами йоги.
Крия-йога – это совокупность средств и методов внутреннего и внешнего очищения.
Хатха-йога предусматривает не только физическое совершенство тела, но и совершенство ума и духа человека: в здоровом теле – здоровый дух.
Раджа-йога предусматривает освобождение души путём физических, этических и психических упражнений.
Карма-йога позволяет достичь совершенства посредством труда и активных действий человека.
Джани-йога направлена на совершенствование человека путём обогащения его знаниями обо всём том, что способствует обретению мудрости и духовного совершенства, и рассматривается йогами как гармония знаний.
Бхакти-йога проповедует любовь и преданность высшим идеалам.
Лая-йога изучает воздействие на человека ритмов и вибраций, идущих из космоса (космическая йога).
Мантра-йога – это наука о воздействии звуковых вибраций на организм человека.
В Индии существует много различных школ, направлений в преподавании йоги. Они имеют незначительные методические различия. Наилучшими школами являются Центр йоги в Дели и Институт йоготерапии и йогокультуры в городе Лакхнау – столице индийского штата Уттар-Прадеш.
В Индии в 1965 г. принято правительственное постановление о введении йоги в программы учебных заведений, в подготовку служащих армии и полиции. В ряде стран хатха-йога введена в систему физической подготовки военнослужащих, в первую очередь летчиков и подводников. Её методы используют многие спортсмены и космонавты.
В Древнем Египте гимнастические упражнения служили главным образом цели физического воспитания подрастающего поколения. Большой популярностью пользовались акробатические упражнения. При храмах проводились соревнования по гимнастике. Победители получали призы.
Известно о существовании школ физического воспитания в Персии .
Гимнастические, акробатические упражнения, канатохождение были популярны среди народов Закавказья .
    Гимнастика в Средневековье
Средние века характеризуются феодальным способом производства и распространением христианства.
В ранние периоды феодализма церковь считала всякую заботу о человеческом теле делом греховным. «Гимнастика есть деяние сатаны», - утверждал христианский богослов и писатель Тертуллиан. Любая форма двигательной активности, не связанная с профессионально-трудовыми, бытовыми и религиозными обязанностями рассматривалась как ересь, достойная отлучения от церкви.
Уступка была сделана только феодалам. Они занимались физическими упражнениями, чтобы воспитать себя как воинов, способных держать в повиновении крепостных крестьян, участвовать в войнах, защищать светских и духовных владык от внешних и внутренних врагов.
Основой подготовки воина была верховая езда и вольтижировка. Сложные боевые приемы предварительно изучались на деревянном коне. Вначале этот снаряд имитировал живого боевого коня, затем за ненадобностью со временем убрали голову, хвост и т. д., остались лишь две седельные луки, постепенно ставшие деревянными упорами, врезанными поперек коня. В конечном итоге они постепенно превратились в кольца-ручки, в прототип параллельных брусьев.
Боевые действия воинов, вооруженных мечами, копьями, щитами, секирами и облаченных в тяжелые доспехи, требовали большой физической силы, выносливости и ловкости. Для их развития применялись гимнастические и акробатические упражнения, бег, поднятие и перенос тяжестей, упражнения в прыжках, лазании, перелезании через различные препятствия, фехтовании и др. Боевая и физическая подготовленность воинов проверялась на рыцарских турнирах.
    Гимнастика в эпоху Возрождения
Возрождение (XIV – XVI вв.) – это период разложения феодального строя и становления и становление раннего буржуазного общества с более высокой производительностью труда наемных рабочих. Представители передовой части зарождающейся буржуазии – гуманисты – провозгласили культ человеческой личности веру в ее способности.
Делались попытки возродить наследие античности. Все это коренным образом изменило взгляды на воспитание человека на роль гимнастики в подготовки его к здоровому образу жизни, труду и военной деятельности.
Наибольший интерес для истории гимнастики представляет труд венецианского врача Иеронима Меркуриалиса (1530 – 1606) « Об искусстве гимнастики» в 6 томах. Он разделил гимнастику на военную, врачебную и атлетическую и попытался возродить идеи древних греков и римлян.
В этот период большой популярностью пользовались акробатические упражнения. Современник Меркуриалиса, его преемник и последователь Арканджелло Туккаро (1538 – 1616) написал первое руководство по акробатике «три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе». Оно было издано в Париже в 1599 году. Туккаро систематизировал все известные к тому времени акробатические упражнения и изложил технику их исполнения. Им были выделены 2 группы упражнений: без снарядов и с использованием снарядов.
Для развития теории и методики гимнастики огромное значение имели труды Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). Коменский выдвинул важнейшие для физического воспитания принципы обучения: а) воспитывающий характер обучения; б) связь обучения с жизнью; в) соответствие содержания обучения требованиям жизни. Он подробно раскрыл такие принципы обучения, как: а) сознательность и активность; б) наглядность; в) постепенность и систематичность в овладении знаниями, умениями, навыками; г) принцип упражнений и прочного овладения знаниями, умениями и навыками. Эти принципы положены в основу современной методики обучения гимнастическим упражнениям и спортивной тренировки.
Вслед за Я. А. Коменским Джон Локк (1632 – 1704) считал, что окружающий мир человек познает через ощущения и восприятие органов чувств, поэтому их функции надо развивать. Он предложил спортивно-игровой метод обогащения знаниями, умениями, навыками с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Во второй половине XVII в. ученый монах Епифаний Славинский (умер в 1676 г.) впервые классифицировал игры на пригодные и вредные для воспитания молодежи, дал педагогический анализ многим гимнастическим упражнениям.
Таким образом, смена феодального способа производства более прогрессивным капиталистическим привела к положительным переменам философских взглядов, в развитии науки, культуры, физической культуры, а, следовательно, и в гимнастике в частности.
    Гимнастика в Новое время
Новое время (XVII – начало XIX в.) характеризуется быстрым развитием наук, культуры, промышленного производства, борьбой буржуазии за власть.
Большое внимание уделялось физическому воспитанию путем использования гимнастических упражнений. Развивались идеи Я. А. Коменского и Д. Локка о соотношении чувственного и умственного познания окружающего мира, необходимости развития функций органов чувств, закаливания, физической подготовки детей и юношества. В этот период наиболее сильное влияние на развитие гимнастики оказали Руссо и Песталоцци
Жан Жак Руссо (1712 – 1778), идеолог революционной мелкобуржуазной демократии, считал, что при подготовке ребенка к жизни надо приучать его к испытаниям, закаливать тело, чтобы оно могло противостоять непогоде, голоду, жажде, усталости. Руссо, как и Локк, особое внимание обращал на необходимость развития функций органов чувств, приобретение ребенком, юношей двигательного, эмоционально-волевого и нравственного опыта.
Физическое воспитание по убеждению Руссо является основой умственного, трудового и нравственного воспитания. Средством решения воспитательных задач Руссо считал гимнастические упражнения, бег, метания, прыжки, игры, прогулки и др. Для повышения заинтересованности и активности детей в развитии их двигательных способностей он предлагал использовать соревновательный метод.
Шведский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) всю свою жизнь посвятил обучению и воспитанию детей простого народа. Он рекомендовал развивать у них двигательные, умственные, нравственные способности; формировать умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в сельском хозяйстве, ремесленном и промышленном производстве. Ведущая роль отводилась физическому воспитанию.
Таким образом, в Новое время гимнастика получает дальнейший толчок к развитию под влиянием более прогрессивного капиталистического способа производства развития наук, культуры, повышение боеспособности армии в связи с необходимостью ведения войн.
    Возникновение национальных систем гимнастики
Конец XVIII в. и первая половина XIX в. характеризуются дальнейшим развитием капитализма. В этот период происходят буржуазные революции во Франции, Испании, Португалии. Армия Наполеона покорила ряд европейских стран и совершила поход против России, что оказало огромное влияние и на развитие военного дела.
Для успешного ведения захватнических и оборонительных войн нужны были массовые регулярные армии, хорошая вневойсковая военно-физическая подготовка молодежи. Эти обстоятельства стимулировали создание национальных систем гимнастики, отвечающих требованиям капиталистического производства, военного дела, национальным и культурным особенностям народов.
Французская система гимнастики стала развиваться под влиянием массового увлечения французской молодежи военно-физической подготовкой. Члены юношеских спортивных команд занимались гимнастикой, участвовали в туристских походах и военизированных играх. Наполеон преобразовал юношеские команды в школьные батальоны и сделал их резервом армии.
После поражения Франции в наполеоновских войнах работу по гимнастике во французской армии возглавил полковник Дон Франциско Аморос (1770 – 1848). В 1830 г. он издал «Руководство по воспитанию физическому, гимнастическому и моральному» и атлас, включавший 53 таблицы упражнений. Он организовал гражданскую и военную школы гимнастики. Его система гимнастики была естественно-прикладной и основывалась на идеях Локка, Руссо, Песталоцци, военно-прикладной практике физической подготовки солдат и офицеров того времени.
Военно-прикладной характер французской системы гимнастики сохранился до XX в. Пользуясь положением хозяев II Олимпийских игр 1900 г., французы настояли на том, чтобы в программу соревнований были включены прикладные упражнения: прыжки в длину, с шестом, через препятствия, лазания по канату, поднимание тяжести массой в 50 кг и перетягивание каната.
Немецкая система гимнастики сложилась под влиянием передовой части немецкой буржуазии.
Герхард Ульрих Антон Фит (1763 – 1836) обобщил и систематизировал все, что было сделано в области физических упражнений до него, и изложил в «Опыте энциклопедии физических упражнений». Он дал определение понятия «физическое упражнение»: это все движение и применение физических сил человеческого организма, имеющие своей целью совершенствование последнего. С помощью гимнастических упражнений, по Фиту, педагог может: а) сохранить и укрепить здоровье занимающихся; б) развить красивые формы тела; в) увеличить силу, быстроту движений; г) развить точность и уверенность в движениях, придать бодрость и решительность духу; д) развить потребность в умственной работе, в полезном проведении свободного времени; е) отвлечь о раннего появления половых потребностей.
Фит предложил ряд правил и методических указаний к проведению занятий: а) необходимость специально оборудованных мест занятий; б) высокая профессиональная подготовленность педагога; в) учет индивидуальных особенностей учеников при подборе упражнений.
Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759 – 1839) в начале своей педагогической деятельности пытался приспособить идеи Руссо о физическом воспитании. После захвата Германии наполеоновской армией взгляды Гутс-Мутса на физическое воспитание изменились, этой перемене содействовало национально-освободительное движение, развитие капитализма. Педагог считал, что с гимнастическим упражнениями надо знакомить студентов высших учебных заведений, будущих учителей. Ко всем остальным сословиям гимнастика, по его мнению, имела еще более близкое отношение, ибо их тело должно служить государству. Гимнастика тогда считалась основой национальной системы физического воспитания немецкого народа.
Основателем, отцом немецкой гимнастики принято считать Иоганна Фридриха Людвига Кристофора Яна (1778 – 1852). Слово «гимнастика» он заменил словом турнен, что означает изворотливость. Ян организовал гимнастические союзы, где готовились бойцы за освобождение Пруссии то французской оккупации, пропагандировал мысль о величии и историческом призвании немецкого народа, его великого духа, языка и обычаев.
Занятиями гимнастикой Ян пытался восстановить утраченное равновесие человеческого образования, поставить рядом с односторонней духовной деятельность телесную, чрезмерной утонченности противопоставить мужественность.
В свою систему Ян включил 24 группы упражнений. Многие из них заимствованы у Фита, Гутс-Мутса. Особое внимание уделялось упражнениям на гимнастическом коне, козле, параллельных брусьях, турнике, упражнениям со скамейкой и обручем, акробатике, танцам. Применялись и военно-прикладные упражнения: стрельба из лука и огнестрельного оружия, переноска тяжестей, верховая езда и др.
Упражнения без гимнастических снарядов и со снарядами стали более интересными, привлекательными для молодежи из-за того, что их выполнению придавался состязательный характер. Ян поощрял достижения своих учеников, большое значение он придавал форме движений и технике исполнения упражнений. Он требовал от воспитанников прямого положения головы, оттянутых носок ног, прямых линий в движениях и военной выправки. Зарождался гимнастический стиль выполнения упражнений.
Курс гимнастики был рассчитан на 2 периода. В первом периоде применялись сравнительно простые упражнения: ходьба, бег, прыжки, лазание, упражнения на снарядах, игры. Соблюдался принцип постепенности, последовательности, правильного сочетания нагрузки с отдыхом. Большое внимание уделялось развитию воли, изучению индивидуальных способностей занимающихся. Во втором периоде гимнасты выполняли более сложные упражнения.
Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс (1816 – 1858) – преподавателем гимнастики, истории и пения. Опираясь на работы своих предшественников, необходимость преподавания ее в качестве обязательного предмета. Идею Песталоцци о формировании особенностей у детей трудовой деятельности с помощью гимнастических упражнений он фактически развил до необходимости преподавания дисциплинирующих, муштрующих вольных упражнений. Основными из них были ходьба, бег, прыжки, подпрыгивания, повороты, упражнения для рук, туловища и ног. Упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение, сочетались с пением и демонстрировались на гимнастических праздниках.
Основным недостатком метода Шписса было то, что упражнения выполнялись всеми учениками одновременно. Это затрудняло индивидуальный подход, индивидуальность подчинялась формальным требованиям дисциплины и порядка.
Шведская система гимнастики. Ее основателем был Пер Генрих Линг (1776 – 1839). Он окончил богословский факультет Упсальского университета, Институт для детей и взрослых в Копенгагене – первое учебное заведение в Европе по физическому воспитанию.
Яльмар Линг, сын П. Линга, разработал и ввел новые шведские снаряды: стенку, скамейку, двойной бум, плинт и др.
П. Линг и Я. Линг совместно с учёными Браттингом, Тернгремом и др. подробно разработал педагогическую гимнастику, считая, что высшая цель гимнастики – забота о гармоническом развитии человеческого тела.
Шведскую гимнастику выгодно отличали её оздоровительный характер, подбор упражнений в зависимости от анатомических возможностей, строгая направленность на вовлечение в работу определённых мышц, многообразие упражнений, внедрение новых снарядов и методик обучения.
Если проанализировать все рассмотренные системы, то следует сказать, что их авторы недооценивали такие средства воздействия на человека, на его личностные свойства, как слово педагога, музыка, условия проведения занятий. Не всегда учитывались образовательно-воспитательные возможности не только отдельных групп упражнений, но и гимнастики в целом.
    Развитие гимнастики во второй половине XIX – начале XX века
В этот период под влиянием новых экономических и политических условий на основе старых гимнастических систем складываются современные виды гимнастики: спортивная с ее разновидностями – акробатикой и художественной гимнастикой, основная и ее вспомогательные виды.
и т.д.................

 

 

Это интересно: